Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.06.2018
08:29
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 474

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [898]
Суздаль [303]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [224]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [94]
Вязники [178]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Гороховца

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Адрес: г. Гороховец, пер. Школьный, 5

В нач. XVII в. на месте настоящего каменного собора существовала деревянная соборная церковь того же имени.
В переписных книгах 1646 г. говорится «… В Гороховце в острожном месте соборная церковь Благовещения Пресв. Богородицы с приделами Макария Желтоводского, св. муч. Параскевы – древяна верх шатров…»
В переписных книгах 1678 г. говорится, что «… На посаде собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Макария Желтоводского, другая теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи с приделом в.-муч. Параскевы, церковь».
Холодная соборная церковь между 1646 и 1678 г. была перестроена, придел св. муч. Параскевы бывший при Благовещенской церкви в 1646 г., в 1678 г. оказывается уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: «соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною,- строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховских посадских людей. В церкви – двери царския, деисус с праздники, пророки и праотцы образ местной Пресвятыя Богородицы Благовещение – венец и гривна серебряные, прикладу 4 креста серебряных, серьги бечеты с жемчуги да золотой крест, образ Преч. Богородицы и преп. Отец Антония и Феодосия обложен серебром золоченым, у Богородицы и Предвечного Младенца наруки и гривна серебряные резные золочены с каменьем. Образ Богородицы Владимирские, венец и гривна серебряные золочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, крест писан в серебре золочен с жемчуги, серьги двоицы с каменьи достоканы с жемчуги. Евангелие печатное обложено бархатом золотным, Распятие и Евангелисты серебряные литые золочены. Крест благословящий обложен серебром золочен, паникадило медное литое, сосуды церковные оловянные, три свечи поставные с подсвешники, чаша медная… В церкви придел преп. Макария Желтоводского, деисусов 11 образов, образ преп. Макария в чудесех, венец и гривна серебряные золочены, Николая Чудотворца, Алексея Человека Божия, Марии Египетской. Паникадило малое, лампады медные».
«Теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, деисусов 11 икон ветхи, образ Всемилостиваго Спаса, Пресв. Богородицы Одигитрия, Усекновение Главы И. Предтечи в чудесах, Московских Чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, Пречист. Богородицы Федоровския, две свечи поставных. В церкви придел св. в. муч. Параскевы, деисусов 9 икон, образ муч. Параскевы в чудесех…

В кон. XVII в. вместо деревянной Благовещенской церкви был построен пятиглавый каменный собор и в 1700 г. был освящен. Храмоздатель – «гостинной сотни торговый человек Семен Ершов» (в сохранившемся до настоящего времени доме Семена Ершова сейчас Гороховецкий музей).
В 1835 году на должность диакона в Благовещенский собор поступил Иван Трифонович Грацилевский (ум. 1889).



В храме было два престола: главный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и придел во имя преп. Макария Желтоводского, пристроенный в 1864 г в память об одноименном приделе существовавшем еще при деревянном соборе.
19 мая 1865 г. умер Гороховского Благовещенского Собора заштатный протоиерей Иоанн Сваренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а его внук - Саваренский Федор Петрович (1881-1946) родился 30 января 1881 г. в городе Гороховеце в большой семье секретаря уездного суда Петра Ивановича Саваренского.
21-го октября 1879 года юбилейное торжество пятидесятилетия служения в духовном ведомстве и в священном сане Михаила Ивановича Данутинского - протоиерея Гороховецкого Благовещенского собора.

Государственный исторический музей на Красной площади в Москве имеет точную копию портала и кованых железных дверей гороховецкого Сретенского собора. В XIX веке Гороховец посетил архитектор В.О. Шервуд, и понравившиеся архитектурные детали гороховецкого собора в последствие, в 1870 году, послужили ему образцом при проектировке здания Исторического музея.

16 апреля 1889 г. скончался священник гороховецкого собора Симеон Беневоленский.
17 октября 1889 г. скончался престарелый заштатный диакон Гороховецкого Благовещенского собора Иван Трифонович Грацилевский.
«В нашем небольшом городе Гороховце 19 числа октября 1889 года происходило событие, по-видимому самое обыкновенное, но представляющее ту особенность, что оно наглядно показывает, как глубоко уважает Православный народ и невысоких по положению, но достойных по жизни лиц духовного звания, как высоко ценит их добрые качества.
17 числа октября скончался престарелый заштатный диакон Гороховецкого Благовещенского собора Иван Трифонович Грацилевский, а 19 числа совершалось погребение тела его. В продолжение двух суток, пока тело почившего не было еще предано земле и находилось в принадлежавшем ему доме, каждый почти из жителей города считал священною обязанностью отдать последний долг почившему, принести горячую молитву Господу Богу о упокоении его души в царствии небесном и проститься с ним.
При выносе в Благовещенский собор тела усопшего, я, к сожалению, по служебным своим обязанностям не мог быть; а потому об этой процессии умалчиваю. Как только звон колокольный возвестил, что тело покойного внесено в собор, я поспешил к литургии и, входя в соборную ограду, увидел значительную толпу народа, в которой находился весьма близкий мой знакомый, 62-летний и вдобавок больной, старик. Я тут же обратился к нему с вопросом: зачем вы здесь стоите? Вы знаете, что при вашей болезни вредно быть на сыром воздухе и при ветре! На это он ответил мне: нельзя же не проводить своего доброго наставника; ведь он учил меня грамоте, закону Божию, и своим примером учил всякому добру.
— Что же вы не идете в церковь?
— Я был, но там тесно и душно, поэтому и вышел освежиться на воздух.
Распростившись с знаковым своим, я поспешил в собор, в котором только-что началась литургии, а народу уже было действительно очень много. Перед отпеванием местный протоиерей Андрей Иванович Богословский произнес надгробное слово, в котором между прочим преподал слушателям назидательный урок в жизни и деятельности почившего.
Погребение совершали — все без исключения городское духовенство, священник пригородного села Красного и некоторые из монашествующих Николаевского монастыря, при участии хора певчих. При перенесении тела почившего о. диакона, из Благовещенского собора до могилы в ограде Николаевского монастыря, провожали не только большая половина городских жителей, но очень многие крестьяне из приписанных к собору деревень. Такого большого стечения народа при проводах усопших давно здесь не бывало.
Что же именно привлекло такое множество народа? Знатное-ли положение почившего в обществе, или богатство и пышное погребение? Совсем нет! Покойный даже не заботился о завтрашнем дне, а пользовался только настоящим, говоря: Бог даст день, и Бог даст и пищу. Поэтому денег по смерти его, насколько мне известно, ничего не осталось. Что же побудило народ воздать такую почесть почившему? То, что в продолжение прожитых о. диаконом в Гороховце 54 лет никто не слыхал от него ни одного обидного слова,— со всеми он был вежлив, ласков, почтителен и добр. Для бедных прихожан был отцом и благодетелем; с нуждой шли к нему, как к родному,— и что мог сделать, в том никому не отказывал. Всякого, бывало, обласкает, всякого вразумит и утешит. К службе в церковь являлся первым, а выходил последний. Служил с благоговением; голос имел хороший, басистый. В хлебной водке он не знал и вкуса, а при случаях позволял себе выпить рюмку белого, или красного вина — и только. Все это, при его жизни, внушало к нему уважение и любовь, а по кончине его — добрую память и теплую молитву перед Богом о упокоении души усопшего в селении праведных.
Иван Трифонович был сын причетника села Белавина, Муромского уезда; на должность диакона в Благовещенский собор поступил в 1835 году.
С первого же года своего приезда в Гороховец он занялся в своей квартире обучением детей городских жителей, а с 1844 года определен штатным учителем Гороховецкого приходского училища. В 1875 году за усердную и весьма полезную службу по должности учителя получил серебряную медаль.
В 1885 году, с разрешения Епархиального Начальства, был торжественно отпразднован 50-летний юбилей Ивана Трифоновича в должности диакона. В конце 1885 года он по расстроенному здоровью, согласно прошению его, уволен за штат; но и будучи заштатным постоянно стремился в храм Божий, как добрый христианин и верный служитель Божий.
П. Е. Копулянский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1890 года).
27 июля 1889 г. уволен за штат диакон гороховецкого Благовещенского собора Алексей Миловидов. 20 сентября 1889 г. перемещен на псаломническое место заштатный диакон гор. Гороховца Алексей Миловидов во Владимирский кафедральный Успенский собор.
27-го августа 1889 г. перемещен диакон погоста Архангельского, гороховецкого уезда, Иоанн Сперанский в Гороховецкий собор.


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Рядом с холодной соборной церковью стояла теплая каменная в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. Когда и кем она построена неизвестно. Глава на храме одна; внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками – алтарь, собственно храм и трапезу.
Престолов в этом храме два: главный в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе во имя св. муч. Параскевы Пятницы.
24 декабря 1972 г. в здании бывшей церкви Иоанна Предтечи был открыт Гороховецкий народный музей. Первый директор - А.С. Захарова.
Сейчас в Предтеченском храме одна из экспозиций Гороховецкого историко-археологического музея.
Основные экспозиции МУК «Гороховецкий историко-архитектурный музей»:
- Дом Сапожникова;
- Церковь И. Предтечи («Далекой старины открытые страницы»).


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Школьный пер., 5

В храме расположена выставка «Страницы истории Гороховца». Среди экспонатов – ворота Благовещенского собора со вставками из бересты и слюды. Интересны также стадии реставрации иконы, показанные на образе Николая Чудотворца. Вся старинная мебель безвозмездно пожертвована музею гороховчанами.

Часовня соборная

Часовня находится перед Благовещенским собором со стороны центральной городской площади.
Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена в 1887 г. на средства купца М. Сапожникова в память об убитом императоре-освободителе Александре II, который посещал Гороховец и делал богатые вклады в Благовещенский собор.
Часовня не действует. В часовне помещается картинная галерея.


Часовня соборная

Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время её построения не известно.


Колокольня Благовещенского собора

В обеих соборных церквах хранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов.
В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная.
В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы:1) местная икона Вседержителя, писанная в 1659 году, 2) храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 году, 3) икона Св. Николая Чудотворца и 4) иконы – св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанная в 1652 году.
Кроме сего, в соборе имеются следующие достопримечательности:
1. Напрестольный крест, на нем внизу на лицевой стороне изображен Макарий Желтоводский, а сзади св. муч. Параскева; приложен в 1653 г. Гр. Ив. Кувалдиным.
2. Такой же крест позолоченный, чеканной работы, с частицами Св. мощей. На задней стороне подпись: «В сем св. кресте Господнем различныя чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительного во плоти Смотрения Господня 1704 лета».
3. Сосуды серебряные, приложенные С. Ершовым в 1685 г.
4. Сосуды серебряные позолоченные с финифтевыми изображениями, приложены в 1732 году посадским человеком Ан. Ив. Холкиным.
5. Ковчег серебряный, в виде церкви, с надписью: «Ковчег не ветхаго иногда, но новаго завета вечного, имущь в себе сокровенное под видом хлеба и вина Таинство, Честное Господа нашего И. Христа тело и кровь Его драгую. Соделан в Гороховецкую соборную церковь Богородичню усердием того града жителя И. Авд. Ширяева в лето спасения 1710».
6. Чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, верх оканчивается двуглавым литым орлом; приложена тем же Ширяевым.
7. Ковш серебряный с надписью внутри: «из сея чаши пити на здравие воспоминаючи благодаря Спаса в подобное время» и извне: «Брак в Кане Галилейстей, идеже Господь Бог воду в вино претворил».

В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенствому собору.
Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона видение преп. Сергием Божией Матери.
Причт при соборе с приписными церквами состоял из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков.
На содержание их получалось: жалованья из государственного казначейства 1050 руб. в год, от служб и требоисправлений до 830 руб. в год и процентов с причтового капитала (3843 р.) 148 р. 72 к., а всего до 2030 руб. в год.
Члены причта помещались в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря.
Земли при Благовещенском соборе не имелось, при Сретенской же церкви имелось 3 десят. сенокосной земли, которую пользовался соборный причт.
В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещались: 1) церковно-приходская школа, 2) Сретенская богадельня и 3) лабазы, отдаваемые под склады товаров.
В церковно-приходской школе в 1897 году обучалось 20 мальчиков.
Богадельня содержалась на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоял из 19071 руб. Призреваемых ежегодно около 20 лиц.
Приход соборный состоял из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки (2 вер. от церкви. По писцовым книгам 1628 г. в Морозовке значилось 19 дворов, по переписным книгам 1678 г. – 33 двора, а в 1897 г. здесь 60 двор.), Городищ (1 ½ вер. В 1628 г. в Городищах было 3 двора крестьянских и 6 бобыльских, в 1678 г. – 11 дворов, а в 1897 г. здесь 29 дворов.), Княжичей (5 вер. В 1678 г. в д. Княжичах было 14 дворов, а в 1897 г. здесь 28 дворов.), Слукина (2 вер. В 1628 г. в д. Слукине было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. 4 двора, в 1897 г. здесь 10 дворов.) и Арефина (4 вер. В 1628 г. в д. Арефине было 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. 6 дворов, а в 1897 г. здесь 27 дворов.); всех прихожан по клировым ведомостям 1897 г. числилось 794 души мужского пола и 904 женского, из них раскольников поморцев 7 душ и Спасова согласия 11 душ обоего пола.
/Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898./

Диакон Благовещенского собора Афанасий Лекторский, 9 октября 1913 г., перемещен в с. Хозниково, Ковровского уезда.

Закрытие Благовещенского собора в Гороховце в 1930-1934 гг.

Ершов А.Л. (г. Владимир)
Рубеж 1929-1930 г. ознаменовался массовым закрытием храмов на территории страны. Обычно для закрытия храма было достаточно лишь пожелания трудящихся. По такому сценарию развивалось и закрытие Благовещенского собора в Гороховце. 17 января 1930 г. общее собрание Гороховецкого государственного котельно-строительного завода высказывается за закрытие «церкви Собор» «под двигатель» и замену «колокольного звона гудком». Собрали 487 подписей на 15 листах...
21 января 1930 г. Гороховецкий райисполком высылает во Владимирский окружной исполнительный комитет (окрисполком) выписку из протокола Гороховецкого горсовета с просьбой дать скорейшее суждение по данному вопросу «ввиду срочной надобности постройки электростанции для Гос. к/с завода, чтобы не подорвать выполнение производственных программ». А сам постановил решение горсовета одобрить и развернуть по этому вопросу работу среди населения. 13 февраля окрисполком заявил о своей поддержке данного начинания и также запросил протоколы собраний...
22 февраля горсовет выслал все списки во Владимирский окрисполком. И незадолго до этого, 6 февраля Окрплан запросил у Окркомхоза заключение, как проектируется электроснабжение г. Гороховца, есть ли договоренность с судостроительным заводом, подходит ли собор под электростанцию.
Осмотр здания собора о пригодности под двигатель состоялся 19-21 марта 1930 г., сопровождался (с разрешения горсовета) откопкой фундамента. Акт осмотра констатирует отсутствие значительных дефектов (имеется лишь несколько трещин). Основное внимание уделялось обследованию грунта.
Признавалась возможность установки двигателя в соборе (распределительный щит и камеры высокого напряжения - в алтаре, а вторую машину меньшего размера - в главном здании), при условии согласия Главнауки и Главмузея (если собор в их ведении), Отдела труда и после дополнительной проверки характеристик фундамента. Так, не исключалось, что, возможно, потребуется укреплять фундамент сваями. Стоимость работ оценивалась в 40 тыс. рублей.
Примечательно, что при осмотре собора главной целью было не найти ему любое применение, а именно найти лучшее помещение для электростанции.
Поэтому подверглась осмотру находящаяся около собора закрытая церковь - не подошла, т.к. мала и расположена на горе. Здание городского кино и дома по берегу также не подошли. Признана пригодной под эти цели столовая при заводе Ивмаштреста по длине и ширине, требуется лишь увеличить высоту здания на 3,5 м. Эти работы встанут в 10-12 тыс. рублей; правда, тогда потребуется строить новую столовую (если из дерева - 25500 рублей). Второй вариант признали более оптимальным: и экономичнее, и ближе к заводу (удобнее обслуживать, потребуется меньше кабеля), кроме того, грунт под ней песчаный, а не глиняный, как под собором.
28 марта горсовет просит Главнауку поддержать ходатайство, сообщая, что окрисполком и Облмузей не возражают. 19 апреля Главнаука отвечает окрисполкому, что переоборудование допустимо, необходимо лишь провести обмеры и сфотографировать собор снаружи и внутри, общий вид желательно сохранить, все ценности собора, имеющие музейное значение (иконы, детали иконостаса, орнаментированные железные ворота), передать в музей.
11 мая Гороховецкий горсовет пишет во Владимирский окрисполком, что плана церкви и плана ее переустройства под электростанцию нет, на 1929/30 г. на установку силовой станции предусмотрено 300 тыс. рублей, смета переоборудования - 40000 рублей, верующих - 167 человек, до Сретенской церкви - ¼ км. 5 июня 1930 г. окрисполком постановил: ввиду требования граждан и нужды в электростанции и т.к. пригодны только церковь и столовая и Главнаука не возражает - признать возможным закрыть и переоборудовать собор; отправить постановление на утверждение облисполкома.
Неожиданно в это же время Ивмаштрест информирует облисполком (а тот - окрисполком), что электростанция будет в новом здании около судостроительного завода, в связи с чем нужда в соборе для этой цели отпала.
Полтора года судьба храма находилась в подвешенном состоянии. Собор продолжал быть опечатанным, последствия изучения фундамента (вскрытые полы и кучи грунта) так и не были ликвидированы. Верующие требовали от властей устранить последствия этих работ. Налоги за 1930 и 1931 гг. они уплатили, т.к., по их словам, надеялись, что порядок в храме наведут и вернут его им. При этом странно, почему они не пытались опротестовать закрытие в каких-либо инстанциях (по крайней мере, нет никаких сведений об этом).
В начале 1932 г. вскрыт факт ограбления храма. Составленным милицией актом 14 января зафиксировано: разбито стекло в окне, загнута решетка, отбита дверь, внутри вещи разбросаны по полу, книги изорваны. Верующие понимали, что отсутствие вещей будет рассматриваться как недостача, которую верующим и придется компенсировать. Даже те вещи, которые по горячим следам были найдены (забили тревогу, когда лесник Осипов отобрал у каких-то мальчиков церковные вещи и передал их милиции), верующим не вернули.
21 февраля прошло собрание прихожан (60 человек), на котором они решили отказаться от собора и просить вышестоящие инстанции сложить с них налоги и позволить перенести имущество из храма (кресты, Евангелия, облачения, сосуды) в Сергиевскую церковь. После они написали несколько заявлений: в горсовет, райисполком, облисполком и Главнауку о своем решении.
В качестве причин отказа указывали состояние пола (ямы и кучи земли после исследований), покражу и поломку и порчу имущества. 26 февраля они просили у Наркомфина не только списать налоги за 1932 г., но и вернуть то, что было заплачено в 1930 и 1931 гг., т.к. храмом они не пользовались.
25 февраля горсовет запросил у облисполкома копии решения о закрытии храма, вынесенного в начале 1930 г., а также разрешение на сломку собора, т.к. на его месте будет клуб. Получив письмо и от верующих, и от горсовета, облисполком 11 марта 1932 г. пересылает в райисполком заявление верующих об отказе от храма, разрешает расторгнуть с общиной договор и велит, в случае отсутствия другой общины, желающей арендовать храм, сообщить, на какие культурно-просветительные цели может быть использовано помещение, с предоставлением плана переоборудования, сметы и справки о наличии средств.
Райисполком перепоручил это дело горсовету, который 20 марта постановил: т.к. община от храма отказалась и нет других арендаторов, считаем необходимым построить киноклуб на этом месте; просить разрешить приступить к реализации церковного имущества (полученные средства пойдут на строительство); построить предполагается в сезон 1932/1933 г. 25 марта горсовет снова запросил у облисполкома разрешение на сломку собора.
Прошло 2 года. 31 июля 1934 г. облисполком пишет в Гороховецкий райисполком, что он уже 2 года ждет ответ, и требует сообщить, в каком состоянии собор, как и кем используется, переоборудован ли, сколько было на переоборудование потрачено, как предполагается использовать его в дальнейшем, а также сколько в городе действует церквей. 5 августа Горкомхоз ответил, что в соборе зернохранилище, на другие цели его использовать нельзя, в 1932 г. был проведен небольшой ремонт и переоборудование; в проекте - использование здания под электростанцию; действует же в городе 2 церкви.
13 декабря 1934 г. Ивановский облисполком вынес постановление: т.к. договор с верующими на пользование храмом расторгнут 28 мая 1932 г., в храме в настоящее время зернохранилище (будет электростанция) и в городе действует 2 церкви - Благовещенский собор г. Гороховца считать ликвидированным.
Так был закрыт этот храм. Его закрытие сопровождалось неоднократными нарушениями закона со стороны местных властей. Обращает на себя внимание юридическая некомпетентность прихожан и их пассивность. Договор с ними расторгли в мае 1932 г., значит, до этого времени они могли им беспрепятственно пользоваться. Достаточно было лишь написать жалобу в облисполком либо ВЦИК. Как известно, после статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов» от 2 марта 1930 г. и последовавшего за ним постановления ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении» от 14 марта того же года верующим многие храмы были возвращены, особенно те, закрытия которых не были утверждены облисполкомами (закрытие этого собора было именно таковым).
Также для закрытия не было веских причин: здание не являлось аварийным, поэтому не было необходимости его сносить или срочно закрывать на ремонт; община была платежеспособной, уплачивала все налоги, поэтому не было такого основания для расторжения договора с ней, как налоговая задолженность. Наконец, как показали последующие события, не было и нужды в помещении: сначала 2 года храм пустовал, а потом стал использоваться как зерносклад. При этом следует отметить, что вышестоящие органы всегда отдавали предпочтение использованию храмов под культурные цели (клуб, школа, реже больница). Это считалось равноценной заменой, на которую указывала пропаганда того времени: центр темноты и невежества храм превращается центр культуры.
Выжидательная позиция верующих, как они потом объясняли, была вызвана их требованием об устранении следов исследований, сопровождавшихся вскрытием полом. Это ярко показывает непонимание верующими произошедших изменений в стране, неготовность их к испытаниям, к возможным жертвам. По большому счету, заровнять ямки в храме верующим было не сложно, естественно, предварительно им следовало через облисполком или ВЦИК вернуть себе ключи от храма.
Также, вероятно, сыграл свою роль тот факт, что в городе имелись и другие храмы. Можно предположить, что из-за этого верующие не воспринимали потерю одного храма как нечто фатальное, как трагедию, катастрофу, ведь с закрытием его они не лишались возможности молиться в храме. Более того, им даже не пришлось ходить в другой приход. Единственное изменение заключалось в том, что теперь они зимним храмом пользовались не только зимой, но и летом.
Конечно, можно предположить, что если бы верующие вернули себе в 1930 г. храм, то местные власти могли бы начать новую атаку. В частности, по закону не допускалось наличие у одной общины 2 храмов, но на практике выполнение этого закона заняло несколько лет (нельзя исключать, что опять из-за того же низкого уровня юридической грамотности). В любом случае подготовка новой атаки - поиск весомых оснований для закрытия - занял бы какое-то время. При этом нельзя исключать, что возвращение храма верующим через заступничество облисполкома или даже ВЦИК могло посеять среди активистов-безбожников сомнения в правоте своего дела. А значит, в любом случае храм бы действовал еще какое-то время.

Участники Первой мировой войны – члены церковных общин Гороховецкого уезда в 1923-1925 гг. (по материалам Государственного архива Владимирской области).
В 1923 г. советской властью была проведена регистрация всех церковных общин. Община Благовещенского собора г. Гороховца:
1) Куликов Иван Степанович (Ленинская ул.), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», из мещан, служащий (с 1918 по 1923 г. – в лесничестве, военкомате, картонной фабрике), жена – Лидия Федоровна; имеет дом и корову.
2) Докучаев Иван Яковлевич, церковн. староста (Ленинская ул.), «служил на воен. службе до 1918 г.», был служащим (служил в Железкоме, на заводе Шорина), с 1924 г. без опред. занятий, из крестьян, жена – Екатерина Ивановна, сестра Евдокия Яковлевна; имеет полдома и корову.
3) Докучаев Андрей Яковлевич (Ленинская ул.), «служил на военной службе до 1918 г.», с 1918 г. служил в Земотделе, Обществе потребителей, картонной фабрике, из крестьян, жена – Мария Федоровна; имеет дом и корову.
4) Гаврилов Иван Иванович (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин, жена – Ирина Николаевна; имеет дом, двор, лошадь и корову.
5) Маркин Николай Федорович (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин, жена – Евдокия Антоновна; имеет дом, двор.
6) Ежов Федор Осипович (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин (по данным на 1923 г. – арендатор торговой площади в д. Городищи), жена – Клавдия Васильевна; имеет дом, двор, корову.
7) Карпов Михаил Алексеевич (д. Городищи), «был на военной службе с 1914 по 1918 г.», крестьянин, жена – Ксения Ефимовна; имеет дом, двор, амбар, корову, лошадь.
8) Ежов Алексей Ефимович (д. Городищи), «был на военной службе с 1916 по 1920 г.», крестьянин, жена – Акилина Ивановна, дети – Александр (с 1918 по 1922 г. военнослужащий) и Мария; имеет дом, двор, амбар, баню, сарай, корову, лошадь.
Возможные участники войны:
9) Карманов Федор Николаевич (Ленинская ул.), «состоял на военной службе», из мещан, служащий, жена – Мария Борисовна.
10) Основ Михаил Федорович (Ленинская ул.), «на военной службе до 1921 г.», рабочий (зав. пожарной мастерской в 1921–1922 гг.), из крестьян; мать – Мария Антоновна, жена – Елизавета Ивановна, братья – Борис (учился, служил в милиции и пожарной мастерской) и Николай (служил в Кр. Армии и пожарн. мастерской).
11) Носков Иван Александрович (Ленинская ул.), с 1914 г. занимался торговлей, 1915– 1918 г. – «служил» (военная или гражданская служба?), с 1918 г. занимается хозяйством, из мещан, жена – Александра Ивановна.
12) Теплужин Александр Афанасьевич (Ленинская ул.), «учился и служил в армии», из крестьян, сестра – Ольга Афанасьевна.
13) Полетаев Михаил Дмитриевич (Солдатская ул.), из мещан, «был военнослужащим», «ничего не имеет, живет своим трудом», «при отце» (Дмитрий Михайлович, чернорабочий, извозчик на лошади), сестра Пелагея Дмитриевна, служащая советского учреждения.
14) Постираев Николай Михайлович (Солдатская ул.), из мещан, «заводской рабочий и военнослужащий», «ничего не имеет, живет своим трудом»; жена – Евдокия Галактионовна.

Кладбищенская Всехсвятская церковь

В 1841 г. на средства купца 1-й гильдии Д.А. Лухманова устроена на городском кладбище деревянная с такой же колокольней церковь. Престол в этой церкви один — во имя Всех Святых.
Первоначальная церковь представляла собой деревянное прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и небольшой главкой над ней. Колокольня включала два квадратных яруса и завершалась четырехскатной кровлей-колпаком со шпилем.
Кладбищенская Всехсвятская церковь была приписана к Благовещенскому собору. Богослужение совершалось здесь только в летнее время по просьбе прихожан причтами — соборным и Воскресенской городской церкви.
Церковь и колокольня обветшали и разрушились в 1940-е годы.


Кладбищенская церковь во имя всех Святых.

Кладбищенский храм Всех Святых

Всехсвятская церковь расположена поблизости от Троице-Никольского монастыря к западу от него, на кладбище.
В 1917 году рядом с деревянной церковью техником гороховецкого уездного земства А.Ф. Ворониным возведена существующая Всехсвятская церковь из красного кирпича. Это одноглавый четырёхстолпный храм, относящийся к типу восьмерик на четверике. Он состоит из основного объема, трапезной и колокольни. Центральная часть перекрыта сферическим куполом. С востока к храму примыкает граненая апсида, увенчанная небольшой декоративной главкой. Колокольня представляет собой четверик, на котором покоятся два восьмерика, последний из которых увенчивается восьмигранным шатром, заканчивающимся небольшим барабанчиком на постаменте с главкой луковичной формы. С западной стороны к колокольне примыкает крыльцо на столбах граненой дынеобразной формы в духе построек XVII века. Снаружи стены храма богато декорированы лопатками, ширинками, трехлопасными и килевидными арками, нишами, карнизами. Сооружение возведено в формах "русского" стиля широко распространенного в архитектуре второй половины XIX века (По материалам книги Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец: Историко-краеведческий очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1988.).
27 апреля 2005 г. был создан православный военно-патриотический клуб «Воскрест» при гороховецком храме Всех Святых. Руководитель – отец Александр, настоятель Всесвятской церкви, благочинный Гороховецкого благочиния. В 2009 году клубу было присвоено имя Героя России В. Ульянова.

К церкви приписана часовня Троицы Живоначальной на святом Троицком источнике неподалеку от церкви, у подножия склона Пужаловой (Николиной) горы.
Источник находится у подножия Свято-Троице-Никольского монастыря. Согласно преданию, ханское войско подступило к поселению, которое тогда находилось на этом месте, и готовилось к осаде. Неожиданно на горе появилась огромная тень русского богатыря на коне. Ханское войско восприняло это так: пора сматываться! А под Пужаловой горой (отсюда и название) после того случая забил ключ.
Здесь установили срубы с купелями отдельно для мужчин и женщин. Для набора воды стоит отдельная лохань.
Вода из источника богата минералами, она абсолютно чистая и считается святой – ходит немало историй о чудесном выздоровлении паломников и раненых солдат.



Часовня в честь Троицы Живоначальной


Икона на входе в купель святого источника

16 апреля 1999 г. в Гороховецком Благовещенском соборе после длительного советского периода состоялось первое богослужение с участием архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.
Город Гороховец
Владимирская епархия.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (19.04.2018)
Просмотров: 90 | Теги: Гороховец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика