Главная
Регистрация
Вход
Среда
16.08.2017
20:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [589]
Суздаль [227]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [168]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Овсянниково Ковровского района

Село Овсянниково

Овсянниково — деревня в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Клязьминского сельского поселения. Деревня расположена в 16 км на восток от центра поселения села Клязьминский Городок и в 30 км на восток от райцентра города Ковров, в трех километрах от центральной дороги, которая соединяет основные населенные пункты бывшего стародубского княжества (Клязьминский городок, Репники, Пантелеево) и ведет к Нижнему Новгороду через Вязники и Мстеру.
Численность населения: в 1859 г. – 136 чел.; в 1926 г. – 115 чел.; в 2010 г. – 2 чел.

Название села Овсянниково имеет две гипотезы: село, вокруг которого сеяли в старые времена овсы - зерновая культура, что дает большие урожаи в округе. Иначе, зачем сеять? Исследования последних 20 лет (уже наша современность) говорят о том, что в округе Овсянниково овсы почти не сеяли из-за низкой урожайности. Сеяли рожь в небольшом количестве, а ячмень занимал все площади. Второе объяснение названия более приемлемо: овес —> овсяк —> овсюг —> ячмень в глазу (из греческого языка).

Село Овсяниково, при пруде, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 28 верстах и от губернского города в 90 верстах.

Первое упоминание о селе в документах относится к 1572 году, когда в духовной царя Ивана Грозного (завещании) при перечислении принадлежащих государю вотчин «в стародубе-ряполовском» говорится о «селе Овсянникове, что было князь Андрея Кривозерского с братию». Этот факт говорит о многом. Конечно же, Овсянниково находилось в границах прежнего стародубского княжества, которое в конце 15-го века окончательно распалось на отдельные вотчины. Князья Кривоборские-Кривозерские являлись старшей ветвью стародубской княжеской династии. Князь Андрей Иванович Кривоборский служил воеводой при Иване Грозном. После начала опричнины князь Андрей и его братья Василий, Федор и Василий Меньшой были сосланы царем в казанский край, откуда позже возвратились обратно.
При царе Михаиле Федоровиче село Овсянниково получил в поместье дворянин Захарий Фомич Толмачев. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 152 (1644) годом записана так: «церковь Николы чюдотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в селце Овсяникове дани двадцать алтын». «164 (1656) г., а по новому дозору положено дани рубль 8 алтын 3 денги, заезда гривна". Церковь эта была деревянной и, видимо, далеко не первой по времени.
В начале 1660-х годов Овсянниково перешло к сыну Захара Фомича-Захару Захарьевичу Толмачеву. Он служил стряпчим при московском дворе до 1676 года. В грамоте 1667 года «упоминается поместья Захара Захарьевича сына Толмачева села Овсянникова староста Емельян Григорьев».
Помещики Толмачевы сохраняли Овсянниково за собой до 18-го века. В Погосте Нередичи, что находился в 10 верстах от Овсянниково, еще в 1870-е годы рассказывали легенду о том, как Овсянниковский помещик Толмачев пытался перенести к себе в сельскую церковь чудотворную икону Святителя и Чудотворца Николая из часовни, принадлежащей нередическому погосту. Согласно легенде, совершить задуманное не удалось Толмачеву. Сколько бы ни переносили икону в Овсянниково, на следующий день она вновь возвращалась на прежнее место в часовню.
В 1672 году Никольская церковь в Овсянниково перешла под руку суздальского архиепископа Стефана. Под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу, — впредь не писать».
Сохранявшееся в Овсянниковской церкви до самого его закрытия в 1940-х годах евангелие, печати 1710 года, приложено было еще в деревянный Никольский храм. В храме давно хранилась неизвестно кем принесенная икона Казанской Божьей матери, вот в честь этой иконы и была освящена новая церковь, построенная в 1710 году. Стояла она в селе более 60-ти лет. Тогда же Овсянниово перешло во владение к помещикам Хотяинцевым. В приходе церкви села Овсянниково состояли деревни: Загородки, Обращиха, Прудищи, Яблонцы, Сельцо, Ромоданово и позднее деревня Константиново.
В 1812 году из имений секунд-майора Дмитрия Ивановича Хотяинцева во владимирское ополчение отправлены были ратники. Среди ратников из села Овсянникова были крестьяне Никифор Родионов, Иван Степанов, и «дворовый человек» Александр Никитин. Из деревни Обращихи - крестьяне Алексей Федоров, Родион Борисов и Евстифей Харитонов, из деревни Прудищ - крестьянин Усман Никитин, из деревни Загородоки - Спиридон Трофимов. Уходили они на войну, в неизвестность, а вернулись людьми бывалыми, в казенном исправном платье, с гордостью нося ополченский медный крест и рассказывая разные были-небыли охотно слушающим односельчанам. Эти люди известны были храбростью своей далеко за пределами княжества. В 1821 году в селе Овсянниково при церкви Казанской Пресвятой Богородицы числилось 120 дворов и в них мужского пола - 400 душ. При церкви находилось пашенной земли 33 десятины, с коей сбиралась подушная подать.
Священник из села Овсянниково Федор Григорьев и церковный староста крестьянин Тимофей Дмитриев обратились с прошением к «великому господину» (так называли тогда владык) епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению, построить новый каменный храм. В марте того же 1822 года просимое было дано, недостающая сумма в несколько лет постепенно собрана. И к 1826 году новый каменный храм в честь Казанской Божьей Матери «в вотчине господина Александра Ивановича Хотяинцова» построили. Церковное здание представляло собой внушительную ротонду на четверике с полусферой купола, увенчанной маленьким барабаном с луковкой. По углам кровли четверика разместились четыре же глухих барабана, тоже с луковками-куполами. Южный и северный фасады украсили шестиколонные портики. Трехъярусная колокольня с классическим шпилем в сравнении с размерами храма оказалась несколько мала. Заметно стремление строителей Овсянниковской церкви, используя «типовой проект», украсить его так, как только возможно. Из-за этого здание получилось несколько перегружено деталями. Для четырех угловых куполов явно не хватает места. Внутри церковь была должным образом расписана священными изображениями. Пол в ней устроили из белокаменных плит.
После постройки нового храма выполнить требование Владимирской консистории и вернуть обратно соборную книгу с записями всех пожертвований овсянниковцы не смогли. В январе 1829 года эта книга сгорела во время пожара в доме церковного старосты, крестьянина деревни Прудищ Михаила Макарова.
«Обживал» новый храм священник Григорий Ильинский.
В 1872 году усердием прихожан при церкви построена каменная ограда.
Далее в Казанской церкви села Овсянниково много лет священствовал Федор Филиппович Дмитриевский. Он так и скончался в Овсянникове и был погребен около восточной стены храма в июле 1885 года. Ф.Ф. Дмитриевский получал немалое количество благодарностей от святейшего синода и епархиального начальства, награждался набедренником и скуфьею, был депутатом первого благочинного округа ковровской округи. Отца Федора в Овсянникове сменил священник Василий Александрович Левицкий, служивший в Казанской церкви до 1892 года. Затем, вплоть до 1917 года, в том храме священствовал Владимир Васильевич Троицкий, тоже имевший награды, в том числе набедренник и скуфью.
Поощрения от епархиального начальства неоднократно получали и овсянниковские церковные старосты и просто крестьяне, украшающие свой храм. К примеру, в 1914 году благословения от архиепископа Владимирского и Суздальского удостоились крестьяне приходской деревни Обращихи, Федор и Иван Игнатьевичи Сорокины, пожертвовавшие в храм церковную утварь и деньги на ремонт церкви.
«Престолов в церкви три: в холодной — в честь Казанской иконы Божией Матери и в теплой трапезе: на южной стороне — во имя Иоанна Предтечи и на северной — во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В церкви имеются старинные священные предметы: икона Святителя и Чудотворца Николая, икона Казанской Божией Матери, медный позлащенный крест с частицами св. мощей угодников Божиих и Евангелие печати 1711 года.
К Казанской церкви приписана Николаевская села Кувезина церковь.
Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1882 г. и также хранится в церкви.
Церкви принадлежат здания: три каменные часовни без входа и одна деревянная — со входом.
Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 30 десятин и при упраздненной церкви в сельце Ромоданове 33 десятины.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: казенного пособия 392 руб., от земли 30 руб., процентов с церковного капитала 7 руб. и за требоисправления 250 руб., а всего в год до 700 рублей. У причта дома собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Яблонцы, Загородки, Константиново, Прудищи, Обращиха и сельцо Ромоданово. Расстоянием от церкви означенные селения находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 105, душ мужского пола 267 и женского пола 295 душ» (Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.).

Владение Танеевых

В 1850-х годах село Овсянниково принадлежало помещице Наталье Гавриловне Танеевой, супруге коллежского секретаря Алексея Андреевича Танеева, которому, в свой черед, принадлежало в Ковровском уезде село Маринино. В списке населенных мест Ковровского уезда, составленном в 1857 году, в Овсянникове упоминается «господский дом госпожи Танеевой».
Наталья Гавриловна Танеева в середине 1820-х годов приобрела у помещиков Хотяинцевых еще одно имение в Ковровском уезде - село Овсянниково с деревнями. В селе Овсянниково Танеевы даже выстроили господский дом. Сохранилось его описание конца 1840-х годов: «господский дом деревянный, новый, крыт тесом, в длину 6 сажен, в ширину 7 сажен, об одном этаже, в нем никаких особых украшений нет. К господскому дому принадлежат следующие строения: людская изба новая, в длину 4 сажени 2 аршина, в ширину 3 сажени, деревянная, крыта тесом. Амбар в длину 2 сажени 2 аршина, в ширину 3 с половиной сажени, деревянный, посредственный, крытый драницами». Однако в Овсянникове семейство Танеевых, по-видимому, не жило, бывая там наездами. Под залог именно Овсянниковского имения (всего 291 ревизская душа) Танеевы 21 марта 1849 года взяли ссуду в московской сохранной казне на общую сумму в 23 тысячи 510 рублей серебром. По видимому, на поддержание прежней роскошной жизни в Маринино у них уже не хватало средств. Сумма займа была достаточно велика: ковровский городничий получал жалованья 280 рублей 20 копеек в год. Однако вскоре платить проценты по займу Танеевы не смогли, и в 1852 году за недоимку в 1740 рублей овсянниковское имение было отдано в опеку. Опекуном стал бывший ковровский уездный судья - титулярный советник Павел Степанович Расков. Опека над овсянниковским имением продолжалась до 1857 года-года смерти А.А. Танеева.
Алексей Андреевич не служил по военной части и не носил офицерский мундир. При жизни отца он числился канцелярским чиновником в Москве в ведомстве экспедиции кремлевского строения. Сразу после кончины родителя он вышел в отставку с невеликим чином коллежского секретаря и зажил в Маринине богатым барином.

С 1862 года Овсянниково стало центром новообразованной волости. В 1871 году волостных крестьян насчитывалось 1265 душ мужского пола, которые выплачивали в год 2542 рублей подушной подати, 6243 рубля выкупных платежей и 1087 рублей земских сборов. Доходы крестьянами получались не только от плодов хлебопашества и садоводства («В Овсяникове Санниковской волости есть яблоневые и вишневые сады, с небольшой продажей фруктов; в той же волости в Ширилихе, Княжеской, Гужихе, с. Берчакове, Яблонцах, Константинове и Обращихе и в с. Кляземском городке разводят на продажу в значительном количестве клубнику». См. Садоводство и Огородничество в Ковровском уезде в нач. ХХ в.), но и от традиционных отхожих промыслов, из которых главным был офенский-торговый. Продавали чаще иконы местного, мстерского и холуйского письма. Но к началу века, говоря об Овсянниковской волости, статистический справочник по Ковровскому уезду сообщал: «Офенство падает. Старики в дорогу не ходят, стары стали, а молодежь устремилась на фабрику Треумова, кроме того, хозяев не стало и плохи вообще заработки у офень». Другим часто встречающимся занятием среди овсянниковцев была работа по найму приказчиками в разных лавках у ковровских, шуйских и вязниковских купцов. Выгодные места зачастую передавались «по наследству» от отца к сыну, или от родного брата к другому.
Из села шел постоянный отток населения, цифры статистики достаточно красноречивы: в 1837 году в Овсянникове жителей насчитывалось 193 человека, в 1847 г. - 145, в 1857 г. - 141, в 1895 г. - 81, в 1904 г. - только 55 человек (И на близлежащем хуторе «Иваниха» купца Демидова проживало еще 15 человек). Дворов в селе за тот же срок сократилось с 29-ти до 19-ти. Подобные же изменения происходили и в приходских деревнях. Население самой значительной из них, Обращихи, сократилось с 270 человек в 1837 году до 89 человек в 1904 году. И сегодня из шести бывших приходских деревень существует лишь две: Прудищи и Обращиха.

Здание земской школы в Овсянникове построил в 1889 году и содержал таганрогский купец Конон Иванович Китаев. Выходец из деревни Яблонцы, К.И. Китаев разбогател на офенской торговле, вышел в купцы и осел в далеком южном городе, но о родном селе не забывал и ежегодно высылал на содержание школы по 100 рублей. Жалование учителю выплачивалось от Ковровского земства, которое выделяло на нужды овсянниковского училища в 1890-е годы по 280 рублей, а с 1900 года по 535 рублей в год. От 48 до 100 рублей доплачивало (по своему же приговору) крестьянское общество. Учительницей в Овсянникове была в начале Александра Ремезова, из гимназисток, затем Александра Одоранская, дочь священника погоста Нередичи. Ее сменила дочь овсянниковского батюшки Нина Владимировна Троицкая, выпускница Иваново-Вознесенской гимназии. Курс обучения в овсянниковском училище составлял три года, а количество учеников колебалось от 34 до 43 человек, из них абсолютное большинство составляли мальчики.

С 1890 года Овсянниковская волость вошла во 2-ой земской участок Ковровского уезда, который включал в себя еще Алексинскую, Емельяновскую, Осиповскую, Санниковскую волости. Царем и богом в этом участке 22 года был земский начальник Николай Васильевич Култашев. Большой барин, ведущий счет своим предкам от князей Владимира Святого и Владимира Мономаха, благодушный старичок, он считал себя либералом и судить-рядить подведомственных ему мужичков стремился «по-отечески». Среди крестьян Н.В. Култашев пользовался уважением и любовью. Впрочем, Николая Васильевича почитало и местное «светское» общество. В 1912 году он оставил пост земского начальника в связи с избранием на должность ковровского уездного предводителя дворянства. Н.В. Култашев успел получить генеральский чин (действительного статского советника) и, к своему счастью, не дожил до революции, скончавшись в январе 1915 года.
«Овсяниковское Волостное Правление (Почт. адр. г. Ковров).
Волостной старшина – кр. Григорий Дорофеевич Коробов. Писарь – Яков Иванович Иванов.
Волостной Суд. Председатель – кр. Василий Семенович Лебедев. Судьи: кр. Иван Филиппович Алферов; Егор Гурьянов; Никита Федорович Китаев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В 1900 году Овсянниковская волость была присоединена к Санниковской волости Ковровского уезда, с 1924 года — в Осиповской волости.
С 1929 года Овсянниково входило в состав Красногривского сельсовета Ковровского района, позднее вплоть до 2005 года деревня — в составе Санниковского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).

Н. Фролов
Село Кувезино
Село Санниково
Село Осипово
Ковровский уезд
Ковровский район
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


.
Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (04.04.2017)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика