Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Александр Иванович Свирелин

Александр Иванович Свирелин

Александр Иванович Свирелин (1830, село Афанасьевское, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 7 сентября 1906, Переславль) — священник Русской православной церкви, педагог, историк, смотритель Переславского духовного училища.


Александр Иванович Свирелин

Александр Иоаннович Свирелин родился в 1830 году в селе Афанасьевском, Шуйского уезда, от диакона Иоанна Иоанновича и матери Матрены Михайловны Свирелиных. Домашнее образование получил он под руководством матери своей (Мать его по тогдашнему времени была очень образованная женщина. Она знала всеобщую гражданскую историю, русскую и церковную историю. Она была родная сестра архиепископа Волынского Агафангела.). Школьное образование получил сперва в Шуйском духовном училище, а потом во Владимирской духовной семинарии (1844 — 1850). Окончив курс в числе первых студентов, он в том же 1850 году в сентябре 21 был определен учителем 1 класса Муромского духовного училища, а в следующем году 1851 переведен во 2 класс Переславского училища (1851—1866).
Постепенно возвышаясь по службе, в 1858 году произведен во священника Переславской Смоленской церкви с совмещением учительской должности.
1864—1906 гг. - смотритель Переславского духовного училища. В 1864 году по испытании в предметах полного академического курса конференцией Моск. дух. академии, с утверждения Моск. митрополита Филарета, возведен в степень действительного студента академии, а Святейшим Синодом назначен смотрителем Переславского духовного училища. С 1864 г - священник Феодоровского монастыря.
В 1879 году возведен в сан протоиерея; а в 1880 году, по новом испытаний в Моск. дух. академии в предметах полного академического курса, как за познания, оказанные в тех предметах, так и за представленное им сочинение Советом Академии удостоен ученой степени кандидата богословия и утвержден в сем звании Святейшим Синодом.
С 1865 года состоит членом Моск. Археол. Общества, с 1873 года — членом Владимирского Статистического Комитета, с 1899 года - действительным членом Владимирской Ученой архивной Комиссии. В 1871 году сочинение его «Изъяснение Богослужения с церковным Уставом» Свят. Синодом введено, как руководство, в духовных училищах; 1876 г. другое его сочинение «Курс Закона Божия», ныне печатаемое под названием: «Наставление в Законе Божием», одобрено в качестве учебника по Закону Божию в духовных училищах и училищах Мин. Нар. Просвещения; а в 1878 году третье его сочинение «Краткая Церковная История» (с 1896 г.) с учением о Богослужении Православной Церкви введена в качестве учебного руководства в городских училищах ведомства Мин. Нар. Просвещения. Кроме того, много написано им и напечатано в разных журналах статей богословского содержания, педагогического и археологического.
За свою отлично усердную и полезную службу о. Протоиерей удостоился получить следующие награды: по производстве во священника в 1858 году, он в 1859 году награжден набедренником; 1861 года преподано ему благословение Святейшего Синода; 1864 г. награжден скуфьей; 1869 г. — камилавкой; 1873 г. золотым наперсным крестом; 1876 г. сопричислен к ордену св. Анны 3 ст.; 1879 г. возведен в сан протоиерея; 1881 г. сопричислен к ордену св. Анны 2 ст.; 1884 г. награжден орденом св. Владимира 4 ст. и получил грамоту на права потомственного дворянина; 1892 г. награжден орденом св. Владимира 3 ст.; 1899 г. — золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества. Медали имеет бронзовую в память войны 1853—1856 г., серебряные — в память Императора Николая I и Императора Александра III.

Из Переславля Залесского в «Церк. Вестник» (№ 47-й, за 1883 г.) писали: «14-го минувшего сентября в церкви переславского Феодоровского монастыря совершилось необычное торжество. В этот день исполнилось 25-ти-летие авторской деятельности смотрителя духовного училища, о. протоиерея Александра Ивановича Свирелина по изданию им учебников и учебных пособий, относящихся к закону Божию, преподаваемому в духовных и народных училищах. Владелец знаменитой московской книжной фирмы наследников братьев Салаевых, В.В. Думнов, приняв во внимание, что за все 25-летие авторской деятельности о. протоиерея А. Свирелина магазин братьев Салаевых был главным издателем и распространителем его сочинений, и желая почтить достопочтенную деятельность о. протоиерея, изготовил ко дню его юбилея прекрасный драгоценный с украшениями золотой наперсный крест. Для поднесения креста с благословения епархиального преосвященного, по просьбе В. В. Думнова, нарочно приезжал хорошо с ним знакомый настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря о. архимандрит Сергий.
Перед молебном, который совершил даниловский о. архимандрит Иаков при сослужении избранного градского духовенства, о. архимандрит Сергий произнес задушевную речь юбиляру, в которой очертил многоплодное служение о. протоиерея Свирелина. В ответ на нее достопочтенный юбиляр сказал, что он настоящим вниманием почтенного собрания и владельца фирмы наследников братьев Салаевых Владимира Васильевича тронут до глубины души. «Авторская деятельность, говорил между прочим юбиляр, несмотря на достоинства ее содержания, стоит как-то забыто, уединенно среди всякой другой общественной деятельности. Авторская деятельность в области духовной литературы еще более забыта и уединена. На книжные магазины обыкновенно смотрят, как на места наживы на счет чужого труда. Внимание владельца книжного магазина бр. Салаевых потому то особенно и дорого, что оно представляет едва ли не первый пример честного отношения к авторской деятельности по составлению книг, относящихся к закону Божию».
После богослужения вся избранная публика переславская была приглашена юбиляром в дом его. За обедом доброго хозяина много было произнесено речей по случаю небывалого у нас такого юбилея. О. архимандрит даниловский сравнил авторскую деятельность почтенного юбиляра с скромным ручейком, который, пополняя себя в своем течении, образует наконец реку. Инспектор градского училища, дополняя речь о. архимандрита, заметил, что как ни скромно течение ручейка, но значение его зависит от качества воды: ручей с чистой, здоровой водой, вливаясь в реку, влияет на качество и пользу ее воды, — ручей с мутной, зараженной водой портит и реку, в которую он вливается. Скромная, по-видимому, авторская деятельность достоуважаемого юбиляра, о. протоиерея, от того-то и приобретает важное значение, что влила в течение 25 лет на пользу юношества чистые воды в объяснение предмета закона Божия. Городской голова в теплых прочувствованных словах выразил юбиляру, что его авторская деятельность служит не только на пользу просвещения нашего юношества, но и составляет честь и славу нашего скромного города. Докторант-врач П.М. Альбицкий, бывший ученик юбиляра, обратил внимание на то, как благодетельно отзывался и имел доброе влияние пример неустанной, саморазвивающейся авторской деятельности уважаемого учителя на разные невзгоды студенческой жизни, среди которых между падением и восстанием оставался один шаг. Тогда то одно представление удивительной деятельности дорогого учителя, без средств, без хорошего здоровья, без сочувствия окружающей среды, идущего напролом, презирающего все препятствия, борющегося со всеми трудностями — было истинным врачеством: поднимало убитого невзгодами, пробуждало упадавшую энергию и спасало от падения.
Почтеннейший юбиляр каждому отвечал соответственно содержанию сказанной ему речи, и в заключение представил интересный очерк истории развития своей авторской деятельности, собственными усилиями, при помощи Божией. Так прекрасно прошел день юбилейного торжества! Мы считаем себя счастливыми, что в таком скромном городе, как Переславль, могли присутствовать на таком глубоко назидательном торжестве. Честь и слава владельцу книжного магазина «братьев Салаевых», В.В. Думнову, устроившему с таким благородным сочувствием у нас такое не бывалое торжество!»

Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища прот. Александра Иоанновича Свирелина (21.IX.1850-1900)

21 сентября 1900 г. исполнилось 50 лет духовно-учебной службы Смотрителя Переславского духовного училища протоиерея о. Александра Ивановича Свирелина, а 24-го того же месяца был торжественно спразднован этот редкий в истории духовных школ юбилей.
Еще в феврале месяце 1900 г., духовенство Переславского училищного округа, быв на очередном окружном съезде, осведомившись о приближении знаменательного в жизни о. Смотрителя дня, постановило: почтить его поднесением иконы Св. Благоверного князя Александра Невского, как небесного покровителя о. Александра, и испросило разрешение на празднование юбилея у Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Когда журнал округа по сему предмету был утвержден и Владыка благоволительно отнесся к желанию духовенства, по округу объявлена была подписка, давшая изрядную сумму, на которую и приобретена была икона Св. Благоверного князя Александра в серебро-позлащенной ризе, изящной работы, художественного письма, в дорогом кивоте.
Время шло быстро, юбилей приближался; на страницах Епархиальных Ведомостей было объявлено, что юбилейное торжество переносится с 21 сентября на 24, на воскресный день. К означенному времени, по постановлению съезда, прибыли в г. Переславль депутаты от духовенства: Председатель бывшего съезда протоиерей В. Товаров и делопроизводитель священник Н. Флоринский. Накануне торжества было совершено Всенощное бдение с литией, в самый же день Божественная Литургия совершена была собором 7 священников во главе с юбиляром, при пении соборных певчих.
По звону к Литургии 2 протоиерея пошли в квартиру о. Смотрителя и пригласили его к участию в службе в столь знаменательный день его жизни; на пороге храма о. Протоиерей был встречен остальным собором духовенства, приготовившегося к служению. Как только юбиляр приложился к Животворящему Кресту, прот. В. Товаров приветствовал его следующими словами:
«Высокопреподобнейший о. Смотритель!
По долгу пастыря сего св. храма, ты в каждый, посвященный на служение Богу, день входил в него для совершения службы Божией твоим питомцам, воспитанникам вверенного тебе и благоразумно управляемого тобой училища. Но нынешнее твое вхождение во святилище сего храма — особенное, знаменательное. Ты входишь теперь в сей дом Божий вознести благодарственное Господу Богу моление за дарование тебе сил совершить 50-летнее поприще многотрудной службы твоей в деле воспитания и образования духовного юношества в духе Православной Церкви. Мы, представители родителей воспитанных и воспитываемых тобою детей, желая совокупно вознести с тобою благодарственные молитвы к Жизнодавцу — Господу Богу, даровавшему и подкрепившему твои душевные и телесные силы к прохождению возложенного на тебя служения в качестве наставника и смотрителя здешнего духовного училища в продолжение 50 лет, благопочтительно и с торжеством сретаем тебя здесь, как маститого мужа-старца, милостью и щедротами Божиими увенчанного. Сретая тебя с сим Животворящим Крестом Господним, силою коего укреплялся ты в твоем служебном подвиге, усердно просим тебя: вниди, старец Божий, с радостью в сей дом Бога нашего и, воздев преподобные руце твои к Престолу благодати, принеси вместе с нами бескровную жертву, не только с благодарственной о себе, но и с ходатайственною о всех, собравшихся здесь, молитвою ко Господу Богу, толико безмерно благодеявшему тебе, дабы молитвенно разделить твою радость в благознаменательный день твоего юбилейного праздника, в день, в он же совершися твое полувековое доблестное служение родному нашему и тобою возлюбленному училищу. Да будет же вхождение твое в сей храм Божий и исхождение благословенно отныне и до века! Буди благословен ты, яко грядый во имя Господне!»
Храм был полон молящихся; были видны здесь священнослужители и светские лица в своих служебных мундирах по различным министерствам; все предвещало, что торжество будет незаурядное.
За литургией, после причастного стиха, священником о. Н. Флоринским сказано было следующее слово:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (V зап. Зак. Божия).
В ряду обязанностей, налагаемых сею заповедью, есть одна, воплощение которой представляет собою настоящее торжество: мы собрались ныне в сей св. храм, чтобы почтить достопочтеннейшего, воздать должное заслужившему, принести дар достойнейшему. Мы, как нельзя более, являем себя ныне исполнителями сей св. заповеди, — с одной стороны, почитая юбиляра о. протоиерея Александра Иоанновича Свирелина, как отца по воспитанию тех, кто был под непосредственным его руководством, с другой, — как родители за детей своих. Да, братия, великая и святая минута! Редкое торжество!
Настоящий юбилейный день будет украшением страниц истории училища, памятным днем в жизни самого юбиляра, гордостью учебной корпорации и радостью всех, кто испытал на себе, что значит быть учителем и в тоже время пастырем церкви.
50 лет педагогической деятельности, это можно сказать, что-то чрезвычайное, редкое, небывалое и, в особенности, если вся деятельность связана с одним почти учебным заведением. Да, если 70 лет жизни вообще считается проявлением особенной милости Божией к достигшему такого возраста, то в связи с 50-летием учебной деятельности такие лета есть свидетельство сугубого благословения Божия.
Посему мы ныне празднуем, с одной стороны, идее, лежащей в основе сказанной выше заповеди Божией; с другой же, славе Божией, проявившей себя, как нельзя более, в милосердии Его к достопочтеннейшему юбиляру, как виновнику настоящего торжества.
В самом деле: если слово отец так достопочтенно по заповеди Божией, то, судя по человечески, не заслуживает-ли особого от нас почтения тот, кто столько лет заменял и заменяет нашим детям отца.
Порадуйтесь же, дети, за отцов ваших, которые, во имя ваше, приняли на себя смелость почтить того, кто был сам столько лет во отца. Помолитесь за отца Смотрителя и войдите в его радость, видя ту честь, которую приемлет он от отцов ваших, по благословению Его Высокопреосвященства. Воспитайте, дети, дух отцов ваших в почтении к начальству и учителям вашим; знайте дети, что учителя жертвуют для вас всеми своими силами, желая вам счастья, чем же вам платить им за их труды и лишения во имя ваше, как не почтением к ним и не молитвенною о них памятью; должное ваше почтение к учителям взогреет в их сердцах к вам любовь, к трудам же учительства усердие, почтение же к учителям, как исполнение заповеди Божией, низведет на вас благословение Божие, любовь же учителей к вам, усердие их к долгу службы и благословение Божие даруют вам желаемый успех и радость.
Да возвеселится ныне сердце достопочтеннейшего старца юбиляра, как начальника учреждения, духовного отца, воспитателя детей, духовного литератора и отца семьи! Воистину сей день есть счастие юбиляра: прожить столько лет, воспитать тысячи детей, провести чрез руки свои целые поколения, пережить, что часто служило преградой его энергии, что служило препятствием на пути его разумной деятельности и выйти победителем, это подвиг, заслуживающий уважения и доброй оценки, но кто может дать должную цену труду, который нес столько лет о. Александр, цены человеческой тут недостаточно; здесь нужна помощь небесная, к которой и да обратится каждый из нас, прося небо, да дарует оно вся благая юбиляру; да укрепляет оно его умственные и физические силы, да продлит оно его жизнь на пользу Церкви и отечества и да возрадуется его сердце о чадах его, ныне веселящихся во имя его!»
За литургией же но заамвонной молитве, прот. А. Дилигенский произнес следующее слово:
«Молим вы, братие, знайте труждающихся у вас (1 Сол. 5-12 ст.).
Знаменателен сей день в жизни начальника сего заведения, досточтимого о. Смотрителя, который, еще 50 лет тому назад начав свой неусыпный труд сначала в скромной доле учителя, доселе с неослабной энергией продолжает служить духовно-учебному заведению в качестве образцового начальника! В течении всех 50 лет все помыслы и вся многоплодная и неутомимая его деятельность останавливалась и сосредоточивалась на сем духовно-учебном заведении, с которым он как бы духовно сроднился. Под руководством его образовались и воспитались целые поколения учеников, из которых многие занимают более или менее видные общественные должности и с честью проходят оные. В эту школу под отеческое руководство досточтимого о. Смотрителя давно поступают дети бывших его учеников. Живая преемственность непрерывного предания от отцов к детям служит свидетельством о высоких умственных и нравственных качествах чествуемого ныне неутомимого труженика. И вот, мы, следуя заповеди апостола знать труждающихся, в виду бесспорно-важных услуг, оказанных сей школе высокочтимым начальником ее, собрались в сем св. храме в общей и единодушной молитве ко Господу, подателю всяческих благ, принести благодарение за продление жизни юбиляра на пользу сего заведения до таких редких пределов и испросить продление жизни и неутомимой деятельности.
Этот знаменательный день, служащий гранью между истекшим полустолетием служебного поприща и началом нового, имеет и особенное значение применительно к свойствам той среды, на пользу которой посвятил 50-летние труды чествуемый ныне труженик. И вообще служение школе велико и ответственно, но в духовной оно имеет еще особенную важность. Делание в школе вообще духовное по преимуществу; делателями на ниве духовной невидимо со всем усердием сеются добрые семена; но увенчается ли этот нелегкий труд сеятелей успехом, и принесут ли желанный плод, это ведомо одному только Ведущему помышления человеческие. Великое и святое дело, совершаемое в школе тружениками! От состояния и направления школы много зависит судьба и общества и государства. Школа кладет часто на питомца такой или иной отпечаток, который нередко остается на всю жизнь. Следовательно, в ней полагаются те духовные основы, на которых и из которых развиваются характеры будущих деятелей общества и государства. В руках же сеятелей духовной школы, как рассадника пастырей церкви и учителей народа, находятся судьбы религиозно-нравственного воспитания русского народа в духе православия, составляющего основание благоденствия государства. И если так высоко-ответственно такое служение, то как же сугубо знаменателен должен быть день, служащий окончанием 50-летия трудов, понесенных нынешним Начальником сего заведения. Нельзя не принять во внимание и того, что значительное большинство приходящих в этот дом учения приходят бедняками, являются со всеми невыгодами бедной, часто неприглядной обстановки. Нужно бывает в интересах учащихся, а следовательно, и школы, принимать во внимание различные характеры, обычаи и привычки учащихся, изучать их и направлять их к добрым и благим целям. И вот, сей достоуважаемый Начальник школы, имея в виду цель уготовить Господу сосуды в честь и из простых элементов, с самого начала своих непрерывных и неутомимых трудов поставил для себя задачей, что для выполнения великого и святого дела нужно обладать великим и неутомимым терпением и истинно-отеческою любовию и попечительностью, при которых только и возможно было так неутомимо многоплодное служение о. Смотрителя. Светочем всей и учительской и начальнической деятельности достопочтенный юбиляр поставил для себя великую заповедь, изреченную Апостолом в словах: «аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы». Изо дня в день, из года в год приходилось неутомимо трудиться над приготовлением и сеянием на духовной ниве. И конечно, только тот мог благотворно и созидательно и неутомимо действовать, кто вышеприведенную заповедь Апостола воспринял во всей широте и полноте, тот, для кого служение духовной школе было целью в течение всей жизни. Пример неутомимого сего труженика действовал всегда ободряющим и возбуждающим образом на тех, кто бывал свидетелем его честного и безукоризненного отношения к долгу службы, т. е. на учащих и учащихся. Человек высокого ума и многосторонне образованный, он входил решительно во все подробности школьного быта, изучал его, всем живо интересовался, и особенно внимательно наблюдал за тем, чтобы неизбежные в таком живом деле, как воспитание и обучение, улучшения и исправления не были запоздалыми, а потому и излишними. Ничем так не дорожил он, как благосостоянием школы и высокою ее репутацией, почему он с самоотвержением и отдавался всецело служению духовной школе. Дорожа действительными успехами и благоустроенностью школы во всех отношениях, он, твердый и настойчивый, как начальник, авторитетом своей власти производил на всех соприкасавшихся делу школы возбуждающее и ободряющее действие.
В нравственном мире не бывает остановок, столь необходимых для отдохновения, какие бывают в мире физическом. В мире физическом отдых освежает уставшего и, укрепляя его силы, дает ему возможность стремиться к достижению цели. Разумеется, чествуемый ныне неутомимый в течение 50 лет труженик по справедливости получает открытое засвидетельствование неутомимой и многоплодной деятельности, что несколько тоже может укреплять к продолжению дальнейшей желательной деятельности его на пользу школы. Следуя заповеди того же Апостола, сей досточтимый труженик школы всегда твердо имел в мыслях слова, что ни насаждающий, ни поливающий ничего не значат, а все значит Бог, все возращающий (I Кор. 3, 7); эта опора многолетней и многоплодной деятельности юбиляра гораздо прочнее и надежнее всех человеческих сочувствий и ободрений, самых искренних и сердечных. Если и во всяком роде деятельности человеческой это имеет значение, то в отношении духовной школы это в особенности.
Помолимся же, братие, Господу, да укрепит Он, Всесильный, Своею благодатию силы так доблестно потрудившегося на ниве духовной в течение полувека Начальника сей школы и в грядущие годы его жизни и деятельности, да украсит его мудростию на пользу руководимых им сотрудников, да благословит труд их на пользу Св. Церкви, и да не будет труд их всуе, но да услышит в день воздаяния желаемый оный глас: «внидите в радость Господа своего». Аминь».
По окончании литургии, сонм пастырей с о. Архимандритом Модестом во главе, вышел на средину храма. Юбиляр, вышедши из алтаря, стал на солее против иконы Спасителя. Священник Флоринский, взяв с аналогия икону, приготовленную для поднесения юбиляру, стал против о. Смотрителя, а о. протоиерей Товаров обратился к нему с следующей речью:
«Ваше Высокопреподобие, досточтимейший отец Смотритель, протоиерей Александр Иоаннович!
Ныне исполнилось 50-летие твоего благоплодного и полезного служения в должности преподавателя и смотрителя вверенного тебе Переславского духовного училища, и в честь этого полувекового служения твоего, достопочтеннейший о. Юбиляр, совершается настоящее светлое торжество. Нынешний день — великий, знаменательный день духовной, сердечной радости твоей и нашей. Признательные к тебе, собрались мы ныне вокруг тебя порадовался милосердию Божию к тебе, удостоившему тебя такой великой и богатой милости, которая выпадает на долю очень немногих. Ни одному из начальствующих нашего училища не выпал счастливый жребий так долго и многоплодию потрудиться на пользу благоустройства вверенного ему заведения. Ни одному из начальствующих нашего училища не пришлось положить столько ревности, энергии и трудов на то, чтобы поставить вверенное ему училище на ту высоту, на какой оно теперь стоит. Благодаря твоему здравому, светлому уму, неослабной энергии, педагогической опытности и неустанной деятельности, наше училище благоустроилось, процвело и поставлено в отличное состояние и в учебно-воспитательном, и в материальном отношениях. Деятельность твоя, высокопочитаемый о. Смотритель, никогда не оставалась без одобрительного внимания со стороны высшего начальства. Ты выдержал 5 ревизий вверенного тебе училища от Семинарского правления и 4 Синодских — и после каждой удостаивался благодарного свидетельства о прекрасном состоянии училища во всех отношениях, почему и украшен всеми, приличными и доступными твоему сану знаками отличия: наградами и орденами, коими сияет грудь твоя и каких редко, редко кто из белого духовенства удостаивается, что ясно свидетельствует, как высшее начальство достойно и высоко ценило и ценит неустанные труды, твою энергичную, неослабную деятельность в качестве достойного представителя и мудрого начальника вверенного тебе училища и дает тебе полное основание и право почтить день 50-летия твоей смотрительской службы особым, светлым торжеством. Вот почему и всегда признательное тебе духовенство поручило мне, как представителю, быть выразителем пред тобою, достойнейший Юбиляр, тех глубоких, сердечных чувств уважения и благодарности, какими оно всегда преисполнено было к тебе, выразителем искреннего его поздравления тебя с великим и знаменательным днем твоего 50-летнего поприща. И я за особенное удовольствие и честь поставляю себе от лица духовенства воздать тебе общую, сердечную дань признательности и благодарности за понесенные тобою многолетние труды твои в качестве педагога и начальника нашего училища.
Верь, досточтимейший о. Смотритель, что чувства глубокого почтения нашего к тебе искренни, нелицемерны, радость о долголетнем, ревностном служении твоем по воспитанию и образованию нашего духовного юношества велика и неизменна, наша благодарность за тебя Богу — сердечна и тепла.
Чтобы выражение наших искренних чувств уважения и признательности к тебе сделать памятными тебе навсегда, представители духовенства на бывшем 27 января сего 1900 г. съезде имели суждение и, оценив по достоинству твои благоразумные труды по устройству училища, при скудных средствах, в лучшем виде, твои неусыпные заботы об его благосостоянии, твою полувековую энергичную деятельность по воспитанию и образованию нашего духовного юношества, поручили мне, — председателю съезда, почтить эту долговременную, весьма усердную п полезную службу твою поднесением тебе иконы Св. Благоверного и великого князя Александра Невского. Поднося в сей знаменательный для тебя, и радостный для нас 50-летний юбилейный день св. икону соименного тебе угодника Божия, благоустроителя разоренной в его время земли Русской и просветителя темного тогда народа, а твоего ангела-хранителя и покровителя со дня просвещения твоего св. крещением, я усердно молю единодушно с поручившими мне сие дело пастырями Верховного Пастыре-Начальника и Подателя всех благ Господа, да продлит Он, венчающий тебя своими милостями и щедротами, предстательством сего великого угодника, дни твоей жизни в здравии, долгоденствии — и благоденствии на благо родной нашей школы и питомцев ее — наших детей и да сподобит на западе жизни твоей мирной, христианской кончины и доброго ответа на страшнем судище Христове, о которых мы, пастыри, молимся для всех православных христиан, а о тебе эта молитва наша будет особенная, сугубая.
Приими же, глубокоуважаемый Юбиляр наш, сию св. икону, как выражение нашего сердечного глубокого уважения к тебе, как достойную дань нашей признательности и благодарности тебе, как залог постоянного молитвенного нашего тебе благопожелания, да подкрепит Господь Бог старческие силы твои в остальном течении жизни твоей, склоняющейся уже к вечеру, и да благословит дальнейшие труды твои на благо наших детей-питомцев твоих, до тех пор, пока сердце бьется в груди твоей, пока кровь течет в жилах твоих. Вознесем же, отцы и братие, нашу усердную, общую благодарственную Господу Богу молитву за виновника настоящего торжества и вместе будем молить Владыку жизни, да молитвами Св. Благоверного великого князя Александра Невского, ангела торжествуемого ныне юбиляра, дарует ему здравие и долгоденствие, а нам радость — видеть его еще многия лета право правящим, мудрым и достойным начальником и руководителем вверенного ему нашего духовного училища во благо св. Церкви и на пользу Отечества».
По окончании речи, о. Свирелин преклонился пред святыней, облобызал ее со слезами и взволнованным голосом произнес следующую речь:
«Приношу глубокую и искреннюю благодарность вам, возлюбленные отцы и братия, и за ваше доброе, дорогое приветствие и за ваше усердное внимание к моему недостоинству. Эта икона соименного мне св. угодника Божия тем особенно дорога для меня, что приносится от вас, яко служителей Христовых, строителей тайн Божиих и молитвенников пред престолом Божиим. Только милосердию Божию и молитвам присных своих обязан я сохранением жизни своей. От природы не обладая крепким здоровьем, я с самой ранней юности стал нести нелегкие труды сперва школьной жизни, а потом, прямо со школьной скамьи, поступил на должность учителя к детям, из которых многие едва могли отличать правую руку от левой. И как труд учительский в первые годы моего учительства ценился не выше цены цененного, то я частью в пособие к учительскому содержанию, а особенно в удовлетворение своей любви к научным занятиям, избрал еще поприще авторское и стал заниматься литературными трудами. Труды мои, таким образом, умножились, так что я, выражаясь словами Библейского историка, должен был «единою рукою творити дело (учительское), а другою держати меч (авторский), день употребляти на делание, а нощь на стражу (авторскую)» (Неем. IV, 17. 18). Не считаю уместным говорить о тех огорчениях и трудах душевных, которые пришлось мне испытать, при тяжких скорбях и лишениях семейных, особенно на поприще авторском. Замечу однако, что моя утлая ладья до того глубоко погружалась в море житейских треволнений, что, по слову Апостола, «отъимашеся надежда, еже спастися... ни солнцу, ни звездам явльшимся на многи дни» (Деян. 27. 20). Все это, конечно, должно было вредно отозваться на моем здоровье, и я был, по Апостолу, «в смертех многащи» (2 Кор. XI, 23). Но Господь сохранил меня; молитвы присных моих восполняли скудость моих сил и охраняли дух мой от потопления малодушием. И вот Господь благоволил мне достичь до нынешнего знаменательного великого дня!
Достиг я, нынешнего великого дня! И вместе с тем, возлюбленные отцы и братия, достиг я того библейского предела жизни человеческой, дальше которого могут жить безболезненно только сильные крепостью телесною. А я еще не потерял энергии к труду и без дела жить не могу. «Молю вы, возлюбленные, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу», да укрепит мя сила Духа Святого в моем делании, «дондеже есмь и дондеже день есть» (Рим. ХV, 30)».
Вслед за сим было совершено молебное пение Св. Благоверному князю Александру Невскому. Молебен кончился обычными многолетиями Царствующему Дому, Св. Синоду и Его Высокопреосвященству; в заключении провозглашено многолетие достопочтеннейшему юбиляру.
По окончании молебна, сонм пастырей, под водительством о. протоиерея Товарова, направился по приглашению о. Протоиерея — юбиляра в его покои. Священник Флоринский нес икону Св. Александра Невского, певчие школьники пели тропарь Благоверн. князю, за о.о. Товаровым и Флоринским следовал юбиляр, за юбиляром почитатели о. Смотрителя и духовенство, принимавшее участие в торжестве.
Покои о. юбиляра уже были переполнены пришедшими почтить старца; здесь он был встречен концертом, после которого был пропет тропарь св. Александру Невскому, сказана краткая эктения и возглашено многолетие; затем начались приветствия: от его детей и зятя, помощника смотрителя Новоторжского училища Н.С. Виноградова, которые со словами приветствия преподнесли о. юбиляру «хлеб-соль». За детьми, о. Смотрителя приветствовал помощник его по смотрительству П. Ив. Строев, следующими словами:
«Ваше высокопреподобие, досточтимый о. протоиерей Александр Иоаннович, наш о. Смотритель!
Вы посвятили Переславскому духовному училищу почти все 50 лет Вашей педагогической деятельности: сначала в звании учителя по разным предметам духовно-училищного курса, потом в знании руководителя его — смотрителя и учителя вместе. Переславское училище воистину родное Вам училище и, если можно так выразиться, — родное Ваше детище. И, вот, поэтому-то оно особенно сердечно, так сказать, сыновне, приветствует Вас с исполнившимся 50-летием вашего делания на ниве духовного просвещения и особенно радостно празднует Ваш 50-летний юбилейный день. Этот Ваш великий и знаменательный праздник — нашего училища праздник. Не берусь неопытными руками вплетать в Ваш венок цветы многообразных и великих заслуг Ваших для родного Вам училища, о них подробно скажет историк вашего юбилейного дня. Упомяну здесь только о том, что полувековая продолжительность Вашей службы, в чем нельзя не видеть великой милости Божией, и это общее признание благотворности Вашего служения неотразимо свидетельствуют, что Вы не вотще трудились, не сокрыли таланты, дарованные Вам Богом, а приумножили их. И действительно, нельзя не питать глубокого чувства уважения к Вашей энергии в труде. Честь и слава педагогу, который полвека трудился над воспитанием подрастающего поколения, не слабея духом, не слабея усердием.
Но Вы почти полвека отдавали Ваши силы родному Вам училищу не только, как педагог, но и как устроитель его внешнего и внутреннего быта. Это благоустроенное училищное здание, порядок в нем положенный, Божий храм в нем благолепный, общество вспомоществования бедным ученикам — все это дело вашей энергии и умелого труда. В истории Переславского училища Вы, конечно,- должны занять одно из самых почетных мест!
Нам дорого благосостояние нашего училища, нам дорога его слава, а Вы главный приспешник его благосостояния, его славы. С верою уповаем, что по молитвам Преподобного Даниила, покровителя нашего, под сению которого Вы почти полвека трудились, — сохранит в Вас Бог бодрость духа и крепость сил во благо родного Вам училища на многия и многия лета».
Затем он же, по поручению Владимирской духовной семинарии, прочитал глубоко тронувший всех и обративший всеобщее внимание адрес семинарии юбиляру:
«Ваше Высокопреподобие, досточтимый о. Протоиерей Александр Иванович.
Сегодня исполнилось полвека Вашей педагогической деятельности и в этот знаменательный для Вас и редкостный в истории духовных школ день Владимирская духовная семинария считает своим непременным и приятным долгом принести Вам свое искреннее приветствие и выразить чувства глубокого уважения к столь маститому делателю на ниве духовного просвещения.
История духовно-учебных заведений знает весьма мало примеров непрерывной педагогической деятельности одного лица в течении полустолетия, следовательно, тем большего общественного внимания заслуживают эти лица. Прожить полвека и то достается на долю меньшей половины людей, но трудиться полвека на общественном поприще, трудиться, не ослабевая до глубокой старости — это уже подвиг сам по себе, пред которым должны преклониться его свидетели. Но в Вашем лице, досточтимый о. Протоиерей, мы видим не заурядного труженика, полвека несшего на себе бремя жизни, какое возложила на него судьба; напротив, в Вас мы имеем деятеля, всегда стоявшего на высоте своего положения, всегда с выдающимся разумением и умением ведшего свое просветительное дело подрастающего поколения. Владимирская Семинария, принимающая к себе питомцев из руководимого Вами училища, имела полную возможность убедиться чрез них, что Вы всегда были образцовым преподавателем своего предмета и искусным руководителем всего учебного заведения как по учебной, так и по воспитательной части.
Проходили годы, резко изменялась русская общественная жизнь и не менее резко изменялась жизнь духовных школ, но Вы не терялись пред этими переменами, не оставались позади идущей вперед жизни, а всегда с выдающимся талантом применялись к новым требованиям ее. Проходили годы и десятилетия Вашей деятельности, но эти многие годы как будто не уносили Ваших сил, не ослабляли Вашей энергии. И теперь в дни, которые, по слову Псалмопевца, составляют предел человеческой жизни, не только дух ваш бодр, но и плоть не немощна. Владимирская Семинария не так давно, в дни своих юбилейных торжеств, имела удовольствие любоваться и поражаться Вашей жизненной энергией. Пусть же Господь Бог, доселе сохранивший Ваши физические и духовные силы, прострет над Вами свою благодеющую десницу еще на многие годы, дабы Вы, умудренный полувековым опытом, послужили на благо Православной церкви и на заре грядущего XX столетия!»
Далее, от Переславского Данилова монастыря приветствовал юбиляра архимандр. Модест, следующими словами:
«Вознесши усердную молитву ко Господу о Вашем здравии и спасении в сей знаменательный для Вас день 50-летнего юбилее в должности наставника духовных училищ, имею честь приветствовать. Ваше Высокопреподобие, как носителя слова Божия, как преподавателя и истолкователя учения Христова юношам в течение полустолетия, сею книгою слова Божия, изъясненного с историко-критической стороны, с пожеланием вам дальнейшего продолжения полезнейшего служения на многия лета».
На это приветствие юбиляр отвечал:
«Тридцать два года из моей 50-летней училищной службы трудился я в училище, помещавшемся в Даниловом монастыре, и в это время я и моя семья любили молиться в Даниловом монастыре. Сюда, к мощам преп. Даниила, мы сносили радости и горе, и просили его ходатайства пред Богом о даровании нам разнообразных милостей и благ. И упование наше не посрамляло нас. Мы опытно видели над собою многие благотворные действия преп. Даниила. В Даниловом монастыре похоронен дорогой прах дражайшей супруги моей, и с тех пор Данилов монастырь стал как бы родной нам. Верю, что Вы, глубокочтимый о. Архимандрит, начальствуете в Даниловом монастыре и по воле Божией, и благословению преп. Даниила, и Ваши благожелания, выражаемые мне в настоящий знаменательный день, принимаю, как благословение и преподобного Даниила».
Настоятельница женского — Феодоровского монастыря игумения Евгения, поднесши юбиляру высоко-изящно вышитый сестрами образ Божией Матери, сказала следующую речь:
«Ваше Высокопреподобие, отец Протоиерей!
Приветствуем Вас с пятидесятилетним служением на поприще воспитания юношества. Еще в детском возрасте вручаются Вашему руководству ученики, и Вашему попечению — вложить в их юные сердца дух страха Божия. Те многие ученики Ваши, которые усвоили это благодатное чувство, являются ныне достойными служителями церкви Божией, а из избравших путь гражданской жизни некоторые достигли до генеральского чина. Вам это, конечно, отрадно и возбуждает энергию Вашего духа к большему труду. Но, кроме этого учебного служения Вашего, я не могу умолчать о 23-летнем священно-служения Вашем в нашей смиренной Феодоровской обители. С каким благоговением стремились все мы к слушанию произносимых Вами при церковном Богослужении душеспасительных поучений! Этот бесценный бисер мы все с любовию слагали в сердечных сокровищницах своих. Вот эта любовь и созвала нас в этот знаменательный день к Вам».
Хор певчих из сестер Феодоровской обители пропел: Сей нареченный и святый день... Светися, светися... От восток солнца до запад хвально имя Господне... — и многая лета!
На приветствие матери игумении Феодоровского монастыря Юбиляр отвечал:
«Двадцать три года моего священно-служения в Феодоровском монастыре, воспоминаемые Вами, воспоминаются и мною, как самые лучшие годы моего священства. Весь монастырь был, как одно сердце и одна душа, жаждущие слова благовестия Христова. Идя на служение, я шел, как олень на источницы водные; ибо заранее знал то усердие и внимание, с какими выслушивалась проповедь. И я, действительно, проповедывал слово Божие от души, от полноты сердца. Вы, стоя во главе монастыря, подавали всем сестрам пример и внимания, и усердия к слышанию благовествия; мне приходилось сеять на почву, уже хорошо Вами подготовленную и возделанную. Кроме того, лично для меня и моей семьи Вы были истинною матерью, входя во все обстоятельства нашей жизни, и радостные и печальные. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам мою благодарность за вся благая Ваша. Эта икона, так художественно украшенная руками Ваших воспитанниц, обязывает меня «всегда во всякой молитве моей (хотя и недостойной) за Вас и Вашу обитель с радостию молитву мою творить» (Филипп. 1, 4) и просить Матерь Божию, да Сама Она богатно воздаст Своими милостями за вся благая Ваша, возданная моему недостоинству».
Никольского женского монастыря игумения Антония поднесла о. Юбиляру икону Св. Николая Чудотворца. В ответ на ее приветствие юбиляр сказал:
«Данилов монастырь и Феодоровская обитель давно мне знакомы и дороги по многим отношениям. С Никольской обителью и Вами, достопочтенная мать игумения, познакомила меня археология. Наука эта не значится в курсе наук учебных заведений и составляет свободное занятие лиц, имеющих любовь к ней. Она познакомила меня с Вами, пoтому что с помощью ее я мог оказать посильную пользу Никольской обители и удовлетворить нуждам ее. Благодарю Вас, матерь игумения, искренно и усердно за Ваше усердие и внимание к моему недостоинству. Нынешний знаменательный юбилейный мой день становится еще веселее, потому что Ваше внимание поставило на вид и ту часть моих трудов, которыми я трудился только в тиши своего кабинета».
После сего приветствовали: инспектор народных училищ И.И. Дроздов, как представитель Мин. Нар. Просвещения, и Председатель от общества вспомоществования бедным ученикам Переславского училища нотариус И.А. Острецов, который сказал следующее:
«Ваше Высокопреподобие, глубокоуважаемый отец Протоиерей Александр Иванович!
Не имея чести принадлежать к училищной корпорации, тем не менее, я считаю себя, как председатель правления общества вспомоществования бедным ученикам Переславского духовного училища, причастным к училищной жизни, а потому нахожу необходимым в пятидесятилетний юбилей Вашего педагогического служения сказать несколько слов о Вашей деятельности по оказанию помощи бедным воспитанникам вверенного Вам училища.
Вы, состоя во главе правления Переславского духовного училища, неукоснительно следя за всеми нуждами учеников, входя в их умственно-нравственную и материальную жизнь, пришли к убеждению, что для успешного развития своих воспитанников — необходимо устранить бедность из среды училища, которая служит не только препятствием к развитию мальчиков, но бывает причиной их заболеваний и далее основанием, или причиной для их выхода из заведения, несмотря на прирожденные их хорошие способности.
Более сердцем об участи таких питомцев и не находя в стенах училища средств для оказания им помощи, Вы решились искать эту помощь вне училища, у людей отзывчивых на все доброе и хорошее, решили учредить при вверенном Вам училище общество вспомоществования бедным ученикам.
Для приведения этого решения в действие, Вы составили устав общества, представили его на утверждение, куда следует; по получении утвержденного устава, озаботились приисканием членов общества и о составе правления этого общества. Все это можно сказать, без прикрас, исключительно принадлежит только Вам одним и никому более.
При выборе первого председателя правления, — Якова Ильича Вознесенского, ныне умершего, Вы руководствовались не одним знанием его добрых душевных качеств, но и тем, что он был ученик этого же училища, а потому для своей alma mater должен поработать. Предположение Ваше оправдалось и намеченная Вами цель была достигнута вполне: это видно из того, что за время его служения, которое продолжалось более 12 лет, за исключением ежегодного расхода, простиравшегося до 800 рублей, у общества образовался запасный капитал свыше 10000 руб. По смерти Якова Ильича Вознесенского, Вы почти одни принимали деятельное участие в делах общества, как непременный член правления, и способствовали укреплению его; благодаря этой Вашей деятельности в прошлом году, как видно из отчета общества, запасный капитал возрос до 16000 рублей.
Этот капитал может служить на вечное время поддержкой для бедных учеников Переславского духовного училища, следовательно, деятельность Ваша в этом направлении никогда не умрет и будет жить до тех пор, пока существует училище.
Думаю, что и в будущем при Вашем содействии, при Вашей заботливости и сердечном сочувствии к своим воспитанникам, средства общества на пользу бедных учеников училища увеличатся еще более».
Юбиляр на это приветствие ответил:
«С таким председателем правления общества, как Вы, Иван Андреевич, избранный на текущее трехлетие, я вполне уверен, что средства общества не только не придут в упадок, но процветут более и более и дадут благий плод».
За обедом прочитаны были присланные юбиляру — приветственные адресы, письма и телеграммы: от смотрителя Дмитровского училища, магистра богословия В. Розанова, от протоиерея Д.Ф. Певницкого, профессоров Московской дух. академии: П.Н. Горского-Платонова и С.И. Смирнова; смотрителей духовных училищ: Владимирского — прот. М.П. Введенского, Муромского — от всей корпорации училища — чрез К. Вознесенского; от протоиереев г. Шуи - А.И. Казанского и Иоанна И. Воинова; с. Васильевского прот. Алексея Благосклонова, г. Александрова прот. М.Ф. Успенского, священников — А. Гортулянского и М. Соколова, при чем они в память юбилейного торжества прислали 15 рублей в общество вспомоществования бедным ученикам училища, от священников — П. Покровского, Ф. Янова, Н. Оранского и П. Виноградова; от студентов университетов — С.-Петербургского — И. Товарова, Юрьевского — Д.В. Соловьева, и бывшего сослуживца юбиляра Вл. Сем. Счастливцева.
Телеграммы: заслуж. проф. Моск. академии П.И. Казанского, директора Моск. гимназии И.В. Свирелина, директора народн. училищ С.М. Граменицкого, директора Новоторжской учит. семинарии Виноградова, смотрителя Шуйского дух. уч. Н.П. Скороспелова, инженера М.А. Свирелина, доктора Н.В. Свирелина, преп. Тульск. семинарии магистра Н.И. Троицкого, протоиерея А.М. Альбицкого, свящ. кандидата богословия А.А. Соловьева, М.В. Загорского, учителя Макар. уч. П. Приматова, свящ. А.М. Альбицкого, свящ. П. Аматова, свящ. Д. Сахарова, из Москвы Н.Ф. Любимова, из Вязьмы — Георгиевского, студ. К. академии Смирнова, учителя Оранского, из Ростова Г. Лепорской, учителя Ивана Успенского.
Все приветствия были проникнуты чувствами высокого уважения к юбиляру, то как к товарищу, то как к сослуживцу, то как к учителю и начальнику, из школы которого вышли добрые деятели на разных поприщах житейских.
Одна телеграмма дала повод к тому, чтобы была предложена за трапезой подписка на учреждение стипендии при училище имени о. Юбиляра и подписка за трапезой дала около 500 рублей.
Трапеза прошла очень оживленно: много говорилось юбиляром и собеседниками о поприще, пройденном им, об учениках, вышедших из Переславского училища, и о трудах юбиляра. За трапезой были провозглашены тосты за здравие Государя Императора и всего Царствующего Дома, Его Высокопреосвященства, самого юбиляра и за духовенство округа. Пред последним тостом о. Смотритель благодарил духовенство округа за честь, которой округ удостоил его, и высказал ту мысль, что духовенство Переславского округа образцовое, так как оно никогда не жалело и не жалеет средств для поддержания и поднятия учебно-воспитательной части в училище, что округу делает честь, а духовенству от о. Смотрителя и всего училища многия лета.
Смотритель Владимирского духовного училища, протоиерей Михаил Петрович Введенский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 1901 г.).

А.И. Свирелин скончался 7 сентября 1906 года. Похоронен в Троице-Даниловом монастыре; ныне могила утрачена. Деревянный дом, в котором жил Свирелин, сохранился: он находится в Переславле рядом с усадьбой Кардовского.

1 апреля 1907 года в 7 часов вечера под председательством Владимирского Губернатора И.Н. Сазонова, состоялось заседание Владимирской Ученой Архивной Комиссии. На заседании В.Г. Добронравов доложил собранию присланное покойным прот. А.И. Свирелиным незадолго до его смерти сообщение «Варлаам, архимандрит Переславского Данилова монастыря». Сообщению А. Свирелина В. Г. предпослал небольшое замечание, касающееся истории Данилова монастыря, состояния монастырского архива и трудов покойного протоиерея, посвященных прошлому монастырской жизни. В самом сообщении В.Г. Добронравовым сделаны некоторые дополнения и разъяснения применительно к статье А. Титова о том же, помещенной в Рус. Архиве за 1901 год № 3. По прочтении сообщения собрание почтило память покойного вставанием.

Историческая работа

А.И. Свирелин был видным историком Переславщины. Работы по переславской церковной истории, сыгравшие огромную роль в изучении переславской старины, публиковались им во многих журналах и сборниках. Единой книгой они до сих пор не опубликованы.
Главными направлениями исторических исследований Свирелина были:
- переславские монастыри (Горицкий, Троице-Данилов, Фёдоровский, Никитский, Борисоглебский Надозёрный, Борисоглебский Песоцкий);
- архив Данилова монастыря, разбор и публикация его документов;
- переславские святые — Никита Столпник, преподобный Даниил, Андрей Смоленский, Корнилий Молчальник;
- Переславское духовное училище;
- Плещеево озеро — его топонимика и рыбный промысел;
- проблемы археологии как науки.
Свирелин был членом Московского археологического общества (с 1865 года) и Владимирской учёной архивной комиссии (с 1899).
В 1867 году Свирелин собрал акты и книги из архивов монастырей Переславля (Троицкого Данилова и Феодоровского) по требованию Археографической комиссии. «Свирелину, безвозмездно употребившему много времени на отбор актов из архивов двух вышепоименованных монастырей, в знак признательности Комиссии за его труд, послать те из её изданий, которые имеются в большом числе экземпляров» (Летопись занятий Археографической комиссии за четыре года. Выпуск 5. СПб., 1871. Отд. 4, с. 15.).
Краеведческие материалы Свирелина хранятся в архиве ВУАК в Государственном архиве Владимирской области (ГАВО). Есть сообщение (от 1907 года) о его дневниках, которые до сих пор не разысканы.

Награды:
За свои духовные заслуги был награждён: Набедренником (1859), скуфьёй (1864), камилавкой (1869), наперсным крестом (1873), орденом Святой Анны III степени (1876), саном протоиерея (1879), орденом Святой Анны II степени (1881), орденом Святого Владимира IV степени (19 мая 1884), палицей (1888), орденом Святого Владимира III степени (1892).

Главные труды

История:
- Описание Переславского Данилова монастыря (1860); 2 издание — Переславский Троицкий Данилов монастырь (1905);
- Описание Переславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время (1878);
- Переславский Горицкий, ныне упразднённый монастырь (1902);
- Переславский Федоровский женский монастырь. — Владимир: Типо-лит. Губ. правления, 1903. — 43 с.;
- Несколько статей по истории Данилова монастыря, публикация документов.
Богословие:
- Толковые Евангелия воскресные и праздничные (8 изданий);
- Православная Вера (1868);
- Церковный Устав с кратким изъяснением Богослужения Православной Церкви (12 изданий);
- Наставление в Законе Божием (более 10 изданий);
- Церковно-славянский словарь (переиздаётся до сих пор).
Владимир Иванович Свирелин (1824 г.р.) - протоиерей Троицкой церкви, г. Переславля (1875 - 1901)
Переславское духовное училище
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимирская епархия.

Категория: Переславль | Добавил: Николай (12.11.2017)
Просмотров: 1714 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru