Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
05:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [26]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Село Мыт Гороховецкого уезда

Село Мыт

Мыт — село Верхнеландеховского района Ивановской области.
«Село Мыт при р. Лухе находится в 77 вер. от уездного города (Гороховецкий уезд) и в 150 от губернского».
«Река Лух обтекает пространное село Мыт, которое и с рекой своей существуют, в нашей стороне, исстари в пословицах: село-трудною некогда переправою через реку, а река – осеннею ловлей рыбы. Лух течет там излучинами, и во время разлива, бывает в поперечнике около двух верст; почему переправа через нее бывала продолжительна и даже опасна, и побуждала содержателей и перевозчиков к непростительному корыстолюбию. Доселе, когда кто хочет выразить: меня учить нечего, обыкновенно говорят здесь: «я, братец знаю и Мыт и перевоз». Село Мыт занимает также место в Русской Истории. Здесь была граница Княжества Нижегородского с Владимирским и находился Мытный двор для продажи товаров и сбора в казну податей; ныне уже там нет ни того ни другого» (/Прибавление к Владимирским Губернским Ведомостям. № 1. Суббота, 6 января 1845 года./).
Дорога, проходящая через село, в XIII—XIV вв. была важным торговым путём в Нижний Новгород из Москвы, Ярославля, Костромы, Шуи. Этот путь миновал переправу через реку Лух. За проезд и провоз товара через реку взималась пошлина, т. н. мыт, отсюда и пошло название села.

По переписным книгам 1678 г. село Мыт с деревнями значится вотчиной князя Юрия Алекс. Долгорукова. В селе был двор боярский, двор приказчиков, а во всей вотчине насчитывалось 87 дворов крестьянских и 151 бобыльских с населением 612 душ мужского пола.
В XIV веке Мыт был в составе Стародубского княжества.
До XVIII века Мыт — центр стана.
В 1618 царь Михаил Федорович награждает селом князя Д.М. Пожарского за отражение польско-литовского похода на Москву.
В 1859 г. в с. Мыт проживало 843 чел.
По переписи 1897 г. в с. Мыт проживало 662 чел.
В 1899 г. открылась Мытская библиотека. Село Мыт – центр Мытской волости.

В 1819 в Мыте открыта церковно-приходская школа, одна из первых в уезде.
В Мыту в 1875 открылось двухклассное министерское училище с 5-летним сроком обучения; учащихся в 1897 г. было 123.
В д. Перлове имелась школа грамоты, в ней 14 учащихся в 1897 г.

В 1956 году был открыт Мытский краеведческий музей, созданный краеведом-исследователем, учителем Н.М. Романовым.

Казанская церковь

Холодная Казанская церковь построена в 1795 году.
Престолов в ней пять: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах во имя св. благоверн. кн. Бориса и Глеба, св. безсребренников Косьмы и Дамиана, св. Иоанна Предтечи и Корсунской иконы Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Господа Вседержителя, Казанской и Корсунской Божией Матери; в приходе они почитаются чудотворными; ризы на них серебряные вызолоченные, украшены жемчугом и драгоценными камнями. Относительно Корсунской иконы Божией Матери есть предание, будто князь Пожарский, проходя с войском из Нижнего Новгорода в Москву через село Мыт, брал с собой эту икону и после возвратил ее. По ценности украшений обращают на себя внимание большие сосуды, напрестольный крест – серебряные вызолоченные и напрестольное Евангелие в серебряном окладе (вес Евангелия 2 пуда). Сохранилось напрестольное Евангелие изд. 1695 г. и деревянные брачные венцы.
Причт при всех трех сельских церквях состоял (кон. XIX века) из двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 1060 руб. в год, процентов с причтового капитала (900 руб.) – 36 руб. Дома у членов причта собственные на общественной земле.
Земли при церкви: усадебной-общей с крестьянами 1 дес. 100 саж., под кладбищем 2100 саж., под домами причта 1 дес. 1050 саж., пахатной 33 дес., сенокосной 16 дес. 2002 с. Кроме того в пустоши Осиновка имелось 20 дес. пахатной земли и 4 дес. 1185 саж. сенокосной.
Приход состоял из села Мыта и деревень: Петелина (3 вер. от церкви), Мошкова (8 вер.), Офремова (8 вер.), Обросова )9 вер.), Кочина (10 вер.), Курдина (8 вер.), Совина (11 вер.), Зименок (2 вер.), Задней (6 вер.), Игнатовки (5 вер.), Крюковской (4 вер.), Перлова (7 вер.), Дарьина (2 вер.), Ревякина (4 вер.), Павлигина (3 вер.), Чеусова (5 вер.), Деткова (6 вер.), Марьина (6 вер.), Максимова (9 вер.), Субботина (10 вер.), Тряпина (10 вер.), Васкина (3 вер.), Якшина (5 вер.), Иванькова (7 вер.), Елагина (4 вер.), Юрина (6 вер.), Ивакова (2 вер.),- всего село и 27 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 698 дворов, 1667 душ муж. пола и 1993 женского.

Никольская церковь

Теплая Никольская церковь была построена прихожанами в 1817 году.
Престолов в церкви два: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе во имя Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Особой утвари и ризницы при этой церкви нет.

Всехсвятская кладбищенская церковь

Кладбищенская церковь была построена в 1817 году на средства помещика князя Фед. Ник. Голицына.
Престол в ней один во имя Всех Святых; имелась особая хотя и не богатая утварь.

Вознесенская пустынь при селе Мыту

О Вознесенской пустыни при селе Мыт, Гороховецкого уезда, в церковно-исторической литературе имеются чрезвычайно скудные сведения. Время ее основания и имена лиц ее основавших совершенно не известны. Она существовала уже в XVII веке, так как в 1702 году ею управлял строитель Иосиф, а в 1738 году Питирим. Вот и все, что известно из прошлого Вознесенской пустыни. В историческом труде ключаря Суздальского собора Анании Феодорова «Историческое собрание о граде Суждале» о Вознесенской обители упоминается, как о запустевшей уже.
«В Решемской десятине, читаем в книге Анании Феодорова, на берегу реки Луху, есть село именуемое Мыт (вотчинников владение) немало; при том селе имеется обитель мужская небогатая, в которой имелся начальствующий строитель, но ныне за неимением монахов та обитель пуста, которая обитель ни вотчин, ни земли не имела, но была на вотчинном содержании. Помянутое село в свежей рыбе достаток немал имеет, понеже Лух река рыбна».
Архив Суздальской духовной консистории восполняет эти скудные исторические сведения о Вознесенской упраздненной пустыни некоторыми новыми сообщениями, касающимися последних двадцати лет существования Вознесенской обители.
19-го апреля 1744 года в Архиерейскую Суздальскую канцелярию подано было доношение дьячком Вознесенской пустыни Михайлом Ивановым «с трудники» следующего содержания: «Минувшего марта 29 дня 1744 года оной пустыни строитель иеромонах Питирим волею Божиею умре. А в той пустыни после его священнослужителей никого не осталось, и церковь Божия имеется ныне без служения и обстоит праздна, в торжественные и викториальные дни всенощных бдений и Божественных литургий, тако ж и панихид отправлять некому. Того ради сам доношением всепокорно просим, дабы благоволено было сие наше доношение в архиерейской канцелярии принять и записать в книгу, а во объявленную пустыню к священнослужению строителем иеромонаха кого подлежит определить».
В апреле месяце просьба дьячка Михайла Иванова была удовлетворена и в Вознесенскую пустыню для священнослужения отправлен был иеромонах Спасо-Евфимиева монастыря Иоасаф Ризположенский, «которой к тому священнослужению искусен и подозрения за ним никакого не имеется».
Таким образом, к 1744 году весь штат Вознесенской пустыни состоял из белого дьячка, нескольких трудников и одного иеромонаха строителя, со смертью которого в монастырской церкви богослужение совсем прекратилось. Естественно, что при таких условиях обитель не могла долго просуществовать. Действительно, 26 июня 1755 года при разборе, в силу Высочайшего указа, священно-церковно-служительских детей, Порфирий, епископ Суздальский, определил «имеющуюся Суздальского уезда в Вознесенской пустыни, что при селе Мыту, церковь Вознесения Господня поверстать и быть ей приходскою и ко оной приписать от имеющейся в том селе Казанской церкви приходских дворов половину, т.е. 251 двор, а другое половинное число дворов оставить при показанной Казанской церкви, и при тех обеих церквах в силу состоявшихся указа 1722 и инструкции о ревизии 1743 годов, быть попов по два, дьякону по одному, по два дьячка и по два пономоря».
В силу такого распоряжения еп. Порфирия, в 1775 г. состоялось упразднение Вознесенской пустыни, но упразднение пока только временное. Через год выборный с. Мыта со всеми крестьянами вступают с ходатайством к епископу Суздальскому Порфирию о восстановлении Вознесенской пустыни в ее прежнем значении. В своем ходатайстве крестьяне подробно касаются вопроса о материальном положении пустыни и сообщают интересные данные, касающиеся ее жизни.
«При показанном селе Мыту из давних лет имелась быть Вознесенская пустыня, в которой было монашествующих строитель иеромонах один, да монахов по три человека, которым монашествующим производилось из доходов госпожи нашей (вдова княгиня Анна Михайловна Долгорукова) денежное ружное по десяти рублей на год, а хлебное пропитание означенные монашествующие имеют от подаяния показанного села Мыту жителей. А прошлого 1755 года июня 26 дня по учиненному бывым в Суждальской епархии Преосвященным Порфирием епископом обще с правящим в Суждальской провинциальной канцелярии воеводскую должность надворным советником Иваном Кошелевым разбору велено означенную Вознесенскую пустыню упразднить и бывшего в той пустыни строителя иеромонаха Александра, которой в оном же 1755 году в декабре месяце умре, вывесть в Архангельской (Юрьев-Польский Михайло-Архангельский монастырь), что в Юрьеве Польском, монастырь в число братства, а имевшуюся во оной пустыни церковь Вознесения Господня поверстать приходскою. А понеже вышеозначенная госпожа наша княгиня Анна Михайловна Долгорукова желание имеет, дабы во означенной Вознесенской пустыни быть строителю и монашествующим по прежнему, ибо в той Вознесенской пустыни как церковь, так и находящиеся кельи и вся ограда и прочее монастырское строение (кроме точию в настоящей церкви Вознесения Господня во святом алтаре на святом жертвеннике верхняго одеяния, которое имеется ветхое) находится все твердо, а прихода бы к той пустыни, как по вышеозначенному разбору велено, за вышепоказанными резонами не учреждать,- о чем оная госпожа наша Вашего Преосвященства чрез посланное особливое писание и просила. К тому ж при означенной бывшей Вознесенской пустыни никто жительства напредь сего не имел и ныне не имеет, но обстоит та пустыня расстоянием от показанного села Мыту в полторы версты за реками Лухом да Таехом, и за оными реками, ежель определятся к той Вознесенской церкви приходские дворы, то тем определенным приходским людем для прихождения к слушанию в церковь Божию всякаго молитвословия в нынешнее летнее время переходить будет не без опасности. Того ради Вашего Преосвященства сим всепокорно просим, дабы милостивым Вашего Преосвященства благорассмотрением повелено было означенные бывшие Вознесенския пустыни не упразднять и приходскою церковью за вышепрописанными резонами не именовать, а по прежнему во оную пустынь для священнослужения определить в строителя иеромонаха, тако ж и монашествующих из других монастырей, сколько Ваше Преосвященство соблаговолить, которого строителя и монашествующих, кто определены будут, как денежным ружным жалованием, так и хлебным пропитанием довольствовать мы должны без всякого отрицания».
Из цитируемого архивного дела не видно, была ли удовлетворена просьба крестьян с. Мыта, но из последующего известно, что Вознесенская пустынь, действительно, восстановлена была в прежнем значении, хотя и при очень ограниченном составе монашествующей братии. В 1759 году, например, в монастыре числилось только двое насельников: иеромонах строитель и белый диакон. Строителем пустыни некоторое время состоял иеромонах Исакий. 7 мая 1761 года иеромонах Исакий помер, а так как в пустыни, кроме его, иеромонахов не было, то Вознесенская церковь осталась снова без пения. Княгиня А. Долгорукова через выборных крестьян обращается в Суздальскую духовную консисторию о назначении строителем Вознесенской пустыни проживавшего в Петропавловской пустыни и известного ей иеромонаха Феофана. Просьба была удовлетворена, и новоназначенному строителю дан был приказ при приеме монастыря составить подробную опись церкви и всего монастырского имущества. Опись эта сохранилась в архивных делах и говорит о бедности и крайней скудости обители. Вот некоторые ее выдержки.
«Завеса бумажная пестрая, обложена крашениною синею. Ризы букетовыя по лимонной земле с опушкою вишневою, оплечье объяринное с золотом, обложено все позументом белым серебряным. Двои ризы китаешныя, на одних оплечье триковое, на других набоешное, опушено кумачем красным. Трои ризы белыя полотняныя… На престоле одеяние кофейное городовой выбойки. Покров тафты зеленой, обложен тафтою красною. На жертвеннике одеяние кумашное, на нем покров китаешной».
Вознесенская церковь с теплым приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери была деревянная. Из более почитаемых и ценных образов в Вознесенской церкви находились: образ Вознесения Господня, на нем венчиков серебряных мелких 9; образ в киоте Смоленской Богоматери в окладе, на нем венец и цата серебряные, убрус жемчужный, лента с кокошником серебряным; образ Тихвинской Богородицы, на нем венец и цата серебряные, убрус зерновый.
При Вознесенской церкви стояла колокольня деревянная ветхая. На колокольне висело 6 колоколов, в самом большем из которых считалось 6 пуд.
Из других построек в описи упоминаются: келья строительская с сенями, 3 кельи братских и омшанник. Кругом монастыря шла ограда деревянная, рубленная забором в замок. Ворота с калиткой крыты тесом.

В 1764 году Вознесенская пустынь была упразднена, а церковь приписана к приходской церкви села Мыта.
Через год по упразднении Вознесенской пустыни крестьяне с. Мыта, находившегося уже в вотчинном владении камергера Ивана Ив. Шувалова, вступают с новой просьбой к Суздальскому епископу, которая стоит в некотором противоречии с тем, о чем они писали в Суздаль раньше, в 1756 году. Просьба крестьян касалась обращения Вознесенской церкви в приходскую с соответствующим для этой цели разделом приходских дворов с. Мыта.
«Имеется у нас именованных при означенном с. Мыту упраздненная Вознесенская пустыня, коя ныне за штатом находится и при ней церковь Божия без исправления службы. А ныне мы именованные, хотя на то за упразднением и воспоследования никакого не состоялось, токмо желаем той упраздненной пустыни приходскою церковью, к которой мы для нашего рачения и производства в ней служб пожелали выбрать в попы от приходской же при селе Мыту церкви из диаконов Герасима Феодорова, которой уже находится во диаконах тому лет с десять без всякого подозрения, а довольствоваться он будет тоя ж нашея вотчины числом крестьянских дворов; и к нему ж в диаконы того, которой и прежде при означенной пустыни находился – Михаила Иванова с детьми. А чтобы оное было несумнительно, то в том от всего вотчинного нашего правления и с повеления господ наших подписуемся».
На этом прошении епископ Геннадий 8 июля 1765 года положил резолюцию: «Показанного диакона послать на исповедь к ключарю, и буде по исповеди к производству во попа окажется быть безпрепятствен, привесть к указанной присяге и представить к посвящению, а по посвящении для обучения священнослужению и катихизису послать к тому надлежит».

Затаеховский приход

Таким образом, раздел приходских дворов между двумя приходами совершился на этот раз без обычного в таких случаях вмешательства консисторской власти. Крестьяне с. Мыта руководимые, очевидно, чувствами симпатии к своему диакону Герасиму Феодорову, добровольно отделили ему часть приходских дворов, и диакон Герасим Феодоров сделался первым священником нового Вознесенского прихода. Приход этот стал известен под именем Затаеховской слободы, но чаще именовался, как непосредственно примыкающий к селу Мыту, приходом Мытским.
В 1801 году на средства крестьянина Ивана Родионова устроен каменный храм. Трапеза его в 1867 г. расширена.
Престолов в храме три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Животворящего Креста и Смоленской иконы Божией Матери (устроен в 1877 г.).
Утварью, ризницей, св. Иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно чтим прихожанами и окрестными жителями Животворящий Крест с изображением Распятого Спасителя – древнего письма. Крест этот вынесен из прежней деревянной церкви и прежде находился в часовне близ церкви. Ценностью украшений отличается риза на Смоленской Божией Матери, она низана жемчугом и украшена стразами. Бывшие в церкви оловянные сосуды переданы в древлехранилище братства Ал. Невского .
Близ церкви с давних пор существовала деревянная часовня. По одному преданию, она построена в память отдохновения на этом месте преп. Макария Унженского, когда он шел к другу своему преп. Тихону Лухскому. По другому преданию, здесь явилась Казанская икона Божией Матери, которая затем перенесена была в Казанскую церковь села Мыта. Ежегодно 8-го июля бывает крестный ход в эту часовню из Мытской и Слободской церквей.
Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик.
На содержание их получается около 500 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земли.
Земли при церкви по плану генерального межевания значится 37 дес. 716 саж., из них пахатной и сенокосной 33 дес. Но вместо этой земли причт с давних лет пользуется землей, отведенной помещиком в недостаточном количестве.
Приход состоит из слободы Затаеховской и деревень: Серкова (2 вер. от церкви), Мартынова (2 вер.), Дарьина (3 вер.), Мишина (3 вер.), Волкова (3 вер.), Филатова (6 вер.), Маклакова (8 вер.) и Гоголей (10 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось (1897 г.) 236 дворов, 589 душ муж. пола и 700 женского.
При церкви имелась школа грамоты; учащихся в 1897 г. было в ней 13.
Село Верхний Ландех
Гороховецкий уезд

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (17.11.2016)
Просмотров: 15 | Теги: Гороховецкий уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика