Экспозиция "Минувших дней очарованье..." в культурно-образовательном центре "Палаты" города Владимира
"Минувших дней очарованье..."
Культурно-образовательный центр "Палаты"
Адрес: гор. Владимир, ул. Большая Московская, д. 58
В XVIII – нач. ХХ вв. в России существовал особый тип поселений – дворянская усадьба-дом в сельской местности с хозяйственными постройками и парком. В создании усадебной архитектуры и ее убранства принимали участие известные русские зодчие и художники, а также крепостные мастера. Во Владимирском крае традиция усадебного быта берет начало в XII в. (загородные резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше и Андрея Боголюбского в Боголюбове). В губернии находились поместья Апраксиных, Вяземских, Суворовых, Зубовых, Голицыных , Оболенских, Уваровых и др. Широкую известность получила усадьба графов Воронцовых в Андреевском с большой картинной галереей, библиотекой, крепостным театром. Архитектурой в стиле средневековых замков с роскошными интерьерами, каскадами прудов, парком, включавшим до 150 видов деревьев, выделялось имение Храповицких в Муромцево, близ Судогды. После Октября 1917 года в результате национализации и разграблений предметы искусства и быта дворянских особняков оказались «распыленными» по музеям разных городов России. Лишь небольшая часть попала во Владимирский музей. Наряду с мемориальными предметами искусства из имений Воронцовых, Храповицких и Зубовых здесь представлены и другие памятники культуры XVIII – нач. ХХ вв.
Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Шепнул душе привет бывалой; Душе блеснул знакомый взор; И зримо ей минуту стало Незримое с давнишних пор…
"Минувших дней очарованье..." - этой стихотворной строкой В.А. Жуковского названа экспозиция о культуре владимирской дворянской усадьбы, расположенная на 2-м этаже Присутственных мест, которая охватывает продолжительный временной период, вместивший и «золотой век», и короткое мгновение накануне гибели дворянской усадьбы. Недолгий век расцвета усадебной культуры оставил не только многочисленные материальные следы, но и поэтическую печаль. Выставка, не претендуя на всесторонний показ дворянского быта, преследует скромную цель: дать представление об отдельных чертах минувшего, запечатленных в красоте предметного мира.
Мир дворянской усадьбы раскрывается в архитектурно-ландшафтных образах. В центре усадьбы – барский дом с флигелями, церковь, возле дома – сад или парк с цветниками и аллеями, прудом и фонтаном, беседками, мостиками, в стороне – хозяйственный комплекс: кухня, амбар, конюшня, скотный двор. Усадебная архитектура отразила меняющиеся вкусы эпохи. В XIX в., особенно после реформы 1861 г., старинные родовые поместья приходят в упадок, часто заменяются экономическими усадьбами. В конце столетия некоторые из заброшенных «дворянских гнезд» отстраиваются заново, обретают второе дыхание. Возникают новые усадьбы (имение Храповицких, близ Судогды). Во Владимирской области известно более 50 сельских дворянских поместий; лишь отдельные из них поддерживаются в состоянии, близким к первоначальному облику.
Титулованные дворянские роды Владимирской губернии
Не в роскоши дворянского гнезда, где сонный сад, и флигель, и фонтаны, беседка у заросшего пруда, и барский дом, и слышно фортепьяно –
когда раскрыты окна и когда вечерний чай, и на закате пряно благоухают розы, и тумана клубы рождает близкая вода –
я выросла не там. Что мне усадьбы! Камин, ковры, фарфор, модерн, ампир… Таинственный и трогательный мир. Когда б совсем не знала – и не знать бы.
Но вот: остались вещи, книги, лица… Как не затосковать и не плениться! Тимофеева Т.П.
Тогда тревожно по стенам Толпой задвигаются тени, И лица прежних поколений Начнут выглядывать из рам. А. Жемчужников
В своем дому любил аристократ Капризные изгибы и уступы, Убранный медальонами фасад С гирляндами колон ненужных купы… На крыше ваз или амуров ряд, На воротах - причудливые группы… А. Толстой
Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьется огонек. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылек.
Видений пестрых вереница Влечет, усталый теша взгляд, И неразгаданные лица Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно, Былое счастье и печаль… А. Фет
Этим чувством проникнута необычная, вовлекающая в сопереживание экспозиция, вся она построена как воспоминания престарелой барыни, сидящей у камина под картиной с символическим названием «Все в прошлом» (художник В. Максимов).
Из старинных рам смотрят на нас лица в напудренных париках – знаменитая портретная галерея графов Воронцовых в селе Андреевском.
Живое представление об эпохе дает портретная галерея – часть живописной коллекции из имения Воронцовых. Подобные галереи были распространены в России во второй пол. XVIII в. – они имелись в усадьбах Кусково, Архангельское, Ольгово, Никольском-Урюпино, Остафьево и многих других. Занимаясь обустройством усадьбы, Александр Романович Воронцов распорядился доставить в Андреевское из Москвы и Санкт-Петербурга произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Галерея насчитывала около 200 портретов и была традиционна по составу: родословная русских царей XVII-XVIII вв., а также широкий круг политических и военных деятелей. В этом своеобразном семейном альбоме, развернутом по стенам, отразилась идея Энциклопедии, близкая сердцу А.Р. Воронцова, глубоко чтившего идеалы эпохи Просвещения. Галерея создавалась в 1780-е гг., вероятно, в столице, и решалась авторами как единый комплекс. Значимость отдельного портрета как бы отходила на второй план, главным становилась выразительность целого. Поэтому туда могли входить как произведения высокого художественного уровня, так и повторения с оригиналов известных художников. Несмотря на неоднородный качественный состав, собрание в Андреевском еще в XIX в. поражало богатейшим набором имен. Некоторые портреты XVIII в. сохранились, возможно, только в этой коллекции, что придает ей несомненную ценность.Барский дом с белыми колоннами и пушками у ворот, гранитные ступени, ажурная ограда, садовые аллеи – из отдельных штрихов складывается целостный волнующий образ. А вот уголок сада: цветущая яблоня, беседка, канарейка в клетке, барышня около кресла-качалки.
Усадьба Воронцовых в Андреевском
Усадьба Воронцовых в Андреевском - типичный памятник русского зодчества эпохи классицизма. Основные постройки – дворец, церковь, служебные корпуса, парк с прудами, садом, оранжереями – возведены во 2-й пол. XVIII в. Здесь было все, что характерно для дворянского усадебного быта – картинная галерея, богатая библиотека, крепостной театр.
Патриархальное Андреевское – образец усадьбы XVIII в., с мебелью в стиле «барокко», мейссенским фарфором, расшитыми камзолами.
Вещи из имения Воронцовых: - Ф.. Альботто (1721-1753 гг.). большой канал в Венеции. Сер. XVIII в., холст, масло. - Неизвестный художник. Итальянский город. XVIII в., холст, масло. - Неизвестный художник. Святое семейство и Иоанн Креститель. XVIII в., холст, масло. - Екатерина II. XVIII в., гобелен. - Неизвестный художник. Портрет М.И. Воронцова. XVIII в., холст, масло. - Неизвестный художник. Портрет А.Р. Воронцова, 1780-е гг., холст, масло. - Бюро наборного дерева. 3-я четв. XVIII в. - Столик для рукоделия. XIX в., инкрустация. - Столик – «бобик» наборного дерева. 3-я четв. XVIII в. - Неизвестный художник. Портрет Е.Р. Воронцовой. XVIII в., холст, масло.
Усадьба Храповицкого в Муромцево
Совсем другое впечатление производит с. Муромцево. Владимир Семёнович Храповицкий в конце XIX – нач. XX в. устроил свое имение в духе средневековой готики: причудливый рыцарский замок, полный роскоши и технических новшеств (одних электрических лампочек насчитывалось в доме 180 штук), парк с множеством ботанических «экзотов», пруд с каскадами фонтанов. «Царское» – так называли имение современники. Оттуда – этот рыцарский доспех, оружие, античные вазы из коллекции, хрустальные фужеры с монограммой владельца. А на старых фотографиях и открытках – и дом, и сад, и театр, и церковь, и дубовая гостиная.Вещи из имения Храповицких: - рыцарский доспех XIX в., копия сер. XVI в. - Фужеры с монограммой В.С. Храповицкого. - Вазы – урны парный. Металл XIX в. - Подставки парные. XIX в. См. Дворцово-парковый ансамбль в селе Муромцево – замок Храповицкого. Коллекция скульптуры В.С. Храповицкого из имения Муромцево.
Вот парк с пустынными опушками Где сонных трав печальна зыбь, Где поздно вечером с лягушками Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный, В нем словно плавает туман, В нем залы гулкие украшены Изображением пейзан.
Мне суждено одну тоску нести, Где дед раскладывал пасьянс И где влюблялись тетки в юности И танцевали контреданс… Н. Гумилев.