В 1958 г. в Исторической экспозиции помещены материалы археологических стоянок Сунгирь и Пирово городище. В 1958 г. открыта экспозиция "Подарки городу Владимиру к 850-летню” (историческая экспозиция. 2 этаж). В 1960 г. открыт отдел истории советского периода. За создание этой экспозиции группа сотрудников музея-заповедника (9 человек) были награждены грамотами областного управления культуры. Экспозиция была представлена на ВДНХ СССР. В 1962 г. экспозиция была удостоена диплома ВДНХ 3 степени, директор музея-заповедника Аксёнова Алиса Ивановна награждена серебряной медалью, научные сотрудники Горелик Лия Романовна и Г.Б. Шлионский - бронзовыми медалями ВДНХ. 1964 г. - раскопки Сунгирской стоянки - найдено самое северное в Европе погребение эпохи верхнего палеолита. 1969 г. - раскопки Сунгирской стоянки - найдено захоронение двух детей погребение эпохи верхнего палеолита. В 1969 г. открыта историческая экспозиция “Ленин и Владимирский край”. 1971 г. - научно-методическая конференция “Музейный показ памятников археологии в РСФСР". В 1979 г. “История дореволюционного прошлого Владимирского края” (реэкспозиция, историческая экспозиция. 1 этаж). В 1980 г. "История дореволюционного прошлого Владимирского края” (реэкспозиция, историческая экспозиция, 2 этаж). В мае 1981 г. открыта и исследована и течение одного сезона третья в области стоянка эпохи верхнего палеолита “Русаниха”. 1982 г. - международный конгресс комиссии по изучению четвертичного периода (Владимир). Издан сборник материалов научной конференции, посвященной 125-летию музея. 1984 г. - международный конгресс комиссии по изучению четвертичного периода (Владимир). В 1984 г. открыта выставка находок Сунгирской стоянки (историческая экспозиция), а также выставка к 80-летню Н.Н. Воронина.
Историческая экспозиция. 1980-е годы
Экспозиция «История Владимирского края» Владимиро-Суздальского музея-заповедника знакомит нас с развитием Владимирского края с древнейших времен до 1917 года. 4 марта 2003 года – знаменательная веха в истории музея-заповедника: открылась полностью обновленная историческая экспозиция во Владимире, поразив оригинальностью и смелостью художественного решения, новыми уникальными экспонатами. Богатая история Владимирского края, начиная с каменного века и до Февральской революции 1917 года, ожила в отремонтированном и как будто помолодевшем здании Исторического музея.
Предыдущая историческая экспозиция во Владимире просуществовала более двадцати лет – срок по музейным меркам достаточно большой. Требовались не только новая трактовка многих исторических фактов на основе последних достижений современной науки, но и «модерновое» художественное оформление, современный пластический язык.
На первом этаже в художественном решении экспозиции широко применены элементы театрализации, образность. Научным сотрудникам музея-заповедника предстояло сделать правильный, логичный, грамотный отбор материала – археологических находок, летописных свидетельств, художественных реликвий, – чтобы история заговорила.
История Владимирской земли начинается с рассказа о стоянке древнего человека Сунгирь, открытой недалеко от Владимира в 1956 г. Сунгирь стал славой российской науки. Не имеющие себе равных по сложности ритуального обряда уникальные погребения древних людей, 76000 предметов, найденных на месте жилищ Нomo Sungirensis… – давали возможность узнать, как жили наши предки 30000 лет назад.В зале древнейшей истории, где представлена сунгирская коллекция, реконструированные антропологами портреты древних людей, их одежда, орудия труда – идет рассказ не только о борьбе человека с природой, но и о возникновении у наших далеких предков самосознания, первых попытках постичь окружающий мир и выразить творчески свой восторг перед жизнью. Художественной находкой был отказ от традиционно прямоугольной формы зала, только эллипс, сфера создавали образ космоса, яйца, дающего жизнь всему живому.
Огромный временной период, значительные исторические вехи, эпохальные события, знаковые явления и культовые личности – как поведать о них не только с помощью предметов материальной культуры, но рассказать языком пластики, посредством визуальных образов? Здесь на помощь создателям музея пришли самые обыкновенные (казалось бы) зеркала. Расположенные по углам, под особым наклоном одно к другому, зеркала создают чудо «прорыва пространства». Из далекого далека, из зазеркалья на нас «наплывают» многократно отраженные и оттого особенно объемные, до правдоподобия «настоящие» – языческое капище, хрустальная прорубь со светящейся водой… Кстати, фрагменты льда, с полыньей-крестом – символом Крещения – изготовлены мастерами Гусь-Хрустального стекольного завода.В третьем углу размещается композиция, посвященная основателю Владимиро-Суздальского княжества Андрею Боголюбскому. Воссозданная белокаменная винтовая лестница Боголюбовского дворца - символ восхождения человека к Богу. Обрушившиеся ступеньки - напоминание о трагической гибели князя, русского самодержца и святого. 35 лет правил на Владимирской земле Всеволод III Большое Гнездо, «владыка северных стран». Гипсовый слепок рельефа с его изображением со стен Дмитриевского собора во Владимире - в четвертом углу зала.
Мечь Андрея Боголюбского
«История», заключенная в квадрат зала, закручиваясь по спирали, приуготовляет появление в поднебесном мире Храма. Потому в центре зала – символ самого совершенного творения рук человеческих, Храма: подлинный белокаменный крест XII в., изображения главных святынь княжества, Владимирской и Боголюбовской икон Божией Матери на оригинальных стеклянных створках, повторяющих контуры церковного фасада. Камень и Храм – это не иллюстрация к истории, это главный акцент экспозиции, ее смысловой стержень: восхождение от земного к небесному.Посетители Исторического музея узнают о штурме Владимира монголо-татарскими полчищами в 1238 г. Потрясает картина гибели женщины, тщетно пытавшейся спасти все свои богатства – кресты-энколпионы, ожерелье, складень, иконы, украшенные эмалью… В 1993 г. археологами найден этот бесценный клад и теперь он экспонируется во Владимире. Три других владимирских клада освещают своим драгоценным сиянием музеи Москвы. Оформление второго этажа более традиционное, но отличается изысканностью и шармом. Преобразилась сама атмосфера второго этажа – она стала светлой, праздничной. Разобраны закрывавшие окна стенды и тяжеловесные витрины. Восстановлена первоначальная роспись сводов с ярким декоративным растительным узором и медальонами с изображением князей Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Всеволода III и Александра Невского. Сверкает новый паркет. Прекрасно вписались в интерьер стилизованные под старину люстры и напольные светильники.
А в витринах, на стендах – сотни разнообразных экспонатов. История Владимирского края с начала XVII века и до начала XX предстает перед посетителями в документах, книгах, картинах, оружии, наградах, монетах, фотографиях, образцах промышленной продукции, предметах быта. Если при открытии музея в 1906 г. вся экспозиция насчитывала 897 экспонатов, то ныне только на втором этаже их около полутора тысяч.
Появились новые темы, более тесно история края связана с общероссийской историей. Значительно полнее, чем прежде, представлен раздел о событиях Смутного времени начала XVII века. Здесь и редкая икона с изображением убийства в Угличе царевича Дмитрия, впервые представлена копия Жалованной грамоты Лжедмитрия I Спасо-Евфимиеву монастырю в Суздале. Уникальный экспонат – церковная риза, сшитая из бархатной шубы князя Дмитрия Пожарского.
Раздел о петровской эпохе пополнился материалами о сподвижниках Петра I, связанных с нашим краем, впервые выставлен редкий светский портрет первой жены царя Евдокии Лопухиной, сосланной в суздальский Покровский монастырь. Наглядно можно увидеть, в чем проявилась и чем удобна денежная реформа Петра I, сравнив появившиеся при нем новые деньги с серебряными монетами-чешуйками допетровского времени и голландскими талерами, послужившими образцом при проведении реформы. Отдельной темой представлен материал о нашем земляке, открывателе Антарктиды адмирале Михаиле Петровиче Лазареве, в том числе макет шлюпа «Мирный», секстант начала XIX в. Более подробно освещен период правления Александра II Освободителя, реформы 60–70-х гг. XIX века – отмена крепостного права, судебная реформа, создание и деятельность новых органов местного самоуправления.Не обделил Бог владимирцев ни мастерством, ни талантом. Раздел о расцвете промышленности края во 2-й половине XIX – начале XX века поражает многоцветьем образцов тканей, сработанных на местных текстильных фабриках, великолепной хрустальной и фарфоровой посудой производства знаменитых заводов Ю.С. Нечаева-Мальцова и М.С. Кузнецова, разнообразием изделий из цветных металлов завода А.Г. Кольчугина. Притягивают взор отличающиеся тонкостью письма иконы мстерских иконописцев, разнообразные экспонаты, связанные с развитием промыслов среди крестьян губернии. Впервые отдельный стенд посвящен замечательному художнику, издателю, краеведу Ивану Александровичу Голышеву, создателю литографии в Мстере, первой литографии в русской провинции.
Кольчугин Александр Григорьевич (1839-1899) – предприниматель, купец 1-й гильдии в 1871 г. основал в Юрьевском уезде близ с. Васильевское (входило в третий Благочиннический округ Покровского уезда) Покровского уезда латунный и меднопрокатный заводы. В 1876 г. заводы перешли в собственность «Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина», в котором основной капитал принадлежал торговому дому «Вогау и К». См. - Город Кольчугино