Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.07.2018
13:16
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 488

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [909]
Суздаль [305]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [239]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [95]
Вязники [178]
Камешково [51]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

150—летний юбилей Владимирской Духовной Семинарии (29-31 января 1900 г.)

150—летний юбилей Владимирской Духовной Семинарии (29-31 января 1900 г.)

Не назначая заранее определенного дня, Правление Семинарии через Высокопреосвященнейшего Сергия обратилось в Св. Синод с просьбою разрешить отпраздновать 150—летний юбилей Семинарии в январе 1900 г. Указом от 25 июня 1899 г. Св. Синод разрешил трехдневное юбилейное торжество по следующей программе: первый день посвятить поминовению усопших покровителей, благотворителей, начальствовавших, учивших и учившихся в Семинарии, второй день самое юбилейное торжество — после литургии и благодарственного молебствия публичный акт с произнесением приличных случаю речей и пением духовных концертов, третий — литературно-музыкальное утро, где воспитанниками Семинарии в присутствии только своих воспитателей и наставников с их семействами имеют быть читаны художественные литературные произведения и пропеты музыкальные пьесы. Что касается самых дней празднования, то выбор их сделан был уже впоследствии и по разным соображениям самыми удобными днями оказались 29—31 января настоящего года. День самого юбилейного торжества — 30 января — совпал таким образом с церковным празднованием трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Духовная школа, подготовляющая пастырей церкви, праздновала свое 150—летие в тот день, когда Православная Церковь чтит своих великих учителей и святителей, свои т. е. идеалы пастырского служения.
Но выработать программу празднования и назначить его день — это дело не трудное; труднее подготовить и устроить само празднование. Во первых, для издания истории Семинарии и для устройства приличного юбилейного празднования нужны были не малые средства, которыми Семинария не располагала. Для изыскания этих средств, по указанию Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского, учрежден был особый комитет, в состав коего вошли: ректор Семинарии архимандрит Евгений, член Владимирской духовной Консистории о. прот. В.В. Косаткин, председатель Правления Епархиального свечного завода протоиерей В. И. Преображенский, преподаватели Семинарии А. Фед. Скворцов, Вас. Г. Добронравов и Неоф. Вл. Малицкий. Комитет обратился с воззванием о пожертвованиях к епархиальному духовенству и вообще к бывшим питомцам Семинарии. Это воззвание встречено было весьма сочувственно и сумма собранных таким путем пожертвований оказалась очень значительной, простираясь до 3400 руб. Но и этой крупной суммы было бы недостаточно на удовлетворение разных настоятельных нужд, какие возникали с предстоящим юбилейным торжеством. И это затруднение было устранено. Как известно, Высокопреосвященнейший Сергий был вызван на осень прошлого года для присутствования в Св. Синоде в Петербург. Св. Синод, по докладу нашего Владыки и по отзыву директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде П. И. Остроумова, бывшего воспитанника Владимирской Семинарии, нашел возможным отпустить в распоряжение Правления Владимирской Семинарии на устройство юбилейного торжества 2000 руб. Таким образом, вопрос о средствах разрешился для Семинарии особенно счастливо и Правление могло выполнить все свои благие намерения относительно устройства предстоящего празднества.
Стопятидесятилетие школы, через которую прошли за время ее существования тысячи питомцев, это один из торжественных моментов ее жизни; это самый удобный день для того, чтобы собрались под ее кров все бывшие ее питомцы, чтобы их alma mater могла взглянуть на детей своих, рассеявшихся по широкому лицу земли русской на разнообразных поприщах и степенях церковной, государственной и общественной службы. И какая любопытная картина получилась бы, если бы все бывшие питомцы Семинарии, находящиеся ныне в живых, собрались под ее кров в день юбилейного торжества!
Принимая это во внимание, Семинария приняла зависящие от нее меры к тому, чтобы оповестить питомцев своих о предстоящем торжестве. Лицам, занимающим более видное общественное положение, лицам, служившим и начальствовавшим когда-либо в Семинарии или оказавшим ей какие-либо услуги, были разосланы особые приглашения. Для тех же лиц этой категории, адресы коих были неизвестны, и для всех прочих, бывших воспитанников,— извещение о времени празднования было напечатано в газетах Московские Ведомости и Новое Время и во Владимирских Епархиальных Ведомостях. Кроме того, так как юбилейное торжество Семинарии не лишено значения и в общественной жизни гор. Владимира (Владимирская Семинария первая по времени открытия школа в городе), то Семинария почла своим долгом пригласить к участию в своем торжестве всех представителей местной гражданской и военной власти, общественных и городских учреждений, корпорации светских и духовных учебных заведений.
Но вознамерившись собрать столько гостей и имея в тоже время до 575 воспитанников и многолюдный штат служащих, Семинария встретила затруднение в приискании соответствующего помещения: в зданиях Семинарии нет такого обширного зала, который мог бы вместить на время торжественного акта такую массу публики. Но и это затруднение было устранено, благодаря любезности Владимирского губернского предводителя дворянства М. М. Леонтьева, который по просьбе о. ректора Семинарии разрешил бесплатно воспользоваться на время юбилейного акта обширным и изящным залом Владимирского дворянства. Таким образом, вопрос и о помещении на время юбилейного торжества разрешился для Семинарии наилучшим образом.
Все эти приготовления относились к будущему торжеству. Но нужно было подумать и о том, чем бы т. е. увековечить память об этом торжестве в последующей жизни и деятельности Семинарии. И предрешено было следующее:
1) Улучшить семинарскую ученическую библиотеку; на это дело назначаются все средства, какие должны остаться после устройства юбилейного торжества и какие будут выручены от продажи истории Семинарии.
2) Учредить в память 150-летия Семинарии Общество вспомоществования недостаточным ученикам, а таковых в нашей многолюдной Семинарии бывает не мало и существующих казенных стипендий и епархиальных пособий бывает недостаточно. Устав Общества уже составлен и отправлен на утверждение в Министерство Внутренних Дел. К сожалению, этого утверждения не получилось ко дню юбилея и общество не могло быть открыто в этот достопамятный день.
3) Наконец, наличный состав начальствующих, учащих и учащихся и служащих в Семинарии, по предложению о. ректора, решили увековечить юбилейное торжество приношением и в семинарскую церковь: собрана была среди них довольно значительная сумма (410 руб.) и на нее заблаговременно приобретены — напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе и серебряные вызолоченные сосуды; и то и другое весьма изящной работы. И Евангелие и сосуды были обновлены за богослужением в дни юбилейных торжеств.
Наконец, все приготовления были закончены и приблизились дни празднования 150—летнего служения Владимирской Семинарии церкви, государству и обществу.
28 января в Богородицкой при Семинарии церкви совершено было заупокойное всенощное бдение по особому чинопоследованию, напечатанному по благословению Св. Синода. Бдение совершал духовник Семинарии священник о. Ф. Поспелов, а на заупокойную литию выходили о. ректор и о. инспектор Семинарии, преподаватель Семинарии священник о. В. Орлов и эконом священник Вл. Беляевский.
29 января заупокойная литургия в Семинарской церкви совершена была Преосвященнейшим Платоном, Епископом Муромским, викарием Владимирским, в сослужении о. ректора и о. инспектора Семинарии, ключаря Кафедрального собора протоиерея Пр. П. Евгенова, преподавателя Семинарии священника В. Орлова, члена Правления Семинарии священника Георгиевской гор. Владимира церкви о. М. Сперанского и о. духовника Семинарии. — За литургией на правом клиросе пел хор архиерейских певчих, на левом — хор воспитанников Семинарии. Во время причастного стиха инспектором классов Владимирского Епархиального женского училища священником Знаменской гор. Владимира церкви о. Мих. А. Веселовским сказано было следующее приличное случаю назидательное слово на текст:
«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр. XIII, 7).
«Начиная торжества по поводу 150-летнего юбилея, родная наша Владимирская Семинария нынешний день посвящает памяти и молитвам об упокоении в царствии небесном тех из своих тружеников в деле воспитания юношества и тех бывших воспитанников, которые в разное время были призваны из здешнего мира к жизни загробной. — Полтораста лет минуло с того времени, как возникло это учебное заведение, сменилось в нем уже не мало поколений начальствующих и учащихся, из стен его вышли тысячи служителей Алтаря Господня, с пользою и честью потрудившихся на ниве Божией и теперь уже сошедших в могилу, отсюда вышло множество людей, с пользою послуживших русской земле и в других званиях, на иных поприщах.
В таком продолжительном существовании родной школы заключается доказательство жизненности и полезности того дела, которому она служила и служит и которое составляет ее славу.
Какие же цели и потребности вызвали к жизни родную нам школу, которых выполнение составляет ее призвание и заслугу?
Причиной основания Семинарии была нужда в поднятии умственного уровня духовенства епархии. С самого принятия христианской веры на Руси главнейшими просветителями ее были лица из духовенства,— св. Владимир, устрояя храмы, строит и училища, в которых учит духовенство. Многие потомки св. Владимира старались подражать своему великому предку: они пекутся о просвещении и нравственном воспитании русского народа, строят церкви и монастыри, заводят училища, заботятся об умножении книг, покровительствуют духовенству и монашеству, видя в них своих главных помощников в деле народного образования, проводников в темные народные массы светлых христианских истин и нравственных понятий. Средства образования самих духовных лиц и иноков в начале были очень скудны. Тогдашние школы не представляли собою правильно устроенных училищ и ученики в них не шли дальше простого обучения грамоте или богослужебной практике. Поэтому естественно, что людям, желавшим приобрести познания, приходилось прибегать к самообразованию. Но где было взять средства для этого самообразования, особенно в первое время после принятия христианства? Христианство было принято из Византии, все необходимые книги были на греческом языке, собственной литературы еще не было. Необходимо было обращаться к греческим книгам, переводить их на русский язык, переписывать книги, чем и занимались главнейшим образом духовенство и иноки. Благодаря любви к переписыванию книг, при некоторых церквах и монастырях образовались довольно обширные библиотеки, состоявшие главным образом из книг богослужебных, библейских, творений святых отцов, поучений, летописей и проч. Эти библиотеки и служили главнейшим источником образования для духовенства и монашества, из которых последние почерпали необходимые познания в области веры и нравственности, которые они затем проводили в народе. В XIII веке над Русью разразилась страшная гроза — нашествие монголов. Дикие варвары беспощадно разрушали церкви и монастыри с их библиотеками, подрывая таким образом в самом корне народное образование. С другой стороны, постоянные распри князей также много вредили делу народного образования и отвлекали внимание лучших людей от книги к мечу и междоусобиям. Благодаря этим неблагоприятным условиям, школы стали закрываться, образование падать. Упадок просвещения прежде всего должен был отразиться на духовенстве, и мы видим, что духовенство этого времени стоит на самой низкой степени умственного развития. Только со времени патриарха Никона число школ снова возрастает и просвещение поднимается, но за то появляются враги православия — раскольники, лжеучения которых сеются в нашей епархии еще первыми расколоучителями, каковы Муромский протопоп Логин, Никита Пустосвят и другие. К прежней нужде в образовании духовенства для правильного влияния его на религиозно-нравственное состояние народа присоединяется теперь новая нужда, вызываемая необходимостью борьбы с расколом. Необходимость поднять образование духовенства была насущнейшая, и вот — благодарение Господу Богу!— полтораста лет назад в 1750 году возникает во Владимире духовная Семинария.
Но достигнута ли та цель, с которой открывалась Семинария, давала-ли последняя своим воспитанникам то, чего от нее ожидали?
Да, своей цели она вполне достигла. Развиваясь постепенно, по мере улучшения материальных средств, накопления учебных пособий и руководств, по мере появления лучшего учительского персонала, обучение и воспитание учеников Семинарии довольно скоро стало на твердую почву. Семинария знакомила своих воспитанников с Священным Писанием, главным источником и руководительным началом святой православной веры, раскрывала учение о догматах и нравственности христианской, давала сведения из других богословских наук; словом, она сообщала ученикам своим с достаточною полнотой и обстоятельностью все то, что необходимо знать будущему пастырю для достойного и плодотворного выполнения им своего служения.
Вместе с сим, для того, чтобы выше поднять авторитет пастыря,— духовного учителя народа и общества, чтобы последний мог дельно отвечать на все обращаемые к нему вопросы, в Семинарии старались дать ученикам по возможности разностороннее образование, для чего сообщали сведения и из светских наук. Весьма много также заботились о логическом развитии ума учеников и о приучении их правильно владеть пером. Благодаря всему этому, знания и общее развитие учеников Семинарии стали на такую высоту, что лучшие из них оказались вполне подготовленными к продолжению образования в высших учебных заведениях — как духовных, так и светских, в которых они с полным успехом и обучались. Таков был, например, знаменитый впоследствии «Граф Российской Империи» Михаил Михайлович Сперанский, окончивший Семинарию в 1788 году, и многие другие. Благодаря же всему этому, за время существования Семинарии в стенах ее получили образование тысячи пастырей, с честью и успехом потрудившихся на разных поприщах церковно-общественного служения, руководителей и просветителей православного народа, борцов с врагами св. веры православной.
Формальным развитием ума и обогащением его разнообразными познаниями воспитательное дело в Семинарии не ограничивалось. Руководители ее заботились не о том только, чтобы обогатить ум своих питомцев отвлеченными знаниями, но и главным образом о том, чтобы провести эти знания в сердца юношей, воплотить их в воле их, образовать в них навык строго благочестивой жизни. Уставы и порядки, коими определялась внутренняя жизнь Семинарии, направлены были к тому, чтобы благочестие, воспитание воли и сердца были главною целью образования. А это вело к тому, что отсюда выходили люди религиозные, убежденные, с добрым направлением воли, люди с твердым характером, стойкие, способные к серьезному труду, усидчивые и добросовестные во всякой работе.
Наконец, любовь к отечеству, к Боговенчанному Государю, ко всему русскому, родному — вот еще что прививала своим детям родная наша Семинария. Она старалась образовать из своих питомцев людей искренно верующих, религиозных, убежденных, а таковые непременно должны быть верными сынами отечества, верными слугами Государя. Во имя религии, во имя повиновения велениям Божиим истинно верующий христианин забывает о своих личных интересах, свое личное благо подчиняет благу общему, он самоотвержен. Зависимость гражданского чувства человека от его веры самая прямая, самая близкая. Об этом ясно свидетельствует между прочим вся история России. Православная вера укрепила Русское Государство, в ней русский народ находил силы и утешение в годины общественных бедствий, в борьбе за веру, царя и отечество. Русский человек с беззаветным самоотвержением шел на врага, не жалел своего достояния, самой своей жизни и т. д. Вот поэтому-то наша родная Семинария, воспитывая верных сынов Церкви Православной, в тоже время воспитывала в них верных слуг Государя и отечества, доблестно послуживших в должностях гражданских и военных, в звании врачей, учителей и проч.
Итак, любовь к православной вере христианской и ее знание, благочестивое исполнение уставов и заповедей св. Православной Церкви в жизни, силу характера, к добру направленную волю и самоотверженную преданность царю и отечеству,— вот что старалась прививать своим чадам наша родная школа. Этого она достигла и в этом ее великая заслуга.
Расти же и процветай, родная наша школа, к славе Церкви Православной, на благо и честь Русской земли! Ты же, Всещедрый и Многомилостивый Боже, праведныя милуяй и грешныя зовый ко спасению, упокой во царствии небесном всех потрудившихся в сем рассаднике просвещения, насажденном и возращенном Твоею всесильною десницею!
Да будет вечная память всем вам, святители града сего, покровители, главные начальники Семинарии, блюстители духа веры и благочестия в пей! Да будет вечная память вам, начальники Семинарии, ближайшие руководители и воспитатели юношества, проводники распоряжений и предначертаний высших властей! Да будет вечная память вам, наставники Семинарии, положившие в ней лучшие силы свои на служение православной вере, отечеству и науке, не боявшиеся скромной доли, материальных недостатков, самоотверженные, искренно любившие свое дело работники, воспитавшие целые поколения достойных деятелей для церкви и общества! Да будет вечная память и вам всем, здесь воспитавшиеся и с честью послужившие св. Православной Церкви, науке, отечеству! Да будет всем вам вечная память! Аминь».
После литургии тем же Преосвященным Платоном в сослужении многочисленного духовенства совершена была великая панихида по почившим покровителям, начальникам, наставникам и питомцам Семинарии. Кроме совершавших литургию, в панихиде приняли участие бывший ректор Владимирской Семинарии ныне протоиерей Суздальского собора М. И. Херасков, член Владимирской духовной Консистории протоиерей В. В. Касаткин, благочинный церквей гор. Владимира протоиерей И. П. Красовский, протоиерей Знаменской гор. Владимира церкви А. М. Альбицкий, законоучитель Владимирской гимназии священник Н. Вл. Покровский, бывший преподаватель Семинарии протоиерей И. С. Любимов, инспектор классов Владимирского женского Епархиального училища священник М. А. Веселовский, Епархиальный наблюдатель священник А. А. Васильев и др. — На заупокойной эктении во время литургии и за панихидой был читан синодик, в который вписаны имена почивших Владимирских архипастырей, начальников и наставников Семинарии. — Панихида закончилась возглашением вечной памяти в Бозе почившим императрицам (Елизавете Петровне и Екатерине Великой) и императорам, Владимирским архиепископам и епископам, начальникам и наставникам Семинарии и всем учившимся в ней, отошедшим ныне в вечную жизнь.
За литургией, кроме наставников и воспитанников Семинарии, было не мало и сторонней публики, так что необширный семинарский храм был полон молящихся. В этот день появились и некоторые приезжие бывшие питомцы Владимирской Семинарии, как напр. член Совета Министерства Народного Просвещения действительный статский советник Ив. К. Смирнов, директор Поливановской учительской семинарии Вл. Вл. Богословский, профессор Нежинского института М. Н. Бережков и другие, прибывшие почтить свою alma mater в день ее юбилейного торжества.
Заупокойным богослужением и ограничился первый день юбилейного торжества; после литургии не было никакого акта, как это бывало в других семинариях при подобных же случаях. Но и одно поминовение усопших по обряду Православной Церкви, сопровождаемое умилительными молитвословиями и песнопениями, имеет глубоко-трогательный и поучительный характер. В самом деле, что могли бы мы воздать этим отошедшим в иной мир покровителям, благотворителям и труженикам родной школы, если бы мы не верили в их жизнь за гробом и если бы наша вера не признавала возможности молитвенного общения живых с умершими?! Теперь же, воскрешая на основании истории в своем уме их живые образы, какими они были на земле, мы в тоже время желаем им того, что выше всего для человека — это царствия небесного, мы возносим свои искренние мольбы к Всемогущему и Всеблагому Богу, чтобы Он простил их земные согрешения и вселил их в Своих обителях на вечную жизнь. И юбилейные торжества, когда делается обзор прошлого, восстановляются образы прежних деятелей, коих часто забывают в обычное время, дают прекрасный повод к поминовению усопших в назидание живым!
Благодарственною молитвою Господу Богу, промышлением Которого Владимирская Семинария полтора века трудилась на пользу Православной Церкви и отечества, начался и второй день юбилейного торжества.
Накануне 29 января совершено было в семинарской церкви всенощное бдение с литией и величанием трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, память коих празднуется Православной Церковью 30 января. Бдение совершал духовник Семинарии, а на литию и величание выходили ректор, инспектор и эконом Семинарии и о. Епархиальный наблюдатель. Богослужение совершалось с особою торжественностью и продолжалось более трех часов; стройное пение хора семинарских певчих увеличивало красоту богослужения. Храм был полон молящимися.
30 января в семинарской церкви божественная литургия была совершена Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, в сослужении о. ректора Семинарии, бывшего ректора протоиерея М. И. Хераскова, члена Владимирской духовной Консистории протоиерея А. И. Виноградова, ключаря Кафедрального собора протоиерея Пр. П. Евгенова, бывшего преподавателя семинарии протоиерея Николо-Златовратской гор. Владимира церкви Вл. Г. Боголюбова и о. инспектора Семинарии.— Во время причастного стиха священником Георгиевской гор. Владимира церкви о. М. Сперанским сказано было следующее назидательное и красноречивое слово на текст: «Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете и плод ваш пребудет» (Иоан. 15, 16).
«Таков был завет, изреченный Христом Спасителем к ученикам вновь насажденной Им Церкви.
Эти божественные слова, несомненно, повторились, как завет, и в сердце Христолюбивого Архипастыря и отозвались в душе его, как пламенное желание, при первоначальном насаждении сего вертограда — нашей духовной Семинарии.
И вот исполнилось 150 лет с того времени, как здесь под сению сего Богородичного храма, и как-бы под непосредственным покровом самой Богоматери впервые были собраны дети духовенства Владимирской епархии для «просвещения божественным учением».
Какой же был плод архипастырских трудов при учреждении сего вертограда — нашей Семинарии?
Благодарение Богу Промыслителю! Полтора столетия Он хранил здешний рассадник служителей церкви, видимым образом благословил плодотворную мысль его насадителя!
Не говоря о том великом значении, какое имела наша Семинария в истории общественной жизни здешнего края, довольно указать на ту великую заслугу, которую Семинария оказала за свое полуторавековое существование церкви и государству своим в духе чистого православия просветительным и учебно-воспитательным подвигом. Раз возжегши светильник веры Христовой, она уже не гасила его, не ставила под спудом, но, высоко держа, твердо и неуклонно шла по указанному пути. Носители этого света ярким пламенем сияли на разных свещницах церковного, государственного и общественного служения и украшали собой места высшего служения в церкви и государственного управления, профессорские кафедры,, прокурорские трибуны и судейские кресла, места врачующих болезни, обучающих и воспитывающих юношей, и наконец, главным образом, те многочисленные и рассеянные по разным весям нашей обширной губернии места пастырей — служителей церкви. Сие последние за истекшее время обучали народ православной вере и благочестию, во многих местах ослабили силу раскола; много выносили они великих скорбей в те времена, когда личное право не было так ограждено, как ныне, утешая себя надеждою награды от Бога. Это были мужи, «иже от нас изыдоша и оставиша имя, еже поведати хвалы, до века пребудет семя их и слава их не потребится, телеса их в мире погребена быша, а имена их живут в Роды» (Сир. 44, 8. 12 и 13). — Правда, «были от нас, ихже несть памяти, и погибоша, яко не сущии, и быша, яко не бывше, иже от нас изыдоша, но не беша от нас» (Сир. 44, 8). Были бури, житейское море волновалось, волны сомнения и неверия высоко вздымали свою ядовитую пену. Не раз смертоносные брызги ее влетали и в стены Семинарии. Но к чистому не прививалось нечистое. Зараженные члены осторожно отсекались и обновленная Семинария, как древо, очищенное от болезненных наростов и сухих ветвей, еще с большею силою выносила и поныне выносит в общество «здравыя словеса» христианского учения, доброй нравственности, послушания церкви и любви к отечеству.
Что же давало нашей Семинарии силу жизни и деятельности в раз указанном направлении за такой длинный период своего существования?
Вышедшие из среды народа, обучаемые на церковные средства, прежние питомцы Семинарии под руководством своих наставников воспитывали в себе горячую любовь к богословской науке и упорное трудолюбие в занятиях ею, воспитывали в себе искреннюю преданность святой Православной Церкви, нелицемерное почтение к ее уставам и заповедям и над всем этим искреннее стремление к той именно цели, к которой своим образованием и воспитанием предназначались, т. е. к служению пастырскому среди народа. Ибо что побуждало прежних питомцев Семинарии долгие юношеские годы просиживать за книгой, и при том за книгой в более отдаленное время по преимуществу латинской, упорным трудом преодолевать науку, ради нее мириться с бедностью одежды, скудостью питания, что, — как не любовь к науке, как не твердое и сознательное стремление к раз намеченной цели?! Ибо что побуждало их по окончании образования идти на службу в глушь здешнего края, получать там скудные средства содержания, для поддержания семьи делаться пахарями, терпеть при этом разные притеснения и обиды и от раскольников, и от злых людей из среды того же народа, благу которого служили, что, — как не любовь к святой Православной Церкви, как не искреннее расположение к пастырскому служению и ревность о благе народа православного?!
Вот эта-то верность своим задачам, раз поставленной при самом учреждении предприятия цели своей деятельности и давала ту внутреннюю живую силу, которой жила и действовала в течении длинного полуторавекового периода своего существования наша Семинария.
Воспитываемые ею качества в будущих пастырях церкви сделали то, что в настоящее время мы видим уже религиозное сознание народа весьма подвинувшимся вперед: в пароде обнаруживается необычайный интерес к религиозным вопросам, с церковной кафедры произносятся слова, исполненные глубокого назидания, почти повсеместно учреждены внебогослужебные собеседования и религиозно-нравственные чтения, которым усердно внимает народ.
Но, братие, если апостол Павел говорил про себя: «я не почитаю себя достигшим, а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13. 14), то можем-ли мы успокоиться на той мысли, что наша Семинария «плод принесла и плод ея пребывает» и торжествовать лишь честь и славу прошедшего? Взглянем на нивы Божия и увидим, что еще жатвы много. Наряду с указанными утешительными явлениями в религиозной жизни народа, как плодом деятельности пастырской, остается еще много явлений, показывающих, что народное просвещение далеко от высокого уровня, отношение его к религии не везде разумное и сердечное, что силен еще раскол, усиливаются секты, враждебные церкви и государству. И если прежде требовались деятели с искренней любовью и преданностью к святой церкви, деятели с неослабной энергией и твердостью духа, чтобы с пользою и созидательно служить благу народа, то не тем-ли более таковые деятели требуются ныне?! И посему не тем-ли более в настоящее время питомцы Семинарии должны воспитывать в себе таковые же качества ума и характера, какими отличались прежние питомцы Семинарии и которые помогли-бы им успешно бороться с народным неведением и предрассудками во всей неприглядной их обстановке, вносить свет и истину веры Христовой в народные массы?!
Да послужит же нам торжество настоящего дня к тому, чтобы честь и славу прошедшего упрочить для себя и в будущем, унаследованные от предков сокровища сохранить и приумножить, всем добрым заветам родной старины «остаться верными даже до смерти» (Апок. 2, 10). Пусть нравственным плодом и настоящего нашего юбилейного собрания будет усиление в наших душах ревности к сознательному, разумному утверждению в нас веры чрез тщательное ее изучение и самоотверженной преданности святой Православной Церкви!
Возблагодарим же Господа Бога за Его милости к нашей Семинарии! Помолимся Ему, да поможет Он ей и впредь Своею благодатью, да «утвердит Он в нас сие, еже соделал», да воздвигает в ней и впредь достойных и непостыдных делателей и да согревает сердца питомцев ее любовью к науке, церкви и отечеству! И да не отступит милость Его от нас, «дондеже достигнем вcu в соединение веры и познания Сына Божия... в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4, 13). Аминь».
После литургии Высокопреосвященнейшим Сергием в сослужении с Преосвященным Платоном и с многочисленным городским и приезжим духовенством совершено было благодарственное Господу Богу молебствие. Кроме лиц, принимавших участие в совершении панихиды 29 января, здесь было много и других, напр. смотрители Владимирского и Переславского духовных училищ — протоиереи М. П. Введенский, А. И. Свирелин, член Владимирской духовной Консистории протоиерей П. П. Спасский, протоиерей А. И. Остроумов и др. Молебствие закончилось провозглашением многолетия по обычной форме с присоединением в конце многолетия начальствующим, учащим и учащимся в Семинарии.
Так как семинарский храм не обширен, то доступ в него посторонним лицам на литургию 30 января был ограничен; допускались только лица духовные и лица, имевшие особые приглашения. И при всем том храм был полон молящимися. Из почетных лиц за литургией и молебствием присутствовали: управляющие губернией Владимирский вице-губернатор камергер Двора Его Императорского Величества князь Н. Урусов, заступающий место Владимирского губернского предводителя дворянства П. В. Кутанин, председатель губернской земской управы Е. С. Щербачев, городской голова А. А. Шилов с членами управы и 2 гласными думы, командир Сибирского полка, заступающий место бригадного генерала, директор и инспектор гимназии, директор народных училищ и др. — Приветствовать Семинарию с днем ее торжества к этому времени прибыли — инспектор Московской духовной академии архимандрит Евдоким, протоиерей Дим. Фед. Певницкий, настоятель церкви Гребневской Божией Матери в Москве, смотрители Шуйского и Муромского духовных училищ. — Присутствие всех этих почетных лиц за богослужением в скромном семинарском храме, который обычно наполняется только воспитанниками Семинарии и немногими посторонними богомольцами, ясно говорило о важности переживаемого Семинарией в этот день момента.
По окончании молебствия Высокопреосвященнейший Сергий, облеченный в архиерейскую мантию, вышел на амвон, благословил Владимирскую Семинарию иконами — святцами, сопровождая это благословение следующими словами:
«В настоящий торжественный праздник Семинарии, вознесши молитвы о благоденствии ее, приношу вещественный знак желания ей благословения Божия — это изображение праздников Господних и ликов Святых Божиих всего года, издание Московской Синодальной типографии. В этом деле Бог помог и мне потрудиться по поручению Св. Синода. Всесвятая Троица молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых да изливает благословение Свое на обитель духовных учении, сохраняя ее от всяких бед и даруя живущим в ней мир и благопоспешение в трудах.
Аминь».
Благословение Владыки было принято с благоговением о. ректором семинарии. Дар этот особенно дорог для семинарии потому, что самое издание этих икон-святцев сделано было под руководством нашего ученого Архипастыря. Святцы заключены в изящном футляре-киоте.
Передавши свое благословение, Высокопреосвященнейший Сергий затем передал Семинария благословение Высокопреосвященного Иеронима, архиепископа Холмского и Варшавского — икону Холмской Божией Матери. — Высокопреосвященный Иероним (в мире Илья Тихонович Экземплярский) — воспитанник Владимирской семинарии. — Не имея возможности присутствовать на торжестве лично, он прислал в дар своей alma mater этот точный список с чудотворной иконы Холмской Божией Матери. Икона украшена весьма, ценной и изящной серебряной вызолоченной эмальированной ризой.
Вслед за сим выступила депутация от Владимирского городского общественного управления. Городским головой А. А. Шиловым был прочитан приветственный адрес семинарии по случаю ее юбилейного торжества и от имени городского управления была поднесена икона Владимирской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, как вещественный знак внимания к учебному заведению, в течение 150 лет воспитавшему и обучившему немало детей и городского населения.
Этим и закончилась первая часть юбилейного торжества Семинарии 30-го января.
В час дня в зале Владимирского дворянства, любезно предоставленном в распоряжение Семинарии губернским предводителем дворянства М. М. Леонтьевым, состоялся торжественный акт. На этот акт были приглашены все начальствующие лица города и представители местных государственных и общественных учреждений, начальствующие и учащие светских и духовных учебных заведений и все вообще бывшие питомцы Семинарии. Лицам светским, не имевшим отдельных приглашений, для входа на акт выдавались особые билеты; что касается лиц духовных, то им предоставлен был свободный доступ на акт без билетов. — Желающих присутствовать на торжестве Семинарии оказалось так много, что обширный зал оказался тесен.
В назначенное время прибыли в зал Высокопреосвященнейший Сергий с викарием и управляющий губернией князь Н. П. Урусов и другие почетные лица. Владыка и почетные гости разместились вокруг особого стола, поставленного в центральном пункте зала.
Акт открылся пением тропаря «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»... Вслед засим секретарем правления Семинарии А. Ф. Скворцовым был прочитан указ Св. Синода от 25-го июля 1899 г., разрешающий Владимирской Семинарии отпраздновать в январе 1900 года 150-летнюю годовщину своего существования.
По прочтении указа Высокопреосвященнейший Сергий приветствовал Семинарию речью, в которой изложил заслуги знаменитого воспитанника Владимирской Семинарии графа М. М. Сперанского и заслуги вышедшего из Семинарии епархиального духовенства пред церковью и государством. — Речь эта следующая: «Приветствую Владимирскую Семинарию с исполнением 150-летней многоплодной деятельности ее. Трудно представить в кратком очерке пользу этой деятельности ее для церкви и отечества.
Не мало вышло из Семинарии полезных и даже именитых деятелей на государственной службе. Довольно воспомянуть о знаменитом государственном муже графе Михаиле Михайловиче Сперанском. Родился он 1-го января 1772 года от священника села Черкутина в 40 верстах от города Владимира. С блестящими успехами кончив учение во Владимирской Семинарии, а потом в главной С.-Петербургской Александро-Невской семинарии (впоследствии духовная Академия), он оставлен был там учителем математики, философии и красноречия, но вскоре вступил на государственную службу, быстро восходя по степеням ее, принес громадную пользу Русскому государству, служа при императорах Павле I, Александре I и Николае I. Великую он оказал услугу русской церкви, когда в 1807—1808 гг. был деятельным членом и душою комитета, составленного для усовершенствования духовных училищ и изыскания способов к улучшению содержания духовенства. Семинарии и другие духовно-учебные заведения обязаны ему образованием духовно-учебного капитала, который доселе служит одним из главных средств содержания их. Около этого времени Сперанский приобрел великое расположение к себе императора Александра I и сделался ближайшим его собеседником и сотрудником. Но зависть и вражда возбудили подозрение на него в императоре и он в марте 1812 года удален был из столицы в ссылку. Чрез 4 года опала его кончилась. Он назначен губернатором Пензы, а потом Сибири. В 1822 г., спустя 10 лет по удалении из Петербурга, он был возвращен туда императором Александром I Благословенным и получил место в Государственном совете. Император Николай Павлович дал ему громадное дело по составлению и изданию свода законов Российской империи, которое совершено им скоро с 1826 г. по 1833 год. Полное собрание законов издано в 45 томах, а из него составлен свод законов в 15 томах. Трудился он кроме того над составлением военных постановлений, которые изданы в 12 томах; также над законами Прибалтийского и Западного края и княжества Финляндского. В последний год жизни он награжден графским титулом с девизом в гербе «in diversis sperat» (в несчастиях уповает), что указывало на фамилию его — Сперанский. Крепкие силы его в самые зрелые годы были надломлены превратностями жизни. Он скончался 11-го февраля 1839 года, имея 67 лет от рождения.
Но главное назначение духовенства есть служение церкви, а через то и при том государству по неразрывной связи между церковью и государством. И духовенство действительно является великою силою в утверждении св. веры в народе и преданности государю и отечеству. По замечанию одного английского наблюдателя, государственные устои в России твердо покоятся в народе. Как бы кто ни старался умалить значение и заслуги духовенства, но благотворное влияние его на народ несомненно.
Духовенство Владимирской епархии, как и в других местах, многосемейное вследствие обязательности брака для священнослужителей и кроме того чрез учебные заведения восполняемое лицами других званий, не уступает в полезной деятельности духовенству других епархии. Владимирская епархия обильно покрыта и еще покрывается благоустроенными храмами Божиими. Жители тех селений, в которых нет храмов, употребляют все меры к тому, чтобы построить в своем селении храм и иметь свой причт. Храмы Божии посещаются усердно, свечи пред св. иконами возжигаются изобильно; пожертвования на храмы Божии и в разные благотворительные общества: Миссионерское, Палестинское, Красного креста, Попечения о слепых и другие, равно и во время народных бедствий, напр. во время голода, по количеству своему занимают высокое место в ряду пожертвований других епархий. Школы более и более возрастают, так что чувствуется недостаток в учителях и законоучителях; дочери духовных лиц, получив достаточное образование, добывают себе хлеб обучением в школах. Вообще лица духовного звания, кроме престарелых, увечных и больных, все идут в дело служения и по преимуществу служенияцеркви, начиная от низших до высших степеней иерархии. — Раскол более и более теряет свою фанатичность, разные новые секты встречают противодействие в духовенстве и в благоразумии народа, преданного святой Православной Церкви.
Духовенство служит непосредственно государству и тем, что разными путями распространяет в народе полезные знания о разных предметах, кроме религиозно-нравственных, доставляет статистические сведения по воинской повинности, по болезненности и смертности населения и др. Земские деятели Владимирской губернии заявляли мне, что последняя народная перепись не была бы сделана так исправно, если бы в этом деле не помогло духовенство.
Жизнь более и более осложняется и требует большей и большей деятельности от пастырей церкви и не малого ценза образования. Законы, указы, предписания и наставления относительно пастырской практики возросли в целые книги. Но где духовенство Владимирской епархии приготовлялось к своей разнообразной полезной деятельности в последние 150 лет, в период большего и большего развития просвещения России? Приготовлялось оно в Семинарии.
В настоящий знаменательный день для Семинарии считаю долгом пожелать вам, юноши, полезной для церкви и отечества деятельности по окончании вами учения. Надобно сначала много работать над собою, чтобы работать потом с пользою для других и да благословит Господь труды ваши!»
Речь Владыки была выслушана с почтительным вниманием. В ответ же на благословение своего Архипастыря хор воспитанников семинарии пропел «ис полла эти деспота».
После речи Высокопреосвященнейшего Сергия преподавателем Семинарии Н. Вл. Малицким предложена была вниманию собрания краткая историческая записка о Семинарии за время ее полутора-векового существования. Эта записка представляет собою краткое извлечение из его обширного труда по истории Семинарии, составляемого к ее юбилею.
Владимиpская духовная семинаpия
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (12.07.2018)
Просмотров: 14 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика