Виктор Васильевич Беляев, был дьячком очень бедного причта прихода церкви погоста Яковлевское Шуйского уезда Владимирской губернии. У него было четверо детей: старший Николай и два его брата - Андрей и Георгий. Самая младшая в семье – дочь Шура. Нагрянула беда: умерла его жена, и он с четырьмя ребятишками растерялся. Духовному чину, хотя и маленькому, вторично жениться по канону не разрешалось. Как жить с ребятишками? Виктор поехал в епархию, сиречь во Владимир к архиерею. Рассказал о своём положении и попросил совета, как быть. Владыка призадумался и ответил: «Вот что, отец Виктор, выход есть. Постригись в монахи, а твоих ребят примем на казённый кошт, будем воспитывать и учить». Виктор постригся в монахи (с именем Владимир), а ребята, мальчишки, сначала учились в духовном училище, затем перешли в семинарию, а Шура в епархиальное училище. Его сына Николая не прельщала духовная деятельность, и он ушёл с последнего курса семинарии, выписался из духовного звания и экстерном сдал экзамены в Шуйскую гимназию, получил по всем предметам «пять» и отличный аттестат, который разрешил ему пройти по конкурсу в Военно-медицинскую академию в Петербурге, которую окончил он с отличием. В 1895 г. о. иеромонах Владимир, и. д. эконома Архиерейского дома. Эконом Архиерейского дома, Архимандрит Пимен 21-го апреля 1896 г. определен настоятелем Переславского Николаевского монастыря. Иеромонах Владимир назначен Эконом архиерейского дома (Рождественский монастырь). Возведен в сан Игумена. В 1902 г. за службу по епархиальному ведомству награжден орденом св. Анны 3-й степени — наместник архиерейского дома, игумен Владимир. В 1905 году ко дню Рождения Императора саном архимандрита удостоен эконом Владимирского архиерейского дома, игумен Владимир. 6 мая 1913 г. за службу по Епархиальному ведомству награжден орденом св. Анны 2-й степени. 6 мая 1916 г. арх. Владимир награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В 1916 году умер сын Николай (Николай Викторович Беляев, военный врач) неожиданно от инсульта на станции Шепетовка. Прах привезли для захоронения во Владимир. В Успенском соборе Николая Викторовича отпевал его отец, архимандрит Владимир.
Должность эконома Архиерейского дома - это управляющий всем хозяйством монастыря. А хозяйство было огромным: мельницы, леса, посевы... К о. Владимиру приезжали управители отдельных хозяйств со своими отчётами, тот им спуску не давал, и часто управители выкатывались от него вон под его ругань. Архимандрит Владимир умер в 1918 году и был похоронен во Владимирском Девичьем монастыре около церковного алтаря. Могила не сохранилась. После его смерти обнаружилось всё его «богатство» - 5 руб. денег и монастырская чёрная мантия.
«Бабий митинг. 30 апреля 1917 г. в помещении архиерейского монастыря, после всенощной, состоялся оригинальный митинг «дамскаго сословия». На митинге обсуждался вопрос об отношении об-ва к «преосвященнейшему» и доискивались причины его непопулярности. Энергичные представительницы «слабаго пола» приступали к случившимся тут «батюшкам» с ехидным вопросом: «а ну скажите, чем он вам не нравится?» На 1 мая в 6 час. вечера в ограде монастыря назначено новое собрание. Любопытно, чем окончится эта трогательная забота об архиерее владимирских гражданок» («Старый владимирец», 2 мая 1917).
25 июля 1918 года, когда митрополит Сергий участвовал в третьей и последней сессии Поместного Собора, губернская чрезвычайная комиссия письменно распорядилась «немедленно освободить помещение Архиерейского дома», и устно сообщила, что планирует занять «весь Рождественский монастырь».
«В совместном заседании Церковно-Епархиального Совета и Духовной Консистории 25 июля 1918 г. заслушано было отношение Губернской Чрезвычайной Комиссии от 25 июля с. г. за № 36, в коем предлагается Заведующему Владимирским Рождественским мужским монастырем «немедленно освободить помещение Архиерейского дома». В виду краткости и недостаточной ясности указанного предложения, пленарное заседание постановило, прежде всего, запросить Чрезвычайную Комиссию о том, 1) какие именно здания, находящиеся в монастыре, предлагается освободить, 2) какой крайний срок для очищения зданий и 3) куда могут переселиться лица, занимавшие доселе монастырские помещения. Вместе с тем из частных переговоров представителей Чрезвычайной Комиссии с о. экономом монастыря выяснилось, что комиссия предполагает занять не только помещения Митрополита Сергия и Преосвященного Евгения, но также и корпус, где обычно помещаются архиерейские (маленькие) певчие и другие монастырские помещения. Таким образом выяснилось, что Чрезвычайная Комиссия предполагает занять весь Рождественский монастырь. Хотя Церковно-Епархиальному Совету и духовной консистории в точности неизвестно, кем именно будут заняты довольно обширные монастырские здания, тем не менее с полной уверенностью можно предполагать, что, с выселением из ограды монашествующих лиц, и самый монастырь прекращает свое существование, а вместе с тем естественно прекратится и богослужение в монастырских храмах. Принимая во внимание, что монастырские храмы всегда, а в последнее время в особенности, посещала масса богомольцев - граждан гор. Владимира, пленарное заседание Епархиального Совета и Духовной Консистории считает своим нравственным долгом выразить энергичный протест против закрытия древнего монастыря, тем более, что со стороны лиц, населяющих этот монастырь, не было дано никакого повода к удалению их из обители. Кроме того в стенах монастыря находятся помещения для Митрополита и, на время его отсутствия, заместителя его Преосвященного Евгения. Там же помещался и состоящий при Митрополите штат церковно-служителей, архиерейские (маленькие) певчие и прислуга. Епархиальный Совет считает долгом сообщить, что Митрополит является лицом, свободно избранным всей Владимирской епархией. Последний Епархиальный Съезд духовенства и мирян от всех приходов епархии (губернии) принял содержание Митрополита, штата при нем и певчих на общеепархиальные средства. Таким образом реквизицией помещения, предназначенного для Митрополита, нарушается постановление всего Епархиального Съезда. Епархиальный Совет, как исполнительный орган, избранный Епархиальным Съездом, обязан исполнять постановления Съезда. Между тем в ближайшее время, когда Митрополит возвратится из Москвы (он состоит членом Всероссийского Церковного Собора), Совет будет поставлен в безвыходное положение. Духовная семинария, куда предполагается выселить лиц, живущих в монастыре, также не может быть занимаема, так как тот же Епархиальный Съезд постановил принять все меры к тому, чтобы здание семинарии было освобождено к началу учебного года, т. е. к 1-му августа. Епархиальный Совет и Духовная Консистория вынуждаются положением дела созвать вновь экстренный съезд духовенства и мирян всей епархии для обсуждения создавшегося положения. Наконец большая часть помещения Митрополита (верхний этаж) была предоставлена в пользование епархиальных учреждений: там происходили и происходят регулярные собрания Церковно-Епархиального Совета, собрания членов Епархиального Братства, собрания религиозно-философского кружка и т. д. Все эти административные и культурно-просветительные учреждения лишаются таким образом помещения. Принимая все изложенное во внимание, Церковно-Епархиальный Совет и Духовная Консистория в заседании 25 июля с. г. постановили: просить Чрезвычайную Комиссию не занимать помещений Рождественского мужского монастыря и в том числе помещения, назначенного для Митрополита, его штата и певчих. Копия означенного постановления препровождается в Губернский Исполнительный Комитет. Члены Церковно-Епархиального Совета и Духовной Консистории. Ответ Владимирского Губ. Исполнительного Комитета Владимирскому Церковно-Епархиальному Совету и Духовной Консистории. В ответ на протест Церковно-Епархиального Совета и Духовной Консистории по поводу занятия помещений Архиерейского дома, адресованный в Губернскую Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией и сообщенный Исполнительному Комитету в копии при отношении от 13/2 июля, Губернский Исполнительный Комитет прежде всего считает необходимым указать действующие в отношении имуществ церковных и религиозных обществ нормы права, безусловно обязательные не только для Советов Рабочих и Кр. Депутатов, как местных органов власти в Российской С. Ф. С. Р., но и для всех граждан Республики, не исключая и членов церковных и религиозных обществ. Материально правовые нормы определены декретом Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», распубликованным в собрании узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, в № 18 от 26 января сего года ст. 263. Приведенный декрет говорит, между прочим, следующее: Ст. 12. «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». Ст. 13. «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной и центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Эти точные и не вызывающие никаких сомнений правила закона, если и дают юридически право поставить в данном случае вопрос, то уже во всяком случае не тот, который ставится в протесте Церковно-Епархиального Сoвета и духовной консистории и не в том, чем объясняется занятие по распоряжению Совета Р. и Кр. Депутатов помещения Архиерейского дома, а совершенно иной и диаметрально противоположный этому, именно: почему Церковно-Епархиальный Совет и духовная консистория, члены которых продолжают хотя бы наружно считаться Российскими гражданами, а вместе с тем и фактически пользуются связанными с данными правами общегосударственными пользами, не подчинились действующему закону и продолжали самовольно занимать означенные помещения без разрешения и без согласия Совета Р. и Кр. Депутатов. Рабоче-Крестьянская власть далека была от мысли до самого последнего момента, что с точки зрения проповедников учения о наивысшей неземной правде, о всепрощающем Божестве и о тщетности и суетности земных приобретений и благ, служение этим заветам нельзя нести и продолжать без тех комфортабельных удобств, с какими было обставлено помещение Архиерейского дома, нагруженное мягкой мебелью и прочими атрибутами барских привычек, не имеющими ничего общего с простой скитальческой жизнью Христа или даже с жизнью просто уходящих от мира и приявших суровый подвиг, как они сами говорят, митрополитов, архиереев и других им подобных лиц. Совет Р. и Кр. Депутатов, поставивший не на словах только, а на деле своей исключительной задачей удовлетворение потребностей (и духовных и материальных) широких трудящихся масс, не покушается и не думал покушаться на целость монастырской церкви и принадлежащих ей и специально предназначенных для отправления церковных служб предметов, и не только не хочет мешать желающим, посещать церковь, но, напротив, готов принять всяческие меры к обеспечению свободного отправления установленных религиозных обрядов, и не его вина, если отсутствие богатых покоев для Митрополита и других дает им благовидный предлог игнорировать желание граждан, на которое так упорно, почти в каждой строке протеста, указывается, прекратить служение в монастырских храмах и вызвать в массах, играя на их темноте, недовольство против Советов. «Последний Съезд Епархиальный духовенства и мирян, говорится в протесте, принял содержание Митрополита, штата при нем и певчих на общеепархиальные средства. Таким образом, делается вывод,— реквизицией помещения предназначенного для Митрополита нарушается постановление сего Епархиального Съезда». Вывод совершенно произвольный и логически непригодный для намеченных целей. Если содержание Митрополита принято на общеепархиальный счет, то ясно, что с этого счета и могут быть взяты средства на помещение для Митрополита, тем более, что о монастырско-архиерейском доме, как единственно пригодном для данной надобности, съезд и не заявлял, да и заявлять не мог, ибо распоряжение имуществом, составляющим народное достояние, ему не принадлежит. Помимо вышеприведенных юридических и религиозно догматических принципиальных соображений Исполнительный Комитет в своем решении о занятии помещений Архиерейского дома учитывал еще следующие практические условия: Во 1-х, скученность населения города Владимира и неудовлетворительность санитарных жилищных условий для бедняков, загнанных с семьями в сырые подвалы и прогнившие хижины, а в некоторых случаях и вовсе не имеющих квартир, в то время как в монастырско-архиерейском доме при огромных его размерах, жило едва-едва два десятка лиц. В данное время решено в этот дом перевести целый ряд Советских учреждений, а помещения, занимаемые этими учреждениями в городе, освободить для поселения в них бедняков. Во 2-х, последние события в недалеком Ярославле, где обители местного монастыря, оставивши присущие им орудия мира — кресты, четки и молитвенники, взяли в руки ружья и штыки, превратили монастырь в оплот белогвардейских банд и тем увеличили число жертв со стороны доблестных защитников извечных истин свободы, равенства и братства, представителей Советской армии трудящихся и даже простых мирных жителей и детей. Эти события имеют безусловно символический характер и ярко иллюстрируют истинные побуждения и желания населяющих монастыри. В заключение Исполнительный Комитет категорически заявляет, что принятое им по данному поводу решение изменено быть не может. Председатель Губернского Исполнительного Комитета И. Завадский. Секретарь А. Коршунов. Заведывающий делами (подпись)». В июле 1918 г. помещения Богородице–Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны Владимирская губернская Чрезвычайная Комиссия (ГубЧК). 15 августа 1918 г. Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен. «Управляющий епархией Преосвященный Евгений принимает по понедельникам, средам и пятницам с 12 час. до 3-х в том же помещении Епархиального Совета. С занятием Губернской Чрезвычайной Комиссией помещений Архиерейского дома, Преосвященный Евгений переехал на жительство в Боголюбов монастырь» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-14. Август 1918 г.). Вернувшись в сентябре 1918 года с заключительной сессии Поместного Собора, митрополит Сергий поселяется в Странноприимном доме при Успенском соборе. 11 ноября владыка опять Москве.
В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. Афанасий (Сахаров) стал архимандритом (старшим монахом) Богородице-Рождественского монастыря в 1920 г. Во время Первой мировой войны, при поспешном отступлении русской армии из западных губерний (1915 год), из православных монастырей, соборов и церквей были спешно эвакуированы главные ценности. По опыту отечественной войны 1812 года, когда вывозили ценности из кремлевских соборов и дворцов, они были переправлены во Владимир и размещены в Рождественском монастыре. Эвакуация происходила без лишнего шума, а бурные события 1917 года заставили многих забыть о всех предшествующих событиях. Таким образом, получилось, что о скрытых ценностях помнил только последний наместник монастыря, архиепископ Афанасий (Сахаров) и немногие насельники монастыря. Архиепископ предложил вернуть этот «скрытый клад» новой советской власти, - точнее говоря, он предлагал эти художественные и исторические ценности в дар реорганизованному музею (Возможно, что епископ Афанасий предложил новой власти лишь часть клада.). В качестве ответного жеста доброй воли - архиепископ Афанасий рассчитывал сохранить свой монастырь, братию, и богослужение в древнем храме. Казалось бы, предложение было выгодным; но наступили новые времена, и новые власти уже не шли ни компромиссы с церковью. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице-Рождественского монастыря архим. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской церкви (домовая), колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, в августе того же года постановление было исполнено.
В 1921 году после освобождения из тюрьмы митрополита Сергия выслали в Нижний Новгород. Там он, чтобы Владимирская епархия не оставалась без церковного управления, вместе с другими архиереями рукополагает в епископа Ковровского архимандрита Афанасия (Сахарова). Перед хиротонией того вызвали в местное ГПУ и под угрозой ареста предложили отказаться от принятия епископского сана. Но он не отказался. 9 июня 1922 года перед судом предстают митрополит Сергий с епископом Афанасием. Им инкриминируют утаивание церковных ценностей из ризницы Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, которую на самом деле разграбили сотрудники ЧК, занявшие обитель и выселившие оттуда всех иноков. Обвиняемых приговаривают к одному году тюремного заключения, но на следующий день освобождают по амнистии.
Первый директор городского музея Алексей Иванов, по долгу службы инспектируя древнюю обитель, пишет отчет о ее конечном разорении: «При осмотре церкви в Рождественском монастыре г. Владимира оказалось, что церковные облачения и другие предметы свалены кучами на полу и гниют...» Он просит передать закрытые храмы в ведомство Главмузея, чтобы сберечь ценности; «которые создавались веками и десятилетиями». Ответа нет. В 1924 году затевается переписка между губисполкомом, губоно, губмузеем и главмузеем Наркомпроса - о возможности слома древнего Рождественского собора.
«Новый спортивный стадион Владимирское спортивное общество «Динамо» (при губотделе ГПУ) приступило к летней работе. Сейчас общество готовится к открытию первого во Владимире благоустроенного спортивного общественного стадиона-тира, который будет находиться в помещении быв. мужского монастыря. Вход на стадион — со стороны вала. Открытке стадиона предполагается 25-го мая. Стадион будет вполне оборудован. Он будет приспособлен к играм в баскетбол, волейбол, пинг-понг, кегельбан и т. д. Для легкоатлетических соревнований отводится соответствующее место. Бeговая дорожка рассчитана на 200 метров. При стадионе устраивается тир для общественной стрельбы, при чем плата за стрельбу будет взиматься самая минимальная (не более 4-5 копеек за выстрел). Стрельба будет из винтовок и револьверов, при чем проходить она будет под руководством опытного инструктора. На стадионе будут функционировать солярий, два душа — мужской и женский, раздевальни, буфет. Зимой стадион будет превращен в каток. Удобство открываемого стадиона, помимо всего остального, заключается в том, что он расположен в центре города» («Призыв», 21 мая 1928). «Открытие нового стрелкового тира Сегодня открывается общедоступный стрелковый тир на спортивной площадке стрелкового общества «Динамо». Тир будет функционировать ежедневно по будням с 5 до 8 часов вечера, а в праздники — с 12 до 4 час. дня. По воскресеньям и средам, кроме тренировочно-любительской стрельбы, в тире будет производиться и проверка боя личного opужия (наганов, браунингов и т. д.) товарищей, приходящих в тир. Проверка будет происходить под руководством опытных инструкторов-стрелков. Н остальные дни происходит исключительно тренировочная стрельба из мелкокалиберных винтовок и револьверов системы «Наган». Мелкокалиберные винтовки имеются при тире. Там же будет производиться и продажа патрон для тренировочных стрельб по всем видам оружия. Вход на тир — с Рождественского вала» («Призыв», 9 июня 1928).
В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.
Рождественский монастырь. Гробница с человеческими останками. Июль-август 1930 г.
Вид на Рождественский монастырь. 1950–1959 гг.
В состав музея-заповедника согласно Положению от 01.11.1958 года был включен Ансамбль Рождественского монастыря. Рождественский монастырь во Владимире в 1958 году был формально включен в состав музея-заповедника, в перспективном плане музеефикации на 1966-70 гг. мы еще встречаем запись: “Комплекс Рождественского монастыря - вывести арендатора, помещения и территорию приспособить для размещения историко-архитектурного музея-заповедника". В бывшем здании епархиального управления располагалось областное УКГБ. История с передачей монастыря то забывалась, то всплывала вновь. Вскоре начали закладывать фундаменты нового здания областного управления госбезопасности на Октябрьском проспекте, появилась надежда на скорый переезд, однако впоследствии вопрос о перемещении музея в Рождественский монастырь был окончательно отменен не без личного вмешательства Ю.В. Андропова, председателя КГБ СССР. В 1966 г. канцелярия музея переехала в помещение Рождественского монастыря, где музею были выделены четыре комнаты - кабинет директора с заместителем, библиотека, кабинет научных сотрудников и бухгалтерия. В бывшей крестовой церкви в 1966-1984 гг. размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже - спортивный зал.
Рождественский монастырь. 1958-1973 гг. Фото: Менькова Нина Васильевна
Вспоминает Рэм КУЛЬЧИЦКИЙ: «Все вместе мы посещали литобъединение. Иногда, по завершении дел, мы заходили в здание Рождественского монастыря. На улицу выходила дверь, рядом с нею вывеска «Шахматный клуб», но там, за дверью была и столовая. Мы заходили в нее, брали по полстакана водки, легкую закуску, вели беседу, а потом продолжали ее на улице». В 1971 году канцелярия музея из Рождественского монастыря переехала в здание на III Интернационала 43, где музею после переезда редакции “Призыва” в новое здание были выделены помещения на первом этаже. В 1985 г. музейная библиотека переведена из здания бывшего Архиерейского дома в Рождественском монастыре в канцелярию музея.
21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице-Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель и обратно. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест.
Крестный ход вокруг Успенского собора. 21 сентября 1991 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Служба на паперти Успенского собора. Георгиевский придел. Церковнослужители. 21 сентября 1991 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Торжественная процессия от Успенского собора в Рождественский монастырь. Из комплекта "г. Владимир. Крестный ход в Рождественский монастырь". 21 сентября 1991 г.
Рождественский монастырь. Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий во время молебна. 21 сентября 1991 г.
Рождественский монастырь. Священнослужители. Из комплекта "г. Владимир. Крестный ход в Рождественский монастырь". 21 сентября 1991 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Рождественский монастырь. Общий вид молебна. Из комплекта "г.Владимир. Крестный ход в Рождественский монастырь". 21 сентября 1991 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Рождественский монастырь. Молебен. Из комплекта "г. Владимир. Крестный ход в Рождественский монастырь". 21 сентября 1991 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Выход из врат Рождественского монастыря. Общий вид Крестного хода на улице III Интернационала. 21 сентября 1991 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Усилиями Преосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, народных депутатов России И. Андронова, И. Безрукова, председателя владимирского горсовета Г. Андрианова и других помещения были освобождены. Документы о передаче помещений во владение Владимирской епархии подписали главы областной и городской администраций Ю. Власов и И. Шамов, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, начальник Управления Министерства госбезопасности по Владимирской области Г. Порошин и другие. И было это 11-13 июля 1992 года. Вице-президент России А. Руцкой содействовал быстрейшей передаче верующим исторической достопримечательности города Владимира - комплекса Богородице-Рождественского монастыря. В 1992 году, осенью в распоряжение Владимиро-Суздальской епархии окончательно была передана вся территория обители. 21 сентября 1992 года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архим. Юстиниан (Саган). Из рассказа наместника монастыря архимандрита Юстиниана известно, что «По представительству Преосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и священный Синод утвердили меня наместником Богородице-Рождественского монастыря. Но как возродить из небытия жизнь этой святой обители? Как собрать паству, разбросанную 70-летним засильем атеизма? Здания, стены, помещения, приспособленные и искореженные на нужды комитетчиков, были возвращены, но как возродить духовную жизнь?
Первые насельники Богородице-Рождественского монастыря после его возрождения в 1992 году, в центре – наместник Юстиниан
Горстка первых насельников разместилась в голых стенах. Среди них - иеромонах о. Серафим (Ковалев), первые послушники Василий (Харламов), Александр (Завьялов), Иван (Цупра), Александр (Шабалин) и другие. Позднее пришли Константин (Давыдов), Андрей (Марков), Александр (Юдин), Николай (Самохвалов) и другие. Непосредственно в храме располагались и воспитанники духовного училища. Надо было организовать нормальную жизнь нескольких десятков людей и, конечно, совершать богослужения. Литургию служили на переносном престоле в разных углах храма (по мере подготовки). Город Владимир поддержал возрождение монастыря - была оказана материальная помощь, благодаря которой удалось приобрести церковную утварь, паникадило, подсвечники, фанеру для временного иконостаса. Местный музей передал монастырю гробницу Александра Невского. Представители инновационно-коммерческого центра передали в дар возрождающемуся монастырю икону старинного письма…» В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса Богородице-Рождественского монастыря, еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь».
«На территории монастырского сада были тайно захоронены безвинно казненные в годы репрессий». Мемориальная доска из белого камня открыта 30 октября 1993 г.
Освящение памятного знака политзаключенным. Из комплекта "Владимир. Рождественский монастырь. Богородице-Рождественский собор. День памяти жертв политических репрессий". 30 октября 1993 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Бывшие политзаключенные Янковский Валерий Юрьевич и Рачков Павел Алексеевич возле памятного знака. Из комплекта "Владимир. Рождественский монастырь. Богородице-Рождественский собор. День памяти жертв политических репрессий". 30 октября 1993 г. Фото: Соколов Петр Петрович
Солженицын Александр Исаевич в Рождественском монастыре у памятного знака политзаключенным. Из комплекта "Приезд писателя Солженицына Александра Исаевича во Владимирскую область". 31 августа 1994 г. Фото: Соколов Петр Петрович
18 октября 1991 г. принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В январе 1992 г. принято постановление главы администрации Владимирской области «Об увековечении памяти жертв политических репрессий». Согласно этому постановлению предполагалось установить в г. Владимире, на территории Богородице-Рождественского мужского монастыря, памятный камень, а на стене - мемориальную доску в память жертв политических репрессий советского времени, расстрелянных и захороненных на территории монастыря. 30 октября 1993 г., в День памяти жертв политических репрессий, были торжественно открыты Памятный знак в виде креста на территории монастыря и мемориальная доска на его стене. Авторами памятника стали архитекторы В. Константинов, Трофимов Александр Николаевич, В. Миронова, инженер А. Толмачев, резчик по белому камню В. Куковицкий. С тех пор в этот день каждый год у этого креста на территории монастыря проходят памятные собрания, организованные обществом «Мемориал» и властями города. Потому что на 30 октября приходится День памяти жертв политических репрессий. Место для установки этого печального знака было выбрано не случайно. Ведь именно в монастыре располагались в советское время органы ЧК-НКВД, из-за чего упраздненный монастырь стал одним из центров политических репрессий во Владимире. Общество жертв политических репрессий “Мемориал” (сопредседатель Владимирского отделения писатель В. Янковский) обратилось к руководству епархии с просьбой отслужить панихиду по жертвам большевистского террора. 29 октября 1995 года при большом стечении народа в стенах монастыря была отслужена панихида по безвинно убиенным. Вместе с братией монастыря в ней участвовал хор юношей и девушек из Владимирской православной духовной школы. К мемориалу - белокаменному кресту - в стене монастыря были возложены цветы и установлены поминальные свечи. Имена тех, кто был расстрелян на территории монастыря: Алякринский Владимир Сергеевич, Алякринский Сергей Сергеевич, Барсков Алексей Петрович, Бочаров Михаил Михайлович, Бригвадзе Яков Александрович, Забей-Ворота Иван Иванович, Забелина Мария Александровна, Зотиков Илья Иванович, Зржевский Всеволод Петрович, Климантович Вячеслав Аполлинариевич, Конев Николай Семенович, Ланчинский Константин Осиевич, Лассалин-Терентьев Сергей Матвеевич, Лебедев Михаил Петрович, Левицкий Алексей Михайлович, Лейкфельд-Кузнецова Евгения Алексеевна, Лейкфельд Леонид Августович, Малиновский Владимир Васильевич, Пенышев-Огурцов Иван Гаврилович, Поливанов Григорий Михайлович, Рыжков Александр Александрович, Серебровский Дмитрий Васильевич, Скрипицын Борис Владимирович, Соколов Михаил Иванович, Урлин Василий Андреевич, Цветков Александр Алексеевич, Федоров Виктор Яковлевич, Штер Николай Петрович. Наверняка их было не 28, а гораздо, гораздо больше, просто на эти фамилии уже найдены документы. В сентябре 1995 года было торжественно отмечено вступление города во второе тысячелетие. Для монастыря эти дни тоже стали знаменательными, так как торжества почтил своим присутствием патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь, в монастыре, было совершено освящение закладного камня возрождаемого собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Строительство часовни в Богородице-Рождественском монастыре. 18 мая 2001 г.
Христорождественская церковь Богородице-Рождественского монастыря. 18 мая 2001 г.
Собор Рождества Христова
Престол Собора Рождества Христова освящен 6 января 2004 года Правящим Архиереем Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в честь Рождества Христова. Престольный праздник – Рождество Христово – 25 декабря (7 января).
Службы проходят в двунадесятые праздники и воскресные дни, а также в храме ежедневно проводится малое повечерие (вне Великого поста) с чтением монашеского правила.
В храме имеется придел, освященный в честь Иверской иконы Божией Матери, престольный праздник 13 (26) октября.
В 1994 году во Владимирском Рождественском монастыре проходили государственные торжества России, посвященные Дню славянской письменности и культуре. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл.
С 17 июля 2001 г. наместником обители являлся архим. Нил (Сычев).
21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий. Один центральный алтарь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 8 (21) сентября.
Ежедневно по будним дням и недвунадесятым праздникам в храме проводится весь круг уставного суточного богослужения. По воскресным дням в соборе совершается ранняя Литургия.
В храме совершаются все уставные требы, такие как молебны, панихиды и др. по желанию людей.
Храм ежедневно открыт для посещения верующими с 06.30 до 18.30.
Собор Рождества Богородицы
Часовня в честь святителя Николая Чудотворца
Часовня в честь святителя Николая Чудотворца устроена в 2004 г. Еженедельно по четвергам совершался молебен с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу и малым освящением воды. Часовня открыта для посещения верующими ежедневно с 10.00 до 17.00. Здесь принимаются заказы на поминовения в обители и требы и дежурят насельники обители. Там же читается Псалтырь с поминовением о здравии и о упокоении.
Храм блгв. князя Александра Невского
Храм блгв. князя Александра Невского построен в 2005 году, вместе с колокольней, на месте разрушенной в 1930 году шатровой колокольни. Имеется место под один центральный алтарь, престол которого планируется освятить в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Престольный праздник – день преставления святого благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря).
При храме оборудована костница для останков, найденных в ходе археологических работ на территории монастыря, в числе коих могут быть останки (мощи) насельников обители.
К 2004 г. в келейных корпусах Богородице-Рождественского монастыря располагаются епархиальное управление, и Владимирская Свято-Феофановская Духовная Семинария (сейчас располагается в здании бывшей Консистории, улица Б. Московская, д. 53). К началу 2005 г. в Богородице-Рождественском монастыре жили около 15 насельников.
Церковь Рождества Пророка Предтечи. 2007 - 2011 гг.
Храм в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна освящен 1 января 2011 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Престольный праздник - 24 июня (7 июля).
2 мая 2012 г., в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.
С 25 июля 2014 года настоятелем Богородице-Рождественского монастыря является игумен Кирилл (Сурков)
Совместно с Владимирским обл. фондом культуры, Владимирским отделением Русского Географического общества, Богородице - Рождественский монастырь осуществляет просветительские программы. В 1997 г. обитель возобновила издательскую деятельность. В стенах обители в нач. XIII в. дописывался Киево-Печерский Патерик, автором которого был епископ Владимирский Симон. Новой вехой в новейшей истории обители стал выход в свет в 2000 г. «Патерика Владимирского Богородице-Рождественского монастыря».
В монастырском комплексе размещено епархиальное управление. Сайт монастыря: http://брм33.рф/
Протодиакон Иоанн Барковский (7 мая 1935 – 21 января 2011) являлся одним из старейших клириков епархии, «…нес многочисленные богослужебные обязанности протодиакона, был прекрасным знатоком устава и являл пример благоговейного служения для ставленников, проходящих сорокоуст в кафедральном соборе. Снискал своим благоговейным служением всеобщую любовь и уважение, как со стороны сослуживцев, так и прихожан» (из характеристики епархиального архиерея). С 1996 г. он являлся старостой Успенского собора. Родился отец Иоанн 7 мая 1935 г. в деревне Пруды Дятловского района Гродненской области (Республика Беларусь). В 1959 г. окончил Минскую духовную семинарию, а в 1963 г. – Ленинградскую духовную академию. В Свято-Успенском кафедральном соборе отец Иоанн служил с 22 марта 1964 г. За время служения был представлен ко всем диаконским наградам, а с 1968 г. награжден саном протодиакона. Отец Иоанн награжден: Орденом Равноапостольного князя Владимира III и II степени; Орденом преподобного Сергия Радонежского III и II степени; Орденом князя Даниила московского II степени; медалью преподобного Сергия Радонежского I степени; медалью святого благоверного князя Даниила Московского; медалью святого благоверного князя Андрея Боголюбского; патриаршими и архиерейскими грамотами за многолетнее и усердное служение Церкви Христовой.
Богослужения совершаются еженедельно в теплое время года. Каждую субботу служится панихида, а во 2-ю и 4-ю субботу месяца служится заупокойная Литургия с последующей панихидой, в прочие субботы в период от Покрова Божией Матери до Радоницы богослужения не совершаются. По желанию прихожан в храме проводятся отпевания и панихиды в любое время. Летом и зимой храм ежедневно открыт для посещения верующими и для приема заказов на поминовения и требы в монастыре с 09.00 до 17.00.
Храм в честь Святителя Николая Чудотворца возвращен епархии в 2000 году. Храм находится в стадии реставрации. Престольный праздник - 9 (22) мая и 6 (19) декабря.
- Храм Покрова на Нерли (Архиерейское подворье епархиального Богородице-Рождественского мужского монастыря).
Церковь Покрова на Нерли. Крестный ход в честь 850-летия храма Покрова на Нерли (2015)
Трехсвятительская церковь
В 2015 году по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто и архиерейское подворье Богородице-Рождественского мужского монастыря при церкви Покрова на Нерли, в котором живут три человека. На средства меценатов зимний Трехсвятительский храм (постройка 1884) был восстановлен и освящен 4 октября 2015 года. Службы в этом храме ведутся зимой.
История Владимиро-Суздальской Епархии Монастыри и храмы Владимирской области.