Погост Куземский – бывшее село в Меленковском районе, Владимирской области.
Кузьминский, Скрипинского сельсовета Меленковского района, решением № 773 от 26.06.1974 г. признан, как фактически не существующий.
Находился в 2-3 км. от деревень Митино и Скрипино. «Погост Куземский или погост Иоанна Предтечи находится в 32-х верстах от уездного города Меленки (Меленковский уезд) и в 100 от губернского Владимира». [1]
На месте Куземского погоста, в окружении старообрядческих селений, существовал женский Предтеченский монастырь. Время основания этого монастыря не известно. Упразднён монастырь был в первой четв. XVII в. [1]
В писцовых книгах 1628-1630 гг. сообщается об этом погосте следующее: «Погост Иоанна Предтечи, что был девичь монастырь, а на погосте церковь собор Иоанна Предтечи холодная да другая церковь теплая Николая Чудотворца обе древяны клецки. У церкви во дворе поп Терентий Лазарев, во дворе поп Алексей Еремеев, пономарь и просвирница, на церковной земле 10 мест келейных. Пашни церковной середние земли 40 четв. Да лесом поросло 10 четв. В каждом поле. Того монастыря пустошь, что была деревня Горки, в ней 3 места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 30 четв., перелогу 20 четв., да лесом поросло 30 четв., а всего по 80 четв. в поле, а в дву по томуж. Пустошь, что был починок, в ней два места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 15 четв., перелогу 10 четв., лесом поросло 20 четв., а всего 45 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что было селище Давыдовское стараго запустения, в ней место дворовое, пашни паханыя наездом середние земли 8 четв. в поле. Всей пахатной земли при погосте значилось по 200 четв. в поле, а в дву потомуж. К погосту и к пустошам по заполью лужок Павлов, лужок Попадьин, Макаров да в лесу лужок Петрушинский, сена ставится 130 копен. Лесу пашеннаго 30 десят., да непашеннаго на полторы версты в длину и на версту поперег». Таким образом в первой пол. XVII в. причт церкви Куземского погоста владел сравнительно громадным земельным наделом. Все упомянутые пустоши были приложены в прежде бывший здесь девичий монастырь.
Из писцовых книг видно, что в 1628-1630 гг. на погосте было две деревянных церкви.
Что касается прихода погоста Куземского, то о составе его имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. По этим книгам, при церкви Иоанна Предтечи в погосте Куземском два священника, дьячок и пономарь; в приходе: «д. Угрюмова, в ней двор помещиков, 12 двор. крестьянских и 1 бобыльский (в 1896 г. здесь 27 дв.), д. Митина, в ней два двора помещиковых, 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1896 г. здесь 48 дв.), д. Скрыпина, в ней 3 дв. помещиковых, 36 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 124 дв.), д. Горохова, в ней 2 дв. помещиковых, 7 дв. крестьянских и 1 дв. задворного слуги (в 1896 г. здесь 39 дв.), д. Зимницы, в ней двор помещиков и 8 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 71 дв.), д. Бабухино, в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 33 дв.), д. Запрудная, в ней 3 дв. помещиковых и 6 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 29 дв.), д. Псилово, в ней 18 двор. крестьянских (в 1896 г. здесь 50 дв.), д. Мусина – 9 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 18 дв.), д. Мушпанова – 7 дв. крестьянских, д. Петрова, в ней двор помещиков и 1 дв. крестьянских. Земли при церкви по 200 четв. в поле, сенного покосу 130 копен, лесу пашенного 30 дес. и непашенного на полторы версты в длину и на 1 версту в ширину. [1]
Когда получило начало свое общество монашествующих девиц и стало поселяться при церкви погоста Куземсмского,- неизвестно. Но тем не менее со всякою достоверностью полагать должно, что община эта первоначальным образованием своим обязана некоторым из девиц дворянского происхождения, которые, вероятно в те тяжелые и смутные времена переживаемые Россиею, желая девство свое посвятить Богу, поселялись, в сообществе с другими, при погосте Куземском, как месте тихом и более других уединенном, удерживая за собой ту часть земли, которая приходилась по семенному разделу. К этому убеждению приводит то именно обстоятельство, что монастырская земля не составляла общей нераздельной собственности, а разделена была на отдельные участки, на которых поселялись работники, принадлежавшие монашествующим девицам по крепостному праву.
Когда упразднен этот монастырь также неизвестно. Но, если взять во внимание приписку монастырской земли к Предтеченской церкви по писцовым книгам 1736-1738 гг. и инструкцию, данную Московской Губернской Канцелярией в 1765 г. на отмежевание таковой Земли к церкви то необходимо полагать, что и упразднение монастыря произошло в первых годах XVII столетия, так как из писцовых книг видно, что, во время описания монастырской земли, не изгладились еще места ни келий монастырских, ни места поселенцев, да и самый причет, состоявший из двоих священников, при одном пономаре, оставался в том же составе, в каком был при существовании монастыря.
Теплая Николаевская церковь была построена вновь в 1861 г.; куплена она была в селе Приклон Меленковского уезда; в 1882 г. она была расширена. О времени построения холодной Предтеченской церкви не имеется никаких сведений. На Ирмологие изд. 1673 г. есть такая отметка: «в 74 году освящена церковь Иоанна Предтечи при Преосвящен. Алексие, Архиепископе Рязанском». Она не сохранила своего первоначального вида, в XIX в. кровля на ней была железная, под ней каменный фундамент, внутри вместо прежде бывшего полотняного иконостаса новый деревянный. Над престолом и жертвенником Предтеченского храма устроены полотняные сени.
Несмотря на древность церквей в погосте древнего в них почти ничего не сохранилось. К XIX в. сохранились только два напрестольных Евангелия печати 1685 и 1697 гг. и Ирмологий изд. 1673 г.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: арендной платы за землю 100 руб. и от служб и требоисправлений до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Приход состоял из деревень: Угрюмова, Мишина (1 вер. от церкви), Скрыпина (3 вер.), Запрудья (6 вер.), Псилова (6 вер.), Мусина (6 вер.), Зимниц (6 вер.), Горохова (3 вер.), Свежаков (3 вер.), Окулова (4 вер.) и Бабухова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 1481 душа муж. пола и 1549 жен. [1]
Приговор 1-го, 2-го и 3-го Скрыпинских сельских сходов. «1907 г. сентября 25-го дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне, бывшие помещичьи и удельные во Владимирской губернии, Меленковского уезда, Бутылицкой волости, 1, 2 и 3-го Скрыпинских сельских обществ, дер. Скрыпина, состоящего всего из 166 ревизских, 320 наличных душ мужского пола и 140 домохозяев, имеющих, по 47 ст. и прим. к ней общ. полож. о крест., право голоса на сходе, собрались сего числа на сход по распоряжению сельских старост наших В. Беляева, И. Клычихина и В. Яшина в количестве 128 наличных крестьян домохозяев. На сходе этом имели суждение о том, что по школьной сети, утвержденной Владимирским губернским земским собранием в селении нашем назначена быть земская школа, но так как в настоящее время у нас школы не имеется, то в виду этого, посоветовавшись между собою, все единогласно постановили: ходатайствовать перед Меленковским уездным училищным советом, войти с представлением куда следует об отпуске потребного количества леса на устройство школы из ближайшей Скрыпинской казенной дачи, согласно присланной смете, количеством на 100 человек учащихся, о выдаче нам 2000 р. безвозвратного пособия на устройство школы и 2000 р. в ссуду с уплатою в 10 лет, по 200 руб. каждогодно, причем мы обязуемся выстроить школьное здание по одному из планов, утвержденных губернским земским собранием, отвести бесплатно потребное количество земли под школьное здание; для ходатайства перед училищным советом о разрешении постройки школы, отпуска потребного количества леса и получения денег на постройку школы уполномочиваем из среды себя крестьян Ивана Захарова Клычихина и Василия Яковлева Белякова. Вследствие чего составлен настоящий приговор, к которому и подписуемся крестьяне в количестве 128 человек, сельский староста 1-го общества Василий Васильев Беляков, Иван Захаров Клычихин, Владимир Феоктистов Яшин. 1907 г. сентября 27-го дня настоящий приговор в Бутылицком волостном правления явлен и правильность удостоверяем своим подписом с приложением печати. Волостной старшина Л. Ионов, писарь Синичкин».
Иоанн Андреевич Рейпольский родился в селе Ильинское Стромиловых Юрьев - Польскаго уезда Владимирской губернии в семье священника в 1814 г. Окончил Владимирскую духовную семинарию 1842 г. 14 марта 1843 года рукоположен в сан священника и назначен в Архангельскую церковь села Свято, Гороховецкого уезда. В 1852 году служил полковым священником в Севастополе. Получил наградной крест на Владимирской ленте и медаль за оборону Севастополя. По возвращении около года служил в погосте Богоявленском Вязниковского уезда. А с 1856 по 1859 в селе Александрово Судогодского уезда. С 1859 по 1870 в Успенской церкви с. Крюково Меленковскго уезда, а с 1870 до самой кончины в Куземском погосте того же уезда. За годы служения в этом погосте усердием батюшки Иоанна было открыто две школы, одна в сельце Скрыпино школа грамоты, а другая при погосте церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 26. [1] Так же были благоустроены оба храма и обнесены каменной оградой. Кроме того он сэкономил 2193 рубля 91 копейки от своих доходов и передал их на нужды храма. В 1893 году в погосте Куземском торжественно отмечался 50–летний юбилей священнослужения отца Иоанна. В 1894 году, в связи с ухудшением здоровья, в основном зрения о. Иоанн уходит за штат. В 1900 году отец Иоанн написал прошение Высокопреосвященнейшему Сергию архиепископу Владимирскому и Суздальскому на строительство нового каменного храма, в котором он указал: «…Ныне считаю для себя священнейшею обязаностию во славу Пресвятаго имени Божия принять участие в устройстве нашего каменнаго храма и таковой же колокольни, и с этою целью в церковь погоста Куземскаго жертвую от себя пять тысяч рублей билетами государственной 4% ренты. Причем желал бы, чтобы вся эта сумма положена была на имя церкви в Муромское отделение Государственнаго банка на хранение, и чтобы одни проценты с 1 марта 1901 года получались каждогодно из банка и расходовались на церковныя работы до тех пор, пока не окончатся каменною кладкою храм и колокольня. По окончании же этих работ из означенных пяти тысяч рублей четыре жертвую на приобретение для той же церкви колокола с литейным изображением Христа Спасителя и Божией Матери, и словами: Приидите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. А тысячу пятую жертвую на два новых иконостаса храма. Сие приношение покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство от меня в церковь Божию принять, а для сего приказать местному благочинному пять тысяч от меня получить, для передачи их по назначению…». Прошение было написано дочерью отца Иоанна девицей Анной, так как батюшка к тому времени плохо видел, но подписано им самим, а так же священниками погоста Куземского и Благочинным. Отец Иоанн скончался в глубокой старости, в 1902 году, а его дочь Анна жила в погосте Куземском до 1910 года. Освящение новой каменной Предтеченской церкви совершилось 31 октября 1910 года Преосвященным Евгением епископом Муромским. Престола в нем было три: I. Собор Иоанна Предтечи. II. Святителя Николая. III. Великомученицы Параскевы. Церковь выстроена в русско-византийском стиле из красного лицевого кирпича. Относительно низкий четверик основного объема переходит в монументальный восьмерик. Объемы небольшой трапезной и главный соединены большим арочным проёмом и образуют единое целое. Асида одна, но очень большая, прямоугольной формы. Органичным элементом архитектурного ансамбля служит колокольня, построенная одновременно с другими частями храма. В целом планировка церкви обычная, каноническая. Фасады богато декорированы кокошниками и поясками, а так же в духе своего времени – нарядными сдвоенными полуколоннами. Большой красивый храм, видимый издали, явная доминанта живописных окружающих полей и перелесков.
Запрещенный диакон пог. Куземского, Мелен,.у., Михаил Казанский 25 мая 1908 г. определен во псаломщика в с. Мотмос, того же уезда. Псаломщик села Жерехова, Владимирского уезда, Сергий Подбережский, 10 сентября 1908 г., определен во диакона в погост Куземский.
«О постройке в дер. Псиловой земского училища (приход Погоста Куземского). Псиловское, Мусинское и Запрудское общества ходатайствовали перед очередным уездным земским собранием 1906 г. о выдаче пособия на постройку школы в размере 1500 руб. с тем, чтобы школа была построена вместо дер. Псиловой, как это предусмотрено школьной сетью, в с. Запрудье. Земское собрание удовлетворило это ходатайство. Губернское земское собрание, однако нашло более удобным построить школу в дер. Псиловой, представляющей по отношению к означенным трем селениям более центральное место и передало этот вопрос на детальное рассмотрение комиссии по народному образованию при губернской управе». Псиловское училище в д. Псиловой открыто в 1909 г. «Законоучитель – свящ. с Запрудья о. Иоанн Херсонский, учительница - М.К. (быв. Герцык) Церебровская. Попечитель – Д.Е. Михеев (с 1910). В спец. выстроен. Уездн. Земств. здании» (Журналы очередного Меленковского уездного земского собрания. Сессии 1912).
Из книги «Земля Приокская-былинная», иерея Аркадия Гоглова читаем, «Уже через сто метров я оказался в безбрежном море полевых трав, которые мягкими волнами омывали мой автомобиль со всех сторон. Дорога малоприметная, но, тем не менее, я двигался в нужную сторону. Терпение мое было вознаграждено, ибо после получаса петляния по полям я неожиданно увидел невдалеке величественный храм. Удивительны подобные виды... Часто в российской глубинке приходится встречать такие храмы, почти не тронутые временем и невзгодами. Какая-то величавая патриархальная тишина, спокойное запустение и безлюдье царят в этих местах. «Так вот какова родина моих дедов и прадедов!» - подумал я. В этих местах они прожили почти полвека. Здесь родился и вырос мой дед, сюда приезжал на каникулы, когда учился в Муромском духовном училище. В этих местах прогремели над его семьёй первые грозы революционных потрясений. Отсюда он был призван на братоубийственную Гражданскую войну в тыловое ополчение. К этому приходу был посвящён в священнический сан в селе Запрудье. Недалеко отсюда родилась и моя мама. Вокруг расстилались безбрежные, поросшие полевыми травами и цветами поля, а неподалёку виднелись величественные владимирские леса. Стояла прозрачная летняя российская тишь. В волнении я вошёл в это забытое православное храмовое пространство. В нём царило запустение, но последние годы сюда иногда, вероятно, на Пасху, забредает какая-то православная душа - видны следы небольшой уборки. Остались высоко под куполом некоторые росписи. В алтаре находились остатки деревянных престола и жертвенника. «Здесь много служб совершили мои предки нашему Господу», - подумалось мне. И с трепетным благоговением я приложился к престолу. Достав свою походную требную сумку, отслужил краткие молебен и поминальную литию, затем вышел наружу. Рядом с храмом расположилось небольшое кладбище, оно было действующее - видны недавние захоронения. Вероятно, поэтому и уцелела дорожка. Вдоль храма густо цвела сирень, столь любимая нашими предками. Считается, что она отгоняет вражью силу. Практически у каждого старого храма увидишь густые её заросли. Недалеко от церкви поискал могилку своего прадеда. Возможно, что он похоронен где-то здесь. По семейным преданиям, он пострадал от дезертиров в революционные годы. Однажды зимой где-то в поездке они потребовали у него тёплые вещи, и он по своему христианскому смирению отдал им шапку. Зима была лютая, он простудился и умер. Вероятно, Господь многих своих верных слуг прибрал в эти годы, дабы они не видели грядущего разрушения и беснования. Ещё при жизни моя бабушка, Анна Васильевна, вспоминала, как однажды, примерно в 1922-23 годах, когда она работала учителем в Меленковском уезде все последние годы, после окончания Владимирского епархиального училища для девиц духовного звания, к её домику неожиданно подъехала нарядная тройка. Это приехали её сватать за сына псаломщика из села Погост-Куземского, Аркадия Павловича Владыкина. Тогда она впервые увидела своего будущего супруга. Вошёл молодой человек среднего роста, весьма приятный собою, с негромким, но мелодичным голосом, очень скромный и стеснительный, большой порядочности. Таким он оставался всю свою нелёгкую жизнь. Они повенчались, и Аркадий Павлович принял сан священнослужителя. Он получил указ служить в селе Запрудье. Этот храм был приписным к его родному селу Погост-Куземскому и был выстроен незадолго до революционных потрясений. Принятие сана в те времена было весьма рискованным решением. При постоянных гонениях на РПЦ и её служителей многие клирики снимали с себя сан или уходили за штат, устраиваясь на светские должности. Через год у них родилась первая дочка, Тамара, которая не прожила и годика. Затем в этом селе родились Алевтина, Фаина (моя мама) и сын Анатолий. В 1929 году семья была изгнана из своего дома и лишена всего имущества. Было предложено идти на все четыре стороны. Вероятно, храм был отобран под колхозные «нужды», т.к. дедушка продолжал служить в селе Коровине. Нашлись в ГАВО записи об этом: «Владыкин Аркадий Павлович, жена - Анна Васильевна, дочери - Алевтина, Фаина, сын Анатолий. Изъять средства в Зимницкий колхоз «Советский Труженик». (Списки раскулаченных 1929-30 годов по Меленковскому району Новониколаевскому райсельсовету. Ф. 3698. Оп. 3. Д. 11. Л. 4.) Ещё ранее, в 1925 году, семья отца Аркадия была лишена прав избирать и быть избранными по Псиловскому району Папулинской волости Меленковского уезда. Это было начало крестного пути семьи сельского священника. В дальнейшем, в течение почти 30 лет, им пришлось перемещаться с прихода на приход не менее десяти раз под нажимом богоборческих властей с перерывом на семилетнее заключение деда в лагеря с 1940 по 1947 год».
«Ну и лапы у попа! (Куземский погост, Бутыл. вол.). Попу Сиротинскому было положено за венчанье крестьянами — хлеба 1 п. 10 ф. Он же назначил свою норму 3 п. 5 ф. Ну в загребущие лапы у бати! Гоните его к черту гр-не. Стройте новую жизнь на основе свободного гражданского брака» («Луч», 1 февраля 1924).
12 июня 1929 г. Владимирский губисполком закрывает 1 (деревянную) церковь в Кузьминском [так в тексте] погосте Муромского уезда, т.к. у общины есть вторая церковь, об этом ходатайствует крестьяне и есть нужда в культурно-просветительных зданиях (Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы.).
«Протокол № 94 Заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области от 29 апр. 1933 года. § 27. СЛУШАЛИ: О ликвидации деревянной церкви в Куземском погосте Скрыпинского сельсовета Меленковского района. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принимая во внимание, что: 1) в Куземском погосте имеются два культовых здания, из которых старая деревянная церковь не используется религиозной общиной, что 2) население соседней деревни Митина ходатайствует о переносе здания этой церкви в дер. Митино и использования под школу взамен сгоревшего школьного здания, что 3) это ходатайство поддерживается, как целесообразное. Скрыпинским сельсоветом и Меленковским РИКом, что 4) средства на перенос церкви и приспособление ее под школу обеспечиваются за счет страховой премии (4000 руб.) за сгоревшую школу и, что 5) община верующих может удовлетворять свои религиозные потребности в другом церковном здании в том же погосте, деревянную церковь в Куземском погосте, как молитвенное здание, ликвидировать с передачей Меленковскому РИКу для использования под школу в д. Митино.
2. Предложить Меленковскому РИКу провести настоящее // Л. 51 об. постановление в жизнь с соблюдением ст. ст. 36 и 37 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях». 25/III – 33 г.» Б. Г. Агеев Беликов Стальнова ГАИО/ Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 274. Л. 51 – 51 об.).
Сохранились некоторые элементы первоначального интерьера, как-то: фрагменты фресковых росписей, подвески светильников, оградка алтарной части.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи в Куземском погосте приписана к Свято-Благовещенскому монастырю г. Мурома. По благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия при погосте организуется подворье Благовещенского монастыря.
Малое Угрюмово
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Малое Угрюмово - бывшая деревня прихода Куземского погоста.
Советский период - Скрыпинский сельсовет.
«Г.В. Аверьянов работает в сельсовете дер. Угрюмово, Драчевск. вол., с 1918 г. Не имея образования он оставляет свое семейство и уходит в начале 1920 г. в гор. Меленки на кооперативные курсы, которые в том-же году успешно окончил. Сдав экзамен на должность помощника бухгалтера, он прибыл в деревню, где был немедленно избран Предсельсоветом. Познакомившись с тем, что произошло в деревне за время его отсутствия он заметил, что частная торговля начала усиленно развиваться. Немедля он начал агитировать среди гр-н своего о-ва о сущности кооперации и частной торговли. Умелый подход к односельчанам сделал свое дело — частная торговля потерпела поражение, а организованный Аверьяновым кооператив заработал. Видя свою большую утерю частно-торговцы решили завербовать в свою партию подходящей элемент и открыть кирпичный завод, но Г.В. Аверьянов дал этой затее преграду. Организовав Трудовую Артель из бедняков-крестьян, он построил кирпичный завод, чем опять стал поперек дороги кулачкам. Г.В Аверьянов организовал Сельско-Хозяйственное Товарищество, вступив членом в Меленковский Коопсоюз. Организация им этого товарищества для гр-н своего Общества дала много пользы, т. к. в связи с переходом на многополье Коопсоюз выдал семенную ссуду в достаточном количестве и теперь вся беднота обсеменила свои наделы. Г. Аверьяновым, как организатором своего кооператива послано требование через Меленковский Коопсоюз в гор. Москву о высылке для нужд О-ва разного рода сел.-хоз. машин. Единственная цель стремления Г.В. Аверьянова это улучшение сельского хозяйства и просветительная работа среди своих граждан. Т. Аверьянов в церковь не ходил и не ходит. О вреде религиозного дурмана он разъяснял и своим гражданам, благодаря чему прекратилось хождение в церковь. Не было в деревне школы. Т. Аверьянов в течение 4-х месяцев позаботился ее выстроить. Сейчас школа находится в порядке. Частная собственность земли им уничтожена и разделена по едокам. Самогонку не пьет и производство ее в деревне не допускает. Сельхозналог выполняет в срок. Т. Аверьяновым организован культурно-просветительный кружок, через который он надеется победить царившую тьму» («Красный Луч», 28 июня 1924).
«Деревни Большое Угрюмово и Малое Угрюмово были основаны двумя братьями; старшин основал Большое Угрюмово, младший - Малое. Угрюмово (Угримово) упоминается в 1676 г. В этом же году упоминается и другое Угрюмово. Большое Угрюмово - приход села Драчева. Ныне Селивановского района, ранее Меленковского уезда. Малое Угрюмово - Куземского прихода (Иоанна Предтеча тож) Меленковского уезда». Записано в Муроме на заводе РИП от токаря 6 цеха, крестьянина с. Бутылицы Меленковского уезда Владимирской губернии, около 16 лет, 5 июня 1975 г. (По материалам сайта Муромского музея «Топонимика селений Муромского района» по состоянию на октябрь 2005).