Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
06:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Игуменья Евгения – настоятельница Переславского Феодоровского монастыря

Игуменья Евгения

Игумения Евгения – настоятельница (с 1875 г.) Феодоровского женского монастыря в г. Переславле-Залесском, Владимирской губ.

Евгения — дочь священника села Боголюбова Владимирской губернии и уезда. Трехлетним ребёнком она отдана была на воспитание в Переславский Феодоровский женский монастырь к родственнице своей игумении Максимилле, и в стенах обители провела всю свою жизнь.
Еще при жизни престарелой игумении Максимиллы, м. Евгения принимала самое деятельное участие в управлении монастырем, а по смерти ее в 1875 году была возведена в сан игумении. Получив в управление бедный, полуразрушенный монастырь, игуменья Евгения все силы свои положила на устроение обители. В сорок лет монастырь стал неузнаваем, а игуменья Евгения явилась поистине обновительницей монастыря.
Сравнивая прошлое монастыря с его настоящим положением, м. Антония, благочинная монастыря, так рассказывала: «Я все видела, как монастырь наш из ничего вырос. Молодые то не помнят, как мы жили. Теперь, посмотрим, у всех — кельи, какие корпуса для монашествующих выстроены, худо ли, хорошо ли — у каждой теперь теплый угол есть и обойцами оклеен, и цветочки на окнах, и тепло, и светло, и в трапезе — слава Богу! есть чем накормиться... А бывало, в кельях, в валенках сидим, зуб на зуб не попадает, о молоке да белой булке и во сне не снилось... В кельях теснота... и что за теснота — вспомнить жутко!»... Этому простодушному рассказу можно поверить. В приходо-расходных книгах монастыря за 1874 год находим след. сведения: монастырь имел капитала всего 12.000 р., при чем половина его принадлежала причту. А сестер и тогда в монастыре было достаточно: 21 монахиня, 3 рясофорных, 98 «указных» послушниц, 79 — без указов.
Как произошло, что из маленького, бедного, полуразрушенного монастыря обитель стала такой благоустроенной,— об этом мы меньше всего узнаем от самой устроительницы монастыря, игумении Евгении. Не любила она говорить об этом. Вот ее обычный ответ на все расспросы: «Буду я говорить вам, скажете — хвастаю, а хвастать, видит Бог, нечем. Молитва Богу одних, неустанный труд других — вот что создало, что сделало нашу обитель такой, какой она есть... Нас пятьсот монахинь в монастыре, и все они трудятся, как и я трудилась в свое время, в молодости. У нас нет ни первых, ни последних: все делается ради послушания. Той же рукой она перебирает четки, той же косит, мнет глину для кирпичей, вышивает воздухи, шьет башмаки... У нас всё делается руками монахинь — всё...» Устами скромной настоятельницы гласит сама святая истина: молитвой и трудом, трудом и молитвой возрос монастырь.
Соборный храм во имя св. Феодора Стратилата — самая древняя святыня монастыря. В 1886 году переделаны заново грозившие падением паперти с очень красивой галереей по рисунку, одобренному Моск. Археологическим Обществом. С северной стороны этой галереи устроен в 1889 году придел во имя Феодоровской Б. Матери, а в 1904 году с южной стороны — придел во имя преподобного Серафима Саровского. В теплом храме старанием игумении Евгении устроено духовое отопление и каменный пол заменен мозаичным. С разрешения Археологического Общества, игуменьей Евгенией восстановлен в древнем виде и храм в честь Казанской Божией Матери с пристройкой к нему светлого и теплого помещения для престарелых и больных монахинь. Вообще, благолепие храмов Божиих было предметом постоянной заботы настоятельницы. Для сестер монастыря игуменья Евгения воздвигла четыре обширных каменных корпуса; в одном из них 14 марта 1887 года открыта общая монастырская трапеза. Рядом с трапезой построено обширное деревянное здание для церковно-приходской школы, в коей обучается от 40 до 50 девочек. За монастырской оградой, возле св. ворот, настоятельница построила в 1896 году обширное здание гостиницы для приезжающих в обитель богомольцев. За гостиницей устроено каменное здание для керосинового двигателя и бассейна, откуда проведена вода в монастырские корпуса. Наконец, вдоль ограды тянутся монастырские огороды, разделанные на земле, приобретенной в 1886 году у крестьян Феодоровской слободы.
Еще более неослабной, удивительной для женщины — энергии и трудов приложено игуменьей Евгенией к устройству, так сказать, филиальных учреждений при обители. Ею устроены три киновии или пустыньки (как их называют в монастыре), но эти пустыньки представляют собой вполне благоустроенные небольшие монастыри. Устройство этих пустынек не было случайным явлением: оно вызывалось насущной необходимостью монастыря, что прекрасно понимала устроительница их, игуменья Евгения. В самом деле, число сестер с каждым годом увеличивалось, достигая 500 человек.
Около тридцати лет в монастыре существует общая трапеза. Как много нужно всего для столь громадной „семьи“ даже при самых скромных монастырских требованиях! Где было найти постоянный источник пропитания? Давно уже миновало то время, когда монастырь владел большими вотчинами. Ни для кого не тайна, что „старики" были много религиознее нынешней „молодежи" и куда щедрее жертвовали и жертвуют на храмы Божии и св. обители. Это прекрасно понимала дальновидная настоятельница. Она употребила все свое влияние на то, чтобы, с помощью добрых людей, приобрести во владение монастыря побольше земли, обрабатывать эту землю собственным трудом и от земли кормиться. И вот находится благодетель, Московский потом. поч. гр. В.Б. Глинский, который жертвует монастырю 142 десятины пахотной и луговой земли. Затем, в 1904 году, крестьянин дер. Щелнанки О.Е. Волков по духовному завещанию отказывает монастырю еще 116 десятин смежной земли. Т. е. во владении монастыря оказалась «старая дача» (как называли ее раньше). Сестры начали трудиться: пахать, сеять, косить, молотить, разводить сады, огороды, пчел, стали делать сами горшки, кирпичи... Казалось, все шло прекрасно. Но игуменья всегда твердила, что труд и молитва — вот истинное признание каждой послушницы. Трудились все, а молиться было негде: дача отстояла от монастыря 12 верст, а посылать сестер в соседние приходские храмы было неудобно и нежелательно. Тогда заботами игумении Евгении и на средства Моск. пот. поч. гр. А.А. Ашукиной на даче воздвигнут и в 1891 году освящен большой храм во имя св. Алексия, человека Божия. А по соседству с храмом устроена и церковно-приходская школа для детей соседних крестьян. Так возникла первая Алексиевская пустынька, а за ней и две другие.
Вот какие впечатления вынес недавно один, очевидно, наблюдательный и вдумчивый посетитель пустыньки: «Когда-то место, занятое теперь пустынькой, было барской усадьбой. Приносили ли обитатели бывшей усадьбы большую или малую пользу окрестному населению — сказать трудно, но что устроенная трудами и заботами игумении Евгении Алексиевская пустынь приносит пользу — это несомненно. Под наблюдением игумении и под руководством монастырского священника церковно-приходская школа пустыньки и дело образования и воспитания деревенской детворы ведутся образцово. Крестьяне соседних сел не нахвалятся на эту школу».
С течением времени игуменья Евгения сумела расположить того же благодетеля В. Б. Глинского приобрести для монастыря другой участок земли поближе к обители. Верстах в 5-ти от обители монастырю пожертвовано 372 десятины земли. Другие добрые люди помогли монастырю приобрести и смежную землю, так что явилось у монастыря и „новая дача“ с землею в 703 десятины. В 1894 году и здесь воздвигнут на средства упомянутого благодетеля храм во имя свв. Бориса и Глеба. Так возникла Борисоглебская киновия.
Наконец, при ст. Берендеево, Моск.-Яросл. ж. дороги, на земле, пожертвованной В.Р. Рыбаковым и Петроградским пот. поч. гражд. А.М. Ушаковым, устроена третья киновия с храмом во имя всех святых. При станции была построена сначала часовня, а в 1898 году часовня обращена в храм. И здесь появились и скотный двор, и рига, и молотилка. А возле храма, как и в Борисоглебской киновии, построена обширная церковно-приходская школа, в которой обучается до 60 детей железнодорожных служащих и соседних крестьян. Следует заметить, что устройство этой киновии еще не вполне закончено: Бог даст, с помощью добрых людей, будет закончено и это святое дело.
Таким образом, старанием игумении Евгении Феодоровский монастырь владеет в трех пустыньках землей в количестве свыше 1000 десятин. При необычайном трудолюбии сестер, эта земля является надежным и постоянным «капиталом» монастыря. Вместе с тем игуменья Евгения сумела найти добрых людей, которые сделали в обитель щедрые вклады.
В настоящее время (1915 г.) монастырь располагает неприкосновенным капиталом в двести тысяч рублей, из которых большая часть назначена на обеспечение монастырской трапезы (186. 530 руб. 50 коп.).
Приумножила она и средства содержания монастырского причта, который имеет теперь около 44 тысяч руб. в процентных бумагах. Во всех пустыньках содержание священников также обеспечено вечными вкладами от 12 до 15 тысяч в каждый храм. Но главным источником содержания монастыря остается все таки земля и те разнообразные рукоделия и ремесла, которыми издавна славится монастырь: в нем ткут полотна, ковры и половики, шьют гладью и золотом, рисуют и вышивают иконы и хоругви, делают всевозможные цветы и модели, лепят и чеканят, шьют ризы, белье и обувь, сами составляют краски, красят и белят; делают мыло, глиняную посуду и кирпичи, переплетают книги. Словом, каждая сестра может найти для себя подручное дело.
Не лишним считаем отметить еще одну не малую заслугу игумении Евгении — это устройство в монастыре детского приюта. В этом святом деле сказалась одна из светлых черт характера игумении Евгении — ее безграничная любовь к детям. Не одна сотня несчастных заброшенных девочек-сирот нашла самую нежную мать в лице сердобольной игумении Евгении. Все сироты обучаются разным рукоделиям, к чему кто способен, все обучаются грамоте в монастырской школе, все обучаются клиросному пению. Если м. игуменья замечает в девочке выдающиеся способности, то она содействует и дальнейшему образованию девочки в среднем и даже высшем учебном заведении. Все учительницы в 4-х монастырских школах вышли из этих сирот монастырского приюта.
В 1907 г., с помощью добрых людей, она приобрела в Москве двух-этажный полукаменный дом. Дом этот служит и необходимым для монастыря подворьем в Москве и дает монастырю небольшой доход.
Известная далеко за стенами обители скромность игумении Евгении не позволяет нам касаться личных качеств матушки. За отлично-усердное прохождение возложенных на нее должностей и за примерное старание о пользах монастырских игумении Евгении многократно было преподаваемо благословение Святейшего Синода и Владимирских Архипастырей. В 1881 году она Всемилостивейше награждена золотым наперсным крестом, в 1896 году — золотым крестом из Кабинета Его Величества и в 1903 году — таковым же крестом с украшениями.
В 1910 году в монастыре было скромное торжество по случаю 35-летия служения игумении Евгении в сане игумении. Торжество не выходило за пределы св. обители и ограничилось благодарственным служением Богу. Духовенство монастырское в память этого события соорудило лампаду к иконе Феодоровской Божией Матери, сестры поднесли своей матушке-игумении икону Феодоровской Божией Матери. Другая икона Боголюбивой Божией Матери была поднесена игумении от ея близких родственников.

Освящение нового здания Воскресенской церковно-приходской школы, при Борисоглебской киновии, Феодоровского женского монастыря г. Переславля

Борисоглебская киновия, Феодоровского женского монастыря гор. Переславля, находится в 7 верстах от города к западу от Ботика Петра Великого. С 1898 года существует в этой киновии церковно-приходская школа, под именем „Воскресенской". Помещалась школа в особом здании, отданном для пользования настоятельницей Феодоровского женского монастыря и попечительницей школы игуменией Евгенией. Вместо этой уже ветхой школы в настоящем году в Борисоглебской киновии окончено постройкой новое прекрасное школьное здание.
В 1909 году здесь было 24 учащихся.
Новое здание — каменное двух-этажное. В верхнем этаже устроена одна обширная, высокая, светлая классная комната. Здесь же имеется комната — учительская или сборная, в которой помещается школьная библиотека. В нижнем этаже, при входе направо, — просторная раздевальня, рядом с ней — по левую сторону помещение для ночлега учащихся мальчиков во время стужи или непогоды. Такая же комната для девочек — впереди раздевальной, а рядом с этой комнатой помещение для монастырских послушниц, которые будут присматривать за чистотой школы и ее отоплением. Вообще новое школьное здание при Борисоглебской киновии ни в чем не уступает лучшим и, пожалуй, дорогим школьным зданиям одноклассных церковноприходских школ во Владимирской епархии.
Возникновение и устройство нового здания церковной школы при Борисоглебской киновии началось с того времени, когда была утверждена школьная сеть Владимирской епархии. Намечено было построить земскую школу в д. Дядькине, в версте от киновии. Но здесь было мало удобств для школы; деревня стоит на сыром месте, не в центре других селений и вдали от православных храмов, которые так дороги и необходимы для детей. Когда же было установлено, что школа может остаться и при Борисоглебской киновии, с наименованием церковной, при условии, если здание для школы будет устроено новое, со всеми школьными удобствами, тогда настоятельница Феодоровского женского монастыря игумения Евгения, всегда отзывчивая на доброе дело, и решилась, по просьбе законоучителя школы, построить новое каменное здание для школы. Для постройки нового здания по составленному ей самой плану потребовались большие средства, положено было ею много труда, забот и хлопот. Нужно было заготовить материал на такое громадное здание и, кроме того, найти средства на постройку его, — а средств потребовалось не менее 7000 руб. Все расходы, какие требовались по постройке школы, игумения Евгения отыскивала и находила сама. Труды и заботы ее разделяли и сестры Феодоровской обители и Борисоглебской киновии. Они делали сами кирпич, под руководством каменщика, сами клали здание школы, устраивали леса около здания и носили по ним все необходимое для кладки здания, а также возили кирпич, бревна, тес и что только требовалось для постройки. По окончании постройки надо было убрать все ненужное и привести школу в полной порядок. Это было тоже сделано руками сестер обители. Сверх всего этого при школе было устроено прекрасное духовое отопление.
Таким образом, попечительница школы, устраивая своими стараниями и средствами здание для школы, тем самым наглядно для всех показала свое сочувственное отношение тому направлению в народном образовании, какое дается церковной школой. Если бы она не взялась за это доброе для окрестного населения дело, то едва-ли бы здесь возникла школа и местное население едва-ли бы увидело такое прекрасное здание, предназначенное для обучения их детей, какое построено игуменией Евгенией.
9-го сентября 1912 года состоялось торжественное освящение нового школьного здания при Борисоглебской киновии, в присутствии устроительницы школы и попечительницы ее, казначеи, председателя Переславского Отделения, протоиерея Ал. Ал. Дилигенского и родителей учащихся. По окончании литургии совершен был из храма крестный ход в новое школьное здание; в ходу несены были св. иконы самими учениками по двое в ряд, а за ними несены были большие св. иконы преподобного Сергия и нарочито к сему торжеству принесенная из Феодоровской обители икона св. Иоасафа, Белгородского Чудотворца. Вместе с крестным ходом пошли из храма в школу и все молящиеся и наполнили почти все школьное здание. Находящиеся здесь портреты ныне благополучно царствующих Государя Императора и Императрицы, а также вход в школу были украшены зеленью и живыми цветами. В школе совершено было молебствие на освящение здания вместе с молебствием пред началом учения. Молебствие совершил прибывший к тому времени вместе с попечительницей школы Председатель Переславского училищного Отделения прот. Ал. Ал. Дилигенский, в сослужении делопроизводителя Отделения свящ. Н.И. Охотина, свящ. Феодоровского монастыря Н.В. Дунаева и законоучителя школы свящ. Гр. Нардова. Пред началом молебна свящ. о. Гр. Нардовым сказано было слово, в котором он, коснувшись значения церковной школы и ее направления, выяснил смысл и значение того доброго дела, которое сделано устроительницей школы для местного населения, и призывал присутствующих помолиться, чтобы Господь ниспослал Свою благодатную помощь на освящаемое здание и на приступающих к обучению детей. Молебствие закончилось установленным многолетием, провозглашенным о. диаконом монастыря; здание было окроплено святою водою. По окончании молебствия, законоучителем розданы были окончившим и сдавшим весною экзамены свидетельства и похвальные листы, и все учащиеся подходили под благословение к о. Председателю Отделения. Затем крестный ход направился опять в храм в том же порядке. После сего всем присутствовавшим предложена была скромная трапеза радушной попечительницей школы игуменией Евгенией. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 41-й. 1912 г.).

23 мая 1913 года, по случаю торжественного празднования 300-летия царствования Дома Романовых, Государю Императору с Августейшими дочерьми Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией Николаевнами благоугодно было посетить Феодоровский монастырь. Государь Император был торжественно встречен духовенством монастыря, девочками-сиротами и всеми сестрами во главе с настоятельницей игуменьей Евгенией. Государь Император и Великие Княжны изволили посетить главный собор и приложиться к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери. Затем Его Величество изволил осматривать церковные сосуды и священные облачения, хранящиеся в богатой монастырской ризнице. Сестры монастыря были осчастливлены тем, что Его Величество изволил принять от монастыря смиренное подношение — труды рук их Государю Императору была поднесена икона Феодоровской Божией Матери, такие же две иконы Его Величество милостиво принял для Государынь Императриц Александры Феодоровны и Марии Феодоровны, и для Наследника Цесаревича — икону св. Феодора Стратилата. Все иконы шиты золотом и шелками и украшены самими сестрами. Кроме св. икон, от сестер были приняты Государем тканый ковер, шитая шелками картина с изображением Петра Великого и модель часовни („Креста") на большом чеканном блюде. Великие Княжны изволили принять полотно, вышитые гладью полотенца и салфетки. Все подношения — труды рук монашествующих. Приняв благословение от схимонахини монастыря и милостиво простившись с настоятельницей и сестрами, Государь Император с Августейшими дочерьми изволил отбыть из обители, оставив неизгладимое воспоминание в сердцах всех о столь радостном для монастыря событии.
На память о своем, посещении Государю Императору угодно было пожертвовать для монастыря драгоценную священническую ризу малинового бархата, унизанную крупным жемчугом и разными каменьями, и таковые же воздухи, а настоятельнице монастыря в 1914 году пожалован большой портрет Государя Императора с собственноручною Его Величества подписью.
Заканчивая краткий обзор деятельности игумении Евгении на пользу Феодоровского монастыря, позволим себе привести слова одного из посетителей обители: «Если Феодоровский монастырь за свое многовековое существование кому-либо обязан исключительным спасибо, то это несомненно — настоящей матери игумении. Помимо всех больших и малых, заметных и незаметных заслуг ее пред монастырем, есть одна заслуга, которая выше всех других и дороже всех. Заслуга эта заключается в том, что старица эта, своей жизнью являясь примером для всех монашествующих, сумела всех объединить, всех духовно спаять, всем вселить сознание необходимости постоянного труда, без которого монастырь был бы в тягость прежде всего самим монашествующим».

25 июля 1915 года, исполнилось сорок лет с тех пор, как игуменья Евгения, настоятельница Феодоровского женского монастыря, возведена была в 1875 году в сан игумении.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 29-й. 1915 г.).
Переславский Феодоровский женский монастырь
Святители, священство, служители Владимирской Епархии

Категория: Переславль | Добавил: Николай (03.04.2023)
Просмотров: 346 | Теги: игуменья, Переславль-Залесский, монастырь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru