Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Феодоровский женский монастырь

Феодоровский женский монастырь

Религиозная Организация "Феодоровский Женский Монастырь Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 24 мая 2000 г. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.
Игумения Севериненко Елена Юрьевна.
Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, Московская улица, д. 85.


Феодоровский монастырь. Фото нач. ХХ века

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия III Данииловича (1303 - 1325 гг. - князь московский) и тверского князя Михаила Ярославича (1304-1318 гг. - великий князь владимирский); отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

Святой великомученик Феодор Стратилат считался Небесным покровителем рода Рюриковичей. Поэтому любили бывать в обители на богомолье государи Московские - Иоанн III Васильевич, Василий III Иоаннович, царь Иоанн IV Васильевич (Грозный).


СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ

Святой великомученик Феодор Стратилат. Средник житийной иконы. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Монастырь святого великомученика Феодора Стратилата на дореволюционном фото Прокудина-Горского

В 1557 г. царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) со своей супругой Анастасией был в Переславле на освящении одного из соборов. Царица была беременна. Помолившись, они поехали в Москву. Отъехав семь верст от Переславля, у деревни Собилово, царица Анастасия разрешилась сыном, названным в святом крещении Феодором. Его Небесным покровителем стал Феодор Стратилат. На месте рождения Фёдоар I Иоанновича (1584 - 1598 гг. - Царь всея Руси и великий князь Московский) была поставлена часовня-крест.


Часовня-крест на месте рождения Феодора Иоанновича

В благодарность Богу за сына царь Иоанн Грозный становится покровителем и храмостроителем Феодоровского монастыря. На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата царь строит каменный храм, который сохранен и доныне. В дальнейшем в пристроенной галерее храма освящены еще два придела в честь Феодоровской иконы Матери Божьей и в честь Серафима Саровского.
Царем Иоанном Грозным были сделаны большие пожертвования, для монастыря были заказаны иконы. Из сохранившихся икон известны:
- икона Божьей Матери "О Тебе радуется",
- "Троица Ветхозаветная",
- "Одигидрия",
- "Никола в рост",
- "Святитель Иоанн Златоуст в житии".
Сын Иоанна Грозного - Феодор Иоаннович - часто приезжал в Феодоровский монастырь, подолгу останавливался, молился. Русские люди считали его святым. Благодаря ему на Руси было учреждено Патриаршество. Светлый образ царя Феодора Иоанновича вошел в историю как образ царя-молитвенника.


Собор Федора Стратилата 1557 год постройки. Феодоровский женский монастырь.

Собор Феодора Стратилата (1557 г.), с пределами Фёдоровской иконы Матери Божьей и Серафима Саровского.


Икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. XVI век. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Была в монастыре и колокольня − судя по документам, самая высокая постройка в Переславле. Она была построена в 1681-1705 гг.

В 1681 г. началось возведение каменных стен и башен монастыря вместо старых рубленых. Стены сохранились лишь фрагментарно. Строилась ограда уже не для оборонительной функции – без бойниц и переходов.


Монастырские входные ворота

До 1667 года монастырь был мужским.
Известны имена 31 игумена и 27 игумений монастыря.
В кон. XIX в. была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

В период с 1688 по 1724 гг. монастырь неоднократно посещал царь Петр I и члены царской семьи, принося щедрые дары. На Плещеево озере, по берегам которого и раскинулся Переславль, строилась "потешная флотилия" - начало будущего Российского флота.
Царь Петр I привез в Феодоровский монастырь немецкие ткацкие станки, шерсть, лен, прислал мастериц-прях, приказал учиться прясть и ткать. С этого времени обитель становится известна еще и своими художественно-ремесленными мастерскими. Здесь ткали полотно для нужд государства, а кроме того ткали ковры и половики, шили гладью и золотом, вышивали хоругви, иконы, шили ризы, белье и даже обувь.


Иерусалимская икона Матери Божией

По заказу царевны Натальи Алексеевны в 1706 г. была написана Иерусалимская икона Матери Божией – для храма великомученика Феодора Стратилата (ныне эта икона находится в Переславском музее).


Сергий Радонежский и Никон Радонежский - икона XVIII век (ныне эта икона находится в Переславском музее).

Святые ворота с надвратной церковью

В 1710 г. на средства царя Петра I и царевны Натальи Алексеевны был построен теплый Введенский храм с двумя приделами: во имя иконы Матери Божией "Знамение" и в честь святых мучеников Андриана и Наталии.


Введенская церковь

Колокола в Введенской церкви

Царские ворота (XVIII век) из Введенского храма (ныне находятся в Переславском музее).

Монастырский колодец

В 1713 г. усердием царевны Натальи Алексеевны была возведена Казанская церковь при монастырской больнице.


Казанская церковь

В монастыре много жилых и общественных каменных зданий XVII - XVIII вв. Среди них похожие друг на друга "Старые кельи" и "Новые кельи". Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников.

Воспоминание об открытии общей трапезы в женском Федоровском монастыре гор. Переславля

14-го марта 1887 г. в Переславском Федоровском женском монастыре совершилось достопамятное и радостное торжество, которое должно занять почетное место в монастырской летописи. В этот день, с дозволения Епархиального Начальства, в монастыре открыта общая трапеза для всех сестер, коих в оной имеется до 300. Осуществлением своим это доброе дело обязано попечению и заботливости настоящей настоятельницы монастыря игумении Евгении. Не обинуясь можно сказать, что настоятельница Евгения, несмотря на слабое здоровье, неутомима в своей деятельности на пользу вверенной ей обители. Обладая в высшей степени практическим умом и тактом, она способна самые трудные начатые ею предприятия благополучно и успешно доводить до конца. Она, можно сказать, является полною обновительницей Федоровского монастыря, так как с самого начала настоятельства ее — постройки в монастыре почти беспрерывны. И вот, как завершение благоустройства, порядка и покоя в обители, является в оной, благодаря той же неутомимости и заботливости матери игумении,— устройство в монастыре общей столовой.
Устройство и открытие общей трапезы имеет важное значение не только для внешнего удобства, но и для внутренней жизни монастыря. Прежде каждая монахиня и послушница, вынуждаемая приобретать сама для себя пропитание, неизбежно должна была отлучаться из монастыря, иногда на довольно продолжительное время, что могло служить причиной нареканий на сестер, хотя бы и несправедливых и пустых. В настоящее время все сестры находятся в стенах монастыря, проводя время за церковной службой и за домашними занятиями. Занятия сестер распределяются по их склонности и уменью для общей пользы обители: иные сестры пекут просфоры, другие шьют и вышивают церковные одежды, третьи заняты исполнением работ по монастырскому хозяйству. Когда же сестрам потребуется выходить из монастыря, чтобы работать на монастырских дачах, то они выходят не иначе, как под наблюдением и руководством надежных надзирательниц. За все это сестры пользуются доброкачественною и нескудною пищей в общей трапезе, где в праздничные дни предлагается сестрам даже чай.
Бывшее празднество открытия общей трапезы в Переславском Федоровском монастыре началось и совершилось следующим образом. — Вечером на 14-е марта совершена была торжественно-соборне всенощная; в самый день открытия столовой литургия совершена была о. архимандритом Наумом, с протоиереями и священниками, при многочислен ном стечении молившихся. Совершенное после литургии молебное пение окончено было многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому; произнесено было многолетие и Высокопреосвященнейшему Феогносту. Священнослужащие и все молящиеся, по случаю тезоименитства Высокопреосвященнейшего, горячо молились за своего Архипастыря, всегда готового содействовать осуществлению всякого доброго дела и предприятия в его пастве.
Из храма Божия открылось торжественное шествие со святыней, в сопровождении духовенства, настоятельницы, сестер обители и множества посетителей в новоустроенную трапезу. По совершении здесь молебствия, игумения с сестрами, духовенство с благотворителями обители в пространной и благолепной трапезе заняли свои места. Приятно было видеть за общим столом всю семью святой обители. Мысли трапезующих невольно переносились к первым векам христианства, когда за вечерей любви участвовали все, как истинные братья и сестры во Христе. Во время благочестного трапезования читалось в общее назидание житие празднуемого Святого. Молитвенно окончив общую трапезу, поблагодарив любвеобильную, достойную глубокого уважения, мать игумению Евгению, посетители оставили святую обитель, унося с собою неизгладимо - усладительные впечатления и душеполезные чувствования.
Да вознаградит Всевышний своею милостию всех соревнующих о спасении пребывающих в Федоровской святой обители, где все теперь чинно и благообразно,— в храмах Божиих благолепие и чистота, приличное освещение, умилительное и стройное пение, благопристойная ризница и утварь,— где сестры получают теперь полную возможность проводить жизнь наиболее соответственную их положению и обетам.
Священник Александр Покровский.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1889 года).

В Феодоровском женском монастыре школа существует с 1889 года. Инициатива открытия школы принадлежит настоятельнице монастыря игумении Евгении; ей же школа обязана своим внутренним и внешним благоустройством. «Здесь в то время не было никакой школы и открытие женской школы в Феодоровском монастыре было весьма полезно для окрестного населения. Посему школа с первого же года наполнилась учащимися и в настоящем году в ней обучается 60 девочек. К сожалению, большинство их уходит из школы, не окончив в ней полного курса, соблазнясь возможностью заработка на местных кружевных фабриках. В школе девочки обучаются и рукоделию.
Школа в настоящее время помещается, в особом деревянном доме, пожертвованном недавно монастырю; помещение очень удобное. Монастырь кроме помещения дает школе отопление и прислугу; жалованье же учительница получает от Епарх. Училищного Совета» (В. Е. В. № 47-й. 1906 г.).
Помещается в особом монастырском доме; в 1909 — 10 учебном году здесь обучалось 34 девочки.
В Переславском уезде Феодоровским монастырем благодаря энергии настоятельницы монастыря игумении Евгении устроено при монастырских имениях три филиальных отделения монастыря или 3 пустыньки; в каждой из них стараниями той же игумении Евгении открыты и церковно-приходские школы. В Алексеевской пустыньке школа открыта с 1899 г., в ней в 1909 учебном году было 26 учащихся; в Берендеевской (близ ст. Берендеево Северн. дорог) школа существует также с 1899 г., в ней в 1909 — 10 учебном году было 52 учащихся.

Освящение нового здания Воскресенской церковно-приходской школы, при Борисоглебской киновии, Феодоровского женского монастыря г. Переславля

Борисоглебская киновия, Феодоровского женского монастыря гор. Переславля, находится в 7 верстах от города к западу от Ботика Петра Великого. С 1898 года существует в этой киновии церковно-приходская школа, под именем „Воскресенской". Помещалась школа в особом здании, отданном для пользования настоятельницей Феодоровского женского монастыря и попечительницей школы игуменией Евгенией. Вместо этой уже ветхой школы в настоящем году в Борисоглебской киновии окончено постройкой новое прекрасное школьное здание.
В 1909 году здесь было 24 учащихся.
Новое здание — каменное двух-этажное. В верхнем этаже устроена одна обширная, высокая, светлая классная комната. Здесь же имеется комната — учительская или сборная, в которой помещается школьная библиотека. В нижнем этаже, при входе направо, — просторная раздевальня, рядом с ней — по левую сторону помещение для ночлега учащихся мальчиков во время стужи или непогоды. Такая же комната для девочек — впереди раздевальной, а рядом с этой комнатой помещение для монастырских послушниц, которые будут присматривать за чистотой школы и ее отоплением. Вообще новое школьное здание при Борисоглебской киновии ни в чем не уступает лучшим и, пожалуй, дорогим школьным зданиям одноклассных церковноприходских школ во Владимирской епархии.
Возникновение и устройство нового здания церковной школы при Борисоглебской киновии началось с того времени, когда была утверждена школьная сеть Владимирской епархии. Намечено было построить земскую школу в д. Дядькине, в версте от киновии. Но здесь было мало удобств для школы; деревня стоит на сыром месте, не в центре других селений и вдали от православных храмов, которые так дороги и необходимы для детей. Когда же было установлено, что школа может остаться и при Борисоглебской киновии, с наименованием церковной, при условии, если здание для школы будет устроено новое, со всеми школьными удобствами, тогда настоятельница Феодоровского женского монастыря игумения Евгения, всегда отзывчивая на доброе дело, и решилась, по просьбе законоучителя школы, построить новое каменное здание для школы. Для постройки нового здания по составленному ей самой плану потребовались большие средства, положено было ею много труда, забот и хлопот. Нужно было заготовить материал на такое громадное здание и, кроме того, найти средства на постройку его, — а средств потребовалось не менее 7000 руб. Все расходы, какие требовались по постройке школы, игумения Евгения отыскивала и находила сама. Труды и заботы ее разделяли и сестры Феодоровской обители и Борисоглебской киновии. Они делали сами кирпич, под руководством каменщика, сами клали здание школы, устраивали леса около здания и носили по ним все необходимое для кладки здания, а также возили кирпич, бревна, тес и что только требовалось для постройки. По окончании постройки надо было убрать все ненужное и привести школу в полной порядок. Это было тоже сделано руками сестер обители. Сверх всего этого при школе было устроено прекрасное духовое отопление.
Таким образом, попечительница школы, устраивая своими стараниями и средствами здание для школы, тем самым наглядно для всех показала свое сочувственное отношение тому направлению в народном образовании, какое дается церковной школой. Если бы она не взялась за это доброе для окрестного населения дело, то едва-ли бы здесь возникла школа и местное население едва-ли бы увидело такое прекрасное здание, предназначенное для обучения их детей, какое построено игуменией Евгенией.
9-го сентября 1912 года состоялось торжественное освящение нового школьного здания при Борисоглебской киновии, в присутствии устроительницы школы и попечительницы ее, казначеи, председателя Переславского Отделения, протоиерея Ал. Ал. Дилигенского и родителей учащихся. По окончании литургии совершен был из храма крестный ход в новое школьное здание; в ходу несены были св. иконы самими учениками по двое в ряд, а за ними несены были большие св. иконы преподобного Сергия и нарочито к сему торжеству принесенная из Феодоровской обители икона св. Иоасафа, Белгородского Чудотворца. Вместе с крестным ходом пошли из храма в школу и все молящиеся и наполнили почти все школьное здание. Находящиеся здесь портреты ныне благополучно царствующих Государя Императора и Императрицы, а также вход в школу были украшены зеленью и живыми цветами. В школе совершено было молебствие на освящение здания вместе с молебствием пред началом учения. Молебствие совершил прибывший к тому времени вместе с попечительницей школы Председатель Переславского училищного Отделения прот. Ал. Ал. Дилигенский, в сослужении делопроизводителя Отделения свящ. Н.И. Охотина, свящ. Феодоровского монастыря Н.В. Дунаева и законоучителя школы свящ. Гр. Нардова. Пред началом молебна свящ. о. Гр. Нардовым сказано было слово, в котором он, коснувшись значения церковной школы и ее направления, выяснил смысл и значение того доброго дела, которое сделано устроительницей школы для местного населения, и призывал присутствующих помолиться, чтобы Господь ниспослал Свою благодатную помощь на освящаемое здание и на приступающих к обучению детей. Молебствие закончилось установленным многолетием, провозглашенным о. диаконом монастыря; здание было окроплено святою водою. По окончании молебствия, законоучителем розданы были окончившим и сдавшим весною экзамены свидетельства и похвальные листы, и все учащиеся подходили под благословение к о. Председателю Отделения. Затем крестный ход направился опять в храм в том же порядке. После сего всем присутствовавшим предложена была скромная трапеза радушной попечительницей школы игуменией Евгенией. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 41-й. 1912 г.).
25 июля 1915 года, исполнилось сорок лет с тех пор, как Игуменья Евгения, настоятельница Феодоровского женского монастыря, возведена была в 1875 году в сан игумении.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пустыни, 4 церковно-приходские школы.
27 января 1917 г. состоялось совещание епархиального Комитета по призрению больных и раненых воинов и по оказанию помощи их семьям, а также — Владимирского Отдела Всероссийского Общества по оказанию помощи беженцам. «По Отделу — заслушан рапорт настоятельницы Переславского Феодоровского монастыря, игумении Евгении о количестве призреваемых в монастыре детей беженцев. Из рапорта видно, что в 1916 г. всего призревалось детей беженцев — 171 девочка, преимущественно из Гродненской губернии; некоторые из них уже взяты родителями и родственниками; в настоящее время находится в приюте монастыря 123 девочки. Летом девочки принимали участие в полевых и садовых работах, а в свободное время занимались рукоделием. Зимою дети обучаются в 4-х монастырских церковно-приходских школах, за исключением 13 девочек в возрасте от 2 до 7 лет» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-8. 25-го февраля 1917 года).
До 1918 года монастырь имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).


Фото из «Коллекции достопримечательностей Российской империи»

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).
В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.
На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.
Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю.
19 апреля 1998 году, в первый день Пасхи, в Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года.
26 августа 1999 года указом № 89 архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев.
12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия.
Осенью 1999 г. была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сёстры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.
23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю; настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина).
25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.
В 2000 году установлена автономная электростанция, заменена вся энергосистема


«Сей сад посажен 24 сентября 2011 года по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона при игумении Варваре сестрами обители и сотрудниками Федеральной службы судебных приставов при личном участии Директора ФССП России Артура Олеговича Парфенчикова».

Здесь похоронены

В Ведеснком храме - Схимонах Сергий, строитель монастыря.
В соборе - Наталья Ивановна Взимкова, подружка детства Петра I.
В Введенском храме в приделе Адриана и Наталии - Агафия Фёдоровна Ягужинская (Хитрова), жена Ягужинского.
В Введенской церкви - Павел Семёнович Соловьёв, генерал, севастопольский герой.
В соборе - Гавриил Петрович Самсонов, генерал.
В соборе - Мария Николаевна Тончи, дочь художника Николая Тончи.


Копия Андрониковской иконы Божией Матери

В монастыре находится чудотворная икона - это старинная литографическая копия Андрониковской иконы Божией Матери. Икона названа в честь греческого императора Андроника III Палеолога. В России она появилась при императоре Николае I. Санкт- Петербурга, где очень почиталась. Перед ней ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Был отмечен случай прозрения совершенно слепого. Во время революции 1917 года икона находилась в Казанском женском монастыре г. Вышний Волочек.
Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Горицкий Успенский мужской монастырь.

Город Переславль-Залесский


Категория: Переславль | Добавил: Николай (28.06.2015)
Просмотров: 4823 | Теги: монастыри, Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru