Село Заястребье Заястребье — село в Судогодском районе Владимирской области. Входит в состав Муромцевского сельского поселения. Расположено в 13 км к юго-востоку от Судогды.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
«В Застрябьевском кооперативе товар в беспорядке разбросан по полу, углы обвешаны паутиной, в правом углу размещены 3 иконы и деревенские старушки при входе в этот лабаз осеняют себя крестным знаменем перед иконами. Приказчик Зякин бывает часто пьян и кроет чуть ли не каждого «матом». Следовало бы членам кооператива выгнать такого приказчика вон и вместе с его матерщиной, поповской рухлядью и беспорядком» («Красный Луч», 31 августа 1924). Численность населения: в 1859 г. – 312 чел., в 1905 г. - 383 чел., в 1926 г. – 410 чел., в 2002 г. – 35 чел., в 2010 г. – 28 чел.
В старину село называлось Крутец. «Село Заястребье, называвшееся в старинных актах Крутцом, на рч. Ястребке находится в 50 верстах от губернского города и в 12 от уездного города Судогды (Судогодский уезд)». [1]
Эти земли в 1582 году были куплены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и вложены в Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь. До 1764 г. село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю.
Церковь в селе Заястребье отмечается в первый раз в патриарших окладных книгах вод 1650 г., а дань в патриаршую казну полагается с 1648 г., церковь эта была освящена во имя св. Живоначальной Троицы. В делах патриаршего казенного приказа имеется следующее подробное описание Заястребской церкви от 1702 г. «В селе Заястребь церковь во имя св. Живоначальныя Троицы древяна об одной главе, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым немецким железом, церковь и алтарь и трапеза и с дву сторон паперти – все крыто тесом. Два рундука входных, над ними шатрики крыты тесом. В церкви двери царския, сень и столбцы писаны на красках. По правую сторону царских дверей образ местный Живоначальныя Троицы писан золотом и краски; у Троицы два венца и 2 цата серебряные басемные позолочены, третий венец и цата медной басемной, убрус полотняной браной, в привесе 2 копейки золоченых и 5 серебряных. На южных дверях архидиакон Стефан писан золотом и краски. Местный образ Спаса, седящаго на престоле, венец и цата серебряны басемны позолочены, в подножия Иоанн Златоуст, да преподобные Зосима и Савватий, на них венцы серебряны басемны позолочены, убрус полотняной браной. Местной образ Живоначальныя Троицы в киоте, образ и киота писаны краски, 3 венца да 2 цаты серебряные басемны позолочены. Образ местный Пресв. Богородицы казанские, писан золотом и краски, на нем два убруса полотняных. По левую сторону царских врат образ Пресв. Богородицы Владимирския в киоте, киота обложена флямом, на киоте коруна резная сквозная, киот и коруна высеребряна и позолочена, у Богородицы и Предвечнаго Младенца венец и цата медные позолочены. На северных дверях благоразумный разбойник писан краски. Местный образ Николая Чудотворца с житием, у Николая Чудотворца венец серебряной басемной, убсус полотняной. Над царскими дверьми деисус – Спаситель и апостолы 13 икон – писаны краски, в другом поясе 17 икон праздников, в третьем поясе пророков 13 и праотцев 13 икон. Перед деисусы паникадило медное спускное о дву ярусах, о 5 шандалах, кисть нитяная. Перед местным образом св. Троицы свеча поставная древяная, писана краски, колен жестяной. На налое образ Живонач. Троицы штилистовый в киоте, киот обложен оловом литым сквозным золочен, на киоте коруна, на ней литые ангелы оловянные позолочены, образ писан золотом и краски, пелена кумач красный опушена выбойкою полосатою крест мишурной, подложены холстом. Образ Воскресения Христова штилистовый, поля оклад серебряной басемной золочен, на полях разные святые; образ и киот писаны краски, пелена кумач красный, опушена выбойкою полосатою, крест той же выбойки. У праваго клироса образ Николая Чудотворца, венец и цата серебряные басемны позолочены, убрус выбойчатый. У леваго клироса образ Пресв. Богородицы Одигитрия, образ писан золотом и краски, убрус полотняной. Херуговь писана на холсте Распятие, по другую сторону образ Преч. Богородицы Владимирския. В олтаре на престоле индития – кумач красной, крест мишурной, на престоле Евангелие печатное, Распятие и Евангелисты медные, оболочено бархатом красным травчатым. Антиминс печатной. Крест благословящей обложен серебром чеканным золочен. Два креста благословящих древяны писаны краски, на одном венец серебряной золочен. На престоле покров кумач красной. За престолом крест выносной писан краски, образ Преч. Богородицы Казанския, по другую сторону Николая Чудотворца, у Богородицы и Предвечн. Младенца венцы и цата серебряные басемные золочены, у того образа убрус дороги красные, другой убрус – киндяшной да 2 пелены. На жертвеннике одеяние выбойчатое полосатое, на нем освященные сосуды – потир, дискос, 2 блюда и лжица – оловянные, звезда медная, копие железное. Воздух кумач красный опушен выбойкою пестрою, крест киндяшной, подложен крашениною желтою. Три покровца выбойчатые опущены кумачом красным, кресты мишурные, подложены крашениною. Кадило и укропник медные, у царских дверей завес крашенинной. В трапезе деисус – 13 икон, писаны краски. В трапезе местные образа – Сергия Радонежскаго, Саввы Сторожевскаго, пророка Илии, св. муч. Флора и Лавра, св. муч. Параскевы – все писаны на красках. К той же церкви прирублен придел во имя Николая Чудотворца – не освящен, в церкви царския двери, сень и столбцы – писаны на красках; над царскими дверьми деисусов 11 икон. В олтаре на престоле индития – кумач красной, Евангелие в полдесть письменное, Распятие и Евангелисты медные, оболочено выбойкою. К церкви прирублена колокольня брусяная шатровая, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым немецким железом, на колокольне 3 колокола. Другая церковь древяная во имя Живоначальныя Троицы пустая о дву главах, главы обиты чешуею деревянною, кресты железные, рундук всходной, над рундуком шатрик, у церкви с дву стран паперти, церковь и олтарь и трапеза и паперти крыты тесом». «У тое церкви попы Игнатий Федоров и Козьма Степанов, пономарь и просвирня; в селе двор монастырский да крестьянских 14 дворов (в настоящее время в Заястребье 47 дворов), д. Алферово – 14 дворов (ныне в ней 29 дв.), д. Дворишнево – 3 дв. крестьянских и 14 дв. пустых (ныне 33 дв.), д. Овсяниково – 12 дв. крестьянских да 9 дв. пустых (ныне 47 дв.), д. Прокунино – 7 дв. жилых и 11 пустых (ныне 34 дв.), д. Артемовская – 10 дв. жилых и 3 пустых (ныне 37 дв.), д. Данильцево – 8 дв. жилых и 6 пустых (ныне 18 дв.), д. Берег – 19 дв. жилых и 6 пустых (ныне эта деревян Судогодскаго прихода, в ней 32 дв.), д. Арефино – 5 дв. жилых и 2 пустых и д. Петрино – 8 дв. пустых (ныне обе эти деревни не существуют). Крестьяне из пустых дворов бежали с женами и детьми в 1697 г.». Таким образом в самом нач. XVIII в. в Заястребье было две деревянных церкви; последняя, вероятно, за ветхостью была упразднена.
В 1782 г. церковь здесь сгорела почти со всем своим имуществом; вместо нее вскоре была построена новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1829-1840 гг. вместо деревянной церкви в Заястребье был построен каменный храм.
Первоначально в храме было устроено два престола: в холодном во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой был устроен другой престол во имя Крещения господня. В холодном храме сначала был поставлен иконостас и иконы из деревянной церкви, но в 1876-1878 гг. иконостас был переделан и иконы обновлены и частично заменены новыми. Причта в приходе по штату положено (кон. XIX века): священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 750 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Приход состоял из села Заястребья и деревень: Алферовой (1 вер. от церкви), Дворишневой (2 вер.), Овсяниковой (3 вер.), Прокуниной (10 вер.), Артемовской (10 вер.) и Данильцевой (10 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числилось 963 души муж. пола и 1096 жен., из них раскольников 23 души. [1]
В с. Заястребье с 1885 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 24. [1]
Диакон с. Заястребья, Суд. у., Алексий Быстрицкий 23 янв. 1915 г. перемещен в с. Новинки, Алек. у.
«Священник с. Заястребья, Суздальского у., Д. Лебедев пригласил девицу Платову к себе «на должность» прислуги. Через определенное время явился ребеночек. Гражданский суд оправдал батюшку на основании (?) поданного заявления Платовой, что она его оклеветала напрасно — в сожитии... Свящ. Лебедев обещал ей, не суленого, не дареного, 7 пуд . хлеба и 2 пуд. пшена. За что? — Неизвестно. До Платовой у батюшки служила в прислугах девица дер. Дворишнева Ев. Ник. Лазарева, которая за свою пятилетнюю работу заслужила… двух ребят. Сейчас священника Лебедева уволили в заштат, что, конечно, ему на руку в «сих деяниях». Граждане с. Заястребья заявляют, что они будут хлопотать, а не оставят так это дело, потому что сии деяния имеют много общего с «мирским быком»… (Следуют 4 подписи)» («Призыв», 11 ноября 1922).
В 1930—1940 годы в Заястребском храме служил священник Сергий Фестинатов, ставший в 1944 году епископом Владимирским и Суздальским.
В 1937 году была арестована казначея и председатель церковного совета Сизова Агафья Дмитриевна.
Вскоре после войны храм был открыт и более не закрывался. В 1950-х годах храм ремонтировали. Сохранились документы 1955 года о передаче церковного имущества из храма Преображения Господня, что при д. Гладышево (бывший погост Спас-Сарники), в храм с. Заястребья. В этих документах значатся 40 богослужебных книг, церковная утварь, священнические облачения и др.
В январе 2015 года храм с 1-ой Прохоровой пустынью передан в ведение мужского Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира для организации монастырского подворья. [2] Церковь Троицы Живоначальной, с. Заястребье
Церковь и колокольня
Теплая часть храма, центральный придел.
Холодная часть храма.
Роспись храма
В 4 км от села Заястребья, вверх по течению реки Ястреб, на высоком, лесистом левом берегу можно видеть следы когда-то существовавшего здесь поселения. Старожилы села это место называли «Пустынькой». Не позднее 16 века, а может быть и ранее, здесь жили монахи-отшельники. А впоследствии, в этих местах был монастырь с двумя деревянными церквями: во имя Животворящего Креста Господня и свт. Алексия. Здесь и подвизался преподобный Прохор. См. Прохорова Пустынь.
Еще одно место, недалеко от села, связано с монашеской деятельностью. Это маленький колодец, вырытый, по преданию, монахом, если идти в сторону Кондряева. Расположен он в лесу, примерно в 2-3 км от села, не доходя до истоков левого ручья - притока р. Ястреб, справа от дороги в 2-х шагах от нее. Возвращаясь летом с полевых работ, жители села и сейчас пользуются ее прохладной водой. [2]
Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Суздальское благочиние
Деревня Кондряево
Погост Никола-Новый
|