Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогодский район

Ново-Николаевский погост Судогодского района

Село Ново-Николаевское (погост Никола-Новый)

Ново-Николаевское – село в Судогодском районе Владимирской области.
«Село Ново-Николаевское или, как его зовут в народе, Никола-Новый на р. Судогде находится в 6 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 40 от губернского». [1]

Погост «Николы Чудотворца Новаго» с церковью во имя Николая Чудотворца существовал уже в начале XYII столетия и отмечен был в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 года. Название «новый» местное предание объясняет тем, что церковь первоначально существовала в д. Райках, а потом перенесена была на новое настоящее ее место. Но исторически вероятнее другое объяснение, а именно: в начале XVII века на р. Судогде, существовала другая церковь Николая Чудотворца на старом яму (нынешний город Судогда); когда же на той же реке построена была недалеко (6 вер.) другая церковь Николая Чудотворца, то естественно, что в отличие от первой стали называть ее «Никола-Новый».
На Ново-Николаевском погосте, по переписным книгам 1678 года, на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей — в 1764 г. по отобрании церковных вотчин и образовалось село Ново-Николаевское.
В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая Чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо погоревшей уже была вновь выстроена церковь того же имени.
Из храмозданной грамоты 1781 г., хранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви — ветхих уже — во имя св. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Когда построена последняя церковь, неизвестно. В приходе в тоже время было 249 дворов.
Вместо этих двух деревянных церквей в 1781 г. построен был в с. Ново-Николаевском каменный храм. Внутренние украшения его поновлены и исправлены.
Земли эти принадлежали роду помещиков Хоненевых. На погосте были их родовые могилы XVIII-XIX веков. Сохранились надгробные плиты: Александр Семенович († 1787), бригадир лейб-гвардии Преображенского полка; брат с сестрой Николай († 1845) и Екатерина († 1855) Александровны. А после того, как Екатерина Александровна Хоненева (1788-1855 гг.) вышла замуж за князя Ивана Семеновича Храповицкого (1786-1864 гг.), тайного советника, столичного жителя, то и Храповицкие с их приближенными выбирали местом своего упокоения погост при храме Сретения Господня. В холодном храме за правым клиросом покоится И.С. Храповицкий. Над могильной плитой висела икона прп. Иоанна Лествичника с надписью "17 февраля 1864 года".
В 1876 г. была объявлена признательность Епархиального Начальства полковнице вдове Евгении Александровне Храповицкой, за пожертвование в церковь с. Ново-Николаевского, Судогодского уезда: 1) трех икон: Тайной вечери, Божией Матери и Архангела Гавриила на 100 руб., 2) парчевых облачений на престол и жертвенник на 150 руб., 3) таких же облачений для священника и диакона и воздухов на 400 руб., 4) двух шерстяных ковров на 30 руб., а всего на 680 руб.; коллежскому советнику Ростиславу Александровичу Кайсарову, за пожертвование 3-х медно-посеребренных риз с вызолоченными венцами на иконы в ту же церковь, на 100 руб.
«Собрание, по выслушании заявления управляющего имениями г. Храповицкого А.Л. Воронова о том, что ветеринарный врач, представленными в съезде ветеринарных врачей неосновательными сведениями, как например, будто бы от существовавшей в имении г. Храповицкого на рогатом скоте болезни «жемчужница» заразился сын его и болел чахоткой и пало несколько кур – нанес вред хозяйственным операциям г. Храповицкого, постановило: Просить земскую управу произвести исследование по заявлению г. Воронова и если заявление Воронова о неточности заявленного г. ветеринарным врачом обнаружится, то предоставить управе просить губернскую управу посредством печатного заявления опровергнуть заявление ветеринарного врача, постановив на вид сему последнему в будущем быть осторожным в своих заявлениях» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1890 года). Управляющий имением Храповицкого Александр Львович Воронов, скончавшийся в 1908 году в Петербурге, завещал перенести прах его на погост Сретенского храма.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Престолов в этом храме три; главный во имя Сретения Господня. в приделах в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон в церкви обращало на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1882 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона— точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самаго чудотворного образа ТИХВИНСКИЯ, написан в 1788 г.», «обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.» Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особенно чтимая прихожанами икона Николая Чудотворца; в пароде она почитается «явленною».
В библиотеке церковной хранились: 1) напрестольное Евангелие печати 1654 г. с подписью по листам: «сию книгу приложил из Володимера соборной церкви... Николе Чудотворцу поп Матвей Семенов с детьми своими...», 2) Евангелие изд. 1766 г. с надписью: „сие Евангелие сделано старанием контр-адмиральши вдовы Анны А. Жидовиновой в 1768 г. цена ему 36 руб. 23 коп.; приложено к церкви погосту Николы Новаго", 3) Минея месячная с надписью, что она приложена в 1761 г. Марфой Петр. Хоненевой.
В церковном архиве хранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г.


Литография. Изображения русских городов. [«Владимирская губерния. Никольское. Приход между городами Судогда и Муромом»]. 30-е гг. XIX в. Государственное бюджетное учреждение культуры Нижегородской области "Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина "Болдино"

В середине XIX века в с. Ново-Николаевском было 6 дворов.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников более 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 480 кв. саж., пахотной 30 дес. 1885 саж., сенокосной 3 дес. 1370 саж., неудобной 1 дес.
Приход состоял из села Ново-Николаевского и сельца Муромцева (4 вер. от церкви. (По переписным книгам 1678 г. сельцо Муромцево значится за брат. Хоненевыми.), и деревень Травинки (2 в.), Жукова (3 вер. ), Степанова (1 вер ), Горок (2 вер.), Галанина (4 вер.), Малиновки (4 вер.), Передела (6 вер.), Большой и Малой Артемовской (12 вер.) и Райкова (2 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям в 1897 г. числилось 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 женского, из них раскольников 68 душ обоего пола. [1]

Ново-Николаевское училище, Бережковской волости, в селе Ново-Николаевском основано священником Гавриилом Сергиевским в 1868 г. Ближайшие училища: Судогодские в 6 в. и Дубасовское — 12 в. В 1884 году «Помещение церковное, каменное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 6 арш. 6 вер., шириной 7 арш. 2 вер., вышиной 3 арш. 10 вер. Учебных пособий достаточно — на 144 руб. 50 коп. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Александр Поспелов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1864 года, а в настоящем училище с 1877 г.; учитель Федор Лебедев, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1876 г., а в настоящем училище с 1880 г. Попечитель - почетный гражданин Александр Львович Воронов (управляющий имением Храповицкого); пожертвовал прежде классную мебель, а в 1883 г. портрет Государя Императора и каждогодно жертвует отопл., стоящ. 15 р. Учащих. к 1-му января 1883 г. 28 м. и 2 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 16 м. в 2 д. Окончил курс со свидетельством 1 м. Вновь поступило 17 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 28 м. и 2 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 4, 9 — 10 л. 3,10 — 11 л. 15, 12 — 13 л. 4, 13 — и выше 2. Из учащихся: 51 из с. Ново-Николаевского, 15 — д. Степановой в 1 в., 7 — д. Травиминой — 3 в. и 7 — д. Раев — 3 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: духовн. 1 м., крест. 27 м. и 2 д. Средства: от земства 280 руб., от попечителя 15 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 15 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р. Посещали классы неисправно 22 уч.; меры — внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 6. Учебный год с 17-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по арифметике 6, по пению 1; во 2 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 2, по арифметике 9, по пению 1; в 3 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 2, по арифметике 12, по пению 1. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 4 года. Не окончившие курса учились до 1 ½ г. Обозревали училище — 2 раза инспектор народных училищ и 1 раз председатель училищного совета. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1896 г. было 64. [1]

«Освящение стенной живописи и иконостаса в селе Ново-Николаевском, Судогодского уезда. 30-го октября 1911 г. в селе Ново-Николаевском, Судогодского уезда, после ремонта совершалось торжественное освящение стенной живописи и иконостаса в холодном храме. На торжество прибыл священник пог. Тимофеевского, Судогодск. у., М.А. Веретевский. Несмотря на ненастную погоду, храм был переполнен прихожанами и богомольцами из соседних приходов, собравшимися на редкое церковное торжество. Торжество освящения началось в 8 часов утра. Предварительно был отслужен водосвятный молебен, а по окончании его совершалось окропление св. водой стенных живописных изображений и иконостаса. После освящения в ново-украшенном храме отслужена была Божественная литургия, которую совершали священник пог. Тимофеевского М.А. Веретевский и местный священник В.В. Лавров. К сожалению, богослужение совершалось без диакона. Местный диакон И.Н. Свавицкий, по болезни дочери, срочно выезжал в гор. Муром. За литургией после заамвонной молитвы священник В.В. Лавров произнес проповедь на текст: „Господи, возлюбих благолепие Дому Твоего и место селения Славы Твоея" (25 псал. 8 ст.) В проповеди выяснил он великое значение для христианина храма Божия и призывал присутствующих как можно чаще посещать храм, так как он есть место особого присутствия Божия и служит постоянным прибежищем для христиан в разных обстоятельствах частной и общественной жизни. По окончании литургии совершен был благодарственный молебен. После молебна один из прихожан крест. дер. Степанова А.И. Крутов обратился к священнику В.В. Лаврову с прочувствованною речью, в которой от имени всех прихожан благодарил его за заботы, непосредственный труд и наблюдение при обновлении храма. В заключение речи Крутов просил отслужить панихиду по бывших настоятелях храма свящ. А.П. Поспелове и свящ. И.М. Беневоленском и бывшем церковном старосте А.Л. Воронове. Панихида была отслужена. — При колокольном звоне, народ, редко видавший торжество освящения храма и довольный красотою ремонтированного храма, расходился по домам. Приглашенным же гостям в доме священника был предложен чай и закуска» (В. Е. В. № 49-й. 1911 г.).
В 1932 году были арестованы два священника о. Федор (Ставровский) и о. Василий (Лавров). В 1937 году священник о. Федор (Виноградов) был приговорен к расстрелу, его провожали всем миром. Несмотря на аресты священников храм какое-то время не закрывался и находился под присмотром прихожан. Вопреки запретам, в храме тайно совершались обряды венчания. Во время Великой Отечественной войны на Ново-Никольском погосте были погребены участники этой войны, умершие в Муромцевском госпитале.


Мемориал на Ново-Николаевском погосте

В Муромцевском лесотехническом техникуме с 1941 по 1945 г. работали два эвакогоспиталя, где лечили раненых воинов. А умерших хоронили на Ново-Николаевском погосте. Их захоронение с мемориалом находится сзади от церкви.

В 1956-57 годах жители д. Степанова восстанавливали храм после страшной бури, занимались его реставрацией, обновляли роспись в Никольском приделе.
В 1964 году храм закрыли и он остался без присмотра. Началось разграбление храма: вывозили иконы, вскрывали полы в поисках золота, вынимали рамы. Грабили все и вся. Недалеко от храма был устроен полигон, где студенты Муромцевского лесотехникума учились водить трактора и автомобили. В храме разводили костры, а стены оскверняли надписями.

Из воспоминаний Кулиненковой Натальи Сергеевны (2003 год). «Добрыми словами говорили родители о священниках: о. Василии, о. Иване. А вот умершего священника Виноградова провожали всем поселком, и за это кому-то пришлось получить взыскание от властей. Так было при советской власти.
Запрещалось в храме венчаться, но многие молодые пары тайно договаривались со священниками и венчались. Например, в 1957 году венчались Ивановы, в 1962 году – Золотовы. Церковь после революции 1917 года не закрывалась, работала. В 1956 году был в этой местности сильный буран. Он повредил колокольню храма, выбил стекла и даже некоторые рамы. Но сразу же его стали восстановливать.
Помнят жители деревни Степанова, как парнями молодыми они строили леса для реставрации, ездили в г. Суздаль за крестом и т. д. В 1957 году обновлены были росписи в пределе Николая Чудотворца. Это помнят Пятакин и Иванов – жители д. Степаново. В храме было очень торжественно и красиво. И неожиданно в 1964 году храм закрыли.
В этом же году из д. Никола Новый уехали последние жители Пятакины, продав на снос свой дом, храм совсем остался без присмотра. Вскоре начали вывозить иконы из храма и утварь (по предположениям Хохловой М. и Ивановой Н. – в г. Суздаль). А многое просто растаскивалось и уничтожалось. Варварски ломали плиты пола (искали золото), вытаскивали рамы, перекрытия в алтарях. Вблизи храма в лесу валялись обломки икон, куски облачений священнослужителей, разбитые аналои и даже паникадила. Недалеко от храма был оборудован полигон для практики студентов Муромцевского лесотехникума по вождению трактора и автомобиля. Поэтому они тоже приложили руку к осквернению храма. В Сретенском храме разводили костры, выцарапывали на стенах непристойные выражения и т. д.
В запустении храм был до 1988 года. Летом этого года жительница г. Судогды Людмила Александровна Николаева по благословению Владимирской епархии начала вытаскивать из храма мусор. К ней присоединились единомышленники, и с Божией помощью в 1989 году стали проводить в храме молебны приезжие священники, а с 1990 года уже проводились Литургии. В храм прибыл постоянный настоятель о. Олег (Новиков). Но священнослужители очень часто менялись; их было много: о. Вячеслав, о. Сергий, даже одно время служил архимандрит Маркел. И, наконец, Господь ниспослал доморощенного священнослужителя о. Олега (Новикова), который служит и сейчас. Его стараниями храм потихоньку возрождается. К храму лицом повернулись скоробогатые новые русские, многие миряне проявили усердие, малые лепты богомольных пенсионеров и пенсионерок – все, вместе взятое малое и вылилось в большую радость – Возрождение Дома Господня».
Храм стараниями прихожан и малыми и большими лептами восстановлен.


Церковь Сретения Господня. Погост Никола-Новый

Притч: Настоятель храма иерей Олег Новиков. Регент отсутствует. Хор из 5-6 прихожан. Численность прихода - до 60 человек.
Вечерних и всенощных бдений не бывает. Служатся молебны, панихиды и литургии.
Приделы: Центральный - летний, в честь Сретения Господня; Южный - зимний, в честь святителя Николая чудотворца; Северный - зимний, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Престольные праздники:
15 февраля - Сретение Господне;
22 мая, 19 декабря - святителя Николая чудотворца;
21 июля - Казанской иконы Божией Матери.

Храм села Александрово приписан к Ново–Николаевскому погосту Судогодского благочиния.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Село Заястребье
Деревня Кондряево
Категория: Судогодский район | Добавил: Николай (25.01.2019)
Просмотров: 1673 | Теги: Судогодский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru