Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
13:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

О ландах в Гороховском уезде

О ландах в Гороховском уезде

Слово Ланд, в русском языке, есть вводное. Оно собственно немецкое и означает местность обширную болотистого свойства. Доказательством тому прямым – королевство Нидерланды, иначе Голландия, которая вся исключительно состоит из низменных равнин-сухих потому только, что приливы и отливы Немецкого моря удерживаются многочисленными плотинами. Ланд означает – страна, нидер – низко; в другом названии: Голландия, где встречается, без сомнения, тоже самое немецкое Land, приложено гол – от немецкого Ноlle, что значит – пропасть, вертеп. Когда и как введено в наш язык Ланд, неизвестно, но оно и доселе употребляется в Гороховском уезде по течению рек Ландеха и Луха. Обе эти реки имеют исток в Костромской губернии, и в значительном уже виде проходят Гороховским уездом; они течения свои означают отлогими песчаными берегами на несколько верст. Поверхность этих рек, в летнее время, всегда покрыта густым-непроницаемым хвощем и тростником, которые придают им вид зеленого, пространного поля, где родится бесчисленное множество дичи, свойственной стране и климату, а в зимнее время воды их подвергаются сильной порче, от застоя и ржавчины делаются красными и к употреблению негодными, от чего и рыба в них нередко издыхает. Река Ландех, характеризуя собой влажную почву (Ланды), дает свое название двум расположенным на ней селам Верхнему и Нижнему Ландехам. Последнее известно в нашей Отечественной Истории тем, что тут проживал и лечился от ран, в бедственное для России время, знаменитый Князь Д.М. Пожарский, и здесь явился к нему бессмертный Нижегородский Гражданин с прошением от сограждан своих – принять под предводительство его собранное в Нижнем Новгороде ополчение для защиты разоренного и гибнущего отечества. Некоторые старожилы помнят место. Где был дом Князей Пожарских, удивлявший некогда предков их «Азiятской», пестрой архитектурой своей. Село Нижний Ландех заслуживает внимания и в другом отношении, как богатое и торговое место.
Река Лух обтекает пространное село Мыт, которое и с рекой своей существуют, в нашей стороне, исстари в пословицах: село-трудною некогда переправою через реку, а река – осеннею ловлей рыбы. Лух течет там излучинами, и во время разлива, бывает в поперечнике около двух верст; почему переправа через нее бывала продолжительна и даже опасна, и побуждала содержателей и перевозчиков к непростительному корыстолюбию. Доселе, когда кто хочет выразить: меня учить нечего, обыкновенно говорят здесь: «я, братец знаю и Мыт и перевоз». Село Мыт занимает также место в Русской Истории. Здесь была граница Княжества Нижегородского с Владимирским и находился Мытный двор для продажи товаров и сбора в казну податей; ныне уже там нет ни того ни другого.
Что касается до ловли рыбы в реке Лухе, она производится осенью следующим образом: когда река покроется льдом, в то время просекают проруби, и ловят рыбу неводами в большом количестве. Почему, при недостатке рыбы, говорится в народе здешнем следующая пословица: «хлебайте-ка уху, а рыба-то в Луху». Эту поговорку весьма остро привел в одном случае. Воин-литератор И.Н. Скобелев в книге своей под названием: Переписка Русских солдат.

В. Борисов.
/Прибавление к Владимирским Губернским Ведомостям. № 1. Суббота, 6 января 1845 года./

Верхний Ландех

«Верхний Ландех — помещичье село Владимирской Губернии в Гороховском уезде, достойно примечания по хорошему своему строению и нарочита довольном у крестьян капитале, также и по бывалым еженедельным торгам и годовым ярмаркам, на кои приезжают с разными мелочными товарами из окольных городов купечество и мещанство».
/Географический словарь Российского государства за 1801 г./

Летописец XV в. так характеризовал этот край: «Леса непроходимые, дебри пустынные, зимой не люб путь, зол путь, тяжел путь, а летом никто не отважится в дальний путь по причине большой грязи и множеству мошек, порождаемых окрестными лесами почти совсем необитаемыми».
Время возникновения села Верхний Ландех, как и многих населенных пунктов этого района, относится к более раннему периоду, чем это нашло упоминание в исторических документах.
Все земли этого района входили в самостоятельный удел одного из сыновей Всеволода Большое Гнездо — Владимира. С 1238 г. хозяином этих земель становится один из Всеволодовичей, родоначальник большой ветви князей Стародубских — Иван.
Князь Андрей Федорович Стародубский разделил свое имение сыновьям на четыре удела: старшему сыну Федору (Рождественскому) отдал Стародуб и Алексинский стан, что в 15 км. от Рождественского (ныне г. Ковров) по течению Клязьмы; сыну Ивану (Ряполовскому) — село Ряшки», Южу, Холуй, Мугреево; сыну Василию (Пожарскому) — Пожар (Погар); а младшему Давиду (Палештому) — Палех с деревнями.

Одному из потомков Пожарских, полководцу народного ополчения в период всеобщей смуты и борьбы против польских захватчиков в 1612 г. — князю Д.М. Пожарскому, и принадлежали эти земли и, в частности, Верхний Ланлех.
Вотчиной родителей Д.М. Пожарского было село Мугреево-Никольское (сейчас Южский район), жалованное царем Василием Ивановичем Шуйским. В начале XVII в. Д.М. Пожарский находился в Мугреево-Никольском на лечении ран, полученных под Москвой. Вот сюда-то к нему и приехала делегация из Нижнего Новгорода с просьбой возглавить народное ополчение для борьбы с поляками.
Выписка из жалованной грамоты государя Михаила Федоровича: «Божию милостью мы, Великий государь царь и Великий князь Михаил Федорович — всея Руси самодержец, пожаловали боярина нашего князя Пожарского за его к нам и всему московскому государству службу, на Москве в осаде сидел и против королевича Владислава и прочих людей крепко сражался и многую службу показал. За ним за князем Д.М. Пожарским село Верхний Ландех на реке Невра, а в селе церковь Вознесения Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа, деревянна верх, да в придел Илья Пророк, другая церковь Николая Чудотворца, деревянна клецки: а в церквах образа, книги, ризы, колокола и всякое строение вотчинников. На церковной земле: двор-поп Иван Григорьев, двор-поп Иван Иванов, двор-дьячок Филька Федоров, двор-дьячок Агапитка Савин, двор-пономарь Ермачко Васильев, двор-проскурница Анница Якаелева, дочь пономаря, да 6 келей, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. В селе же дворы вотчинников, а в нем живет приказщик Селинка Бедарев. Потом: дворы бобыльские, бортное ухожение, деревни, починки и пустоша: в них земли, крестьян и бобыли, а всего: село да 45 деревень, да 22 починка, да 23 пустоши, а в них 93 двора крестьянских, а людей в них 117 человек, 123 двора бобылы-ких, а людей в них 125 человек за прописью Андрея Вареева 1621 год».
С 1646 года село переходит сыновьям Д.М. Пожарского — Петру и Ивану. Вот отписка: «За стольниками за князем Петром да за князем Иваном княже Дмитриевым, детьми Пожарского, село Верхний Ландех на реке Невре, а в селе дом приказщиков...»
Впоследствии Петр Михайлович выдаёт свою дочь Евдокию за князя Ю.А. Долгорукова, в приданное ей отдает село Мыт с деревнями и половину Верхнего Ландеха. Другая половина — за сыном Ивана Юрием. В писцовой книге Суздальского уезда за №11331 говорится: «За стольником, за князь Юрием князя Ивановым сыном Пожарского, половина села Верхнего Ландеха, а в нем же его половину, двор вотчинников, а в нем живут приказщики — 16 дворов, 3 — нищих, 13 — бобыльских, 1 — двор дьячка, 1 -пономаря, количество людей — 3. Другая половина Верхнего Ландеха за князем Юрием Алексеевичем Долгоруковым, а в нем двор боярский, крестьянских, бобыльских — 27, количество людей — 79».
В 1682 году Ю.А. Долгоруков во время бунта против Петра I был убит вместе с сыном, а половина Верхнего Ландеха была изъята и отдана в казну. Выкупил ее в дальнейшем помещик Ф.С. Фуников.
Упоминание о Верхнем Ландехе этого времени мы встречаем в собрании «Актов, относящихся до юридического быта Древней России», изданном в 1864 году: (1692 января 14) «Лета 7200 генваря в 14 день Суждальского уезду полусела Верхнего Ландеха помесья Федора Семеновича Фуникова деревни Еремеихи. Игнатовской тож. крестьяня Левонтей да Петр Ельфимовы, по указу государя своего, выпустили мы сестру свою девку Анютку Елфимову дочь па волю на все четыре стороны, где ни похочет, тут и жсиви, и вывод, по указу государя нашего, за нея взять полтора рубли, и впредь государя нашего сродцам никому, ни братьям, ни племянником, ни мнучатам об той сестре нашей девке Анютке Ельфимове дочери великим государем ни бить челом и не вступаться: в том мы, по указу государя своего, сестре своей девке Анютке Ельфимове дочери сю и отпускную дани. Отпускную писал, по велению Левонтия и Петра Ельфимовых, стольника князь Володимера Михайловича Доягоруково, полусела Верхнего Ландеха таможенный дьячок Матюшка Никонов сын Пономарев. (На обороте подлинника подпись: К сей отпускной Вознесенский поп Иван Григорьев, по велению Лввонтъя и Петра, руку приложил)».
Позднее, в экономических примечаниях по Гороховецкому уезду за 1776 год, село Верхний Ландех с деревнями Токарево, Вершинина, Максимово, а всего 625 дворов с 2 619 душами мужского населения, числится за князем генерал-аншефом Г.А. Потемкиным. Читаем выписку из писцовой книги: «Село но левой стороне речки Невры, в оном земля иловитая, хлеб и покосы средственны, лес строевой, еловой, дубовый, осиновый, березовый, ольховый, крестьяне на оброке, владеет селом Григории Алексеевич Потемкин».
После Потемкина частью Верхнего Ландеха владеет предводитель дворянства помещик В.Д. Соломирский, за ним же значились деревни Аксеново, Ванята, Бортно и Марково (всего 600 душ населения). Другой частью села и десятью деревнями (Погорелка, Крутовская, Зеленино, Большое Селище и другими, с населением 400 душ) владел генерал-адъютант С.В. Кокошкин. В Верхнем Ландехе у него находилось волосное управление, возглавляемое Алексеем Лазаревым.

В 1866 г. во Владимирской епархии был открыт приход Ковровского уезда в дер. Хватачевой, крестьяне которой, а также ближайших к ней деревень: Климовой, Сингоря, Игонихи и Кусакиной в числе 528 душ, бывшие прихожане села Юольших-Всегодищ, согласно их прошению за дальностью от приходской их церкви и неудобству в сообщении с оною во время разлива речки Луи, приписаны приходом к церкви означенной деревни, и села Хватачева крестьяне выстроили на свои средства церковь, причт наделили узаконенной пропорцией земли, построили дома со всеми службами и священнику обязались обрабатывать ежегодно землю безмездно.

По данным за 1866 год и до революции, в Вернем Ландехе было пять вотчинских правлений. Владельцы — граф Ивелич, генерал Кокошкин, предводитель дворянства Соломирский, князь Турганинов, князь Титов.
В конце XIX века в Верхнеландеховской волости в 1235 дворах проживало 3949 мужчин и 4618 женщин.
Крестьяне Верхнего Ландеха занимались в основном кустарными промыслами, сбором грибов (грибы отправляли через Мыт на продажу в Москву и Петербург) и ягод, отхожей торговлей. Принимали они участие и в общественной жизни Российского государства. Так, уроженец села Петр Васильевич Тарутин был избран членом и принимал участие в работе Государственной Думы России IV созыва.
К 1917 году волосное торговое село Верхний Ландех насчитывало 113 дворов, 22 трактира, 4 церкви, 2 просвирни, 58 торговцев различными товарами.
Штабом, управлявшим волостью, было Волосное правление. Возглавлял его волосной старшина Алексей Константинович Зутиков. Дополнял власть урядник Василий Иванович Малов. Впоследствии урядника сменил Иван Аладышкин (местные жители его звали Иван Минин).
Во главе Волостного исполнительного комитета (именуемого тогда Волсовдеп) стал Иван Михойлович Хомутов, самый крупный торговец мясом в с. Верхний Ландех. Председателем Волосного комитета бедноты избрали крупного торговца бакалейными товарами Николая Васильевича Голубева, председателем Волгужтрудповинности — содержателя чайной и постоялого двора Николая Алексеевича Нужина, а заместителем Н.А. Нужина — Василия Михайловича Пенчилова. Жена крупного торговца бакалейными и продовольственными товарами, Ольга Сергеевна Рыжова стала заведующей Волосным отделом народного образования (Волоно), а священник Владимир Вознесенский — секретарем Волоно.
С 1880-х годов Верхний Ландех стал известен в России как один из основных центров строчевышивального дела. Начал раздавать в Верхнем Ландехе и окрестных деревнях заказы на изготовление строчевышитых изделий торговец предприниматель Николай Любинский.
Однако вскоре заказами на изготовление строчевышитых скатертей, салфеток, постельного белья и предметов одежды стал заниматься уроженец Верхнего Ландеха Николай Николаевич Елисеев. Люблинские вскоре уехали в Нижний Новгород, а Н.Н. Елисеев начал продавать готовые изделия на нижегородских ярмарках, в магазинах Москвы и Петербурга, в Сибири, на Дону. Изделия местных мастериц получили широкую известность и заслуженную славу не только в России, ни и за границей. За представленные строчевышитые изделия Н.Н. Елисеев был награжден бронзовыми медалями в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго (США) и в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. При этом отмечалось «отличное качество строченых изделий». Заказчик строченых изделий из с. Кромы И.Н. Сиротки получил патент «Поставщика Двора Ее Императорского Величества».
Занимались заказами строчевышитых изделий также И.А. Григорьичев, скупщики Л.Е. Карлышев из села Погорелка и Н.А. Воронков из деревни Окатово, торговец Стройков из деревни Царенкоео, частично — В.В. Горев и др. Строчевую вышивку Верхнего Ландеха и окрестных сел отличали узоры с изображением цветочных мотивов — розы, виноградные грозди, веточки смородины, полевые цветы, вьюнки После революции строчевой промысел был возрожден в 1921 г. С созданием строчевой Артели. Одной из лучшей строчей того времени была А.А. Жилина. В 1923 г на Всероссийскую художественную выставку Артелью были подготовлены изделия по рисункам постельных гарнитуров с покрывал царя Михаила Федоровича (начала XVII в.). На выставке 1938 года в Париже накидка, выполненная Г.А. Кузьмичевой, получила первый приз. В 1958 году жюри Брюссельской выставки присудило серебряную медаль Ивановскому областному промсовету за участие в изготовлении уникальных изделий, среди которых был выполненный в Верхнем Ланлехе под руководством В.В. Пуховой занавес стоимостью 12 000 рублей.
С 1965 года в дальнейшее развитые строчевого дела огромный вклад внес бывший директор Верхнеландедовской строчевышивальной фабрики Александр Федорович Тулаев. Под его руководством фабрика стала ведущим предприятием Управления народных промыслов Ивановской области, на котором помимо массового ассортимента - полотенец с ажурными зубчатыми краями, скатертей, столешников, дорожек, салфеток, постельного белья изготавливали и малосерийные, более сложные по оформлению изделия.
Любой факт из жизни поселка всегда интересен — независимо от того, плохой он или хороший. Поэтому вспомним также следующее.
С 1900 по 1905 годы Гороховецкий уезд по числу раскольников, а их насчитывалось свыше 12 тысяч, занимал первое место в епархии. Раскол здесь издавна свил себе гнездо, развился, окреп и успел получить прочную организацию. Особенно силен был раскол в приходах. Верхнеландеховская и Кромская волости по числу раскольников были не менее сильны, чем Пестяковская. Раскольники делились на секты: поморцы, половцы, отрицианцы, австрийцы, окружники и другие.
В Верхнеландеховской волости в деревне Кашарята были большие «австрийские моления», руководили которыми очень богатый местный предприниматель по варежному делу А.В. Григорьичев и его сын Василий. Старшина волости, В.А. Григорьичев объявлял религиозную свободу, хулил церковь и ее служителей, а тем, кто приходил на так называемое «моление» выдавал по двугривенному.
Особенно много народа собиралось на чтение заупокойных канонов, заканчивавшихся сытными поминками. К сожалению, эти поминки привлекали и массу православных, которые ввиду своей неграмотности не могли отличить ложь от правды. А если учесть их материальную необеспеченность и жизнь впроголодь, становится понятно, почему так долго раскол держался в нашей местности. Священники Верхнеландеховского прихода о. Константин Орлов, о. Николай Нарбеков, о. Михаил Добродеев сообщали в своих отчетах: «По-прежнему приверженцы раскола твердо держатся своего учения. В моленную при деревне Кашарята сектанты сходятся для общей и слушания назидательных книг, которых у Григорьичева в изобилии. Сектанты ведут замкнутую жизнь, а показывают себя только во время погребения усопших. Читают, поют громко, как на празднике».
По словам О. Орлова, «имеет место и то обстоятельство, что среди православных у священников нет помощников, которые могли бы бороться с расколом. И даже школа не производит должного влияния на детей раскольников в их внешкольной жизни. Но в то же время напрашивается вопрос, а школа ли виновата в этом? Не виноваты ли родители-фанаты, состоящие в разных сектах? Пестяковские и Верхнеландеховские богачи-раскольники (И.Е. Кукин с сыном Евгением, В.А. Прохоров, Г.А. Паршин, М.А. Зубков, А.В. Григорьичев занимаются варежным и веревочным делом. Торгуют на нижегородских ярмарках, входят ближайшие отношения с главарями раскола, особенно «австрийцами старообрядцами», покупают литературу, порочащую православие, раздают населению. Для борьбы с расколом, уничтожения разных сект надо увеличить состав священнослужителей и направить их для плодотворной работы в села и деревни».

Церковь Вознесения Господня

Верхнеландеховский приход был одним из самых многолюдных приходов Владимирской епархии, в кон. XIX века состоял из 108 деревень, а до 1865 г. из 142 селений.
По переписным книгам 1678 г. половина села Ландеха с многочисленными деревнями и починками значится в вотчине за боярином князем Юрием Ал. Долгоруким; в этой вотчине было тогда 354 двора крестьянских и 80 бобыльских с населением 1534 души муж. пола; другая половина также с многочисленными деревнями была в вотчине за князем Юр. Ив. Пожарским, в ней было 222 двора крестьянских и 136 бобыльских с населением 1248 душ муж. пола. В селе Ландехе было два двора боярских и двор земского дьячка.
Когда и кем была построена в первый раз церковь в Ландехе не известно.
Старая деревянная церковь, посвященная празднику Вознесения, уже не могла вместить всю паству. О том, что она была посвящена празднику Вознесения, можно говорить с большой степенью точности, поскольку существовала традиция строить на месте деревянных одноименные «каменные» церкви, кроме того, возможно, деревянное здание обветшало. Назрела необходимость строительства нового, которое жители села, подержанные церковными властями, решили создать «каменным».
Каменная церковь во имя Вознесения Господня построена в 1731 году на средства крестьянина села Ландеха Льва Прокопиева Наумова. Церковь имела теплый придела во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Во владимирских архивах найдена запись, которая гласит: «Каменная церковь во имя Вознесения господня... построена в 1731 году на средства крестьянина Льва Прокопьевича Наумова». Этот Наумов, несомненно, крестьянином был уже чисто номинально скорее, купцом, разбогатевшим на гребне петровских реформ. Кроме того, вряд ли все средства дал он: часть их собиралась и с прихожан... Как бы то ни было, средства были собраны.
Прибыла артель мастеров «каменных дел». Встал вопрос: какою же должна быть новая Вознесенская церковь? Типов храмов в русском зодчестве было немало. Здесь мы должны опять домыслить ситуацию, но опять с определенной степенью точности. Рядом со строящейся стояла еще действующая деревянная церковь. И жители села, вместе с Наумовым, привыкшие к ее виду, возможно, попросили, а точнее — потребовали, сделать кирпичное здание похожим на старое. Это тоже случалось весьма часто. Заказчики не только определяли тип здания, но иногда перечисляли даже отдельные декоративные элементы.
Эта церковь принадлежит к распространенному в XVIII веке архитектурному типу, носящему название «восьмерик на четверике». Исследователи древнерусского искусства доказали, что этот тип несомненно восходит к деревянному зодчеству, то есть возник именно как тип деревянных церквей. А уже потом, где-то в XVII веке, мастера каменных дел взяли его как образец для себя. Он достаточно прост по конструкции: строится обычно квадратное в плане здание («четверик»), а затем на нем возводится восьмиугольная надстройка («восьмерик»), Такой мы видим и Вознесенскую церковь.
Четверик ее очень высок: вполне возможно, что и здесь строители следовали пожеланиям заказчиков, повторяли по их велению пропорции деревянного прототипа.
Декоративное оформление Вознесенской церкви довольно скупое и строгое. По углам четверика и восьмерика пущены плоские сомкнутые выступы-лопатки, которые опять напоминают о деревянном оригинале - ведь в деревянных церквах углы часто обшивались досками, и в данном случае лопатки их имитируют. По верху обоих главных объемов горизонтально проходят колючие треугольно-зубчатые городчатые пояса, а пониже такого пояса на восьмерике — еще поясок из ромбовидных кирпичей. Декор дополняют наличники.
Можно сказать, что в оформлении церкви преобладают элементы XVII века и только сравнительно большие окна относятся уже к веку XVIII.
С запада к почти недекорированной трапезной части церкви примыкает трехъярусная колокольня со шпилем, обычное для XVIII века сооружение. Нижний ярус ее — высокий, строго украшенный четверик - гармонирует с высотой четверика основного здания.
/Тарасов Н. А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 78-80 с./

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) образ Господа Вседержителя; 2) Иверская икона Божией Матери, приложенная графом Н. Марк. Ивелич; риза на ней серебряная (29 фун.), украшена жемчугом и драгоценными камнями, золотой цепью и серьгами из фермуара княгини Ивелич; на иконе – звезда генерала Титова; 3) икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Успения Пресвятой Богородицы приложенная храмоздателем Наумовым; 4) икона Вознесения Господня в серебряной вызолоченной ризе, писана на кипарисной доске. Но самую большую драгоценность составляет напрестольное Евангелие – 1689 г. в серебряном вызолоченном окладе, приложенное храмоздателем Наумовым; Евангелие весит 1 п. 33 фун., помещается в особом киоте за престолом против горнего места. На верхней доске в середине чеканное изображение Преображения Господня, по углам 4 Евангелистов, а в промежутках – Моление И. Христа о Чаше, приведение Его к Пилату, бичевание Его у Пилата и представление Его народу Иудейскому в терновом венце. На нижней доске – крест, окаймленный драгоценными камнями. На сгибе или корешке переплета – чеканные изображения – Николая Чудотворца, Трех святителей, Вознесения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы. Напечатано Евангелие на александрийской бумаге очень крупным шрифтом. Начальная буква каждого стиха написана золотом; поля украшены разными золотыми и разноцветными узорами. На обороте второго листа находится красноречивая подпись: «Благословенiемъ Отца, поснешенмемъ Сына и содействiемъ Св. Духа, молитвами неусыпаемыми Богоматери… силою Честнаго и Животворящаго Креста, помощiю Проповедателей Евангелiя во всю вселенную, яко труби неебснiи, св. угодниковх Божiихъ… снисканiемъ и поспешенiемх обещальника к украшенiю сего Евангелiя и ко преданiю на престолъ Льва Прох. Наумова въ Верхнемъ Ландехе каменную церковь Вознесенмя Господня дерзнухомъ мы грешнiи и недостойнiи, первiи въ гресехъ, последнiи въ человецехъ и не снискатели сего изукрашества сподобихомся описати тисненiе сего св. Евангелiя, окружихомъ каймами всякiя разныя травы черниломъ, росписею и златомъ и всякимъ ухищренiемъ не своимъ умышленiемъ, но надеянiемъ на помощь Всещедраго Бога введохомъ въ печать сея Книги многiя слова златомъ, понеже сiи слова въ книгу не напечатаны были»… В конце подписи названы имена трудившихся художников. Год работы не известен.
По своей древности и украшениям замечательны воздухи, кесты на которых низаны жемчугом и шиты золотом.

Памятник в своей первоначальной основе (восьмерик на четверике) продолжает традиции нарышкинского барокко; выразительность этой композиции усиливается трехъярусной колокольней со шпилем в оригинально трактованных формах раннего классицизма. Высокий и стройный четвериковый ярус храма с пониженной полукруглой апсидой - двусветный. Крупные проемы размещены не только по двум осям боковых фасадов, но и с запада, над кровлей трапезной. Восьмерик, завершавшийся первоначально пятиглавием с барабанами над диагональными гранями, имеет небольшие окна по сторонам света. Детали убранства - карнизы с городками, угловые лопатки, обрамления окон с заглубленными рамками, колонки и килевидные очелья - свидетельствуют об устойчивости допетровских форм в местном зодчестве. В то же время фронтоны типа "петушиный гребень" на окнах восьмерика и своеобразный поясок из мелких ромбов в основании его карниза указывают на влияние нарышкинского барокко. Нижний ярус колокольни декорирован лишь огибающими углы лопатками и фронтонами; верхние (оба открытые, арочные) оформлены колонными портиками и вписанными в них филенчатыми обрамлениями с замковыми камнями арок звона. Особенностью убранства здесь являются вертикальные желобки на постаментах-основаниях ярусов и тесанные из кирпича мелкие волюты капителей. Выпуклая кровля колокольни с люкарнами во фронтонах увенчана четырехгранным фонариком с высоким шпилем.
Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом с тромпами в основании, трапезная и переход к колокольне - коробовыми, а нижний ярус колокольни - крестовым сводом.
/«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 66/

Никольский храм

До 1815 г. На месте этого храма была деревянная церковь, которая в этом году сгорела. В 1863 г. на месте сгоревшей церкви и устроен Никольский каменный храм.
Престолов в храме было три: 1) во имя Св. Николая Чудотворца (освящен в 1863 г.); 2) во имя св. благов. Кн. Александра Невского (освящен в 1863 г. в память освобождения Императором Александром II крестьян от крепостной зависимости); 3) во имя равноапостольного князя Владимира.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами древние иконы – Николая Чудотворца и Смоленской Божией Матери.

Ильинский храм

Недалеко от Никольского храма находился каменный Ильинский храм, построенный в 1790 году.
Престолов в храме было три: в холодном – во имя св. пророка Илии, в приделах теплых – во имя Алексия человека Божия и Казанской иконы Божией Матери. Над главным престолом устроена сень.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами эта церковь снабжена достаточно.

Церковь Петра и Павла


Кладбищенская церковь во имя апостолов Петра и Павла в селе Верхний Ландех Гороховецкого уезда Владимирской губернии.

На кладбище в 1780 году была построен деревянный Петропавловский храм. Престол в храме был один – во имя св. апост. Петра и Павла.

В 1868 г. за одобрительное проповедание Слова Божия священнику села Верхнего-Ландеха Александру Святославову объявлена благодарность Епархиального Начальства.

Утварью и ризницей храм снабжен достаточно.
Причт при всех церквях состоял из четырех священников, штатного диакона и 4 псаломщика. На содержание их из разных источников получалось до 3200 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 4 дес. 149 саж., пахатной 44 дес. 1928 саж., сенокосной 6 дес. 1928 саж., план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме сего, в пустоши Яниной в 8 верстах от села имелось 37 десят. 748 саж. лесу дровяного и строевого. Причт пользовался дровами и на постройки.
Приход состоит из села Верхнего Ландеха и деревень: Сосуновки (10 верст от церкви), Митина (3 вер.), Зенят (3 вер.), Крутых (4 вер.), Пашутина (4 вер.), Лаврентьева (8 вер.), Медвежья (5 вер.), Симанят (7 вер.), Кобылина (7 вер.), Даниловской (7 вер.), Проселок (7 вер.), Гаринской (7 вер.), Язвиц (10 вер.), Шигалят (8 вер.), Овчинников (8 вер.), Мальянова (10 вер.), Лаптят (10 вер.), Бутырок (10 вер.), Сахарова (12 вер.), Марищ (1/2 вер.), Ларина (1/2 вер.), Докова (6 вер.), Малеева (6 вер.), Старикова (12 вер.), Рыжкова (8 вер.), Тороносихи (3 вер.), Лопоухов (4 вер.), Затеихи (6 вер.), Харина (10 вер.), Терешат (10 вер.), Паршукова (12 вер.), Пороек (9 вер.), Засеки (12 вер.), Зыбкина (12 вер.), Крутовской (11 вер.), Терехинской (8 вер.), Кислят (5 вер.), Осина (6 вер.), Якутина (6 вер.), Кузовят (5 вер.), Савят (5 вер.), Трефилихи (7 вер.), Кандуры (8 вер.), Поченкина (8 вер.), Рыбина (9 вер.), Малого Бортного (9 вер.), Большого Бортного (9 вер.), Голубят (9 вер.), Хромцова (12 вер.), Токарева (1 ½ вер.), Татьянихи (1 ½ вер.), Царенкова (3 вер.), Заролехи (5 вер.), Вишурят (4 вер.), Малой Муровки (5 вер.), Перепелина (1 вер.), Данилова (1 вер.), Кашарят (3 вер.), Мутовки (3 вер.), Худякова (5 вер.), Меркуш (5 вер.), Кислят (5 вер.), Погостов (5 вер.), Сысуев (6 вер.), Казарят (6 вер.), Курилова (3 вер.), Лопаков (3 вер.), Костюхина (3 вер.), Борина (1 вер.), Слободы (1 вер.), Кормушина (2 вер.), Погоредки (2 вер.), Зубят (2 вер.), Ванят (2 вер.), Мокши (4 вер.), Строва (2 вер.), Старой (2 вер.), Лобашева (1 вер.), Крутых (3 ½ вер.), Гороховки (3 ½ вер.), Плоскирят (3 ½ вер.), Косикова (5 вер.), Вершинихи (5 вер.), Большой Муровки (7 вер.), Заболотья (7 вер.), Воинова (7 вер.), Грузденина (8 вер.), Каликина (7 вер.), Елшат (7 вер.), Опалихина (7 вер.), Андронова (7 вер.), Бельников (9 вер.), Власова (9 вер.), Михайлова (9 вер.), Баженова (10 вер.), Пожастина (7 вер.), Малышихи (7 вер.), Хвостят (6 вер.), Воробьева (6 вер.), Федотова (7 вер.), Соснягов (7 вер.), Степунят (7 вер.), Волкова (8 вер.), Березовки (6 вер.), Зевалова (6 вер.), Заглупаева (4 вер.), Кадниц (4 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1235 дворов, 3949 душ муж. пола и 4618 женского.
В Верхнем Ландехе с 1863 года существовала земская народная школа, учащихся в 1897 году было 123.
В приходе кроме того имеются три школы грамоты, учащихся в 1897 г. в них было 47.

Владимирская область

Город Гороховец
Гороховецкий уезд

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (15.09.2016)
Просмотров: 190 | Теги: Гороховецкий уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика