Речи и стихотворения, произнесенные в школах, в тысячелетие кончины св. Мефодия 6 апреля 1885 г.
Речи и стихотворения, произнесенные в церковно-приходских школах, во время празднеств в тысячелетие кончины св. Мефодия 6-го апреля 1885 г.
Везде 5 и 6 апреля 1885 г. все ученики присутствовали в храмах за Богослужением. Шестопсалмие за всенощным бдением и часы за литургией, а иногда даже и апостол, читали ученики местной школы. Клиросное пение, производящееся уже во многих местах хором, составленном из учеников, и на сей раз производилось им же с тою особенностью, что тропарь свв. Первоучителям был пет всеми учениками и ученицами церковно-приходской школы, поставленными подле клироса. В некоторых селах, в которых церковно-приходские школы существуют не один год, не только тропарь Святым, но и другие более важные песнопения пелись всеми учениками. Так например, священник Шиповой Слободки, Суздальского уезда, Дмитрий Сокольский сообщает, что за всенощным 5 апреля, ученики, стоя рядами против алтаря, вблизи правого клироса, пели общим хором «Хвалите имя Господне, Величание, Славословие великое и Взбранной воеводе», а за литургией 6 апреля — «Херувимскую песнь, Символ веры, Тебе поем, Ангел вопияше и Отче наш». Но вот кончалось литургийное служение. По распоряжению местного священника, один ученик брал в руки зажженную свечу, а другой икону свв. Первоучителей, присланную школе от Братства в дар, и возлежавшую до сего на аналогии в храме, и открывалось священное шествие в здание местной церковно-приходской школы. В большей части селений шествие было в следующем порядке: впереди шел ученик со свечой, другой со св. Иконой, далее священно-служащие, следом за ними все ученики по два в ряд и наконец все население местности; в некоторых местах и полный крестный ход направлялся к школе. Путь от храма до школы был в иных местах посыпан зеленью, в других песком, а в селе Лыкове был убран разноцветными знаменами. На сих знаменах, сделанных из золотистой и серебристой и разных цветов бумаги, были изображены славянскими буквами на одних «Слава Кириллу, слава Мефодию», на других «Боже, Царя храни» или «Слава Русскому Царю», а на некоторых начертана славянская азбука. Во время шествия дети неумолкно пели тропарь свв. Первоучителям. Школа на сей раз везде принимала праздничный вид. Начинался молебен, во время которого во всех школах, кроме разве только вновь открытых, пение производилось всеми учениками. Пред окончанием молебна провозглашалось многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Архипастырю, учащим и учащимся и всем православным христианам...
В некоторых же местах заведующие школами священники, высоко ценя заботу Братства о преуспеянии в пределах Владимирской епархии духовно-нравственного просвещения народа, присоединяли к общему многолетию и пожелания многолетнего существования православному Братству св. благов. Великого Князя Александра Невского. В иных местах священниками была поставлена в храме на тот день тарелка для сбора пожертвований в пользу Братства и умиленные торжеством простолюдины с охотой полагали на нее пятаки и гривны, — так что общий сбор таковых пожертвований доходил до 10 р. По окончании молебна, открывался в школе акт. Везде начинался он речью заведующего школой, в которой он разъяснял значение трудов святых Первоучителей для славянских народов вообще и для Русского в частности, выводил нравственные уроки для учащихся, разъяснял родителям пользу грамотности и необходимость обучать ей детей. За речью следовало чтение гимна в честь свв. Первоучителей «Славяне, песнью высокой». Везде читался этот гимн наизусть самими учениками школы. По просьбе родителей, гимн этот повторялся в иных местах несколько раз то тем, то другим учеником. После каждой строфы следующие в этом гимне: «Слава Кириллу, слава Мефодию братьям святым» во многих школах пелось всеми учениками — распевами, придуманными заведующими школами. Выразительное и воодушевленное чтение гимна производило на поселян глубокое впечатление. Они плакали от умиления и со слезами радости благодарили священников за труды по обучению детей их грамоте и за доставленное им удовольствие видеть и слышать успехи детей своих. Некоторые священники распорядились, чтобы церковно-приходская школа весь день 6-го апреля была открыта, — крестьяне входили в школу и грамотные из них читали жития свв. Кирилла и Мефодия, в нескольких экземплярах разложенные на столах школы. Словом торжество в церковно-приходских школах в честь славянских Учителей произвело на крестьян самое благодетельное деяние и мы уверены, что оно не останется бесследным в деле размножения церковно-приходских школ. Недаром, один из священников, отпуская после акта учеников из школы, говорил последним, чтобы они целодневным звоном по колокольне возвещали о своем школьном торжестве прочим весям, не имеющим еще таких школ. В некоторых селах ко дню в апреля приурочено было освящение или места, где имеет быть построена школа, или здания новопостроенной школы.
В заключение всего считаем достойным упоминания и то обстоятельство, что, как заявляют священники, крестьяне после 6-го апреля начали отправлять в церквах молебствие святым Кириллу и Мефодию и нужно думать, что в будущем родители будут молитвенно призывать сих свв. Учителей на помощь обучающимся своим детям. Как велико было впечатление сего торжества на умы поселян, можно заключать из того, что они в некоторых местах пожелали каждогодно отправлять праздничную службу в день 6 апреля и молебен в церковно-приходской школе. Так, церковный староста села Богородского, Александровского уезда, крестьянин Александр Филинов заявил усердие на свои средства изготовить образ свв. Кирилла и Мефодия и поставить оный в храме с тем, чтобы каждогодно 6 апреля носить оный вместе с другими иконами в церковно-приходскую школу и совершать там молебное служение свв. Первоучителям.
Свящ. В. Kocamкин. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июня 1885 года).
Несколько речей и стихотворений, произнесенных в церковно-приходских школах, во время актов. 6-го апреля
I. Речь, произнесенная в церковно-приходской школе села Овчинина священником Алексеем Левкоевым.
«Любезные дети! Сейчас только мы были за богослужением в храме и вознесли Гоcподу Богу общую молитву, призывая за себя в молитвенники пред Ним свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла — Просветителей Славян, а теперь вознесена нами молитва и в нашей школе. Что же у нас ныне за праздник и такой торжественный? — Сегодня исполнилось 1000 лет со дня блаженной кончины Св равноапостольного Мефодия — Первоучителя Славян, и мы прославляем ныне как его, так и его родного брата Св. Кирилла. Почему же мы так светло чествуем и прославляем их? А потому, что свв. братья Мефодий и Кирилл — наши первые Учителя, наши первые Апостолы: они положили начало православной вере Христовой в родственных нам Славянских странах, проповедывали слово Божие и нашим предкам на юге нашего отечества России. Но, чтобы слово Божие, проповеданное ими Славянским народам, тверже укрепилось в сердце и памяти новообращенных и не было перетолковано, они составили Славянскую азбуку; затем при помощи ее перевели на Славянский язык книги священного писания и богослужебные. Так сначала было переведено ими Евангелие, потом другие самые необходимые книги: Апостол, Псалтирь и проч., которые мы постоянно слышим в церкви и здесь — в школе читаем. Все, что теперь мы читаем и поем в церкви, читаем так, как написано свв. братьями тысячу лет тому назад и написано теми самыми буквами, которые они изобрели по данной им от Бога благодати. Когда Св. князь Владимир задумал оставить ложную веру и принять веру истинную, тогда у Славянских народов — сербов, болгар, тех самых, — может быть вы слышали, — что недавно освобождены из под владычества турок, вера была православная и богослужение совершалось на Славянском языке, тогда понятном для всех Русских, да и теперь который мы понимаем. Крестился Св. Владимир и принял веру от греков, но книги священные и богослужебные взял он у Славян. При помощи этих книг распространилась и утвердилась православная вера в отечестве нашем и Россия — наша родина развилась в такое могущественное и обширное царство, благодаря опять тому, что мы воспитаны и выросли на тех же Славянских книгах вера наша и доселе остается истинно-православною; — и св. церковь наша без сомнения будет воспитывать этими книгами и впредь Русский народ, чтобы православная вера сохранялась у нас во всей чистоте.
С этою целью правительство наше ныне принимает меры к восстановлению и открытию школ с теми книгами, которые дали нам свв. Первоучители и по которым учились у нас в доброе, старое время. Такова, между прочим и наша школа, которая, обучая вас по славянским церковным книгам, имеет в виду воспитать в вас твердый православный дух. Стало быть есть за что помянуть Русской земле и нам с вами Свв. наших Первоучителей. Вот почему мы ныне светло прославляем память Св. Отцов наших и Учителей Мефодия и Кирилла. Как ныне мы молились Св. Первоучителям, так и впредь будем молиться им, да ходатайствуют они пред Господом за Русскую землю, чтобы она сохранила веру свою правой и чистой, да подаст Он нам смысл и разум к пониманию грамоты и слова Божия, чтобы из последнего научиться, как Ему Господу послужить и своей родине».
II. Речь, произнесенная в церковно-приходской школе села Ельтесунова, священником А. Крыловым.
Дети! Вы слышали и, вероятно, помните, что в церкви много было сказано. Первые слова мои были из народной Русской пословицы: ученье свет, а не ученье тьма. А теперь вам скажу: грамота или наука есть неоценимое сокровище для человека; она нас и к Богу приближает, и добру научает. Выучась грамоте, желаешь ли ты узнать учение самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа? Возьми и читай св. Евангелие; в нем все, чему учил Спаситель, ясно изложено Евангелистами. Желаешь ли ты поусерднее и побольше Богу помолиться? Возьми молитвослов и читай по нему; в нем молитвы святых отцов, которые в сих молитвах пребывали день и ночь и тем -спасли свою душу. Желаешь ли ты поучиться добродетельной жизни и как Богу угодить? Читай жития Святых; там все в примерах, — как бы по указке, ты увидишь, — что требуется для твоего спасения.
Азбука или грамота есть для человека ступенька к мудрости. Выучась грамоте, ты становишься близок ко всем умным людям. Иной благоразумный человек за тысячу верст живет от нас, век его нам не увидать, но труд его — что он попридумал, что он доброго сделал, — чрез грамоту ты узнаешь и увидишь скоро; в книжках все умное печатается, — читай и поучайся. Не всякому доступны эти умные люди, не всякому- то придется послушать их умную речь; но книжка их ума-разума доступна всякому; богатые и бедные, лишь бы знать грамоту, одинаково могут пользоваться ими.
Так слышите дети, как полезна для вас грамота, — она и с Богом сближает, и добру научает, и есть ступенька к мудрости — с умными людьми соединяет.
Пользуясь грамотой, вам дети необходимо знать, — откуда же взялась эта грамота? Кто первый изобрел ее? Св. равноапостольный Кирилл с братом родным Мефодием первые изобрели для нас грамоту. Проповедуя веру Христову славянам, они увидели, что у них нет азбуки, нет книг для чтения, нет письма; а без сего всякая наука могла забыться, — измениться, не могла быть основательной. Всякая же шаткость — неосновательность особенно не терпима в вере Христовой; для устранения сего недостатка, в основание непоколебимости веры и положена Равноапостольными грамота. Изобретши грамоту, они начали переводить на славянский язык священные книги: Евангелие, Апостол, службу церковную и все, что требуется для церкви, — научая вместе с сим и Славян грамоте. Положенное основание чрез грамотность оказалось самое твердое, непоколебимое; прошли века, а вера среди Славян, насажденная равноапостольными Кириллом и Мефодием, — все та же, — вера святая, соборная и Апостольская. Итак достойно воспеть: слава Кириллу, слава Мефодию, братьям святым.
Началась и пошла вперед с того времени наука Святых равноапостольных братьев, переходила из рода в род, из века в век; ни время, ни какие обстоятельства не уничтожили их доброго дела. Наука цветет; и распространяется особенно в настоящее время, — об этом заботится Сам Царь — наш Батюшка, об этом хлопочет и Его мудрое, доброе правительство. Вы сами знаете, что все для науки дается вам даром; — лишь только учись и не ленись.
Хорошо вы сделали, что в минувшую зиму по примеру своих товарищей не шатались кое где зря, а учились грамоте. В ученье свет и этот свет будет светить вам во всю жизнь, — лишь только сами не гасите его; читайте книги в часы досуга, — книги божественные и назидательные. Читая, помните от кого, когда и для чего появилась эта грамота. Чтобы не забывать вам сего, на память вам дано по книжке, где описано житие Святых братьев Кирилла и Мефодия. Читайте эти книжки со вниманием; берегите их; призывайте на помощь в науке своей сих Просветителей и никогда не оставляйте науки; — век живи, и век учись, — передано нам людьми умными.
III. Речь, произнесенная в церковно-приходской школе села Дедова, Меленковского уезда, свящ. А. Аменицким.
Дети! Мы ныне совершаем тысячелетнюю память успения или смерти одного из первоучителей Славянских Мефодия, брата родного Св. Кириллу. Оба святые братья равно дороги для нас. Один составил азбуку и завел Славянскую письменность, другой — переводил книги на Славянский, нам понятный язык. Труды их велики, святы и многоценны.
Вы, вот еще малые дети, будете со временем большими, взрослыми и тогда многое вам нужно будет знать. Но чтобы знать хоть что-нибудь, нужно учиться. А учиться возможно только по книгам. Эти книги, начиная с азбуки, которую вы учили, — и дали нам свв. братья Кирил и Мефодий. Как же их не прославлять! Как же их молитвенно не благодарить? Они указали нам нужную грамоту, они научили нас учиться, чтобы быть умными. Они озарили страны Словенские просвещением, они вывели нас из тьмы на свет Божий, ибо ученье — свет, а неученье — тьма.
Но что всего важнее, дети! Мы с вами христиане и христиане православные. А чтобы быть истинным христианином — истинным последователем Христа Спасителя, нужно знать Закон Христов, нужно слушаться Слова Божьего, и этот Закон, это Божье Слово записано в священных книгах. Их-то священные книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь и богослужебные книги перевели на сродный нам и понятный Словенский язык с непонятного Греческого, — те же свв. братья Кирилл и Мефодий.
Благодаря их святым трудам, мы не сделались магометанами, не сделались латынниками — не православными, а соделались христианами и христианами, исповедующими ту святую веру Христову, которую проповедывали Петр и Павел, Андрей и другие Христовы Апостолы. Стало быть, Кирилл и Мефодий достойны той же чести и того-же прославления, как и все Апостолы. Св. церковь и именует их равноапостольными, Апостолом единоправными и богомудрыми. Памятуя их великие заслуги и помня наставление Апостола: «поминайте наставники ваша и подражайте вере и», и мы собрались в день тысячелетия кончины св. Мефодия торжественно почтить память Первоучителей наших — Кирилла и Мефодия.
И всегда на Руси будет славно имя Их и да будет слава Кириллу, слава Мефодию, — братьям святым из рода в род, из века в век.
IV. Речь, произнесенная в церковно-приходской школе села Арефина, Муромского уезда, свящ. Соколовым.
Дети, изучая с вами историю праздников, встречались ли мы когда-нибудь с настоящим и знаменательным для нас торжеством? Нет, настоящий торжественный день выдается из ряда всех праздников, как небывалый. Ныне минуло 1000 лет со дня блаженной кончины святого, равноапостольного первоучителя нашего Мефодия. Память этого Святителя, а вместе с ним и его брата Кирилла, сегодня празднуют не только все Русские, но и все Славянские племена и не в храмах только, но и в школах и в училищах. Вот и мы, дети, помолившись в церкви, собрались сюда — в свою скромно убранную школу с тою же благочестивою целью — попраздновать.
Что же особенного сделали сии два Святые Мужа? За что их так славно чтут православные народы и школы? Заслуга их велика, а жизнь и деятельность поучительна. Припомните, дети, когда мы приступали с вами к изучению славянской печати, — к чтению священных книг: Часослова, Псалтири и Евангелия, я говорил вам, что составителями славянской азбуки — переводчиками этих боговдохновенных книг с непонятного для народа языка греческого на язык родной — славянский были святые братья Мефодий и Кирилл. Память их-то мы теперь и празднуем. Кроме этого ими же переведены и все богослужебные книги на родной язык, чрез что Богослужение, совершаемое в храмах, сделалось понятным для народа. Все это делали святые братья за 1000 лет до сего времени для наших предков славян, а от последних переведенные священные книги вместе с христианской верой перешли и к нам и мы теперь здесь по ним учимся. Разве это не заслуга? Разве это не святое дело, достойное памяти и прославления? Да притом, что может быть дороже и священнее для православного христианина, как не то, что читать и слышать учение о Боге-Творце, Промыслителе и Спасителе, о Его заповедях, данных нам для жизни и достойного приготовления к вечности, на понятном, родном языке? Что же касается Богослужения, совершаемого в наших храмах на языке славянском, то величие его необъятно.
Вникая теперь в жизнь и деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия, начиная с юности до конца жизни, нельзя не вынести, дети, многих назидательных для нас уроков. Они, бывши такими же маленькими, как и вы, также учились в школах и здесь своим скромным поведением, прилежанием и любознательностью превосходили всех своих товарищей и удивляли учителей. Им, особенно Кириллу, кроме науки редко приходили в голову детские игры и забавы. Превосходя в познаниях своих товарищей по школе, они не гордились этим пред ними, не зазнавались, что бывает со многими, но всегда из любви готовы были помочь всякому, за что сами пользовались от всех уважением и любовью. Вот для вас, дети, образец усердия к учению, прилежанию, кротости, благонравия и любви к товарищам.
Еще назидательнее и похвальнее их дальнейшая жизнь и деятельность. Когда они оставили школу, им предстояло занять знатные должности. Мефодий даже и занял было таковую, но, убедившись в суетности земных благ и мирской славы, оба стали искать тихой, душеспасительной жизни. Поступили в монастырь и думали в этом уединенном и святом месте в молитве и других подвигах провести дни своей жизни. Но голос Промыслителя звал их отсюда на другое дело более трудное. Он звал святых братьев на дело проповеди между языческими Славянскими народами и обращения их в христианство. Оба брата охотно последовали этому зову, — пошли на проповедь, тем более, что при любви к Богу они имели в себе столь же пламенную любовь к людям, особенно Славянам, среди которых они родились и выросли. Проповедуя христианство и желая укрепить его в проповедуемых странах, Мефодий и Кирилл составили, как я уже сказал, славянскую азбуку и письменность, перевели священные и богослужебные книги на понятный язык, завели школы и в них учили детей вере и благочестию. Много горя, много неприятностей пришлось перенести им от врагов при этом деле, но любовь к Богу, людям и ко всему доброму и полезному заставляла перенести все безропотно и терпеливо. Вот вам, возлюбленные мои ученики, образец жизни и деятельности за стенами школы, когда вы будете уже взрослыми. Любите своих собратьев и помогайте им; не забывайте того, что вы выучите здесь, в школе; делитесь своими познаниями с другими — не знающими, а в особенности сами не забывайте и учите других тому, что вы узнаете здесь по Закону Божию из священных книг, над переводом которых для предков наших и нас не мало потрудились святые братья Мефодий и Кирилл.
Возлюбленные мои и юные чада! В нынешний приснопамятный для нас день вознесем теплые молитвы к празднуемым святым Угодникам и Просветителям нашим Кириллу и Мефодию и да помогут они нам подражать их святой жизни и делам. Сия же святая икона, которую приносит ныне в дар Училищу наш почтенный попечитель, будет напоминать нам, что кротость, послушание, усердие к учению и любовь к товарищам, — все эти качества, которыми украшали себя изображенные на ней Первоучители, должны быть присущи и нам.
1. Стихотворение, составленное слепцом И. Фигуровским и произнесенное им в церковно-приходской школе села Арефина, Муромского уезда.
Ликует ныне вся Россия
И множество Славянских стран:
Почтим, о, дети дорогия,
И мы учителей Славян.
То были два родные брата:
Мефодий чудный и Кирилл;
Их светлым разумом богато
Творец всещедрый одарил.
И вот они подобно вам
С любовью грамоте учились;
Успехам в школе и трудам
Все их товарищи дивились.
Хотя они умней всех были,
Но не гордилися собой;
Они всех искренно любили
Всей чистой ангельской душой.
Все почести, богатство, слава
Их ожидали на земле;
Но разсудили они здраво,
Что этот мир лежит во зле.
Презревши суету мирскую,
Паря душею к небесам,
Они на проповедь Святую
Пошли к Славянским племенам.
Заслуга их для нас велика:
Они на наш язык родной
С чужаго — Эллинов языка
Перевели Закон святой.
И мы величья Божьи слышим
На нашем языке родном;
Что может быть отрадней, выше,
Что лучше в мире мы найдем?!
Прошло с тех пор тысяча лет
Когда Святые мужи жили;
Но мы их память не забыли,
Пока сияет веры свет.
Хвала Мефодию, Кириллу!
Хвала их ревностным трудам!
Святые братья подарили
Глаголы жизни вечной нам!
II. Стихотворение, составленное учительницей сельской школы А. Лавровой.
Когда Славяне, предки наши,
Во тьме язычества бродя,
Служили идолам, не знавши,
Что идут в пропасть, не глядя.
Тогда из города Солуня,
В лице двух братьев христиан,
Проник к ним свет лица Господня
И просветил слепых славян.
Славяне грамоты не знали
И не имели букв своих,
Как служат Богу — не слыхали,
Не понимая книг святых.
В то время тьмы и заблуждения,
Как агнцы посреди волков,
С потоком, полным вдохновений
Божественных горячих слов,
Явились из Солуня братья,
Всем проповедуя Христа,
Сзывали всех в свои объятья,
Вели к подножию Креста.
И эти два родные брата,
Монах Мефодий и Кирилл,
Отрекшись почестей и злата,
(Так Бог им с юных лет внушил)
Люби науки просвещенья
И в Бога верою гори,
Искали лишь уединенья
И славы всех царей Царя.
Они-то, взявши крест тяжелый,
Для просвещения славян,
Решились и на подвиг смелый
Изобретению письмян.
Когда Апостолы святые,
Мефодий и Кирилл пришли,
Славянам буквы их родныя,
Букварь славянский принесли —
Тогда глухие услыхали,
Немые стали говорить,
Слепые скоро прозревали,
Все Бога начали хвалить.
Первоучители святые
Всю жизнь на пользу людям шли,
Посеяв семена благия,
Душой на небо отошли.
И семя добраго довольно
На ниве доброй возросло,
Созрело, выспело привольно
И плод сторичный принесло.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июня 1885 года).