Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
17:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [264]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Мисайлово Ковровского района

Село Мисайлово

Мисайлово – деревня в Ковровском районе Владимирской области России, с 2005 года в составе Клязьминского сельского поселения.
Деревня расположена в 10 км. на юго-восток от центра поселения села Клязьминский Городок и в 21 км на восток от райцентра города Ковров. «Село Мисаилово, при пруде, находилось от села Санникова в 4 верстах, от уездного города (Ковровский уезд) в 18 верстах и от губернского города в 80 верстах».
Численность населения в 2010 г. – 0 чел.

Мисайлово получило свое название от фамилии прежних владельцев этого села, князей Мисайловых, род которых вымер; наследниками их явились кн. Ромодановские, род которых (17 гробниц) погребен под колокольней церкви слободы Мстеры, Вязниковского уезда, Владимирской губ.

До 1648 г. Мисайлово было деревней в приходе села Петровское и принадлежало князьям Ромодановским из Стародубской княжеской династии.

К середине XVII в. владельцем Мисайлово стал стольник князь Иван Григорьевич Ромодановский, сын князя Григория Петровича Ромодановского. Именно он в 1648/1649 г. на свои средства построил в своей вотчине деревянную церковь в честь Воскресения Христова с приделами: южным во имя преподобного Сергия Радонежского и северным во имя св. Иоанна Златоуста.
27 августа 1649 г. «по государеву патриархову указу и по выписке за пометою дьяка Ивана Кокошилова было велено с той новоприбылой церкви Воскресения Христова в селе Мисайлове дани положить по переписным книгам и по выписке с писцовых книг 6 алтын с денгою, десятилничих гривна…»
Воскресенская церковь была освящена 5 ноября 1649 г., а ее приделы Сергиевский – 5 ноября 1651 г. и Златоустовский – 9 ноября 1652 г. с этого времени Мисайлово стало селом.
На хранящемся в церкви села Мисайлова древнем деревянном кресте записана история основания этой церкви. Нот эта запись: «Ковровскаго уезда, село Мисайлова, церковь деревянная, в честь Воскресения Христова, с двумя приделами во имя Преподобнаго Сергия на южной стороне и на северной во имя святаго Иоанна Златоуста, первоначально построена в 1648 году тщанием князя Ромодановскаго, освящена настоящая Воскресенская церковь в 1649 году, ноября 5 дня, придельная Сергиевская — в 1651 году 5 ноября, придельная Златоустовская — в 1652 году, ноября 9 дня. По разсказам старожил, церковь 3-х-престольная от ветхости упала. Придельныя церкви обе упразднены в 1837 году, а настоящая в том же году возобновлена и снова освящена при державе Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Государя Императора Николая Павловича, благословением Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго Парфения, 1 июня, в неделю Всех Святых, Благочинным Ковровской округи, села Алексина, священником Иоанном Едемским».
После смерти бездетного боярина князя Ивана Григорьевича Ромодановского село Мисайлово в числе других его вотчин перешло к младшему брату князя окольничему, а позже боярину князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому, погибшему 16 мая 1682 г. во время стрелецкого бунта в Москве.
«164 (1656) года по новому дозору положено дани (с церкви) рубль 4 алтына 4 денги, заезда гривна». Под 180 (1672) годом отмечено: «отдана Суздальскому архиепископу, впредь не писать».
Последним владельцем села Мисайлово из рода князей Ромодановских был внук Г.Г. Ромодановского стольник князь Андрей Михайлович Ромодановский. После его смерти в феврале 1712 г. Мисайлово перешло во владение вдовы А.М. Ромодановского княгини Анастасии Борисовны, урожденной княжны Голицыной. Новая хозяйка села была дочерью сподвижника Петра Великого князя Бориса Алексеевича Голицына и княгини Марии Федоровны, урожденной княжны Хворостининой.
Долгое время в Воскресенском храме села Мисайлово хранилась старинная книга с надписью: «сия книга пролог церкви Воскресения Христова Господа Нашего, вотчины вдовы княгини Настасьи Борисовны Ромодановской, тщанием и собранием священника Алексия Романова подаянием верующих православных христиан, а кто сию книгу продаст или заложит, или украдет, и тот человек будет проклят, и да будет анафема в будущем веке, а подписал сию книгу того же человек Симеон Лаврентьев сын Краев. На память святого и праведного Иова Многострадального в 6 день 1785 г. своею рукою». По всей видимости, эта надпись была прочитана не совсем точно, ибо княгиня А. Б.
Ромодановская умерла в возрасте около 68 лет, и надо полагать, что вместо указанной даты «1785» надо читать «1735». Следовательно, упоминавшаяся старинная церковная книга была еще лет на пятьдесят старше, чем предполагали.

В XIX столетии село Мисайлово с приходскими деревнями Василево, Зайкино, Половчиново принадлежало князьям Шаховским. Еще одним приходским сельцом Пшеничново владели помещики Подобедовы. В 1837 г. древний деревянный храм в Мисайлове в некоторых своих частях стал ветхим. Тогда же по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) в селе началось возобновление деревянной церкви. В 1837 г. приделы храма во имя святого пророка Ильи и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца были упразднены, а перестроенная однопрестольная церковь была освящена 1 июня благочинным священником села Алексино Ковровского уезда Иваном Андреевичем Эдемским. Переделка церкви произведена на средства прихожан.
Но даже и после обновления деревянного здания храма, построенного почти за 300 лет до того, оно требовало постоянного ремонта. Прихожане же своими средствами в 1866 году подложили под церковь каменный фундамент, покрыли железом, снаружи обшили тегом, внутри оштукатурили и возобновили иконостас и иконы, в нем находящиеся. Все эти работы проводились крестьянами под руководством местного священника Ивана Григорьевича Лебедева. На следующий год в ноябре 1867 г. Лебедев скончался и был погребен около Мисайловской церкви.
Через полтора десятка лет деревянная церковь вновь потребовала ремонта. На сей раз сельский священник уже не мог организовать на это богоугодное дело свою паству, ибо преемник Лебедева Алексей Иванович Благосклонов в 1876 г. получил другое назначение и уехал из Мисайлова, а Воскресенская церковь была приписана к Троицкому храму села Санниково.


Деревянная церковь во имя Воскресения Христова села Мисайлова

Новым благотворителем сельской церкви стал ковровский купец Платон Герасимович Герасимов, родом из крестьян села Тучково Судогодского уезда. В 1880 г. на его средства была поставлена деревянная колокольня (до этого времени колокола висели на звоннице, утвержденной на четырех столбах и крытой тесом). Тщанием того же купца в 1884 г. церковь обновлена: поправлен наружный вид храма, приподнят сруб алтаря, оштукатурены внутренние стены.


Платон Герасимович Герасимов

Престол в церкви один — в честь Воскресения Господня.
В церкви хранились старинные иконы, особенно чтимые прихожанами и соседними селениями: икона Воскресения Господня, св. пророка Илии и препод. Сергия Радонежского Чудотворца; из старинных книг имелся Пролог с надписью: «Сия книга пролог церкви Воскресения Христова Господа нашего вотчины вдовы княжны Настасьи Борисовны Ромодановской, тщанием и собранием священника Алексия Романова подаянием верующих православных христиан, а кто сию книгу продаст или заложит или украдет и тот человек будет проклят и да будет анафема в будущем веке, а подписал сию книгу тогоже дому человек Симион Лаврентьев сын Краев, на память святаго и праведнаго Иова Многострадальнаго в 6 день 1785 г. своею рукою.
В церкви хранились в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1886 году.
Земли церковной: усадебной 3 десятины, пахотной 27 десятин и 6 десятин под лесом.
В пользу Санниковского причта в кон. XIX века получалось дохода: процентов с причтового капитала 52 руб., от земли и за требоисправления 100 руб., а всего в год 152 руб.
Приход: село Мисайлово, деревня Зайкино, и ныне несуществующие деревни: Пшеничново, Половчиново и Василево. Деревни находятся от церкви не далее 2 вер.; препятствий к сообщению с ними не имелось. В 1837 году в приходе значилось 338 человек. Всех дворов в кон. XIX века в приходе 43, душ мужского пола 153 и женского пола 144 души (Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.), к 1904 году в селе и ближайших деревнях осталось всего 280 жителей, и это число неуклонно продолжало уменьшаться. Из 280 человек 70, числясь крестьянами, уходили работать на фабрики в Ковров и Вязники. Неслучайно, что сегодня из четырех приходских деревень сегодня осталась лишь одна – Зайкино. Перестало существовать и само село Мисайлово.


Храм села Мисайлова

Внутренний вид храма села Мисайлова

«Размер алтаря в настоящее время 5 ¼ арш., ширина церкви 8 ½ аршин внутри, длина церкви от алтаря 13 ½ арш.
К достопримечательностям храма, свидетельствующим его древности, во первых принадлежат Чудотворные иконы: Воскресения Христово, Св. Пророка Илии и препод. Сергия Радонежского Чудотворца; иконы эти в особом благоговейном почете не только у местных жителей села, но почитаются далеко по округу.
Кроме местной иконы Воскресения Христова в храме с. Мисайлова у правого клироса находится другая икона Воскресения Христова в 1 ½ арш. вышиной и почти таковой же ширины, с Евангельскими притчами по бокам, около 14 притч, весьма древнего греческого письма; откуда означенная икона перенесена — сведений не сохранилось, но старожилы — прихожане передают, что иконе будто бы 900 лет и что раскольники хотели выстроить за нее каменный храм в селе. Икона эта в недавнее время реставрирована.
Другая древность — это пролог с надписью: «Сия книга пролог церкви Воскресения Христова Господа нашего вотчины вдовы княжны Настасьи Борисовны Ромодановской, тщанием и собранием священника Алексия Романова подаянием верующих православных христиан, а кто сию книгу продаст или заложит или украдет и тот человек будет проклят и да будет анафема в будущем веке, а подписал сию книгу того же дому человек Симион Лаврентьев сын Краев, на память святаго и праведнаго Иова многострадальнаго в 6 день мая 1785 г. своею рукою».
Вообще храм села Мисайлова весьма древен, в нем много старинных икон и даже св. Антиминс времен последнего патриарха Всероссийского Адриана; и настоящее время все в храме поражает ветхостью; эта ветхость благодаря крайней бедности прихожан, да и их только 150 душ мужск. пола, доходит до того, что в недалеком будущем службы совершать в храме будет невозможно, так как деревянный храм на каменном фундаменте, который постепенно разваливается, а нижние бревна сгнили, а колокольня также не прочна; храм требует капитального ремонта.
Экономическое состояние прихода и положение самого храма в настоящую пору далеко не завидное, как мы уже выше сказали. Бедные крестьяне — прихожане не в состоянии даже прилично содержать свой древний храм, без посторонней помощи, хотя при всей скудости своей они готовы уделить для него часть своего состояния, но их лепта далеко недостаточна. Прискорбно думать, что этот древний церковный памятник, столь горячо оберегающий родную православную старину — приходит к постепенному разрушению в то время, когда Правительство, Археологические Общества, и частные лица — любители родной церковной старины — обращают особое внимание на сохранение отечественных священно-исторических памятников.
Быть может, причина кажущегося равнодушия заключается в том, что о теперешнем печальном положении древнего храма села Мисайлова не многие знают: ведь не было еще примера, чтобы сердце русского человека не отозвалось на призыв о помощи в святом родном деле. Бедные крестьяне — прихожане надеются, что найдутся милостивые благотворители, которые помогут посильною своею лептою на реставрацию храма, всякая жертва в каком бы она ни была размере, принята будет с глубочайшею благодарностью и принесет свой благотворный плод. А молитва за жертводателей будут вечно возноситься с любовью у престола Всевышнего. Из благотворителей храма нужно отметить: московского купца Ивана Герасимовича Гадалова, Елену Григорьевну Морозову, Василия Ивановича Коткова и Василия Тимофеевича Гадалова» (И.Ф. Токмаков. Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. 1903.).


Иван Григорьевич Першин

Иван Григорьевич Першин с 1 января 1899 г. по 3 февраля 1902 г. занимал должность старосты храма. И.Г. Першин родился 20 января 1851 г. Отца его звали Григорием Игнатьевичем, род. в деревне Половчинове, умер 1 ноября 1901 г. и погребен на кладбище с. Мисайлова. Матушка его (т. е. И.Г. Першина) Александра Марковна, урожденная Зайцева.

В 1915 г. был произведен последний ремонт храма и переделана в нем печь на средства ковровского купца Платона Илларионовича Исаева.

Мисайловский приход был небольшим, если в 1837 году там значилось 338 человек, то к 1904 году в селе и ближайших деревнях осталось всего 280 жителей, и это число неуклонно продолжало уменьшаться. Из 280 человек 70, числясь крестьянами, уходили работать на фабрики в города Ковров и Вязники. Не случайно, что сегодня из четырех приходских деревень осталась лишь одна – Зайкино. Перестало существовать и село Мисайлово.
С 1929 года Мисайлово входило в состав Санниковского сельсовета Ковровского района.
2 октября 1937 года Ивановский облисполком принял решение о закрытии церкви в Мисайлове. После этого храм местные жители стали потихоньку разбирать, а вскоре остатки церковного здания подожгли. Полностью Мисайловская уникальная деревянная церковь была разрушена в 1960-е гг. сегодня только старые деревья, да остатки кладбища окружают то место, где прежде стоял храм.

Деревня Половчиново

Из приходских деревень села Мисайлово самой большой считалась деревня Половчиново. В первой половине XIX века там проживало более 100 человек. В это время она принадлежала дворянам Муратовым, и как приданное Марии Васильевны Муратовой перешло к ее мужу Петру Петровичу Родзянко, а затем к их дочери Евдокии Петровне, по мужу княгине Хилковой (в браке за князем Александром Ивановичем Хилковым, младший брат которого князь Михаил Иванович Хилков в конце 1890-х – 1905 гг. занимал пост министра путей сообщения). 3 октября 1918 года в деревне родился Генералов Алексей Петрович — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза посмертно, дата указа от (02.11.1944).

Сельцо Пшеничново

В приходе села Мисайлово находилось и сельцо Пшеничново. Оно располагалось между селами Мисайлово и Санниково. В конце XVIII - начале XIX столетий оно принадлежало помещику Петру Григорьевичу Подобедову. Он происходил из старинного дворянского рода, вышел из армии в 1779 году прапорщиком, служил в Суздале уездным казначеем, а потом с 1797 года – вязниковским исправником. В этой должности он был произведен в чин титулярного советника. В начале 1800-х годов П. Г. Подобедов познакомился в Коврове с только что вышедшим в отставку капитан-лейтенантом Григорием Петровичем Всеволожским. Заехав в гости, к Подобедову в Пшеничново, бывалый моряк, участник Гогландского и Эландского сражений капитулировал перед дочерью ковровского помещика – Анной. Свадьбу молодожены справили в Рождественской церкви Боголюбовского монастыря под Владимиром.
В 1818 году Г. П. Всеволожский, к тому времени произведенный в капитаны флота II ранга, был избран Ковровским уездным предводителем дворянства. В это время Всеволожские вместе с детьми часто наезжали в Пшеничново. позже они перебрались на жительство во Владимир, где и скончались в старости. Погребены супруги Всеволожские были в Андреевском приделе той самой Рождественской церкви, где когда-то венчались.
После того, как в Пшеничнове перестали жить помещики и содержаться господский дом, это сельцо стало хиреть и к 1904 году вместо прежних 50-60 обитателей там осталось лишь 10 жителей. Вскоре Пшеничново и вовсе исчезло с географической карты.

Н. Фролов
Село Санниково
Село Овсянниково
Ковровский уезд
Ковровский район
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (05.04.2017)
Просмотров: 2506 | Теги: Ковровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru