Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.02.2019
16:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 581

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1017]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [60]
Юрьев [133]
Судогда [74]
Москва [42]
Покров [78]
Гусь [110]
Вязники [219]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [81]
Александров [173]
Переславль [97]
Кольчугино [39]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [40]
Селиваново [22]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Погост Куземский Меленковского уезда

Погост Куземский

Пос. Кузьминский, Скрипинский сельсовет Меленковского района, решением № 773 от 26.06.1974. как фактически не существующий.

«Погост Куземский или погост Иоанна Предтечи находится в 32-х верстах от уездного города Меленки (Меленковский уезд) и в 100 от губернского Владимира».

На месте Куземского погоста, в окружении старообрядческих селений, существовал женский Предтеченский монастырь. Время основания этого монастыря не известно. Упразднён монастырь был в первой четв. XVII в.

В писцовых книгах 1628-1630 гг. сообщается об этом погосте следующее: «Погост Иоанна Предтечи, что был девичь монастырь, а на погосте церковь собор Иоанна Предтечи холодная да другая церковь теплая Николая Чудотворца обе древяны клецки. У церкви во дворе поп Терентий Лазарев, во дворе поп Алексей Еремеев, пономарь и просвирница, на церковной земле 10 мест келейных. Пашни церковной середние земли 40 четв. Да лесом поросло 10 четв. В каждом поле. Того монастыря пустошь, что была деревня Горки, в ней 3 места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 30 четв., перелогу 20 четв., да лесом поросло 30 четв., а всего по 80 четв. в поле, а в дву по томуж. Пустошь, что был починок, в ней два места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 15 четв., перелогу 10 четв., лесом поросло 20 четв., а всего 45 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что было селище Давыдовское стараго запустения, в ней место дворовое, пашни паханыя наездом середние земли 8 четв. в поле. Всей пахатной земли при погосте значилось по 200 четв. в поле, а в дву потомуж.
К погосту и к пустошам по заполью лужок Павлов, лужок Попадьин, Макаров да в лесу лужок Петрушинский, сена ставится 130 копен. Лесу пашеннаго 30 десят., да непашеннаго на полторы версты в длину и на версту поперег».
Таким образом в первой пол. XVII в. причт церкви Куземского погоста владел сравнительно громадным земельным наделом. Все упомянутые пустоши были приложены в прежде бывший здесь девичий монастырь. Что касается прихода погоста Куземского, то о составе его имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. По этим книгам, при церкви Иоанна Предтечи в погосте Куземском два священника, дьячок и пономарь; в приходе: «д. Угрюмова, в ней двор помещиков, 12 двор. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 27 дв.), д. Митина, в ней два двора помещиковых, 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 48 дв.), д. Скрыпина, в ней 3 дв. помещиковых, 36 дв. крестьянских (ныне здесь 124 дв.), д. Горохова, в ней 2 дв. помещиковых, 7 дв. крестьянских и 1 дв. задворного слуги (ныне здесь 39 дв.), д. Зимницы, в ней двор помещиков и 8 дв. крестьянских (ныне здесь 71 дв.), д. Бабухино, в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских (ныне здесь 33 дв.), д. Запрудная, в ней 3 дв. помещиковых и 6 дв. крестьянских (ныне здесь 29 дв.), д. Псилово, в ней 18 двор. крестьянских (ныне здесь 50 дв.), д. Мусина – 9 дв. крестьянских (ныне здесь 18 дв.), д. Мушпанова – 7 дв. крестьянских, д. Петрова, в ней двор помещиков и 1 дв. крестьянских. Земли при церкви по 200 четв. в поле, сенного покосу 130 копен, лесу пашенного 30 дес. и непашенного на полторы версты в длину и на 1 версту в ширину».
Таков состав Куземского прихода к кон. XVII в. Из писцовых книг видно, что в 1628-1630 гг. на погосте было две деревянных церкви. Теплая Николаевская церковь была построена вновь в 1861 г.; куплена она была в селе Приклон Меленковского уезда; в 1882 г. она была расширена.
О времени построения холодной Предтеченской церкви не имеется никаких сведений. На Ирмологие изд. 1673 г. есть такая отметка: «в 74 году освящена церковь Иоанна Предтечи при Преосвящен. Алексие, Архиепископе Рязанском». Она не сохранила своего первоначального вида, в XIX в. кровля на ней была железная, под ней каменный фундамент, внутри вместо прежде бывшего полотняного иконостаса новый деревянный. Над престолом и жертвенником Предтеченского храма устроены полотняные сени.

Несмотря на древность церквей в погосте древнего в них почти ничего не сохранилось. К XIX в. сохранились только два напрестольных Евангелия печати 1685 и 1697 гг. и Ирмологий изд. 1673 г.


Карта 1850 года

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: арендной платы за землю 100 руб. и от служб и требоисправлений до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоял из деревень: Угрюмова, Мишина (1 вер. от церкви), Скрыпина (3 вер.), Запрудья (6 вер.), Псилова (6 вер.), Мусина (6 вер.), Зимниц (6 вер.), Горохова (3 вер.), Свежаков (3 вер.), Окулова (4 вер.) и Бабухова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 1,481 душа муж. пола и 1,549 жен.
В погосте имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 26» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.).

Из книги «Земля Приокская-былинная», иерея Аркадия Гоглова читаем, «Уже через сто метров я оказался в безбрежном море полевых трав, которые мягкими волнами омывали мой автомобиль со всех сторон. Дорога малоприметная, но, тем не менее, я двигался в нужную сторону. Терпение мое было вознаграждено, ибо после получаса петляния по полям я неожиданно увидел невдалеке величественный храм. Удивительны подобные виды... Часто в российской глубинке приходится встречать такие храмы, почти не тронутые временем и невзгодами. Какая-то величавая патриархальная тишина, спокойное запустение и безлюдье царят в этих местах. «Так вот какова родина моих дедов и прадедов!» - подумал я. В этих местах они прожили почти полвека. Здесь родился и вырос мой дед, сюда приезжал на каникулы, когда учился в Муромском духовном училище. В этих местах прогремели над его семьёй первые грозы революционных потрясений. Отсюда он был призван на братоубийственную Гражданскую войну в тыловое ополчение. К этому приходу был посвящён в священнический сан в селе Запрудье. Недалеко отсюда родилась и моя мама. Вокруг расстилались безбрежные, поросшие полевыми травами и цветами поля, а неподалёку виднелись величественные владимирские леса. Стояла прозрачная летняя российская тишь. В волнении я вошёл в это забытое православное храмовое пространство. В нём царило запустение, но последние годы сюда иногда, вероятно, на Пасху, забредает какая-то православная душа - видны следы небольшой уборки. Остались высоко под куполом некоторые росписи. В алтаре находились остатки деревянных престола и жертвенника. «Здесь много служб совершили мои предки нашему Господу», - подумалось мне. И с трепетным благоговением я приложился к престолу. Достав свою походную требную сумку, отслужил краткие молебен и поминальную литию, затем вышел наружу. Рядом с храмом расположилось небольшое кладбище, оно было действующее - видны недавние захоронения. Вероятно, поэтому и уцелела дорожка. Вдоль храма густо цвела сирень, столь любимая нашими предками. Считается, что она отгоняет вражью силу. Практически у каждого старого храма увидишь густые её заросли. Недалеко от церкви поискал могилку своего прадеда. Возможно, что он похоронен где-то здесь. По семейным преданиям, он пострадал от дезертиров в революционные годы. Однажды зимой где-то в поездке они потребовали у него тёплые вещи, и он по своему христианскому смирению отдал им шапку. Зима была лютая, он простудился и умер. Вероятно, Господь многих своих верных слуг прибрал в эти годы, дабы они не видели грядущего разрушения и беснования.
Ещё при жизни моя бабушка, Анна Васильевна, вспоминала, как однажды, примерно в 1922-23 годах, когда она работала учителем в Меленковском уезде все последние годы, после окончания Владимирского епархиального училища для девиц духовного звания, к её домику неожиданно подъехала нарядная тройка. Это приехали её сватать за сына псаломщика из села Погост-Куземского, Аркадия Павловича Владыкина. Тогда она впервые увидела своего будущего супруга. Вошёл молодой человек среднего роста, весьма приятный собою, с негромким, но мелодичным голосом, очень скромный и стеснительный, большой порядочности. Таким он оставался всю свою нелёгкую жизнь. Они повенчались, и Аркадий Павлович принял сан священнослужителя. Он получил указ служить в селе Запрудье. Этот храм был приписным к его родному селу Погост-Куземскому и был выстроен незадолго до революционных потрясений. Принятие сана в те времена было весьма рискованным решением. При постоянных гонениях на РПЦ и её служителей многие клирики снимали с себя сан или уходили за штат, устраиваясь на светские должности. Через год у них родилась первая дочка, Тамара, которая не прожила и годика. Затем в этом селе родились Алевтина, Фаина (моя мама) и сын Анатолий. В 1929 году семья была изгнана из своего дома и лишена всего имущества. Было предложено идти на все четыре стороны. Вероятно, храм был отобран под колхозные «нужды», т.к. дедушка продолжал служить в селе Коровине. Нашлись в ГАВО записи об этом: «Владыкин Аркадий Павлович, жена - Анна Васильевна, дочери - Алевтина, Фаина, сын Анатолий. Изъять средства в Зимницкий колхоз «Советский Труженик». (Списки раскулаченных 1929-30 годов по Меленковскому району Новониколаевскому райсельсовету. Ф. 3698. Оп. 3. Д. 11. Л. 4.) Ещё ранее, в 1925 году, семья отца Аркадия была лишена прав избирать и быть избранными по Псиловскому району Папулинской волости Меленковского уезда. Это было начало крестного пути семьи сельского священника. В дальнейшем, в течение почти 30 лет, им пришлось перемещаться с прихода на приход не менее десяти раз под нажимом богоборческих властей с перерывом на семилетнее заключение деда в лагеря с 1940 по 1947 год».

О постройке в дер. Псиловой земского училища (приход Погоста Куземского). Псиловское, Мусинское и Запрудское общества ходатайствовали перед очередным уездным земским собранием 1906 г. о выдаче пособия на постройку школы в размере 1500 руб. с тем, чтобы школа была построена вместо дер. Псиловой, как это предусмотрено школьной сетью, в с. Запрудье. Земское собрание удовлетворило это ходатайство. Губернское земское собрание, однако нашло более удобным построить школу в дер. Псиловой, представляющей по отношению к означенным трем селениям более центральное место и передало этот вопрос на детальное рассмотрение комиссии по народному образованию при губернской управе».

Крестьянская жизнь 1917 года

Крестьяне сельца Окулова и окружных деревень Зарослово, Новоселки, Катышево, Меленковского уезда, собравшись на общий митинг 6 апреля, выслушали приезжих из Мурома товарищей социалистов-революционеров, имели суждение по поводу прослушанного и вынесли следующую резолюцию:
Трудовому крестьянству необходимы, как воздух и свет, Земля и Воля. Для достижения этих целей вышеозначенные крестьяне будут во 1-х всеми силами и разумением своим бороться за демократическую республику, построенную на началах программы партии социалистов-революционеров и во 2-х будут в Учредительном Собрании добиваться социализации земли, то есть перехода земли в общенародное достояние без выкупа, с тем, чтобы пользование землей было основано на управнительно-трудовом начале.
До созыва Учредительного Собрания вышеупомянутые крестьяне будут поддерживать Временное Правительство до тех пор, пока это правительство будет идти неуклонно и честно по демократическому пути защиты интересов трудового народа.
Для того, чтобы ускорить созыв Учредительного Собрания и не дать темным силам увлечь крестьянство на грязную дорогу старого режима вышеозначенные крестьяне обязуются воздерживаться сами и удерживать других малосознательных товарищей от необдуманных массовых выступлений, погромов и разных захватов.
Все — же неотложные земельные и другие крестьянские очередные дела вышеозначенные крестьяне будут решать в правильно—организованных на демократических началах сельских волостных и уездных земских комитетах.
Чтобы облегчить Временному Правительству справиться с продовольственной разрухой, вышеупомянутые крестьяне по мере возможности выражают искреннюю готовность поделиться с армией и городским неимущим населением, для чего продукты своего производства будут доставлять по справедливой оценке в городские общественные комитеты, избранные на демократических началах и пользующиеся доверием трудового народа.
Относительно войны крестьяне высказываются за такое заключение мира, которое не ограничило бы завоеваний русской революции. Желательно добиться возможно скорого заключения мира, но крестьяне готовы и на дальнейшие жертвы, если того требует честь и свобода освобожденного русского народа.
Ниже следуют подписи.
На сельском сходе 5 апреля крестьяне сельца Окулова Папулинской волости постановили выдать из общественных сумм 150 р. для подарка армии. Кроме того дополнительно поступило для той же цели от нижеследующих лиц: Тренин Серией - 1 р., Петухов - 1 р., Сидоров Иван - 1 р., Рощииа Елена - 60 к., Ларионов Федор - 1 р., Федотова Настасья - 50 к., Перфилов Козьма - 1 р., Никитина Акулина - 50 к., Горелов Василий - 3 р., Оникин Андрей – 1 р., Еремин Алексей - 1 р., Белова Агафья - 50 к., Киреев Василий - 2 р., Паршин Егор - 2 р.
Означенные деньги отправлены 12 апреля в Бюро Московской Военной Организации Партии Соц.-Рев.
/«Трудовая Заря» № 3. Муром, 23 апреля 1917 года/
Деревня Славцево
Женский Скорбященский монастырь
Николо-Бутылицкая пустынь
Село Бутылицы

Город Меленки

Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (14.04.2017)
Просмотров: 757 | Теги: Меленковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика