Главная
Регистрация
Вход
Четверг
26.12.2024
16:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Мстерский художественный музей" п. Мстера

Мстёрский художественный музей

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мстерский Художественный Музей" зарегистрирован 03.02.2003 г.
Директор музея: Богунова Елена Александровна (с 18 апреля 2018 г.).
Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, п. Мстёра, пл. Ленина, д. 3



Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мстёрский художественный музей"

Мстёрский краеведческий музей основан 5 октября 1919 года решением комиссии под председательством известного художника, академика живописи, уроженца Мстёры, Фёдора Александровича Модорова при Мстёрских государственных художественно-ремесленных мастерских.
В документах Государственного архива Владимирской области сохранился «Протокол заседания музейной комиссии посада Мстёра от 5 октября 1919 года». Комиссия утвердила заведующим музеем И.М. Захарова, определила для музея помещение и даже предложила концепцию будущей экспозиции, отведя основное место народным художественным промыслам. При музее предполагалось организовать архив и библиотеку.
«Мстёрский краеведческий музей создан руками и старанием одного человека. Удивляться здесь не приходится. У нас зачастую бывает так: заведется в селении, выражаясь по-деревенски, хлопотун и начинает будоражить общество. А оно, надо признаться, нередко, вместо того, чтобы оказать помощь ему в каком-либо полезном начинании, становится по отношению к нему «твердокаменным».
Мстёрский волостной краеведческий музей создавался одним человеком. В его «затею» никто не верил. Общество осталось в стороне. Но и когда музей был создан, общество не преминуло еще долгое время принципиально замалчивать о создавшемся ценном культурном очаге. Не лучше вели себя и некоторые общественные учреждения. Правление Мстёрского кооператива даже домогалось о «свертывании» музея и отдаче занимаемого им помещения под колбасную. Музей остался на старом месте опять-же благодаря стараниям хлопотуна фамилия которого, кстати сказать,— Модестов (Модестов Михаил Владимирович) — зав. худ.-промышленным техникумом опытной школы Наркомпроса.
Музей помещается в небольших трех комнатах. Однако, по имеющимся в нем экспонатам, он представляет из себя большой, научный очаг. Это признается сейчас не только частью Мстёрского общества, но и многими представителями культурных организаций других губерний.
Музей взят Главнаукой под свое ведение.
Мстёра, как известно, представляет из себя большое селение, населенное почти сплошь кустарями. Здесь и богомазы, здесь широко развито и гладо-швейное производство.
Музей, составленный в поступательном порядке, прежде всего знакомит нас с первыми зачатками кустарничества мстёряков — это с вышиванием золотом различных головных уборов: старообрядческих платков, кокошников.
Затем идет отдел вышивок. Здесь представлены образцы старинной вышивки и новейшей, вырабатываемой слушателями худ.-промышленного техникума.
Разглядывая вышивки, не верится, что все это создано руками Мстёрской рукодельницы-гладошвейки. Какая упорная, кропотливая работа! Сколько изящества в этих строчках шелковыми нитками-паутинкой — по материалу. Вышивка нитками сейчас не умерла, как отошла в область прошлого вышивка золотом. Наоборот, вышивка нитками сейчас охватила чуть-ли не все женское население Мстёры. Одно плохо, что имеющиеся здесь артели вышивок пренебрегают новым рисунком и продолжают пользоваться старым, не редко прибавляя к нему отсебятину. В результате, до нас не доходят в частом виде старые образцы строгого в своей красоте рисунка, и на рынок выбрасываются изделия с пухленькими, уродливыми цветочками, сердечками и т. п.
Худ.-промышленный техникум большую ведет работу по сохранению старинных образцов, рисунков и выработке новых, но артели по словам т. Модестова «не держат с нами смычки».
Особо следует указать на оригинальное размещение экспонатов. В музее наряду с работами Мстёрских кустарей по тому или иному виду работы вывешены работы кустарей других селений нашей и иных губерний. Это дает возможность судить о степени развития того или иного промысла в других губерниях.
Здесь-же, где размещен отдел вышивок, имеется отдел игрушки, известной «русской игрушки», пользующейся на всех заграничных выставках особым вниманием и популярностью.
Небольшой чурбан дерева, но он руками кустаря превращен в лихую тройку, бешено скачущую по необозримым снежным полям, в кряжистого пахаря, в кузнеца-молотобойца, в красивую, крепко слаженную крестьянку-жнею. Все это опять-таки поражает своей изящностью и благородством работы.
В области игрушки Мстёряки сделали немногое. Они занимались игрушкой только в первые годы революции, раскрашивая ее.
Вот отдел иконописи — этого иконописного ремесла Мстёряков. Сейчас оно сошло почти на-нет. Мстёрокие богомазы теперь вынуждены приспосабливаваться и они приспосабливаются. Сначала в первые годы революции они перешли на роспись игрушек, превращая кряжистого крестьянина, высеченного из дерева, в старца, убеленного сединами и с ликом Николая чудотворца.
Старое тяжелым камнем висело над ними и все, что выходило из под их рук, носило отпечаток иконописности. Особенно характерными являются работы палеховских кустарей, получивших на недавней парижской выставке золотые медали и похвальные отзывы. Несколько работ палеховских кустарей представлены и в Мстёрском музее, носящих огромную ценность.
Вот изображена на подносе крестьянка. Молодая, пышущая здоровьем. А лицо у ней одной из бесчисленных богородиц. И платье крестьянки тоже «богородично».
Кустарь—богомаз не может еще отрешиться от иконописи и вкладывает ее в свои работы. При этом поражает изумительная точность работы и яркость красок.
В Мстёрской волости широко было развернуто офенство. В музее собраны материалы и об этом виде заработка Мстёряков.
В общем, музей богатый, культурный очаг. Надо только пожелать, чтобы он постепенно рос и пополнялся новыми экспонатами.
Сейчас собираются материалы о промышленном развития волости. Уже частично сгруппированы экспонаты Мстёрской клеёночной ф-ки.
В заключение надо отметить, что музей частично освещает кустарничество и бывш. Суздальского уезда, Александровского уезда и др., знакомя со всеми кустарными промыслами владимирцев.
По опыту Мстёрского волостного краеведческого музея надо призвать культурных работников других волостей, особенно наших промышленных и кустарных районов к работам по созданию подобного Мстёрскому музеев.
Краеведческий музей—школа, долженствующая сыграть большую роль в нашем промышленном и культурном строительстве» («Призыв», 1927).
«После двухмесячного летнего перерыва, в течение которого мстёрский кустарно-краеведческий музей частично пополнялся, ныне снова возобновляет свою деятельность в области расширения художественно-конструктивного кругозора местных кустарей.
В течение зимнего периода музеем рассчитало организовать курсы для кустарей и поставить ряд лекций - докладов о положении вышивального ремесла. Всю работу музей намечает провести в самой тесной увязке с губпланом и кустсекций ГСНХ, в соответствии с неотложными нуждами местных кустарных промыслов. В данной работе музей будет являться связующим звеном между этими губернскими органами и мстёрским художественно-промышленным техникумом, который располагает достаточными художественными инструкторскими силами и опытом» («Призыв», 18 сентября 1926).

Мстёрский музей церковных древностей (пог. Мстёра, Вязниковского уезда, здание быв. Богоявленского собора) основан в 1923 г. В музей превращен древний Богоявленский храм со всеми находящимися в нем предметами церковной старины XV-XVII вв. Часть экспонатов оставлена на местах исконного их нахождения (иконы в иконостасе постоянного церковного обихода), другая же часть размещена в шкафах и витринах под стеклами. Количество последних экспонатов доходило до 150. Среди них наиболее замечательны: фелони, унизанные жемчугом и драгоценными камнями XVI в.; Евангелия старопечатные в серебряных окладах с редкой гравировкой и с цветными дорогими камнями XVI-XVII вв.; большое блюдо кн. Ромодановских с гербом и гравировкой, несколько серебряных предметов церковной утвари с золотой накладной надписью XVI в. и ряд других редких вещей.
Музей существовал исключительно на средства местных организаций.
Заведующим музеем с момента основания состоял Иван Иванович Зайцев. В отчёте за 1924-1925 годы указано: «Вся работа по музею выполняется одним лицом, И.И. Зайцевым, совмещающим роль заведующего, уборщика помещения и хранителя».
В 1926 году был открыт ещё один музей, где экспонировались произведения бывших иконописцев - членов «Артели древнерусской живописи», вышивальщиц из артели им. Н.К. Крупской.
В 1928 году оба музея были объединены. При музее состоял избранный церковной общиной Богоявленского храма музейный совет: В.О. Шитов, И.В. Полин, Г.А. Григорьев и И.А. Сатин. Они были опытными реставрациями.
Фонды музея включали следующие экспонаты; древние иконы; древнюю художественную вышивку; предметы домашнего обихода князей Ромодановских; церковную утварь и церковные облачения. Размещались они в специально отведённом помещении храма.

Мстёрский кустарно-краеведческий музей начал организовываться с 15 апреля 1926 года и был открыт 23 июня 1926 года. Разместился музей во втором этаже каменного здания, над торговым складом.
Музей был связан с Владимирским Кустарным музеем, Губсовнархозом, Губпланом, Мстёрским ВИКом и Московским центральным кустарным музеем ВСНХ. Эти учреждения оказали значительное содействие в деле его организации. В 1921 году Главмузей направил из Москвы во Мстёру следующие экспонаты для пополнения коллекций: крест нательный жёлтой меди с резьбой, серый, жемчужные работы XVIII в., акварель В.И. Сурикова «У воды», синодик XVIII в., портреты Павла I и Екатерины II, вырезанные на слоновой кости.
Кроме того, к организационной работе по созданию музея и его пополнению привлекались местные артели, краеведческий кружок, Вязниковский художественно-исторический музей и Владимирское научное общество.
Фонды музея включали коллекции: вышивального промысла от старинных до современных (по районам); народной живописи (иконописи); игрушечного промысла; работ по дереву; ручного ткачества; металлообрабатывающих промыслов и пр. Заведующим музеем был П.А. Сергеевский.
В отличие от Музея церковной старины кустарно-краеведческий музей вёл активную научно-просветительскую деятельность. В отчёте за 1926-1927 годы говорится, что «музей ударным заданием имеет:
а) пополнение экспонатами и систематизацию в целях наиболее полного представления кустарной промышленности края в целом, её динамики;
б) изучение края с научной стороны;
в) организацию курсов для кустарок-вышивальщиц;
г) предоставление возможности пользоваться рисунками и образцами для вышивок.
Мстёрский кустарно-краеведческий музей во второй половине 1920-х годов стремился стать центром сохранения и изучения народной культуры, кустарных промыслов. Деятельность его тем более заслуживает внимания и изучения, поскольку осуществлялась она практически без финансирования, во многом благодаря привлечению местных жителей, в тесном контакте с другими музеями Владимирской губернии. Бережное собирание и изучение изделий мстёрских мастеров, пристальное внимание к истории района, стремление составить как можно более подробную картину жизни села и развития местных промыслов - вот основные направления работы музея, в которых он, безусловно, сумел добиться больших успехов.
В 1927 году закрылась опытно-показательная художественная станция, содержавшая и обслуживавшая кустарно-краеведческий музей. Скорее всего, как и все малые музеи, особенно связанные с церковным искусством, мстёрские были закрыты.

«Мстёрское отделение окружного научного краеведческого общества приступило к работе по производству переписи кустарной промышленности в подрайонах Барско-Татаровском, Рыловском, Селецком и Мстёрском, Вязниковского района. Причитающееся за работу по переписи вознаграждение, в размере около 500 руб., общество вносит в фонд индустриализации. Мстёрское общество вызывает вязниковское и гороховецкое краеведческие объединения последовать его примеру и принять участие в проведение переписи на тех же условиях, на каких ведет эту работу Мстёрское общество» («Призыв», 9 янв. 1930).

В августе 1945 года произошла реорганизация, в результате которой появились Мстёрский государственный музей народных художественных промыслов и Мстёрский краеведческий музей.
Таким образом, с 1947 года действовал Мстёрский государственный музей народно-художественных промыслов. Музей стал преемником кустарно-краеведческого музея (основанного в 1926 г.) при Мстёрской опытно-показательной станции Наркомпроса № 5 и Музея церковных древностей (основанного в 1923 г.). Открыт для публичного посещения 18 октября 1947 года.
С 1950 года имел наименование - Мстёрский художественный музей.
Фонды комплектовались закупкой произведений народных промыслов на предприятиях Мстёры и частным образом. В 1954 году фонды музея пополнились иконами, деревянными скульптурами, деревянными токарными изделиями с росписью, лаками, строчевышитыми и сканно-чеканными изделиями из Мстёрского краеведческого музея. В 1960 году Выставочным фондом НИИХП переданы коллекции лаков, художественной вышивки, скульптуры из кости и камня. В 1967 году артель «Пролетарское искусство» передала большую коллекцию лаков.
С 1975 по 1989 год музей был филиалом Государственного объединённого Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.
С 1989 года получил наименование - Мстёрский художественный музей.
С 4 октября 1996 года - Муниципальное учреждение культуры Вязниковского района Владимирской области «Мстёрский художественный музей».

Экспозиция музея в ретроспективе представляет всемирно известное искусство мстёрских художников в уникальных произведениях от XVII в. до настоящего времени, это: иконопись, художественный металл, традиционная вышивка «Мстёрской белой гладью» и «владимирскими швами», лаковая миниатюрная живопись на папье-маше.
Общая музейная площадь - 440 кв. м; экспозиционно-выставочная - 300 кв. м; фондохранилище - 106 кв. м. Количество посетителей в год - 6-7 тыс. чел. В фондах музея хранится около 3 тысяч уникальных памятников художественной культуры России XVII – XXI вв.
Фонды постоянно пополняются новыми музейными предметами. В фондах музея хранятся уникальные памятники художественной культуры России ХѴІІ-ХХІ веков.
Лаковая миниатюра. Она включает работы основоположников лаковой миниатюрной живописи, бывших иконописцев Н. Клыкова, А. Брягина, А. Котягина, В. Овчинникова и др., а также орнаментальные фантазии создателя мстёрской орнаментальной росписи Е. Юрина и работы его учеников - В. Корсаковой, Р. Култышевой, В. Борисова. Широко представлено творчество художников второго поколения и мастеров наших дней: И. Фомичёва, Л. Фомичёва, Н. Шишакова, В. Некрасова, Н. Любомудровой, Л. Демидовой, Е. Зониной и др.
Коллекция вышивки представлена работами вышивальщиц прошлого и настоящего, а именно, с конца XIX века и до наших дней, работы выполнены в технике белой глади, владимирского шва, русской глади и частично строчевых швов.
Работы, выполненные в техниках «белая гладь» и «русская гладь», «владимирские швы» поражают богатством приёмов, мастерством и фантазией мастериц.
Коллекция изделий из металла - это ларцы, подстаканники, вазы и др. изделия мастеров завода «Ювелир», сохраняющих традиции мастеров прошлого, украшавших иконы окладами с чеканкой, гравировкой, эмалью и сканью. Современные мастера используют чеканку, гравировку, скань, эмаль (финифть), оксидирование, золочение, серебрение.
Коллекция живописи включает работы художника и педагога К. Мазина, художника и реставратора В. Кирикова и других. Уникальна коллекция графики (эскизы мастеров лаковой миниатюры Н. Клыкова, А. Котягина и Е. Юрина).
Одна из экспозиций посвящена деятельности И.А. Голышева (1838-1896) - краеведа, историка, этнографа и основателя (1858 г.) первой сельской литографии в России.
В экспозиции монографии творческого пути корифеев Мстёрского искусства: Н.П. Клыкова, А.Ф. Котягина, А.И. Брягина, В.Н. Овчинникова, Е.В. Юрина и современных ведущих мастеров, прославивших Мстёру в разное время.

Экскурсии:
Основная экспозиция музея - «Искусство Мстёры». Она в ретроспективе представляет развитие традиционных промыслов Мстёры, искусство мстёрских художников с XVII века до настоящего времени.
Искусство Мстёры представлено в коллекциях крупнейших музеев России (Русский Музей, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж) и всего мира. Основные коллекции в экспозиции музея: иконопись ХѴІІ-ХХ веков; лаковая миниатюрная живопись на папье-маше; уникальная вышивка «белой гладью» и «владимирскими швами»; художественный металл.
Раздел древнерусского искусства включает уникальные работы мстёрских иконописцев XVII - начала XX века. Написанные в разных школах и стилях, они ярко иллюстрируют мастерство иконописцев-старинщиков и реставраторов, знатоков древней русской иконы.
Особую ценность представляют подписные иконы Н. Клыкова, И. Морозова, И. Фомичёва и других мастеров, создавших новое искусство, - лаковую миниатюрную живопись на папье-маше.
Работы резчиков по дереву представлены культовой резьбой по дереву: скульптурными изображениями: «Христос в темнице в терновом венце», римских воинов, горельефом головы Иоанна Крестителя и т.д. Исполненные в разной манере, они представляют большой интерес для знатоков и ценителей русского искусства.
Деревянные токарные изделия, расписанные бывшими иконописцами, показывают трудный период поисков нового искусства в 1920-е годы.
- по историческому ядру «Богоявленский погост на реке Мстёре»;
- в Мстёрское художественное училище им. Ф.А. Модорова, где можно увидеть процесс живописи на папье-маше, пообщаться со студентами, посетить музей училища;
- в мастерскую «Мстёрская вышивка», где можно ознакомиться с процессом вышивания, заказать эксклюзивные предметы с вышивкой.


Наволочка «Аленький цветочек». Владимирский шов

Владимирский шов

Владимирский шов

Носовые платки. Верхний – «Смородинка». Белая гладь

Салфетка «Бабочка». Белая гладь

Салфетка «Цветок». Белая гладь

Белая гладь

Белая гладь

Белая гладь

Белая гладь

В экспозиции, посвященной народной вышивке, представлены работы вышивальщиц с конца XIX века до наших дней. Особо следует выделить декоративные панно Т. Дмитриевой-Шульпиной, художника и педагога В. Носковой, художников Н. Котковой, Л. Ерофеевой, А. Кислинова. Коллекция представлена работами мстёрских вышивальщиц выполненные в техниках: «белая и русская гладь», «владимирские швы», изделия поражают богатством приемов, мастерством и фантазией мастериц.

- к святому источнику в с. Акиншино, в пяти километрах от Мстёры.

Раздел древнерусского искусства включает уникальные работы мстёрских иконописцев XVII – нач. XX вв. Написанные в разных школах и стилях, они ярко иллюстрируют мастерство иконописцев-старинщиков и реставраторов, знатоков древней русской иконы.


Экспозиция иконописи и деревянных матрешек

Экспозиция лаковой миниатюры из папье-маше

Экспозиция лаковой миниатюры из папье-маше

Коллекция лаков насчитывает более 350 предметов. Она включает произведения лаковой миниатюрной живописи основоположников и современных художников Мстёры.


Книга кирилловской печати. «Евангелие». 1627 г.

Икона «Причащение апостолов». Кон. XVII – нач. XVIII вв. Дерево, левкас, темпера, золото.

Риза на икону «Избранные святые». 1898 г. Медь, чеканка. Кулаков А.Т.

Икона «Черниговская Пресвятая Богородица». Нач. ХХ века. Дерево, темпера, золото.

Культовая резьба по дереву представлена скульптурными изображениями: "Христос в темнице в терновом венце» римских воинов, горельефом головы Иоанна Крестителя и т.д. Исполненные в разной манере они представляют большой интерес для знатоков и ценителей русского искусства.


Солонки, 1920-е гг. Дерево, токарная работа, темпера, роспись.

Бочонок с крышкой, 1920-е гг. Дерево, токарная работа, темпера, роспись.

Ларец. 1920-е гг. Дерево, темпера, роспись. Кротов М.И.

Шкатулка «Сирин». 1923 г. Дерево, темпера, роспись. Куликов Александр Николаевич

Шкатулка «Орнамент с павлинами». Папье-маше, темпера, золото, лак. Юрин Е.В.

Закладки для книг «Цветочный орнамент». Папье-маше, темпера, золото, лак. Юрин Е.В.

Коллекция изделий из металла - это ларцы, подстаканники, вазы и др. изделия мастеров завода "Ювелир", сохраняющих традиции мастеров прошлого, украшавших иконы окладами с чеканкой, гравировкой, эмалью и сканью.


«Мстёрские мотивы». Выставка работ художника Пчелякова Б.А.

«Мстёрские мотивы». Выставка работ художника Пчелякова Б.А.

Коллекция живописи включает живописные полотна работы выпускника Петербургской АХ, художника и педагога К.И. Мазина; Академика, народного художника РСФСР, Ф.А. Модорова.


Шкатулка "Праздник во Мстёре". Малахова В.Ф. Папье–маше, лак, темпера, золото сусальное, живопись миниатюрная. Первая пол. – сер. 1970-х гг. 3,5 х 18,5 х 18,5
Шкатулка квадратной формы с откидной крышкой. Окраска снаружи черная, внутри - красная. На крышке - миниатюра в узкой золотой прямоугольной рамке. На переднем плане справа налево движется процессия танцующих детей и девушек, ведущих сани с соломенным чучелом. За санями следуют пять трубачей. На втором плате справа и слева - прилавки с стоящими на столах самоварами, чашками, блюдами с блинами. Между лавок гуляет народ. На третье плане изображена мчащаяся влево санная тройка (черный, оранжевый и малиновый кони). Еще дальше - группа детей, играющих в снежки. В глубине - сани, запряженные тройкой (красный, серый, коричневый кони), едут слева направо. Действие развертывается среди бело-розово-голубых заснеженных горок, среди изб и разноцветных палат, на фоне голубого неба с кудрявыми бело-розовыми облаками. Вокруг миниатюры идет золотой стилизованный растительный орнамент.

Выставочный зал музея расположился в двухэтажном каменном доме Крестьянинова, построенном в начале XIX века, занимает важное место в историческом ядре Мстёры. Здесь проводятся многочисленные выставки художников, детского творчества, встречи с ведущими художниками Мстёры, проходят тематические литературно-музыкальные программы.
В малом зале представлена экспозиция «Волшебная шкатулка Мстёры». За разработку проекта Мстёрский художественный музей получил грант по программе «Сохранение и развитие культуры Владимирской области».
Первый этап проекта - экспозиция «Русская изба», которая воссоздаёт обстановку начала XX века, где можно соприкоснуться с прошлым. Часть интерьера избы с русской печкой, домоткаными половиками и вышитыми полотенцами, предметами быта и орудиями труда.

Осуществляются выездные и обменные выставки; «Искусство Мстёры». Коллекция древнерусской иконописи (мстёрская, владимиро-суздальская школы) XVII - начала XX века, золотого шитья, вышивок, лаковой миниатюрной живописи - 100 экспонатов.
Большой популярностью у художников Мстёры и посетителей музея пользуются ежегодные выставки «Художники Мстёры - юбиляры», которые традиционно открываются в конце года и представляют творчество художников-юбиляров прошедшего года.

Культурно-образовательная деятельность

Мстёрский художественный музей бережно хранит историю родного края, культуру и творческое наследие её мастеров и всегда радушно принимает гостей - и российских, и зарубежных. Ежегодно музей посещает 6-7 тыс. посетителей.
Музей проводит активную экскурсионно-массовую работу по реализации проекта по гранту «Волшебная шкатулка Мстёры». В программе проекта: посещение экспозиции «Русская изба» с игрой-викториной и угощением блюдами русской кухни.
Проходят встречи с художниками в мастер-классе и на экскурсиях.
Осуществляются также экскурсии к святому источнику в с. Акиншино, в пяти километрах от Мстёры.
Ежегодно музей принимает участие в общепоселковых праздниках: «Мстёрский базар», «Масленица», проводит экскурсии, готовит мероприятия для гостей Всероссийского Фатьяновского праздника.


1-й международный пленэр, посвященный 90-летию народного художника России Кима Николаевича Бритова. 8 августа 2015 г. Фото В.В. Борисова.

Праздник «Мстёрский базар». Фото В.В. Борисова

В 2007 году родилась добрая традиция проводить праздник «Мстёрский базар». Это начинание активно поддержала администрация Вязниковского района. 15 августа 2009 года состоялся «Мстёрский базар-2009». Третий по счёту День Мстёры отмечался с ещё большим размахом, чем предыдущий. На выставке-продаже изделий местных умельцев «Мстёрское подворье» участники праздника получили редкую возможность увидеть весь спектр творений традиционных промыслов центральной России. Праздновался в 2009 году юбилей Мстёрского художественного музея, которому исполнилось 90 лет. Этому событию в рамках праздника было посвящено открытие выставки «Актёрская палитра». Желающие могли посетить Актёрский художественный музей.
Музей оказывает дополнительные услуги: «Сам себе художник» - мастер-классы по лаковой миниатюрной живописи на папье-маше и художественной вышивке, видео- и фотосъёмка в экспозиции, консультации научных сотрудников по истории и искусству Актёры, подготовка и проведение презентаций для физических и юридических лиц к юбилейным датам.
Ежегодно в музее проходят практику студенты различных учебных заведений. Директор музея Валентина Владимировна Позднякова (до 2018 г.) очень внимательно относилась к будущим специалистам и всегда оказывала им необходимую помощь и поддержку. Студентка Владимирского Государственного университета Татьяна Балакина принимала активное участие в выставочной работе и подготовке мероприятий к 90-летнему юбилею музея. За практическую работу она получила отличную характеристику.
Весной 2010 года здесь проходила преддипломную практику студентка 4-го курса Владимирского областного колледжа культуры и искусства Дарья Голубева. В качестве дипломной работы она подготовила экскурсионный тур «Актёра сказочная» с посещением экспозиции музея «Искусство Актёры», монастырей и окрестностей Актёры, Свято-Казанского скита и святого источника с. Акиншино, а также костюмированное театрализованное представление «Русская Масленица», в котором активно участвовали сотрудники музея и ансамбль «Родные напевы».
18 мая в музее проводятся мероприятия, связанные с Международным днём музеев. Это праздник не только музеев, но и всех людей, понимающих и любящих искусство.
Экскурсионная программа рассчитана на широкий круг посетителей. История каждого представленного направления искусства мстёрских умельцев уникальна и заслуживает отдельной научно-исследовательской работы. Более того, у каждого экспоната музея есть своя маленькая история. А в общем они представляют богатое наследие Мстёрского края и людей, творивших и продолжающих творить на мстёрской земле.
У музея - многолетние и прочные связи со школой, детскими дошкольными учреждениями. Самые главные и желанные посетители выставки - это дети. Сотрудники музея в познавательно-игровой форме знакомят подрастающее поколение с историческим прошлым нашего края, народными традициями и жизненным укладом людей прошлых столетий. В «Русской избе» дети узнают много интересного о семейных традициях на Руси: о том, как наши предки воспитывали детей и вели домашнее хозяйство. Юные экскурсанты могут не только посмотреть на предметы старины, узнать их назначение, но и сами поучаствовать в представлении - погладить бельё деревянным рубелем или почувствовать себя хозяйкой у русской печки с ухватом и горшками.
Для посетителей также проводится мастер-класс «Волшебная игла». Здесь школьники знакомятся с техникой мстёрской вышивки. Опытные мастерицы-вышивальщицы показывают разнообразные приёмы традиционной мстёрской вышивки, а желающие могут вышить небольшие фрагменты.
Мстёрский художественный музей бережно хранит историю родного края, культуру и творческое наследие мастеров и всегда радушно принимает гостей.
Для туристов и многочисленных посетителей сотрудники музея опубликовали издания: Искусство Мстёры: Каталог экспозиции Мстёрского художественного музея / Авт. - сост. Г.Н. Дугина. Владимир, 1996; Позднякова В. Искусство Мстёры. Киев, 1990; Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 805.
Музей «Лес для народа».
Вышивка и иконопись Мстёры.
Пос. Мстёра
Музеи Владимирской области.

Категория: Вязники | Добавил: Николай (11.11.2015)
Просмотров: 4172 | Теги: Мстера, Музеи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru