Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Поселок Пестяки Ивановской области

Поселок Пестяки

Пестяки — поселок городского типа в Ивановской области, административный центр Пестяковского района и Пестяковского сельского поселения, образует Пестяковское городское поселение.
Расположен на реке Пурешок, на автодороге Иваново — Нижний Новгород, в 123 км к юго-востоку от Иванова и в 90 км к востоку от железнодорожной станции Шуя (на линии Владимир — Иваново). Расстояние до Нижнего Новгорода составляет по автомобильной дороге 120 км. «Село Пестяки при речке Пурешке находится в 60 вер. от уездного города и в 165 от губернского».

Впервые упоминается в 1379 году как место ссылки пленных литовцев в результате похода Дмитрия Донского, затем — в 1583 как владение бояр Пожарских-Стародубских, затем — князей Хованских, построивших суконную фабрику (начало XVIII века).
В писцовых книгах Суздальского уезда за 1628 г. отмечено: «за стольником князем Иваном Никитич. Хованским вотчина за царя Василия Московское осадное сиденье погост Пестяки на реке Пурехе — церковь Николая Чудотворца древяна клецки — строение мирское; при церкви священник, дьячек и просвирня, 11 келей нищих; пашни церковной середние земли по 14 четв. в поле, сена 12 копен, лесу пашенного 2 дес. На церковной земле деревня приказного человека, в ней 6 дворов деловых людей».
По переписным книгам 1678 г. село Пестяки с многочисленными деревнями значится за князем Петром Ив. Хованским; во всей вотчине тогда было 125 дв. крестьянских и 139 бобыльских с населением 1 297 душ муж. пола.
«По сообщению Главного Кригс Комисариата о принятии состоящей в Гороховской округе Князя Алексея Хованского суконной фабрики в ведомство Комисариата. 1785— 1787 г.
По Высочайшему повелению, "в разсуждении представленных" от Кн. Г. А. Потемкина „обстоятельств, касающихся до фабрики суконной, Князю Ал. Хованскому принадлежащей" (при с. Пестякове с деревнями), „от которой Комисариат немалое снабдение для обмундирования войск наших заимствовал, дабы с одной стороны означенный Комисариат мог сохранить тоже снабдение и при разстроенном хозяина фабрики состоянии и сия фабрика туже самую пользу приносила, каковую приносят по другим частям заводы и магазейны казенные, удерживая цены умеренныя и не допущая поставщиков возвышать оные по их прихотям в ущерб казны, а с другой чтоб заимодавцам Князя Хованского доставить удовлетворение, сохраня прочее имение ево для пропитания его и наследников ево", помянутая фабрика „совсем, что к ней принадлежит до расплаты с заимодавцами Князя Хованского" взята в ведомство Комисариата, „который, распорядя на оной производство работ хозяйственным образом и старайся выручить как капитальныя деньги на производство работ употребляемыя, не теряя и процентов на оныя, так и прибыльныя", должен был „отсылать их в Губернское Правление для удовлетворения заимодавцам, а что затем остаться может— на содержание Кн. Хованского и семейства ево".
При передаче фабрики в ведение Комисариата, произошли беспорядки: крестьяне, приписанные к фабрике, отказались повиноваться своим начальникам и не хотели работать на прежних условиях, не смотря на понуждение и увещание Земского Исправника Пленкова, командированного по распоряжению Владимирского и Костромского Генерал Губернатора. Для усмирения крестьян была послана воинская команда от Псковского Карабинерного полка и „по многому старанию Исправника с надлежащею строгостью все крестьяне той вотчины как к должному повиновению приставленным над ними начальникам, так равно и к работе фабричной были приведены".
Но затем в поданном Ген. Губернатору „всенижайшем и слезном прошении" крестьяне писали, что „по напрасной от управителя Серебрякова клевете жалобе, прислана Псковского полку с господином Исправником 20 человек команды и господин Исправник и с вооруженною предписанного полку командою был яко на прекрайних каких либо злодеев и супостатов, по чтении указа, при сходе всех тогда крестьян спрашивал: „почему вы бунтуете?" В ответ его благородию почтенным образом все единогласно говорили, что мы как прежде бунту неимели, так и ныне неимеем. При чем еще, что «желаетель по прежнему на 115 станов и с принадлежащими при их 170 артельми работать», что мы бедные от господина Исправника услышав, все единогласно сказали, что как и прежде ответствовали: по-прежнему основанию по причине неурожая хлеба и напрасных от управителя Серебрякова нападений работать уже не в силах, а сделайте милость, чтоб нам работать приказано было за оброк и всякие для миру касающиеся дела сделать на мирское и общественное положение, как То для выбора рекрут и других всяких до миру доходящих нужд. На что господин Исправник незнаемо почему всему тогда миру в ответ сказал: что ждите за ваш бунт большой с пушками команды яко на прекрайних врагов и супостатов, в чем мы вернейшую ссылку имеем на священников нашего селения пяти человек и прилучившемуся тогда в селении нашем закащику села Верхнего Ландеха священнику Макарию Дюмидову словесно и письменно объявлено, что мы не бунтуем и больше слов вышереченных мы не говорили» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 1. – 1899.).
Промыслы Гороховецкого уезда. «Вязание чулок, носков, варег: Владимирской губ. Гороховецкий уезд с. Пестяки с окрестными деревнями; в 1843 и 1844 гг. оборот был до 30000 руб.; в 1845 г. до 140000 руб.; в 1846 г. до 139579 руб.; все изделия идут в Петербург, Москву, Сибирь, а также сбываются во Владимирскую губернию. Шерсть скупается крестьянами в губ. Саратовской, Тамбовской, Нижегородской и земле Войска Донского» (Владимирские губернские ведомости. 1847 г. № 9).
«Вязание чулок, варег, носков: Владимирская губерния Гороховецкий уезд с. Пестяки и окрестные селения.
Здесь издавна занимаются вязанием, которое после хлебопашества составляет главное занятие жителей. В 1853 г. всех изделий выработано 1078493 пары, на сумму 103117 руб. Сбыт им производился преимущественно по разным Сибирским пунктам, а также в Петербурге, Москве и Ростове, на Нижегородской ярмарке и в розницу по городам и селениям смежных губерний. Шерсть скупается обыкновенно в губерниях Тамбовской, Астраханской, Саратовской, Нижегородской (в с. Богородском) и в земле Войска Донского. В 1853 году было куплено шерсти до 12725 пудов, на сумму с доставкой на место 54717 руб. 50 коп. Можно положить, что жители Гороховецкого уезда получают от шерстяной промышленности до 11 коп. на рубль чистого барыша» (Журнал министерства внутренних дел. 1854 г.).
«Вязание шерстяных чулок, носков, варег: Гороховецкий у. с. Пестяки и прилегающие к нему вотчины кн. Щербатовой. Этим промыслом занимаются 5965 чел.; сбыт изделий в 1854 г. простирался до 123500 руб. по разным Сибирским городам, а также в Москве и Ростове зимой и в Нижний Новгород во время ярмарки» (Владимирские губернские ведомости 1855 г. № 13).
«Вязание варег, чулков: Владимирская губ. Гороховецкий уезд волость Пестяковская, волость Беклемищевская; Шуйский уезд с. Семеновское; Александровский уезд с. Чернино (см. Производство варежек и носков в Александровском уезде).
Это занятие является главным промыслом в с. Пестяках и во всей северной части Гороховецкого уезда. Оно до такой степени там распространено, что во всякое время года можно встретить мужчин и женщин, стариков и старух, мальчиков и девочек, занятых шерстяным вязанием. Куда бы народ ни шел – на полевые работы или с них домой, в лес или из леса, в гости, даже от обедни – вязание всегда в руках. Вязание выполняется ловко и как бы шутя, одной иглой, с изумительной скоростью. Происхождение его объясняют существованием в Пестяках в конце прошедшего столетия суконной фабрики. По закрытии ее осталось много шерсти, которая и была куплена по сходной цене местными крестьянами; последние наготовили из нее варег, носков и чулков не только для себя, но и для продажи; высокая выручка, которую они получили, поощрила их; шерсть по-прежнему привозилась, как и на фабрику, из низовых губерний. Шерсть для вязания идет по преимуществу ордынская. Количество потребляемой шерсти простирается до 15000 пудов, на 60000 руб. сер. Главная шерстяная торговля в с. Пестяках. Шерсть привозится из низовых губерний. Лет 20 назад особенно выгодно покупали шерсть у киргизов и калмыков Саратовской, Астраханской, Симбирской и Оренбургской степей; шерсть отдавалась даром за стрижку овец, которую сами калмыки и киргизы производить не умеют. Теперь стригачи платят за каждую овцу к. 3, так что кроме работы за пуд шерсти приходится приплачивать к. 60. Немногие получают шерсть таким путем, посылая работников в степи; обыкновенно она покупается на деньги от 1-4 руб. за пуд. или же выменивают на товары – сундуки, замки, варежки, чулки, ножницы, ситцы, платки и т.д. Из 15000 пуд. шерсти приготовляют около 1 млн. пар носков, варег и чулок, на сумум 140000 руб., из которых половина панских изделий. Вязальщики вяжут или по найму, получая условную плату от торговцев за пару, или же вяжут для себя из своей шерсти, купленной на деньги, а иногда взятой в долг. Задельная плата как тех, так и других очень не высока, едва достаточна на содержание. Взрослый и хороший вязальщик выручает в годовом расчете 4 руб. в месяц, средний – 3 руб., а плохой или малолеток – 1 руб. 40 коп. Только при участии женщин и детей общая семейная выручка бывает достаточна для содержания семьи, где каждый член – от 10-ти летнего ребенка до дряхлого старика вырабатывают таким промыслом насущный хлеб свой.
В течение года сработано сапогов разного рода 25000 пар, на сумму 27500 руб.; калош, ботинок, валенок 48000 пар, на сумму 23500 руб., всего 73000 пар, на 51000 руб.» (Владимирские губернские ведомости 1859 г. № 19).
«Вязание чулок, варег: Владимирская губерния Гороховецкий уезд волость Пестяковская; по причине легкого заработка с чулочного промысла, хозяйство у них в упадке. Около 60 лет тому назад промысел был гораздо выгоднее: семья в 6 чел. перевязывала в неделю ордынской шерсти пуд, получая чистой прибыли 6 руб. асс. Этот заработок был хорош, потому что пуд муки стоил 70 коп. асс. А ныне, заплатив 8 руб. за пуд белой ордынской шерсти, перевязав ее в чулки в течение недели, семья в 6 чел. получает чистой прибыли 6 руб. с., но мука стоит 90 коп. с. за пуд. Если хорош спрос на изделия, то Пестяковцы еще кое-как покрывают свои нужды, когда же случается варежный кризис, т.е. повышается цена на шерсть или не бывает спроса на изделия, то пестяковцы бедствуют, между тем они так привыкли к вязанию, что и молодые люди не решаются променять его на земледелие или на более выгодное ремесло» (Труды Императорского вольно-экономического общества. Спб., 1868 г.).

8 ноября 1877 г. родился Дмитрий Иванович Рохлин - художник-пейзажист, один из основателей Владимирской областной организации Союза Советских художников. Родился в с. Пестяки Гороховецкого уезда в бедной крестьянской семье. В Гороховце его выставка проходила лишь однажды, в 1977 году, в гороховецком музее.

В XIX — первой четверти XX века село являлось центром Пестяковской волости Гороховецкого уезда. В 1859 году в селе числилось 230 дворов, в 1905 году — 329 дворов.
«Пестяковское Волостное Правление (Почт. адр. с. Пестяки).
Волостной старшина - кр. Василий Васильевич Свиньев. Писарь - Василий Иванович Ремезов.
Волостной Суд. Председатель - волостной старшина. Судьи: кр. Иван Алексеевич Зеленин, Федор Иванович Левин, Иван Васильевич Лялин, Егор Степанович Смирнов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Первые земские бесплатные читальни в Гороховецком уезде начали функционировать в 1898 г. в селах Пестяки и Фоминки.
«Пестяковская почтово-телеграфная контора. Начальник - надв. сов. Конст. Ефрем. Шишков. Надсмотрщик — Степ. Андр. Андриянов.
Пестяковский детский приют Императрицы Марии. Председатель - Ник. Виктор. Книппер. Попечитель,— Григ. Ал-сеев. Паршин» (Владимирский Календарь и Памятная книжка на 1910 год).

Мытская и Пестяковская волости (Садоводство и Огородничество в Гороховецком уезде в нач. ХХ в.). «На усадьбах производится сенокошение. Садоводства почти нет. Есть по несколько деревьев на огородах в с. Мыт, Затайховской сл. и Серкове Мытской волости и молодые садики (моложе 10 лет) в Пестяках (В с. Пестяках имеется молодой садик при министерском училище, посажен в 1907 г.). Имеется молодой сад (посажен в 1902 г.) в 1 ½ десятины у В. П. Гусева в имении при дер. Боково.
Огороды только для домашних надобностей, да и то овощей большею частью не хватает даже для себя, только в с. Мыте выращивают семена огурцов, тыквы, мака, редиски, и сами хозяйки разносят их по окрестностям и продают».

«До нас дошли сведения о том, как борется на местах старый режим с новым свободным строем... Крестьяне Пестяковской волости, Гороховецкого у., собрались 19 сего марта на сход для решения вопроса о перемене власти. Старшина волости В. Воробьев совершенно не пользуется симпатиями населения, как закоренелый сторонник прежнего строя и далеко не безукоризненный в личной жизни человек. Он много раз обижал солдаток при раздаче пайков — то задерживал, то совершенно не выдавал их, присваивал себе и на эти деньги вел торговлю.
Старшина, хотя и видел явно недружелюбное отношение к нему схода, однако не хотел расстаться со своей властью и всякими нечистыми способами вербовал себе сторонников, «подпаивал» и «дарил» их, прибегнул даже к курьезному средству — громко заявил сходу, что, кто желает оставить старшиной его, Воробьева, может «итти пить чай с баранками», и действительно, в трактирах давали «чай с баранками» только его сторонникам, противники же даже одного чая получить не могли.
Несмотря на все старания старшины, он был отвергнут 300 голосов против 100, при чем к противникам его примкнули еще боле 500 солдаток. Решение было вынесено — бывший старшина забракован, и на его место выбран новый, но... почему-то, несмотря на требование схода, постановление не было исполнено, вновь избранный волостной Комитет уклонился от этого дела.
Велика, знать, сила маленького «Протопопова» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №19, 25-го марта 1917).
24 апреля 1917 г. происходило заседание Гороховецкого Временного Уездно-Городского Исполнительного Комитета, где был заслушан ряд заявлений и просьб и вынесены нижеследующие постановления:
«1) Признать вновь образованную Ново-Пестяковскую волость выделившейся из Старо-Пестяковской волости, в виду обширности территории и дальности сообщений ее центром (Стар. Пестяки) но с тем, чтобы имущественные права отдельных крестьянских обществ, входивших в состав прежней волости, не были нарушены».
«С. Пестяки, Гороховецкого уезда. Население северной части Гороховецкого уезда в своей массе занято сельским хозяйством. Крестьяне ощущают острую нужду в помощи по улучшению сельского хозяйства, так как в данной местности нет ни улучшенных полей, ни питомников с рассадниками, ни каких-либо показательных мероприятий. В то-же время отрезанность здешнего района лишает местное население возможности видеть все это хотя бы на стороне. Такие неблагоприятные условия сильно задержали развитие местной сельско-хозяйственной культуры, а именно, под посевы отводится незначительная площадь; культура клевера развита слабо; несмотря на вполне подходящие климатические и почвенные условия, садоводство и огородничество почти отсутствуют совершенно; обработка земли производится самыми простыми орудиями.
Раньше, по-видимому, земледелием занимались в большем масштабе, на что указывает следующее обстоятельство: в Пестяковском районе встречаются старые заброшенные полосы, которые заросли лесом. Постепенный упадок земледелия объясняется тем, что значительная часть населения Пестяковской волости занимается вязанием варег, чулок и носков из шерсти. В годы перед войной заработок по этому промыслу все понижался. Несмотря на низкую оплату труда, население не бросало этого промысла, а стремилось больше посвятить ему времени и старалось занять им больше рабочих рук в семье, чтобы добыть себе средства для существования. В годы войны заработок по этому промыслу увеличился в несколько раз. Благодаря этому не только сократилась площадь под посевами, но и отсутствуют те культуры, которые требуют значительной затраты труда, как-то: льноводство, огородничество и садоводство.
Необходимые в домашнем быту овощи: капуста, огурцы, лук и проч. привозятся с Волги, Клязьмы, за 40—70 верст.
В настоящее время, в виду дороговизны сельско-хозяйственных продуктов и почти полного отсутствия их на рынке, наблюдается значительный подъем интереса населения к сельскому хозяйству, выражающийся в том, что некоторые занимаются раскорчевкой порослей под пашню, производят больше посевов, чем раньше, и крестьяне стали обращаться за агрономической помощью. Подача помощи советом затрудняется тем обстоятельством, что большинство из обращающихся неграмотно. Неграмотность населения является следствием варежного промысла: стремясь занять этим промыслом больше рабочих рук в семье, детей школьного возраста не отправляют в школу, а заставляют вязать.
Чтобы поддержать зарождающийся интерес населения к сельскому хозяйству и тем самым поднять благосостояние края, инспектором Пестяковского высшего начального училища минувшей зимой перед Министерством Народного Просвещения было возбуждено ходатайство об открытии при означенном училище курсов по садоводству, огородничеству и пчеловодству за счет средств казны. На днях получено разрешение открытия этих курсов с 1 июля. Продолжительность обучения на курсах предполагается 1 год; в состав курсистов будут приниматься окончившие курс высшего начального училища, посторонние слушатели и воины-инвалиды.
Для поднятия экономического благосостояния нашей местности открытия одних курсов недостаточно; нужна немедленная напряженная работа волостного земства в области внешкольного образования народных масс путем открытия воскресных школ для взрослых, вечерних классов, библиотек-читален и т. п.; агрономическою помощью население должно быть обеспечено достаточно; местные земельные комитеты, на ряду с выработкой проекта о вполне достаточном наделении трудящихся масс землею, должны разрабатывать вопрос и о лучших способах использования земли.
25 мая в с. Пестяках должна была произойти реквизиция скота. Временный Исполнительный Комитет заранее купил необходимое количество голов скота для поставки по рыночной цене. Таким образом реквизиции не было. От этой поставки получился убыток в размере 472 р. Этот убыток был покрыт добровольной подпиской граждан с. Пестяков; в подписке приняли, главным образом, участие военнообязанные местные богатые торговцы. Общее собрание Пестяковского О-ва Потребителей постановило устроить новое общее собрание в первых числах мая месяца с. г. для нового рассмотрения годового отчета. Однако, май месяц уже прошел, но почему-то общего собрания еще нет» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №69, 9-го июня 1917).
«23 июня в с. Пестяках состоялся волостной сход. По предложению председателя схода М.П. Лебедева почтена была вставанием память героев-воинов революционных «полков 18 июня», павших на далеких полях Галиции. Сход единогласно поручил исполнительному комитету отметить особым постановлением день наступления русских войск 18 июня 1917 г. против полчищ Вильгельма.
Исполнительный Комитет с. Пестиков, сообразуясь с желаниями граждан села, постановил устроить подписку на образование фонда имени героев-воинов «полков 18 июня» при Пестяковском высшем начальном училище для выдачи пособий бедным учащимся училища, детям граждан села Пестяков.
Подписные деньги в размере 267 руб. Исполнительным Комитетом переданы Инспектору высшего начального училища при следующем Положении о фонде:
I. В память славного наступления Русской армии 18 июня 1917 года при Пестяковском высшем начальном училище учреждается фонд имени «полков 18 июня», согласно желанию граждан села Пестяков.
II. В фонд зачисляются деньги, полученные от добровольных пожертвований граждан с. Пестяков по подписному листу, в размере 267 руб.
III. Для подкрепления средств фонда училище может принимать пожертвования, устраивать платные вечера, спектакли, выставки и т. д.
IV. Средства фонда хранятся в государственной сберегательной кассе при Пестяковской почтово-телеграфной конторе по книжке на имя училища со специальным назначением.
V. Наличные суммы фонда могут быть обращаемы в процентные бумаги, гарантированные правительством, по постановлению педагогического совета училища.
VI. На первоначальные средства — 267 руб. должны быть приобретены три облигации «Займа Свободы» сторублевого достоинства каждая.
VII. Движение сумм фонда свидетельствуется Педагогическим Советом училища с соответствующими записями в протоколе.
VIII. Расходы из фонда производятся по постановлению Педагогического Совета училища на нужды учащихся детей бедных граждан с. Пестяков; преимущество отдается тем детям, отцы которых участвовали во Второй Отечественной войне.
IX. Отчет о приходе и расходе сумм за год представляется к 1 января для сведения в местное волостное земство, а также и тем лицам, которые пожертвовали не менее 25 руб. в год» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №97, 14-го июля 1917).
«В Пестяковской волости открылось волостное земство и уже состоялись два земских собрания.
Но в число гласных входят только представители окрестных деревень, а от главного селения Пестяков, имеющих до 2000 жителей, нет ни одного представителя.
Это произошло вследствие желания жителей села иметь свое волостное земство в своей ново-Пестяковской волости, о чем уже возбуждено ходатайство перед уездной земской управой.
Одна из причин отделения эта та, что в Пестяковскую волостную земскую управу избраны сторонники тсарого режима: председатель управы – бывший волостной старшина, члены управы – 1-й бывший пристав, 2-й волостной судья, секретарь – бывший писарь того же пристава» («Владимирская жизнь», 18 ноября 1917 г.).
«Вязальный промысел существует во Владимирской губернии, главным образом, в Гороховецком уезде, где он обнимает всего лишь одну волость — Пестяковскую. Население этой волости занимается вязкой шерстяных чулок и варежек. Начало этого промысла в Гороховецком уезде теряется в глубокой старине. Побудительными причинами к развитию этого промысла служила дальность расстояния Пестяковской волости от фабричных центров и неблагоприятное почвенные условия края.
Работой по изготовлению варежек и чулок занимаются мужчины и женщины, старики и дети, но больше эксплуатируется детский труд, так как работа дает ничтожный заработок. Вяжут больше варежки, чем чулки. Рынком для сбыта изделий является вся северная и средняя волоса России. В дореволюционное время пестяковские кустари не были организованы, и лишь в 1916 году был выработан устав Пестяковской кустарной артели, работу же начала артель только после февральской революции с небольшим количеством членов. Правильно поставленная кооперативная организация привлекла затем в артель значительное количество кустарей.
В 1918 году Пестяковская вязальная артель вошла членом во Владимирский союз кустарных производительно-трудовых артелей. В последнее время артель работала изделия для Артсоюза, Губтекстиля, Губсоюза и Главкустпромторга. В настоящее время Пестяковская вязальная артель включает в себе почти всех кустарей вязальщиков Пестяковского района — в ней состоит 4 875 членов.
Все члены артелей работают на дому, общих артельных мастерских для работ нет. Пестяковская артель бьет шерсть для вязания на кишечных струнах, а в остальных артелях пользуются для этого ручными шерстобойными машинами. В Пестяковской артели, где кустари-вязальщики живут большой сплоченной массой, было бы возможно ввести шерстобойные машины-двигатели; но вопрос о механизации этого промысла пока не поднимался.
С 15 по 17 дек. 1920 г. прошел Первый Владимирский губернский съезд Губтекстиля с заведующими фабрик. «Слово для доклада предоставляется представителю Пестяковской кустарной шерсто-вязальной трудовой артели И.И. Квашнину. «Пестяковская шерсто-вязальная трудовая артель является одной из крупных кустарных единиц во Владимирской губ., как по количеству своих членов, так и по количеству выпускаемых шерстяных товаров, как-то: чулки, носки, варежки. Производительность артели в 1919 г. была очень высокая, но в 1920 г. резко понизилась,— в этом году она перешла в ведение Губтекстиля. Главной причиной падения производительности было - отсутствие годной для работы шерсти. Губтекстиль получал наряды, но по этим часто шерсть не отпускалась в виду аннулирования нарядов, за истечением срока. Были даны наряды на Нижний, но отсюда шерсть не удалось во время вывести, а затем пожар, вся же артель смогла вырвать оттуда 2000 п. Словом, положение с шерстью все время было критическое, а если иногда шерсть и отпускалась то такого качества, что работать из нее не было возможности. Чтобы поставить производство в условия нормальной производительности и далее его расширить, необходимо планомерное и своевременное снабжение шерстью, годной для трикотажных изделий, подсобными материалами, керосином, мылом и др. продуктами, о которых мы пишем и сообщаем Губтекстилю. За истекшие же 11 месяцев артелью сработано: варежки разной 39506 пар, чулков 67408 пар, носков 35762 пары и перчаток 900 нар. Переработано шерсти за тоже время: урюпки 228 п. 15 ф., козловой 3506 п. 18 ф., оческа русского 12 п. 33 ф. и оческа монгольского 8 п. 1 ф.
Артель выполняет военные заказы на чулки, носки, варежки и перчатки. Есть определенное задание работать стрелковую варежку, но работа идет медленно в виду невыгодности ее. Выработано с января 143577 пар, работа производилась главным образом: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Число членов около 5000 человек».
Во всех артелях в настоящей время не достает сырья для работы; одна из артелей Судогодского уезда в 1922—1923 году была coвсем без работы, за отсутствием сырья, а прочие артели, состоящие членами Артсоюза, переработали в 1922—1923 г., всего только 210 пудов шерсти, при полном же снабжении их сырьем могли бы переработать в год 14 937 пудов шерсти, считая по 24 фунта шерсти на каждого кустаря в месяц. В прежние годы производительность артелей была значительно выше. Вообще, надо отметить, что производительность артелей с каждым годом падает за недостатком сырья и трудностью и дороговизной транспортировки сырья и готового продукта.
В заключение следует отметить, что разного рода государственные налоги, при больших текущих расходах артелей, также подрывают жизнь артелей, ложась на них тяжелым бременем» («Призыв», 30 августа 1923 г.).

10 июня 1929 года на территории некогда существовавшего Гороховецкого уезда возникло несколько районов: Фоминский – в составе Нижегородского края (позже – Горьковского края, с 1933 – Горьковской области), Ландеховский (позже – разделен на Пестяковский и Верхне-Ландеховский), Гороховецкий район в составе Владимирского округа Ивановской промышленной области.
Статус поселка городского типа — с 1959 года.

Училище

«Пестяковское училище, Пестяковской волости, в селе Пестяках, основано обществом в 1872 г., по инициативе А. Н. Бурмина. Ближайшие училища: Нижне-Ландеховские, Верхне-Ландеховское, Неверослободское, Мордвиновское и Кромское в 18 вер.
В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, вместе с волостным правлением; по свету и теплоте удовлетворительное; квартира учителям есть; классных комнат две: первая — длиной 10, шириной 10, вышиной 3 ½ apш.; вторая — длиной 10, шириной 5, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 200 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Руберовский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г.; учитель Федор Пришлецов, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1871 г., а в настоящем училище с 1874 г.; помощник учителя Николай Шумиловский, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1883 г. Попечитель из дворян Александр Николаевич Бурмин; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 года 55 м. и 23 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 15 м. и 9 д. Окончило курс со свидетельствами 11 м. и 5 д. Вновь поступило 26 м. и 11 д. К 1-му января 1884 г. состояло 55 м. и 20 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 11, 8 — 9 л. - 12, 9 — 10 л. - 34, 10 — 11 л. - 15, 11 — 12 л. - 3. Из учащихся: 66 из с. Пестяков, 1 из д. Березников в 4 в., 1 — д. Логанят — 4 в., 2 — д. Погорелки — 2 в., 3 — д. Голенкова — 1 в., 1 — д. Еремят — 8 в., 1 — д. Трухиной — 4 в., 1 — д. Лаврушкиной — 3 в. и 1 — с. Нижнего Ландеха — 16 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 9 уч., — бесплатно. Вероисповедания: православного 51 м. и 17 д., раскольн. 4 м. и 3 д. По сословиям: личн. двор. 1 м. и 1 д., дух. 4 м., крест. 50 м. и 19 д. Средства: от земства 350 р., от общества 200 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 300 р., помощнику 150 р. Посещали классы неисправно 19 уч.; меры — ставление на колени, оставление без обеда, просьба родителей заставлять детей ходить в школу неупустительно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го сентября по 17-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 7 — 8 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 5, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 6. Получили награды 25. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились 1 — 2 года. Обозревали училище — 2 раза инспектор народных училищ и 1 раз председатель училищного совета А. И. Яновский. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь).
1890 г. «Школа расположена на возвышенном, сухом месте, в переулке. К 1890 году занимает уже 4-е помещение. Учащихся 1889-90 г. – 67 мальч., 19 дев. Место для прогулок и игр учеников (на воздухе) между уроками: Школьный двор, обсаженный березками. Школа помещается в доме деревянном, общественном, построенном в 1888 году на средства волостн. по плану, выработанному волостным старшиной совместно с учителем школы. Крыша железная. Пол деревянный, некрашеный, двойной. Подполье — 1,0 глубиной. Стены не оклеены и не оштукатурены. Фасад дома обращен на юг. Квартира учителя — и кухня с русской печью. Занавесок нет. Печи две — окрашены белой краской. Топятся 1 раз вечером, смешанными дровами. Угара не бывает. Вентиляция в большей: 2 в стене и 1 — в печи; в меньшей — 1 в печи. Отхожие места есть, между северной стеной и коридором, 2 отделения, ход — коридором. Столов в большей — 26 столов по 1,05 длин., в меньшей 8 — по 2,10. Столы сделаны столяром, часть от попечителя. Парные в 1888 — 89 г. по плану учителя. 3 доски, черные, две — висячие и 1 — на ножках. Число ежедневных уроков: 4 урока с 8 ½ до 3 час. В более длинные дни время занятий увеличивается. Пол метется ежедневно, и еженедельно полы моются. Едят свое. Сумма не ассигнована. Вода колодезная, вполне удовлетворител. Ночлежных приютов нет. Зимой пришлые дети иногда ночуют в волостном правлении. В селе Пестиках живет врач. Общее состояние здоровья в школе - Хорошее. Раздеваются пред уроками в коридоре, одежда - на вешалках».
Учащихся в 1897 г. было 100.
В д. Горятах и Скобе имелись школы грамоты; учащихся в обеих школах в 1897 г. 16 мальчиков.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Первые сведения о церкви в селе Пестяках находятся в писцовых книгах Суздальского уезда за 1628 г.; в этих книгах отмечено: «за стольником князем Иваном Никитич. Хованским вотчина за царя Василия Московское осадное сиденье погост Пестяки на реке Пурехе — церковь Николая Чудотворца древяна клецки — строение мирское; при церкви священник, дьячек и просвирня, 11 келей нищих; пашни церковной середние земли по 14 четв. в поле, сена 12 копен, лесу пашенного 2 дес. На церковной земле деревня приказного человека, в ней 6 дворов деловых людей».
Каменная церковь построена в 1752 — 60 гг. после того, когда деревянная Никольская церковь сгорела. В 1858 — 61 гг. трапезная церковь была распространена. — Время построения каменной колокольни не известно.
Десять лет священствовал в Святоозерском приходе о. Герасим. Не легко жилось в упраздненной пустыни и этому священнику, и он в 1784 году решил просить себе у Преосвященного лучшего места в с. Пестяках. В прошении он между прочим писал, что „при неимении у той пустыни жила он неоднократно был разбиваем разбойниками и пришел в убожество". Преосвященный уважил просьбу священника Андреева, перевел его в с. Пестяки, но там вотчинное управление встретило его крайне неприязненно, как назначенного без его согласия, и не допустило до священно-служения и исправления треб. В таком неопределенном положении священник Андреев находился более года. На его место в Святоозерскую пустынь новый священник был определен только в 1786 г.
Иван Алексеевич Руберовский почти три года учительствовал в сельских школах, состоящих в ведомстве Государственных имуществ. Лишь в апреле 1864 г. он был посвящен во священника к Успенской церкви села Пестяки, женившись на Марии Ивановне Троицкой, дочери предыдущего настоятеля пестяковского храма Ивана Григорьевича Троицкого. Во второй половине XIX века Пестяки представляли собой большое торговое село, в приходе которого насчитывалось 78 деревень. В самом же селе тогда находилось около 260 дворов, 2 церкви, 105 торговых лавок, 12 постоялых дворов, 4 кузницы. 2 водяных мельницы. Службе о. Иоанна Руберовского в Пестяках продолжалась 30 лет, вплоть до его кончины 6 апреля 1895 г.
Иван Иванович унаследовал место отца и служил в пестяковском храме. На его содержании жил брат Евгений, который был слабоумным. Более подробно следует остановиться на биографиях Михаила и Ксенофонта Руберовских.
К замечательным уроженцам Гороховецкого края, можно отмести двух братьев — Михаила Ивановича Руберовского и Ксенофонта Ивановича Руберовского (1886-1938), сыновей священника села Пестяки Ивана Алексеевича Руберовского.
19 декабря 1888 г. определен на место псаломщицкое студент д. семинарии Михаил Харламов, в село Пестяки, Гороховецкого уезда.
Скончался священник села Пестяков, гороховецкого уезда, Аркадий Златоустов 16 ноября 1889 г.

Престолов в этом храме три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в трапезе во имя Св. Николая Чудотворца и св. Петра, митрополита Московского. Над главным престолом устроена сень на 4 резных колоннах. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращали на себя внимание:
1) икона Успения Пресв. Богородицы, копия с иконы в Киево-Печерской Лавре, в серебряной вызолоченной ризе, на Спасителе и Богоматери венцы золотые, в венце Богоматери крупный алмаз; в иконе в особом ковчежце пять частиц св. мощей и песок из гроба свящ. муч. Антипы; на ризе надпись: «истинное изображение чудотворныя иконы Успения Пресв. Богородицы Печерския Киевския 1703 г.».
2) Толгская икона Божией Матери в серебряном окладе.
3) Тихвинская икона Божией Матери в серебряной ризе, взятая в 1870 году из раскольничьей молельни. От 1753 г. хранилось напрестольное Евангелие в серебряном окладе, от 1799 г. серебряный вызолоченный напрестольный крест. Хранились: напрестольное Евангелие изд. 1599 г., деревянный потир и оловянный ковчег. [1]
В кон. XIX в. причта в приходе по штату положено — три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получалось — от служб и требоисправлений, от земли и хлебного сбора и процентов с причтового капитала (865 руб.) — до 3 200 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: пахотной 90 дес. 684 саж., из них около 10 дес. зарощено дровяным лесом, сенокосной 13 дес. 2 120 саж., под дорогами и речкой 6 дес. 1 440 саж., усадебной 2 052 саж. [1]
Приход состоял из села Пестиков и деревень: Макарят (2 вер. от церкви), Галашева (3 вер.), Доменина (3 в.), Больших Патреевых (4 вер.), Малых Патреевых (4 вер.), Шестакова (3 вер.), Родина (4 в.), Красули (5 в.), Безданных (6 вер.), Игошина (7 вер.), Больших Гудковых (7 вер.), Митьки (5 вер.), Шеят (6 вер.), Онисимова (6 вер.), Терехина (5 вер.), Митинской (3 вер.), Голенкова (1/2 в.), Костина (8 в.), Левина (6 вер.), Малых Гудковых (6 вер.), Давыдова (6 в.), Потанина (9 вер.), Вербина (9 в.), Ларина (9 в.), Горят (8 в.), Скобы (3 вер.), Федина (5 вер.), Утки (6 вер.), Троцы (9 в.), Дудят (8 вер.), Кокуши (5 вер.), Семенова (3 вер.), Доронина (2 вер.), Купенихи (3 вер.), Иовина (3 вер.), Короткова (5 вер.). Андреихи (7 вер.), Похмелина (3 вер.), Лаврушкина (2 вер.), Паршина (3 вер.), Дырихи (2 вер.), Марьина (5 в.), Килобят (5 в.), Тимагина (4 вер.), Погорелки (2 вер.), Черновской (3 в.), Лариковки (5 в.), Оксенихи (5 вер.), Гомозят (6 вер.), Лаврова (8 вер.), Дружинина (10 вер.), Черепова (3 вер.), Дианова (3 в.). Горок (1 вер.), Сорокина (7 вер.), Крутикова (8 вер.), Керегина (8 ½ вер.), Кочат (8 вер.), Никулина (8 вер.), Малеева (8 вер.), Малыжат (7 вер.), Полякова (4 вер.), Тиманова (5 в.), Соловарова (6 в.), Чурбанова (7 вер.), Первых Высоких (7 в.), Вторых Высоких (8 вер.), Третьих Высоких (9 вер.), Лезгина (8 вер.), Соколят (7 вер.), Еремят (6 вер.), Шалаева (3 вер.), Луканина (4 вер.), Гуркина (5 вер.), Прудков (7 в.), Баранят (6 вер.). Бороны (7 вер.) и Трухина (8 вер.), всего село и 78 деревень, в них по клировым ведомостям 1897 г. числилось 3, 93 души муж. пола и 3 615 женского. [1]
Перед самым великим постом состоялось присоединение к православной церкви, в качестве мирянина, старообрядческого по австрийскому согласию священника села Пестяков, Гороховецкого уезда, Евстафия Афанас. Сусалева. Е, А. С — лев начал свою службу „стихарным уставщиком" в моленной при Богородско-Глуховской мануфактуре П.И. Мор — ва, затем Нижегородским старообрядческим „епископом" Иннокентием (Иваном Усовым) был поставлен священником в дер. Цедни Нижегород. уезда, откуда потом был переведен в с. Пестяки. В недавней беседе с нами Е. А. С — лев откровенно признался, что его все время „точил червь сомнения" относительно правоты австрийского священства. „Далее", продолжал С — лев, „обманывать себя и других стало невмоготу, и я окончательно, заявил поставившему меня Усову, что совсем оставляю заблуждение старообрядчества и присоединяюсь к православию". Присоединение Е. А. С — лева состоялось в Москве. В нем приняло участие Братство св. Петра, Митрополита Московского. В полученном на днях нами письме от Е. А — ча он сам описывает торжественный чин своего присоединения и „свое первое причащение святых животворящих христовых тайн". После литургии новоприсоединенный член православной церкви сказал к находившемуся в храме народу речь, на которую православный народ „ответил низким поклоном". В настоящее время Е. А. С — лев определен Московским Епархиальным Начальством сверхштатным псаломщиком к единоверческому храму в д. Авсюнино, Гуслицкой волости. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1908 г.).

На кладбище в Пестяках имелась особая деревянная церковь, построенная прихожанами в 1787 г.; при ней каменная колокольня, построенная в 1885 г. Престол в ней один во имя Живоначальной Троицы; имелась особая утварь и ризница. Богослужение в ней совершалось летом причтом Успенской церкви.


Кладбищенская церковь во имя св. Троицы. Село Пестаки Гороховецкого уезда

В селе имелись две каменных часовни.

Для борьбы с расколом в Гороховецком уезде братством были открыты 3 отделения: в г. Гороховце и селах Фоминки и Пестяки (см. Гороховецкий уезд – центр старообрядчества Владимирской губернии в XVII - нач. XX вв.).
«Именуемые у австрийцев „епископы" всячески стараются использовать благоприятно сложившееся для них время после известных узаконений правительства о веротерпимости, они спешат выставить и как бы демонстрировать предоставленную им свободу в отправлении богослужения, блеснуть внешней стороной его, особенно заботясь, напр., об устройстве пышных похоронных процессий, разных церковных церемоний и т. п. Прошлым летом их Нижегородский архиерей Иннокентий (Иван Усов) часто разъезжал по Гороховецкому уезду, где в селе Пестиках на старообрядческом кладбище строилась церковь, и собирал пожертвования со старообрядцев на „поддержание веры“ и на постройку новых храмов для старообрядцев. Потому-ли, однако, что старообрядцы не особо доверяли „своему епископу", или же по распространяющемуся и между ними «охлаждению к древлему благочестию», но не все встречали и принимали своего епископа…» (В. Е. В. № 18-й. 1907 г.).
20-го июня 1907 г. состоялось освящение ново-устроенного в селе Пестяках, Горох. уезда, старообрядческого „по австрийскому согласию" храма. Освящение производил крестьянин из отставных федфебелей Иван Усов, именуемый у старообрядцев австрийского толка „Иннокентием, Епископом Нижегородским и Костромским".

Умер псаломщик села Пестиков, Гороховецкого уезда, Иероним Быстрицкий, 24 марта 1907 г. Сын псаломщика Иоанн Быстрицкий, 1 апреля 1907 г., допущен исполнить псаломщические обязанности в селе Пестиках.
Церковь закрыта не позже 1930-х гг., колокольня сломана.
В 1990 возвращена верующим, отремонтирована, в трапезной устроен Петропавловский придел.
При обследовании Пестяковской Историко-краеведческой экспедицией в 1998 г. были обнаружены предположительные фундаменты церкви XVII в. Тогда же в подполе церкви устроен храм во имя св. Пантелеимона.

Пестяковское Благочиние

В состав благочиния входят 3 прихода, это 8 храмов.
1. Приход Свято-Успенского храма в поселке Пестяки (настоятель протоиерей Игорь Иудин).
2. Приход храма Воскресения Словущего в с. Беклемищи (настоятель иеромонах Клавдий (Ковтун)).
3. Приход храма Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в селе Нижний Ландех (настоятель иерей Николай Голуб).
К приходу Свято-Успенского храма приписано 3 храма:
1. Казанский храм в с. Георгиевское (служит клирик Свято-Успенского храма иеромонах Иосиф (Широков)).
2. Троицкий храм в с. Воронята (служит клирик священноинок Никон).
3. Никольский храм в с. Никулино (служб нет, храм закрыт в ожидании капитального ремонта)).
Село Верхний Ландех
Село Мыт
Владимирская губерния.
Категория: Гороховец | Добавил: Николай (22.12.2018)
Просмотров: 2873 | Теги: Гороховецкий уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru