Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
00:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [393]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Деревянные храмы Владимирской губернии

Деревянные храмы Владимирской губернии

Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные. Вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять всё, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбой, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово «плотничество» означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Всё, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.
Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить проторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.
На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: «А хрестеяную русь водиша роте въ церкви святаго Ильи, яже есть надъ ручаемъ, конецъ Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни». Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: «и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зоветъ Угорьское кде ныне Олъминъ дворъ; на той могиле поставилъ Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною». Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово «постави», тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: «созда» или «заложи».
О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовень удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах. По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был удобен и легок; ибо основой для последней служил сруб избы, к которому прирубался алтарь и крыльцо; над островерхим кровом приделывали шейку с главой, увенчанной крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились той или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными. В требнике Петра Могилы встречается особый местный обряд, или чин при закладке деревянных церквей. Когда были приготовлены подлоги, или бревна, на которых утверждалось здание: тогда епископ или иерей в облачении «Вземъ секиру, ударяетъ трижды въ среднее бревно олтарнее, глаголя: Начинается дело сие, въ имя Отца и Сына и Святаго Духа, въ честь же и въ память (праздника или святого) аминь. По окроплении св. водою всехъ оснований кругомъ при чтении псалма 86-го «Основания его на горахъ святыхъ», произноситъ «делателие же абие спешно въ имя Господне начинаютъ делати».
Первоначальным окладом или планом храма служил квадрат, которого стены были рублены то в присек, то в лапу и замок и т.д. Церкви деревянные были малы и низьменны не только в селах, даже в городах. Швед Петрей в начале XVII века видел на Москве церквицы, где помещалось не более семи человек. В Новгороде в XV веке была на Хутыне церковь «кругла яко столпъ и не широка только сажени единыя со олтаремъ внутри», окладом отчасти были сходны с ними часовни, которые были рассеяны по селениям и дорогам, особенно по перекресткам под именем то крестов, то пятниц.
Когда же, соответственно с местной потребностью в помещении стали увеличивать размеры целого здания, или той и другой его части: тогда изменился и оклад церкви; появились разные пристройки: приделы, трапезы, притворы, ходовые паперти под навесом, звонницы, которые имели своё особенное назначение в обиходе храма. Вместе с тем умножились и украшения, состоявшие из резных полотенец, прилепов, князьков, баляс и других вычурных порезок и выборок, которые отличались особенной затейливостью, замысловатостью и причудливостью, согласно с местным вкусом, как видно из самых памятников, летописей и храмозданных грамот. Образ построения церквей не везде был одинаков, равно не везде одинаковый лес употреблялся на строение смотря по местности: то сосновый и еловый, пихтовый и лиственный, то дубовый и осиновый. Там строили вместо квадрата прямоугольники, «костровыя, здесь круглыя и кресчатыя о двадцати стенкахъ клетцкия, т.е. рубленыя безъ угловъ въ замокъ, на осмерике и шатровыя; одне ставились на подклетяхъ, другия на стульяхъ». Иногда такие церкви были без трапезы и притвора, с одним входным крыльцом, иногда с прирубной папертью под навесом, где «стаивали женщины и повинные епитимье». Алтарь обращен был то на летний, то на зимний восток, кровли их были круглые, о двух и четырех скатах, крытые деревянной чешуей и тесом. Верх рублен был бочками, или городками, над которыми возвышались главы; число глав от одной до тринадцати. Первая Софийская церковь в Новгороде, поставленная архиепископом Иоакимом, 6553 года была «деревянная о 13 верхахъ». О этой церкви летописец Новгородский не может не упомянуть с удивлением о самом устройстве её: «постави владыко епископъ Иоакимъ первую церковь древянную дубовую святыя Софии, имущую верхъ 13 и стояла 60 летъ и … отъ огня въ лето 6557 марта въ 4 день, въ субботу, при второмъ епископе Луке, въ 13 лето. Бысть честно устроена и украшена».
Особенно соборные церкви в городах отличались своей величиной и великолепием; на них плотничьи мастера «истощали свое искусство, а храмоздатели иждивение». Такой была в Ростове, срубленная из дубового леса первым Ростовским епископом Феодором, по словам летописи: «дивная и великая, яко же не было и не будетъ». В обители своей преподобный Сергий, по свидетельству великой минеи, «соорудилъ вместо малой большою деревянную церковь, которая отвсюду видима бысть, аки зерцало».
Выше упоминалось о резных украшениях деревянных храмов: «и те вышеписанные церкви нарядить, и трапезы и олтари и пперти нарядить же. Какъ имъ приходскимъ людемъ понадобитца, и окошекъ на косякъ зделать сколько имъ приходскимъ людемъ годно, а окна делать о четырехъ косякахъ съ выкрушкою; и в техъ церквахъ и в трапезахъ и въ папертяхъ двери на косякахъ съ полотенцы сделать. И сделать те вышеписанные церкви и трапезы съ папертьми и съ колокольнею добро, мастерски безо всякой охулы».
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовень до нашего времени сохранилось весьма не много. Они всюду заменялись каменными, а небольшие часовни и совсем прекращали своё существование, а вместо нахождения их заравнивалось землей; об этом было замечено: «не много осталось у насъ на руси старыхъ деревянныхъ церквей, везде перестроены они на каменныя или деревянныя новой архитектуры; но многие изъ насъ помнятъ еще эти маленькие, темные деревенские храмы изъ круглыша чернолесья или дуба, съ не отделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившимъ тесомъ, съ крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся отъ времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура ихъ сохранится разве только въ рисункахъ какого-нибудь любителя древности».


Погост Архидиакона Стефана. Вязниковский уезд.

Церковь св. Архидиакона Стефана в Архидиаконском Погосте. Вязниковский уезд.

Прежние деревянные храмы и другие им подобные сооружения для любителей составляют не малый интерес; некоторые из них любопытны в архитектурном и историческом отношениях, другие по воспоминаниям, третьи устроенные первобытными обитателями местностей, располагали их на красивых местах природы. К таким живописным местностям относится в Вязниковском уезде погост св. архидиакона Стефана; местностью этой любуются многие путешественники, оставляя по её красоте самые приятные воспоминания. Памятником старины только и осталось здесь что деревянная церковь, которая придает еще более прелести этой пустыни; на крутой возвышенности виднеются два храма, каменный и деревянный, смесь прежней и новой архитектуры, с горами, холмами, вековыми деревьями, уютным вокруг храма сельским небольшим кладбищем, и в подошве погоста синеющей рекой Клязьмой. Деревянная церковь построена как свидетельствуют акты в конце первой пол. XVIII в., в 1743 году, а сам погост состоял тогда в Владимирском уезде. Вторая церковь в погосте каменная новейшего времени.
Погостом архидиакона Стефана пленился бывший Владимирским губернатором с 1802 по 1812 г. князь И.М. Долгоруков; в записках своих он говорит: «я здесь часто забывалъ откуда и куда и где я». Эти впечатления были поводом к стихотворению его:
«Размышление на берегу Клязьмы, при погосте архидиакона Стефана».
Природа! Здесь и я почувствовалъ тебя.
Съ горы среди могилъ у ногъ дубовъ ветвистыхъ,
Я въ Клязьме вижу токъ то мрачныхъ струй то чистыхъ;
Естественное зря движение воды,
Смотрю большихъ судовъ на скромные следы,
И думаю: вотъ такъ судьба дни смертныхъ коситъ;
Вода несетъ суда, а время жизнь уноситъ;
За каплей капля водъ въ моря бежитъ изъ рекъ,-
Живой примеръ, какъ мы день за днемъ гонимъ векъ.


Кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. г. Иваново-Вознесенск

По древности обращают внимание на себя внимание храмы в здешнем крае, о которых доныне (кон. XIX в.) сохранились предания и летописи.
«Успенская церковь съ шатровою кровлею въ два ската отличается простотою устройства; она срублена въ замокъ изъ толстаго сосноваго леса въ восемь угловъ, глава чушейчатая, церковьэта была прежде, монастырскою при мужскомъ Покровскомъ монастыре, основанномъ владельцами тогда бывшаго села Иванова князьями Черкасскими, въ последние годы царствования Ивана Васильевича Грознаго, на ней уцелела надпись 7099 (1591) года. Церковь эта перенесена на кладбище въ 1815 году и служитъ до сихъ поръ памятникомъ свидетельствующимъ о существовавшемъ Покровскомъ монастыре въ XVI веке.


Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Село Голянищев Муромского уезда

Церковь Пророка Илии

Ильинская церковь, находившаяся на поле села Карачарова, в 2 ½ верстах от г. Мурома, по преданию устроена в царствование Михаила Феодоровича, и память свою соединяет с мором, бывшим при царе Борисе Годунове в 1601, 1604 годах, когда сельские жители опасаясь заразы, тела умерших, как своих, так прихожих и приезжих, зарывали в общей могиле на временном кладбище в лесу, где и теперь стоит эта церковь. с прекращением мора Карачаровцы возъимели желание поставить на этом месте церковь, которую и соорудили, по их выражению, своими руками, без посторонних мастеров. На время построения церкви указывает надпись едва заметная на наружной обшивке паперти, которая возобновлена по прежней надписи: «великому Пророку святому угоднику Божию Илие, строенъ въ 1629 году, рубленъ лесъ въ болоте Торскомъ». Местность где выстроена церковь называлась Торское болото. На бревне южной стены здания вырезано грубо: «сему дому построенному 160 года» (1652). К этому храму совершаются ежегодно крестные ходы из села Карачарова: первый в среду при начале Петрова поста, установленный от язвы и в память освящения храма, второй за неделю до Ильина дня, по случаю прекращения в 1848 году холеры и третий 20 июля в храмовый праздник пророка Илии.
См. Село Карачарово

О других деревянных храмах здешней губернии исторических сведений и летописей не встречалось до сих по; рисунки их и заключают безлетописные памятники минувшего времени, доколе некоторые еще существуют до окончательного исчезновения. Из других храмовых сооружений упоминаем о некоторых часовнях.


Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила

Часовня бывшая близ г. Муром на месте где лежало тело св. князя Михаила Константиновича убиенного в 1192 году, замечательна по своим историческим воспоминаниям: «князь Михаилъ Константиновичъ, по воле родителя своего Константина Святославича, съ немногими людьми отправился въ г. Муромъ для увещания въ покорности и обещалъ дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманомъ призвавъ князя Михаила въ городъ для мирныхъ переговоровъ, убили его, и тело бросили за городомъ, а сами затворились въ городе и стали приготовляться къ бою. Вскоре подступилъ къ стенамъ Мурома Константинъ со всемъ своимъ войскомъ и по осаде, взялъ городъ безъ кровопролития. Первымъ деломъ княжения Константинова въ Муроме было устроение храмовъ Божиихъ; первая церковь совершена была имъ обыденная деревянная въ честь Благовещения Пресв. Богородицы и по устроении ея погребено тутъ тело убиеннаго князя Михаила «со псалмы» и песньми и съ подобающею честию. Въ это время на томъ месте где лежало извергнутое изъ города тело князя Михаила, поставлена божонка, или часовня. Часовня эта существовала деревянная, рубленная въ клетку, съ шатровымъ верхомъ, возстановляемая время отъ времени въ прежнемъ виде и только недавно заменена каменною церковию».

Ставить божонки или боженки над могилами усопших и помещать в них иконы обычай существовал изстари, со введения христианской веры. В летописи под 1109 годом читаем: «преставися Евпракси, дщи Всеволожа (велмкаго князя Киевскаго) месяца иулия въ 10 день; и положена бысть въ печерьскомъ монастыре у дверий, яже ко угу (т.е. вне церкви, близъ южныхъ дверей) и сделаша надъ нею божонку (божницу, часовню) идеже лежитъ тело ея». В киевской (Ипатиевской) летописи под 1161 годом сказано: «исъвкупився Изяславъ (Давидовичъ князъ Черниговский, на Ростислава Михаила князь Киевскаго) съ Всеволодичема, и съ Олгомъ, и съ Половцы, и поиде за Вышегородъ къ божници, ту бо баше, и Днепръ сталъ, (февраля 7) и инде не сталъ бяше никде же; ту же перешедше Днепръ в боженки, и поиде полки къ Киеву, и пришедше сташа на болоньи». Божницы или часовни ставят там где нет церквей; их ставят и над могилами усопших украшая иконами.


Единоверческая церковь во имя св. Троицы. Слобода Мстера Вязниковского уезда

Кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца. Село Осипово Ковровского уезда

Церковь во имя Воскресения Христова. Село Мисайлово Ковровского уезда

Часовня во имя Св. Николая Чудотворца. Близ погоста Нередичъ-Никольского Ковровского уезда

Никольская часовня Ковровского уезда, находится в самом пустынном месте в лесу, и принадлежит к погосту Нередичъ-Никольскому, отстоящему в 1 ½ верстном расстоянии от часовни, происхождение её по преданию, заключается в том, что на этом месте найден был резной деревянный образ Угодника, который и находился некоторое время в этой часовне, а впоследствии перенесен в церковь погоста Нередичъ, а в ней поставлено другое изображение Угодника. Часовня св. Николая Чудотворца, находясь в мрачно пустынной местности, окружена со всех сторон лесом, но на средоточии нескольких путесообщений, ведущих к некогда знаменитой ярмарками Холуйской слободе, никто не мог миновать прохода или проезда мимо упомянутой часовни; она выстроена в отдаленное время, была возобновляема и поддерживалась от разрушения, в первобытном виде; путники не пропускали забежать в часовенку и опустить в кружку копейку на поддержание погоста Нередичского и этого сооружения.

Ученые путешественники вносили о ней в свои путевые заметки. Приводим несколько строк из таких записок: «однообразие дороги (отъ с. Мстеры до с. Холуя) прерывалось лишь перевозомъ на Холуйской пристани (на Клязьме) и часовнею съ деревяннымъ изваяниемъ святаго Чудотворца Николая, стоящею среди мрачнаго леса. Съ этою часовнею связаны народныя легенды. Томнота и холодъ въ этой часовне, посреди нея колоссальная белая фигура Угодника, стоящаго съ большимъ мечемъ въ рукахъ и пустынный лесъ вокругъ действительно производятъ трепетъ въ душе». Эта часовня с окончательным упадком Холуйских ярмарок, уже близка к разрушению и едва держится и недалеко то время, что это место зарастет, тем же лесом который окружает её; она останется лишь памятником в рисунке, а в народе некоторое время, удержатся разные легендарные предания.


Убогий Дом в г. Вязниках

Старинное здание часовни, убогий дом в г. Вязниках; основание её относится к отдаленному времени; часовня эта доныне сохранила название «убогаго дома». По старинным актам 1643 года видно, что при Ярополческом убогом доме, были и свои земли. Этот ли самый убогий дом имеющий вид часовни существовал тогда или еще был другой дом, не известно: исторических указаний, на это прямых нет, по народным же преданиям с существующими обычаями, убогими домами здесь назывались местности, занимаемые особыми кладбищами, для погребения скоропостижно умерших, которые умирали без покаяния и лишались церковного поминовения, и по них панихида бывает один раз в год в семик. Земли при таких убогих домах существовали для ремонтировки и поддержки устроенных часовен. В этой часовне, как и других вообще часовнях, помещено несколько икон. Каждый год в день семика совершаются панихиды. Этот убогий дом едва держится, но его еще подновляет духовенство, к приходу которого он принадлежит. Не будь выгод давно его бы не существовало и остатки поступили на топку печей.


Церковь во имя Живоначальной Троицы. Село Добрячево Юрьевского уезда

Церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Село Березницы Юрьевского уезда

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Село Барово Юрьевского уезда

Переход к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере, устроенной в первой половине XIX века, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии, за исчезновением коих, не редко прибегают к преданиям сохранившимся в устной памяти народа и не столь достоверным как основанным на прежних письменных актах; по этим причинам и не встречается сведений и материалов о многих церковных сооружениях.


Церковь бывшая в Погосте Спас-Купалище. Судогодский уезд

Церковь Вознесения Христова. Село Воютино Меленковского уезда

Церковь во имя Архистратига Михаила. Село Драчево Меленковского уезда

Мы встретили еще в последнее время описание села Драчева Меленковского уезда, но исторических данных, о церкви св. Архистратига Михаила нет, только и видно, что в означенный храм в 1680 году дан полотняный антиминс «Иосифомъ Митрополитомъ Рязанскимъ и Муромскимъ въ 16 лето его святительства, въ лето отъ создания мира 7188 въ 20 день месяца июля, при великомъ патриархе Иоакиме Московскомъ и всея России». Вот и всё историческое сказание об этом храме.
Дополним кстати, о постоянных уничтожениях деревянных строений: близ г. Вязников, существовала также как и убогий дом, что видно из грамоты патриарха Адриана 1695 года «пустыня Моисеева» и построена часовня. Ныне осталось только одно название этой местности Моисеевой пустынью, а о нахождении тут часовни говорилось десять лет назад, но теперь уже нет и никаких следов её и нигде не осталось рисунка, а подобных примеров не исчислимое множество.


Кладбищенская церковь во имя всех Святых. Город Гороховец

Кладбищенская церковь во имя св. Троицы. Село Пистаки Гороховецкого уезда

Кладбищенская церковь во имя Апостолов Петра и Павла. Село Верхний Ландех Гороховецкого уезда

Кладбищенская церковь во имя св. Василия Пресвитера. Село Кромы Гороховецкого уезда

Позволяем закончить, по этому же поводу заметкой, напечатанной еще в 1859 году в одном из ученых изданий Императорского Археологического общества. «На древния русския дерявянныя церкви следуетъ обращать особенное внимание. Большая часть ихъ уже заменены новыми каменными, построенными въ новейшемъ вкусе, а прежния оставлены на произволъ судьбы и съ каждымъ годомъ быстро уничтожаются отъ разныхъ причинъ, часто не оставляя и следовъ своего существования. Пройдетъ еще не много времени и, въ России, останется весьма мало данныхъ для археологическихъ изысканий по этому предмету». Сказанное еще в 1859 году совершенно верно. В последнее 20-летие исчезновение старинных деревянных храмов без всякого красноречия объясняет о гибели безвозвратно бывших памятников народного творчества.

Рисовал и издал Иван Александрович Голышев

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Храм – Дом Божий
Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского
Георгиевская деревянная церковь.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (09.07.2015)
Просмотров: 502 | Теги: Мстера, Церковь, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика