Главная
Регистрация
Вход
Суббота
26.05.2018
18:23
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [886]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [68]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [74]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Село Воютино Меленковского района

Село Воютино

Воютино — село в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Дмитриевогорского сельского поселения.
Село расположено на берегу Оки в 7 км на северо-восток от центра поселения села Дмитриевы Горы и в 22 км на юго-восток от райцентра города Меленки. «Село Воютино при речке Оке и речке Виселке находится в 18-ти верст. От уездного города (Меленковский уезд) и в 140 от губернского».

Стоянка, неолит расположена в 2 км. к востоку от с. Воютино, мыс лев. берега р. ока, 0.15 км. к востоку от старицы Воютинская или Глухая заводь. Площадь ок. 400 кв. м., выс. Над поймо 0.8 м. Территория памятника поросла лиственным лесом. Культурный слой – темная гумусированная супесь толщиной до 0.3 м. Керамика лепная, с уплощенным дном, относительно толстостенная, с примесями ракушки и органических остатков в глиняном тесте, с орнаментом в виде «елочки», выполненным гребенчатым штампом, предположительно волосовской к-ры, кремневые наконечник стрелы, резец, скребки, отщепы, кости животных.
Городище (р.ж.в.) расположено на северо-восточной окраине села Воютино, мыс левого коренного берега р. Ока при впадении в ее пойму двух оврагов с протекающими по их дну ручья, урочище Братские или Солдатские могилы. Площадка почетырехугольная в плане, вытянута с запада на восток, размеры ок. 60х40 м., высота над рекой до 30 м., с напольной западной стороны - два вала высотой 1.5-2.0 м. при ширине в основании 6.0-6.5 м и два рва глубиной 1.0-1.2 м., шириной 6.0-6.5 м. Керамика лепная, с рогожными отпечатками на внешней поверхности, городецкой культуры.
Селище (8-10 вв.) расположено ок. 1 км. к юго-западу от южной окраины села Воютино, правый берег ручья, левого притока р. Ока, ок. 0.5 км. от русла последней. Протянулось вдоль берега ручья с северо-запада на юго-восток, размеры ок. 150х35 м. Керамика лепная, горшковидной формы, без орнамента муромская 8-10 вв.
Вблизи Воютина находится небольшой квадратный «городок», близ которого находят иногда большие пули; овраг около городка носит название «Стрельчихи». Происхождение городка неизвестно.
См. Памятники археологии Меленковского района.

Среди множества воютинских легенд одна связана с якобы спрятанными кладами на месте бывшего усадебного дома прежних владельцев села Чаадаевых. Весной 1775 года шайка разбойников во главе с атаманом Рощиным в отсутствие хозяев сожгла чаадаевскую усадьбу, однако управляющий будто бы успел спрятать все самое ценное, в том числе коллекцию драгоценностей, в тайнике, который рощинцы так и не смогли найти. Не выдавшего тайник старика разбойники убили, поэтому потом и Чаадаевы не смогли отыскать спрятанный клад. Существует версия, правда, достаточно фантастическая, что расстроенный бесплодными поисками наследник Яков Петрович Чаадаев (брат строителя воютинской церкви 1765 года) покончил с собой, застрелившись из пистолета. Так или иначе, но о самоубийстве отца философа говорили и писали немало, а вот его истинная причина осталась загадкой.

«В селе Воютине (в ХIX веке) семейство одного домохозяина в зимнее время занимается деланием простых крестьянских саней, состоящих из двух полозьев, изогнутых в передних концах, со вбитыми в них деревянными копыльями, на которых держится поперечная вязь саней, такая же вязь называемая стужни, сделана на передних изогнутых концах; сани делаются из дуба, получаемого из местной дубовой рощи.
Продаются они на месте и в г. Меленках от 2 руб. до 4 руб. 50 коп. за сани, которых изготовляется в зиму до 100 штук, на сумму до 300 руб.» (см. Ручной труд в Меленковском уезде).
«Ватажчики сортируют рыбу на три сорта: красную, бель и моль; первый сорт составляют: стерлядь, судак и окунь известных размеров; второй – сом, лещ, шерих, язь, щука, налим, линь, карась, изголов, окунь и судак, и третий – плотва, ерш, густера, подуст, синец, клень, моклея, чохоня, скозобец и вся мелкая рыба вышеперечисленная, кроме стерляди.
Всех ватаг по р. Оке в Меленковском уезде 6, а именно: при селах Окшове, Санчуре, Воютине, Шиморском, Дощатом и Решном. Улов рыбы, в продолжении целого года, простирается: примерно, до 2/т. пуд. на сумму слишком 4 ½ т. руб.; в том числе ловится: стерлядей до 4/т. штук разных величин. Размер их принято считать от глаза до хвостового пера, от 6 (27 см.) до 11 ½ вершков (51 см.), ниже же 6-ти вершков 8 стерлядей принимаются за одну вошедшую в меру. В продаже мерная стерлядь покупается поштучно 55 и 60 коп. за каждую, немерная же десятками 70 и 75 коп. за десять стерлядей; судака и окуня до 150 пуд., средняя летняя цена 5 руб. за пуд, леща до 50 пуд. – 3 руб. 50 коп. за пуд; разной рыбы – до 500 пуд., от 1 руб. 50 коп. до 2 руб. 50 коп. пуд и мелкой – до 100 пуд. от 40 коп. до 70 коп. за пуд.
В зимнее время ловится рыбы в реке впятеро менее нежели летом, а также и ценность на нее в полтора больше летних цен.
Сбыт рыбы производится местным потребителям окрестных селений и соседних городов, а более Московским рыбопромышленникам, которым исключительно поступает одна крупная и отборная рыба. Летом скупают они рыбу живой, которую в плавучих садках отводят в Москву, зимой же в замороженном виде» (см. Промыслы в Меленковском уезде).
По переписи 1897 г. с. Воютино проживало 1058 чел.
С 1929 года село являлось центром Воютинского сельсовета в составе Ляховского района. С 1963 года в составе Меленковского района Владимирской области, позднее вплоть до 2005 года входило в состав Дмитриево-Горского сельсовета.

Численность населения в с. Воютино в 2010 году – 171 муж. и 203 жен., всего 374 чел.


Село Воютино

В селе имеюся школа, ДК и библиотека. Сельский библиотекарь Людмила Сергеевна Мурашова, поистине неутомимый просветитель своих земляков, создала и ведет летопись села.
Поблизости от села находится несколько баз отдыха, одна из которых (Муромского радиозавода) носит название «Воютино».

Воскресенский монастырь

Место, где были дома причта, называется «монастырек». По преданию, когда-то здесь был Воскресенский монастырь, но никаких письменных свидетельств об этом монастыре не имеется.
По одной из легенд, в далеком 1380 году, направляясь в поход против татар, великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович, тогда еще не Донской, прибыл с войском на крутой правый берег реки Оки как раз в том месте, где сейчас находится Воютино. Там он основал Воскресенский монастырь, храм которого позже и стал приходской церковью.
По другому преданию, рядом с нынешним Воютино находилась небольшая крепость, контролировавшая судоходство на Оке. Сегодня об этом напоминают остатки древнего городища близ села, где не раз находили пули и ядра, а соседний овраг местные жители до сих пор называют «Стрельчихой» – в память о когда-то несших службу на сторожевом посту караульных стрельцах.

Воютинский приход

В писцовых книгах 1628-1630 гг. значится сельцо Воютиново за вдовою Настасьей Ивашевой; в сельце тогда были двор прикащиков и 12 дворов крестьянских. О церкви в этих книгах не упомянуто, следовательно, в то время в Воютине её еще не было. В тех же книгах значится и приходская деревня Толстиково, принадлежавшая помещику Всеволоцкому.
Когда построена в Воютине в первый раз церковь, с точность не известно, но несомненно раньше 1676 г.
Одна из деревянных воютинских церквей была возведена в середине XVII века по благословению архиепископа Рязанского Мисаила, занимавшего данную архиерейскую кафедру в 1651-1655 гг. Именно этот владыка много сделал для наведения порядка в своей епархии. Он вел активную миссионерскую деятельность и во время одной из поездок был смертельно ранен язычниками (они обстреляли епископа и его спутников из… луков!) и скончался 11 дней спустя.
В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год отмечено, что «в селе Воютине церковь Воскресения Христова, при той церкви двор попа Ивана, да в приходе 38 дворов крестьянских и 1 дв. Бобыльский, дер. Елина, в ней два двора помещиковых, дер. Першатина, в ней 11 дв. Крестьянских, дер. Толстиково и Каменица, в них 17 дворов крестьянских. Да по сказке попа Ивана дано ему земли по пяти четвертей в поле с полуосминою».
В 1716-1721 гг. в Воютине был построен новый деревянный храм, по благословению епископа Рязанского Сильвестра (Холмский-Волынец). Это был архиерей, отправленный в Рязань в ссылку. Ранее он был митрополитом Нижегородским, Смоленским и Тверским и считался другом царевича Алексея Петровича, за что и пострадал. Позднее владыку Сильвестра и вовсе разжаловали в монахи в зловещую пору бироновщины, и он окончил свои дни узником Выборгского замка.
Строителем храма был священник Московского Ивановского девичьего монастыря Алексей Иванов, «построил ее по родителях своих и по всех своих родственниках».
Очередной храм простоял в Воютино совсем недолго – всего лишь 40 с небольшим лет и, скорее всего, погиб в пожаре. В 1765 г. церковь была перестроена вновь при участии местного помещика отставного лейб-гвардии капитана Ивана Петровича Чаадаева (дяди автора «Философических писем» Петра Яковлевича Чаадаева, который, по легенде, тоже бывал в Воютино) и освящена с благословения епископа Рязанского Палладия.
Деревянная колокольня в 1881 г. была построена вновь.


Церковь Вознесения Христова, 1870-е годы. Село Воютино Меленковского уезда

Престолов в церкви три: главный во имя Воскресения Христова, в приделах: во имя Живоначальной Троицы и в честь св. муч. Параскевы. Из Св. икон особенно чтима прихожанами икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»; в честь этой иконы в приходе установлен особый праздник – 28-го июля. Обращает на себя внимание небольшой образок, вырезанный на черном камне; на нем вырезаны изображения Николая Чудотворца и Божией Матери. Было также напрестольное Евангелие XVII в., средник и Евангелисты серебряные; на нем по листам подписано: «лета 7197 (1689) апреля в 20-й день, по указу Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великия Государыни, Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, дано сие святое Евангелие из приказу Большаго Дворца в Муромский уезд, в село Воютино, в церковь Живоноснаго Христова Воскресения при священнике Иоанне Левкиеве из палаты верхние типографии; подписал и отпустил той палаты подячий Онисим Коренев». Кроме Евангелия в тоже время приложены по указу Государей: Апостол, Минея Общая и Псалтырь следованная, и на них по листам такие же подписи. В церковной библиотеке имеется старинный Синодик, в котором между прочим отмечено о построении храма в 1716 г.
Причт при церкви состоял из священника и псаломщика. На содержание его положено: с 1896 г. жалованья от казны 400 руб.; кроме того от служб и требоисправлений получалось до 300 руб. и от земли церковной и хлебного сбора до 120 руб. в год, а всего получалось до 820 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Приход состоял из села Воютина и деревни Толстикова (4 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числилось 1123 души муж. пола и 1135 жен.
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

В течение длительного времени в старой воютинской церкви служили священники из рода Авроровых. Это была целая династия местного духовенства. В 1852-1867 гг. настоятелем Воскресенского храма был священник Федор Алексеевич Авроров, переведенный туда из с. Погребищи Владимирского уезда. После его кончины воютинский приход «унаследовал» сын старого батюшки иерей Александр Федорович Авроров, священствовавший там до 1897 года. А когда умер и отец Александр, настоятелем церкви был назначен представитель следующего поколения семейства священник Николай Александрович Авроров.
В 1913 г. священником с. Воютина Николаем Авроровым присоединены к православию из секты евангелических христиан: крестьянин дер. Толстикова, Меленковского уезда, Петр Гаврилов Максимов, его жена Иулиания Васильева и дети их: Параскева, Павел и Мария.


Семья Авроровых. Фото начала XX века. Первый слева – священник Николай Александрович Авроров.

Николай Александрович Авроров служил в храме до его закрытия.
Про то, как потомственному служителю алтаря удалось уцелеть в суровую пору гонений, до сих пор рассказывают анекдот. То ли сам батюшка, то ли кто-то из односельчан пустил слух, что фамилию Авроров воютинский пастырь носит в честь «Авроры» – знаменитого крейсера революции. А уездное, а потом и районное начальство из приезжих и не шибко грамотных партийцев в это поверило и поэтому велело не трогать «сознательного» батюшку.
Из рода Авроровых помимо многочисленного духовенства вышли врачи и учителя (даже один профессор), писатели и поэты, многие из них участвовали в Великой Отечественной войне. Всего за алтарем прежнего храма были погребены представители шести поколений рода. При пожаре 2008 года чудесным образом их памятники не пострадали, хотя даже металлические конструкции сгоревшего здания оплавились от сильного жара.

В 1937 году Воскресенскую церковь в Воютино закрыли. Она постепенно разрушалась. В конце 1940-х гг. инициативная группа из воютинцев обратилась к первому архиерею восстановленной Владимирской и Суздальской епархии епископу Онисиму (Фестинатову) с просьбой восстановить приход, назначить священника и разрешить сбор средств на ремонт храма. Однако в ту пору владыка мог дать «добро» лишь по согласованию со светскими властями, а они регистрацию воютинского прихода так и не разрешили.
В 1990-е годы Вознесенская церковь реставрировалась за счет государственного бюджетного финансирования как памятник архитектуры. Сруб разобран и перекатан заново с заменой повреждений и вычинкой материала, собран на старом месте с подводкой железобетонного фундамента.
В Чистый четверг 24 апреля 2008 года в Воскресенской церкви села Воютино Меленковского района готовились к службе. Храм длительное время обустраивался после затянувшейся многолетней реставрации, но дело уже двигалось к концу. Вдруг трудившиеся на шатровой колокольне рабочие увидели дым, а потом и сполохи пламени.
Мужчины подняли тревогу, но огонь распространялся очень быстро. Деревянное церковное здание занялось со всех сторон. Его едва успели покинуть настоятель отец Владимир и прихожане, захватив с собой часть утвари. Не прошло и получаса, как храм полностью сгорел. Вызванные по телефону пожарные приехали лишь к дымящемуся пепелищу. Так в Воютино на Оке погибла почти возрожденная святыня, истоки которой, по преданию, восходят к временам Дмитрия Донского… Теперь на старом месте, где веками находился храм, можно видеть лишь его бетонный периметр, все больше зарастающий травой и кустарником.
В 2009 году началось строительство новой деревянной церкви Воскресения Христова на новом месте. Новая церковь выстроена в центре Воютино рядом с почтой, да и здание значительно меньше и без звонницы.

Воютинское училище, Дмитриево-Горской волости, в селе Воютине. Основано земств в 1871 г„ благодаря стараниям священника А. Авророва. Ближайшие училища: Дмитриево-Горское в 5 в. и Домнинское — 7 в.
В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 7, шириной 4 ¾ , вышиной 3 арш. Учебных пособий достаточно — на 92 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Александр Авроров, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1871 года, а в настоящем училище с 1880 г.; учитель Федор Виноградов, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с сентября 1883 г. Попечитель крестьянин Кузьма Афанасьевич Муратов; пожертвования его были, но незначительные. Учащихся к 1-му января 1883 года 36 м. и 4 дев. Выбыло до окончания курса: по решению начальства 1 м., по желанию родителей 1 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 10 м. и 1 д. Вновь поступило 15 м. и 2 д. К 1-му января 1884 года состояло 39 м. и 4 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 7, 8 — 9 л. - 14, 9 — 10 л. - 11, 10-11 л. - 5, 11 — 12 л. - 3, 12 — 13 л. - 1, 13 и выше - 2. Из учащихся: 41 из с. Воютина и 2 из д. Кононова в 2 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 37 в. и 4 д., раскольн. 2 и. По сословиям: дух. 2 д., крест. 39 м. и 2 д. Средства: от земства 250 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье - законоучителю 25 р., учителю 200 р.; на книги и учебные пособия 25 р. Посещали классы неисправно 10 уч.; меры — внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 6. Учебный год с 15-го сентября по 8-е мая. Обучение пению начинается. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 12, по Русскому языку - 32, по Славянскому языку - 4, по арифметике - 12, по пению - 6. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет». Учащихся в 1896 г. было 32.
В дер. Толстикове с 1890 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 40.
Город Меленки
Меленковский уезд.
Село Бутылицы

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Меленки | Добавил: Jupiter (15.11.2016)
Просмотров: 1124 | Теги: Меленковский уезд, Меленковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика