Усадьба Храповицкого в Муромцево
Усадьба Храповицкого Сельцо Муромцево в Судогодском уезде Владимирской губернии с XVII века принадлежало роду Хоненевых. Екатерина Александровна Хоненёва в 1808 году вышла замуж за штаб-ротмистра Ивана Семеновича Храповицкого (1786—1864), тайного советника, гражданского губернатора Санкт-Петербурга (1829—1835).
От Ивана Семеновича село перешло к его сыну Семену Ивановичу Храповицкому, полковнику Лейб-гвардии Гусарского его величества полка.
Усадьба в 1870–1880-х годах, до ее перестройки и перепланировки. Каждое здание обладало своим индивидуальным обликом, но в то же время являлось звеном единого архитектурного ансамбля. Формы и конструкции всех построек восходили к народному деревянному зодчеству. Особенно богатой отделкой отличался барский дом с колонным портиком и бельведером, решенный в традициях русской классической усадебной архитектуры.
В 1876 г. была объявлена признательность Епархиального Начальства полковнице вдове Евгении Александровне Храповицкой, за пожертвование в церковь с. Ново-Николаевского, Судогодского уезда: 1) трех икон: Тайной вечери, Божией Матери и Архангела Гавриила на 100 руб., 2) парчевых облачений на престол и жертвенник на 150 руб., 3) таких же облачений для священника и диакона и воздухов на 400 руб., 4) двух шерстяных ковров на 30 руб., а всего на 680 руб.; коллежскому советнику Ростиславу Александровичу Кайсарову, за пожертвование 3-х медно-посеребренных риз с вызолоченными венцами на иконы в ту же церковь, на 100 руб. Граф Владимир Семенович Храповицкий Владимир Семенович Храповицкий (23 июня/6 июля) 1858, Санкт-Петербург - 1922, Франция) после смерти отца был отпущен в мае 1884 г. в четырехмесячный отпуск для раздела имущества между ним, его матерью и сестрами. Строительство усадьбы Храповицкого в Муромцево начато в 1884 г. Архитектором уникального и столь нехарактерного для русских усадеб главного дома и других подчиненных помещений, включая крайне оригинальный скотный двор, похожий на маленький замок, был Петр Самойлович Бойцов. Бойцов проектировал, рисовал, занимался дизайном помещений, а всяческую практическую работу с подрядчиками, с закупкой строительных материалов, взаимоотношения со строительными рабочими, всяческие согласования по строительству с местными властями - всем этим занимался Николай Аполлонович Мемнонов.
УСАДЬБА
Въезд в усадьбу Храповицкого «Муромцево». Архитектор П.С. Бойцов. В дни приезда хозяина в имение над домом поднимался флаг Храповицких. Фотография, ок. 1910 г.
Замок Храповицкого с каскадной аллеей
Широкая аллея с водным террасным каскадом располагалась в центре регулярного парка усадьбы «Муромцево». Она была создана по проекту выдающегося немецкого ландшафтного архитектора и паркостроителя конца ХIХ – начала ХХ в., директора городских садов г. Риги Георга Куфальдта. Идея ее создания была продиктована особенностью естественного рельефа местности. По водопроводу, проложенному от реки Судогды, вода подавалась в обширный верхний бассейн, затем по широким ступеням стекала в круглый водоем, а из него живописным ручьем устремлялась к нижней прямоугольной террасе, соединенной с прудами небольшой протокой. Вдоль каскада были проложены пешеходные дорожки, окруженные цветочными клумбами и газонами, по вечерам освещавшиеся светом электрических фонарей. Главную аллею парка украшали скульптуры и изящная садовая мебель. В нижней части каскада на берегу пруда была устроена открытая набережная с мостиками, причалами и спусками к воде.
Общий вид замка усадьбы Храповицкого «Муромцево». Двухэтажная часть замка во французском стиле спроектирована архитектором П.С. Бойцовым в 1880-х гг., четырехэтажная «в английском вкусе» - неизвестным автором позднее. Фотография, 1970-е гг.
Смотровая башня
Остатки фресок
Дворец В июне 1884 г. было начато строительство главного дома - дворца в духе средневековых европейских замков. Первый этап строительства проходил в период с 1884 по 1889 гг. П.С. Бойцов строит в Муромцево в едином стиле главный дом с каскадом прудов перед ним и прилегающими к нему постройками и сооружениями. Первоначально главный дом был двухэтажным, но в 1906 г. к нему было пристроено нисколько не портящее первоначальный замысел правое крыло с высокой башней по проекту неизвестного архитектора. Усадьба представляет собой один из многочисленных эклектических «замков» предреволюционной России, построенных на романтическом прочтении европейского средневековья. Среди многочисленных аналогов - замок Попова, Шереметевский замок, дворец Понизовкиных в Красном Профинтерне, Дворец принцессы Ольденбургской, Майендорф. Главный господский дом (дворец) был расположен в центре усадьбы и представлял собой асимметричную относительно центральной оси осмотра архитектурную композицию, состоящую из двух отличных друг от друга формообразующих и разновременных построек (1884—1889 гг., 1906). Западная часть здания представляет собой двухэтажную постройку с одной трехъярусной и другой, примыкавшей к зданию с юго-запада, круглыми башнями. Круглая башня венчает также фасад южного четырехэтажного крыла замка, пристроенного в 1906 г. Дворец являл собой здание, планировка помещений которого была решена с помощью анфилад различной этажности. Во дворце находилось более 80 различных помещений, гостиных и жилых комнат. Проект был реализован с учетом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция.
В период с 1884-1889 гг. он строит главный усадебный дом, а также ряд других усадебных построек и подсобных помещений: охотничий домик, дом управляющего (не сохранился), летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.КОННЫЙ ДВОР
Конный двор является центральным корпусом ансамбля зданий конного, скотного и каретного дворов. Выстроен в начале 90-х гг. XIX в., предположительно, по проекту московского архитектора П.С. Бойцова.
История строительства роскошного комплекса хозяйственных построек усадьбы со временем обросла диковинными легендами. Существует предание, что Владимир Храповицкий построил его по образу и подобию дворца одного из знакомых французских аристократов, с которым держал пари, что выстроит загородный дом не хуже его фамильного замка во Франции. Спустя несколько лет Храповицкий, если верить легенде, пригласил француза в свое имение и подвел его к роскошному дворцу с большим парадным двором. Француз воскликнул: «Пожалуй, вам удалось в общих чертах скопировать мое родовое гнездо». «Ну что вы, это же всего-навсего конюшни, здесь живут мои лошади», – гордо ответил Владимир Семенович. В конюшнях Храповицкого находились лучшие скакуны (до 30 голов) известных коннозаводчиков Петрова-Соколова, Головнина, Шереметева. Известно, что В.С. Храповицкий был большим любителем животных и состоял членом Российского общества покровительства животным.
КАРЕТНЫЙ ДВОР Каретный двор Каретный двор является одним из боковых корпусов ансамбля зданий конного, скотного и каретного дворов. Выстроен в начале 90-х гг. XIX в., предположительно, по проекту московского архитектора П.С. Бойцова. В здании каретного двора хранились повозки, коляски и сани хозяев усадьбы и их гостей. Каретный двор был рассчитан на большое число гостей, а также для конных экипажей, дрожек, колясок и саней самого Храповицкого, которые он заказывал только у Петтерсона. Несколько позднее Владимир Храповицкий, живо интересовавшийся всеми техническими новинками своего времени, стал приобретать автомобили импортного производства и собрал лучший во всем уезде автопарк. В советское время тут была студенческая столовая лесного техникума, располагающегося в здании замка. В настоящее время несколько семей живут в здании конного двора графа Храповицкого.
Скотный двор Скотный двор является одним из боковых корпусов ансамбля зданий конного, скотного и каретного дворов. Выстроен в начале 90-х гг. XIX в., предположительно, по проекту московского архитектора П.С. Бойцова. Здание сложено из цветного кирпича, отмеченного клеймом кирпичного завода Владимира Храповицкого.
Известно, что в скотном дворе разводились племенные домашние животные и птицы. Особенное внимание уделялось разведению декоративных птиц. В птичнике содержались аисты, белые и черные лебеди, китайские и тулузские гуси, утки-мандаринки, царские утки, золотистые фазаны, бронзовые индейки, палевые кохинхины, падуанские шамоа, гуданы, лафлеты и доркинги. За разведение гусей китайской породы Храповицким была присуждена серебряная медаль министерства земледелия. Разведением птиц с увлечением занималась хозяйка усадьбы Елизавета Ивановна Храповицкая. «Собрание, по выслушании заявления управляющего имениями г. Храповицкого А.Л. Воронова о том, что ветеринарный врач, представленными в съезде ветеринарных врачей неосновательными сведениями, как например, будто бы от существовавшей в имении г. Храповицкого на рогатом скоте болезни «жемчужница» заразился сын его и болел чахоткой и пало несколько кур – нанес вред хозяйственным операциям г. Храповицкого, постановило: Просить земскую управу произвести исследование по заявлению г. Воронова и если заявление Воронова о неточности заявленного г. ветеринарным врачом обнаружится, то предоставить управе просить губернскую управу посредством печатного заявления опровергнуть заявление ветеринарного врача, постановив на вид сему последнему в будущем быть осторожным в своих заявлениях» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1890 года). Управляющий имением Храповицкого Александр Львович Воронов, скончавшийся в 1908 году в Петербурге, завещал перенести прах его на погост Сретенского храма.
Графские каскадные Пруды
Пруд и лодочный павильон (1890-е гг.) Лодочный павильон расположен на берегу пруда в пейзажной части муромцевского парка. Он предназначался для хранения лодок, на которых хозяева и гости усадьбы совершали водные прогулки, а также являлся важным элементом основных видовых панорам пейзажного парка усадьбы Муромцево. Предположительно, павильон был выстроен в начале 90-х гг. XIX в. по проекту московского архитектора П.С. Бойцова. Формы павильона напоминают романтические «голландские» домики, получившие распространение в русских усадьбах в XVIII в. Интерьер лодочного павильона не сохранился, но известно, что в его внутреннем пространстве было установлено оборудование для хранения лодок и снастей. За павильоном располагался небольшой открытый двор для просушки, починки и покраски лодок. От его южных ворот к берегу пруда вели спусковые дорожки. Лодочный павильон и территория вокруг него являлись одним из самых живописных уголков усадьбы Муромцево.
Лодочный павильон
Музыкальный павильон На противоположном берегу пруда был выстроен музыкальный павильон в виде изящной стрельчатой аркады. Он стал своего рода композиционным завершением парадной перспективы, открывавшейся на каскадную аллею из окон «замка». Центральная аллея с водным террасным каскадом служила главным украшением роскошного парка усадьбы Храповицких и являлась выдающимся произведением садово-паркового искусства конца XIX – начала ХХ в.
Скульптуры, пруд и ротонда
Одновременно со строительными начались работы по созданию садового ландшафта, для проведения которых были приглашены крупнейшие специалисты того времени - известные садовые мастера К. Энке, А. Регель, Г. Куфельт, лесоводы К. Тюрмер и зять Храповицкого Герле (леснич., управляющий. имен. Храповицкого). Памятник жителям Муромцево, погибшим в ВОВ. Находится в парке.
Парк в усадьбе Графа Храповицкого Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га - здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и многие другие. Сам парк состоял из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды - была пристроена в 1910). Въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от железнодорожной станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Здесь располагались площадки для спортивных игр; плавно изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, сделанные на заводах Мальцова, и модная венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла от Тонет, что значительно преобразило вид парка. Пруды, освещенные разноцветными электрическими лампами, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатление роскоши и великолепия усадьбы. В ансамбль усадьбы входил большой фруктовый сад, в котором насчитывалось несколько сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, две теплицы, две оранжереи, ряд парников. При въезде в усадьбу и перед дворцом были разбиты цветники причудливой формы и клумбы, которыми славилась усадьба. Главный принцип Храповицкого - все только лучшее. Костюм, к примеру, ему шил государев портной. Посуду делал Фаберже. А если барыня принимала ванну, то купалась непременно в нарзане.Интерьер Внутренние помещения отличались роскошной отделкой. Полы из наборного паркета, живописные и резные по дереву потолки, стены и двери, полированные деревом. Роспись потолка в аванзале, декоративная живопись в гoстиной и столовой были выполнены московским художником Августом Томашки. Во дворце Храповицкого было более 80 комнат, и каждая из них, как и в Петергофе, была отделана по особому. Были комнаты: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д. Комнаты замка освещались электрическими лампами в золоченых светильниках византийского стиля от Берто, в доме были устроены мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном из мастерской братьев Ботта. Настоящим украшением интерьера служила большая коллекция картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов.
В соответствии с тогдашней модой на старинные вещи, в усадьбе Храповицкого были и рыцарские доспехи. Один из них, выполненный в XIX в. в Западной Европе по образцу доспеха XVI в., находится в музейной коллекции. В 1920 г. в музей было передано собрание оружия из имения В.С. Храповицкого. Во дворце был рыцарский зал с коллекцией оружия от поставщика Высочайшего двора Ивана Эберта. В «Описи предметов, изъятых из совхоза Муромцево, для передачи во Владимирский музей» от 15 июля 1920 г., перечислено 62 образца оружия из «Старого кабинета»: «6 щитов с оружием старинным: 1 щит — 2 старинных пистолета, 4 — ружья, 1 — тесак, 1— алебарда. 2 щит — 4 ружья, два пистолета, 1 тесак, 1 пищаль. 3 щит — 4 пистолета, 5 ружей, 2 тесака, 1 обломок от шашки. 4 щит — 3 ружья, 5 пистолетов, 2 шпаги, 2 тесака. 5 щит — 4 пистолета, 2 ружья, 2 шпаги, 2 тесака. 6 щит — 4 пистолета, 1 ружьё, 1 монтекристо, 1 пищаль короткая, 2 тесака, 3 кинжала». Его коллекция оружия состояла из западно-европейского, отечественного и восточного оружия, изготовленного с конца XVI по начало XX в. В ней представлено боевое, гражданское, парадное оружие. Из традиционного армейского оружия — шпага, шашка, кавалерийские сабли обр. 1798 г., пистолеты. Из восточного — привозимые из военных походов турецкие ятаганы начала XIX в. Оружие развешивалось на стены подчас просто потому, что так было принято. Оно создавало «атмосферу эпохи». В усадьбе Храповицкого оружие не просто украшало быт её обитателей, а использовалось по прямому назначению. Известно, что Владимир Семёнович увлекался охотой. Историческую и художественную ценность его собрания представляют редкие в настоящее время охотничьи ружья XVIII в.: английских мастеров Джона Твигга, Джеймса Барбара, мастера И. Шультца из Петербурга, мушкетоны середины XVIII в., «сибирская винтовка» начала XIX в., приклад которой копирует ложи русских пищалей XVII в. Оружием из дворянского арсенала является хиршфенгер — «олений нож» второй половины XVIII в., применяемый для загонной охоты. Из 62 предметов оружия из имения Храповицкого, перечисленных в описи 1920 г., в инвентарной книге музея 1928 г. записано 40, в настоящее время атрибутировано 38 образцов.
Один из залов дворца Храпавицкого
Дом Храповицкого. Конец XIX - начало XX в. Все предметы декора заказывались исключительно у столичных мастеров и поставщиков Высочайшего двора. Мрамор для лестниц Храповицкий заказывал у Губонина, мебель - у Шмита, придворного фабриканта, обойщика и декоратора, тестя архитектора П. С. Бойцова. Помимо мебели дом украшали изящные безделушки, делающие обстановку более уютной и домашней: скульптуры Ботта, оружие, севрские вазы, фарфор, зеркала, бронза - от царского поставщика Ивана Эберта, столовое серебро - от Карла Фаберже.
Церковь Святой мученицы царицы Александры
Освящение церкви в имении Храповицкого. 15 июля 1899 г. С разрешения местной епархии в течение 4-х лет недалеко от главного дома, по желанию и на средства хозяина усадьбы Владимира Храповицкого, была выстроена усадебная церковь с одним престолом «Святой мученицы царицы Александры Римской». В мае 1890 г. было освящено место под церковь, в 1895 г. началось ее строительство. В 1899 г. освещена в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю). Храм считался приписным к судогодскому Свято-Екатерининскому собору и обслуживался его причтом. Автором проекта церкви и ее внутренней отделки стал московский архитектор П.С. Бойцов. Здание отличалось обилием архитектурных деталей, ярким колористическим решением и богатством убранства интерьера. Внутреннее убранство усадебной церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебряная утварь - от Фаберже, канделябры, крест и утварь - от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил художник Август Томашки. На колокольне храма было размещено 9 колоколов (главный весом в 121 пуд). «По ходатайству Муромцевского техникума постановлено передать ему расположенную вблизи церковь, пустующую с первых дней революции, для использования под культурно-просветительные цели, с условием сохранения ее архитектуры» («Призыв», 12 сентября 1924). В советское время храм использовался под склад ГСМ, пропитав храм запахами бензина и солярки. Церковь Святой мученицы царицы Александры
В 1992 г. передана в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской православной церкви, используется по назначению.
После раздела наследства Храповицкий унаследовал от отца ценой размолвки с семьей имение и 21 тысячу десятин земли. Запущенность хозяйства и богатейшие окружающие леса наводят Храповицкого на мысль заняться лесопромышленной разработкой и продажей сырорастущего леса, лесоматериалов и дров. Начинаются поставки строевой древесины для нужд железной дороги и дров в Москву, а также в безлесые районы. Проявив талант предпринимателя, добился уже в первые два года чистого дохода от продажи леса по 90 тыс. рублей. Это и позволило начать обустройство усадьбы. Для обеспечения сохранности леса Храповицкий в 1888 г. создает специальную охрану из более 30 стражников, два лесничества и две автономные лесные конторы, стремится правильно вести лесохозяйственные работы, внедряя тщательность исполнения, плановость и мероприятия по искусственному лесовозращению. Муромцево - контора В 1892 г. приглашает для работы в свое лесное хозяйство Тюрмера Карла Францевича, известного лесовода-практика графа А.С. Уварова, представителя классического немецкого лесоводства, деятельность которого позволила строить хозяйство на принципах восстановления лесных угодий и постоянства лесопользования, делая его еще более образцовым и доходным. За короткий срок, до 1900 г., были достигнуты поразительные результаты в деле искусственного лесовосстановления, не сравнимые ни с одним казенным лесничеством, ни частным лесовладением в Центральной России. Храповицкий строит первую паровую лесопилку, начинает строительство трех крупных водяных мельниц, кирпичного завода, учреждает акционерное общество «Лесные склады Храповицкого» с капиталом в 300 тыс. рублей, куда вошли лесопильня, смолокурня и скипидарные заводы. В нач. 1890 г. Храповицкий от села Ликина до станции Озеро Судогодского уезда провел узкоколейную жел. дорогу, по которой он возил лесной материал для продажи. Храповицкий ходатайствует перед министерством о разрешении строительства железнодорожной ветки широкой колеи от усадьбы Муромцево до станции Волосатая. С разрешения Министерства путей сообщений для вывоза леса в 1900 году началась прокладка железнодорожной ветки длиной 41 км., с двумя станциями, соединившей Муромцево со станцией «Озеро» («Волосатая») Муромской железной дороги. Стоимость строительства - 400 000 рублей.
В поселке Андреево обустраивается станция Храповицкая-1, которая в будущем станет Нерудной, за ней 17 км, Тюрмеровская (в честь одного из главных лесоводов имения), Лебедево, Передел (здесь лес обрабатывали - “переделывали”) и Храповицкая-II (Судогда, Храповицкая дача). На станциях по проекту П.С. Бойцова были построены здания вокзалов. На станции Храповицкая-II, вокзал был самым масштабным и архитектурно оформленным на линии - он находился уже на территории личной усадьбы Храповицких и был выдержан в общем с нею “замковом” стиле.
Вот что писал о строительстве железной дороги сам Владимир Храповицкий: «Для вывоза леса была построена собственная железнодорожная ветка, соединившая уездную Судогду со станцией Озеро Муромской железной дороги. Здание станции со свойственным ему размахом проектировал архитектор Петр Самойлович Бойцов. Не без скандалов я умерял его аппетиты, и станция вопреки проекта была построена в один шатер. Дорогу обслуживали пятидесятисильные паровозы системы «Краус» мюнхенского завода Отто Шпенемана и дрезины американской компании Калимазу”. Рядом с вокзалом были построены дома для железнодорожников и отдельный - для начальника станции. По правилам, установленным компанией «Лесные склады Храповицкого», за усердную службу квартиры в них оформлялись не только в личную, но и в потомственную собственность.
Велось строительство лесных складов, пакгауза. Активно разрастались цеха лесоперерабатывающего завода вблизи от с. Ликино, на станции Храповицкая-I вырос поселок Андреево. Проект вокзала на станции Муромцево. Архитектор П.С. Бойцов
Муромцево. Реализованный вариант станции Храповицкая-II
Плита "Отъ станцiи Храповицкой 2-ой до ст. Храповицкой 1-ой - 15 вер". Здание станции со свойственным ему размахом проектировал архитектор Петр Самойлович Бойцов. Не без скандалов я умерял его аппетиты, и станция вопреки проекта была построена в один шатер.
Станция в Муромцеве В 1906 г. Храповицкий решает еще достроить главный усадебный дом и приглашает какого-то архитектора, имя которого до сих пор неизвестно и, видимо, так и останется тайной. Он пристраивает к дому еще одно крыло, выполненное также в готическом стиле и представляющее собой массивную башню. Эта башня более мрачна и сильно выделяется в цельном архитектурном комплексе главного дома, построенного Бойцовым. Но нельзя не отметить, что неизвестный автор внес просто неповторимый вклад в это здание, сделав усадьбу уникальным несимметричным замком.
Несмотря на свой казалось бы небольшой возраст, об усадьбе ходят различные легенды. Говорят, что в 1880-х гг. граф Храповицкий, путешествуя по Франции, был в восторге от средневековых замков. У него родилась идея построить себе усадьбу на родине в таком же стиле, но сопровождавшие его французские друзья, разумеется, крайне тоже состоятельные люди, как-то задели графа, сказав, что у него ничего не получится. Оскорбленный Храповицкий заключил с французом пари, что обязательно построит замок. Итак, прошло несколько лет, замок он действительно построил, каков размах был у других построек тоже уже ясно... Одной из самых выдающихся построек усадьбы был скотный двор, выглядевший якобы как уменьшенная копия замка того самого француза, заключившего пари с Храповицким и некогда его обидевшим. Итак, француз прибывает в Муромцево, и Храповицкий подводит его к скотному двору. - М-да, - сконфуженно сказал француз, - Пожалуй, вам удалось, в общих чертах, скопировать мое родовое гнездо. - Рад это слышать! - ответил граф Храповицкий, - Но мое родовое гнездо находится чуть дальше, а здесь живут мои свинки!
На имя Храповицкого нередко приходили письма с просьбой о материальной помощи. Особенно часто в фондах архива встречались письма от семьи Литвиновых, с которой Храповицкий находился в дружеских отношениях. Чаще всего деньги просили на лечение и на поступление в учебные заведения.
Для обучения крестьянских детей Храповицким были построены две школы: начальная (четырехклассная) и музыкальная (по-другому, художественная). Обучение в обеих школах было бесплатным. Для школы было построено двухэтажное белокаменное здание. К сожалению, нам не удалось выяснить, каков был учительский состав. Около двух лет назад это здание было продано, и в настоящее время там проживают несколько армянских семей.
В 1890 г. Храповицкий открыл музыкальную школу на Бору, в которой велось обучение деревенских мальчиков игре на народных смычковых и духовых инструментах, а также хоровому пению. На средства Храповицкого были наняты учителя-специалисты, куплены музыкальные инструменты и, редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий покупал только у лучших мастеров. Школа выпускала оркестрантов-профессионалов. Знаменитый оркестр Храповицкого, состоящий из выпускников музыкальной школы, играл не только в имении. Впоследствии музыкантов из имения с удовольствием принимали во Владимире, Москве, Петербурге. Музыкальная школа располагалась в деревянном здании. Флигель для приезжающих в усадьбе Храпавицкого, Муромцево Муромцево стало излюбленным местом времяпрепровождения близживущих и столичных родовитых семейств, а Владимир Семенович снискал себе славу хлебосольного и радушного хозяина. И не удивительно. Для гостей устраивались лодочные прогулки, балы, салюты, иллюминация, различные игры. Приезжие с восхищением осматривали окружающую их миниатюрную копию Версаля: пруды, фонтаны, сады. Популярным развлечением было катание на лодках. Зимой лодки, яхты и ботики хранились в сарае, а летом их доставали, чистили, красили, приводили в порядок к приезду гостей. На берегу пруда была устроена беседка для оркестра.Театр Театр Театр представлял собой миниатюрную копию Мариинского театра, он имел кирпичный каркас с множеством деревянных деталей. Его главный фасад выглядел, как яркая театральная декорация, своими формами демонстрируя предназначение здания. Зимой театр репетировал, а летом, с приездом зрителей, открывался очередной сезон. Лавровые деревца выставлялись в аллею, ведущую к театру. В 1899 г. на сцене шли «Волчьи зубы» Алмазова и водевиль «Ямщики». Эти спектакли пользовались наибольшим успехом у публики. Среди актеров были в основном воспитанники музыкальной школы на Бору. 23 июля 1899 г. в спектакле «Гувернантка» выступила знаменитая в те годы актриса Александрийского театра Пелагея Антиповна Стрепетова. В антрактах гости слушали виртуозов-балалаечников. Храповицкий пытался спасать и распадающиеся театральные труппы, предоставляя им кров, содержание и место на сцене своего театра. Не только спектаклями славился муромцевский театр, но и музыкальными вечерами, в программу которых входило исполнение классической музыки. Здесь бывали Нежданова, Собинов, Шаляпин. Храповицкий приглашал их в качестве гостей. Пожар 1959 года уничтожил одно из самых красивых зданий - усадебный театр - центр культурной жизни всей округи.
В имении устраивались шумные балы, которые по роскоши и по размаху не уступали столичным празднествам. И, конечно, охота: Храповицкий был страстным охотником, заражал гостей своим увлечением. Наряду с охотой, Храповицкий занимался разведением собак. И поныне бытует легенда о так называемой «Собачьей горке» – кладбище для его четвероногих любимцев. Они было расположено рядом с дворцом. Люди говорят, что для собак граф заказывал отдельные мемориальные плиты из гранита. Среди гостей имения числились как столичные аристократы, так и местные промышленники. Таким образом, граф, сохраняя столичный статус, не терял расположения здешних землевладельцев.
Храповицкие очень много времени и средств уделяли благотворительной деятельности, заботясь об улучшениях не только в своем имении, но и в целом по губернии. В 1895 г. В.С. Храповицкий был избран почетным членом Общества Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Все, кто работал нa Храповицкого, вспоминают его как доброго, отзывчивого, но очень строгого и требовательного человека. За свое хорошее отношение он требовал исполнительности и преданности, но был щедр и отзывчив, чем и прославился в народе. Однако, все это ничуть не помешало тому же самому народу, без малейших угрызений совести, пустить своего благодетеля по миру.
В начале 1913 г. в Ликино открывается больница со стационаром и врач которой еженедельно посещает фельдшерский пункт в Муромцево. В 1918 г. имение было национализировано. В этом же году вышло «Положение о заведовании и управлении имениями, имеющими общегосударственное значение и принятыми на учет губернскими комиссариатами земледелия». В 1920 г. из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон ценностей, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть живописных полотен и графических рисунков их коллекции Храповицкого в течение 1918, 1921, 1924 и вплоть до 1927 г. поступало в фонды музея, часть обстановки дворца и театра оказалась во Владимире, Гусь-Хрустальном, в различных учреждениях Судогды.
После отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию (по косвенным данным - в 1921), усадьба подверглась расхищению и осквернению. В 1921 г. в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Учащимся показывали растения в дендрарии, парк был наглядным пособием по ведению садово-паркового хозяйства, породистые животные (кони, утки, лебеди, куры, свиньи и прочая живность) пропали без вести. В результате роста поселка площадь парка значительно уменьшилась и стала составлять менее 10 гектар. Последующее расширение поселка Муромцево привело к сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до почти 8 га. В течение 56 лет, пока лeсхозтехникум располагался во дворце, имение продолжало расхищаться и перестраиваться до неузнаваемости. По современным данным, здесь остались 44 дореволюционные постройки. Многие из них превращены в руины. Не сохранились до наших дней главный усадебный и запасный дома. В последнем, предположительно, размещались на ночлег приезжавшие в усадьбу гости. Для нужд лесохозяйственного техникума был разобран бывший дом управляющего.
Конец 1980-х гг. можно считать переломным в жизни усадьбы - переезд техникума в 1977 г. в новое здание фактически предрешил судьбу замка и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили свое опустошительное дело - от внутреннего убранства ничего не осталось. Постройки усадьбы Храповицкого находились в полузаброшенном состоянии и медленно разрушались. В наши дни "замок" стал довольно популярен, несмотря на свою обветшалость, главный усадебный дом привлекает сюда приезжих, туристов, романтиков и мечтателей. Люди тут не редкость, сюда едут, чтобы посмотреть на это чудо, пройтись по старому парку, посмотреть на заросшие каскады прудов, помечтать. Сейчас уже с трудом можно представить насколько тут было хорошо, но все же попытаться прочувствовать эту атмосферу вполне можно.
22 февраля 2012 г. инициативная группа граждан обратилась к кандидату в президенты Российской Федерации с просьбой изменить статус усадьбы Муромцево и других знаменитых усадеб России, с целью их восстановления.
2013 г. судогодским краеведом Натальей Знахуренко со ссылкой на издание 2010 г. книги Н. А. Дубовицкого (француза русского происхождения, краеведа) «Русский некрополь в Висбадене» найдена могила В.С. Храповицкого. Могила В.С. Храповицкого расположена на территории старинного русского кладбища в Висбадене, земля Гессен в Германии. Могила расположена на участке № 2, это простой деревянный крест, на котором указана и дата смерти 1858—1922 гг.
Стихотворение про усадьбу графа Храповицкого в Муромцево Не в роскоши дворянского гнезда, где сонный сад, и флигель, и фонтаны, беседка у заросшего пруда, и барский дом, и слышно фортепьяно —
когда раскрыты окна и когда вечерний чай, и на закате пряно благоухают розы, и тумана клубы рождает близкая вода —
я выросла не там. Что мне усадьбы! Камин, ковры, фарфор, модерн, ампир… Таинственный и трогательный мир. Когда б совсем не знала - и не знать бы
Но вот: остались вещи, книги, лица... Как не затосковать и не плениться!
Здание магазина усадьбы Храповицкого «Муромцево». 1890–1900-е гг.
Здание магазина было выстроено на пересечении главных усадебных магистралей, одна из которых вела к станции «Храповицкая-II», а другая – к городу Судогде и селу Ново-Николаевскому. Первоначально магазин представлял собой кирпичную прямоугольную в плане постройку. Композиция главного фасада была строго симметричной. Значительную площадь фасада занимали три больших арочных окна-витрины. В центральном проеме был устроен главный вход. Здание венчали характерные для многих построек усадьбы ступенчатые завершения. Внутри располагался просторный торговый зал с высокими потолками. Очевидно, внутренне пространство магазина имело богатую декоративную отделку. В советское время магазин был сильно перестроен, позднее в нем организовали клуб для студентов Муромцевского лесотехнического техникума. В процессе приспособления к новым нуждам к зданию были добавлены дополнительные объемы, в его основном пространстве устроен актовый зал со сценой, витринные окна наглухо заделаны, главный вход перенесен на южную сторону. Внутри бывшего магазина усадьбы Храповицких до сих пор сохраняются элементы отделки как дореволюционного, так и советского периодов – напольная плитка, стеновые панели и декоративная лепнина.
Музей дворянства В 2013 году губернатор Владимирской области Светлана Орлова на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным вновь подняла вопрос о спасении Муромцева. 25 ноября 2013 г. территориальное управление (ТУ) Росимущества по Владимирской области получило согласие Министерства культуры на передачу имущественного комплекса усадьбы Храповицкого в селе Муромцево Судогодского района в оперативное управление Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику (ВСМЗ). Территория усадьбы Храповицкого в Муромцеве передана в оперативное пользование музею в 2014 году. В планах восстановить несколько построек: сам «замок», лодочный павильон, скотный и конный дворы, лабаз и каскадные пруды. В каретном дворе, по мнению Светланы Мельниковой, можно было бы устроить выставку ретро-автомобилей, для начала, из частных коллекций. В лодочном павильоне неплохо бы продавать эксклюзивные сувениры. А из дома графа сделать музей истории дворянства Владимирской губернии. В фондах музея-заповедника есть небольшое количество предметов из усадьбы Храповицкого - несколько единиц мебели, оружия, гобеленов, посуды, ваз, скульптур… (см. Коллекция скульптуры В.С. Храповицкого из имения Муромцево). Все это можно было бы использовать в интерьерах нового музея. В начале 2020 года усадьбу Муромцево готовили к новому проекту, защищалась концепция, отбирались материалы. Уже готовы были десятки экспонатов. Все они были переданы в музей родственниками эмигрантов, а также приобретены на аукционах. В фондах музея-заповедника хранится огромное количество материалов и документов, связанных с Первой мировой войной и судьбой владимирских эмигрантов. В ноябре 2020 года в замке графа Храповицкого должна была открыться экспозиция, посвященная Гражданской войне и русской эмиграции. Восстановление замка. Замок, обнесенный железным забором. Фото 2016-го года.
Усадьба Вязниковских фабрикантов Сеньковых Экспозиция «Минувших дней очарование...»
Усадьбы на территории Владимирской области
|
Категория: Судогда | Добавил: Николай (16.05.2015)
|
Просмотров: 10011
| Рейтинг: 5.0/1 |
|