Родился 8 июня 1863 г. в местечке Тойбола Кустеневской губернии Финляндии. Из духовного звания. Окончил Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Служил с 1889 по 1892 г. псаломщиком в Островской Успенской церкви Санкт-Петербургской губ., Новоладожского у.
С 1892 г. служил в церкви свт. Николая Чудотворца на Черной речке, в Санкт-Петербурге.
С 1893 по 1895 годы состоял законоучителем Екатерининского воспитательного заведения, Лесной земской школы, а также учителем пения при приюте Николаевского братства.
26 января 1895 года определен на службу в Алеутскую епархию псаломщиком
Свято-Николаевской Русской церкви в Нью-Йорке. 7 мая 1895 г. рукоположен в сан священника с оставлением на вакансии псаломщика при той же церкви.
19 августа 1898 г. подал прошение митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Палладию об увольнении его от службы в Алеутской епархии. Уволен 8/20 сентября (так в документе) 1898 года.
13 декабря 1898 года к причалу Нью-Йорка пришвартовался океанский лайнер «Шампань». Спустившись по трапу, на американскую землю впервые ступил 32-летний епископ Тихон (Беллавин), назначенный управляющим Северо-Американской епархией. Задачи, стоявшие перед ним, были непростые — помочь сохранить русскому населению, оказавшемуся за границей после продажи Аляски Америке, свое лицо, объединить множество отправившихся сюда на заработки русских, украинцев, сербов и греков, чтобы жизнь на чужбине не была им в тягость, и, наконец, начать широкую миссионерскую деятельность среди коренного населения Америки — индейцев, эскимосов, алеутов. Новый Владыка был молод и энергичен, всегда подчеркивал, что прибыл сюда надолго. Его предшественники на кафедре, как правило, долго не задерживались — одни боялись неустроенности епархии, другие тосковали по родным местам, и, пробыв в Америке по нескольку месяцев, предпочитали бревенчатым, перестроенным из охотничьих домиков церквушкам златоглавые соборы русских городов. Тихона считали идеалистом, а то и безумцем, но с первого же дня своего пребывания в Америке, еще не доехав до постоянной резиденции, он стал реализовывать свои замыслы. Вместе с ним прибыли трое самых близких людей: келейник Яков Полозов, 16-летним подростком-сиротой нашедший приют у епископа Тихона и с тех пор сопровождавший его во всех поездках, протоиерей Александр Хотовицкий, назначенный секретарем епархиального управления, и священник Илия Зотиков, энциклопедически образованный, в совершенстве владеющий английским языком, имевший огромный опыт приходского служения. Судьба всех троих оказалась трагичной. Яков Полозов погиб 9 декабря 1923 года во время покушения на Патриарха Тихона, заслонив его своим телом, Александр Хотовицкий расстрелян в 1930 году…
8 июня 1899 г. указом Правительствующего Синода Илье Зотикову было назначено пособие на путевые расходы "по случаю его возвращения на службу в Алеутскую епархию".
За считанные годы епископ Тихон и его помощники успели совершить немало важных дел. Обязанности распределились следующим образом: о. Александр отвечал за миссионерско-катехизаторскую работу среди коренного населения и церковные школы, был главным редактором журнала «Американский Православный вестник». О. Илия вел работу среди русской диаспоры, налаживал диалог с католиками и протестантами, преодолевал отчуждение и скрытую вражду. Яков Полозов организовывал поездки, встречи и богослужения Владыки, одновременно выполняя функции его телохранителя в зачастую опасных путешествиях. Эта совместная работа оказалась необычайно плодотворной: менее, чем за 10 лет, было открыто более 30 церковных школ, Духовная семинария, построено пять крупных храмов — один из них, Свято-Никольский, находится в самом центре Нью-Йорка.
1 сентября 1905 г. назначен ключарем кафедрального собора г. Нью-Йорка.
В 1907 году архиепископ Тихон отправился на новое место службы. Яков Полозов отправился вместе с ним. О. Александр Хотовицкий и о. Илия Зотиков остались в Америке. Прощаясь со своими многолетними помощниками, архиепископ Тихон передал им начатое дело.
8 мая 1910 г. уволен из Северо-Американской епархии по прошению. День отъезда совпадал с 50-летним юбилеем священника и праздником Ильи Пророка. Вся русская община Нью-Йорка собралась в этот день на торжественный обед, приветствуя талантливого проповедника, миссионера и публициста, о. Александр написал по этому поводу бесхитростную по форме, но искреннюю по содержанию, поэму, в которой были такие строки:
Как июля-то двадцатого,
Года девятьсот десятого,
Собралась в Нью-Йорке братия
Заключить Илью в объятия,
Наградить его приветами,
А супружницу браслетами. В этот день в Российской ведь земле Службу правят все Пророку Илие.
С ноября 1911 по 15 августа 1912 г. – священник Волковской кладбищенской церкви в Санкт-Петербурге.
С 15 августа 1912 по 8 августа 1914 г. – священник в церкви Св. Николая Чудотворца при С.-Петербургском арестном доме.
С 8 августа 1914 по 1916 г. - священник церкви Св. Николая Чудотворца при Доме призрения Николая и Елены Брусницыных в Санкт-Петербурге.
Илья Иванович Зотиков был женат на Марии Федоровне.
1919-1922 гг. протоиерей (должность ризничий) в Храме Христа Спасителя в г. Москве.
Митрополит Тихон, избранный на Московскую кафедру, хотел видеть рядом с собой надежных и верных людей, не способных на ложь и предательство. Так старые друзья встретились вновь: протоиерей Александр Хотовицкий был назначен ключарем храма Христа Спасителя, а протоиерей Илия Зотиков — ризничим. В этом храме произошли события, важные не только для Церкви, но и для всей России: Поместный Собор и избрание Тихона Патриархом. Но участь храма была предрешена. Прежде чем он был уничтожен, власти передали его обновленцам — своим ревностным сообщникам в борьбе с Церковью. Теперь на ступенях храма беснующаяся толпа шумно встречала своего кумира — Первоиерарха всех Православных Церквей СССР А. Введенского. Оставаться в таком соседстве было невозможно, и прихожане храма со своим духовенством перешли в расположенные неподалеку маленькие храмы — Илии Пророка Обыденного у Пречистенских ворот и Свято-Духовскую церковь. Среди этих людей было немало известных деятелей науки и культуры, профессоров университета. Принадлежала к этой общине и семья Козаржевских — обрусевшие поляки, еще в незапамятные времена принявшие Православие. Выходец из этой семьи, Андрей Чеславович Козаржевский (1918-1995), стал впоследствии крупнейшим ученым, заведовал кафедрой древних языков МГУ. Отец Илия был его крестным отцом, сыграл огромную роль в формировании мировоззрения будущего профессора.
Арестован в марте-апреле 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей. Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (II этап), декабрь 1922 г.". Следствие было закончено в ноябре-декабре 1922 г., и дело было передано суду Московского Ревтрибунала.
13/12/1922 г. Московским Революционным Трибуналом осужден по обвинению "противодействие изъятию церковных ценностей, распространение воззвания Патриарха Тихона, призыв к массовому и открытому противодействию постановления ВЦИК об изъятии церковных ценностей". По Статье 119 УК РСФСР приговорен на 3 года лишения свободы и 1 год лишения гражданских прав. Как и другие 32 клирика, среди которых были о. Александр Хотовицкий и игумения Вера, обвинялся в распространении воззвания Патриарха Тихона и противодействии изъятию церковных ценностей.
С 1922 по 1923 г. – заключенный в Бутырской тюрьме. Срок заключения по амнистии был сокращен втрое (до одного года).
Служил в Москве, в храме Христа Спасителя протоиереем с 1923 по 1924 г.; в г. Москве, в церкви Сошествия Святого Духа у Пречистенского бульвара протоиереем с 1924 по 1927 г.
Жил в г. Москве, Соймоновский проезд, 5–3 с 1923 по 1927 г.
Арестован 21 июня 1927 г. При обыске изъята "Соловецкая декларация" и рукописные стихи. Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 01/07/1927 г. по обвинению "хранение с целью распространения антисоветских листовок, отправление денег в ссылку священнику". Приговорен на 3 года лишения права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и означенных губ. с прикреплением к опр. месту жительства. Заключен в Бутырскую тюрьму. Из-под стражи освобожден, 21 июля 1927 г. выехал из Москвы. Местом жительства был избран г. Владимир. Был выслан во Владимир вместе с архидьяконом Успенского собора в Кремле Лебедевым. Вслед за ними в добровольную ссылку отправилась и семья Козаржевских.
С 1926 года по 1931 г. Владимирской епархией управляли временные управляющие епископы. Владимирский Успенский кафедральный собор в 1927 г. был окончательно закрыт для богослужения, Дмитриевский собор, по воспоминаниям А.Г. Козаржевского был превращен в музей, а по сути дела, в склад изъятого церковного имущества, расхищавшегося без всякого контроля. В 1927-36 гг. Никитская церковь была Кафедральным собором. Князь-Владимирская церковь была кафедральным собором с 1936 по 1944 год. 17 марта 1944 г. Владимирский Успенский кафедральный собор был открыт.
В последние годы жизни в Князь-Владимирской церкви служили протоиерей Илия (с 22 июля 1927 по 13 октября 1930 г.) и архидиакон Константин, причем службы в этом небольшом храме не уступали столичным и обязательно заканчивались проповедями о. Илии, который ободрял прихожан, призывая даже в самые тяжелые времена не впадать в уныние. А.Г. Козаржевский вспоминал одну из таких служб, в которой он сам, будучи десятилетним мальчиком, участвовал в качестве иподьякона, держа епископский посох. Служил управлявший в то время (1927 г.) Владимирской епархией епископ Афанасий (Сахаров), не побоявшийся принять в свой клир опальных московских священников. Хор, духовенство и прихожане — все были как- то по-особому воодушевлены, а о. Илия в своей проповеди вновь напомнил о том, что значит быть христианином в эти нелегкие дни. Это была одна из последних его проповедей.
В начале 1930 г. ОГПУ получило задание по усилению выявления контрреволюционных группировок в связи с трудностями процесса коллективизации и проблемами со снабжением населения продовольствием. Поскольку ОГПУ помнило о событиях 1918 г., связанных с восстанием в г. Владимире участников организации «Спасение Родины и революции» и знало тех лиц, которые могли возглавить центры по противодействию политики сов. власти, было принято решение о ликвидации группы, возглавляемой Эрном и Алякринским и другими активными членами. В группу осужденных ОГПУ включило 22 человека, в том числе в ее состав ввели трех священников. На первом этапе арестовали священников М.И. Соколова и И.И. Зотикова, а в последующем после первых допросов арестовали и М.П. Лебедева.
13 октября 1930 г. был арестован. Обвинение - "член к/р организации церковников, обсуждал пути борьбы с Советской властью". Групповое "дело протоиерея Ильи Ивановича Зотикова и архидиакона Михаила Петровича Лебедева, Владимир, 1930 г." В предъявленном обвинении признал себя виновным. Тройкой при ПП ОГПУ по Ивановской обл. 19/10/1930 г. приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. По дороге на расстрел о. Илия внезапно пошатнулся и упал. Тюремный врач констатировал мгновенную смерть от сердечного приступа. Лебедева расстреляли 23 октября 1930 года на территории Богородице-Рождественского мужского монастыря в г. Владимире.
Поклонный крест в память о жертвах сталинских репрессий в Богородице-Рождественском монастыре
Тела казненных были тайно захоронены на Князь-Владимирском кладбище, место захоронения осталось неизвестным. Но в памяти людей осталось имя протоиерея Илии Зотикова, замечательного проповедника и миссионера.