Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма Города Гусь-Хрустальный Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 августа 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Кравченко Иван Александрович. Адрес: город Гусь-Хрустальный, ул. Люксембургская, д. 3.
В 1810 г. Сергей Акимович Мальцов (1771-1823) подает прошение на имя епископа Владимирского и суздальского Ксенофонта «…о дозволении ему, Мальцову, из состоявших Меленковской округи и в приходе села Селимова, заводов его Гусевского и Вековского построить при первом каменную церковь с переведением к ней священно- и церковно служителей из села Борзино и об упразднении Борзинской ветхой церкви…»В 1816 г. церковь во имя святых и праведных Боготоотец Иоакима и Анны была построена и освящена об этом сообщает нам сын Сергея Акимовича Мальцова действительный статский советник и кавалер Иван Сергеевич Мальцов: «В гусевской моей фабрике имеется ныне церковь во имя святых и праведных богоотец Иоакима и Анны каменная, покойным родителем моим в 1816 г. была построена которах холодная и теплая вместе одна. И когда оная была построена, в то время в обозначенной фабрике находилось жителей не более 800 душ обоего пола, ныне же таковых в наличности при оной находится более 2000, отчего и оказалась оная церковь особенно в зимнее время для помещения народа стеснительной». Документ датируется 1847 г. Это новое прошение Мальцова архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению связано с его намерением, чтобы «Существующую церковь оставить навсегда холодную, а при оной вновь построить новую теплую каменную во имя Живоночальной Троицы с одним престолом на собственное мое иждивение. Прилагаю при сем план и фасад, составленный Владимирским губернским архитектором, настоящей церкви и вместе с оною и предложенной вновь построить трапезы на приведение моего намерения в надлежащее исполнение сим, Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу архипастырского разрешения. Октябрь 1847 г.».
Храмозданную грамоту на постройку церкви и трапезы выдали 29 сентября 1848 г. К маю (18-му) 1851 г. строительные работы были окончены. В новом прошении благочинного Судогодской округи протоиерея Петра Александровского на имя епископа Иустина читаем: «… имею сим… донести, что в вверенного мне ведомства Меленковской округи Гусевской Хрустальной фабрики ко Иоакиманской церкви пределанная вновь трапеза, согласно храмозданной грамоте и апробированному епархиальным начальством плану и фасаду, приведена в окончание, покрыта железом, полы отделаны деревянные, печки в назначенных местах изращатые, иконостас окрашен, резьба на нем вся вызолочена, образа написаны новые, и в углу правой стороны для освящения храма во имя Живоначальной Троицы все приготовлено».
Колокольня
1856 г. – впервые упоминается колокольня при церкви Иоакима и Анны. На рубеже 1871-1872 гг. при обозрении епархии епископом Муромским Яковом сельских и городских церквей вот что было отмечено при посещении Гусь-Хрустального: «Гусевской Хрустальный завод. Церковь замечательна (!) поместительна (!) и хорошо содержится. Левый придел теплой церкви до селе не освящен едва ли не предрассудку, которого держатся строители, опасаясь близкой кончины, если церковь будет совершенно окончена. Я разъяснил господину управляющему заводом сколь не состоятельно это суеверие. Ризница не богата, библиотека очень бедна…». Иван Андреевич Казанский родился в г. Переславль в 1846 г. Окончил по первому разряду семинарию в 1870 г. С 1871 по 1875 гг. - учитель приходского училища в пос. Гусь Мальцова (ныне г. Гусь Хрустальный). С 1875 г. - священник Иокиманской церкви Гусевской фабрики, законоучитель. С 1909 г. - протоиерей.
Интересное, хотя и краткое описание церкви и ее окружения дают клировые ведомости 1872-1877 гг. Церковь Иоакима и Анны «зданием каменная до купола, а купол деревянный оштукатурен, по оштукатурке обит листовым железом и окрашен белилами на масле. В 1850 г. пристроена и освящена теплая трапеза на кошт И.С. Мальцова, в 1871 г. сделана «духовая» печь и под холодною церковью. Престолов в ней два: в настоящей во имя святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны, а в трапезе во имя Живоначальныя Троицы. Церковь достаточно снабжена ризницей, утварью и святыми иконами. Из святых икон замечательны: 1) Картина, написанная на полотне – «Снятие со Креста Иисуса Христа», занимающая все горнее место в трапезном храме от полу до сводов отличной работы художника Грибкова; 2) Икона вмц. Варвары, уважаемая как явленная…, 3) Из церковных вещей замечательны по отделке и ценности семисвешник и паникадило хрустальныя – произведение местной фабрики».
В 1895 г. «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа».
Клировые ведомости 1901 г. на ряду с известными нам уже данными за 1872-1874 гг. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии кон. XIX в.
Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в нач. XX в.
В 1922 г. церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих. К этому времени с 1917 г. властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей. ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729 «В 1928 году в сентябре месяце, поп гусевской старой церкви поминал дом Романовых. В 1926 году этот поп с членами церковного совета растратил 8000 рублей. Следственно-судебные власти дело о растрате свели на гражданское. И ног уже 1930 год, а исполнительный лист где-то заплутался, решение суда – «взыскать с растратчиков» — не приведено в исполнение.
Церковный староста в настоящее время произвел растрату. Собранные с верующих денежки вложил в «фонд» построения своего собственного дома.
19 декабря 29 года ночью упало паникадило, весом около 1000 килограмм. Случись это днем — убило бы много людей.
На колокольне, самый большой колокол висит на гнилой балке, нужно ожидать аваpии и возможно жертв.
За аварию в производстве, клубе, коммунальном доме, должностных лиц привлекают к ответственности, а церковникам падение паникадила прошло даром.
Член церковного совета Лебедева до сих пор состоит членом горсовета г. Гуся. Она ведет скрытую агитацию против закрытия церкви. Церковники ведут запись желающих в верующие, собирают подписи безграмотных домохозяек. Церковники ловят в свои сети всех, кто только им попадется.
Много явных проделок у церковников, которые идут в разрез с советскими законами, но еще больше их за кулисами, проходят безгласно.
Рабочие Гуся не раз требовали закрыть церковь и сдать кoлoкoла на индустриализацию. Вынесли ряд резолюций «немедленно закрыть церковь и передать ее под помещение изработавшихся старых рабочих-инвалидов труда».
На отчете горсовета рабочие также вынесли наказы горсовету закрыть церковь. Всех голосов за закрытие церкви на лекциях и докладах насчитано более 6500 голосов.
Крестьяне многих окружающих деревень делают вызов гусевским рабочим по закрытию церквей и сдаче колоколов (село Пустоши и др.).
Рабочие Гуся возмущены, так как повсеместно даже крестьяне закрывают свои церкви в деревнях, а вот они, рабочие, никак этого не могут добиться. Кто здесь виноват? Надо срочно выяснить кто благодушествует гусевским церковникам» («Призыв», 20 февраля, 1930 г. № 41).
Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936 г. В 1941 г. здание храма было занято под механические мастерские Гусевского стекольного техникума. В 1946 г. здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра. Затем здание с 1946 г. по 1948 г. было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 г. говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что: Здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…., ходатайство об открытии церкви… отклонить. Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 1422 от 7 декабря 1948 г.
Церковь свв. Иоакима и Анны
В 1949 г. было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р. Решение облисполкома № 198 от 19 марта 1949 г.
В наши дни от площади, на которой стоит Троицкая (Иоакиманская) церковь, почти ничего не осталось. Начиная с кон. 1920-х гг. она начала активно застраиваться. В ее юго-западном углу поставлен памятник комсомольцам. На северо-западном углу – здания 60-х гг. По северной стороне поставлены административные здания 1960-х гг. и т.д. Как видим, планировочная структура церкви Иоакима и Анны претерпела ряд существенных изменений. Трудно переоценить то место, которое занимала и занимает Иоакиманская церковь – этот интересный памятник эпохи классицизма, построенный под руководством профессионального архитектора и ориентированный на столичную архитектуру. Церковь являлась композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть исторической застройки Гусь-Хрустального (первая регулярная сетка улиц будет сразу же строиться соответственно церковной площади). Мальцовы были состоятельными и, видимо, достаточно образованными людьми, чтобы построить в общем-то глухом месте Владимирской земли интересное здание в духе своего времени.
1983 г. – церковь Иоакима и Анны взята на местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая) В 1989 г. храм был возвращен общине верующих. На момент передачи храма общине верующих в 1989 г. интерьер претерпел большие изменения: полностью утрачены изразцовые печи, иконостасы, частично разрушены полы из метлахской плитки, полностью разрушена система отопления под всеми объемами церкви; требует большого ремонта фундамент, подвалы, купольный свод основного объема, потолочное перекрытие по всему объему храма. Необходима полная замена кровли над всем объемом храма. Практически полностью уничтожена кровля купола. Требует восстановления верхняя часть колокольни. Сильно измененными оказались и оконные проемы.
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
Воскресная школа для детей работает почти с самого открытия храма. Существенно важным считается посещение ребятами воскресной Литургии. Чтобы дети могли без затруднений в субботу после занятий середине занятий предлагается чай. Дети прихожан по несколько лет с радостью посещают воскресное богослужение и уроки, несмотря на нагрузки общеобразовательной школы.
Изучаются следующие предметы: Закон Божий, Священная история Ветхого Завета, История Церкви, Русская история, Жития святых, История Русской культуры, церковнославянский язык, рисование. Преподаватели, тщательно изучая Святоотеческие творения, учат детей постоянному и внимательному обращению к этим книгам, пониманию Святого Евангелия, Евангельских заповедей, духовной жизни в объяснении Святых Отцов, рассказывают, что такое православное монашество.Главная цель — воспитать в ребятах любовь к Богу и Церкви, преподать здравые святоотеческие понятия о духовной жизни, привить необходимость стремления ко спасению, церковной жизни, любовь к молитве, участию в Таинствах, любовь к ближним, исполнению Евангельских заповедей. Им объясняются разнообразные явления жизни с православной точки зрения, чтобы повзрослев и закончив школу, они не ушли из Церкви. Воскресная школа должна готовить детей к реальной жизни в реальном обществе, а потому нельзя совершенно отгораживать их от современной жизни, современной культуры и цивилизации. Детям ХХI века предстоит жить в современном развивающемся мире, поэтому, например, им не возбраняется просмотр телепередач. Но при этом они должны оставаться прежде всего христианами и научиться рассудительно выбирать, что в этом мире полезно, что допустимо и что греховно. На Рождество и Пасху устраиваются праздники со спектаклями, викторинами с полезными и вкусными подарками и угощением.Каждое воскресенье в воскресной школе проводятся собеседования для взрослых христиан, которое ведут клирики нашего храма. Священники также обязательно проводят беседы со взрослыми перед принятием Таинства Крещения.
"Центр Подготовки Церковных Специалистов Владимирской Епархии Русской Православной Церкви" Собор Георгия Победоносца Храм-часовня святой великомученицы Варвары Домовая церковь Сергия Радонежского при православной гимназии им. пр. Сергия Радонежского. Город Гусь-Хрустальный. Памятники Гуся-Хрустального.