Воютино — село в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Дмитриевогорского сельского поселения.
Село расположено на берегу Оки в 7 км на северо-восток от центра поселения села Дмитриевы Горы и в 22 км на юго-восток от райцентра города Меленки. «Село Воютино при речке Оке и речке Виселке находится в 18-ти верст. От уездного города (Меленковский уезд) и в 140 от губернского». [1]
Стоянка (неолит) расположена в 2 км. к востоку от с. Воютино, мыс лев. берега р. Ока, 0.15 км. к востоку от старицы Воютинская или Глухая заводь. Площадь ок. 400 кв. м., выс. над поймой 0.8 м. Территория памятника поросла лиственным лесом. Культурный слой – темная гумусированная супесь толщиной до 0.3 м. Керамика лепная, с уплощенным дном, относительно толстостенная, с примесями ракушки и органических остатков в глиняном тесте, с орнаментом в виде «елочки», выполненным гребенчатым штампом, предположительно волосовской к-ры, кремневые наконечник стрелы, резец, скребки, отщепы, кости животных. [2]
Городище (р.ж.в.) расположено на северо-восточной окраине села Воютино, мыс левого коренного берега р. Ока при впадении в ее пойму двух оврагов с протекающими по их дну ручья, урочище Братские или Солдатские могилы. Площадка почетырехугольная в плане, вытянута с запада на восток, размеры ок. 60х40 м., высота над рекой до 30 м., с напольной западной стороны - два вала высотой 1.5-2.0 м. при ширине в основании 6.0-6.5 м и два рва глубиной 1.0-1.2 м., шириной 6.0-6.5 м. Керамика лепная, с рогожными отпечатками на внешней поверхности, городецкой культуры. [2] Селище (8-10 вв.) расположено ок. 1 км. к юго-западу от южной окраины села Воютино, правый берег ручья, левого притока р. Ока, ок. 0.5 км. от русла последней. Протянулось вдоль берега ручья с северо-запада на юго-восток, размеры ок. 150х35 м. Керамика лепная, горшковидной формы, без орнамента муромская 8-10 вв. [2] Вблизи Воютина находится небольшой квадратный «городок», близ которого находят иногда большие пули; овраг около городка носит название «Стрельчихи». Происхождение городка неизвестно.
См. Памятники археологии Меленковского района.
Среди множества воютинских легенд одна связана с якобы спрятанными кладами на месте бывшего усадебного дома прежних владельцев села Чаадаевых. Весной 1775 года шайка разбойников во главе с атаманом Рощиным в отсутствие хозяев сожгла чаадаевскую усадьбу, однако управляющий будто бы успел спрятать все самое ценное, в том числе коллекцию драгоценностей, в тайнике, который рощинцы так и не смогли найти. Не выдавшего тайник старика разбойники убили, поэтому потом и Чаадаевы не смогли отыскать спрятанный клад. Существует версия, правда, достаточно фантастическая, что расстроенный бесплодными поисками наследник Яков Петрович Чаадаев (брат строителя воютинской церкви 1765) покончил с собой, застрелившись из пистолета. Так или иначе, но о самоубийстве отца философа говорили и писали немало, а вот его истинная причина осталась загадкой.
В конце XIX — начале XX века Воютино — крупное село в составе Димитровско-Горской волости Меленковского уезда.
«Пароходство по р. Оке ограничивается легким пассажирным; пароходы пробегают из Нижнего и Мурома до Елатьмы, Касимова и обратно; на Дощатинской пристани пароходы не на долго останавливаются, затем следуют до Елатьмы безостановочно. Буксирного пароходства, вероятно, нет потому, что фарватер р. Оки во многих местах слишком мелководен от наносных отмелей, которые затрудняют даже движение мелких товарных судов; в особенности близь села Воютина, где река так обмелела, что без перегрузка товаров на разпаузки (большие легкие лодки) нельзя пройти судну, а потому у крестьян этого селения держатся разпаузки и перегрузка товаров вошла в постоянный их промысел. Обмеление р. Оки в этом месте с каждым годом увеличивается; подводный песчаный бугор все более и более растет от быстрого слияния двух течений рек Старицы и Оки, а потому в недалеком будущем может встретиться большое затруднение в движении товарных судов, если не будет обращено должное внимание лиц заведующих водными сообщениями» Географическо-статистическое описание Меленковского уезда, 1869 г.).
«В селе Воютине (в ХIX веке) семейство одного домохозяина в зимнее время занимается деланием простых крестьянских саней, состоящих из двух полозьев, изогнутых в передних концах, со вбитыми в них деревянными копыльями, на которых держится поперечная вязь саней, такая же вязь называемая стужни, сделана на передних изогнутых концах; сани делаются из дуба, получаемого из местной дубовой рощи. Продаются они на месте и в г. Меленках от 2 руб. до 4 руб. 50 коп. за сани, которых изготовляется в зиму до 100 штук, на сумму до 300 руб.» (см. Ручной труд в Меленковском уезде). «Ватажчики сортируют рыбу на три сорта: красную, бель и моль; первый сорт составляют: стерлядь, судак и окунь известных размеров; второй – сом, лещ, шерих, язь, щука, налим, линь, карась, изголов, окунь и судак, и третий – плотва, ерш, густера, подуст, синец, клень, моклея, чохоня, скозобец и вся мелкая рыба вышеперечисленная, кроме стерляди. Всех ватаг по р. Оке в Меленковском уезде 6, а именно: при селах Окшове, Санчуре, Воютине, Шиморском, Дощатом и Решном. Улов рыбы, в продолжении целого года, простирается: примерно, до 2/т. пуд. на сумму слишком 4 ½ т. руб.; в том числе ловится: стерлядей до 4/т. штук разных величин. Размер их принято считать от глаза до хвостового пера, от 6 (27 см.) до 11 ½ вершков (51 см.), ниже же 6-ти вершков 8 стерлядей принимаются за одну вошедшую в меру. В продаже мерная стерлядь покупается поштучно 55 и 60 коп. за каждую, немерная же десятками 70 и 75 коп. за десять стерлядей; судака и окуня до 150 пуд., средняя летняя цена 5 руб. за пуд, леща до 50 пуд. – 3 руб. 50 коп. за пуд; разной рыбы – до 500 пуд., от 1 руб. 50 коп. до 2 руб. 50 коп. пуд и мелкой – до 100 пуд. от 40 коп. до 70 коп. за пуд. В зимнее время ловится рыбы в реке впятеро менее нежели летом, а также и ценность на нее в полтора больше летних цен. Сбыт рыбы производится местным потребителям окрестных селений и соседних городов, а более Московским рыбопромышленникам, которым исключительно поступает одна крупная и отборная рыба. Летом скупают они рыбу живой, которую в плавучих садках отводят в Москву, зимой же в замороженном виде» (см. Промыслы в Меленковском уезде).
«Новые люди - новые песни (с. Воютино, Дмитр. в. Меленк. уезда). При старом Предсельсовете сельчане начали было приводить в порядок пожарный инвентарь, но по его переизбрании — при новом — дела встали, приготовленные материалы растаскиваются. Плохо работает новый Предсельсовета. Плохой председатель. В нашем селе имеются два пустующих здания, где раньше помещались библиотека и Кредитное т-во. В настоящее время эти здания растаскиваются крестьянами,— председатель-же не только не унимает преступников, а и не заботится о наряде сторожей» («Луч», 12 января 1924). «Еще с первых лет революции в нашей деревне блеснул луч света. Был организован культкружок. Молодежь горячо взялась за дело под руководством т. Ухорского. Организовали библиотеку, в которой находилось много ценных книг. Шла работа по постройке нового Нардома. Текли пожертвования, ставились спектакли и концерты. Заготовлен материал для постройки Нардома. Затем т. Ухорский был призван в Красную армию. Председателем был выбран Дорошин. Последний не долго шел путем т. Ухорского. Начал с того, что взял себе часть заготовленной пакли, стекла, а также патефон с 500 пластинками, пожертвованный в пользу кружка т. Кузнецовым. Позднее председательство было передано дьячку Крестовоздвиженскому. Этот человек с загребущими лапами мракобеса, с жадностью набросился на остатки. От библиотеки осталось также несколько книг и брошюр. Но вот в мае тек. года культ-кружок вновь организовался. Оборудовано помещение, организована библиотека. 8 июня на собрании кружка был поднят вопрос о прежнем имуществе. Вызванные б. «руководители» не смогли дать отчета. Дело передается в Нарсуд, который воздаст должное по заслугам» («Луч», 20 июня 1924).
«Вместо праздника — ругань и упреки. 5-го июля в с. Воютине, Мел. у. состоялось общее собрание гр-н, где обсуждался вопрос об открытии от нашей лавки об-ва потребителей отделение в д. Толетниково, но вместо того, чтоб вынести по этому интересному вопросу какое-либо решение мужички ударились в ругатню с молодежью, окончившеюся взаимным попрекательством. Нечего сказать «отпраздновали» («Красный луч», 15 июля 1924).
«Льется рекой самогон в с. Воютине, Дмитрогорской вол. Меленков. у. Это дело стало как бы профессией каждого гражданина. Запруди, милиция эту реку!» («Красный Луч», 1 окт. 1924).
В 1929 году организована сельскохозяйственная артель (колхоз) им. Калинина с центром с. Воютино. В 1957 году артель укрупнена за счет объединения нескольких артелей (В 1929 году организовалась сельскохозяйственная артель (колхоз) им. Хрущева с центром д. Войново. В 1957 г. сельхозартель им. Хрущева д. Войново влилась в сельхозартель "Ока" c. Воютино и с этого момента прекратила своё существование.) и переименовывается в сельскохозяйственную артель "Ока". В 1970 году 5 февраля общим собранием колхозников был принят новый Устав, по которому сельскохозяйственная артель стала называться колхозом. Колхоз специализировался на картофелеводстве и молочно-мясном животноводстве. Сельхозугодья занимали 1437 га. Имелось орошаемых полей 110 га. На основании постановления Главы администрации Меленковского района № 197 от 08.04.1992 г. колхоз "Ока" с. Воютино реорганизовано в Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) "Ока" с. Воютино.
На основании постановления Главы Меленковского района № 9 от 15.01.1999 г. ТОО "Ока" преобразован в СПК "Ока". Решением Арбитражного суда Владимирской области от 9.07.2009 г. СПК "Ока" признано несостоятельным и открыто конкурское производство.
Воютинский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов организован в 1917 г. Сельский Совет входил в состав Дмитриево-Горской волости Меленковского уезда Владимирской губернии, с 1926 г. Муромского уезда.
В 1929 г. сельский совет перешел в Ляховский район Муромского округа Нижегородской (Горьковской) области.
В 1930 году Муромский округ был ликвидирован при отмене окружного административно-территориального деления.
С декабря 1936 г. - сельский Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет.
С образованием 14 августа 1944 года Владимирской области Воютинский сельский Совет вошел в ее состав.
В 1954 г. были обьединены сельские Советы: Больше-Санчурский, Воютинский, Дмитриевогорский, Кононовский, Окшовский - в Дмитриевогорский.
До 2005 года село входило в состав Дмитриево-Горского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 667 чел., в 1897 г. – 1058 чел., в 1905 г. – 1190 чел., в 1926 г. – 1530 чел., в 2002 г. – 465 чел., в 2010 г. – 374 чел. (171 муж. и 203 жен.).
Село Воютино
В селе имеюся:
- Школа. «Как живет Воютинская школа. Помещение школы находится в удовлетворительном состоянии; окна и печи отремонтированы, самая необходимая мебель имеется. Но не важно обстоит дело с топливом. Дров надо было нарезать и перевести 9 куб., а нарезано только 4 и даже эти не все перевезены; оставшиеся дрова занесло снегом. Надеюсь, что крестьяне обеспечат школу необходимым количеством дров — нарезав и доставив их школе своевременно. Плохо обстоит дело в школе с учебниками и канцелярскими принадлежностями. Кроме того, жаль, что учащие не ведут с детьми никакой другой воспитательной работы, кроме „официальной" школьной («Луч», 22 января 1924).
Воютинская Основная Общеобразовательная Школа действует с 26 мая 1998 г. Директор - Артамошкина Татьяна Константиновна. Организация реорганизована 1 сентября 2010 г. Правопреемник - МБОУ "Дмитриевогорская СОШ".
- МБДОУ-Детский Сад № 18 с. Воютино действует с 21 апреля 1999 г. Заведующая - Харчевникова Надежда Викторовна. Центральная улица, д. 108а. Организация реорганизована 14 сентября 2016 г. Правопреемник - МБДОУ "Детский Сад № 21" с. Дмитриевы Горы.
- ДК и библиотека. Сельский библиотекарь Людмила Сергеевна Мурашова, поистине неутомимый просветитель своих земляков, создала и ведет летопись села.
- отделение почтовой связи (инд. 602138).
Индивидуальное Частное Предприятие "Аскол" действует с 18 октября 1991 г. Организация ликвидирована 7 июля 2011 г.
Крестьянское Хозяйство "Новая Жизнь" действует с 13 марта 1995 г. Организация ликвидирована 7 апреля 2011 г.
Поблизости от села находится несколько баз отдыха, одна из которых (Муромского радиозавода) носит название «Воютино».
Воскресенский монастырь
Место, где были дома причта, называется «монастырек». По преданию, когда-то здесь был Воскресенский монастырь, но никаких письменных свидетельств об этом монастыре не имеется.
По одной из легенд, в далеком 1380 году, направляясь в поход против татар, великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович, тогда еще не Донской, прибыл с войском на крутой правый берег реки Оки как раз в том месте, где сейчас находится Воютино. Там он основал Воскресенский монастырь, храм которого позже и стал приходской церковью.
По другому преданию, рядом с нынешним Воютино находилась небольшая крепость, контролировавшая судоходство на Оке. Сегодня об этом напоминают остатки древнего городища близ села, где не раз находили пули и ядра, а соседний овраг местные жители до сих пор называют «Стрельчихой» – в память о когда-то несших службу на сторожевом посту караульных стрельцах.
Воютинский приход
В писцовых книгах 1628-1630 гг. значится сельцо Воютиново за вдовою Настасьей Ивашевой; в сельце тогда были двор прикащиков и 12 дворов крестьянских. О церкви в этих книгах не упомянуто, следовательно, в то время в Воютине её еще не было. В тех же книгах значится и приходская деревня Толстиково, принадлежавшая помещику Всеволоцкому. Когда построена в Воютине в первый раз церковь, с точность не известно, но несомненно раньше 1676 г. Одна из деревянных воютинских церквей была возведена в середине XVII века по благословению архиепископа Рязанского Мисаила, занимавшего данную архиерейскую кафедру в 1651-1655 гг. Именно этот владыка много сделал для наведения порядка в своей епархии. Он вел активную миссионерскую деятельность и во время одной из поездок был смертельно ранен язычниками (они обстреляли епископа и его спутников из… луков!) и скончался 11 дней спустя. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год отмечено, что «в селе Воютине церковь Воскресения Христова, при той церкви двор попа Ивана, да в приходе 38 дворов крестьянских и 1 дв. Бобыльский, дер. Елина, в ней два двора помещиковых, дер. Першатина, в ней 11 дв. Крестьянских, дер. Толстиково и Каменица, в них 17 дворов крестьянских. Да по сказке попа Ивана дано ему земли по пяти четвертей в поле с полуосминою». В 1716-1721 гг. в Воютине был построен новый деревянный храм, по благословению епископа Рязанского Сильвестра (Холмский-Волынец). Это был архиерей, отправленный в Рязань в ссылку. Ранее он был митрополитом Нижегородским, Смоленским и Тверским и считался другом царевича Алексея Петровича, за что и пострадал. Позднее владыку Сильвестра и вовсе разжаловали в монахи в зловещую пору бироновщины, и он окончил свои дни узником Выборгского замка. Строителем храма был священник Московского Ивановского девичьего монастыря Алексей Иванов, «построил ее по родителях своих и по всех своих родственниках». Очередной храм простоял в Воютино совсем недолго – всего лишь 40 с небольшим лет и, скорее всего, погиб в пожаре. В 1765 г. церковь была перестроена вновь при участии местного помещика отставного лейб-гвардии капитана Ивана Петровича Чаадаева (дяди автора «Философических писем» Петра Яковлевича Чаадаева, который, по легенде, тоже бывал в Воютино) и освящена с благословения епископа Рязанского Палладия. Деревянная колокольня в 1881 г. была построена вновь. [1]
Церковь Вознесения Христова, 1870-е годы. Село Воютино Меленковского уезда
Престолов в церкви три: главный во имя Воскресения Христова, в приделах: во имя Живоначальной Троицы и в честь св. муч. Параскевы. Из Св. икон особенно чтима прихожанами икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»; в честь этой иконы в приходе установлен особый праздник – 28-го июля. Обращает на себя внимание небольшой образок, вырезанный на черном камне; на нем вырезаны изображения Николая Чудотворца и Божией Матери. Было также напрестольное Евангелие XVII в., средник и Евангелисты серебряные; на нем по листам подписано: «лета 7197 (1689) апреля в 20-й день, по указу Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великия Государыни, Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, дано сие святое Евангелие из приказу Большаго Дворца в Муромский уезд, в село Воютино, в церковь Живоноснаго Христова Воскресения при священнике Иоанне Левкиеве из палаты верхние типографии; подписал и отпустил той палаты подячий Онисим Коренев». Кроме Евангелия в тоже время приложены по указу Государей: Апостол, Минея Общая и Псалтырь следованная, и на них по листам такие же подписи. В церковной библиотеке имелся старинный Синодик, в котором между прочим отмечено о построении храма в 1716 г. [1] Причт при церкви состоял из священника и псаломщика. На содержание его положено: с 1896 г. жалованья от казны 400 руб.; кроме того от служб и требоисправлений получалось до 300 руб. и от земли церковной и хлебного сбора до 120 руб. в год, а всего получалось до 820 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Приход состоял из села Воютина и деревни Толстикова (4 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числилось 1123 души муж. пола и 1135 жен. [1]
Воютинское училище, Дмитриево-Горской волости, в селе Воютине, основано земством в 1871 г., благодаря стараниям священника А. Авророва. Ближайшие училища: Дмитриево-Горское в 5 в. и Домнинское — 7 в. В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 7, шириной 4 ¾, вышиной 3 арш. Учебных пособий достаточно — на 92 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Александр Авроров, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1871 года, а в настоящем училище с 1880 г.; учитель Федор Виноградов, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с сентября 1883 г. Попечитель крестьянин Кузьма Афанасьевич Муратов; пожертвования его были, но незначительные. Учащихся к 1-му января 1883 года 36 м. и 4 дев. Выбыло до окончания курса: по решению начальства 1 м., по желанию родителей 1 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 10 м. и 1 д. Вновь поступило 15 м. и 2 д. К 1-му января 1884 года состояло 39 м. и 4 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 7, 8 — 9 л. - 14, 9 — 10 л. - 11, 10-11 л. - 5, 11 — 12 л. - 3, 12 — 13 л. - 1, 13 и выше - 2. Из учащихся: 41 из с. Воютина и 2 из д. Кононова в 2 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 37 в. и 4 д., раскольн. 2 и. По сословиям: дух. 2 д., крест. 39 м. и 2 д. Средства: от земства 250 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье - законоучителю 25 р., учителю 200 р.; на книги и учебные пособия 25 р. Посещали классы неисправно 10 уч.; меры — внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 6. Учебный год с 15-го сентября по 8-е мая. Обучение пению начинается. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 12, по Русскому языку - 32, по Славянскому языку - 4, по арифметике - 12, по пению - 6. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет». («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.). «Собственно училище занимает одну комнату; ночлежной комнаты для учеников нет. Книг и пособий имеется 430 томов на сумму 170 руб. 74 коп. Земство отпускает на жалованье учителю 310 руб. в год. Учащихся 41 мальчик и 4 девочки; окончило курс – 7 мальчиков. Попечитель – крестьянин села Воютина Кузьма Афанасьевич Мурашев» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.). Учащихся в 1896 г. было 32. [1]
В дер. Толстикове с 1890 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 40. [1]
Прошение во Владимирский Епархиальный съезд священно-церковнослужителей Воскресенской села Воютина церкви, Меленковского уезда, от 4 января 1908 года, засвидетельствованное ведомственным благочинным 1 округа Меленковского уезда. „В 1899 году за нашей церковью образовался долг во Владимирский Епархиальный свечной склад в сумме ста двадцати двух (122) руб., каковая и до сих пор остается в том же количестве. Прослужив более 9 лет священником в означенном приходе, я нашел, что индифферентное отношение к храму прихожан, две трети которых составляют сектанты разных толков, не подает никакой надежды нам уплатить означенную сумму, хотя бы и по срокам, как предполагала Епархиальная власть, и только с большим трудом % суммы с другими годичными налогами, которых набирается около 150 р. в год, а потому осмеливаемся просить съезд духовенства Владимирской Епархии сложить с нашей церкви числящуюся недоимку в количестве 122 рублей. 1908 года января 4 дня." Подпись: Воскресенской села Воютина церкви священник Николай Авроров. Церковный староста Муратов. „Действительно у Воскресенской церкви села Воютина средства очень недостаточны и церковь требует серьезной ремонтировки, что удостоверяю своим подписом с приложением должностной печати. Января 4 дня 1908 года благочинный 1 округа, Меленков. у., протоиерей Павел Орлов. «На публичной беседе в с. Воютине двое православных стариков (один из них родной брат главного руководителя австрийцев в той местности) глубоко благодарили о. миссионера за сделанные им разъяснения „о перстосложении", „так как-де прежде они смущались относительно перстов для крестного знамения, а теперь ужо с облегченным сердцем будут ходить в православный храм, зная, что православная церковь разрешает своим немощным чадам, не противящимся ей, употреблять и двуперстие" (в единоверии)» (В. Е. В. № 3-й. 1908).
В течение длительного времени в старой воютинской церкви служили священники из рода Авроровых. Это была целая династия местного духовенства. В 1852-1867 гг. настоятелем Воскресенского храма был священник Федор Алексеевич Авроров, переведенный туда из с. Погребищи Владимирского уезда. После его кончины воютинский приход «унаследовал» сын старого батюшки иерей Александр Федорович Авроров, священствовавший там до 1897 года. А когда умер и отец Александр, настоятелем церкви был назначен представитель следующего поколения семейства священник Николай Александрович Авроров. «Священникам г. Меленок о. Широкогорову и с. Воютина о. Авророву в ограждении их пасомых от увлечений сектантством значительно помогают учрежденные ими в 1909 г. приходские попечительства, из сумм которых оказывается помощь беднякам-прихожанам, в случае постигающих их несчастий. Противосектантская миссионерская деятельность пастырей сопровождалась не только успокоением многих православных чад церкви, но и присоединением нескольких сектантов. Так, по сообщению священника о. Авророва, в январе 1910 года присоединилось к православной церкви штундистское семейство крестьянина дер. Толстикова И. Гусева и отреклось от хлыстовщины семейство кр. Коротковых; по сообщению свящ. с. Унжи о. Сергиевского, оставило сектантство штундистское семейство д. Злобина крестьянина Малкина» (В. Е. В. № 20-й. 1910).
В 1913 г. священником с. Воютина Николаем Авроровым присоединены к православию из секты евангелических христиан: крестьянин дер. Толстикова, Меленковского уезда, Петр Гаврилов Максимов, его жена Иулиания Васильева и дети их: Параскева, Павел и Мария.
Семья Авроровых. Фото начала XX века. Первый слева – священник Николай Александрович Авроров.
Николай Александрович Авроров служил в храме до его закрытия. Про то, как потомственному служителю алтаря удалось уцелеть в суровую пору гонений, до сих пор рассказывают анекдот. То ли сам батюшка, то ли кто-то из односельчан пустил слух, что фамилию Авроров воютинский пастырь носит в честь «Авроры» – знаменитого крейсера революции. А уездное, а потом и районное начальство из приезжих и не шибко грамотных партийцев в это поверило и поэтому велело не трогать «сознательного» батюшку. Из рода Авроровых помимо многочисленного духовенства вышли врачи и учителя (даже один профессор), писатели и поэты, многие из них участвовали в Великой Отечественной войне. Всего за алтарем прежнего храма были погребены представители шести поколений рода. При пожаре 2008 года чудесным образом их памятники не пострадали, хотя даже металлические конструкции сгоревшего здания оплавились от сильного жара.
В 1937 году Воскресенскую церковь в Воютино закрыли. Она постепенно разрушалась. В конце 1940-х гг. инициативная группа из воютинцев обратилась к первому архиерею восстановленной Владимирской и Суздальской епархии епископу Онисиму (Фестинатову) с просьбой восстановить приход, назначить священника и разрешить сбор средств на ремонт храма. Однако в ту пору владыка мог дать «добро» лишь по согласованию со светскими властями, а они регистрацию воютинского прихода так и не разрешили. В 1990-е годы Вознесенская церковь реставрировалась за счет государственного бюджетного финансирования как памятник архитектуры. Сруб разобран и перекатан заново с заменой повреждений и вычинкой материала, собран на старом месте с подводкой железобетонного фундамента. Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Воскресенского Храма села Воютино Меленковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 20 декабря 2000 г.
В Чистый четверг 24 апреля 2008 года в Воскресенской церкви села Воютино Меленковского района готовились к службе. Храм длительное время обустраивался после затянувшейся многолетней реставрации, но дело уже двигалось к концу. Вдруг трудившиеся на шатровой колокольне рабочие увидели дым, а потом и сполохи пламени. Мужчины подняли тревогу, но огонь распространялся очень быстро. Деревянное церковное здание занялось со всех сторон. Его едва успели покинуть настоятель отец Владимир и прихожане, захватив с собой часть утвари. Не прошло и получаса, как храм полностью сгорел. Вызванные по телефону пожарные приехали лишь к дымящемуся пепелищу. Так в Воютино на Оке погибла почти возрожденная святыня, истоки которой, по преданию, восходят к временам Дмитрия Донского… Теперь на старом месте, где веками находился храм, можно видеть лишь его бетонный периметр, все больше зарастающий травой и кустарником. В 2009 году началось строительство новой деревянной церкви Воскресения Христова на новом месте. Новая церковь выстроена в центре Воютино рядом с почтой, да и здание значительно меньше и без звонницы.
Настоятель, председатель приходского совета - Борщ Владимир Владимирович.
Пионерский лагерь «Спутник»
В 60-х годах назрела необходимость в лагере для летнего отдыха детей работников Муромского Приборостроительного Завода, и как только появилась возможность финансировать эту идею, началось строительство. В поисках места были исхожены все окрестные угодья. Выбор остановился на красивом месте в тридцати километрах от Вербовского, на высоком берегу Оки, недалеко от деревни Воютино. Административные здания, хозяйственные постройки и жилые корпуса строились тремя ярусами по высокому склону. На втором ярусе была костровая площадка, пионерская комната и места для зрителей, размещенные по склону. Все ярусы соединялись лестницами. Корпуса размещались в сосновом бору, купаться спускались к реке Оке. В строительстве пионерского лагеря участвовали все работники завода. Все субботники и воскресники 1964 года проходили на этой стройке. К августу того же года пионерский лагерь «Спутник» принимал первых отдыхающих — это был комсомольский заезд отличившихся при строительных работах молодых заводчан. Официальное открытие пионерского лагеря состоялось 5 июня 1965 года. Ребята первого заезда благоустраивали территории вокруг своих корпусов, оформляли корпуса соответственно названию отряда. Страна штурмовала космос, и все отряды выбирали космическую терминологию в соответствии с названием пионерского лагеря «Спутник». Корпуса назывались: «Звездный», «Радужный», «Солнечный», «Пламенный» и т.д. Каждое утро ребят на зарядку поднимали горнисты и барабанщики. Под музыкальное сопровождение баянистов — братьев Антошиных — они принимали заряд бодрости на весь день. Вместе с детьми работников завода на летний отдых привезли детей из подшефного детского дома. Ребята резко выделялись среди отдыхающей детворы своей одеждой. Несмотря на жару, на них были фланелевые рубашки и платья с длинными рукавами, а ноги обуты в ботинки без шнурков на босую ногу. Воспитатели и вожатые сразу решили обратиться за помощью к администрации завода и написали письмо. Буквально через несколько дней, к открытию лагеря, с завода прибыл автобус с летней одеждой для ребят и гостинцами. Подарки привезла К.В.Ермакова. Детям раздали майки, трусы, легкие платья, рубашки, сандалии. Радостный переполох ребят до слез растрогал взрослых, потому что видеть обездоленных детей — слишком тяжелая моральная нагрузка и душевный дискомфорт. Дети из детского дома все три заезда отдыхали в пионерском лагере. У всех остальных путевка ограничивалась 21 днем пребывания на свежем воздухе, без родительской опеки. Игры, занятия в кружках, спортивные соревнования, конкурсы, походы — все было в распоряжении детей. Возле каждого корпуса стояли столы для игры в настольный теннис, были размечены беговые дорожки, сделаны секторы для прыжков в длину и высоту. Недалеко от пионерского лагеря размещалась площадка под футбольное поле, где проходили ожесточенные футбольные баталии. При лагере был спасательный баркас «Дори», на нем пионерские отряды по графику уходили в поход с ночевкой и суточным сухим пайком продуктов. Варили еду на костре, кипятили чай с корнями шиповника и листом смородины, уминали за обе щеки бутерброды, ставили палатки для сна, но какой там сон, когда все было так весело, да и комары не давали никакого покоя. Только с восходом солнца затихал шумный бивак непоседливых путешественников. Потом на все лето хватало воспоминаний. Расставаясь с лагерем, ребята закапывали бутылки с посланиями, чтобы вернуться на следующий год в родные пенаты. А строители пионерского лагеря при закладке административного корпуса тоже оставили о себе память. При кладке стен под один из углов заложили, согласно традиции, денежки. Очевидцы утверждают, что 18 рублей. Видимо без особого умысла, просто столько оказалось под рукой. Главное — выдержать традицию, чтобы «крепко стояло». Если перейти на сухой язык статистики, то строители сдали эксплуатационникам 6 спальных корпусов по 140 квадратных метров каждый, столовую на 300 посадочных мест площадью 260 квадратных метров, жилой корпус для обслуживающего персонала, медпункт с изолятором на 9 мест, отдельный корпус под прачечную и баню, несколько складских помещений. Каждый заезд в лагере отдыхали 240 ребят. Все это обширное хозяйство принял первый директор пионерского лагеря Г.В.Удалов. Он прибыл на место службы семьей, и всем нашлась работа. Жена заведовала библиотекой, сын работал телефонистом. Первой старшей пионерской вожатой, по рекомендации комитета комсомола, была назначена А.С.Медведева. Отрядными вожатыми первого заезда набирались девчонки из цехов и отделов, также к работе с ребятами привлекались студенты педагогических вузов. Организацией досуга первых отдыхающих занимались Н. Воронина (Кузина), Л. Соколова (Гурьина), Л. Штекер, Т. Жигалова (Семенова), А.Филина, Л. Рогач, В. Пилипенко, Н. Финогенова, В. Кузьмина. Художником была М. Кепина. Воспитателями работали учителя М.Ф. Курбатов, Н.М. Блинова, Р.С. Бронштейн, Т.В. Соколова и другие. Первым физруком пионерского лагеря «Спутник» был С. Васильев. Бухгалтерским учетом занималась А. Мочалина, а хозяйственной частью заведовала А.Г. Гончаренко. В таком составе началось первое трудовое лето заводского пионерского лагеря «Спутник». В это же время недалеко от пионерского лагеря был построен двухэтажный дом охотника с эстакадой от весеннего паводка и домиками от непогоды. Сам Михаил Иванович был заядлым охотником. На открытие охоты всегда наезжали гости, и все оставались довольными друг другом и охотой. Среди охотников Михаил Иванович имел особый авторитет и величали они его в своем кругу не иначе как Ермак. При активном участии всех рыбаков и охотников завода на высоком берегу реки Илевны, где до революции были сады купцов Зворыкиных, соорудили стрелковый охотничий стенд для занятий и соревнований и построили павильон с бильярдом и чучелами диких зверей. Особое впечатление на всех производил кабан. Его боевая стойка, клыки и хищный блеск глаз вызывали неприятное ощущение опасности и вселяли страх. В павильоне стрелкового тира побывали все знаменитые гости завода. Там можно было продемонстрировать спортивное мастерство в стендовой стрельбе по летающим тарелкам и сыграть в бильярд. Был гостем охотничьего стенда и космонавт Павел Попович, посетивший поселок в 1968 году. [3]
«На главной аллее пионерского лагеря «Спутник», что расположился в соснового бору невдалеке от села Ляхи Меленковского района, выстроились 450 стройных, подтянутых девушек. Это — санитарные дружинницы. На каждой из них парадная форма. Четко звучат рапорты. Taк начались вчера зональные соревнования санитарных дружин 18 областей Российской Федерации. Члены санитарных дружин и постов играют важную роль в гражданской обороне страны. Oни призваны оказывать первую медицинскую помощь людям, пострадавшим от средств массового поражения. В мирное же время они стоят на страже здоровья населения, выступают инициаторами походов за чистоту и санитарную культуру городов и сел. Как формирования гражданской обороны санитарные дружины в нашей области созданы повсеместно. Члены их, обученные по специальной программе, систематически совершенствуют свои знания и практические навыки. Для улучшения теоретической и практической подготовки санитарных дружин, их личного состава в этом году впервые состоятся всесоюзные соревнования. Участвовать в них будут коллективы, занявшие первые места в зональных и республиканских состязаниях. Соревнования дружинниц 18 областей РСФСР, с рассказа о которых мы и начали эту корреспонденцию, будут проходить на владимирской земле. От нашей области в них принимают участие санитарная дружина владимирского завода «Электроприбор» и города Мурома. Началась упорная и серьезная борьба, которая продлится четыре дня. В программу состязаний входит также обмен опытом санитарно-оборонной работы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, передовиками и новаторами производства, вечера дружбы, выступления участников художественной самодеятельности. А. ОЙФЕ, работник штаба гражданской обороны Владимирской области» («Призыв», 20 мая 1970).
См. База отдыха «Спутник».
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
3. Книга «Славный путь», Муром, 2006
Город Меленки Село Бутылицы