Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Отчет о деятельности Братства Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского (1911 г.)

Отчет о деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1911 — 1912 братского года

В борьбе с старообрядчеством Владимирской епархии нелегкое бремя несло на своих плечах духовенство и братская миссия в отчетном полугодии своими беседами, проповедями, богослужением, школьным законоучительством, сближением на почве культурного ведения хозяйства (2 благочин. округ Гороховецкого уезда) и всякими доступными способами пастырского воздействия, изобличая внутреннюю пустоту и неправду раскола, препятствуя тем самым внешнему росту и успеху его среди нашего простонародья.
Наибольшее препятствие на своем пути православная миссия в отчетном полугодии встречала от наставников старообрядцев, действовавших на свою паству следующими способами и мерами.
Духовные руководители старообрядчества направляли все усилия к тому, чтобы как можно более унизить и изругать Православную церковь, духовенство и миссию и тем уронить их во мнении толпы. В этом откровенно признавался такой опытный вожак раскола, как безпоповщинский начетчик Коновалов, подобными речами, по его словам, заставивший „шарахнуться своих овец" — спасовцев от порога православной церкви.
В ряду способов распространения и укрепления раскола немаловажное значение имела также и современная литература раскола. Номера старообрядческих журналов „Церковь", „Старообрядческая мысль", „Старая Русь", „Златоструй" в соединении с печатными произведениями писателей из раскола, в роде: Мельникова, Коновалова, Пичугина, Агапова и др., наполненными обычной клеветой против Православной церкви, нарасхват расходились и читались с живым интересом. Портреты австрийских лжевладык, безпоповщинских „отцов", видных богачей и общественных деятелей раскола, на ряду с многочисленными снимками храмов, часовен, молитвенных домов, в связи с многочисленными корреспонденциями из разных мест о „повсюдном" якобы поражении на беседах православных миссионеров старообрядческими начетчиками производили и производят в глухой деревне подобающее впечатление и, конечно, не в пользу Православной церкви.
С целью пропаганды раскола в отчетном полугодии в центральных пунктах епархии появлялись для совершения богослужений австрийские владыки; напр., Геннадий — Донской, Александр — Рязанский (г. Иваново), Кирилл — Одесский (г. Шуя), Иннокентий — Нижегородский (с.с. Пестяки, Верхний Ландех, Дулево) и Иоанн — Московский (с. Дулево, д. Ликино).
Для руководства и пособия своим начетчикам и просто грамотным чтецам из народа в беседах с миссионерами, заправилы раскола издали и в отчетном полугодии распространяли свою литературу в виде „Выписок" Озерского и Александрова. Такого рода выписки в двух частях изданы у нас в гор. Коврове безпоповцем учеником Коноваловым — Агаповым в защиту „новоспасовства", а сочинения австрийца Зеленкова в 3 частях в защиту австрийщины.
Но самым сильным условием, содействовавшим росту и крепости раскола в епархии, было по прежнему влияние женщины раскольницы в семье на подрастающее поколение, в связи с зависимостью православного духовенства от своих прихожан в материальном отношении. Вот что об этом сообщается в отчете священника с. Никулина, Гороховецкого уезда, о. Назаретского. „Что женщина вообще, в особенности мать, говорит о. Назаретский, имеет очень большое влияние на укоренение старообрядчества и его стойкость, — это не подлежит сомнению. Дело в том, что в нашей местности вообще широко распространены отхожие промыслы, так что мужчины почти все время живут на стороне". Следовательно, в семье главенствует женщина. Вся жизнь подрастающего поколения протекает под влиянием женщины, — будет ли то мать, или близкая родственница. В питомце поселяется крайняя ненависть к Православной церкви. Все, чем можно запугать робкое воображение дитяти, все, к чему можно возбудить крайнее отвращение, — все это приписывается церкви, как ее отличительный признак. Дитя 5 — 6 лет приучается своими руководителями к двуперстию, началу, подручнику, кушать из отдельного блюда и т. д.; все это оно исполняет беспрекословно, и вот, как результат такого воспитания, — фанатизм, из за которого впоследствии ни за что не хотят оставить своих заблуждений.
Кроме указанного, в жизни православных есть обстоятельства, благоприятствующие пропаганде раскольников и делающие борьбу с ними трудной. Известно, напр., что исполнение религиозных обрядов при совершении таинства брака, при погребении усопших у старообрядцев не сопровождается почти никакими формальностями. Не то бывает у нас. По наветам старообрядцев все эти предбрачные документы и похоронные предосторожности нужны только попам для обирания своих прихожан. Этим отравляется душа простого верующего человека, и отсюда уже недалеко до формального отпадения от церкви Православной.
В отчетном полугодии особенную живучесть проявили старообрядцы австрийцы окружнического толка 1 округа Судогодского уезда и 3-го Гороховецкого. Так, в 1 округе в деревне Коняевой на средства богача Куликова приготовлен к освящению храм. Жизнедеятельности старообрядцев 3-го округа, по словам отчета священника с. Верхнего Ландеха Добродефва, в значительной степени способствует их „епархиальный владыка" Иннокентий Усов, „стоящий у кормила правления их общин, пользующийся репутацией великого витии в смысле похуления православия".
Среди безпоповцев — спасовцев „большоначальников" видное значение по прежнему имел богач Лаптев, о деятельности которого сообщается в отчете отделения 2-го благочиннического округа Гороховецкого уезда следующее. „У Лаптева находят приют и материальную поддержку главные начетчики в среде безпоповщины; кроме того у него происходят временами общие собрания многих расколовождей из района 2-го округа Гороховецкого уезда. Лаптев явно стремится к тому, чтобы распространить свое учение как можно шире между последователями Спасова согласия по так называемому „малому началу". Для этой цели у него имеются и помощники из местных крестьян, перешедшие в его секту из секты Спасовцев — малоначальников, которые, пользуясь материальной поддержкой со стороны купца Лаптева, сами крестят младенцев и венчают браки. Кроме того у Лаптева проживает известный видный расколоучитель слепец Войкин, который часто разъезжает по соседним селениям для пропаганды своего вероучения".
Трудное и ответственное дело миссии совершалось в отчетном полугодии тем же порядком и теми же способами, как и прежде, при чем преимущественное значение имели публичные и частные беседы с старообрядцами лиц специальной миссии, каковых в отчетном полугодии было пять человек.
За увольнением, по прошению, от должности помощника миссионера священника с. Малышева, Меленковского уезда, о. Соколова, должность его занял с 11 ноября 1911 года студент семинарии Василий Зеленин, с жалованием от Братства 312 руб. в год и с обязательством жить в с. Драчеве, Меленковского уезда. Зеленину поручено миссионерское дело главным образом в приходах: Драчевском, Святецком и Шульгинском; он же бесплатно состоит третьим учителем в Драчевской церковно-приходской школе.
13 апреля 1912 года Братство потеряло своего давнего сотрудника, в лице скончавшегося миссионерского помощника священника с. Ивонина, Судогодского уезда, о. Афанасия Суринова. Покойный почти 25 лет состоял на должности братского миссионера, из коих 18 лет в качестве разъездного по уездам окружного миссионера. Это был самородок начетчик, человек, обладающий крепким здоровьем, народный проповедник, в совершенстве знавший религиозный уклад жизни нашего старообрядчества. На своем долгом миссионерском веку покойный имел многочисленный ряд бесед с выдающимися деятелями раскола; его трудами и заботами за последнее время деревянный Ивонинский храм приведен в благолепное состояние, а фанатичные приверженцы раскола в с. Ивонине значительно смягчили свое ожесточение в отношении к Православной церкви.
По данным Духовной Консистории, сведениям из отделений Братства и донесений приходских священников присоединились из старообрядчества к Православию 38 лиц обоего пола, уклонились в старообрядчество 15 лиц.

Из сектантских заблуждений, ведущих пропаганду в нашей епархии, в истекшем полугодии можно отметить следующие: штундобантизм, адвентизм, молоканство, хлыстовство, иоаннитство. Всех сектантов в епархии официально насчитывается около 2 ½ тысяч.
Как на один из новейших видов штундистской пропаганды следует указать на открываемые сектантами по местам, так называемые, „школы Евангелия и духовного пения". Такие школы с особыми учителями и учительницами обнаружены пока миссией в гор. Меленках и с. Коровине, Меленковского уезда. Школы эти смешанного характера: здесь обучаются дети обоего пола, в возрасте от 10 до 14 лет. Обычно занятия ведутся в вечернее время, — это в тех видах, чтобы дать возможность посещать их тем из детей, которые обучаются в начальных школах. Нечего и говорить о том, в каком духе обучаются и воспитываются здесь дети. Необходимо, поэтому, духовенству зараженных штундизмом приходов обратить особенное внимание на этот в высшей степени опасный для православных способ сектантской пропаганды и в противодействие ему усилить на детей прихожан свое влияние. — Как на новый вид сектантской пропаганды, нужно указать на посещение щтундистами городских и земских больниц и снабжение больных после бесед с ними сектантской и противоправославной литературой, а также снабжение школьников городских и сельских училищ евангелиями малого формата с подчерком священных текстов, якобы подтверждающих лжеучения сектантов. Сюда же нужно отнести и устройство сектантами в их молитвенных домах в дни праздника Рождества Христова елок, как это было в гор. Меленках, в с. Синжанах по инициативе снова прибывшей в Меленковский уезд баптистки Карпинской. На эти детские праздники усиленно заманивались и дети православных родителей.
Значительный, хотя благодаря мерам миссии, только временный подъем духа среди штундистов произвел минувшей зимой приезд в г. Меленки и посещение им потом некоторых окрестных селений пресвитера Московских баптистов И.Я. Степанова. Речи гостя — проповедника перемешивались на устроенном им собрании импровизированными молитвами и воодушевленным общенародным пением под акомпанимент фисгармонии духовных песен. Следующее собрание посетил только что прибывший в Меленки Епархиальный миссионер о. Гр. Орфеев, который предложил Степанову в том же молитвенном доме провести с ним ряд публичных бесед. Но Степанов предложения о. миссионера не принял, чем вызвал бурный протест со стороны народа.
Открытую пропаганду вели в епархии и адвентисты 7 дня. Представители этой секты пастор Вильдгруббе и полковник Ван Бейнинген в минувшем полугодии посетили не только местности, зараженные учением сродных адвентизму сект, но и предлагали свои беседы „о втором пришествии Христа в 1932 — 1933 году" в таких городах и селениях, где до сего времени об этой секте верующие не имели никакого понятия. Так, ими посещены были города — Переславль, Юрьев и Иваново-Вознесенск. Но прочтенные в ограниченном кругу слушателей лекции Вильдгруббе и Бейнингена прошли здесь совершенно бесследно. Успеху этих лекций немало препятствуют те довольно сложные и крайне туманные вычисления и арифметические выкладки, посредством которых сектанты пытаются точно установить год второго пришествия Христа.
Обнаружило в отчетном полугодии пропаганду и иоаннитство. Факты изуверного отношения к памяти почившего Кронштадтского пастыря обнаружены были миссией в течение истекшего полугодия в различных местах епархии. В Ковровском и Муромском уездах, напр., иоанниты носят на шее вместе с крестом или вместо креста образки о. Иоанна, распространяют среди своих односельчан сборники духовных стихов в честь „дорогого батюшки". Стихи эти обычно поются на сектантских собраниях. В других местах Вязниковского, Шуйского и Меленковского уезда зарегистрировано было несколько случаев, когда иоанниты пели пред портретом о. Иоанна составленный ему акафист, заканчивающийся словами: „радуйся, отче Иоанне, великий молитвенниче и чудотворче". Но самой темной стороной иоаннитства является связь этой секты с хлыстовством. В последнее свое посещение г. Иваново-Вознесенска епархиальный миссионер о. Орфеев из своих бесед с сектантами и возвратившимися из иоаннитства в Православную церковь убедился, что иоаннитские собрания часто даже заканчиваются по хлыстовски, т. е. радениями. Особенно резко это обнаруживается в общине известного странника иоаннита — Гриши Босого.
Противосектантская деятельность епархиального миссионера свящ. Григория Орфеева в отчетном полугодии выразилась в публичных и частных собеседованиях с сектантами, в пастырских беседах с обучающимися в начальных школах детьми, в распространении в народе от Братства миссионерской литературы и, наконец, в содействии развитию полемических познаний в членах организованных им миссионерских кружков. — Им посещено было 27 зараженных сектантством пунктов, проведено было 76 публичных бесед, произнесено 24 миссионерских поучения.
С каждым годом интерес к миссии возрастает и среди духовенства епархии. Особенно деятельными в борьбе с сектантами в отчетном полугодии заявили себя: гор. Меленок свящ. о. Евфимий Широкогоров, с. Воютина священник о. Н. Авроров, с. Быстриц, Горох. у., священник о. Е. Тихомиров, пог. Богоявленского, Вязниковского уезда, священник о. М. Преображенский. Огромную, часто незаменимую услугу миссии оказывали кружки ревнителей православия. Особенного внимания в этом отношении заслуживают: миссионерский кружок Меленковский и Ореховский. Члены этих кружков влиянием своим на окружающую их среду удерживают в церкви колеблющихся и во время указывают миссионеру, где и от кого угрожает опасность совращения. Но, к сожалению, часто самое хорошее дело очень трудно прививается, нужно много времени и усилий, чтобы осуществить его в жизни; так и число кружков, хотя и растет, но растет очень туго. Причин тому много, но главнейшая из них — это новизна дела, боязнь ошибок в занятиях с членами кружков и руководстве их противосектантской деятельности.
Результаты противосектантской миссии можно сказать оказались за истекшее полугодие утешительными. Многие приходы, сильно взволнованные сектантской пропагандой, были успокоены. К таким приходам могут быть отнесены: Боровицкий, Горох. уезда, Городищенский, Судогодского уезда, Левинский, Вязниковского уезда, и Синжанский, Меленковского уезда. В Синжанах, напр., имел место такой отрадный факт. В феврале месяце назначено было публичное собеседование со штундистами. К назначенному времени миссионер вместе с приходскими пастырями явился в храм, где ожидало его многолюдное собрание, которое предложило о. Орфееву вести собеседование не со штундистами, а с прибывшими сюда проповедниками адвентизма братьями Сесиными. „Мы из проповедей адвентистов убеждаемся в правоте их учения, заявили миссионеру, поэтому решили мы, что если в беседе с адвентистами Вы ясно опровергнете их доказательства, мы обещаемся здесь — в этом святом месте — всегда следовать за вами — православными пастырями, в противном случае — завтра же пошлем губернатору прошение об отчислении нас из православия в секту адвентистов". Миссионер охотно согласился удовлетворить желание колеблющихся в православии, которые после его бесед с адвентистами убедились в несостоятельности их учения и прекратили связь с сектантами. В том же феврале месяце после одного из собеседований миссионера со штундистами д. Копнина, Меленковского уезда, публично, в многочисленном собрании, искренно раскаялся в своих сектантских заблуждениях местный 55-летний крестьянин Иван Осипов Матвеев и просил приходских пастырей принять его в лоно Православной церкви. Кроме присоединения к церкви Матвеева, миссии известны и другие подобные факты. Оставили, напр., свои сектантские заблуждения: семейство баптиста дер. Гориц, Судогодского уезда, крестьянина Опрятнова, крестьянин дер. Олехова, Покровского уезда, Алексей Куликов, семейство мещанина г. Иваново-Вознесенска Ивана Плигина (иоаннита).
По данным Духовной Консистории, за отчетное полугодие отчислены от православия двое: в секту адвентистов один мужчина и в секту еванг. христиан одна женщина. Оба из Меленковского уезда. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1912 г.).
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского
Годичный праздник Владимирского братства св. Князя Александра Невского (1880 г.)
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.06.2020)
Просмотров: 634 | Теги: Владимир, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru