Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
13:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Село Барское-Татарово Вязниковского района

Село Барское-Татарово

Барское-Татарово — село в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Мстёра».
Село расположено на реке Мстёрке, на юге примыкает к посёлку Мстёра. «Село Старое Татарово на речке Мстерке находится в 23 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 105 от губернского». [1]


Изображение села Троицкое Татарово (справа) и Барское Татарово (слева) из архивного документа середины XVII в.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 — 30 годов село Старое Татарово значится в вотчине кн. Григ. Петр. Ромодановского, в селе церковь Покрова Пресв. Богородицы — строение мирское; при церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница; пашни церковной «худые земли» по 20 четв. в поле, сена 15 копен; в селе тогда было 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 60 дворов).
По писцовым книгам 1653 г. при церкви села Татарова значится 3 дв. поповых, двор дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 7 дворов, в приходе 2 дв. помещиковых, 234 дв. крестьянских и 8 бобыльских, пашни церковной по 10 четей в поле и сена за р. Клязьмой 30 копен.
В 1672 г. церковь села Татарова из патриаршей области передана была в Суздальскую епархию. В 1678 г. Татарово значится в вотчине кн. Фед. Григ. Ромодановского.

Пётр Степанович Нестеров (ок. 1715–28.04.1794) в 1744 году – солдат лейб гвардии Измайловского полка, за ним – 291 душа в селе Покровское, Старое Татарово тож, с деревнями Стародубского стана Суздальского уезда.
В усадьбе Нестеровых талантливым русским живописцем Михаилом Шибановым были написаны две знаменитые картины из народной жизни — «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777).
В 1782 году за Пётром Степановичем Нестеровым в Вязниковском уезде в селе Старое Татарово – 91 душа, в деревнях: Козловка – 13, Осинки – 48, Ширяиха – 31 душа, в Ковровском уезде в сёлах: Петровское – 16, Воскресенское (Мисайлово тож) – 12, в деревнях: Белебелка – 63, Пшеничново – 4, Зайкино – 29, всего – 307 душ крестьян.
Пётр Степанович Нестеров в своём имении селе Старое Татарово в 1789 году выстроил новую каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Погребён при этом храме, могила не сохранилась.

В 1858 г. открыта писчебумажная фабрика поручика Ивана Александровича Протасьева, в с. Барском Татарове.
«На письмо ваше от 11 мая сего 1868 года, касательно доставления сведений о писчебумажной фабрике И.А. Протасьева, спешу ответить вам и сказать лишь несколько слов самых поверхностных: хотя и юная, т.е. вновь открытая писчебумажная фабрика И.А. Протасьева, но она действует не хуже давно существующих: работает парами двух машин, имеющих в сложности около 60 сил. Вырабатывает все сорта писчей бумаги без исключения, в количестве 60 000 пудов в год; рабочих людей постоянно живущих при фабрике 200 человек. Сбыт бумаги преимущественно в Москве и на Нижегородской ярмарке, а также в городах Владимирской и других соседствующих губерний. Тряпкой в годовой пропорции запасаются как на Нижегородской ярмарке, так и по мелочи в окружных селениях через посредство своих комиссионеров. Химические материалы (препараты), кроме купоросного масла (серной кислоты), выписываются все из-за границы через Петербургские конторы. Дополнительные другие принадлежности, к фабрикации необходимые, как-то: сукна, сетки и пр. получаются также из-за границы от фабрикантов прямо; так как наши фабриканты, увы, еще не дошли до полного знания фабриковать оные».
В 1890 г. «4 паровых машины, 167 сил; 6 паровых котлов; освещение керосином и свечами; работает днем и ночью; рабочие: 219 муж., 152 жен.; школа на 47 учеников; приемный покой на 6 кроватей» (Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. 1890).

Иван Александрович Протасьев приобрёл у вдовы генерал адъютанта Варвары Михайловны Симборской 1 десятину земли при селе Старое Татарово за 40 рублей 10.06.1870. За ним в 1865 году в Вязниковском уезде – 15400 десятин земли при селе Старое Татарово с деревнями, а также в Ковровском уезде имение при деревнях Кокошкино и Сенино, в Рязанской губернии Раненбургском уезде село Михайловское, Чемоданово тож. Жил в селе Старое Татарово и в Москве.

С 1864 здесь была так называемая «Голышевка» — усадьба известного ученого-самоучки и издателя И.А. Голышева, где была его литография. Для переговоров об издании своих книг для народа к Голышеву в 1861 году приезжал поэт-демократ Н.А. Некрасов (см. Н.А. Некрасов едет во Мстеру).
«Что это такое? (п. Мстера, Вязниковского у.). На краю п. Мстера есть березовый лес-дача „Голышевка", где и по настоящее время проживает гр-ка Голышева, бывшая владелица этой дачи, которая вот уже два года сводит этот красу-лес на дрова без всякого разрешения. Между тем эта роща служит местом отдыха рабочих в летнюю пору» («Призыв», 13 февр. 1924). От усадьбы сохранился парк.

Татаровское училище, при фабрике г. Протасьева, Мстерской волости, в селе Старом-Татарове, основано дворянином Евлампием Ивановичем Протасьевым в 1866 г. Ближайшие училища: Мстерские в 1 в., Татаровское сельск. — 4 в, и Богородское — 6 в.
В 1884 г. «Помещение наследн. Протасьева, деревянное, отдельное; по свету и теплоте очень удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна—длиной 7 ¼, шириной 9 ½, вышиной 4 1/16 арш. Учебных пособий достаточно — на 133р. 58 к. Библиотеки нет, кроме 22 книг. Земли нет. Законоучитель священник Петр Парвицкий, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1863 г., а в настоящем училище с 1866 г.; учитель Иван Крылов, студент той же семинарии, преподает с 1881 г. Попечитель Владимирский купец Анфим Лукич Квицинский (управляющий фабрикой); дарит лучшим ученикам книги к Пасхе и Рождеству Христову. Учащихся к 1-му января 1883 года 13 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 1 д. Окончила курс со свидетельством 1 д. Вновь поступило 8 м. и 4 д. К 1-му января 1884 года состояло 18 м. и 6 д. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 7 до 11 лет. Учащиеся все из с. Старого-Татарова. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: духовн. 2 дев., мещ. 1 мальч. и 4 д., крест. 17 м. Средства: от гг. Протасьевых 800 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 440 р.; жалованье — законоучителю 60 руб., учителю 300 руб. Посещали классы исправно. Прием в августе; поступили 3 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го сентября по 15-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 8, по Славянскому языку 2, по арифметике 8, по пению 1, по гимнастике 1. Получил награду 1. Получившая свидетельство училась 3 года. Не окончившие курса учились до 9-ти месяцев. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресные беседы и чтения были» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1897 г. было 31. [1]

До революции с. Старое Татарово - центр Татаровской волости Вязниковского уезда.
В годы советской власти центр Барско-Татаровского сельсовета, центральная усадьба совхоза «Мстёрский».
«Мстерская опытно-показательная станция наркомпроса в с. Барское-Татарово, Мстерской вол., Вязник. у., согласно планового задания на летнюю пору открывает ясли и детский сад для крестьянских детей. Обслуживать их будут школьные работники и комсомолки станции.
Открывается затем прокатный пункт, на котором имеются: веялка-крестьянка, сортировка-Триумф, сеялка-одиннадцатирядка и клеверная, плуг, две пружинных бороны, молотилка и другие.
Станцией роздано кр-нам 2 п. 20 ф. клеверных семян на льготных условиях.
Основным звеном связи станции с деревней служит изба-читальня, где кр-не получают все необходимые им справки.
При избе-читальне организован сельхозкружок, руководителем которого является агроном станции.
На весенний и летний периоды кружок перешел к практическим работам по применению на деле тех знаний, которые получены за зиму.
С нынешнего лета деревня перешла на многополье.
Каждый член кружка должен проделать какие-либо опыты у себя в хозяйстве, как, например: посеять сеялкой и рукой, посеять сортированным зерном и не сортированным, ранний и черный пар и т.п.
Устраиваются два показательных огорода.
Во всех работах принимают участие агроном и избач» («Призыв», 6 мая 1925).
«В Мстерскую опытно-показательн. станцию попадают сынки купчиков и нэпманов, а бедняки нет, т. к. администрация школы при приеме запугивает условиями: или сработать ежемесячно на 15 руб., или внести такую сумму деньгами» («Призыв», 8 мая 1925).

Администрация Барско-Татаровского с/о действует с 21 мая 2002 г. Адрес: село Барское Татарово, улица Шибанова, 122. Организация ликвидирована 22 ноября 2017 г.

Численность населения: в 1859 г. – 403 чел.; в 1905 г. – 314 чел.; в 1926 г. – 611 чел.; в 2002 г. – 1365 чел.; в 2010 г. – 1249 чел.
ГКОУ ВО "Мстерская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат" действует с 22 декабря 1999 г. Директор - Грачева Тамара Михайловна. Совхозная улица, дом 17.
МБДОУ "Детский Сад имени Н.К. Крупской" действует с 23 июля 1996 г. Заведующий - Брыкина Татьяна Александровна. Улица Шибанова, 18.
МБУДО "Мстерская ДШИ" ("МСТЕРСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ") действует с 30 октября 1996 г. Директор - Кудакина Альбина Михайловна. Улица Шибанова, 122. Основным видом деятельности является «Образование дополнительное детей и взрослых».

ООО "Мстёрская Вода" зарегистрирована 23 апреля 2013 г. Генеральный директор - Неверов Валентин Валентинович. Совхозная улица, дом 19. Основным видом деятельности является «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках».
ООО "Мстёрская Вода+" зарегистрирована 28 марта 2016 г. Директор - Котков Владимир Александрович. Совхозная улица, дом 19. Основным видом деятельности является «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках».
ООО "Вотэмил" зарегистрирована 8 октября 2012 г. Совхозная улица, 18. Основным видом деятельности является «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках». Организация ликвидирована 20 декабря 2017 г.
ЗАО "Туристическая База "Мстера" действует с 19 ноября 1992 г. Директор - Сухарникова Надежда Александровна, директор - Сухарникова Надежда Александровна. Улица Шибанова. Организация ликвидирована 9 марта 2011 г.

СПК "Мстерский" действует с 20 июля 1999 г. Совхозная улица, 18. Основным видом деятельности является «Растениеводство». Организация ликвидирована 21 июля 2011 г.
ООО "Мстерское" зарегистрирована 5 июня 2006 г. Совхозная улица. Основным видом деятельности является «Растениеводство». Организация ликвидирована 30 сентября 2014 г.

Приход села Старого Татарова

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 — 30 годов село Старое Татарово значится в вотчине кн. Григ. Петр. Ромодановского, в селе церковь Покрова Пресв. Богородицы — строение мирское; при церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница; пашни церковной «худые земли» по 20 четв. в поле, сена 15 копен; в селе тогда было 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 60 дворов).
В 1737 году прихожане Покровской церкви села Старого Татарова обращаются к епископу Суздальскому и Юрьевскому Афанасию с челобитной, в которой они просят благословения на строительство новой деревянной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, так как старая совсем обветшала. В том же году епископ Афанасий дает благословенную грамоту на устройство нового храма. Церковь была построена двухпрестольная, как и просилось в челобитной. Она простояла в селе до конца XVIII века.
Пётр Степанович Нестеров в своём имении селе Старое Татарово в 1789 году выстроил новую каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Погребён при этом храме, могила не сохранилась.
В 1830 г. трапеза церкви была расширена и в ней устроен третий престол во имя Живоначальной Троицы.
1825 – 1866 гг. - свящ. Доброхотов Семен Петрович. Околнчил ВДС в 1824 г. Умер 18.03.1879 г.
1866 – ? гг. - свящ. Парвицкий Петр Иванович. Окончил ВДС в 1862 г. Умер 02.01.1902 г.
4 (17) мая 1882 году церковь сгорела: св. престол, иконы, утварь были вынесены.
Благодаря стараниям ктитора Покровского храма Анфима Лукича Квицинского в короткий срок церковь отремонтирована, приобретены колокола и другие церковные принадлежности, переделаны и подновлены иконостасы, расписаны стены, исправлены иконы. По поводу исправления икон И.А. Голышев пишет: «…нельзя не отнестись с глубокой благодарностью к г.Квицинскому за его внимание к искусству и древностям. Дело в том, что в храме этом (Покровском) есть замечательные по художественной ценности иконы итальянской живописи на полотне, писаные в Риме пансионером Алексеем Волковым и в Санкт-Петербурге академиком Михаилом Воиновым в 1792 году, и другими. Иконы эти от времени поветшали и запылились, а потому и поручено было живописцу, расписывающему храм, исправить полотно, уничтожить прежний лак и покрыть новым, отнюдь, притом, не трогая колеров и не возобновляя самой живописи. Благодаря таким распоряжениям г. Квицинского, иконы получили хороший вид, и вместе с тем сохранены редкие по сельским местечкам художественные памятники» («Владимирские губернские ведомости», 1882 г., N 42).
На ремонт церкви сделали крупное пожертвование Н.И. Протасьев и другие наследники писчебумажной фабрики при Барском Татарове.
1 (14) октября 1882 года в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное ее освящение.
«Из села Старого-Татарова. Вязниковского уезда.
Двенадцать лет тому назад в нашей местности была сильная засуха: жара стояла невыносимая, дождя с самой весны мы невидали. Под палящим солнцем хлеб — богатство крестьянина — поблек, пожелтел и стал заметно пропадать. Народ приуныл, задумался и вздыхал, частенько взглядывая на небо в надежде увидеть желанное облачко. Но надежды его были напрасны. Тогда он обратился с мольбою к Господу Богу. И вот по просьбе крестьян совершен быль крестный ход на поле. Теплая сердечная молитва народа была услышана Богом и в тот же день выпал сильный ливень. В память этого чудесного события и совершаются у нас каждогодно в девятое воскресенье после Пасхи крестные ходы из четырех сел: Мстеры, Татарова, Акиншина и Спасского к деревне Козловке. Сюда же на этот день каждогодно приносится из Флорищевой пустыни чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Молящихся каждый раз бывает очень много и никакая погода не в состоянии удержать их дома. При виде коленопреклоненного молящегося народа, невольно примыкаешь к нему и возносишь вместе с ним сердечные молитвы к Господу Богу. В 1883-м году здесь священником села Акиншина о. Петром Воскресенским было произнесено слово о любви и заботах Царя-Батюшки к Русскому народу. Проповедь его так тронула слушателей, что многие невольно роняли слезы. Вот и самая проповедь:
«Как чудно, трогательно, величественно и отрадно для души стоять и молиться под открытым небом. Устремим умиленные взоры на небо: там во свете неприступном обитает наш Отец небесный! И кто есть Сей высочайший Отец? Вечный Бог, Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, Владыка всей вселенной, Отец щедрот и всякия утехи, в руке Котораго живот, дыхание и всякое счастие наше. Пред Ним в молитвенном подвиге за нас — грешных предстоять сонмы свв. Ангелов, св. Владычица — наша Богородица и лики Угодников Божиих. По любви к нам Господь определил, чтобы сладчайший отеческий лик Его и лики всех небесных Заступников наших мы созерцали даже здесь, на земле, в сих святых иконах. И веруем мы, что, воздавая честь и поклонение пред свв. иконами, мы тем почитаем и умоляем тех самых Лиц, которые на них изображены: «честь иконы на первообразое восходит». Вот каким сонмом небесных Покровителей окружена всегда жизнь наша!
Отец наш Бог, и как высота и слава Божия беспредельна, так и отеческая любовь к нам Господа невыразима, безгранична, без сравнения превосходящая любовь всех земных родителей к чадам их. Небесная Матерь наша есть Пресвятая Богородица, но и Она преукрашена божественною славою паче Херувимов и Серафимов; следовательно, и полнота любви Ее к нам — грешным преисполнена против всех земных матерей. Хранители наши — святые Ангелы — старшие Братья и Ходатаи за нас пред Богом, друзья Божии — святые Угодники; поэтому всякое бедствие бессильно к тому, чтобы погубить совсем нас, всякая просьба наша о добрых делах и намерениях непременно достигнет престола Божия и получит удовлетворение. Отец Небесный так любит нас, что для спасения нашего послал в мир Единородного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа и на всех верующих во Христа неоскудно изливает благодать Св. Духа; откажет-ли Он нам в наших добрых, сыновних просьбах к Нему, особенно же умилостивляемый всегда Пресвятою Богородицею и святыми друзьями Своими — Его угодниками?! Уповая на любовь Божию к нам, с твердою верою на получение просимого нами, мы уже 12-й год собираемся на это место для общей сердечной молитвы пред Господом и пред всеми святыми Его. И упование наше всегда награждалось удовлетворением необходимых нужд наших. И ныне мы с той же полной надежде на милость Отца Небесного приносим пред Ним сии сердечные моления: да не отыдем и ныне по любви Божией неуслышанными и неудовлетворенными…» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 15-го июля 1885).


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Престолов в этом храме три: главный — в честь Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустам и во имя Живоначальной Троицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно вполне. Многие иконы в серебряных позолоченных ризах; иконы Тайной вечери и исцеления Спасителем расслабленного итальянской живописи (писаны в Риме). Имелись два серебряных креста с частицами св. мощей. [1]
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось жалованья от казны 400 руб. в год, от служб и требоисправлений и от земли церковной до 250 руб. в год. Дом у священника собственный, псаломщик же жил в церковном доме. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 24 дес. и сенокосной 8 десят. [1]
Приход состоял из села Старого Татарова и деревни Козловки (1 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 250 душ муж. пола и 274 женского. [1]
Заштатный псаломщик села Старого Татарова, Вязниковского уезда, Владимир Казанский, 14 января 1908 г., определен в Суздальский собор.
По воспоминаниям старожилов села Барское Татарово Л.И. Михеевой, М.И. Плетнева и Ф.А. Гогина, последним настоятелем храма был Василий Ефимович Фигуровский, а старостой — Алексей Раков. В конце 20-х -начале 30-х годов Покровская церковь была закрыта. Колокольня разобрана.
После организации колхоза «Путь Ильича» в церкви разместили колхозный склад.
В 1964 году основана турбаза «Мстера». Бывшая церковь передается в распоряжение турбазы. С севера к церкви пристроена котельная.
Решением Исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов N 373/9 от 6.05.1983 г. Покровская церковь принята на охрану как памятник архитектуры местного значения.
Сейчас от церкви остались лишь полуразрушенные остатки и труба дымохода от котлов. Под ее сводами до сих пор склад. Внутри местами еще сохранилась роспись сводов и стен.

Исчезнувшие населенные пункты Барско-Татаровского сельсовета

Акиньшино, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 778 от 23.11.1983. Как фактически не существующая.
Дер. Бортниково, Барско-Татаровский сельсовет, решением № 319 от 16.05.1986. как фактически не существующая.
Дер. Ворошилиха, Барско-Татаровский сельсовет, решением № 682 от 30.06.1977. как фактически не существующая.
Дер. Гавриха, Барско-Татаровский сельсовет, решением № 682 от 30.06.1977. как фактически не существующая.
Дер. Губино, Барско-Татаровский сельсовет, решением № 329 от 02.04.1973. как фактически не существующая.
Дер. Заовражная, Барско-Татаровский сельсовет, решением № 329 от 02.04.1973. как фактически не существующая.
Зубариха, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 682 от 30.06.1977. Как фактически не существующая.
Ковыряиха, д., Барско-Татаровский сельсовет, 1) решение № 1091 от 23.09.1965. Переименована в д. Завражная. 2) решение № 151 от 14.02.1966. Переименована в д. Заовражная.
Коробы, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 319 от 16.05.1986. Как фактически не существующая.
Курмыш, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 773 от 26.06.1974. Как фактически не существующая.
Лосье, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 778 от 23.11.1983. Как фактически не существующая.
Лукино, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 329 от 02.04.1973. Как фактически не существующая.
Медведево, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 1086 от 22.09.1965. Объединена с д. Семейкино.
Напалиха, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 350 от 28.06.1988. Как фактически не существующая.
Носково, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 682 от 30.06.1977. Как фактически не существующая.
Осинки, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 1091 от 23.09.1965 и № 151 от 14.02.1966. Переименована в д. Сосновка.
Родиониха, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 947 от 17.08.1970 и № 329 от 02.04.1973. Как фактически не существующая.
Семейкино, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 319 от 16.05.1986. Как фактически не существующая.
Семынь, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 350 от 28.06.1988. Как фактически не существующая.
Сосновка, д., Барско-Татаровский сельсовет, решение № 350 от 28.06.1988. Как фактически не существующая.
Федорково, Барско-Татаровский сельсовет, решение № 682 от 30.06.1977. Как фактически не существующая.

Усадьба Голышевка

В 1864 г. И.А. Голышев купил у помещика Протасьева в селе Барское Татарово пустошь в 13 десятин 18 сажен земли за 650 рублей. Село находилось в удалении от шумного тракта, но недалеко от родительского дома, «примостившееся через овражину к Мстере», поэтому оно и приглянулось Ивану Александровичу.
Здесь Голышев построил двухэтажный деревянный дом.
Усадьба Голышева была расположена на берегу реки Мстерки, недалеко от торгового тракта. Известность ее владельца в высшем свете привлекала сюда высокопоставленных лиц, оказывавших внимание хозяину усадьбы, который многое сделал для сохранения богатой истории культурного наследия России.
Усадьба «Голышевка» получила это название в 1877 г. при официальном расписании населенных мест как отрубное владение. С этого времени и начинается обустройство собственного дома, получившего впоследствии фамильное название «Голышевка». Дом в Барском Татарове возвышался среди цветущего кустарника, вся местность усадьбы плавно спускалась к реке Мстерке.
Внучка Голышева Лидия Федоровна Крестьянинова вспоминала: «В доме моей бабушки Авдотьи Ивановны Голышевой прошло мое детство. Внизу, по обе стороны дома раскинулась березовая роща, которая звенела на заре от птичьих голосов, спускаясь с откоса горы к заливному широкому лугу, лежащему вдоль реки. По одну сторону дома дед высадил редкой красоты сад, который летними ночами сиял трепетными огнями светляков. Его изгородью была густая сирень, растущая по кругу».
Особенностью планировки сада было создание внутри его «комнат» из различных растений, белой сирени, жасмина, шиповника и калины. По кромке сада рос серебряный тополь и белая акация. Внутри растительных «комнат» были устроены скамьи и столы для отдыха, бесед и трапезы.
Дом занимал самое высокое место. Рядом располагались складские помещения, чуть подальше – амбары и коровник. Замыкали пространство двора забор с двумя воротами. Со двора шел выход в огород и фруктовый сад.
На первом этаже дома располагалась литография, книжная лавка, мастерская и кухня. На второй этаж вела широкая парадная лестница (над крытой верандой). Был еще другой ход с винтовыми ступенями. Здесь же располагался рабочий кабинет хозяина дома, где хранились книги, старинные акты, археологические находки, керамика. И.А. Голышев занимался метеонаблюдениями, а результаты направлял в Русское Географическое общество. Поэтому на стенах в доме висели барометры.
Для удобства работы в доме было приспособлено переговорное устройство, которое находилось рядом с рабочим столом хозяина дома. Оно представляло собой железную трубку с воронками на обоих концах. «Телефон» позволял общаться Ивану Александровичу с сотрудниками литографии, не отрываясь от работы.
Как вспоминала Л.Ф. Крестьянинова: «В столовой часть комнаты отгораживалась для опочивальни бабушки ее старинным комодом, который украшали фотографии. Над обеденным столом висели две большие гравюры, изображающие распятие Христа. Вдоль стен тянулся огромный книжный шкаф со створками. Между двух окон висели огромные часы. Их маятник двигался неспешно, а звук боя напоминал эхо отдаленного колокола. На стенах висели какие-то измерительные приборы».
В парадном зале стояла горка с памятными подарками. Здесь, в «главной» комнате, Иван Александрович выставлял предметы старины и народного быта: сундуки, шкатулки из кости, подсвечники, изразцы, кресты, ризы, масляную живопись, керамику, кокошники, пряничные доски, лубки, домовую резьбу. Все это богатство с особым усердием изучалось и собиралось многие годы. Не жалея времени, сил и финансовых затрат, Голышев бережно собирал и хранил уникальные предметы, которые были на грани исчезновения. Собрав достаточно коллекций, он обрабатывал материалы, досконально изучал их особенности, издавал знаменитые «голышевские» альбомы.
В советское время в усадьбе Голышевых располагался дом отдыха «Текстильщик», где поправляли свое здоровье рабочие вязниковского льнокомбината. А в 1960-е гг. на месте обветшалого дома был построен детский сад «Светлячок».
В 1992−1995 гг. кружковцы Вязниковской станции юных туристов исследовали и паспортизировали усадебный парк. Парк расположен в юго-восточной части села Барское Татарово и занимает 4 га. Длительное время роща находилась в запустении, проводилась бессистемная вырубка деревьев местными жителями, на окраине рощи существовала свалка мусора.
11 февраля 1997 г. Законодательное собрание Владимирской области признало парк «Голышевка» охраняемым памятником природы регионального значения. На территории парка запрещается хозяйственная деятельность, ведущая к нарушению его сохранности. В ходе экологической экспедиции (1999 г., руководитель М.Ю. Климова, методист станции юных туристов г. Вязники) был изучен флористический состав парка. На территории парка произрастает 6 видов древесных растений: береза, сосна, рябина, липа, клен, черемуха и 63 вида травянистых растений: одуванчик, клевер, вьюнок, пустырник, подорожник, гравилат, полынь, мятлик, ежа сборная и др. Преобладают на большей территории парка сорные растения: крапива, лопух, лебеда. Сравнивая флористический состав современного парка и парка 1929 г., можно сделать вывод о существенном обеднении растительного покрова. За эти годы были вытеснены с ареала папоротник, любка двулистная, чабрец и др.
Кроме парка от усадьбы И. А. Голышева ничего не осталось.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
2. Гужова Л. Г. Усадьба «Голышевка» и ее владелец // Дворянские усадьбы Владимирского края : страницы истории / редкол.: А. И. Скворцов, М. А. Барашев, Л. Г. Гужова, В. А. Черничкина. – Владимир : Транзит-Икс, 2011. – С. 36-48.
3. Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С. 17.
4. Усадьба «Голышевка» // Усадебное наследие Владимирского края : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 100400 - туризм и 072300 - музеология и охрана объектов культурного и природного наследия / Министерство образования и науки Российской Федерации, Владимирский гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ; под ред. Л. Г. Гужовой, В. А. Черничкиной. – Владимир : ВлГУ, 2012. – С. 7-12.
Село Троицкое-Татарово
Пос. Мстёра
Усадьбы на территории Владимирской области

Категория: Вязники | Добавил: Николай (12.01.2018)
Просмотров: 2829 | Теги: Вязниковский район, Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru