Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Осипово Ковровского района Владимирской области

Село Осипово

Осипово – старинное село Ковровского района Владимирской области. Входит в Клязьминское сельское поселение.
Село расположено в 9 км к востоку от Коврова.

Прежде находилось оно в границах Стародубского княжества. Название Осипово вошло в Российскую историю потому, что это село в ХV столетии стало центром самостоятельного, удела одного из князей Стародубской династии. Князь этот, Петр Федорович Стародубский, по селу Осипово получил прозвание Осиповского. Он и его потомки писались князьями Осиповскими. Первый князь Осиповский - Петр Федорович, упоминается в древних актах около 1453-1462 гг., следовательно, Осипово тогда уже существовало и являлось значительным крупным селом, выполняющим роль удельного центра. Петр Федорович Осиповский, живший в середине XV столетия, приходился правнуком герою Куликовской битвы 1380 года князю Андрею Федоровичу Стародубскому – воеводе полка правой руки в войске Дмитрия Донского.
Сын князя Петра - Иван Петрович Осиповский, служил великим князьям московским Ивану III и Василию III, следующий владелец села Осипово - князь Василий Иванович в 1541 году был третьим воеводой в Муроме, в 1543 году - "воеводой за городом" в Путивле, а в 1547 году - вторым воеводой в Мещере. В 1545 и 1548 годах он участвовал в походах к Казани, в 1548-49 гг. князь В.И. Осиповский находился первым воеводой в Костроме. Со смертью бездетного князя Василия род князей Осиповских прекратился около 1552-1553 гг.
В духовной Ивана Грозного, составленной в 1572 году, называется принадлежащее государю "село Осипово, что было князя Василия Осиповского". Таким образом, после прекращения династии князей Осиповских Осипово стало государевым дворцовым селом. Управляли им в ту пору государевы дьяки приказа Большого дворца.
В 1637-1647 гг. значилось "в государевом дворцовом селе Осипове крестьян 44 двора, в селе ж на церковной земле Дмитрея Солунского... 5 дворов, 2 вдовиц, да 2 двора пустых".
Около 1653 г. села Осипово и Сарыево с деревнями царь Алексей Михайлович пожаловал своему другу и соратнику Артамону Сергеевичу Матвееву. Селом Осиповым Матвеевы владели почти 80 лет. Артамон Сергеевич возглавлял ряд приказов.
Царь Алексей Михайлович в 1671 году вступил в брак с воспитанницей А.С. Матвеева Натальей Кирилловной Нарышкиной, что еще более укрепило его положение при дворе, но после смерти царя Алексея в 1677 году Матвеев по проискам родни нового царя был отправлен в ссылку, а в мае 1682 г. погиб во время стрелецкого бунта в Москве.
Наследовал А.С. Матвееву его сын Андрей Артамонович, который более всего славен заслугами на дипломатическом поприще.

В 1719 году в селе Осипово значилось за тайным советником и сенатором А.А. Матвеевым 271 мужского пола душ. Царствование Петра I и его ближайших преемников во многом разорило старинные стародубские вотчины. С 1719 г. по 1744 г. в селе Осипове, согласно переписной книге, «померло (крестьян мужского пола) 125, бежало - 32, отдано в рекруты - 28, переведено в другие уезды - 13, взято в московский дом - 3, переведено в другие деревни – 14». Даже вместе со вновь родившимися мужское население села Осипово к 1744 году составляло всего 131 ревизскую душу в 29 дворах, сократившись за 25 лет более, чем в два раза.

В 1733 г. граф Федор Андреевич Матвеев (российский посол в Вене и Париже) село Осипово продал Павлу Федоровичу Балк-Полеву, а от него перешло к его сыну Федору за которым в 1761 г. и утверждено, а в отказных книгах написано: в селе цер. деревяная во имя Димитрия Селунского (Влад. м. л. 34 № 41).
Петр Федорович Балк-Полев (1777-22.7.1849) потомок двух старинных родов: лифляндского — Балков и русского — Полевых, он носил двойную фамилию, пожалованную его деду Павлу Федоровичу Балку, женатому первым браком на Марин Федоровне Полевой, Петром I. Дед посланника в Бразилии был генералом.
После образования в 1778 году Владимирского наместничества имения образовали в нем целое удельное княжество, столицей которого являлось древнее ковровское село Осипово — родина великого русского математика Тимофея Осиповского. По преданию, именно отец будущего бразильского посланника камергер Федор Павлович Балк-Полев помог поповичу из центра своей владимирской вотчины «выбиться в люди», так же, как Салтыковы подсобили Михайле Сперанскому…

В 1810 году Осипово было продано графу Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из небезызвестных братьев Орловых. В 1829 году Осипово досталось его внучке Е.П. Долгоруковой.
В 1864 году крестьяне села Осипово и окрестных деревень договорились о выкупе у княжеской четы Долгоруковых земли, необходимой для ведения хозяйства. Официальное уведомление гласило: "Главное выкупное управление по рассмотрении выкупной сделки жены тайного советника княгини Е.П. Долгоруковой с временно-обязанными крестьянами Ковровского уезда села Осипово с деревнями: Канабьевой, Лодыгиной, Гостюхиной, Цепелёвой, Голышевой, Старой, Глебовой, Иваньковой, Дурыниной, Рагозиной, Андреевской, Борисовской и Скомороховой признав означенную сделку правильной и причитающуюся крестьянам под выкупаемую землю в количестве 4288 десятин 1200 сажен выкупную ссуду 114360 рублей разрешило сроком с I сентября 1864 г." Освобожденным осиповским крестьянам предстояло выплатить в среднем по 118 рублей на каждую мужского пола "душу". Деньги по тем временам для них были немалые. А кроме выкупных платежей еще предстояло уплачивать подушную подать и государственные земские сборы. Полностью за землю рассчитались только к 1879 году.
Осипово считалось селом достаточно богатым. В 1857 году там обитало 395 жителей, имелись 2 постоялых двора, маслобойня, 2 ветряных мельницы, кузница и питейный дом. Через село проходила дорога на Вязники и Нижний Новгород. До строительства Московско-Нижегородского шоссе дорогу, идущую через Осипово, называли "Большим трактом" и по ней шло интенсивное движение купцов и иных проезжих людей. Поэтому когда-то осиповцы торговали как у себя дома, так и уходили с товаром по другим губерниям и уездам.
У осиповских крестьян, помимо традиционного хлебопашества и связанного с ним мукомольного производства (в Осипове имелись 2 ветряные мельницы» в приходских деревнях еще 9 таких мельниц), был развит маслобойный промысел. Маслобойни были, как и мельницы, ветряные и работали в осенне-зимний период после уборки льна. Получаемое льняное масло шло для удовлетворения местных нужд и на продажу. В районе села, Осипово, особенно на возвышенностях, показывались выходы ярко-красной глины. Серая глина также достаточно часто встречалась на надельных землях крестьян. Поэтому в осиповском округе издавна получило развитие гончарное дело. Спрос на глиняную посуду существовал всегда и стимулировал ее производство, осиповские гончары наследовали секреты своего ремесла, от отцов, дедов и прадедов, производили до 400 изделий в год. Изготовленные кувшины, корчаги, опарницы, горшки, плошки, блюда продавали потом на базарах в Коврове и крупных торговых селах Ковровского и Вязниковского уездов. Рабочий день гончаров составлял 13 часов, не считая перерывов на завтрак и обед, чтобы не только уплатить подати, но и скопить на житье, отложить на "черный день". Когда же стали появляться текстильные фабрики, то осиповские крестьяне, особенно молодежь, потянулись на эти фабрики, преимущественно на фабрику Треумова в Коврове. Фабричный труд предпочитают гончарному, так как рабочий на фабрике в течение 9 часов зарабатывает столько же, сколько гончар при 15-часовом рабочем дне.
К 1895 году из 1154 человек взрослого мужского населения села Осипова и приходских деревень 137 человек (12%) числясь крестьянами, на самом деле большую часть года проводили на фабрике в Коврове.
В 1911-1914 гг. между Осиповым и деревней Гостюхино появилась новая ткацкая фабрика. Дворянин, отставной коллежский регистратор Николай Львович Масальский, женатый на дочери ковровского фабриканта И.А. Треумова - Прасковье (получившей часть капиталов отца) открыл собственное фабричное заведение "для выработки бумажных тканей" (пос. Достижение).

В 1862—1864 гг. в составе Ковровского уезда была волость Осиповская.
«Осиповское волостное Правление (Почт. адр. г. Ковров).
Волостной старшина - кр. Иван Васильевич Рысин. Писарь - Иван Васильевич Лебедев.
Волостной Суд. Председатель - кр. Михаил Прохорович Чупарин. Судьи: кр. Афанасий Афанасьевич Олонцев; Федор Епифанов; Ипатий Иванович Мочкин» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Осиповская волость, центр — с. Осипово, существовала в составе Ковровского уезда с 1917 года. По постановлению ВЦИК от 8 мая 1921 года сюда была присоединена Санниковская волость того же уезда. В составе волости было 15 сельсоветов: Ащеринский, Борисовский, Веселовский, Глебовский, Игумновский, Клязьмо-Городецкий, Красногривский, Крестниковский, Овсяниковский, Осиповский, Петровский, Санниковский, Старо-деревенский, Ширилихинский, Юдихинский.
По постановлению ВЦИК от 8 мая 1924 года были объединены волости: Осиповская и Санниковская — в Осиповскую.
«Осиповскую избу-читальню, Ковровского уезда, посещают дети и подростки, а крестьянин придет лишь только за книгой или попросит газету на дом, так как в читальне заниматься невозможно: шум, крик и т. п. Избач не следит за порядком» («Призыв», 9 ноября 1926).
«Стенгазета «Луч Крестьянина» обслуживает население села Осипова, Ковровского у., в количестве 900 чел. Издается она советом при избе-читальне и ячейкой ВЛКСМ. Редколлегия состоит из 5 человек, выбрана на заседании библиотечного совета, из представителей: партячейки месткома рабпрос, ВИК-а, месткома сельхозрабочих и населения. Редколлегия работает без перевыборов с осени 1926 года. В 1924 г. «Луч Крестьянина» на губернском конкурсе стенгазет получил первую премию — сочинения Ленина. Стенгазета выявила: слабость работы нескольких сельсоветов, взяточничество в артели возчиков по доставке дров на госзавод № 2, плохие условия работы школ и учительства. В преобладающих случаях все ненормальности, подмечаемые газетой, тут же устраняются.
Слабой стороной работы стенгазеты являются редкие ее выписки, малое количество систематически пишущих в стенгазету, отсутствие организованного кружка селькоров и отсутствие внутри воспитательной работы с имеющимися селькорами.
Отношения местных общественных организаций к стенгазете требуют желать лучшего. В своей практической работе общественные организации стенгазету почти не используют.
Волкому ВКП(б) нужно позаботиться о материальной обеспечении стенгазеты, так как это дает возможность наладить более частый выпуск и улучшить ее технику» («Призыв», 30 сентября 1928).
В 1929 году Осиповская волость ликвидирована, сельсоветы перешли в Ковровский район Владимирского округа.
С 1929 года село являлось центром Осиповского сельсовета Ковровского района.
С 2005 года — в составе Клязьминского сельского поселения.

Численность населения: в 1859 г. – 383 чел., в 1905 г. – 270 чел., в 1926 г. – 471 чел., в 2002 г. – 211 чел., в 2010 году – 84 муж. и 92 жен., всего 176 чел.
ООО "Ковровский Кролик" зарегистрирована 9 октября 2013 г. Генеральный директор - Вычерова Ляля Бахетовна. Основным видом деятельности является «Разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах».
ООО "Альфатранс" зарегистрирована 12 мая 2015 г. Директор - Воскобойник Артем Викторович. Юридический адрес: село Осипово, д. 20. Основным видом деятельности является «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам»..
Товарищество с Ограниченной Ответственностью "Рекком,Лтд" действует с 2 сентября 1994 г. Юридический адрес: село Осипово, д. 4. Организация ликвидирована 9 марта 2011 г.

Осиповский приход

Церковь в селе исстари существует в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: „церковь Дмитрея Селунскаго в государе в дворцовом селе Осипове дани рубль шесть алтын четыре денги".
Из благословенной грамоты 143 (1635) года, данной из патриаршего приказа в село Осипово, видно, что церковь в это время имела два престола.
Под 161 (1653) годом о церкви и приходе сообщаются следующие сведения: „у церкви Дмитрия Селунскаго в вотчине Окольничаго Андрея Артемоновича Матвеева в селе Осипове 2 дв. поповых, дв. дьячков, дв. Пономарев, дв. просвирнин, церковных бобылей 8 дв., да в приходе помещиковых 2 дв., крестьянских 284 дв., бобыльских 14 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж".
Из дальнейшей истории церкви известно: „202 г. июня 6 (1694) по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви в. мученика Димитрия в придел Николая Чудотворца в Волод. уезд в село Осипово, взял антиминс тояж церкви поп Алексей".
В 1710 году при церкви причт составляли: „поп Федор Устинов вдов, сын его диакон Василий, поп Иван Прокопьев, поп Алексей Гордеев, дьячок Петр Иванов".

В 1765 году 22 января у местного священника Федора Иванова родился сын, нареченный в крещении Тимофеем. Фамилию Осиповский он получил уже во Владимирской семинарии, откуда в 1783 году был отослан для продолжения образования "в Санкт-Петербургское главное училище". Так начинал свою ученую карьеру Тимофей Федорович Осиповский, будущий знаменитый математик, ректор Харьковского университета заслуженный профессор высшей математики и астрономии. Сын Осиповского священника получил потомственное дворянство и стал родоначальником новой, хотя и не княжеской, но дворянской фамилии Осиповских. См. Тимофей Федорович Осиповский.

В 1762 году декабря 25 дня Дмитриевская церковь сгорела; в 1763 году, по прошению прихожан, преосвящ. Павлом, епископом Владимирским и Яропольским, дана была грамота о строении новой деревянной церкви с престолами в прежние наименования; теплый Николаевский престол устроен и освящен был в 1765 году, по благословению того же епископа Павла; а холодный престол св. Димитрия Солунского устроен и освящен в 1772 году, по благословению Иеронима, епископа Владимирского и Муромского.
В 1803 г., вместо деревянной церкви, тщанием прихожан построена пятиглавая каменная церковь, с такой же колокольней и оградой.
Алексей Владычин был сын диакона села Осипова, родился 1-го марта 1833 года. По окончании курса Владимирской семинарии в 1856 году, А.В. был определен диаконом на место своего родителя в село Осипово, Ковровского уезда, где и пробыл до июля 1876 года. В 1876 году он был перемещен на должность священника в село Стригино, Муромского уезда.

Престолов в церкви два: в холодной — в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского и в теплом приделе — во имя Святителя и Чудотворца Николая.
К этой церкви была приписана кладбищенская Георгиевская церковь.


Кладбищенская церковь во имя Георгия Победоносца. Село Осипово Ковровского уезда

Церкви принадлежат здания: деревянная сторожка и пять входных деревянных часовен, находящихся в приходских деревнях.
Церковной земли по имеющимся в церкви документам значится: усадебной около 8 десятин и пахотной 38 десятин, из них до 3 десятин застроено крестьянскими домами.
Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1886 году.
Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 41 р., от сбора хлебом 15 р. и за требоисправления 1018 руб., а всего в год 1074 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Конабьево, Гостюхино, Лодыгино, Цыпелево, Скоморохово, Старая, Глебово, Иванково, Борисовка, Дурынино, Рагозине, Андриевка, Шумново, Плосково и Ащерино. Расстоянием от церкви деревни находятся от 2 до 5 верст. Дворов в приходе 174, душ мужского пола 1060 и женского пола 1195 душ (Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.).
Исп. обяз. псаломщика с. Осипова, Михаил Филиппов освобожден от исп. обяз. псаломщика по прошению.
Георгиевская церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 3 марта 1935 года, а Димитриевская церковь — в 1941 году.
В 1991 году Дмитриевская церковь открыта вновь.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Димитрия Солунского села Осипово Ковровского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 25 октября 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Чернов Михаил Юрьевич.
Юридический адрес: Ковровский район, село Осипово, д. 116.

Осиповское училище, Осиповской волости, в селе Осипове, основано княгиней Долгоруковой в 1861 году. Ближайшие училища: Ковровские в 10 верст, и Великовское — 16 верст. В 1884 году «Помещение Московского купца Шибаева, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат две: первая — длиной 9, шир. 6, выш. 3 ¾ арш.; вторая — длиной 9, шириной 12, вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 130 р. Библиотеки нет, кроме 45 книг. Земли нет. Законоучитель священник Виктор Доброхотов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1861 г.; учительница Клавдия Добровольская, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с 22-го ноября 1883 г. Попечитель Зарайский мещанин Иван Глебович Ланин; пожертвовал несколько учебных пособий. Учащихся к 1-му января 1883 года 45 м. и 5 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 18 мал. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 10 м. и 1 д. К 1-му января 1884 года состояло 31 м. и 4 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 4, 8 — 9 л. 6, 9— 10 л. 7, 10 — 11 л. 6, 11 — 12 л. 6, 12 — 13 л. 6. Из учащихся: 23 из с. Осипова и 12 из селений Плоскова в 5 в., Лодыгина — 3 в., Рагозина — 2 в., Гостюхина — 2 в., Андреевки — 2 в., Конабьева — ½ в. и Крестникова — 10 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 6 уч., с платой по 40 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 4 м. и 2 д., крест. 27 м. и 2 д. Сродства: от земства 280 р., от общества 60 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 60 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учительнице 240 р. Посещали классы не исправно 5; меры — внушение. Прием в сентябре. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 10-го сентября по 25-е апреля. Пению не обучаются. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 10, по Славянскому языку 4, по арифметике 6. Получили награды все. Получившие свидетельства учились 2 — 5 л. Не окончившие курса учились до 1 года. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
«При обзоре дел об училищах и по части народного образования, комиссия находит нужным обратить внимание собрания на труды почтенного Н.В. Култашева, заботами которого училище при с. Осипове и, возрастающая при нем, школа садоводства, приведена в образцовый порядок, потребовавший и большие денежные средства, каковые, за недостатком отпущенных земством сумм, ему пришлось затрачивать из собственных средств.
…членом училищного совета С.В. Пестрово читан доклад училищного совета Ковровского уезда, по прочтении которого и выслушании объяснения гласного Н.В. Култашева о положении Осиповской школы, собрание единогласно закрытой баллотировкой постановило: 1) На садоводство, огородничество и пчеловодство в уезде ассигновать по 850 руб. в год, каковые вносить в сметы с 1895 г. и единовременно – на устройство забора около сада в с. Осипове – 412 руб., каковые внести в смету на 1895 год» (Журнал очередного Ковровского уездного земского собрания 1894 года.)

1900 г. «По Осиповской образцовой школе садоводства и огородничества.
В отчетном году непосредственное заведывание садом и огородом при Осиповском училище, как и в прошлом году, поручено было управой члену управы В.А. Шелепову. Из представленного им отчета видно, что работы в саду производились в том же порядке, как и в предыдущие годы, и теми же силами. Урожай фруктов, овощей и ягод, вследствие неблагоприятной весны и отчасти лета был ниже прошлогоднего.
От урожая нынешнего лета в саду было получено: капусты 1660 кочней, свеклы 40 мер, моркови 58 мер, огурцов 110 мер, сельдерею 3 меры, чесноку 250 штук, брюквы 2 меры, луку парей 450 штук, помидор 100 штук, простого луку 3 меры. Из этого количества отправлено для продовольствия больных и прислуги в больницы: Ковровскую — капусты 780 кочней, свеклы 18 мер, моркови 10 ½ мер, картофелю 53 меры, петрушки 2 ½ меры, огурцов 28 мер, луку 2 меры, чесноку 30 штук, редьки 10 штук; в Воскресенскую — капусты 330 шт., свеклы 5 мер, моркови 5 мер, картофелю 40 мер, петрушки 1 меру, огурцов 14 мер, чесноку 20 шт., редьки 5 шт.; оставлено в запас — капусты 150 кочней, свеклы 10 мер, моркови 12 мер, картофелю 170 мер, петрушки 5 ½ мер, сельдерею 3 меры, брюквы 2 меры, редьки 15 шт.; остальное количество продуктов продано на сумму 271 руб. 93 коп. Для больницы отпущено приблизительно на 105 руб.
Представляя настоящие сведения о состоянии и деятельности сада, управа но считает возможным умолчать о некоторых недостатках и представить свои соображения о возможности улучшения постановки и ведения сада.
Устройство сада и огорода при Осиповском училище было решено земским собранием в заседании 26 октября 1892 года по рассмотрении доклада управы об открытии при сельских школах курсов огородничества и садоводства. Целью для устройства при школах садов и огородов признавалось «служить средством развития садоводства и огородничества среди крестьян путем обучения садоводству и огородничеству детей учащихся в школе и путем развития интереса к нему между местными жителями». Управа в докладе своем прошлому очередному собранию констатировала тот факт, что сад при Осиповском училище плохо оправдывает эту основную цель своего существования. С целью приохотить учеников Осиповской школы к занятиям по садоводству и огородничеству управа предполагала выдавать им по 10 —15 коп. за день работы в саду. Мера эта оказалась действительной, но не в той степени, как ожидалось управой. Дети, работающие в саду, индифферентно относятся к самым работам и к тем знаниям, которые они могут приобрести при их исполнении.
Чтобы достигнуть желательных результатов, необходимо, чтобы заведывание садом поручено было человеку более или менее интеллигентному, знакомому с садоводством и огородничеством не только практически, но и теоретически, который сумел бы заинтересовать детей, ведя беседы в понятной для детей форме по садоводству и огородничеству не только во время летних работ, но и зимой. Это могло бы быть достигнуто, если бы учителями в Осиповскую школу были назначены лица, знакомые с садоводством и огородничеством, как например окончившие курс в одной из низших сельско-хозяйственных школ и имеющие право на звание учителя или в крайнем случае из лиц, прослушавших временные курсы садоводства и огородничества для учителей.
По имеющимся в управе сведениям подобная постановка дела имеется в Григорьевской сельско-хозяйственной школе. Там учитель-садовник получает 420 руб. жалованья.
Докладывая об изложенных предположениях своих, земская управа имеет честь ходатайствовать перед собранием об их одобрении и утверждении. Если собранию угодно будет предположения управы утвердить, то она ходатайствует о дополнительном ассигновании 120 руб. к жалованию учителя-садовника при Осиповской школе» (Журналы очередного и экстренного Ковровских уездных земских собраний 1899 и 1900 гг.).
В 1905 году школа сгорела и на её месте в 1907 году построили другую. Здание состояло из 4-х комнат. В школе было 3 класса и один учитель, который преподавал русский язык, арифметику и чистописание. Учеников было около шестидесяти.
В 1912 году в школе было 4 класса. А в 1932 году стало 5 классов. Здание школы достаточно маленькое, поэтому два класса занимались в клубе. С 1934 года школа становиться семилетней. Возникла необходимость в построении нового здания. В 1936—1937 году строительством руководил Грандилевский Иван Аркадьевич, который стал директором школы.
В 1940 году в школе открыли восьмой класс. Но вскоре началась Великая Отечественная война, и в 1941 году в здание школы приехал Ленинградский детский дом. Средняя школа была открыта в 1952 году. А в 1955 году из стен школы вышли первые выпускники Осиповской средней школы, а в 1987 году было выстроено новое трехэтажное здание школы в поселке Достижение.

Из книги Н. Фролова "Энциклопедия сел и деревень Ковровского края".

Осиповские гончары

В повседневном быту значительную роль играла глиняная посуда, которую делали гончары. Гончарный промысел являлся в Ковровском уезде одним из древнейших. Находки археологов позволяют утверждать, что гончарное производство было широко развито, в частности, в городе Стародубе на Клязьме, где помимо посуды была найдена глиняная игрушка, датируемая, по крайней мере, XVI столетием. Главным центром гончарного промысла на Ковровской земле являлась Осиповская волость — деревин Голышево, Рагозине, Цепелево, Андреево и Дурынино. Именно там имелись выходы красной и серой глины — исходного сырья. Гончарным делом занимались только мужчины. Статистик Владимирской губернской земской управы П. Ф. Леонтьев так описал труд осиповских гончаров в 1900 году:
«Прежде чем приступить к леплению какой-либо посуды, обыкновенно производится приготовление самой глины. Глину кладут в особо сделанный деревянный ящик. В такой ящик обыкновенно уходит 3 воза глины. Затем глину «режут», т. е. разрыхляют острой железной лопатой и обливают водой: сначала вливают три ведра воды, опять «режут», мешают лопатой, после чего вливают еще одно ведро. В таком виде глина остается в ящике 1 сутки. За это время она «осядется», т. е. сделается как тесто. Через сутки глина берется, сколько необходимо по усмотрению рабочего, из ящика, переносится в избу, где на полу ее мнут ногой или бьют колотушкой, чтобы разбить все неуспевшие размокнуть комочки глины.
После этого глина бывает совершенно готова на изготовление посуды. Самое лепление посуды производится следующим образом: сначала берется кусок глины в 1 фунт весом, раскатывается в длинный круглый жгут, из которого делается прямо руками дно посуды в виде чайного блюдца. Это дно кладется на «кружало» — не что иное, как небольшой деревянный круг, имеющий толщину 1 вершок и в диаметре 3/4 аршина, укрепленный на стержне так, что имеет возможность свободно вращаться в горизонтальном своем положении.
Прежде чем положить дно на «кружало», рабочий средину круга посыпает просеянной золой (из печи), чтобы посуда не сильно приставала, и чтобы легче было ее снять с круга. Сделав основание предполагаемой вещи, рабочий опять берет комок глины меньших размеров — в полфунта весом, опять раскатывает его в жгут и начинает прилеплять его к краям дна, повертывая кружало слева направо «по солнцу».
Так постепенно, жгутик за жгутиком, прилепляется до тех пор, когда вещь будет иметь известную определенную высоту. После этого берут острый деревянный нож (наподобие кинжала) и им выравнивают толщину стенок посуды, срезая постепенно там, где очень толсто. Кончив эту работу, мастер берет тряпку, сильно смоченную водой, и посредством ее руками придает вещи известную форму горшка, плошки кувшина и т. п., постоянно повертывая кружало в разные стороны. В таком сыром виде посуда снимается с кружала и ставится вверх дном на полках в избе, где она совсем твердеет, т. е. засыхает в продолжение 1-2 суток. Замечено, что когда сохнет посуда, тогда нельзя передвигать ее на другое место. «Все хорошо, — передвинь на один вершок в сторону — вещь и лопнула». Высохшие предметы окрашиваются разведенным в воде суриком.
Наделав известное количество посуды, мастер кладет ее в «горно» — в особую печку, представляющую из себя вырытую яму в земле глубиною 3 аршина. Диаметр основания ее 3 аршина, а вершины — полтора аршина. Стены этой ямы вымазаны глиной. Повыше на 1 аршин от дна ямы делается «под», т.е. потолок с дырами, размером по чайному блюдцу. Их бывает от 18 до 20 штук. Под «подом» выкладывается топка длиною в 2 аршина, шириною 3/4 аршина и высотою вплоть до «пода», так что дым и огонь идут через дыры «пода» в жерло.
Для обжигания посуда кладется в жерло печки на «пол». В топке горят дрова. Огонь, проходя через дыры, обжигает посуду. В такое горно обыкновенно уходит мелкой посуды две—две с половиной сотни, а крупной не более 50 штук.
Посуда обжигается в продолжении 7 часов. Обожженная посуда остывает обыкновенно в печи в продолжение 5 часов, после чего она вынимается железной клюкой. Оказывается, что никогда не обходится без браку. В мелкой посуде браку бывает от 20 до 30 штук, а в крупной от 5 до 10 штук. При обжигании посуды необходим один рабочий, который должен присутствовать не отходя от печи».
Готовая посуда продавалась на базарах в Коврове, Мстере, Больших Всегодичах, Алексине и Вознесенье. Разгар гончарных работ обычно был зимой. Трудовой день гончара продолжался с 4 утра до 9 вечера с двумя двухчасовыми перерывами на завтрак и обед.

«Замок князей Осиповских»

Необычную даже для самих себя находку в 2011 году сделали лесорубы в Ковровском районе. В ходе работ они наткнулись, предположительно, на подземные галереи старинного замка.
Во время расчистки очередной делянки в лесном массиве неподалеку от села Осипово один из мужчин неожиданно провалился чуть ли не по пояс в образовавшуюся прямо среди пеньков глубокую и узкую яму. Товарищи помогли ему выбраться, а потом они все вместе внимательно осмотрели территорию вокруг провала. Оказалось, что, скрытая прежде под сенью векового леса, там находилась оплывшая земляная насыпь, искусственный характер которой почти не оставлял сомнений.
Строитель из соседнего села Клязьминский Городок Дамир Рахматуллин, активно интересующийся местной стариной, более подробно обследовал загадочный объект. Он обнаружил несколько полузасыпанных узких ходов, уходящих куда-то в глубь песчаной насыпи. Каждый из них был более чем наполовину засыпан кирпичной крошкой, камнями и землей. При частичной очистке выяснилось, что стены и своды туннелей облицованы камнями, плотно подогнанными друг к другу и покрытыми с лицевой стороны подобием зеленой глазури, почти идеально гладкой на ощупь. Куда ведут эти подземные ходы, выяснить пока не удалось – углубляться в них было опасно из-за возможного обвала, способного похоронить любопытного заживо. Но, во всяком случае, сомневаться в рукотворном происхождении данного сооружения не приходилось.
– Возможно, подземные галереи где-то внизу соединяются между собой, – считает Рахматуллин. – Во всяком случае, когда подносил к выходам некоторых из них горящую спичку, то пламя задувалось внутрь напором воздуха, что свидетельствует о наличии тяги. Очевидно, это строение очень старое. Сосны, выросшие над ним, до того, как их свели, достигали чуть ли не двухсотлетнего возраста. Таким образом, получается, что подземные ходы сооружались еще как минимум столетием раньше – не позднее XVII века!
Для того чтобы понять назначение системы подземных сообщений и вообще всей постройки, требуется расчистить куда большую территорию, а еще лучше провести там полноценные археологические раскопки. Среди селян-старожилов удалось узнать, что глухие толки о неком легендарном подземном схроне в близлежащем лесу давно бытовали среди местного населения. Поговаривали, что будто бы один тутошний старичок и прежде наведывался в заповедное место, где под сенью соснового бора проникал через узкие ходы в глубь холма и даже якобы выносил оттуда предметы старины – металлическую посуду и фрагменты холодного оружия. Но и этот самодеятельный диггер, якобы, так и не смог добраться до конца скрытого в холме лабиринта, так как в глубине хода наткнулся на металлическую дверь, преодолеть которую не сумел или попросту не решился.
Селяне окрестили найденный в лесу загадочный холм с уходящими в никуда ходами «замком князей Осиповских»… От «гнезда» Осиповских, разоренного в годы бурного правления Грозного царя и в последующие годы Великой Смуты начала XVII века не сохранилось ни руин, ни даже воспоминаний среди осиповцев. Над развалинами замка давным-давно поднялась сосновая поросль, и зеленый полог леса на долгое время скрыл от потомков погребенную в глубоких замковых погребах тайну твердыни бывших удельных владык.
Михаил ОДИНЦОВ

По другой версии на этом месте добывали глину для производства гончарных изделий и кирпича. «Было небольшое кустарное производство. Столетие назад, а может быть, и пораньше строились поблизости два железнодорожных домика. Сейчас от домиков почти не осталось следа – их ликвидировали» («Ковровские Вести». 08.12.2011).
Деревня Гостюхино
Деревня Погорелка.
Дер. Игумново
Село Клязьминский Городок
Город Ковров
Категория: Ковров | Добавил: Николай (13.03.2017)
Просмотров: 4230 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru