Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
04:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Овсянниково Ковровского района

Село Овсянниково

Овсянниково — деревня в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Клязьминского сельского поселения. Деревня расположена в 16 км на восток от центра поселения села Клязьминский Городок и в 30 км на восток от райцентра города Ковров, в трех километрах от центральной дороги, которая соединяет основные населенные пункты бывшего стародубского княжества (Клязьминский городок, Репники, Пантелеево) и ведет к Нижнему Новгороду через Вязники и Мстеру.
«Село Овсяниково, при пруде, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 28 верстах и от губернского города в 90 верстах» [1].

Название села Овсянниково имеет две гипотезы: село, вокруг которого сеяли в старые времена овсы - зерновая культура, что дает большие урожаи в округе. Иначе, зачем сеять? Исследования последних 20 лет (уже наша современность) говорят о том, что в округе Овсянниково овсы почти не сеяли из-за низкой урожайности. Сеяли рожь в небольшом количестве, а ячмень занимал все площади. Второе объяснение названия более приемлемо: овес —> овсяк —> овсюг —> ячмень в глазу (из греческого языка).

Первое упоминание о селе в документах относится к 1572 году, когда в духовной царя Ивана Грозного (завещании) при перечислении принадлежащих государю вотчин «в стародубе-ряполовском» говорится о «селе Овсянникове, что было князь Андрея Кривозерского с братию». Этот факт говорит о многом. Конечно же, Овсянниково находилось в границах прежнего стародубского княжества, которое в конце 15-го века окончательно распалось на отдельные вотчины. Князья Кривоборские-Кривозерские являлись старшей ветвью стародубской княжеской династии. Князь Андрей Иванович Кривоборский служил воеводой при Иване Грозном. После начала опричнины князь Андрей и его братья Василий, Федор и Василий Меньшой были сосланы царем в казанский край, откуда позже возвратились обратно.
Кто-то из Кривоборских мог находиться в Казани в июне I579 года, когда после опустошившего город пожара стрелецкая дочь Матрена Данилова Онучина обрела чудотворную икону Божией Матери. Икону ту прозвали Казанской и, в том же 1579 г., в Москве был построен первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Церкви в таковое именование стали строить по всей России. В селе Овсянниково издавна хранилась неизвестно кем принесенная старинная икона Казанской Божией Матери, а XVIII столетии в честь этой иконы был освящен сельский храм.
В веке XVI в. вотчинник Овсянникова отправился в ссылку, а село было отписано на государя.
При царе Михаиле Федоровиче село Овсянниково получил в поместье дворянин Захарий Фомич Толмачев. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 152 (1644) годом записана так: «церковь Николы чюдотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в селце Овсяникове дани двадцать алтын». «164 (1656) г., а по новому дозору положено дани рубль 8 алтын 3 денги, заезда гривна". Церковь эта была деревянной и, видимо, далеко не первой по времени.
В начале 1660-х годов Овсянниково перешло к сыну Захара Фомича-Захару Захарьевичу Толмачеву. Он служил стряпчим при московском дворе до 1676 года. В грамоте 1667 года «упоминается поместья Захара Захарьевича сына Толмачева села Овсянникова староста Емельян Григорьев».
В Погосте Нередичи, что находился в 10 верстах от Овсянниково, еще в 1870-е годы рассказывали легенду о том, как Овсянниковский помещик Толмачев пытался перенести к себе в сельскую церковь чудотворную икону Святителя и Чудотворца Николая из часовни, принадлежащей нередическому погосту. Согласно легенде, совершить задуманное не удалось Толмачеву. Сколько бы ни переносили икону в Овсянниково, на следующий день она вновь возвращалась на прежнее место в часовню.
В 1672 году Никольская церковь в Овсянниково перешла под руку суздальского архиепископа Стефана. Под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу, — впредь не писать».
Сохранявшееся в Овсянниковской церкви до самого его закрытия в 1940-х годах евангелие, печати 1710 года, приложено было еще в деревянный Никольский храм. В храме давно хранилась неизвестно кем принесенная икона Казанской Божьей Матери, вот в честь этой иконы и была освящена новая церковь, построенная в 1710 году. Стояла она в селе более 60-ти лет. Тогда же Овсянниово перешло во владение к помещикам Хотяинцевым.

В 1812 году из имений секунд-майора Дмитрия Ивановича Хотяинцева во владимирское ополчение отправлены были ратники. Среди ратников из села Овсянникова были крестьяне Никифор Родионов, Иван Степанов, и «дворовый человек» Александр Никитин. Из деревни Обращихи - крестьяне Алексей Федоров, Родион Борисов и Евстифей Харитонов, из деревни Прудищ - крестьянин Усман Никитин, из деревни Загородоки - Спиридон Трофимов. Уходили они на войну, в неизвестность, а вернулись людьми бывалыми, в казенном исправном платье, с гордостью нося ополченский медный крест и рассказывая разные были-небыли охотно слушающим односельчанам. Эти люди известны были храбростью своей далеко за пределами княжества.
В 1821 году в селе Овсянниково при церкви Казанской Пресвятой Богородицы числилось 120 дворов и в них мужского пола - 400 душ. При церкви находилось пашенной земли 33 десятины, с коей сбиралась подушная подать, а сенокоса было отведено для причта прихожанами на 20 копен.

В январе 1822 г. священник из с. Овсянниково Федор Григорьевич Юницкий и церковный староста крестьянин Тимофей Дмитриев обратились с прошением к «Великому Господину» (так величали тогда владык) епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению. Они писали: «В означенном селе Овсянникове деревянная во имя Казанской Божьей Матери с приделом Святителя и Чудотворца Николая церковь пришла уже в ветхость, вместо которой желаем мы построить новую каменную, в то же именование с двумя теплыми приделами: первым – во имя Рождества св. Иоанна Предтечи и вторым – Святителя и Чудотворца Николая, на приличном и удобном месте. На построение оной церкви приходские люди усердствуют от себя посильное вспомоществование. Еще имеется церковно-кошельковой суммы 3930 рублей. А дабы оная церковь в скором времени была отстроена, то прихожане в пополнение церковной кошельковой суммы избрали чинить денежный сбор от доброхотнодателей по здешней епархии отставному солдату Никифору Васильеву, почему нам и просим об исходатайствовании на построение церкви от Вашего Преосвященства Благословенной грамоты и сборной книги».
В марте того же 1822 г. просимое было дано, недостающая сумма в несколько лет постепенно собрана.
Во время строительства Казанского храма в 1823 г. скончался его настоятель о. Феодор Юницкий. Потеря батюшки, которому едва исполнилось 45 лет, была большой трагедией для прихожан. Ведь именно он выступил инициатором постройки в Овсянникове каменного храма. Но ему нашелся достойный приемник.
Несколько слов стоит сказать о сыне Федора Григорьевича Юницкого Николае. Когда скончался его отец, он еще обучался во Владимирской семинарии. Там Николай получил другую фамилию — Нардов. Окончив через 5 лет учебу, он выбыл в военное духовенство и стал священником 20-го Егерского полка. Служба его здесь, однако, продолжалась недолго. Уже в 1830 г. его переводят в село Мугреево-Никольское Вязниковского уезда, где он и священствовал до выхода за штат в 1869 г. Сыновья Николая Федоровича Нардова Александр и Аркадий также стали священниками. Александр Нардов 27 лет состоял учителем в Муромском духовном училище и около 40 лет священствовал в тюремной церкви г. Мурома. В 1896 г. Александр Николаевич был удостоен сана протоиерея, а в 1902 г. его наградили орденом св. Анны II ст. Младший сын Аркадий после окончания семинарии 10 лет священствовал в селе Мелешино Вязниковского уезда, но рано умер, не дожив и до 40 лет.

В 1823 г. священником здесь стал Григорий Никитич Ильинский. Ильинский, женившись в том же 1823 г. на дочери Юницкого Пелагеи Федоровны, продолжил строительство новой церкви.
К 1829 году новый каменный храм в честь Казанской Божьей Матери «в вотчине господина Александра Ивановича Хотяинцова» построили. Церковное здание представляло собой внушительную ротонду на четверике с полусферой купола, увенчанной маленьким барабаном с луковкой. По углам кровли четверика разместились четыре же глухих барабана, тоже с луковками-куполами. Южный и северный фасады украсили шестиколонные портики. Трехъярусная колокольня с классическим шпилем в сравнении с размерами храма оказалась несколько мала. Заметно стремление строителей Овсянниковской церкви, используя «типовой проект», украсить его так, как только возможно. Из-за этого здание получилось несколько перегружено деталями. Для четырех угловых куполов явно не хватает места. Внутри церковь была должным образом расписана священными изображениями. Пол в ней устроили из белокаменных плит.
После постройки нового храма выполнить требование Владимирской консистории и вернуть обратно соборную книгу с записями всех пожертвований овсянниковцы не смогли. В январе 1829 года эта книга сгорела во время пожара в доме церковного старосты, крестьянина деревни Прудищи Михаила Макарова. Поэтому, кто сколько внес средств на постройку церкви в Овсянникове, мы никогда не узнаем.
«Обживал» новый храм священник Григорий Никитич Ильинский, родом был из погоста Нередичи, расположенного недалеко от Овсянникова. Отец его Никита Степанович служил там сначала пономарем, а затем священником. Всем своим сыновьям он дал возможность получить семинарское образование, что позволило им стать священниками. При этом все они служили в Ковровском уезде: старший из братьев Федор после отца стал настоятелем храма в Нередичах, Филипп священствовал в селе Алачино, а Иван — в Богородице-Рождественском храме села Алексино. Григорий Ильинский прослужил в Казанском храме почти 40 лет. Никаких ведомственных наград он не получил, ведь ими в первой половине XIX века отмечались очень не многие священники. Зато 5 ноября 1842 г. Григорий Никитич за содействие к прекращению пожара был награжден золотой медалью на Владимирской ленте для ношения в петлице, с надписью «за усердие».
После Г.Н. Ильинского место настоятеля овсянниковского храма в 1861 г. унаследовал его племянник Федор Филиппович Дмитриевский. Он родился в семье бедного причетника Дмитриевской церкви села Шустова Вязниковского уезда Филиппа Воронова. Обучаясь в духовном училище, Федор по наименованию шустовского храма получил и соответствующую фамилию — Дмитревский. Во священника в село Овсянниково он был рукоположен из диаконов села Сарыево Вязниковского уезда, куда он определился после окончания семинарии и женитьбы на Пелагее Михайловне Зверевой, дочери местного диакона Михаила Дмитриевича Зверева. В Овсянникове о. Феодор прослужил 24 года. За это время он был награжден набедренником и скуфьею, неоднократно получал благословения епархиального начальства и Св. Синода. Во время его священства в 1871 г. Казанский храм был обнесен каменной оградой, которая до наших дней, к сожалению, не сохранилась.
Скончался Федор Филиппович 16 июля 1885 г. от простуды в возрасте 51 года и был погребен при овсянниковском храме. Незадолго перед этим он потерял свою супругу — Пелагея Михайловна Дмитревская умерла 20 мая того же 1885 г. от чахотки.
У Дмитревских было многочисленное семейство — 10 человек детей. Старший сын Иван окончил Владимирскую семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После он служил учителем Мещовского духовного училища Калужской губернии, где и скончался в 1888 г. в 30-летнем возрасте. Второй сын Михаил после окончания семинарии несколько лет служил учителем земской школы, но 22 апреля 1886 г. он скончался от чахотки. Прожил Михаил Дмитревский всего 25 лет.
Два сына настоятеля овсянниковского храма — Александр и Сергей — стали священниками. Александр Федорович после окончания в 1884 г. семинарии прослужил сначала пять лет учителем Ковровского приходского училища. В Коврове он 15 июля 1887 г. сочетался браком с дочерью ковровского купца Евдокией Алексеевной Апариной. Здесь у него родился и первенец — сын Александр. В 1889 г. Александр Федорович Дмитревский был рукоположен во священники к Гороховецкому собору. К 1913 г. он уже стал протоиереем и благочинным I округа Гороховецкого уезда. Сергей Федорович после окончания Владимирской семинарии служил священником в селе Самарское Омской епархии. Пятый сын о. Феодора Леонид окончил Мещовское духовное училище, Владимирскую семинарию и Казанскую духовную академию со степенью магистра. С октября по декабрь 1900 г. он служил столоначальником Уфимской духовной консистории, а затем помощником инспектора и классным наставником во Владимирской духовной семинарии. Одна из дочерей Федора Филипповича Дмитревского Евлампия после окончания Владимирского епархиального женского училища служила в земских школах Ковровского уезда и скончалась «от сахарной болезни» 23 сентября 1910 г., будучи учительницей в селе Троице-Никольское. Погребена она была при церкви села Овсянниково.
Старшая из дочерей Антонина вскоре после кончины отца вышла замуж за выпускника семинарии учителя школы села Селимово Меленковского уезда Василия Александровича Левицкого, который и стал следующим овсянниковским священником. О. Василий также был уроженцем Ковровского уезда — сыном священника села Михалево Александра Платоновича Левитского. Однако, в Овсянникове Василий Александрович прослужил недолго, и связано это было, вероятно, с семейными трагедиями. Две дочери Левитских Елизавета и Клавдия умерли во младенчестве, прожив всего лишь три и пять месяцев. Через три года супружества скончалась и Антонина Федоровна: она умерла 30 августа 1888 г. от чахотки на 23-м году жизни. В 1892 г. Василий Левитский покинул Овсянниково и служил затем священником в Юрьевском уезде.
«Престолов в церкви три: в холодной — в честь Казанской иконы Божией Матери и в теплой трапезе: на южной стороне — во имя Иоанна Предтечи и на северной — во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В церкви имелись старинные священные предметы: икона Святителя и Чудотворца Николая, икона Казанской Божией Матери, медный позлащенный крест с частицами св. мощей угодников Божиих и Евангелие печати 1711 года.
К Казанской церкви приписана Николаевская села Кувезина церковь.
Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1882 г. [1]
Церкви принадлежали здания: три каменные часовни без входа и одна деревянная — со входом. [1]
Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 30 десятин и при упраздненной церкви в сельце Ромоданове 33 десятины. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: казенного пособия 392 руб., от земли 30 руб., процентов с церковного капитала 7 руб. и за требоисправления 250 руб., а всего в год до 700 рублей. У причта дома собственные, построенные на церковной земле. [1]
Приход: село и деревни: Яблонцы, Загородки, Константиново, Прудищи, Обращиха и сельцо Ромоданово. Расстоянием от церкви означенные селения находятся не далее 4 верст. [1]
Дворов в приходе 105, душ мужского пола 267 и женского пола 295 душ. [1]


Церковь Казанской иконы Божией Матери в 70-е гг. XX века.

Поощрения от епархиального начальства неоднократно получали и овсянниковские церковные старосты и просто крестьяне, украшающие свой храм. К примеру, в 1914 году благословения от архиепископа Владимирского и Суздальского удостоились крестьяне приходской деревни Обращихи, Федор и Иван Игнатьевичи Сорокины, пожертвовавшие в храм церковную утварь и деньги на ремонт церкви.
Священник Владимир Васильевич Троицкий прослужил в Овсянникове с 1892 г. до 1912 г. Родился он в 1865 г. в семье священника села Алексино Ковровского уезда Василия Дмитриевича Троицкого и приходился внуком священнику того же села Ивану Никитичу Ильинскому, родному брату настоятеля овсянниковского храма Григория Никитича Ильинского. После окончания семинарии Владимир Троицкий два года служил помощником учителя Алексинского земского училища, а в 1889 г. стал первым учителем только что открытого земского училища в Овсянникове. В 1890 г. он был рукоположен во священника села Пьянгус Меленковского уезда, а через два года вновь вернулся в Овсянниково уже настоятелем Казанской церкви. За время своего служения он получил многочисленные благодарности и награды от епархиального начальства, в том числе в 1891 г. о. Владимир был удостоен благословения архиепископа Феогноста за спасение приходского храма от пожара.
Затем Троицкого перевели на другое место, а вместо него был назначен выпускник Владимирской семинарии Александр Васильевич Широкогоров. По-видимому, этот священник ранее никаких связей с Овсянниковым не имел. Сам он родился в семье священника села Введенское Шуйского уезда, а его жена Екатерина Николаевна была дочерью священника Воскресенского собора г. Шуи. До какого времени Александр Широкогоров прослужил в ковровском селе — неизвестно. Но именно здесь он в марте 1919 г. получил свою первую награду — набедренник. В ноябре этого же года новая власть попыталась удалить о. Александра, мобилизовав его на службу в Красную армию. Однако, прихожане выступили с прошением об оставлении священника на прежнем месте.
«Николу провожали» (Санниковская вол., Ковров. у.). В «Николин день» причт Овсянниковской церкви ходил с молебствием по своему приходу. В доме кр-на, Боброва пои и дьячек позадержались, выпив самогонки.
— Ну, дьячек, пойдем дославить деревню.
Захмелевшей дьячек возражает:
— А мать твою с твоей и деревней!
Потом, однако, согласился, поставив условием — зайти опять к гостеприимному хозяину.
Так и порешила, но когда вышли со двора, дьячек упал в снег и отказался от сотрудничества с попом. Последнему пришлось «работать» одиночкой. Вернувшись затем к Боброву поп наткнулся на брань дьячка... Видит поп: дело не ладно, загнул полы рясы да и тягу домой.
За ним шарахнулся и дьячек... Он влез в чужие сани и хотел уехать, опередив попа, но нашелся хозяин лошади и сбросил беспутного человека на землю, наделив его тумаками.
Все это видели «православные», и многие из них думали:
— Вот тебе и «божьи люди»... не пора ли покончить с ними?» («Призыв», 13 февр. 1924).
Последним известным на сегодняшний день настоятелем Казанского храма был Михаил Ефимович Белороссов. Родился он в 1886 г. недалеко от Овсянникова в селе Венец, где его отец Ефим Михайлович служил священником. В Казанской церкви о. Михаил священствовал уже в начале 1930-х гг. Здесь 6 января 1933 г. он был арестован, а впоследствии осужден на три года лишения свободы.
Храм в Овсянникове формально оставался действующим до 1939 г. В этом году решением Ивановского облисполкома от 15 апреля Казанская церковь была закрыта, и с тех пор она пустует. Церковь в Овсянникове до недавнего времени использовалась для хранения сена. Здание сохранилось сравнительно неплохо, сбиты лишь кресты с куполов, да колокольня поте-ряла свой шпиль.
Как и в большинстве других русских сел, ничего значительнее церкви в селе за годы строительства и развития социализма так и не построили. И сегодня панораму Овсянникова невозможно представить без силуэта храма, а полуразвалившиеся колхозные сараи издали даже не видно. Может быть, еще покроют поврежденную кровлю колокольни, наладят разрушенную лестницу и будет возможно вновь с высоты смотреть, как за полем теряется вдали синеватая полоска лесов, и колокольный звон опять поплывет над старинным русским селом Овсянниково.

Владение Танеевых

В 1850-х годах село Овсянниково принадлежало помещице Наталье Гавриловне Танеевой, супруге коллежского секретаря Алексея Андреевича Танеева, которому, в свой черед, принадлежало в Ковровском уезде село Маринино. В списке населенных мест Ковровского уезда, составленном в 1857 году, в Овсянникове упоминается «господский дом госпожи Танеевой».
Наталья Гавриловна Танеева в середине 1820-х годов приобрела у помещиков Хотяинцевых еще одно имение в Ковровском уезде - село Овсянниково с деревнями. В селе Овсянниково Танеевы даже выстроили господский дом. Сохранилось его описание конца 1840-х годов: «господский дом деревянный, новый, крыт тесом, в длину 6 сажен, в ширину 7 сажен, об одном этаже, в нем никаких особых украшений нет. К господскому дому принадлежат следующие строения: людская изба новая, в длину 4 сажени 2 аршина, в ширину 3 сажени, деревянная, крыта тесом. Амбар в длину 2 сажени 2 аршина, в ширину 3 с половиной сажени, деревянный, посредственный, крытый драницами». Однако в Овсянникове семейство Танеевых, по-видимому, не жило, бывая там наездами. Под залог именно Овсянниковского имения (всего 291 ревизская душа) Танеевы 21 марта 1849 года взяли ссуду в московской сохранной казне на общую сумму в 23 тысячи 510 рублей серебром. По видимому, на поддержание прежней роскошной жизни в Маринино у них уже не хватало средств. Сумма займа была достаточно велика: ковровский городничий получал жалованья 280 рублей 20 копеек в год. Однако вскоре платить проценты по займу Танеевы не смогли, и в 1852 году за недоимку в 1740 рублей овсянниковское имение было отдано в опеку. Опекуном стал бывший ковровский уездный судья - титулярный советник Павел Степанович Расков. Опека над овсянниковским имением продолжалась до 1857 года-года смерти А.А. Танеева.
Алексей Андреевич не служил по военной части и не носил офицерский мундир. При жизни отца он числился канцелярским чиновником в Москве в ведомстве экспедиции кремлевского строения. Сразу после кончины родителя он вышел в отставку с невеликим чином коллежского секретаря и зажил в Маринине богатым барином.

Здание земской школы в Овсянникове построил в 1889 году и содержал таганрогский купец Конон Иванович Китаев. Выходец из деревни Яблонцы, К.И. Китаев разбогател на офенской торговле, вышел в купцы и осел в далеком южном городе, но о родном селе не забывал и ежегодно высылал на содержание школы по 100 рублей. Жалование учителю выплачивалось от Ковровского земства, которое выделяло на нужды овсянниковского училища в 1890-е годы по 280 рублей, а с 1900 года по 535 рублей в год. От 48 до 100 рублей доплачивало (по своему же приговору) крестьянское общество. Учительницей в Овсянникове была в начале Александра Ремезова, из гимназисток, затем Александра Одоранская, дочь священника погоста Нередичи. Ее сменила дочь овсянниковского батюшки Нина Владимировна Троицкая, выпускница Иваново-Вознесенской гимназии. Курс обучения в овсянниковском училище составлял три года, а количество учеников колебалось от 34 до 43 человек, из них абсолютное большинство составляли мальчики.

С 1862 года Овсянниково стало центром новообразованной волости. В 1871 году волостных крестьян насчитывалось 1265 душ мужского пола, которые выплачивали в год 2542 рублей подушной подати, 6243 рубля выкупных платежей и 1087 рублей земских сборов. Доходы крестьянами получались не только от плодов хлебопашества и садоводства («В Овсяникове Санниковской волости есть яблоневые и вишневые сады, с небольшой продажей фруктов; в той же волости в Ширилихе, Княжеской, Гужихе, Берчакове, Яблонцах, Константинове и Обращихе и в с. Кляземском городке разводят на продажу в значительном количестве клубнику». См. Садоводство и Огородничество в Ковровском уезде в нач. ХХ в.), но и от традиционных отхожих промыслов, из которых главным был офенский-торговый. Продавали чаще иконы местного, мстерского и холуйского письма. Но к началу века, говоря об Овсянниковской волости, статистический справочник по Ковровскому уезду сообщал: «Офенство падает. Старики в дорогу не ходят, стары стали, а молодежь устремилась на фабрику Треумова, кроме того, хозяев не стало и плохи вообще заработки у офень». Другим часто встречающимся занятием среди овсянниковцев была работа по найму приказчиками в разных лавках у ковровских, шуйских и вязниковских купцов. Выгодные места зачастую передавались «по наследству» от отца к сыну, или от родного брата к другому.
Из села шел постоянный отток населения, цифры статистики достаточно красноречивы: в 1837 году в Овсянникове жителей насчитывалось 193 человека, в 1847 г. - 145, в 1857 г. - 141, в 1895 г. - 81, в 1904 г. - только 55 человек (И на близлежащем хуторе «Иваниха» купца Демидова проживало еще 15 человек). Дворов в селе за тот же срок сократилось с 29-ти до 19-ти. Подобные же изменения происходили и в приходских деревнях. Население самой значительной из них, Обращихи, сократилось с 270 человек в 1837 году до 89 человек в 1904 году. И сегодня из шести бывших приходских деревень существует лишь две: Прудищи и Обращиха.
С 1890 года Овсянниковская волость вошла во 2-ой земской участок Ковровского уезда, который включал в себя еще Алексинскую, Емельяновскую, Осиповскую, Санниковскую волости. Царем и богом в этом участке 22 года был земский начальник Николай Васильевич Култашев. Большой барин, ведущий счет своим предкам от князей Владимира Святого и Владимира Мономаха, благодушный старичок, он считал себя либералом и судить-рядить подведомственных ему мужичков стремился «по-отечески». Среди крестьян Н.В. Култашев пользовался уважением и любовью. Впрочем, Николая Васильевича почитало и местное «светское» общество. В 1912 году он оставил пост земского начальника в связи с избранием на должность ковровского уездного предводителя дворянства. Н.В. Култашев успел получить генеральский чин (действительного статского советника) и, к своему счастью, не дожил до революции, скончавшись в январе 1915 года.
«Овсяниковское Волостное Правление (Почт. адр. г. Ковров).
Волостной старшина – кр. Григорий Дорофеевич Коробов. Писарь – Яков Иванович Иванов.
Волостной Суд. Председатель – кр. Василий Семенович Лебедев. Судьи: кр. Иван Филиппович Алферов; Егор Гурьянов; Никита Федорович Китаев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В 1900 году Овсянниковская волость была присоединена к Санниковской волости Ковровского уезда. Овсянниковской волостной старшина Павел Кочуев и писарь Петр Ежов остались «без места».
С установлением Советской власти, орган ее – сельский Совет появился и в Овсянникове. В 1924 г. Овсянниковский сельсовет вошел в состав укрупненной Осиповской волости, а в 1929 г., по упразднении всех волостей, в Ковровский район.
С 1929 года Овсянниково входило в состав Красногривского сельсовета Ковровского района, позднее вплоть до 2005 года деревня — в составе Санниковского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
В 2020 году село Овсянниково принимало участие в смотре-конкурсе Владимирской области «Самая красивая деревня.

Численность населения: в 1859 г. – 136 чел.; в 1926 г. – 115 чел.; в 2010 г. – 2 чел.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
2. Н. Фролов
Село Кувезино
Село Санниково
Село Осипово
Город Ковров
Категория: Ковров | Добавил: Николай (04.04.2017)
Просмотров: 2545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru