С 25 по 28 июня 1918 года во Владимире проходило епархиальное собрание духовенства и мирян епархии. На заседании, которое обсуждало вопрос о духовно-учебных заведениях епархии, председательствовал митрополит Сергий. Он справедливо полагал, что дни Владимирской духовной семинарии сочтены.
По благословению митрополита, иеромонах Афанасий (Сахаров) предлагает съезду открыть новое учебное заведение - пастырскую школу. «Если у нас нет докторов священства, - говорит он, - то дайте нам хоть хороших фельдшеров пастырского дела». Но большинство ораторов выступают в защиту семинарии, причём так активно, что митрополит Сергий обращается к съезду с речью. «Пастырская школа нужна, - убеждает он участников собрания, - нужна... затем, чтобы привлечь к пастырству именно тех людей, преимущественно крестьянского происхождения, которые никак иначе не попадут в пастыри. Вот для них и открывается дорога... Так что вы не представляйте дела так, будто бы вместо семинарии хотят учредить какую-то фабрику полуобразованных людей. Совсем нет. Я думаю, что эти пастыри будут отнюдь не хуже тех, которые сейчас у нас. Но, конечно, вопрос весьма важный о средствах для учреждения такой пастырской школы. Я хотел только дать вам некоторые разъяснения, а вы уже сами решите вопрос». После этих слов митрополит покинул съезд. Большинством голосов «особая пастырская школа в епархии признана излишней при существовании духовной семинарии». Но скоро семинария существовать перестала.
После закрытия духовных учебных заведений советские школы никак не могли вначале нормально функционировать. Власти решили преобразовать прежние гимназии, училища и другие дореволюционные учебные заведения в «Единые трудовые школы». В связи с этим от педагогического совета бывшей Владимирской духовной семинарии поступила следующая информация: «Те из учеников семинарии, которые пожелают продолжить свое образование в г. Владимире в Единой трудовой школе с сентября 1918 года, должны теперь же прислать об этом заявление во Владимирский уездно-городской отдел народного образования. Временный председатель совета семинарии И. Успенский». На первых порах власти сделали вид, что они все же дают возможность готовить кадры духовенства.
«Указом Высшей Церковной Власти от 22 сент./5 октября Владимирскому Епарх. Начальству предоставляется открыть с наступающего учебного года в г. Владимире или в ином месте епархии двухгодичные Пастырско-Богословские курсы, с возложением заведывания сими курсами на прот. Д. Садовского. Митрополитом Сергием на означенном указе положена 26 сент./9 октября резолюция: «В Епарх. Совет для объявления прот. Садовскому и Правлению и для ассигнования средств. Правление озаботится наискорейшим рассмотрением вопроса о месте и начале учебных занятий и др. мерах, связанных с этим». На Владимирских пастырских курсах имеют преподаваться предметы по программам V—VI класса. Все желающие воспитанники V и VI классов семинарии будут перечислены соответственно в 1 и 2 курсы. В административном, учебном и др. отношениях пастырские курсы руководствуются Уставом дух. семинарий (кроме права переизбрания лиц начальствующих, преподавателей и др.). Вопрос об организации пастырско-богословских курсов на означенных основаниях имеет быть решен в ближайшее время» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-18. Октябрь 1918 г.). «Именно, в III класс пастырско-богословских училищ принимаются без экзамена воспитанники дух. семинарии, перешедшие из 4-го в 5-й класс, и в IV класс — воспитанники, перешедшие из 5 класса семинарии в 6-й класс. Установить для поступающих в 1-й класс 18-ти летний возраст. В расписании учебных часов, преподаваемых в училищах, исключить из числа предметов русский язык, литературу и гражданскую историю; ввести библейскую историю с библейской географией, историю христианской мысли и христианское учение о душе. В соответствие с указанными изменениями, состав преподаваемых в Пастырско-Богословском училище предметов и число уроков по ним определить в таком виде. В 1 классе: чтение избранных мест из свящ. книг Ветхого и Нового Завета—6 уроков; Церковный устав и Литургика—2 ур.; Церковное чтение с указанием грамматических особенностей церк.-славянского языка—6 уроков; Церковное пение и регентство—4 ур. и Библейская история с библейскою географией—4 ур.; всего 22 урока. Во II классе: Св. Писание Ветхого Завета—6 уроков; Творения св. Отцов Церкви—2 урока; История Церкви общая и русская с церковною географией—5 ур.; Церковный устав и Литургика—3 урока; Церковное пение и регентство—2 ур.; христианское учение о душе—3 ур.; история христианской мысли—2 урока; всего 23 урока. В III классе: Св. Писание Ветх. Завета—2 ур.; Нового Завета—3 урока; Творения св. Отцов Церкви—2 ур.; История Церкви общая и русская с церк. географией—2 урока; Основное Богословие—2 урока; Догматическое Богословие-3 ур.; Церковный устав и Литургика—2 ур.; Церковное проповедничество—2 ур.; История и обличение раскола и сектантства—2 ур.; Церковное пение и регентство— 1 ур.; история христианской мысли—3 урока; всего 24 урока. В IV классе: Св. Писание Нового Завета—6 уроков; Творения Св. Отцов Церкви—2 ур.; История Церкви общая и русская—2 урока; Догматическое Богословие 2—урока; Нравственное Богословие с аскетикою—3 ур.; Пастырское богословие—2 ур.; Церковное Право—2 ур.; История и обличение раскола и старообрядчества и сектантства—2 урока; Церковное пение и регентство—1 ур.; методика преподавания Закона Божия—2 ур.; всего 24 урока. Признавая в принципе весьма желательным, чтобы все преподаватели Пастырско-богословских училищ были из лиц, состоящих в священном сане, временно допустить тем не менее к преподаванию в Пастырско-Богословских училищах, по представлениям Преосвященных и с разрешения Высшего Церковного Управления, и лиц, не состоящих в священном сане, из бывших преподавателей дух. учебных заведений, известных своею религиозною настроенностью и приобретенною ими опытностью в деле преподавания богословских предметов. Суждение о программах преподаваемых в названных училищах предметов и о порядке приемных испытаний в 1 и 2 классы иметь особо. В виду того, что в составе семинарских и училищных библиотек находятся учебники и другие книги специально богословского и вообще религиозного характера, поручить епархиальным начальствам войти, с кем надлежит, в сношение о передаче такого рода учебников для нужд Пастырско-Богословских училищ. В тех епархиях, в которых не представляется возможным открыть Пастырско-Богословские училища, разрешить открытие Пастырско-Богословских курсов, с допущением в них желающих довершить богословское образование воспитанников V и VI классов духовных семинарий, с преподаванием в них исключительно богословских предметов, применительно к программам упомянутых классов семинарии и с предоставлением окончившим такие курсы воспитанникам права поступления в духовные академии. По содержанию приведенного указа Высшей Церковной Власти Владимирский Епархиальный Совет имеет войти в суждение в ближайшее время. Книги и учебники богословского и религиозного характера, с разрешения Комиссариата по Народному Образованию, еще до получения указа перевезены и помещены в Георгиевском соборном храме».
С половины ноября в г. Владимире за Лыбедью в доме Павловой были открыты курсы для воспитанников 5-6 классов бывшей духовной семинарии. Заведовал курсам протоиерей Димитрий Садовский, преподавателями состояли протоиерей А. Васильев, иеромонах Афанасий, иеромонах Григорий и Н.П. Кедров.
Кедров Николай Петрович. 1913 г.
Однако в условиях жесткого государственного прессинга курсы не смогли долго просуществовать. Руководством курсов было издано последнее распоряжение: «14 мая закрываются временно, впредь до более благоприятных условий, пастырско-богословские курсы в г. Владимире. Служащие этих курсов считаются уволенными со службы…».
***
1 октября 1918 г. во Владимире началась подготовка командиров и комиссаров Красной Армии в пехотных инструкторских курсах. Курсы размещались в здании бывшей духовной семинарии. 1 декабря 1919 г. Губком РКП (б) переименовал Владимирские пехотные курсы в советские курсы командного-состава. Курсы имели своей целью подготовить командиров и комиссаров Красной Армии в пехотных инструкторских курсах. В 1923 г. клуб железнодорожников удалось перевести в помещение, занимаемое раньше пехотными курсами. С 1923 по 1931 гг. часть здания занимал Клуб железно-дорожников.
После 1926 г. в клубе им. Молотова до 1931 г. находился Дом Санпросвета и Дом работников просвещения.
В 1928 г. Центральный Дом пионеров был реорганизован в губернскую техническую и сельскохозяйственную станцию, которая разместилась в здании железнодорожного клуба.
«Горсовет признал необходимым перевести весь штаб корпуса из занимаемого им сейчас помещения (здание бывшей духовной семинарии) в бывший «Дом крестьянина». Освободившееся помещение будет занято под школы, так как в связи с постановлением горсовета о всеобщем обучении, количество школьников в предстоящем учебном году несомненно возрастет» («Призыв», 13 июля 1926). «Решено здание быв. духовной семинарии, занимаемое ныне военным ведомством, приспособить с нового 1926-27 учебного года под школы» («Призыв», 14 сентября 1926).
Строительство Владимирского Учебного комбината по борьбе с садово-огородными, полевыми и лесными вредителями (Учкомбов). Начало 1930-х гг.
До войны в доме № 104 располагалась Владимирская школа среднего сельскохозяйственного образования.
До 1941 г. дом № 104а занимал Областной техникум физической культуры. В 1941-м году техникум переехал в Иваново.
В этом здании в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. находилось Владимирское пехотное училище. К осени 1956 г. были осуществлены мероприятия по переформированию Владимирского радиотехнического училища ВПВО в Центральные офицерские курсы (ЦОК) усовершенствования и переподготовки офицерского состава ВПВО, с началом занятий с 01.12. 56 г. Директивой от 04.07.57 г. ЦОК были переименованы в Центральные офицерские курсы Войск ПВО страны…
ПАМЯТНИК воинам радиотехнических войск «Во славу воинам радиотехнических войск»
15 мая 2015 г. во Владимире рядом со зданием Центра подготовки появился памятный знак воинам радиотехнических войск.
После революции в здании бывшей семинарии (ул. Б. Московская, 106) разместились квартиры горожан. С 1922 по 1931 г. здесь располагался Практический институт народного образования. В 1931 году в этом здании разместилась Владимирская школа ФЗУ «Союзхимпластмасс», позже Школа № 3, которая находилась там до мая 1941 года. Школа № 11 основана в 1937 г. В 1945 г. начальная школа №11 располагалась в д. №106.
К 1 августа 1945 г. была организована постоянно действующая школа торгового и кулинарного ученичества. «Владимирская областная школа торгового и кулинарного ученичества объявляет набор учащихся на 1946—47 учебн. год. Школа готовит продавцов. Срок обучения 1 год. Учащиеся получают стипендию в зависимости от успеваемости. Иногородние обеспечиваются квартирными деньгами. г. Владимир, ул. IІІ-го Интернационала, д. № 106» («Призыв», 17 июля 1946).
12 ноября 1943 г. была открыта мужская семилетняя Школа №14 в д. № 106. В 1988 году школа переселилась на улицу Герцена, а ее здание занял Художественно-графический факультет Владимирского педагогического института. В здании располагалась кафедра дизайна Института искусств и художественного образования ВлГУ и библиотека ВлГУ, абонемент корпуса № 9. В 2019 году Владимирский худграф переехал в бывшее здание начфака. В 2019 г. Владимирский госуниверситет в соответствии с ФЗ №237 передал Русской православной церкви здание бывшего худграфа. Постановление о переводе здания во владение РПЦ межрегиональное управление Росимущества подписало 19 октября 2020 года.
«По благословению Преосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, с декабря 1990 года при Владимирском епархиальном управлении начали действовать шестимесячные пастырские курсы. В перечень преподаваемых предметов входили: библейская история, пастырство, катехизис, церковный устав, литургика, история церкви, славянский язык и церковное пение. Затем состоялись экзамены по преподанной краткой программе, в результате чего выявлены сравнительно хорошие знания. А 13 июня в епархиальном зале, в присутствии Владыки, преподавательского состава и слушателей-выпускников заведующий курсами протоиерей Евангел Бойчук совершил благодарственный молебен, после которого архипастырь обратился с назидательным словом об ответственности и высокой должности пастырского служения и в заключение сказал: «Пусть эти маленькие приобретенные вами здесь зерна познаний произрастают и приносят благие, желанные плоды. Залогом в достижении должна быть примерная жизнь пастыря, проникнутая глубокой верою и братолюбием». Владыка благословил всех и вручил выпускникам удостоверение и памятную книгу с соответствующей надписью. Часть окончивших курсы будут служить во Владимирской епархии, восстанавливать вновь открытые храмы, а некоторые продолжат свое образование в семинариях. Е. БОЙЧУК, настоятель храма Всех Святых» («Знамя», 27 июня 1991).
В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы (заведующий - протоиерей Георгий Николаевич Горбачук).
В 1992 г. пастырские курсы были реорганизованы во Владимирское духовное училище. 9 апреля 1998 г. Священный Синод РПЦ, по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) и по докладу епископа Верейского Евгения (Решетникова), постановил преобразовать Владимирское духовное училище во Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию; ректором семинарии был назначен протоиерей Георгий Горбачук. В 2004 г., в дополнение к заочной форме, была открыта очная форма обучения. Вопрос возвращения исторического здания остается нерешенным. Семинария размещалась в братских корпусах Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира.
Улица Б. Московская, д. 53 Здание бывшей духовной Консистории.
Подробная информация - на официальном сайте Владимирской духовной семинарии http://www.eparh33.ru/Duhovnaya_Seminariya/