Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии И. Годышев. 1876 г.
Резьба по дереву и резные украшения в храмах, дворцах и в крестьянском домашнем быту «Памятники, в некоторых случаях гораздо более драгоценны, нежели золотое монисто, или серебряное ожерелье». Погодин
В прежнее время несколько столетий назад, было некоторым обычаем украшать здания деревянной резьбой; в период XIV века и ранее «резьба на дереве уже была любимымъ искусствомъ у Русскихъ; ею украшались храмы и хоромы извне и внутри». В храмах резьба по дереву начиная с наружных украшений до внутренности видна была на многих церковных предметах; иконостасы и до сего времени вырезаются из дерева; к деревянной же резьбе прошедшего времени относятся: деревянные резные иконы; запрестольные образа и кресты, изображение Иисуса Христа сидящего в темнице, Гроб Господень, Св. Николай Чудотворец Можайский, Великомученик Георгий на коне, Глава Иоанна Крестителя и проч. Некоторые из таких образов сохранились в церквях и доныне; находились также в храмах и были в употреблении, деревянные богослужебные сосуды, ковши, чаши, обручальные венцы при совершении браков, паникадила, большие к местным иконам и выносные малые подсвечники, лампады для свечей, священнические кресла и стулья, киот, аналои, фонари и т.п. Все такие церковные принадлежности вырезались с особенным искусством; на резьбу накладывался грунт из левкаса, а потом покрывалось золотом, серебром и раскрашивалось по орнаментам разноцветными красками. Царские дворцы также украшали резьбой из дерева; при строении дворца Царя Алексея Михайловича в селе Коломенском об этом говорится: «1667 и 1668 годе рещики занимались резнымъ деломъ, т.е. приготовлениемъ деревянныхъ наружныхъ и внутреннихъ украшений. Рещикъ старецъ Арсений, Белорусцы Климъ Михайловъ, Давыдъ Павловъ, Андрей Ивановъ, Герасимъ Окуловъ, Федоръ Николаевъ, работавшие у Патриарха Никона въ Новомъ Иерусалиме, привезены были въ это время для работъ въ Коломенскомъ и Кремлевскомъ дворцахъ». Для образцов взяты из монастыря «две книги мастерския къ резному делу», «келейные Патриарха Никона» и снасти т.е. инструменты, как то: пилы «и всякая столярная снасть». Дворцовые украшения золотились и окрашивались разными красками: «въ 1668 году апреля 1-го, Государь указалъ въ своемъ дворцовомъ селе Коломенскомъ въ хоромахъ окна и двери резные и въ теремахъ стены и на перилахъ чешуи и подзоры и всякия резы золотить, а въ иныхъ местахъ писать розными цветными краски, а къ тому делу велеть вывезть изъ за моря красокъ и золота. А въ хоромехъ Государыни Царицы Марьи Ильиничны учинить противъ того же». Ставил эти материалы «Анбургския земли торговый иноземецъ Андрей Левонтьевъ Кенкель». Об украшениях этого дворца выражено: «Целыхъ два года шли живописныя и золотарныя работы дворца, поражавшаго туземцевъ и иностранцевъ блескомъ золота и красокъ, узорчатою резьбою»; и что в нем: «Злато везде пресветло блистаетъ, Царский домъ быти лепота являетъ. Множество цветовъ живописанныхъ, И острымъ хитро длатомъ изваянныхъ». От храмов и царских чертогов, деревянная резьба перешла и встречалась во всем быту наших предков; крестьянские жилища и доселе некоторые сохранили остатки резных украшений минувшего времени, строения зажиточных людей в особенности щеголяли затейливостью резьбы, резными коньками, карнизами, деталями, поясами, подзорами и всякого рода обломами, спуски с крыш делались с двумя концами с сквозными решетками, в виде прежних вышитых русских полотенцев, коньки над крышей ставились на многих домах, у окон навешивались вырезанные ставни и наличники с окаймляющими бордюрами. Большие дома в два этажа с проездом внизу для ворот, имели на верху или над воротами светелку – летнюю горницу, над такой светелкой и по карнизам домов с лицевой и боковых сторон, непременно окаймляла резная работа, иногда крашеная красками, с летописью строения или с фамилией домохозяина, или состоящая из трав и орнаментов; ворота и двери устраивались также с резьбой, под которую в некоторых местах подкладывалось белое светлое железо, просвечивающее между красок и резных трав. Во внутренности хором устраивались вместе с домом, красный угол имевший название божницы, или киот для икон отличавшаяся особенностью резьбы, шкапчики-поставцы, полки или полицы для посуды, лавки с опушками, столы, скамьи, стулья, диваны, перила у лестниц, сундуки и кровати; все такие предметы хоромного домостройства, заключали на себе разнообразную деревянную резьбу. В домашнем быту деревянные изделия с резьбой встречались в разных принадлежностях: ведра, жбаны, кувшины, блюда, ковши, чашки, ложки, тарелки, солоницы и другая подобная утварь имели резьбу. От обыденной жизни деревянная резьба, переходит и в быт промышленности, водяные суда, мокшаны, росшивы, барки, лодки и проч. на носовой и кормовой части, а также на больших судах светелки имели резные украшения расписанные яркими красками. На прежних повозках, телегах, санях, на дугах для упряжи лошадей, вырезались травы и фигуры, наконец на гребнях для пряжи льна, веретенах, на головных гребешках и даже на детских салазках и игрушках без резца не обходилось дело. Словом резец по дереву был виден и встречался в каждом почти предмете прежнего быта крестьянской семьи. Обратимся в нашей статье о резных деревянных украшениях к тому, что резьба минувшего времени постоянно уничтожается, в храмах деревянных резных принадлежностей сохранилось очень мало и редко, причины тому всегда являются очень обыкновенные и известные: то пожары, то равнодушие к отечественным памятникам, и по большей части невежественное с ними обращение, во имя того, что резьба по мнению многих никуда не годна, металлического веса в ней нет, что можно было бы продать в лом; а от времени резные изделия по местам теряют прежний вид, сберегать их нет надобности, остается одно, что сохранилось по счастливой случайности от всесокрушающих пожаров, предать тому же огню по воле человека, где он действует добровольно, или как бы основательно, не ведая что творит, уничтожая памятники дорогой старины; и всё это вносится это действие нашими прежними и нынешними пастырями в церковные описи, в которых видны отметки: «по негодности предано сожжению», «за ветхостию сожжены», «преданы огню» и т.п. Словом, огонь является бичом истребления древностей и по совершившимся случаям и по доброй воле людей. На жилищах резьба пропадает от неумолимых пожаров сокрушающих строения, на домах крестьянского населения резные украшения остались только на таких, которые не коснулся огонь или они устояли от новой переделки, в селениях и деревнях новые постройки с резьбой уже не делаются в том характере какой существовал, несколько хотя даже и не слишком позднего времени назад, резьба по спускам крыш и карнизам в здешнем крае уже не употребляется; бывают еще редкие весьма случаи, на некоторых деревенских жилищах воспроизводят резные украшения, но они далеки от прежних, в них не видно уже тех рисунков и той фантазии, прежние рисунки утрачивают свое существование навсегда, нельзя встретить ныне и тех резцов с фигурами, составлявших как бы национальную гордость. На деревянные резные украшения крестьянских домов, по поводу одного немецкого повременного издания, с статей Гамбургского Профессора Петерсена «Конские головы на крестьянских домах в особенности в Германии», было обращено внимание и говорено в 1861 году, 15 лет тому назад, что тот предмет, который в ней рассматривается, чрезвычайно близок не одной немецкой археологической науке, но и нам. В большей части русских местностей существуют конские головы, или как их называют у нас – коньки на крестьянских крышах, и если до сих пор ни кто у нас не обращал еще на них внимания, то конечно не далеко время, когда археологи, или даже просто любители отечественной старины, примутся за их изучение. Не всегда же будут оставлять их, как теперь, без всякого внимания, не всегда будут считать ничего не стоящими произведениями грубого простонародья, которые не имеют ни смысла, ни значения, и хранятся поколениями лишь по старой укоренелой привычке. Рано или поздно примкнут и у нас эти любопытные орнаменты к етм памятникам, в которых как и по всем, что создано народным творчеством, выразилось не только эстетические, но и религиозные стремления древней Руси, осуществились некоторые из самых коренных потребностей древних предков наших.О значении конской головы на крышах объясняют различно: «что привычка украшать вершины крыш конскими головами, ведет свое начало от язычества, что этим желали оказать почесть богу неба и вымолить от него дарование дождя и солнца». А также, что первоначальное значение конских голов, наверху крыш, было – жертвоприносительное и что в самое древнее время прикрепляли над кровлей не деревянные изображения, а настоящие конские головы», что конский череп как источник счастья, по выражению великороссийской поговорки: «в кобылью голову счастье», и что конская голова служит символом мелкого божества – Вазимы, покровителя пастухов и лошадей. В здешней местности, конских голов, или коньков на кровлях, встречается не слишком много, резные украшения преимущественно в другом роде, хотя они и не составляют очень давнего археологического значения, но тем не менее при постоянных уничтожениях, такая резьба составляет некоторый интерес, как свидетельство о народном творчестве в крестьянском быту прошлого времени. В резных украшениях жилищ здешнего края видны рисунки переплетенных трав, орнаментов и цветов, а также разных фигур; в некоторых с лицевой стороны и с боков домов по карнизам вырезаны львы, два льва от краев, два по средине и между них человек; на других деталях изображены сирены, имеющие в руках змей и рыб, на некоторых два петуха, а аткже павлины и рыбы, на других медведь с человеком и наконец просто одни цветы и травы; львы и сирены появляются здесь более других фигур, если принять символическое значение в украшениях, то чему приписать на деталях изображение сирен, как чудовищ, которых простой народ называет фараонами, по вкоренившемуся поверью, что при переходе израильтян через Черное море, потонувшее войско Фараона обратилось в чудовища, до пояса человека, а остальное оканчивается рыбьим хвостом; объяснение значения сирен описывается следующим: «что по повествованию многих учителей сирини вытием своим жалостным прельщают плавателей морских, и влекут в место корабль разбивающее». Но какое значение имеет изображение сирен в быту народном определить трудно, между тем эти фигуры встречаются во многих предметах: на иконах Богоявления XVII века появляется присутствие сирены, на заставках прежних печатных книг также есть изображение сирен, на некоторых крестьянских рукоделиях, особенно на прежних полотенцах и старинных пряниках встречается подобное изображение; по простой фантазии, или по другим более уважительным причинам является часто и в других разных предметах эта фигура положительно определить не можем, но что подобное на домах и воротах в резьбе, произошло от глубокой древности, то подтверждается это словами Стоглава: «что над вратами домов у христиан поставлялись воображаемые звери и змии и неверные храбрые мужи». В последнее время резьба по дереву, резные украшения и изваяния, как уже говорено выше. Постоянно исчезают, что было какие-нибудь десятки лет назад, то не встречается уже в возобновлении, не оставляя по себе ни каких следов; воспроизведение рисунков старинных резных деревянных предметов и украшений по разным местностям со временем может принести для научных исследований, нашей народной археологической этнографии, поэзии и народного творчества не оспоримую пользу, напоминая его верования и обычаи, давно прошедшего времени. Еще недавно утратили свое существование старинные большие пряники, с различными на них изображениями: птиц, зверей, цветов и проч., доски для которых вырезались как заметно с некоторым искусством и мастера резчики означали свои имена и летописи, но потом о них и их фигурах не бывает и следов; вот почему дорого сохранить в изображениях всякое народное русское создание, что сохранилось и уцелело до нас и еще не погибло окончательно.
Иванъ Александровичъ Голышевъ
Владимирская губерния. Плотничество и его значение в народной жизни. Тележный промысел. Производство колес, тарантасов, саней… Международный фестиваль-конкурс «Праздник топора» Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
Гостиничный комплекс «Печки-Лавочки». Деревянные храмы Владимирской губернииCopyright © 2016 Любовь безусловная |