Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
07:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

История установления праздника перенесения св. Мощей мученика Авраамия Болгарского

История установления праздника перенесения св. Мощей мученика Авраамия, Владимирского Чудотворца, из холодного храма в теплый и — обратно в холодный — ежегодно

Уже более 700 лет прошло с тех пор, как Господом Богом дарована Успенской женской обители, а с нею и городу Владимиру и всей Русской земле — Великая святыня — святые и чудотворные мощи Страстотерпца Христова, св. мученика Авраамия.
Происходя родом из Волжской Болгарии (ныне Казанская губерния) и будучи сначала воспитан в магометанской вере, св. Авраамий, по озарении свыше благодатию Божиею, познал истину св. веры Христовой и принял христианство. Он так проникся духом новой веры Христовой, что не только исповедывал ее, но с апостольской ревностию распространял веру Христову и среди своих единоплеменных — Волжских болгар. Никакие уговоры и советы, никакие пытки и мучения не могли заставить св. исповедника Христова отвергнуться от Христа, за что и принял он в 1229 году 1-го апреля мученическую кончину.
В следующем 1230 году Благоверный Великий Князь Владимирский Георгий Всеволодович, победив Волжских болгар, потребовал от них и выдачи мощей страстотерпца Авраамия. Для принятия и принесения мощей было отправлено нарочитое русское посольство, и 9-го марта 1230 года желанное сокровище — нетленные мощи Болгарского Чудотворца — было принесено в столицу Владимир. Для встречи за городом устроен был крестный ход, в котором присутствовало все столичное духовенство, предводимое Архипастырем Владимирским — блаженным Епископом Митрофаном, были все граждане и сам Благоверный В. Князь Георгий Всеволодович со своим семейством. Св. мощи торжественно были внесены в столицу и положены в Успенской женской обители, основанной родительницей Благоверного Князя — Благоверною Вел. Княгиней Марией Шварновной (в иночестве Марфою). До 1712 года мощи св. мученика Авраамия покоились в приделе Благовещения Пресв. Богородицы, в каменном гробе. В 1712 году мая 11 дня св. мощи были переложены в резную деревянную раку и в ней с торжеством перенесены были в главный храм Успения Божией Матери, где и до сего времени открыто почивают.
Имея постоянное пребывание в главном Успенском храме — холодном, где служба совершается только в летнее время, в зимнее же время служба совершается в другом отдельном теплом Казанском храме — св. мощи, это главная святыня местной обители, почти на половину года находилась как бы в некотором забытии. Правда, празднества в честь св. мученика Авраамия и молебствия совершались за это время в теплом храме, но не у самого гроба св. угодника, этого благодатного источника. Между тем, эта святыня всегда пользовалась благоговейным почитанием не только со стороны обывателей г. Владимира, но и жителей близких и отдаленных местностей, которые, приходя на поклонение святыне, по той же причине, в зимнее время, лишены бывали возможности помолиться за службой у гроба св. Угодника и совершать молебствия пред св. мощами, не получая, таким образом, более полного удовлетворения своего религиозного чувства.
На это обстоятельство особое внимание обратил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский и, для устранения этого нежелательного явления, решился принять соответствующие меры.
По предложению благостного Архипастыря со стороны монастырской администрации в конце 1915 года было возбуждено, через Епархиальное Начальство, на вышеизложенных основаниях ходатайство пред Святейшим Правительствующим Синодом — об ежегодном перенесении, с подобающею честью, раки с честными мощами св. мученика Авраамия на зимнее время из холодного храма в теплый и обратно — из теплого в холодный на летнее время. При чем, временем для торжественных перенесений были избраны — для первого — 25-го сентября, а для второго перенесения — 4-я неделя по Пасхе (о расслабленном), в так называемое в народе «Авраамиево Воскресение», когда таковое перенесение, вследствие наибольшего стечения иногородних богомольцев, может совершаться в наиболее торжественной обстановке и, как бы в некотором отношении воспроизводящее в памяти народа первое перенесение мощей из Болгар, может производить религиозное впечатление в наибольшей массе народа, — и — только в случаях ранней Пасхи, когда неделя о расслабленном приходится на время до 1-го мая, — совершать второе перенесение 11-го мая, — по составленному проекту порядка перенесения.
Вышеозначенное ходатайство от имени Его Высокопреосвященства направлено было в Святейший Правительствующий Синод. Последний, указом от 22 апреля сего 1916 года за № 5125, определил: «Ходатайство о разрешении ежегодно переносить, с подобающею честью, мощи св. мученика Авраамия на зимнее время из холодного монастырского храма в теплый храм 25-го сентября и — на летнее время из последнего храма в первый в нед. о расслабленном или 11-го мая, если означенная неделя будет приходиться на время до 1-го мая, указывая на то, что в настоящее время св. мощи находятся в холодном храме, каковое обстоятельство создает большие затруднения для богомольцев, притекающих на поклонение св. мощам Угодника Божия в зимнее время — признать заслуживающим удовлетворения и благословить ежегодно переносить, согласно составному чину, почивающие во Владимирском Успенском Княгинином монастыре честные мощи св. мученика Авраамия, из Успенского монастырского храма в Казанский - 25-го сентября и — обратно из последнего в первый — в неделю о расслабленном, или 11-го мая, если эта неделя упадет на время до 1-го мая».
Итак, первое торжественное перенесение св. мощей мученика Авраамия имеет быть совершено в 1916 году 25-го сентября, к каковому времени сооруженная на доброхотные пожертвования новая благолепная рака имеет быть поставлена в теплом Казанском храме.
О каковом предстоящем торжестве и объявляется к сведению всех православных жителей Владимирской епархии.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 36-37. 10-го сентября 1916 года).

Торжественное перенесение мощей Св. Мученика Авраамия, в Владимирском Успенском Княгинином монастыре, из холодного Успенского храма в теплый Казанский 25-го сентября 1916 года

1. Торжество перенесения честных мощей Св. Мученика Авраамия предваряется Архиерейским служением в Княгининском монастыре 23-го сентября парастаса (по звону в 5 часов) и 24 сентября (по звону в 9 часов) заупокойной литургии и панихиды по всем почившим и приснопоминаемым Благоверным Князьям и Княгиням, основателям, благотворителям и настоятельницам монастыря.
Парастас 23 сентября и заупокойную литургию 24 сент. в Княгинином монастыре совершает Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский.
2. Накануне торжества — 24 сентября, по звону в 5 часов, в Княгинином монастыре имеет быть совершено Архиерейским служением всенощное бдение с литией, величанием и чтением акафиста у гробницы Св. Мученика Авраамия.
Всенощное бдение совершает Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский, в сослужении Преосвященнейшего Евгения, Епископа Юрьевского, и Преосвященнейшего Павла, Епископа Суздальского.
3. В день торжества — 25 сентября в Княгинином монастыре Архиерейским служением совершаются одновременно две Божественные литургии — в теплом Казанском храме и в холодном Успенском храме.
В теплом Казанском храме литургию совершает Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский, в сослужении Преосвященнейшего Евгения, Епископа Юрьевского и Преосвященнейшего Павла, Епископа Суздальского.
В холодном Успенском храме литургию совершает о. Архимандрит Иннокентий соборне.
4. Звон к литургии в Княгининском монастыре в 7 ч. 45 м.
5. Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский, прибывает к 8 ¼ часам в Казанский теплый храм, куда заранее прибывают и Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский и Павел, Епископ Суздальский.
6. По обычной встрече, Высокопреосвященнейший Владыка облачается и прочитываются часы.
7. К окончанию часов (к 8 ½ час.) из Кафедрального собора прибывает крестный ход, который выходит из собора тотчас по проезде Высокопреосвященнейшего Владыки.
8. По окончании часов, Высокопреосвященнейший Владыка с сослужащими Преосвященнейшими Епископами и в предшествии сослужащего духовенства, исходит из Казанского храма, а из Успенского храма одновременно-же выходит служащее духовенство и, соединившись, сретают во Св. Вратах монастыря крестный ход.
9. По встрече крестного хода и по обычном кратком молебствии, Высокопреосвященнейший и Преосвященнейшие Владыки, с сонмом священнослужащих в преднесении икон Владимирских Чудотворцев, Владимирской Божией Матери и Нерукотворенного Спаса, направляются в Успенский храм (о. о. диаконы с иконами в храм не входят, а останавливаются у входа; с хоругвями-же остаются у Св. Врат).
10. Войдя в храм, все священнослужащие устанавливаются по чину по средине храма и получают зажженные свечи (правой стороне раздает диакон Неаполитанский, левой — диакон Побединский). В это время священник Михаил Флоринский берет приготовленные на особом блюде принадлежащие по преданию Св. Мученику Авраамию вериги, священник Павел Линицкий — икону святого Благоверного Великого Князя Георгия, священник Алексий Соловьев — икону Мученика Авраамия, протоиерей Павел Ильинский — икону Казанской Божией матери и протоиерей Василий Шепелев — икону Успения Пресвятой Богородицы.
В тоже время у выхода из Успенского храма приготавливаются для несения Святых мощей особо устроенные носилки и составляется крестный ход из 2-го общества хоругвеносцев с монастырскими святынями и с иконами соборного хода; руководит этим священник Александр Ильинский.
11. По раздаче свеч, протоиерей Владимир Боголюбов, Ключарь протоиерей Иоанн Взоров, протоиерей Владимир Валединский, протоиерей Иоанн Уваров и протоиерей Михаил Беляев, поклонившись Высокопреосвященнейшему Владыке, подходят к раке Св. Мученика Авраамия, поднимают гроб со Св. Мощами при помощи нарочито изготовленных стремянок и переносят на средину храма Высокопреосвященнейший Владыка произносит начальный возглас молебна.
12. Во время протяжного пения тропаря св. Угоднику Высокопреосвященнейший Владыка совершает трижды каждение вокруг гроба со св. мощами, а с пением припева св. Угоднику — «Святый Мучениче Авраамие, моли Бога о нас», — шествие направляется к выходу из Успенского храма: впереди идут свободные о. о. иереи и протоиереи попарно (начиная с младших), за ними о. Флоринский с веригами Св. Угодника, священник Павел Линицкий и священник Алексий Соловьев с иконами Св. Мученика Авраамия и Благоверного Великаго Князя Георгия, протоиереи — Василий Шепелев и Павел Ильинский с иконами Казанской Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы, о. о. Архимандриты Герман и Иннокентий со Св. Крестом и Евангелием; пред гробом Св. Угодника идут диаконы Богородский и Побединский со свечами и кадилами, над гробом несут рипиды, позади гроба, в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием, шествуют Высокопреосвященнейший и Преосвященнейшие Владыки.
13. По выходе из Успенского храма, гроб со Св. Мощами Угодника поставляется на особо приготовленные носилки, которые поднимают и несут на раменах: Протоиерей Алексий Беляев и Протоиерей Алексий Владычин (у главы в средине), Священник Николай Остроумов и Протоиерей Владимир Беляевский (по бокам у главы), Протоиерей Владимир Валединский и Священник Иоанн Быстровзоров (у ног в средине), Протоиерей Василий Солертовский и Протоиерей Михаил Беляев (по бокам у ног) и составленный монастырский ход направляется к Св. Вратам монастыря.
14. У св. Врат монастыря составляется общий крестный ход и идет вокруг монастыря в следующем порядке:
1) Впереди хода идет наряд полиции (по назначению г. полицеймейстера).
2) Предшествует ходу и руководит им священник Борисоглебской церкви Дмитрий Флегонтович Гиляревский.
3) Два диакона — Ильинской и Георгиевской церквей с кадилами (своими).
4) Фонари, 5) Запрестольные кресты, 6) Хоругви в два ряда - несут хоругвеносцы.
7) Архиерейские певчие.
8) Икону Владимирских Чудотворцев несут диаконы Кладбищенской и Петропавловской церквей.
9) Икону Владимирской Божией Матери несут диаконы Богословской и Воскресенской церквей.
10) Икону Нерукотворенного Спаса несут диаконы Знаменской и Николо-Кремлевской церквей.
11) О. о. иереи и протоиереи попарно (плечо в плечо).
12) Священник Михаил Флоринский несет на блюде вериги Св. Мученика Авраамия.
13) Священники — Павел Линицкий и Алексий Соловьев с иконами Святого Мученика Авраамия и Святого Благоверного Великого Князя Георгия.
14) Протоиереи Павел Ильинский и Василий Шепелев с иконами Казанской Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы.
15) О. Архимандрит Владимир со Св. Крестом и о. Архимандрит Герман со Св. Евангелием.
16) Диаконы Константин Богородский и Владимир Побединский со свечами и кадилами.
17) Протоиереи — Алексий Беляев, Алексий Владычин, Владимир Беляевский, Владимир Валединский, Михаил Беляев, Василий Солертовский и священники — Иоанн Быстровзоров и Николай Остроумов несут гроб Св. Мученика Авраамия с мощами; над гробом рипидчики держат рипиды.
18) В предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием шествуют Высокопреосвященнейший Владыка (если на то изволит) и Преосвященнейшие Епископы — Викарии, за ними протодиакон и посошники с книгодержцами; по сторонам идут — с правой свободные о. о. диаконы и псаломщики в стихарях, а с левой хор певчих монастырских, воспевая протяжно и попеременно припевы Св. Мученику Авраамию.
19) За Владыками следует настоятельница монастыря Игумения Августа с сестрами обители и прибывшие на торжество настоятельницы монастырей.
20) Во время шествия крестного хода на южной стороне монастыря (по середине улицы — против Св. Врат) первая остановка, где поется катавасия, произносится первое литийное прошение и бывает осенение Св. Крестом с окроплением Св. Водой (воду несут попеременно диаконы монастыря Миловидов и Крылов).
21) Против восточной стороны — вторая остановка, где поется катавасия, произносится малая эктения (диакон Неаполитанский), читается Евангелие и произносится второе литийное прошение и бывает осенение Иконой Успения Божией Матери с окроплением Св. Водой. Во время осенения гроб со Святыми Мощами Угодника принимают на рамена священники — Иоанн Успенский от протоиерея Алексия Беляева, Александр Ильинский — от протоиерея Алексия Владычина, Василий Невский — от священника Николая Остроумова, Алексий Благовещенский — от протоиерея Владимира Беляевского, Василий Богословский — от протоиерея Владимира Валединского, Михаил Тихонравов — от священника Иоанна Быстровзорова, Александр Успенский — от протоиерея Василия Солертовского, Александр Лавров — от протоиерея Михаила Беляева и несут до третьей остановки.
22) Третья остановка — против северной стороны монастыря, где произносится третье литийное прошение и бывает осенение иконой Казанской Божией Матери и окропление Св. водой; во время осенения гроб со Св. Мощами Угодника принимает снова первая очередь священников и в том же порядке, как несли до второй остановки.
23) На западной стороне монастыря — четвертая остановка, где произносится 4 и 5 литийные прошения и бывает осенение Иконой Св. Мученика Авраамия с окроплением Св. водой; здесь-же во время осенения гроб со Св. Мощами снова принимает вторая очередь священников и в прежнем порядке и несут до окончания крестного хода.
24) У св. врат хоругвеносцы с хоругвями, фонарями и запрестольными крестами останавливаются и по прошествии в монастырь с иконами и гробом Св. Мощей священнослужащих и монашествующих, замыкают на некоторое время вход в обитель народной толпе, оставаясь во входе, доколе место от Св. Врат до храмов, занимаемое учащимися девочками, не будет очищено (они уходят с занимаемого места через северные монастырские ворота).
25) У Казанского храма духовенства с иконами и гробом Св. Угодника останавливается; выносившие гроб Св. Угодника из Успенского храма о. о. протоиереи принимают гроб со Св. Мощами с носилок и предшествуемые служащим в Казанском храме духовенством идут в Казанский храм; за гробом Св. Угодника шествуют Высокопреосвященнейший Владыка и Преосвященнейшие Епископы Евгений и Павел.
Духовенство, участвующее в крестном ходе, проходит на литургию в один из приделов Успенского храма.
26) При входе в Казанский храм, гроб с Мощами Угодника, при пении величания, поставляется в уготованную новую раку и Высокопреосвященнейшим Владыкой делается отпуск без многолетия.
27) По отпуске совершается литургия по чину, а по литургии у раки Св. Мученика Авраамия молебен с произнесением обычных праздничных многолетий при участии градского духовенства.
28) По окончании литургии крестный ход Кафедрального собора возвращается в собор.
29) Учащиеся духовных и светских учебных заведений города Владимира прибывает к Княгинину монастырю к 7 ½ часам в сопровождении учащего персонала и инспекции и занимают следующие места:
а) ученицы церковно-приходских и земских школ, епархиального женского училища, женских гимназий и учительской семинарии размещаются от св. врат до храмов по пути крестного хода по обе стороны и занимают пространство вправо от входа между трапезой и Успенским храмом, а также между Казанским и Успенским храмами к северной стороне.
Главное наблюдение и размещение учащихся в монастыре поручается Епархиальному Наблюдателю В. Г. Добронравову.
б) Учащиеся-мальчики церковно-приходских школ, земских и высших начальных училищ размещаются от угла священнического дома Предтеченской церкви до св. врат ограды той же церкви.
в) Учащиеся мужских гимназий и реального училища располагаются на противоположной стороне от угла Полицейского Управления по направлению к Никитской площади.
г) Учащиеся духовных училищ Владимирского и Полоцкого занимают место у Предтеченской церковно-приходской школы от св. врат до угла; духовной семинарии располагаются рядами от угла против Полицейского Управления по Княгининской улице. Все учащиеся остаются на занимаемых места до окончания крестного хода.
30) За входом молящихся в Казанский и Успенский храмы к Божественной литургии наблюдают представители полиции по назначению Полицеймейстера, а равно и указанием мест в храме, при чем соблюдается следующее размещение: по правую сторону Архиерейского амвона занимают места — Начальник губернии, Вице-Губернатор, начальники учреждений и учебных заведений; по левую сторону занимают места — Настоятельница монастыря игумения Августа, возле нее прибывшие настоятельницы монастырей, начальницы епархиального женского училища, гимназий, учительской семинарии и учительницы.
Примечание 1-ое). Преосвященный Евгений, Епископ Юрьевский, вызывает 2-х иподиаконов из Боголюбова монастыря.
2-е) Во время крестного хода вокруг монастыря звон производится в Княгинином монастыре и в ближайших церквах.
3-е) О. о. диаконы и псаломщики в крестном ходу должны быть в стихарях — облачение желтое.
4-е) Во время остановок крестного хода хоругвеносцы остаются на том-же месте и в том-же порядке, как шли; из духовенства каждый идущий в паре с правой стороны становится на правую же сторону, а идущий с левой стороны — на левую сторону; о. о. протоиереи и иереи, кои несут гроб со Святыми Мощами, на остановках обращаются лицом к Высокопреосвященнейшему Владыке.
5-е) Для предохранения учащихся от натиска народной толпы желательно было-бы иметь по сторонам занимаемых ими мест городовых.
6-е) В случае ненастной погоды начальствующие учебных заведений высказались за отмену обязательной явки к крестному ходу.
Председатель Комиссии по выработке церемониала Ключарь
Протоиерей Успенского кафедрального собора Иоанн Константинович Взоров.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 40-41. 8-го октября 1916 года)


Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский. Фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе.

Слово Архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия

Произнесено по случаю перенесения мощей святого мученика Авраамия из холодного храма в теплый Княгинина женского монастыря. Пepeнecение разрешено указом Святейшего Синода от 22-го апреля 1916 г., и впредь мощи будут ежегодно переноситься в неделю о расслабленном в холодный храм и 25-го сентября в теплый. В теплом соборе, куда перенесены мощи, устроена усердием игумении Августы прекрасная и ценная рака с красивой над ней сенью. Первое перенесение привлекло много молящихся. Были молящиеся не только из сел и деревень Владимирской епархии, но из гор. Москвы и Московской епархии.

«Приидите сошедшеся вернии, преблаженного и священного мученика Христова Авраамия, священное торжество совершим днесь: страдальчески бо вся вражия множества божественною силою победил есть» (Из общей службы мученику 1-й троп. 9-й песни).
Хочу, братия, восхвалить словами святого мученика Авраамия, хочу возложить на новую его гробницу венок из похвальных словес в честь его мученических подвигов, но чувствую, что мой ум беден надлежащими мыслями и в сердце не нахожу соответствующих высоким мученическим подвигам св. Авраамия чувств. Как понять умом и усвоить сердцем высоту подвига мучеников, этих земных ангелов, этих истинных последователей Христовых, запечатлевших своею кровию любовь к Нему, нам, людям обложенным греховною плотию, обуреваемым страстями, живущим более по стихиям мира сего, чем по Христу. Но Ты, Владыко всех, Христе, Царю, даровавый мученику Своему Авраамию силу в подвиге и терпение в страдании, даруй и мне, неискусному смысл и силу достойно восхвалить св. мученика Авраамия к назиданию собравшихся здесь на духовное торжество пренесения святых мощей его.
Перенесемся мыслью, братие, в глубь нашей истории за 687 лет туда, на берег р. Волги, где в нее впадает р. Кама. Перед нами раскинулся великий город, населенный магометанами, по имени «Болгары». Это торговый центр всего Поволжья, а посему здесь сталкивались между собою представители всех народностей его. Шум, крик, торговая суетливость не затихали в этом городе. Было 1-е апреля 1229 года. Дыхание весны уже согревало землю и природа начала пробуждаться после зимнего оцепенения. Огромная торговая площадь великого города покрыта народом. Идет оживленный торг, сопровождающийся шумом, подобным шуму морских волн. Но кто это там, в самом центре торговой площади стоит с воздетыми к небу руками и что-то громко, вдохновенно говорит? Его взор устремлен к небу, его бледное вдохновенное лицо сияет небесным светом, на нем разлита чистая, святая радость. Он говорить о Сыне Божием, И. Христе, Который учил людей веровать в Бога, любить друг друга, Который Сам так любил людей, что за них предал Себя на крестную смерть, умер, но в третий день воскрес и вознесся на небо. Его слушали одни со слезами на глазах, другие с недоумением, иные с злобой и ненавистью. В толпе слышатся вопросы: «Да не Авраамий-ли это, богатый купец, который так любит бедных, кормит их и одевает, который так щедро помогает всем, кто обращается к нему с нуждой? Что с ним сталось?» И любопытство толпы с каждым моментом возрастало... Но он продолжал свою вдохновенную речь и лик его становился чище, светлее, небеснее. Но, вот, расступилась толпа и проповедника окружают посланные властями стражи, чтобы схватить его. Толпа вдруг поредела: одни бежали, чтобы не быть заподозренными в сочувствии проповеднику, другие, чтобы не быть привлеченными в качестве свидетелей его «нечестивых», по мнению врагов Христа, речей... Он остался один со своей пламенной любовью ко Христу и с небесной радостью на лице пошел предстать пред «властями», чтобы свидетельствовать о Христе. Его убеждают отречься от Христа, но он непоколебим в своей вере. Вот, пред ним уже разложили орудия предстоящей ему пытки: плаху и тяжелый острый топор, клещи, которыми будут рвать ему тело... А он в молитвенном вдохновении с поднятым к небу взором исповедует имя Христа пред князьями и судьями.
Братие! Возведите ваши духовные взоры и посмотрите на мужество св. мученика Авраамия. Посмотрите на непреклонность его христолюбивого духа, на его веру в Бога, на его любовь ко Христу. Посмотрите на эти страшные мучения: на вырывание кусков изможденного постом и молитвою тела, на отсечение рук, ног... Кто-же в состоянии изречь достойную похвалу твоим страданиям, мучениче Авраамие?
Наконец, после страшных мучений св. Авраамию отсекли голову. Священные остатки его христиане предали земле, а теперь это священное сокровище здесь среди нас, «глаза наши видели его и осязали его руки наши». Мы, жители града Владимира, должны радоваться и благодарить Господа, давшего нам сие великое священное сокровище для нашего спасения: ибо взирая на эти священные останки, мы будем возгревать в себе веру в Бога, любовь к Господу нашему Иисусу Христу и делаться причастниками Святого Духа, высокий пример чего явил на земле мученик Авраамий. Предстоя пред ракой св. мученика Авраамия, мы невольно будем припоминать те мучения, которые он претерпел за Христа и также невольно будем вопрошать себя: какое мы будем иметь оправдание пред Богом в день страшного суда, мы, которые без гонений и всякой скорби вознерадели о любви к Богу? Мученик Авраамий в скорбях, искушениях, в истязаниях, страшных муках любил Бога всею душою, а мы, живя в покое и неге, не любим Отца Небесного. Св. мученик Авраамий в день страшного суда пред Престолом Судии с дерзновением покажет свои язвы и мучительные казни. Но что покажем, братие, там мы? Какие заслуги? Любовь-ли к Богу, веру-ли в Него? Слезы-ли раскаяния в своих грехах? Кротость-ли, милосердие-ли, любовь-ли к нищим, милостыню-ли, чистые-ли молитвы, целомудрие? Блажен, кто предстанет пред Богом украшенный этими добродетелями: он будет там сопричастником мученика Авраамия в Царствии Небесном.
Святый мучениче Авраамие, претерпевый мучения и смерть ради любви к Богу и Спасителю! Ты имеешь дерзновение пред Отцом Небесным, молись, о мучениче, за нас, бедных делами благочестия, грешных и исполненных лености, да приидет на нас благодать Христова и просветит умы всех нас, чтобы мы могли любить Господа. Ты Божиею силою и совершенною верою вышел победителем из огня мучений, помоги и нам победить всегда пламенеющия в нас злыя пожелания Те терпением и упованием на Христа перемог все страшныя пытки, помоги и нам целомудрием и благочестивыми помыслами победить наши плотския — греховныя страсти. Ты кротостию и великодушием победил своих мучителей, помоги и нам побеждать в себе чувства злобы и гнева. Ты с дерзновением соделав свой подвиг, принял венец мучеников, помоги и нам стать сонаследниками твоими в царстве небесном, уготованном Господом нашим И. Христом, Ему-же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки веков. Духом во веки веков.
Архиепископ Алексий

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 40-41. 8-го октября 1916 года)

Аврамиево Воскресение

В четвертую неделю (Воскресенье) по Пасхе, когда Церковь вспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет (Иоан. V, 1 — 14), совершается из Кафедрального собора крестный ход в Успенский Девичий монастырь, по случаю празднования памяти Св. мученика Аврамия, нетленные мощи которого почивают открыто в этом монастыре. И неделя расслабленного, по причине сего крестного хода, именуется во Владимире Аврамиевым Воскресением. Передадим историю сего празднества. Великую славу и достопокланяемую святыню гор. Владимира составляют мощи Св. Аврамия, который при жизни занимался «куплями житейскими». В 1229 году прибыл он в Болгарскую землю и 1-го апреля пострадал там в Великом городе (Бряхимове) за имя Христово,— был обезглавлен болгарами, не смогшими в продолжении многих дней ни ласками, ни прельщением склонить его к магометанской вере; в 1230 году принесены мощи сего мученика Христова из Болгарской земли в славный град Владимир, при чем сам Великий Князь Георгий II Всеволодович с княгиней и детьми ее, епископ Митрофан со всем духовенством и множество народа встретили мощи Аврамия за версту пред городом, с великою честью, со свечами и пением. Святой мощи положены были в основанной незадолго пред тем женской обители, в заранее приготовленном гробе. До 1712 года мощи св. мученика Аврамия покоились в приделе,— с северной стороны,— в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в каменном гробе. В 1712 г. мая 11 дня переложены в резную деревянную раку и в оной перенесены в главный храм Успения. В память этого перенесения с тех времен (т. е. с 1712 года) и доселе в Успенском монастыре каждогодно совершается празднество с крестным ходом из собора в честь св. мученика Аврамия, в четвертую неделю по Пасхе, или — о разслабленном, так как 11-е мая в 1712 году случилось в эту неделю. В 1805 году св. мощи мученика переложены из деревянной раки в новую серебряную, устроенную тщанием Преосвященного Ксенофонта на суммы доброхотных дателей, в которой и доселе почивают у юго-западного столба Успенского Храма, под деревянным резным вызолоченным балдахином, а прежняя деревянная рака поставлена в приделе Благовещения.
/Орлов В.М. Крестные ходы, совершаемые в городе Владимире. Год издания: 1902./
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
Святой мученик Авраамий Болгарский
Собор Владимирских святых.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (04.06.2017)
Просмотров: 1587 | Теги: святость, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru