Главная
Регистрация
Вход
Суббота
26.09.2020
05:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1298]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [276]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » краеведение

Горелик Лия Романовна

Горелик Лия Романовна

Лия Романовна Горелик родилась во Владимире 26 января 1934 года.
В 1955 г. окончила Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского. Преподавала литературу в Ордынской средней школе Новосибирской области.


Горелик Лия Романовна

В 1959 - 1987 гг. работала во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В 1959 г. пришла во Владимиро-Суздальский музей-заповедник на должность научного сотрудника музея. С увлечением собирала материалы о городе Владимире и его людях.
Ее многолетняя собирательская работа во Владимире и области, а также в Москве, Ленинграде, Севастополе, Болгарии легла в основу нескольких музейных экспозиций («Старый Владимир», «Дом-музей Столетовых», «Часы и время» и др.), созданных ею в содружестве с московскими художниками-оформителями Е. Смирновым, Д. Судаковым, Л. Озерниковым.

В 1972 году создает военно-историческую экспозицию в Золотых воротах.


Здание старой Водонапорной башни. Ул. Козлов вал, д. 14.

С особым увлечением она собирала материалы о г. Владимире и его людях. Несмотря на жёсткие идеологические установки в области культуры, ей удавалось сообщить экспозициям дух подлинности и человечности, что наиболее ярко сказалось в экспозиции «Старый Владимир» (1975 г.), воссоздавшей облик губернского города кон. XIX - нач. XX вв.


Мемориальный Дом-музей Столетовых

С 1976 года тысячи людей разных профессий и разных национальностей прошли по залам Дома-музея Столетовых. Его часто посещали официальные делегации и туристы из Болгарии. В 1978 г. в честь 100-летия освобождения Болгарии от османского ига болгарское правительство наградило и сам музей, и его создателей А.И. Аксенову и Л.Р. Горелик медалями, которые торжественно были вручены в залах музея послом Болгарии в Советском Союзе Д. Жулевым.
Заслуженный работник культуры РСФСР (1978).
В 1978 г. в доме-музее Н.Е. Жуковского в д. Орехово, Собинского р-на, открыта экспозиция “Научное наследие Н.Е. Жуковского”.


Храм Михаила Архангела. Ул. Студеная гора, д. 1

В помещении Храма Михаила Архангела в 1984 году была развернута экспозиция «Часы и Время» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Автор концепции - Лия Горелик.
В 1986 г. её экспозиционная деятельность была отмечена серебряной медалью ВДНХ.
Горелик - автор ряда краеведческих статей в сборниках, местной периодике, буклетов об экспозициях и выставках музея; ею опубликованы письма политзаключѐнных Владимирского каторжного централа. Много времени отдавала она экскурсионному делу. Была прекрасным рассказчиком и обладала редким даром общения.
Награждена Почетной грамотой Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, а также медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина". В 1977 г. За многолетнюю и плодотворную работу ей присвоено звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".

Умерла 26 января 1989 года. Похоронена на Улыбышевском городском кладбище. Публикации Л.Р. Горелик
Книги
:
1. Владимиро-Суздальский музей-заповедник: путеводитель. - Владимир: Верх.- Волж. кн. изд-во, 1964. [Соавтор].
2. История Владимирского края: [учеб. пособие для учащихся 7-10 классов]. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1973. [Соавтор].
Статьи:
1. Дом, в котором родился в 1839 г. и жил физик А.Г. Столетов, родился в 1834 г. и жил генерал, географ Н.Г. Столетов // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: памятники культуры: Владимирская область. - М., 1978. [Соавтор].
2. Могила генерала, географа Н.Г. Столетова // Там же. [Соавтор].
3. Могила физика А.Г. Столетова // Там же. [Соавтор].
4. Письма революционеров-политкаторжан // Владимирскому музею 125 лет: материалы науч. конф. - Владимир, 1981.
5. К вопросу о портрете Петра Николаева - работы художника В. Перова // Материалы исследований / ВСМЗ. - Владимир, 1997. - Сб. № 2.
Публикации о ней:
1. Поликарпова Т. Наша связная // Комсомольская искра. - 1966. - 3 авг.
2. Лындина Э. Часы истории // Советская культура. - 1983. - 22 окт.
3. Гордеев С.П., Тимофеева Т.П. Горелик Лия Романовна // Владимирская энциклопедия: биобиблиогр. словарь: А - Я. - Владимир, 2002.
4. Лёгкая рука Лии Горелик // Молва. - 2004. - 27 янв.
5. Гордеев С.П. Соратница // Старая столица: краевед. альманах. - Владимир, 2006.-Вып. I.
6. Филаретов А.А. Воспоминания о хорошем человеке // Там же.

Соратница

Гордеев С.П.
В анналах владимирского краеведения немало славных имён и среди них Лия Романовна Горелик, бывший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РСФСР.
В 1959 году, после трёхлетнего пребывания в Новосибирской области, где Лия Горелик преподавала в средней школе русский язык и литературу, она вернулась в родной Владимир и собиралась продолжить здесь работу по специальности. Но школы города были полностью укомплектованы преподавателями, и в ожидании свободной вакансии она устроилась в музей. Временное, как она думала, пристанище оказалось не только постоянным, но и вторым родным домом, где она провела 28 лет.
Изучение литературы о городах и памятниках архитектуры, работа над выставками, участие в экспедициях открыли ей широкие горизонты истории и культуры Владимирского края. Не было большого отрыва и от педагогической профессии - в музейном деле присутствует многое из того, чем занимается школа. Школьники составляют и львиную долю посетителей музея.
Нас окружает множество самых разных вещей: мебель, посуда, одежда, орудия труда, различные приборы, картины, книга всего не перечислить. И весь этот необозримый предметный мир не остаётся неизменным. Одни вещи совсем выходят из употребления, другие до неузнаваемости меняют свой вид. В школах и на почте исчезли чернильницы, не продают больше грампластинок и проигрывателей для них, доживают свой век пишущие машинки. В жизнь властно вторглись компьютеры и сотовые телефоны. Кто-то спокойно относится ко всем этим переменам, кто-то недовольно ворчит, а музейный работник должен чутко реагировать на эту динамику, осмысливать ее, чтобы своевременно сохранить для любознательных потомков то, что уходит из жизни, не гоняться потом за исчезнувшей вещью, как за выпорхнувшей в окно канарейкой.
Излишне напоминать, что Лия Горелик была музейщиком поистине замечательным. Она была влюблена в этот живой предметный мир, и он отвечал ей взаимностью. Её удачам в собирательской работе способствовало прекрасное знание Владимира, его коренных жителей, их родственных связей и умение располагать к себе людей. Её стараниями фонды музея-заповедника обогатились ценными предметами городского быта, редкими фотографиями из семейных альбомов. Она выявила и подготовила к публикации пачку писем известного государственного и партийного деятеля П.П. Постышева: гордилась находкой одного из документов В.И. Ленина - его записки работникам железной дороги с просьбой оказать помощь Л. Фотиевой во время её поездки из Москвы в Уфу. Иногда она приносила вещи, которые традиционно считались недостойными музейного хранения: безымянные фотографии представителей разных сословий, тронутые ржавчиной металлические таблицы страховых обществ, которые некогда укреплялись на фасадах застрахованных домов, газеты с шокирующими объявлениями типа: «Молодой человек готов жениться на любой состоятельной особе для того, чтобы закончить образование», билет проститутки... Она же и показала, что эти «немузейные» вещи могут быть востребованы для выставок.
Лия Горелик была автором нескольких крупных экспозиций, две из них - «Старый Владимир» и мемориальный Дом-музей братьев Столетовых функционируют и сегодня. Экспозиция «Старый Владимир», вобравшая в себя немало непривычных для музейной практики вещей - от крыльца одного из владимирских домов до старой городской рекламы, игральных карт и прочих «немузейных» экспонатов и развернутая на трёх этажах бывшей водонапорной башни, произвела в своё время фурор в музейном мире и заставила затворить о её авторе как о крупном, неординарно мыслящем экспозиционере.
Обозревая творческие достижения Лии Горелик, можно подумать, что всё ей давалось легко, получалось как бы само собой, без тени сомнений в успехе дела. Но это не так. Вспоминаю, как долго не верила она в возможность создания музея братьев Столетовых не было экспонатов. Не верила до тех пор, пока не появились первые находки. И началась систематическая, напряжённая работа: командировки в Москву, Ленинград, Севастополь, а также в Болгарию, чтобы собрать материалы о генерале Н.Г. Столетове, которого там знали едва ли не лучше, чем на родине. И письма, письма - сотни писем к родственникам Столетовых, учёным - ко всем, кто мог сохранить что-нибудь из разыскиваемых вещей или дать необходимую консультацию. О том, как создавался музей, по свежим следам можно было бы написать увлекательную повесть. В готовом музее ничто не напоминает о трудностях его создания. Мягкая мебель, старинное фортепьяно, зеркало от пола до потолка, спокойные приглушённые тона обоев и портьер, фотографии в фигурных и овальных рамках. Всё так естественно и просто. Никому и в голову не придёт, в какую проблему выросли хотя бы только одни обои. В продаже таких обоев, разумеется, не было. Их пришлось делать на заказ, а это стоило немалых хлопот, поскольку небольшая партия продукции нового образца для фабрики была убыточна.
28 мая 1976 года музей был открыт. Он стал подарком не только для владимирцев. Высокую оценку дали мемориалу и на Балканах, в Софии, наградив его создателей медалью «Сто лет освобождения Болгарии от османского ига».
Нельзя не вспомнить ещё одну замечательную экспозицию, созданную Л. Горелик в содружестве с художником Л.В. Озерниковым - о часах. В этой работе Л. Горелик не пошла по легчайшему пути - выставить в витринах часы, отличающиеся механизмами и разнообразием циферблатов. Она предложила иную концепцию - соединить показ часов с судьбами людей. Экспозиция получила название «Часы и время». Одно дело - безымянные хронометры времени и совсем другое - мемориальные часы всенародно известного диктора Левитана или побывавший на космическом корабле секундомер В.Н. Кубасова. По соседству с часами можно было увидеть крупную купюру, ведь время - деньги. О выставке писал журнал «Декоративное искусство СССР», она была признана лучшей экспозицией 1984 года.


Экскурсию ведёт Лия Романовка Горелик

Много времени отдавала Лия Горелик экскурсионному делу. Ей доверяли работу как с группами рабочих, студентов, учащихся, так и с высокими гостями обкома КПСС. Музейщики между собой называли эти группы «банкетными». Лию Горелик ставили на них в стопроцентной уверенности, что в общении с этим нерядовым контингентом она расставит все необходимые акценты, чтобы произвести выгодное впечатление о музее и его кадрах. Она не считала зазорным «метать бисер» перед любым составом слушателей, не боялась, что её не поймут. Да её и невозможно было не понять. В её ярком эмоциональном рассказе было всё: и спокойный деловой разговор, и задушевная беседа, и проблески ораторского искусства. И ещё одно - образность речи. Рассказывая о памятниках архитектуры, она не стремилась напичкать слушателей несметным количеством фактов, которые быстро забываются, но пыталась закрепить в их памяти облик памятника каким-либо ярким сравнением. Так, покидая Дмитриевский собор, экскурсант мог не запомнить какие-то сюжеты рельефов, но уносил с собой образ накинутой на храм белокаменной резной скатерти, отороченной кистями аркатурного пояса.
У Лии Горелик было чему поучиться. Она никогда не вставала в позу скупого рыцаря. У нее не было секретов от коллег. Она щедро делилась с молодыми сотрудниками опытом подготовки экскурсий, работы над экспозициями, помогала редактировать разного рода тексты, писала для филиалов музея буклеты, которые становились путеводителями по экспозициям. У всех, кто соприкоснулся с Лией Горелик, осталась о ней самая добрая память. Лия была прекрасным рассказчиком. Сообщение о самом заурядном случае превращалось в её устах в маленькую новеллу. В общении с людьми ненавязчиво, сами собой проступали ее порядочность, обострённое чувство совести. Она больно переживала всяческую фальшь, несправедливость, показуху. Когда в разговорах заходила речь о злоупотреблениях высокого начальства своим служебным положением, грустно замечала, что это подрывает доверие народа к власти, идёт во вред стране.
В этом кратком очерке неоднократно мелькает слово «была». Всё дальше от нас время ухода Лии Горелик из жизни, но для тех, кто её знал, она - наш современник.

ВОСПОМИНАНИЯ О ХОРОШЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

А.А. Филаретов.
Маленькая деревушка Дютьково в трех километрах от Звенигорода расположена в изумительно живописном месте, которое называют «Подмосковной Швейцарией». Вот в эту деревню и приехала зимой 1974 года Лия Романовна Горелик, старший научный сотрудник Владимиро-Суздальскою музея-заповедника, заслуженный работник культуры РСФСР. Она приехала, чтобы побывать в небольшом народном музее Левитана, Чехова и Танеева, созданного в Дютькове трудом и стараниями московского коллекционера Павла Фёдоровича Колесова в 1962 году.
Создание этого музея в Дютькове было не случайным. Долгие годы в летние месяцы здесь жил композитор Сергей Иванович Танеев, здесь же он и умер в 1915 году. Эти места любили А.П. Чехов и И.И. Левитан, оставивший в память о них этюды «Мостик Левитана», «Окно Левитана».
В музее Лия Романовна обратила внимание на висевший на стене список «Друзья музея», в котором она увидела и мою фамилию. Она спросила у Колесова:
- Не тот ли это Филаретов, чей отец, доктор, умер в блокадном Ленинграде?
- Да, это он, - ответил Колесов. - Я знаю, что Андрей Андреевич Филаретов - один из потомков владимирских Столетовых.
- Вот я и нашла того, кого так долго искала! - обрадованно сказала Лия Романовна.
Так состоялось наше знакомство. С этих пор более активно продолжились мои связи с Владимиром. Летом того же 1974 года состоялось моя встреча с Лией Романовной во Владимире, когда я с экскурсионной группой сотрудников больницы, где я тогда работал, приехал сюда. Экскурсию вела Лия Романовна. О многом тогда поговорить с ней не удалось. Запомнилось, с какой теплотой говорила Лия Романовна об истории города, о его памятниках, о людях. Как-то вскользь она высказала мысль о необходимости создать мемориальный дом-музей Столетовых.
А через два года, 28 мая 1976 года, состоялось торжественное открытие мемориального Дома-музея Столетовых, инициатором и создателем которого была Лия Романовна Горелик. В день открытия я передал ей в дар музею имевшуюся у меня оригинальную фотографию А.Г. Столетова. В это же время проходили вторые Столетовские чтения, организуемые Владимирским педагогическим институтом (ныне университет). Чтения организовывались кафедрой общей физики (зав. кафедрой профессор Е.И. Куркутова). Непосредственными организаторами были ныне покойный А.Н. Осиповский и А.С. Повалишникова. В проводимых чтениях всегда участвовали сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника, выступая с сообщениями и докладами.
На Чтениях я познакомился с Ангелиной Степановной Повалишниковой, которая живо интересовалась родословной Столетовых, их деяниями, в шутку называя себя «столетовкой». Наше содружество продолжается и сейчас. Одним из свидетельств этого плодотворного содружества является наша маленькая книжечка «Братья Столетовы».
С Лией Романовной сложились дружеские отношения. Она всегда радушно принимала нас во Владимире. Посещения Дома-музея Столетовых, других экспозиций и ее рассказы для нас всегда были добрым, светлым праздником. В её словах чувствовалась какая-то особая теплота к предмету рассказа. Она одухотворяла нас и делала все возможное, чтобы наше пребывание во Владимире было интересным и памятным. Уезжали мы из Владимира духовно обогащённые, нагруженные сувенирами.
Вспоминается ещё один эпизод нашего общения с Лией Романовной. Я знал, что она работает над экспозицией «Часы и время». В звенигородской районной газете «Новые рубежи» (№№ 24 и 25 за 1984 г.) я обратил внимание на статью «Шараповские ходики». Оказалось, что фабрика по производству этих ходиков находилась вблизи города Звенигорода, в селе Шарапово, и начало этому производству было положено в 60-е гг. XIX века. Я послал Лии Романовне эти газеты, а через некоторое время получил от неё письмо с просьбой помочь достать шараповские ходики. Я поехал в Шарапово, встретился там с краеведом Сергеем Александровым, автором упомянутой статьи. Но долгое время нам с ним не удавалось найти часы, так как их производство давно прекратило своё существование. Не буду описывать все мои поисковые похождения. Часики всё-таки нашлись, хоть и в весьма непрезентабельном виде, и были отправлены во Владимир, где нашли свое место в экспозиции. Им было отведено и несколько строк в буклете, посвященном экспозиции «Часы и время»: «Скромно приютились среди рациональных иностранцев непритязательные ходики, сделанные крестьянами-часовщиками на единственной русской фабрике под Москвой».
Мы давно приглашали Лию Романовну приехать к нам в гости в Звенигород. Приехала она на недельку в 1984 году. Мы посетили с ней все наши звенигородские достопримечательности. Прежде всего, пошли в Дютьково. Павла Фёдоровича уже не было в живых, он умер в 1980 году. Не было и его жены Елены Сергеевны, которая после смерти мужа хранила музей. Она умерла в 1983 году. Сиротливо показалось нам в музее, который открыла нам соседка по дому: у неё были ключи, и она присматривала за музеем. На доме была мемориальная доска с текстом: «Организатору Дютьковского музея Павлу Фёдоровичу Колесову, руководившему музеем в 1962 - 1980 гг.» и эмблема музея. Долгое время музей был в запустении и только позже возродился как Дом-музей С.И. Танеева. Как и при Колесове, стали проводиться вечера камерной музыки. Наладились связи музея с Владимиром после посещения его сотрудниками Владимиро-Суздальского музея-заповедника и активистами Фонда культуры во главе с его председателем И.Г. Порцевской.
Вернусь к пребыванию у нас Лии Романовны. Были мы с ней в Дунино, в Доме-музее М.М. Пришвина, что недалеко от Звенигорода, посетили наш Саввино-Сторожевский монастырь, побывали в других интересных местах, да и просто погуляли по нашим красивым окрестностям. Чувствовалось, что эта поездка для Лии Романовны была интересной.
В мае 1986 года я с сыном Валерием снова побывал во Владимире. Я хотел показать ему Владимир - город его предков. Побывали мы с ним везде, посетили все экспозиции музея. Особое впечатление произвела на него экспозиция Дома-музея Столетовых. Были мы и на кладбище, поклонились праху дорогих нам людей. В один из вечеров мы были приглашены Лией Романовной к ней домой. О многом тогда переговорили. Пересмотрели её многочисленные альбомы. Между прочим, в разговоре Лия Романовна пожаловалась на своё здоровье, на усталость, которая всё больше даёт о себе знать. Уходили мы от неё с беспокойством за её здоровье. А оно действительно ухудшалось. В 1988 году она была на лечении в Москве, в больнице МПС. Мы навестили её несколько раз, старались как-то поддержать. Не думали, что это наши последние встречи. Умерла Лия Романовна в день своего рождения 26 января 1989 года.
А в мае 2006 года детищу Лии Романовны, Дому-музею Столетовых, исполнилось 30 лет. За эти годы музей проделал большую работу, храня столетовские реликвии, храня память о Столетовых, много доброго и полезного сделавших для славы своего Отечества. И в этом большая заслуга работников музея.
Я навсегда благодарен судьбе, которая сводила меня с добрыми, интересными людьми, увлечёнными своим делом. Среди них и Лия Романовна Горелик, и Павел Фёдорович Колесов, и Ангелина Степановна Повалишникова, и Маргарита Петровна Попова, и Надежда Ивановна Горбунова, и Ольга Николаевна Суслина, которая теперь курирует Дом-музей Столетовых, продолжая дело, начатое Лией Романовной. Встречи с этими людьми духовно обогащали, благодарность и низкий поклон им!
Союз Краеведов Владимирской области

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: краеведение | Добавил: Николай (16.12.2019)
Просмотров: 225 | Теги: краеведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика