Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
23:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Деревянные храмы Владимирской губернии

Деревянные храмы Владимирской губернии

Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные. Вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбой, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово «плотничество» означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.
Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить проторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.
На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: «А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни». Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: «и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олмин двор; на той могиле поставил Олма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною». Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово «постави», тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: «созда» или «заложи».
О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах. По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был удобен и легок; ибо основой для последней служил сруб избы, к которому прирубался алтарь и крыльцо; над островерхим кровом приделывали шейку с главой, увенчанной крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились той или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными. В требнике Петра Могилы встречается особый местный обряд, или чин при закладке деревянных церквей. Когда были приготовлены подлоги, или бревна, на которых утверждалось здание: тогда епископ или иерей в облачении «Взем секиру, ударяет трижды в среднее бревно олтарнее, глаголя: Начинается дело сие, в имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь же и в память (праздника или святого) аминь. По окроплении св. водою всех оснований кругом при чтении псалма 86-го «Основания его на горах святых», произносит «делателие же абие спешно в имя Господне начинают делати».
Первоначальным окладом или планом храма служил квадрат, которого стены были рублены то в присек, то в лапу и замок и т.д. Церкви деревянные были малы и низьменны не только в селах, даже в городах. Швед Петрей в начале XVII века видел на Москве церквицы, где помещалось не более семи человек. В Новгороде в XV веке была на Хутыне церковь «кругла яко столп и не широка только сажени единыя со олтарем внутри», окладом отчасти были сходны с ними часовни, которые были рассеяны по селениям и дорогам, особенно по перекресткам под именем то крестов, то пятниц.
Когда же, соответственно с местной потребностью в помещении стали увеличивать размеры целого здания, или той и другой его части: тогда изменился и оклад церкви; появились разные пристройки: приделы, трапезы, притворы, ходовые паперти под навесом, звонницы, которые имели свое особенное назначение в обиходе храма. Вместе с тем умножились и украшения, состоявшие из резных полотенец, прилепов, князьков, баляс и других вычурных порезок и выборок, которые отличались особенной затейливостью, замысловатостью и причудливостью, согласно с местным вкусом, как видно из самых памятников, летописей и храмозданных грамот. Образ построения церквей не везде был одинаков, равно не везде одинаковый лес употреблялся на строение смотря по местности: то сосновый и еловый, пихтовый и лиственный, то дубовый и осиновый. Там строили вместо квадрата прямоугольники, «костровыя, здесь круглыя и кресчатыя о двадцати стенках клетцкия, т.е. рубленыя без углов в замок, на осмерике и шатровыя; одне ставились на подклетях, другия на стульях». Иногда такие церкви были без трапезы и притвора, с одним входным крыльцом, иногда с прирубной папертью под навесом, где «стаивали женщины и повинные епитимье». Алтарь обращен был то на летний, то на зимний восток, кровли их были круглые, о двух и четырех скатах, крытые деревянной чешуей и тесом. Верх рублен был бочками, или городками, над которыми возвышались главы; число глав от одной до тринадцати. Первая Софийская церковь в Новгороде, поставленная архиепископом Иоакимом, 6553 года была «деревянная о 13 верхах». О этой церкви летописец Новгородский не может не упомянуть с удивлением о самом устройстве ее: «постави владыко епископ Иоаким первую церковь древянную дубовую святыя Софии, имущую верх 13 и стояла 60 лет и … от огня в лето 6557 марта в 4 день, в субботу, при втором епископе Луке, в 13 лето. Бысть честно устроена и украшена».
Особенно соборные церкви в городах отличались своей величиной и великолепием; на них плотничьи мастера «истощали свое искусство, а храмоздатели иждивение». Такой была в Ростове, срубленная из дубового леса первым Ростовским епископом Феодором, по словам летописи: «дивная и великая, яко же не было и не будет». В обители своей преподобный Сергий, по свидетельству великой минеи, «соорудил вместо малой большою деревянную церковь, которая отвсюду видима бысть, аки зерцало».
Выше упоминалось о резных украшениях деревянных храмов: «и те вышеписанные церкви нарядить, и трапезы и олтари и пперти нарядить же. Как им приходским людем понадобитца, и окошек на косяк зделать сколько им приходским людем годно, а окна делать о четырех косяках с выкрушкою; и в тех церквах и в трапезах и в папертях двери на косяках с полотенцы сделать. И сделать те вышеписанные церкви и трапезы с папертьми и с колокольнею добро, мастерски безо всякой охулы».
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма не много. Они всюду заменялись каменными, а небольшие часовни и совсем прекращали свое существование, а вместо нахождения их заравнивалось землей; об этом было замечено: «не много осталось у нас на Руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменныя или деревянныя новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с не отделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности».


Погост Архидиакона Стефана. Вязниковский уезд.

Церковь св. Архидиакона Стефана в Архидиаконском Погосте. Вязниковский уезд.

Прежние деревянные храмы и другие им подобные сооружения для любителей составляют не малый интерес; некоторые из них любопытны в архитектурном и историческом отношениях, другие по воспоминаниям, третьи устроенные первобытными обитателями местностей, располагали их на красивых местах природы. К таким живописным местностям относится в Вязниковском уезде погост св. архидиакона Стефана; местностью этой любуются многие путешественники, оставляя по ее красоте самые приятные воспоминания. Памятником старины только и осталось здесь что деревянная церковь, которая придает еще более прелести этой пустыни; на крутой возвышенности виднеются два храма, каменный и деревянный, смесь прежней и новой архитектуры, с горами, холмами, вековыми деревьями, уютным вокруг храма сельским небольшим кладбищем, и в подошве погоста синеющей рекой Клязьмой. Деревянная церковь построена как свидетельствуют акты в конце первой пол. XVIII в., в 1743 году, а сам погост состоял тогда в Владимирском уезде. Вторая церковь в погосте каменная новейшего времени.
Погостом архидиакона Стефана пленился бывший Владимирским губернатором с 1802 по 1812 г. князь И.М. Долгоруков; в записках своих он говорит: «я здесь часто забывал откуда и куда и где я». Эти впечатления были поводом к стихотворению его:
«Размышление на берегу Клязьмы, при погосте архидиакона Стефана».
Природа! Здесь и я почувствовал тебя.
С горы среди могил у ног дубов ветвистых,
Я в Клязьме вижу ток то мрачных струй то чистых;
Естественное зря движение воды,
Смотрю больших судов на скромные следы,
И думаю: вот так судьба дни смертных косит;
Вода несет суда, а время жизнь уносит;
За каплей капля вод в моря бежит из рек,-
Живой пример, как мы день за днем гоним век.


Кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. г. Иваново-Вознесенск

По древности обращают внимание на себя внимание храмы в здешнем крае, о которых доныне (кон. XIX в.) сохранились предания и летописи.
Успенская церковь с шатровой кровлей в два ската отличается простотой устройства; она срублена в замок из толстого соснового леса в восемь углов, глава чушейчатая, церковь эта была прежде, монастырской при мужском Покровском монастыре, основанном владельцами тогда бывшего села Иванова князьями Черкасскими, в последние годы царствования Ивана Васильевича Грозного, на ней уцелела надпись 7099 (1591) года. Церковь эта перенесена на кладбище в 1815 году и служила памятником свидетельствующим о существовавшем Покровском монастыре в XVI веке.


Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Село Голенищево Муромского уезда

Церковь Пророка Илии

Ильинская церковь, находившаяся на поле села Карачарова, в 2 ½ верстах от г. Мурома, по преданию устроена в царствование Михаила Феодоровича, и память свою соединяет с мором, бывшим при царе Борисе Годунове в 1601, 1604 годах, когда сельские жители опасаясь заразы, тела умерших, как своих, так прихожих и приезжих, зарывали в общей могиле на временном кладбище в лесу, где и теперь стоит эта церковь. С прекращением мора Карачаровцы возымели желание поставить на этом месте церковь, которую и соорудили, по их выражению, своими руками, без посторонних мастеров. На время построения церкви указывает надпись едва заметная на наружной обшивке паперти, которая возобновлена по прежней надписи: «великому Пророку святому угоднику Божию Илие, строен в 1629 году, рублен лес в болоте Торском». Местность где выстроена церковь называлась Торское болото. На бревне южной стены здания вырезано грубо: «сему дому построенному 160 года» (1652). К этому храму совершаются ежегодно крестные ходы из села Карачарова: первый в среду при начале Петрова поста, установленный от язвы и в память освящения храма, второй за неделю до Ильина дня, по случаю прекращения в 1848 году холеры и третий 20 июля в храмовый праздник пророка Илии.
См. Село Карачарово

О других деревянных храмах здешней губернии исторических сведений и летописей не встречалось до сих по; рисунки их и заключают безлетописные памятники минувшего времени, доколе некоторые еще существуют до окончательного исчезновения. Из других храмовых сооружений упоминаем о некоторых часовнях.


Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила

Часовня бывшая близ г. Муром на месте где лежало тело св. князя Михаила Константиновича убиенного в 1192 году, замечательна по своим историческим воспоминаниям: «князь Михаил Константинович, по воле родителя своего Константина Святославича, с немногими людьми отправился в г. Муром для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития. Первым делом княжения Константинова в Муроме было устроение храмов Божиих; первая церковь совершена была им обыденная деревянная в честь Благовещения Пресв. Богородицы и по устроении ее погребено тут тело убиенного князя Михаила «со псалмы» и песнями и с подобающею честью. В это время на том месте, где лежало извергнутое из города тело князя Михаила, поставлена «божонка», или часовня. Часовня эта существовала деревянная, рубленная в клетку, с шатровым верхом, восстановляемая время от времени в прежнем виде и только недавно заменена каменною церковию».

Ставить божонки или боженки над могилами усопших и помещать в них иконы обычай существовал исстари, со введения христианской веры. В летописи под 1109 годом читаем: «преставися Евпракси, дщи Всеволожа (велмкаго князя Киевскаго) месяца иулия в 10 день; и положена бысть в печерьском монастыре у дверий, яже ко угу (т.е. вне церкви, близ южных дверей) и сделаша над нею божонку (божницу, часовню) идеже лежит тело ея». В киевской (Ипатиевской) летописи под 1161 годом сказано: «исвкупився Изяслав (Давидович княз Черниговский, на Ростислава Михаила князь Киевскаго) с Всеволодичема, и с Олгом, и с Половцы, и поиде за Вышегород к божници, ту бо баше, и Днепр стал, (февраля 7) и инде не стал бяше никде же; ту же перешедше Днепр в боженки, и поиде полки к Киеву, и пришедше сташа на болоньи». Божницы или часовни ставят там где нет церквей; их ставят и над могилами усопших украшая иконами.


Единоверческая церковь во имя св. Троицы в Слободе Мстере Вязниковского уезда

Кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца. Село Осипово Ковровского уезда

Церковь во имя Воскресения Христова. Село Мисайлово Ковровского уезда

Часовня во имя Св. Николая Чудотворца. Близ погоста Нередич-Никольского Ковровского уезда

Никольская часовня Ковровского уезда, находится в самом пустынном месте в лесу, и принадлежит к погосту Нередич-Никольскому, отстоящему в 1 ½ верстном расстоянии от часовни, происхождение ее по преданию, заключается в том, что на этом месте найден был резной деревянный образ Угодника, который и находился некоторое время в этой часовне, а впоследствии перенесен в церковь погоста Нередич, а в ней поставлено другое изображение Угодника. Часовня св. Николая Чудотворца, находясь в мрачно пустынной местности, окружена со всех сторон лесом, но на средоточии нескольких путесообщений, ведущих к некогда знаменитой ярмарками Холуйской слободе, никто не мог миновать прохода или проезда мимо упомянутой часовни; она выстроена в отдаленное время, была возобновляема и поддерживалась от разрушения, в первобытном виде; путники не пропускали забежать в часовенку и опустить в кружку копейку на поддержание погоста Нередичского и этого сооружения.

Ученые путешественники вносили о ней в свои путевые заметки. Приводим несколько строк из таких записок: «однообразие дороги (от с. Мстеры до с. Холуя) прерывалось лишь перевозом на Холуйской пристани (на Клязьме) и часовнею с деревянным изваянием святого Чудотворца Николая, стоящею среди мрачного леса. С этою часовнею связаны народные легенды. Темнота и холод в этой часовне, посреди нее колоссальная белая фигура Угодника, стоящего с большим мечем в руках и пустынный лес вокруг действительно производят трепет в душе». Эта часовня с окончательным упадком Холуйских ярмарок, уже близка к разрушению и едва держится и недалеко то время, что это место зарастет, тем же лесом который окружает ее; она останется лишь памятником в рисунке, а в народе некоторое время, удержатся разные легендарные предания.


Убогий Дом в г. Вязниках

Старинное здание часовни, убогий дом в г. Вязниках; основание ее относится к отдаленному времени; часовня эта доныне сохранила название «убогаго дома». По старинным актам 1643 года видно, что при Ярополческом убогом доме, были и свои земли. Этот ли самый убогий дом имеющий вид часовни существовал тогда или еще был другой дом, не известно: исторических указаний, на это прямых нет, по народным же преданиям с существующими обычаями, убогими домами здесь назывались местности, занимаемые особыми кладбищами, для погребения скоропостижно умерших, которые умирали без покаяния и лишались церковного поминовения, и по них панихида бывает один раз в год в семик. Земли при таких убогих домах существовали для ремонтировки и поддержки устроенных часовен. В этой часовне, как и других вообще часовнях, помещено несколько икон. Каждый год в день семика совершаются панихиды. Этот убогий дом едва держится, но его еще подновляет духовенство, к приходу которого он принадлежит. Не будь выгод давно его бы не существовало и остатки поступили на топку печей.


Церковь во имя Живоначальной Троицы. Село Добрячево Юрьевского уезда

Церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Село Березницы Юрьевского уезда

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Село Барово Юрьевского уезда

Переход к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в сл. Мстере, устроенной в первой половине XIX века, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто, что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии, за исчезновением коих, не редко прибегают к преданиям сохранившимся в устной памяти народа и не столь достоверным как основанным на прежних письменных актах; по этим причинам и не встречается сведений и материалов о многих церковных сооружениях.


Церковь бывшая в Погосте Спас-Купалище, Судогодского уезда

Церковь Вознесения Христова. Село Воютино, Меленковского уезда

Церковь во имя Архистратига Михаила. Село Драчево Меленковского уезда

Мы встретили еще в последнее время описание села Драчева Меленковского уезда, но исторических данных, о церкви св. Архистратига Михаила нет, только и видно, что в означенный храм в 1680 году дан полотняный антиминс «Иосифом Митрополитом Рязанским и Муромским в 16 лето его святительства, в лето от создания мира 7188 в 20 день месяца июля, при великом патриархе Иоакиме Московском и всея России». Вот и все историческое сказание об этом храме.
Дополним кстати, о постоянных уничтожениях деревянных строений: близ г. Вязников, существовала также как и убогий дом, что видно из грамоты патриарха Адриана 1695 года «пустыня Моисеева» и построена часовня. Ныне осталось только одно название этой местности Моисеевой пустынью, а о нахождении тут часовни говорилось десять лет назад, но теперь уже нет и никаких следов ее и нигде не осталось рисунка, а подобных примеров не исчислимое множество.


Кладбищенская церковь во имя всех Святых. Город Гороховец

Кладбищенская церковь во имя св. Троицы. Село Пистаки Гороховецкого уезда

Кладбищенская церковь во имя Апостолов Петра и Павла. Село Верхний Ландех Гороховецкого уезда

Кладбищенская церковь во имя св. Василия Пресвитера. Село Кромы Гороховецкого уезда

Позволяем закончить, по этому же поводу заметкой, напечатанной еще в 1859 году в одном из ученых изданий Императорского Археологического общества. «На древния русския дерявянныя церкви следует обращать особенное внимание. Большая часть их уже заменены новыми каменными, построенными в новейшем вкусе, а прежния оставлены на произвол судьбы и с каждым годом быстро уничтожаются от разных причин, часто не оставляя и следов своего существования. Пройдет еще не много времени и, в России, останется весьма мало данных для археологических изысканий по этому предмету». Сказанное еще в 1859 году совершенно верно. В последнее 20-летие исчезновение старинных деревянных храмов без всякого красноречия объясняет о гибели безвозвратно бывших памятников народного творчества.

Рисовал и издал Иван Александрович Голышев
Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии
Храм – Дом Божий
Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского (г. Муром)
Георгиевская деревянная церковь (г. Юрьев-Польский)
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта (г. Суздаль)
Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.07.2015)
Просмотров: 3514 | Теги: Мстера, церковь, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru