"Детский музейный центр" в культурно-образовательном центре "Палаты" города Владимира.
Детский музейный центр
Культурно-образовательный центр "Палаты"
Адрес: ул. Большая Московская, д. 58
В 1993 г. в бывшем здании Присутственных мест создан комплекс экспозиций и игровые залы для работы с детьми по специально разработанной методике – Детский музейный центр. Здесь дети имеют возможность увидеть мир прекрасного, прикоснуться к минувшим эпохам, почувствовать свое место в истории.
Ежегодно более 30 тысяч ребят из всех уголков России посещают экспозиции Детского музейного Центра: "Прогулка по старому городу. История в лицах", "Рождение книги", "Мир былины", "Русский дом", "Путешествие в каменный век", "Старорусская школа", "Веселая ярмарка", "Игрушки друзей", "В гостях у прабабушки".
Сделать досуг детей более интересным и познавательным позволяют многочисленные музейные праздники, которые проводятся в экспозициях Детского музейного центра. Значительное место отводится фольклорным календарным праздникам. Игры к каждому музейному празднику тщательно отбираются, они всегда связаны с этнографическим материалом. Посетители являются активными участниками представления. Большой популярностью пользуются семейные праздники.
"Прогулка по старому городу. История в лицах"
«Практически завершаются работы по созданию новой постоянно действующей экспозиции “Прогулка по старому Владимиру”. Она расположилась в здании Присутственных мест (Палатах), которое постепенно с помощью невозможных стараний директора и всех сотрудников музея меняет свой облик, наполняясь искусством. Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что здание, долгие годы служившее обителью чиновникам различных ведомств, пропитанное казенщиной, в один прекрасный момент сменит свой имидж до неузнаваемости. «Детский музейный центр», «Картинная галерея», экспозиции «Минувших дней очарование», «Мир былины» - вот что теперь располагается на освоенных сотрудниками музея свободных площадях. Но вернемся к новой экспозиции на первом этаже - новому украшению Культурно-образовательного центра. Именно так называется часть территорий Палат, уже освоенная музеем-заповедником. “Почему мы захотели организовать такую «Прогулку по старому Владимиру»? Да просто потому, что этот страшный, длиною в 72 метра, коридор нужно было каким-то образом преобразить, - рассказывает Алиса Ивановна.- Сами понимаете, задача стояла трудная. Ведь кроме пугающей протяженности коридора, и при этом 2-х метровой ширине, его стены были “украшены” многочисленными дверьми, а потолок - проводами… Когда пришла идея создать здесь антураж центральной улицы старого города, мы поняли: решение найдено. Хотя уже позже, в процессе работы, многим показывали рождающуюся улицу, и все поражались нашему точному попаданию”. На самом деле идея проста, хотя, как известно, все гениальное - просто. Я сама помню, как уныло выглядел коридор до начала всех работ. А теперь, прогуливаясь вместе с Алисой Ивановной по улице, имитирующей центр старого города от Золотых ворот до Соборной площади, с огромным интересом рассматриваешь старые фотографии, вывески магазинов, разного рода контор, афиши, объявления... Читаю: “Булочная - кондитерская И.С. Курнавина” и здесь же - “Товар свежий. Завали нет”. Или дальше: “Мужская, дамская парикмахерская М.В. Петрова. Дешево и добросовестно”. А вот в окошке сидит барышня, рядом с ней кошечка и портрет импозантного мужчины, видно, задумалась о суженом. Окно на стене не нарисовано, а сделано, и вместе с барельефной фигурой барышни они точно передают атмосферу жизни города той эпохи. Кстати, барельеф задумавшейся - не единственный здесь, на улице. “Вы знаете, как родилась мысль “оживить” экспозицию барельефными фигурами? Я вспомнила, что когда-то в Аргентине видела подобные фигуры, которые размещались на потолке, на стенах... А то, что вы видите, здесь - плод фантазии художника Леонтия Владимировича Озерникова. Он был единственным, кого пригласили со стороны. Все остальные - Татьяна Петровна Тимофеева, которая много времени провела, работая с архивами, художница Светлана Кузнецова, бригада монтажников во главе с Николаем Антоновичем Белоусом - сотрудники и работники Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Практически на деньги, которые сами зарабатываем, мы создаем новую экспозицию, не получая из бюджета ни копейки. На днях в ЗС области будет рассмотрена наша научно-обоснованная программа, которую мы составили для скромного, но целенаправленного финансирования музея. А пока и мы должны в государеву казну, и нам должны...” И все-таки не перестаешь удивляться загадочности русской души. Сколько лет Алиса Ивановна Аксёнова работает в музее! Меняются власти, отцы области, города, а она - неизменная, со своим коллективом все время в прорыве, в идеях и в их воплощении. Казалось, нет денег, а выставки открываются, экспозиции готовятся, за рубежом опять же выставляемся. И последнее, об открывающейся “Прогулке по старому Владимиру”. Встречать посетителей здесь будут две смотрительницы. Смотрительницы необычные. На них вы не увидите привычной униформы, по замыслу опять-таки директора, смотрительницы, облаченные в стилизованные платья XIX века, приветливо предложат вам обратить внимание на тот или иной экспонат. Платья уже шьются. Наверное, когда журнал попадет в руки читателям, экспозиция откроется. Так что поспешите туда. “В музеях не должно быть скучно”, - любит говорить А.И. Аксёнова. И не только говорить...» («Старый Владимирец», июнь 1996 год, №2).
«Игрушки друзей»
«Ярмарка»
>
«В гостях у прабабушки»
«Старорусская школа»
"Путешествие в каменный век"
"Русский дом"
"Мир былины"
БЫЛИНЫ – эпические песни – вид устного народного творчества. Былинам свойственна величественная поэзия, правда исторической жизни и души русского народа, отстоявшего в многовековой борьбе с завоевателями свою землю. Былинные образы пахаря Микулы Селяниновича, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича славят труд русских людей как мирный, созидательный, так и воинский, ратный. Образ гусляра Садко олицетворяет поэтический дар народа. В былинных героях воплощена неиссякаемая, непобедимая народная сила. В древности былины слагали и пели под звон гуслей по всей Русской земле. Сказители передавали их из поколения в поколение. На протяжении двух последних столетий фольклористы собирали, изучали и издавали былины. Интерес к ним не ослабевает и в наше время.
Первые записи пересказов былин относятся к началу XVII века, а в середине XVIII века составлен известный сборник Кирши Данилова. Подлинное открытие былинной традиции начинается с середины XIX века, когда записывают и издают былины П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг. Заповедным краем русского эпоса названо Заонежье, где от семьи знаменитых сказителей Рябининых записаны лучшие тексты былин. Представитель этой династии И.Т. Рябинин демонстрировал свое творчество в Петербурге, Москве, за границей. От него былинные напевы впервые были записаны в 1894 г. на фонограф Эдисона Ю. Блоком и композитором А. Аренским. В ХХ в. благодаря экспедициям в районы Севера, где жили сказители былин М.Д. Кривополенова, М.С. Крюкова, Ф.А. Конашков и другие, велось научное изучение былин. Капитальные сборники текстов былин и исследований создали А.М. астахова, Б.М. и Ю.М. Соколовы, В.И. Чичеров, Р.С. Липец.
Флюгера северных кочей. XVIII в.
Икона - Святой Николай - покровитель мореплавателей. XVI-XVII вв. Икона - Богоматерь «Знамение». Северные письма. XVIII в. Фрагмент иконы «Видение Хутынского пономаря Тарасия». Новгородский Кремль. XVI в.
Поплавки, грузила, крючки рыболовные. Наконечники гарпунов: бронзовый и костяной. Кочедыки: железный и костяной. Моржовая кость (бивни моржа). Весы, разновесы, ключи древнерусские, замок XII-XVIII вв. Меха - шкурки пушного зверя.
Образцы тканей заморских. XVI-XVIII вв. Ларь-теремок, сундучки. XVIII-XIX вв.
У ласкова у князя у Владимира Было пированьице, почестен пир На многих князей, на бояр, На русских могучих богатырей И на всю поленницу удалую. Красное солнышко на вечере, Почестный пир идет навеселе. Все на пиру порасхвастались: Глупый хвастает молодой женой, Безумный хвастает золотой казной, А А умный хвастает старой матерью, Сильный хвастает своей силою, Силою, ухваткой богатырскою. Из былины «Сухмантий»
Он потнички да клал на потнички, Он на потнички да клал войлочки, Клал на войлочки черкасское седлышко, Все подтягивал двенадцать тугих подпругов. Он тринадцатый клал да ради крепости, Чтобы добрый конь с под седла не выскочил, Добра молодца в чистом поле не вырутил. Подпруги были шелковые, А шпеньки у подпруг все булатные, Пряжки у седла да красна золота. Тот шелк не рвется, булат не трется, Красно золото не ржавеет, Молодец на коне сидит, да сам не стареет. Поезжал Добрыня сын Никитинич. Из былины «Добрыня и змей»
1. Маска скомороха. XIII в. Музыкальные инструменты скоморохов: 2. Гудок со смычком. XIV в. 3. Гусли. XIV в. Народные музыкальные инструменты ХХ в.: 4. Трещотки из дуба 5. Кугиклы из тростника 6. Свирель пастушья 7. Рожки берестяные 8. Лесной рог из воловьего рога 9. Жалейка из коровьего рога.
Кабы жили на заставе богатыри Тридцать-то их было да со богатырем; Не видали ни конного, ни пешего, Ни прохожего они тут, ни проезжего, Ни серый тут волк не прорыскивал, Ни ясен сокол не пролетывал, Да нерусский богатырь не проезживал. Тридцать-то было богатырей со богатырем: Атаманом-то – стар казак Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович, Податаманьем Самсон да Колыбанович, Добрыня-то Никитич жил во писарях, Плеша-то Попович жил во поварах, Мишка Торопанишка жил во конюхах. Из былины «Застава богатырская»
Маска мужская белокаменная. XIII в. Кольчуги. XVI-XVII вв. Лук и налуч. XIII в. Копье с прапорцем. XIII в. Щит. XIII в.
Сердца у них твердокаменные, Кони у них буйно-пламенные, Как волки они стремительные, Ничего не боятся.
Направо рубит – налево глядит, Налево рубит – напрво глядит, Все, что видит он,- разрубает, все, что движется,- истребляет. Убитыми лежат – тысяча людей, Вверх копытами лежат - Тысяча лошадей. Из тюрко-монгольского эпоса «Гэсэр»
Тут богатыри все святорусские Скоро ведь седлами да добрых коней, И садились молодцы да на добрых коней, И поехали раздольицем чистым полем Ко тем силам ко татарским. А то едут ведь богатыри чистым полем, А то едут ведь да на добрых конях. Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый. И приехали они ко силушке татарской, Припустили коней богатырских, Стали бить-то силушку татарскую, Притоптали тут всю силушку великую. Из былины «Илья Муромец и Калин-царь»
Коненков С.Т. Скульптуры: Бабушка и Старик (копии)
Шкура медведя с головой и лапами с когтями – символ лесной и языческой племенной стихии.
Традиционные предметы крестьянского труда: 1. Разсоха двузубая. XIX в. 2. Разсоха перовая. XIX в. 3. Лемех. III в. 4. Сошники. XII-XIII в. 5. Туес берестяной. XIX в. 6. Лукошко лубяное. XIX в. 7. Зерно археологическое. XII-XIII вв. 8. Оковка заступа. XII-XIII вв. 9. Коса-горбуша. XII в.
"Рождение книги"
Китай
Египет
Скарабей с египетской иероглифической надписью, упоминающей о вступлении в брак фараона Аменхотепа III (ок. 1455-1419 гг. до н.э.).
Финикия
Греция
Бумага – основной материал для изготовления современной книги – была изобретена в Китае во II в. н.э. В Европе ее производство освоено в XII в. Вплоть до XVIII в. бумагу изготовляли ручным способом из хлопчатобумажного и льняного тряпья. Процесс ручного изготовления бумаги показан на гравюре и. Аммана (XVI в.). Деревянная рама с металлической сеткой погружалась в чан с растворенной в воде бумажной массой. На сетке, вынутой из воды, оставался ровный волокнистый слой, который в результате прессования и просушки превращался в бумажный лист. Водяные знаки на бумаге – утоньшение бумажной массы при соприкосновении с проволочными фигурами, напаянными на дно бумажной формы. Русское слово бумага пришло к нам из татарского языка во времена Золотой Орды. На Руси первые упоминания об отечественной бумаге относятся ко второй пол. XVI в. Однако широкое распространение бумажные мануфактуры получили лишь в нач. XVIII в.
Русские средневековые надписи. Резьба по белому камню. XVII в.
Тощая свеча из владимирской Богородицкой церкви. Памятник декоративно-прикладного искусства XVII века в технике энкаустики с дарственной надписью, исполненной русской вязью - убористым декоративным письмом.