Главная
Регистрация
Вход
Четверг
17.08.2017
02:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [589]
Суздаль [227]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [168]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Бутылицы Меленковского района

Село Бутылицы

Бутылицы – село в Меленковском районе Владимирской области. Село Бутылицы является центром Бутылицкого сельского поселения.
Численность населения в с. Бутылицы в 2010 году – 556 муж. и 615 жен., всего 1171 чел.

Николо-Бутылицкий монастырь

До 1764 г. при Бутылицкой церкви существовал монастырь, известный под названием «Николо-Бутылицкой пустыни» и село Бутылицы образовалось из монастырской слободки.
Если обратиться к словарю В. Даля, то можно предположить, что название «Бутылицы» произошло от слова «бучило – бучильный – бучилицы» – что означает пучина, глубокая яма, в которой скапливается после половодья вода, не просыхающая даже летом. Ведь место, где расположено ныне село, действительно низменное, топкое.
По другой версии, в войске Ивана Грозного был воевода Бутылин, которого прозывали Бутылица. Он разбил близ села войско татар. На месте этого сражения был поставлен крест в честь одержанной победы с надписью: «Здесь был воевода Бутылица». Позднее рядом с крестом будет построен храм.
Согласно преданию, своему основанию село обязано Ивану Грозному. В 1552 г. царь пошёл на Казань. Путь его войска проходил через этот край. В июле того же года царь возвращался с победой в Москву тем же маршрутом. Чтобы закрепить память о победе над казанским ханством, Иван Грозный повелел построить деревянный храм на том месте, где сейчас расположены Бутылицы.

Монастырь был основан в XVI в. при церкви Николая Чудотворца. В старинных актах в первый раз упоминается в 1574 г.
Из настоятелей его известны: игумен Авраамий 1629 г. (получил подтвердительную грамоту на разные привилегии), игумен Варсонофий 1659 г., игумен Порфирий 1664 г. и игумен Иаков 1672 г.

В писцовых книгах 1629-1630 гг. находим следующее описание Бутылицкой пустыни: «в пустыни церковь Николая Чудотворца и другая церковь Сретение иконы Богородицы Владимирския с приделами препод. Александра Свирскаго и Макария Желтоводскаго – строение Никиты Языкова, а в церкви образы и свечи и книги – строение мирское и вкладчиков; на монастыре келья игуменская, в монастыре живут 6 старцев, за монастырем два попа, дьякон, дьячок, двор игуменский животинный, 9 дворов бобыльских, пашни монастырской 100 четв. В поле, перелогу 60 четв., лесу 90 четв., сена 200 копен, лесу непашеннаго на версту в длину и ширину. По жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г. с монастырских крестьян никаких податей не берут. Боярин князь Сицкий дал монастырь в 1622 г. пустошь Семенково».
В переписных книгах 1646 г. показаны в Бутылицком монастыре те же церкви, что и в 1629-1630 гг., только относительно церкви Николая чудотворца прибавлено, что она построена Государем Царем Иваном Васильевичем Грозным.
Эта монастырская церковь в то же время была и приходской; для прихода был особый белый священник. Приход, по окладным книгам 1676 г., состоял из монастырской слободки, в которой было 24 двора крестьянских (в 1896 г. 218 дворов), и деревень: Вичкина, в ней 15 дворов крестьянских (в 1896 г.90 дворов), Кошкина – 8 дворов крестьянских (в 1896 г. 17 дворов), Кузмина, в ней был двор помещиков, где жил приказчик и 11 дворов крестьянских (в 1896 г. 119 дворов) и Максимова, в ней был двор помещиков и 15 дворов крестьянских (в 1896 г. 190 дворов). В пользу приходского причта имелось «пахатной земли по 6 четв. В поле и сенных покосов на 30 копен».
В 1682 г. Бутылицкая пустынь была приписана к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. В это время по указу царя Федора Алексеевича была произведена опись монастыря. «В монастыре церковь Николая Чудотворца о пяти главах, царския двери ветхи – писаны на красках, по правую сторону образ Св. Николая Чудотворца Явленнаго, оклад серебряный позолочен басмяной, венец чеканный, а в нем вставлены в гнезда большие цветные камни, гривна серебряна позолочена, под гривною подушка атласная красная стегана, гривна серебряная, крестов прикладных 5 больших серебряных, 3 малых, 2 копейки золотных, 2 золоченных, рубль копеек серебряных; образ этот в киоте деревянном, писанном травами на красках, пелена камчатная – камка малиновый цвет, на пелене крест шит серебром, подкладка крашенинная; пред образом лампада висячая медная, кисть у ней шелковая. Подле того образа – образ Николая же Чудотворца на золоте поясной Против праваго клироса образ Распятие Господа Иисуса Христа, а на другой стороне Вход Господень во Иерусалим, а стоит этот образ в станку деревянном, пелена крашенинная – кирпичный цвет, опушка зеленая. Образ избранных святых – Спасов, св. ап. Петра и Павла, прор. Илии да Флора и Лавра. По левой стороне царских врат: образ Преч. Богородицы Одигитрии, оклад и венцы басмяны ветхи позолоченя, в венцах вставлены 9 каменей больших, прикладу – серьги позолочены серебряные, да серьги с каменем, пелена киндяшная, лампада пред образом висячая. Двери северные, на них Благоразумный разбойник, над дверьми два образа штилистовых да четыре-листовый-образ Огненное восхождение Илии писан на золоте, Макария Чудотворца на красках и мученика Христофора на красках же. Подле северных дверей образ местный св. вел. муч. Георгия, пред ним поставная свеча вощаная; подле сего в большом деревянном киоте 12 миней месячных на золоте. Пред левым клиросом на двух налоях стоит три образа в киоте четырелистовых: образ всех святых ветх на золоте, окладной образ Преч. Богородицы Одигитрии оклад басмяной, венец и цата сканные с камешки ветхи, убрус жемчужной мелкий, образ Знамения Пресв. Богородицы да молящих трех святых – оклад басмяной серебряный позолочен, венцы резные. Над царскими дверьми пояс деисусов, в средине Спас и Богородицв и Архангелы и апостолы, выше того пояс старых местных образов – образ Вседержителя, Троицы Пресвятыя, Богородицы Смоленския, Николая Чудотворца, Филиппа Митрополита, Алексея Человека Божия, Макария Чудотворца и Флора и Лавра. В церкви два крылоса, над ними покрышка шатровая, паникадило медное о 12 шандалах, яблоко деревянное, кисть шелковая. В олтаре на престоле срачина выбойчатая, на ней крест китаешный белый, напрестольный крест серебряный басмяной позолочен, в нем 3 камешка цветных, другой крест серебряный басмяной ветх, Евангелие древней печати, средник и Евангелисты серебряные позолочены, антиминс новый, индития крашенинная; над престолом сень деревянная шатровая на столбах, завеса выбойчатая кружчатая; за престолом крест писан краски ветх, образ Богородицы Владимирские ветх в окладе басмяном, убрусец низан жемчугом, пелена дорогильная красная, опушка тафтяная черная, крест и полы у опушки низаны жемчугом, на другой стороне того образа образ Николая Чудотворца… На жертвеннике покрышка крашенинная, потир серебряный золочен, другие сосуды оловянные, звезда медная; воздухи алая опушка, крест золотой, покров дорогильный красный, на нем вышиты деисусы и херувимы, покровец тафтяной бруснишной цвет. На жертвеннике образ Богородицы Умиление, убрус жемчужный, на пелене вышит образ Богородицы Одигитрии личным швом, на жертвеннике образ девяти-листовый Богородицы Одигитрии, оклад и венцы басемные; да тут же стоят пять икон окладных штилистовых да образ четырелистовый Николая Чудотворца оклад басмяной ветх, венец резной да шитых икон не-окладных – 4 штилистовые и 2 двулистовые. Над горним местом окошко красное, над ним образ окладной Елисеево видение; над завесой царских дверей образ Преч. Богородицы Умиление штилистовый окладной, образ Николая Чудотворца вышит по белой тафте личным швом, на опушке вышит кондак.
В ризнице: панагия серебряная, две панагии костяных резных обложены серебром да крест резной на кости в серебре. Ризы камчатые желтые, оплечье бархат золотной, опушка дорогильная красная, подпушка киндяшная кирпишной цвет, подкладка крашенинная, ризы камчатные камка китайская по красной земле, ризы миткалинные, оплечье бархат зеленой, ризы полотняные… Подризник выбойчатый русской выбойки, другой подризник холстинный… Два пояса нитяные с кистьми…
Две свечи поставных восчаных больших без дерева, весу в них 7 пуд.
Книг: Евангелие толковое, Меч Духовный, Пролог за полгода, Житие Св. Николая Чудотворца, Служебник, печатанный при царе Борисе… Евангелие письменное, Шестоднев.
В трапезе образ Николая Чудотворца Можайскаго с житием и чудесами. Паперть на выпусках высокая с трех сторон, круг церкви два схода с лестницы и рундуки.
Церковь неосвященная новая древяна во имя Сретения иконы Пресв. Богородицы Владимирския об одной главе, глава деревянная чешуйчатая, на взрубе, в церкви образов нет. Царские двери новыя на красках… Крылосы сосновые собраны досками, пред олтарем две ступени. Против церкви трапеза новая для братскаго обеда, меж церкви и трапезы сени, а от сеней крыльцо и лестница, рундук и перила – все крыто досками.
Церковь ветхая с трапезою – развалилась. Ворота святыя деревянные рублены на каменное дело, на воротах колокольня рублена осмериком, глава чешуйчатая, на колокольне 6 колоколов, а с приходу приделан рундук с перилами и перегорожен на двое, над ним покрышка зубчатая, глава чешуйчатая… Ограда круг монастыря забором.
Строитель в монастыре Тихон, белый поп Симеон, 2 старца крылошанина, двор дьячков. На скотном и конюшенном дворе работники, а повара и хлебники бывают из крестьян погодно. Казенной кельи нет. Келья строительская черная, в ней казенной рухляди: образ Преч. Богородицы на золоте… пол-пуда соли, 13 холстин целых, два гужа сыромятных, 2 голицы… 10 овчин (далее описывается до мелочи все что ыбло в келье)… три кельи братских да хлебная, в ней печь глиняная, заслон деревянный… три житницы, погреб с напогребицей. Двор конюшенной, на нем 12 лошадей; на скотном дворе 7 коров дойных, 20 овец, 17 свиней, 3 гуся, 3 утки. Огород, на усадьбе сеется конопля… Два овина.
Подле монастыря деревня Бутылицы, в ней 27 дворов крестьянских и бобыльских; на пустоши Семенковой 1 двор крестьянский».

Бутылицкий приход

Село Бутылицы, при реке Унже, находится в 22-х верстах от уездного города (Меленковский уезд) и в 100 верст. От губернского.

В 1764 г. монастырь был упразднён, церкви монастырские были обращены в приходские. Эти деревянные церкви существовали до 1835 г., когда вместо них был устроен каменный храм и с такой же колокольней.
Престолов в храме было устроено три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе во имя св. прор. Илии и свв. Муч. Флора и Лавра.
В 1869 г. трапеза была расширена.

Благочинный села Бутылиц священник Феодор Веселовский от 12 ноября 1867 г. донес Епархиальному Начальству, что в ночи на означенное 12-е число, через пролом железной решетки в окне алтаря и свечного ящика, в церкви села похищено 127 руб., кредитными билетами и 8 руб. медной монетой,- что самое усмотрев, пришедши в церковь к утрени, Благочинный, священник Веселовский с причетниками Иваном Быстрицким и Петром Виноградовым, тотчас приказал сделать тревогу; вследствие чего по всем пролегающим из села Бутылиц дорогам отправлены были гонцы на лошадях, и, верст за 30 от села, близ деревни Покровки, похититель пойман сельскими крестьянами Иваном Дементьевым, Трофимом Алексеевым, Ильей Никитиным и Иларионом Адриановым, при содействии селенного старосты и других крестьян означенной деревни, и представлен в село Бутылицы; при обыске найдены у него: вся похищенная сумма 135 руб., два Государственных 4% непрерывно-доходных билета 1859 года – в 300 руб., и в 222 руб., принадлежащие первый церкви, а второй причту погоста Вознесенского, Гороховского уезда, и вещи и орудия, служащие к произведению краж, и за тем он отправлен в Меленковское Полицейское Управление. Почему Владимирская Духовная Консистория, за благоразумную распорядительность, выказанную благочинным села Бутылиц, священником Феодором Веселовским, при поимке похитителя денег из церкви того села, объявляет ему полную признательность Епархиального Начальства, а так же благодарит и прихожан означенного села, содействовавших благочинному в поимке преступника («Владимирские Епархиальные Ведомости» Официальная часть № 3 1868 год).
В 1889 г. во время страшного пожара, истребившего село Бутылицы, пострадала и церковь. В трапезе остались только одни стены, с колокольни упал колокол. Свят. Антиминсы, дарохранительницы, напрестольные кресты и Евангелие были спасены от огня, но ризница, древние иконы, многие книги и документы сгорели…
После пожара церковь и колокольня были возобновлены в 1890-1892 гг. В трапезе престолы были освящены в тоже наименование.
«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь в настоящее время снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Святителя Николая Чудотворца.
Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников около 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из села Бутылиц, сельца Кузьмина (1.5 версты от церкви) и деревень: Вичкина (4 вер.), Ново-Николаевской (7 вер.), Максимова (6 вер.), Дубровки (1 вер.), Добрятина (4 вер.) и Кошкина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 2512 душ муж. пола и 2595 женского. В приходе имеются две народных школы: церковно-приходская и земская; учащихся в 1896 г. в обеих школах было 118. Кроме того в деревнях: Вичкине и Ново-Николаевской в 1895 и 1896 гг. были открыты грамоты».
В 1872 г. в церковном доме открылось Бутылицкое земское училище. Обучалось в нём 53 человека: 51 мальчик и 2 девочки. Попечителем училища был А.А. Толстой.

Священниками в храме служили в 1804 г. Сперанский С.К., в 1823 г. Веселовский Ф.В., в 1835 г. Быстрицкий И.Е., в 1845 г. Миловидов И.В., в 1850 г. Адельфин И.Д., а с 5 июля 1859 г. - поэт Альбицкий Иван Иванович.
Также в Бутылицком Никольском храме служили священники Харламовы Иван Семенович (1859) и Иаким Симеонович (1866), Генерозов В.И. (1875) и Бутурин С.Д. (1888). 1915 г. – свящ. Николай Никольский. Св. Н. Никольский пожертвовал в епархиальный комитет в 1915 г. – 540 арш. холста, 7 сорочек, 14 кальсон, 1 шерст. платок, корпий (собрано в приходе).

В 1889 г. в Бутылицах произошел страшный пожар, о котором сообщалось в газете «Русский курьер» « … в селе Бутылицы 20-го мая произошёл пожар, уничтоживший в два часа 260 домов вместе с надворными постройками. Народ был в поле. При сильном порывистом ветре пламя быстро распространялось по всему селению. Сгорело много амбаров с запасными в них зерновым хлебом и кормом для скота. Стоявшая на площади знаменитая церковь во имя Святителя Николая воспламенилась от жары, перекладины под колоннами обгорели, и большой колокол упал на помост церковной паперти. Бороться с огнём не было никакой возможности, две сельские пожарные трубы, вывезенные на улицу, тут же сгорели. От большого села уцелело всего 10 дворов. Сотни семейств остались без крова и пищи, ночуя под открытым небом». От церкви остались лишь стены в трапезной, многие древние иконы, книги и документы сгорели.
Но уже через три года церковь была восстановлена, а село поднялось из пепла.
В 1859 г. в Бутылицах числилось 1021 человек, в 1897 г. в нем насчитывалось 218 дворов и 1275 человек.

Бутылицкое училище, Бутылицкой волости, в селе Бутылицах. Основано обществом в 1872 г., благодари стараниям священника о. Веселовского. Ближайшие училища: Архангельское и Синжанское в 10 в.
В 1884 году «Помещение церковное, каменное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 11 ¼ , шириной 10, вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий недостаточно — на 60 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоаким Харламов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1875 г.; учитель Иван Филантропов, из 4-го класса той же семинарии, преподает с сентября 1870 г., и в настоящем училище с сентября 1875 г. Попечитель губернский секретарь Анатолий Александрович Толстой; жертвует иногда дрова. Учащихся к 1-му января 1883 г. 61 мал. и 6 дев. Выбыло до окончания курса: по решению начальства 1 мальч., по желанию родителей 11 м. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 7 м. Вновь поступило 24 м. К 1-му января 1884 г. состояло 66 м. и 4 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 9, 8 — 9 л. - 18, 9 — 10 л. - 4, 10 — 11 л. - 6, 11 — 12 л. - 8, 12 — 13 л. - 22, 13 и выше - 3. Из учащихся: 37 из с. Бутылиц, 10 из д. Кузьминой в 2 в., 5 — д. Кошкиной — 2 в., 3 — д. Дубровки — 1 в., 5 — д. Вичкина — 4 в., 4 — д. Добрятина — 3 ½ в., 3 — д. Максимова — 5 в., 2 — д. Скрипиной — 8 в. и 1 — д. Свежак — 12 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 10 уч., у знакомых, бесплатно. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 229 р. 25 к., от общества 6 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 6 р.; жалованье — законоучителю 25 р., учителю 200 р.; на книги и учебные пособия 4 р. 25 в. Посещали классы не исправно 20 уч.; меры — внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 11-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 5 — 8 час. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 6, по арифметике - 4, по пению - 1; в 2 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 8, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 1; в 3 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 10, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 3, по пению - 1. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 4 года. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревал училище — 2 раза инспектор народных училищ и 1 раз председатель училищного совета. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1896 г. в Бутылицах открылась церковно-приходская школа, которая располагалась в кирпичном здании церковного двора. В школе было три класса, обучались в них девочки и мальчики в возрасте от 8 до 11 лет. Преподавал один учитель. По окончании школы ученики сдавали экзамены и получали удостоверения, особенно талантливым вручался похвальный лист. Но удостоверение об окончании школы не позволяло ученикам поступать в гимназию, так как три класса церковно-приходской школы не давали необходимым знаний.
В 1899 г. в селе открыта бесплатная народная библиотека, насчитывающая около 700 экземпляров книг. Число читателей составляло 109 мужчин и 5 женщин. Библиотека размещалась в то время в волостном правлении.
Заявление уполномоченного 1, 2, 3 Кузьминских обществ Бутылицкой волости Луки Ильича Ионова (1907 г.).
«Имею честь заявить земскому очередному собранию, что у нас в земской управе осталось от стройки Кузьминской школы 200 р., которые земская управа удерживает до будущего 1908 года на ремонт училища; нам же достраивать его средств нет. В виду чего покорнейше просим очередное земское собрание разрешить нам получить из земской управы оставшиеся деньги в сумме 200 руб.»
Приговор 1-го, 2-го и 3-го Скрыпинских сельских сходов. «1907 г. сентября 25-го дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне, бывшие помещичьи и удельные во Владимирской губернии, Меленковского уезда, Бутылицкой волости, 1, 2 и 3-го Скрыпинских сельских обществ, дер. Скрыпина, состоящего всего из 166 ревизских, 320 наличных душ мужского пола и 140 домохозяев, имеющих, по 47 ст. и прим. к ней общ. полож. о крест., право голоса на сходе, собрались сего числа на сход по распоряжению сельских старост наших В. Беляева, И. Клычихина и В. Яшина в количестве 128 наличных крестьян домохозяев. На сходе этом имели суждение о том, что по школьной сети, утвержденной Владимирским губернским земским собранием в селении нашем назначена быть земская школа, но так как в настоящее время у нас школы не имеется, то в виду этого, посоветовавшись между собою, все единогласно постановили: ходатайствовать перед Меленковским уездным училищным советом, войти с представлением куда следует об отпуске потребного количества леса на устройство школы из ближайшей Скрыпинской казенной дачи, согласно присланной смете, количеством на 100 человек учащихся, о выдаче нам 2000 р. безвозвратного пособия на устройство школы и 2000 р. в ссуду с уплатою в 10 лет, по 200 руб. каждогодно, причем мы обязуемся выстроить школьное здание по одному из планов, утвержденных губернским земским собранием, отвести бесплатно потребное количество земли под школьное здание; для ходатайства перед училищным советом о разрешении постройки школы, отпуска потребного количества леса и получения денег на постройку школы уполномочиваем из среды себя крестьян Ивана Захарова Клычихина и Василия Яковлева Белякова.
Вследствие чего составлен настоящий приговор, к которому и подписуемся крестьяне в количестве 128 человек, сельский староста 1-го общества Василий Васильев Беляков, Иван Захаров Клычихин, Владимир Феоктистов Яшин.
1907 г. сентября 27-го дня настоящий приговор в Бутылицком волостном правления явлен и правильность удостоверяем своим подписом с приложением печати. Волостной старшина Л. Ионов, писарь Синичкин».
Определением Училищного Совета при Св. Синоде от 13 апреля 1915 г. за № 193, утвержденным г. Обер-Прокур. Св. Синода, отпущено Меленковскому уездному отд. Еп. Уч. Совета казенного пособия на постройку новых зданий для Бутылицкой и Толстиковой церковн. школ по 5000 рублей на каждую с указанием срока расходования и преставлением надлежащей отчетности.

В нач. XX в. в состав Бутылицкой волости входило 17 поселений. Территория волости достигала 50 т. дес., заселена была слабо (32 человека на 1 кв. км.). Сельскохозяйственное население составляло более 3 тыс. дворов. Обеспеченность хозяйств рабскотом (лошадьми) составляло 0,4 головы на хозяйство, основным орудием труда при вспашке была соха. Состав выращиваемых культур был разнообразен: гречиха, овёс, пшеница, картофель. Обеспеченность крестьянских хозяйств скотом считалась средней, в стаде были коровы, овцы и свиньи. Из подсобных отраслей сельского хозяйства можно выделить пчеловодство, садоводство и огородничество.
В 1902 г. в Бутылицах насчитывалось 254 двора с населением 1432 человека, из них 710 мужчин, 722 женщины, детей в возрасте 8-11 лет - 122 .
До революции село Бутылицы было одним их крупных торгово-промышленных центров губернии. Здесь устраивались крупные ярмарки, на которые приезжали торговцы даже из Мурома и Владимира. Не случайно в сер. XIX в. здесь планировалось построить фабрики, но местные власти не дали разрешения на постройки. Они не выделили даже небольшой участок земли для земской больницы, которую в конце концов построили в двух километрах от села, в деревне Кузьмино. Немало в селе было кустарных мастерских по выделке овчины, изготовлению валяных изделий. Широкое распространение имело домашнее ткачество. Имелся также кирпичный завод, кузница, льнотрепальное заведение крестьянина Фёдора Бумагина.
В Бутылицах действовала почтовая станция – ям, при которой постоянно было пять лошадей. Владельцами станции была семья Лукшиных. Они были известными в селе меценатами, например, Лукшин Алексей Вавилович подарил храму колокол.
Большое событие для села и всего Меленковского уезда произошло в 1912 г., когда открылось движение по железной дороге Москва-Казань, которую построил Н.К. Мекк. Бутылицы становятся крупной железнодорожной станцией.
В январе 1918 г. в селе организовалась советская власть. Первым председателем Совета был Созонов А.В., секретарём Трохин А.А. При Совете действовало несколько отделов: продовольственный, народного образования, по распределению земель и др. Новая власть столкнулась с множеством проблем, так как социалистические преобразования многие в деревне не поддерживали, недовольство властью Советов в июле 1918 г. вылилось в восстание.
Бутылицкий эсеро-кулацкий мятеж был одним из крупных и кровавых во Владимирской губернии. Он запечатлен в экспонатах Московского и Владимирского исторических музеев. Восстание началось утром 24 июля 1918 г.
Как уже было сказано выше, село было торговым центром не только Меленковского уезда, но и всей губернии. Сюда приезжали торговцы и покупатели из Владимира, Коврова, соседнего Мурома и многих других городов. Зажиточные крестьяне вагонами отправляли отсюда хлеб и картофель в рабочие районы страны, сбывая его по спекулятивным ценам, в то время как в городах надвигалась угроза голода. Местная власть и милиция не смогли справиться с таким критическим положением. Поэтому на станцию прибыл отряд красноармейцев из Меленок для борьбы со спекуляцией хлебом. Бутылицкий волостной исполнительный комитет, руководимый эсерами, попытался разоружить отряд, но это ему не удалось, так как командование отряда категорически отказалось подчиниться местной власти. Чуть позже красноармейцы задержали и опечатали три вагона с мукой, привезенной кулаками из Тимошина. Это и стало первой искрой начала восстания. Кулаки, вернувшись домой, созвали крестьян на митинг, где было решено идти на Бутылицы отбивать вагоны.
По всему уезду быстро распространился слух о том, что красноармейцы хотят отобрать у населения хлеб. В ближайшие села и деревни были посланы гонцы с призывом оказать помощь повстанцам. Таким образом, мятеж затронул Бутылицкую, Меленковскую, Заколпскую, Драчевскую, Крюковскую и Папулинскую волости. Восставшие, вооружившись винтовками, ружьями, вилами, топорами, подступили к Бутылицам одновременно с трех сторон, что указывало на наличие общего плана выступления против советской власти. Кстати, после подавления Муромского мятежа в Бутылицах обосновались многие эсеры и белогвардейские офицеры. Они сформировали штаб по руководству крестьянским волнением.
В районе д. Вичкино мятежники встретили трех красноармейцев, которые сопровождали продовольственный обоз. Одного из них они убили, двух других после пыток полуживыми закопали в землю. Многотысячная толпа, растянувшись на сотни метров, подошла к вокзалу. Малочисленный отряд красноармейцев, расквартированный на станции, не смог оказать серьезного сопротивления. Началась кровавая расправа: красноармейцев ловили, оглушали прикладами, выкалывали глаза. Часть из них была заживо сожжена, остальных полуживыми зарыли в землю.
Была разгромлена и сама станция, но телеграфист каким-то чудом успел отправить краткое сообщение: «В Бутылицах бунт!». На подавление мятежа направили три отряда из Меленок, Мурома и Москвы. Самым боеспособным оказался отряд знаменитых латышских стрелков. Прибыв из Москвы, они сходу вступили в бой с повстанцами. Пулеметными залпами они рассеяли ряды нападавших и преследовали их на пути к Максимову, Синжанам, Сафронову и Архангелу. Местные жители, опасаясь репрессий, покинули свои дома и, забрав скарб, укрылись в лесах.
После подавления трехдневного мятежа был создан военный трибунал, который постановил наложить на местное население контрибуцию в размере двух тысяч рублей, а зачинщиков бунта расстрелять.
Сейчас трудно установить количество погибших с обеих сторон. Разные источники называют разные потери: цифры варьируются от 50 до 200 человек.
Но мирная жизнь постепенно налаживалась.


Церковь Николая Чудотворца в Бутылицах

В 1930-х гг. была варварски разграблена и осквернена церковь, вопреки желаниям многих местных жителей. Церковь была закрыта, венчания сломаны, священнослужители были репрессированы.
В 1990-х гг. церковь возвращена верующим, в храме ведутся реставрационные работы. Служба ведётся в здании церковно-приходской школы.
Погост Куземский
Женский Скорбященский монастырь

Город Меленки

Средневековые поселения муромской земли.
Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (20.06.2015)
Просмотров: 1455 | Теги: монастыри, Меленковский уезд, Меленковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика