В 1919 году возник Владимирский союз работников искусств (Рабис). 1-го октября 1921 г. союз слился с союзом работников просвещения и объединенно существовал до мая 1922 г. Согласно постановлению ВЦСПС, в мае 1922 г. произошло разъединение с союзом раб. просвещения.
В 1923 г. в здании бывшего Реального училища открывается Дом работников просвещения (Дом учителя). «25 ноября в доме работников просвещения (здан. бывш. реальн. училища) и в опытно-показательной школе открывается детская выставка всех школ, детдомов и детсадов города. День открытая выставки приурочен к дню открытая 13-го Владимирского уездно-городского съезда советов с тем, чтобы делегаты съезда не только выслушали доклад о народном образовании, но и могли бы судить по выставленным экспонатам, что школа не стоит на одном месте, а двинулась далеко вперед. Эти экспонаты приготовлены не специально для выставки, а в результате повседневной работы детей в школах, детдомах и детсадах» («Призыв», 24 ноября 1923). «Работа губернского дома просвещения В губернском доме просвещения по воскресным дням ставятся доклады по текущему моменту, которые очень охотно посещаются местным учительством, начинающим живо откликаться на все выдающиеся моменты нашей внутренней и международной политической жизни. После доклада тов. Кудрявцева «о положении в Германии», который закончился принятием резолюции, свидетельствующей о вполне сознательном отношении учительства к создавшемуся в Германии положению, аудиторией было выражено желание прослушать лекцию о фашизме. Желание это было удовлетворено и лекция вызвала обмен мнений. Впереди намечен еще ряд лекций, в связи с переживаемым моментом. Все это свидетельствует о бесспорном освежении общественной идеологии нашего учительства, в которую пробивается струя революционного и пролетарского мировоззрения. Кружковая работа при Д. П. При Д. П. ведется оживленная работа по переподготовке работников просвещения путем кружковой проработки разных вопросов, тесно связанных с постановкой педагогического дела в новой школе. Наиболее популярным является кружок занятий по политграмоте, по числу участников далеко превышающий установленную норму. Здесь методом семинарий прорабатывается курс политграмоты, рекомендованный Наркомпросом для школ 1-й и 2—й ступени. Работает учительство в этом кружке, по отзыву руководителей, с большим усердием. Видно горячее желание участников кружка овладеть предметом, который в дореволюционную пору являлся запретным плодом для учащих и учащихся. Имеется довольно значительная группа кандидатов, с нетерпением ожидающая второй очереди занятий в этом кружке. Успешно также идет дело в кружке естественников, натуралистов и изучающих применение изобразительных искусств в школе. На очереди стоит организация кружковых занятий по обществоведению, краеведению и по другим предметам. Кружковая работа в уезде. Д. П. руководит также переподготовкой уездного учительства, где постепенно налаживается кружковая работа. Правильно функционирует кружок в селе Ставрове, там в занятиях, помимо местных педагогов, принимает участие участковый агроном, инструктирующий учительство о приведении в школе сельско-хозяйственных знаний. Имеются сведения об организации кружковой работы в Одорихинский, Погребищенской и др. волостях, где учительство проявляет инициативу в смысле уяснения принципов новой школы и искания лучших способов их осуществления. Правление Губпроса и Д. П. идет навстречу этому пробуждению педагогического сознания деревенского учительства, организует при биб-ке Д. П. передвижки и направляет их в те районы от куда поступают запросы на политическую и методическую литературу. Kроме того, правлением Д. П. разработан общий план и примерная программа робот по переподготовке, в виде руководства, всем уездам. На основе этих положений должна отроиться педагогическая работа, которая должна в течение 2-х—3-х ближайших лет схватить все учительство губернии и дать твердую предпосылку для полной перестройки школы на началах новой педагогики и применительно к требованиям переживаемой эпохи. Культшефство над Красной армией. Д. П. руководит работой по осуществлению культшефства Рабпроса над Красной армией. В гарнизоне гор. Владимира и в других городах, где имеются красноармейские части, работники просвещения ведут культурно-просветительную работу. Во Владимире по выработанному правлением Д. П. и принятому военным ведомством расписанию устраиваются чтения, беседы и лекции в 3-х пунктах гарнизона, 2 раза в неделю. Темы этих бесед и лекций группируются вокруг вопросов обществоведения, естествознания, физики, географии, астрономии. Красноармейские массы обнаруживают большой интерес к выступлениям своих культшефов, особенно в тех случаях, когда они сопровождаются демонстрированием световых картин. Наряду с этим Д. П. следит за тем, чтобы при разработке в секциях и на совещаниях методических вопросов принципиального значения были бы приглашаемы культурные работники военных частей, как это было, например, на методической конференции по ликвидации безграмотности и малограмотности 22—23 октября наст. года. С.А.» («Призыв», 25 ноября 1923).
«Среди городских библиотек очень выгодно выделяется библиотека работников просвещения. На это, во всяком случае, имеется целый ряд причин, но не всегда в других организациях умеют их использовать. В б-ке клуба работников просвещения, прежде всего – однородный читатель – школьные работники; удачный подбор книг, как профессиональных, так и по общим вопросам. Кроме этого нельзя не уделить должного внимания и заведующей библиотекой т. Капацинской. Опытная и добросовестная работница, она всегда на своем месте, охотно идет навстречу читателям, знает книгу и способствует приближению ее к читателю, а в этом главная заслуга библиотекаря. Всего книг в библиотеке 2616. Выдано из библиотеки за май месяц – 726 книг… Помимо непосредственной работы в б-ке, зав. б-кой составляет «передвижки» для подшефного селения, таковых около 7 в каждой не менее 150 200 к. Среди школьных работников библиотека пользуется большими симпатиями. Читальню посещает ежедневно определенный состав читателей» («Призыв», 1923).
«Владимирские шахматисты объединяются в шахматный кружок, чтобы создать отделение Всероссийского шахматного союза в г. Владимире. До сих пор они группировались при клубе работников просвещения, но помимо этого в городе имеется несколько шахматных кружков, покаместь необъединенных в один общий союз. Турнир. Месяца два тому назад при клубе работников просвещения организовался шахматный турнир на первенство в гор. Владимире. В настоящее время турнир закончился, если не считать несколько несыгранных партий, не имеющих существенного значения для результатов окончательного вывода. Первое место занял Р.И. Чернышов, выиграв из 19 партий — 17. Второе место получил Ю.К. Климов, имея выигранных из 19 партий — 16 ½. На предыдущем турнире т. Климов имел также 2 место, но при наличии сильного игрока — Гербановского, не участвовавшего в этом турнире. Молодой шахматист Чернышов, по собственному его признанию, многим обязан в своем шахматном развитии побежденному им т. Климову и можно думать на следующем турнире т. Климов займет подобающее ему место» («Призыв», 22 мая 1924). «Объединение шахматистов необходимо для данного времени, т. к. игра в шахматы очень популярна в рабочей среде и нет такого клуба, где не было бы любителей этой игры, а иногда и организованного кружка. Рабочие клубы и руководящие ими профсоюзы должны присмотреться к этой игре и поставить ее на должную высоту, путем выписки шахматных журналов и самоучителей. Вместе с этим необходимо подумать об объединении шахматистов в более широком масштабе. Объединение в рамках города, на первых порах, необходимо, оно послужит основным ядром для дальнейшего развития шахматной организованности. Очень было бы желательно прочитать на страницах «Призыва», где и когда собираться и поговорить как об организации, так и о других вопросах, связанных с игрой в шахматы. О. Обменин» («Призыв», 12 июня 1924). «На днях Владимирская организация шахматистов получила извещение от Всероссийского шахматного союза, что согласно ходатайства разрешено организовать Владимирское отделение Всерос. Шахматного союза. Жалеющие вступить в члены могут обращаться в инициативную группу, избранную на организационном собрании, обстоящую из Ю.К. Климова, Р.И. Чернышева и Александровского. Членский взнос временно установлен в 50 коп., с учащихся — 25 коп. Адрес группы: III школа II ступени» («Призыв», 12 июня 1924). «При клубе «Работников просвещения» имеется организованный кружок шахматистов, который и взял на себя инициативу на получение разрешения организации во Владимире отделения Всероссийского шахматного союза. При заявке на организацию отделения требуется не менее 10 членов, а также необходим и взнос некоторой суммы, на какую цель и были собраны членские взносы на первом совещании. Для полного же городского объединения шахматистов был указан подробный адрес инициативной группы, куда желающие и могут обратиться» («Призыв», 25 июня 1924). «Один—против 20. 8 июля в 5 ч. вечера в помещении клуба работников просвещения состоится сеанс одновременной игры саратовского чемпиона и первоклассного московского шахматиста тов. Борисовского с владимирскими шахматистами. Тов. Борисовский выражает свое желание играть не менее чем на 20 досках одновременно. Владимирцы организуются. Посланы извещения всем шахматным кружкам города» («Призыв», 2 июля 1924). «С 30 июля 1925 г. ежедневно вечерами в ясную погоду на Пушкинском бульваре домом работников просвещения организуются наблюдения в 3-х дюймовый телескоп-рефрактор небесных светил. Плата за каждое наблюдение 10 коп. Весь сбор поступит в кассу взаимопомощи союза рабпроса на улучшение быта инвалидов, не имеющих права на госпенсию. Руководить наблюдениями будет В.А. Юдин» («Призыв», 30 июля 1925). «При владимирском доме работников просвещения организуется краеведческий кружок. Занятия будут происходить под руководством научного сотрудника губоно — краеведа А.И. Иванова. Все члены союза, желающие принять участие в работах кружка, должны явиться в 6 часов вечера 28 февраля, в ДРП на организационное собрание. С 25-го февраля по 3-го марта в доме работников просвещения открыта запись на предстоящий шахматный турнир. Запись производится ежедневно, с 5 до 9 часов вечера, кроме четвергов и воскресений» («Призыв», 15 февр. 1927). «В экскурсионное бюро при доме рабпроса на-днях приезжают представители московского краеведческого общества. В течение нескольких дней они будут знакомиться с историко-культурными памятниками Владимира и Суздаля» («Призыв», 22 июля 1927). «При доме работников просвещения на-днях открывается «Кабинет учителя». В кабинете будут даваться различные справки по вопросам, возникающим в процессе работы просвещенцев. Стрелковый кружок организован при доме работников просвещения. Членами его являются местные просвещенцы» («Призыв», 27 сентября 1927). «Для организованного при доме работников просвещения кабинета учителя губоно закупает на 2000 рублей необходимой литературы. Кроме того, губоно передал в кабинет свою библиотеку в 2000 экземпляров книг» («Призыв», 20 дек. 1927).
«В экскурсбюро Наркомпроса дом работников просвещения забронировал 50 мест в экскурсии дальнего следования: в Крым, Кавказ, на Волгу, в Ленинград и т. д. С мест уже начали поступать заявки на экскурсии. Кроме того, организуется ряд экскурсий по губернии: в Гусь, Муром, Ковров, Суздаль, бывшее Воронцовское имение, на фабрику имени Лакина и т. д.» («Призыв», 21 апреля 1928).
«При доме работников просвещения организуются следующие спортивные секции: секция гребного спорта, плавания, лаун-тенниса, городков, крокета, легкой атлетики и стрелковый кружок» («Призыв», 22 апреля 1928).
«При Владимирском доме работников просвещения организуется пешеходная группа туристов, предполагающая совершить путешествие по Кавказу. Туристы пересекут Кавказский хребет, по Осетинской дороге выйдут к Сухуму и посетят наиболее живописные местности этого края» («Призыв», 21 мая 1928).
«Дом работников просвещения вел большую общественно-политическую работу среди местного учительства. Сейчас ДРП закрыт. Причина — отсутствие помещения. ДРП находился ранее в здании клуба им. Молотова. Учебный комбинат, заняв помещение, несмотря на все протесты, выселил ДРП. Все имущество свалено в кучу и заперто. Дверь помещения была предварительно забита досками. Ha-днях обнаружилось, что кто-то отодрал доски и сломал замок. Бели так будет продолжаться дальше, имущество ДРП окажется все расхищенным» («Призыв», 23 декабря 1931).
«В доме учителя Грязным и сумрачным коридором, рискуя наткнуться на что-нибудь, посетитель проходит в районный Дом учителя. Проснувшись от неожиданности, швейцар, несколько секунд не мигая, изумленно смотрит на пришедшего и засыпает снова... В прихожей, где должна быть вешалка, в беспорядке свалены искалеченные столы, стулья и всякая рухлядь; здесь создано нечто похожее на дровяной склад. — Тесно помещение, — с грустью говорит заведующий Домом тов. Гришин. Тусклый свет электрических ламп слабо освещает мрачные, почти пустынные комнаты, сводчатые потолки, серые стены, немногочисленные шкафы с книгами в одинокий портрет Пушкина, вывешенный без рамки на одной из стен. Скрипящие доски в полу лекционного зала настойчиво напоминают о том, что помещение нуждается в капитальном ремонте. А по смете районе на весь этот «капитальный» ремонт отпущено в текущем году лишь полторы тысячи рублей (!). Учитель в своем Доме — редкий гость. Дом, созданный с целью повышения квалификации педагогов, с целью стимулирования их всестороннего развития и организации культурного досуга — не пользуется среди учителей авторитетом. В формально существующих кружках по изучению политграмоты, истории партии и текущей политики, шахматно-шашечном и кружке охотников занятия проводятся от случая к случаю. Огромный спрос на методическую литературу не удовлетворяется, несмотря на то, что средства на пополнение библиотеки имеются (4 тысячи рублей). Стенной газеты в Доме учителя нет. Но зато есть редактор этой несуществующей газеты — тов. Лазарева — директор средней школы. Весьма вероятно, что сам «редактор» уже давно забыл, когда же был выпущен последний номер газеты. Да все это и неудивительно: за год в Доме учителя перебывало уже трое заведующих. Областной и районный отделы народного образования самоустранились от руководства массово-воспитательной и просветительной работой в Доме учителя, возложив это дело целиком на заведующего. Не интересуется постановкой работы в этом очаге культуры и райком союза учителей. Вся «помощь» со стороны председатели райкома тов. Масловой выразилась в том, что она постаралась изъять из Дома учителя всю «лишнюю», по ее мнению, мебель... Рядом расположен педагогический кабинет. Его бюджет еще более скромен — 2.800 рублей на год! Но, благодаря энергии и настойчивости заведующей кабинетом тов. Березиной в кабинете удалось провести большую работу. В течение учебного года беспрерывно (два раза в месяц) собирались секции, организованные по начальным и средним школам. На них обсуждались практическая работа школ, метод преподавания, конспектировался опыт хорошо проведенных работ, являющийся сейчас документальным материалом педагогического кабинета. Были заслушаны и зафиксированы на секциях в порядке передачи лучшего опыта педагогической работы десять докладов городских учителей. Особенный успех необходимо отметить в работе секции иностранных языков и секции словесников, которой руководит тов. Жарова (2-я средняя школа). В течение учебного года проведено шесть лекций по истории педагогики и семь лекций по начальной и средней школам. Много внимания уделено консультации. В точение года прошли консультацию 1.180 человек. В третью четверть учебного года преподаватели Агапитова, Белянкина, Пятницкая, Федорова, Федотова, Христова, Максимова, Народова, Прозоровская провели опытную работу по поручению научно-исследовательского института политехнического образования на тему: «Арифметика в пределах миллиона». Их материал уже переработан институтом в конспекты уроков по опытной теме. В кабинете имеются образцы лучших ученических работ. Вот, например, тетради ученицы-отличницы средней школы № 1 Кипарисовой Тани. В них редко встретишь отметку «хорошо», почти сплошь отличные отметки. Таких учеников много, их работы будут выставлены, как образцовые, в витринах, которые уже готовятся. Педкабинет держит тесную связь и обменивается опытом работы с кабинетами других городов области, например, с Шуей. А. Рейф» («Знамя», 15 июня 1937). «В Доме учителя Светлый еще не высохший от красок коридор ведет в чистые, уютные, обставленные мягкой мебелью комнаты городского Дома учителя. На ремонт Дома учителя было затрачено более 3 тысяч рублей. Здесь имеется: лекционный зал, биллиардная комната, читальня и библиотека с достаточным наличием научной и художественной литературы, комната отдыха. Коллектив городских педагогов вечерами занимается в кружке по истории. Организуются кружки: диамата, ленинизма, литературы, немецкого языка и др. Много любителей - учителей вошли в секции: физкультурную, шахматную, в кружки: музыкальный, западных танцев и др. 12 сентября состоится лекция о новой Конституции СССР и о «Положении о выборах в Верховный Совет СССР» («Знамя», 9 сентября 1937).
«Семейный вечер в Доме учителя В Доме учителя на-днях состоялся учительский семейный вечер. Вечер был построен на полной самодеятельности самих посетителей. Помещение Дома учителя выглядело нарядно, уютно. Безукоризненная чистота, белоснежные скатерти, мягкая мебель, зеркала, картины. Открыта была библиотека-читальня. Здесь группа учителей читала только что полученные книги и журналы. Некоторые играли в домино, шашки, шахматы. Учительница Устьевской школы А. Чернова, совместно с городскими учителями тт. В. Гусевым и С. Тихомировым, буквально в полчаса организовала большой хор «старичков». Им также громко вторила молодежь. Под аккомпанемент гитар хор исполнил несколько народных песен. Весело было в комнате танцев, плясок и игр. В вальсе кружились пары. Учитель т. Балуев под гитару мастерски исполнил русскую пляску, ему не уступила в пляске учительница т. Березина. Учителя остались довольны хорошо проведенным вечером. С. Малицкий» («Призыв», 6 февраля 1941).
«ПРЕМИРОВАНИЕ ЛУЧШИХ ПЕДАГОГОВ Весело и оживленно прошел в Доме учителя вечер, посвященный Международному женскому дню. С докладом о празднике выступила директор школы взрослых тов. Галанина. После доклада состоялось премирование старейших и лучших педагогов — В. Агапитовой, В. Касаткиной, имеющих стаж педагогической работы по 45 лет, С. Белянкиной, имеющей стаж в 41 год. Все они показывают прекрасные образцы педагогического мастерства, проводят и общественную работу. Гороно и райком союза премировали их по 500 рублей каждую, с занесением благодарности в трудовую книжку. За активную работу по ликвидации неграмотности премирована путевкой на экскурсию в Ленинград учительница А. Филиппова. Премирована также за добросовестное отношение к делу техническая служащая второй средней школы тов. Е. Рыбина. Ряду дошкольных работниц были вручены грамоты. Были также розданы значки 20 учителям и воспитателям школы глухонемых, сдавшим нормы на ПВХО. Ю. Ильинский» («Призыв», 11 марта 1941). «Дом учителя является центром коммунистического воспитания учителей. После ХѴІII съезда партии и ХѴIII Всесоюзной партийной конференции роль Домов учителя неизмеримо возросла. На основе решений X пленума ВЦСПС, работа Владимирского дома учителя была перестроена. Сокращены платные руководители кружков, выбраны комиссии, создан актив учителей — лекторов, докладчиков. Немало учителей-активистов и среди членов правления Дома. Так, Н.И. Пятницкая, заместитель председателя правления, имеет звание инструктора ПВХО и ведет занятие по ПВХО у себя в 11 начальной школе. Инструкторами ПВХО являются также секретарь правления Л.В. Ильинская, затем Л.К. Афанасьева. Они тоже ведут в своих школах занятия по ПВХО. Активно работают при Доме учителя культурно-массовая и хозяйственная комиссии в составе тт. Аникиной, Никоновой, Гришина, Ивановой, Красовской, Сахарова и т. д. Неплохо в этом году был проведен четвертый зимний учительский праздник, в котором участвовало 147 человек. В лыжном кроссе участвовало 105 человек, из них сдало нормы ГТО по лыжам 79 чел., в лыжных переходах — 42 чел. Лучшим организатором лыжных переходов являлся председатель райсовета спортивного общества «Учитель» В. Преображенский — учитель Сновицкой начальной школы. Он награжден областью почетной грамотой. Сейчас художественная самодеятельность Дома усиленно готовится к празднику. Драмкружковцы разучивают скетчи, водевили. Так, М. Сахаров и А. Кандалова покажут на праздничном вечере скетч «Общественная нагрузка», Г. Соколов и Максимов — «Покинутая», Курков и Н. Лебедев — «Хирургия» и «В загсе», А. Лебедев выступит с художественным чтением, Дорофеева — с цыганским танцем и полькой, Шестаков — с сольным пением. Хоровой кружок исполнит «Хор девушек» из оперы_«Демон», «Сватушко» из оперы «Русалка» и др. Работники школы глухонемых готовят коллективный танец — «Юла». Собираются воспоминания учителей - старожилов о работе Дома с 1923 года для специального номера стенгазеты. Будет организован фотомонтаж. Ю. Ильинский» («Призыв», 24 апреля 1941). «Выставка в педкабинете Обмен опытом — одно из средств повышения методической и педагогической квалификации учителя. Изучая опыт лучших школ и учителей, учительство перенимает все самое лучшее и использует в своей практической работе.
Владимирский педагогический кабинет в текущем учебном году организует тематические выставки. Первым начинанием явился показ работ учащихся пятых и шестых классов неполной средней школы № 10 по рисованию и черчению. Преподаватель т. Захаров очень умело и любовно ведет занятия по этим предметам и добивается высоких знаний и культуры по черчению и рисованию. Об этом наглядно свидетельствуют чертежи и рисунки учащихся. На очереди показ таких же работ учащихся третьей, четвертой и второй средних школ. Подбирается материал по теме «Борьба за грамотное и красивое письмо». Но пока поступили в кабинет только тетради учащихся первой средней школы. Остальные школы задерживают выставку, которая будет иметь большое практическое значение. В. Березина» («Призыв», 19 февраля 1941).
В 1946 году организован Владимирский областной Дом учителя обкома профсоюза работников начальных и средних школ. На основании решения ЦК и ОК работников просвещения о переименовании Домов учителя в Дома работников просвещения с 16 февраля 1957 года распоряжением по Дому учителя он стал называться Владимирским областным Домом работников просвещения обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР.
Функции Дома работников просвещения заключались в организации культурного досуга учителей и повышения их культурно-политического уровня, повышения мастерства в связи с образованием народных университетов. Дом работников просвещения организовывал кружки (хоровой, драматический, танцевальный, кройки и шитья и др.), вечера, диспуты, лекции, КВН, читательские конференции.
С 1973 по 1986 гг. Артемова Алевтина Ивановна (1930-2010) - заведующая отделом народного образования облисполкома.
Улица Комсомольская, д. 1. Бывшее здание "Васильевского" училища. Департамент образования администрации Владимирской области.
Департамент Образования Администрации Владимирской области действует с 17 декабря 1997 г. Директор - Беляева Ольга Александровна. Адрес: город Владимир, Комсомольская улица, д. 1. Сайт: https://xn--80aakec5bilkue.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/