Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Борисоглебский Песоцкий мужской монастырь

Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках».

Предположительно эта обитель была основана в 1252 г. после нашествия на Переславль татар и погребения на этом месте переславского воеводы Жидиславы и тверской княжны.
Расцвет Борисоглебского монастыря пришелся на XVI век.
В нач. XVII в. древний монастырь был разорен поляками – «… гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости».
В 1642 г. благодаря иеромонаху Адриану обитель была восстановлена. Адриан управлял обителью с 1642 по 1644 г.
В 1653 г. строителем монастыря был Серапион; 10 июня 1953 г. настоятелем был определен строитель Авраамий; 22 августа 1659 г. Сергий, с 1659 по 1664 г. Иоасаф; с 1671 г. Варсонофий; в 1673 г. Герман; с 1693 по 1704 г. Адриан.

Борисоглебский монастырь «что на Песках» связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру - Конон). Корнилий Переславский родился в Переяславле-Рязанском (Рязань) в купеческой семье во второй пол. XVII в. Оставив дом родителей он первоначально жил в Лукьяновой пустыни, после чего перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Умер в июле 1693 года, облекшись перед смертью в схиму. В церкви под спудом покоятся мощи преп. Корнилия затворника, преставившегося в 1693 г.
Память его чтится 22 июля.

В Переславль-Залесском Борисоглебском монастыре принял монашеский постриг Варлаам (Василий Антипович Высоцкий, 1665-1737 гг.), впоследствии архимандрит Троице-Сергиева монастыря, духовник императрицы Анны Иоанновны. Игумен Варлаам восстановил в монастыре каменные строения.
В молодости он состоял послушником в Борисоглебском на песках монастыре, около 1693 г. был рукоположен во иерея и зачислен в клир дворцового московского в Кремле храма рождества Богородицы на сенях. Был духовником царевны Наталии Алексеевны и, по-видимому, её сестёр Екатерины, Марфы, Феодосии и Марии, а также царицы Прасковьи Феодоровны и трёх её дочерей. В 1705 г. способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (впоследствии вторая супруга Петра Великого, императрица). В 1699 или 1700 г. принял монашеский постриг с именем Варлаам.
С 1704 г. - игумен Борисоглебского монастыря.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Адрес: г. Переславль-Залесский. ул. Гагарина, д. 27

Вскоре (1694-1705 гг.) на территории обители на средства царевны Натальи Алексеевны началось строительство каменного храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери с приделом Бориса и Глеба.


Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

В 1705 г. отрыли мощи Корнилия и поместили в только что отстроенную церковь. В 1714 г. строителем в монастыре был иеромонах Герман; 26 января 1721 г. - определен Иоаким; в апреле 1726 г. - Варлаам; в марте 1738 г. - Филагрий, в 1742 г. - Филарет.

До 1744 года Борисоглебский монастырь принадлежал Синодальной области. В 1744 г. приписан к Владимирскому архиерейскому дому.
В 1750 г. он имел 48 душ крестьян и вносил 1 рубль 50 копеек на содержание семинарии в Переславле.
С 1762 по 1764 г. обителью управлял строитель Алимпий.
В 1764 г. обитель упразднили, а церковь обратили в приходскую. При ней располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане, в том числе и Городской Голова Андрей Алексеевич Темерин (1790-1824 гг.).


Никольский монастырь и Корнильевская церковь. Фото нач. ХХ века

Смоленско-Корнильевская церковь с трапезной палатой, «покоями» (корпусом келий) и колокольней большей частью сохранилась. Обращает на себя внимание богатый карниз келий и горизонтально расчлененные пилястры. Композиция самой церкви типична для своего времени кон. XVII – нач. XVIII вв. В прошлом убранство храма также было типично для своего времени – столярной работы иконостас с резными царскими вратами, где изображалось осязание Воскресшего Спасителя Апостолом Фомою. В приделе справа от алтаря находилась гробница Преподобного Корнилия, на ней – четки святого. Из образов, находящихся в церкви, особо почиталась окрестными жителями икона 7 спящих отроков. Постоянных прихожан было более 100 человек.

С 1858 г. священником Переславской Смоленской церкви был Александр Иванович Свирелин. В 1864 г. он сдал экзамен в Московской духовной академии и был удостоен степени действительного студента академии, с 1864 г - священник Феодоровского монастыря, с 1866 г. - смотритель Переславского духовного училища.
Александр Михайлович Чижев после окончания Владимирской духовной семинарии в 1836 г. - священник с. Ивановского Суздальского уезда, с 1840 г. - священник Успенской церкви г. Суздаля, с 1854 г. - священник церкви Федоровского женского монастыря в г. Переславле, с 1864 г. священник Смоленской церкви, с 1873 г. - за штат.
В 1866 г. к Смоленской церкви из Четыредесятской церкви Переславля был переведен священник Андрей Иванович Сахаров. Скончался о. Андрей 14 октября 1889 г.
Никанор Спиридонович Фортунатов в 1858 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1860 г. учитель Муромского духовного училища, с 1867 г. - помощник инспектора, затем священник к штабу войск Варшавского округа, настоятель Ломжинской таможенной церкви священник в г. Калише, с 1888 г. - в Александрове погранич., с 1889 г. - Переславской Смоленской церкви, с 1899 г. был заштатным.

В 1930-х гг. настоятелем Смоленско-Корнильевской церкви служил Василии Ксенофонтович Малинин (1877-1938 гг.), священномученик (память 28 марта и в Соборе новомучеников и исповедников российских), протоиереи. Он был родом из с. Патакино Владимирской губернии, из семьи псаломщика. Образование получил во Владимирской Духовной семинарии (выпускник 1898 г.). Был рукоположен во иерея к Смоленско-Корнилиевской церкви в 1899 г., пользовался авторитетом среди духовенства и паствы. В своём приходе большое внимание уделял прошению и воспитанию детей, в Корнилиевскую церковь на беседы к юшке приходили не только переславцы, но и школьники из близлежащих деревень. 18 октября 1937 г. протоиерей Василий был арестован по обвинению в создании «антисоветской церковно-монархической организации». Его обвиняли также в том, что он «вёл среди населения фашистскую агитацию, выступал с защитой врагов народа, проводил антисоветскую обработку детей и школьников, призывая их не слушаться учителей-безбожников, не вступать в пионеротряды и посещать церковь» Виновным себя не признал. Постановлением "тройки" УНКВД по Ярославской области от 28 октября 1937 г. приговорён к 10 годам исправительных работ. 19 января 1938 г. о. Василий прибыл в Байкало-Амурский ИТЛ, вскоре был переведён в Дальневосточные лагеря, где скончался. Причислен в Собор новомучеников и исповедников российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 г.

В отличие от многих других храмов, закрытых в первые годы после переворота 1917 года, Смоленско-Корнильевская церковь принимала прихожан почти до начала Великой Отечественной войны. Затем использовалась как склад.
В 1960-е гг. горел и частично был расхищен храмовый иконостас. Вплоть до сер. 1970-х гг. в кельях и трапезной проживали люди.
В 1988 г. обрушилась церковная колокольня.
В 1996 г. Корнильевская церковь, а позднее и мощи святого Корнилия были переданы Никольскому женскому монастырю.

Осипова пустынь — в селе Осиповом (Переславского уезда). Когда и кем основана — неизвестно; принадлежала к Борисоглебскому Переславскому, что на Песках, монастырю; упразднена при учреждении штатов.

Икона Казанской Божией Матери Переславского Борисоглебского монастыря

Переславский Борисоглебский, что на Песках, монастырь упразднен в 1764 году, и на месте его в настоящее время находится приходская Смоленская церковь. В год упразднения Борисоглебского монастыря из него взята была и перенесена в Переславский Успенский собор старинная икона Казанской Божией Матери. Поводом к такому перенесению послужило не столько закрытие монастыря и обращение монастырского храма в приходскую церковь, сколько сторонние обстоятельства, послужившие основанием к возникновению в 60-х годах XVIII столетия в г. Переславле обширного следственного дела, к которому привлечено было много так или иначе соприкосновенных лиц.
Обстоятельные сведения об этом следствии находим в архиве Переславской духовной консистории. Одно из обширных дел этого архива всецело посвящено изложению тех событий, под влиянием которых икона Казанской Божией Матери перенесена была из Борисоглебского монастыря в Кафедральный Успенский собор. Содержание этого дела вкратце может быть передано в таком виде.
В сентябре 1764 года настоятель Переславского Борисоглебского монастыря иеромонах Алипий вступил к преосвящ. Сильвестру, епископу Переславскому и Дмитровскому, с докладом, посвященным делу, которое к этому времени известно было в Переславле уже многим и которое требовало самого внимательного обследования. В докладе иеромонах Липий сообщал следующее.
13 Июня 1763 года в Переславский Борисоглебский, что на Песках, монастырь прибыла помещица дер. Устиновой, Переславского уезда, Анисия Ив. Гринева. Настоятеля монастыря иеромонаха Алипия в монастыре не было; он находился в Осиповой пустыни. По окончании литургии 13 июня А. Гринева собрала братию монастыря и передала о своем сонном видении. До этого видения, по ее словам, она, Гринева, чувствовала себя вполне здоровою. Но вот однажды ночью ей представилось будто бы она одержима болезнью расслабления. И в ту же ночь явилась ей в сонном видении какая-то девица, которая eй объяснила и причину такого расслабления. «Ты обещалась, сказала ей неизвестная девица, помолиться, но не исполнила сего, оттого и лежишь в расслаблении». Гринева не могла припомнит, когда и кому она дала такое обещание. Тогда девица продолжала: «Ими веру и пойдя в Переславль Залесский, в коем имеется ветхий монастырь, называемый Борисоглебский, и ограда стоит на грязи, а вшедши в оный монастырь, взгляни на правую сторону,— там в углу имеются с башнею ворота и под теми воротами стоит образ Казанской Пресвятой Богородицы и помолись ей с верою, и она тебя от оной болезни исцелит. А когда не пойдешь и оный образ не сыщешь, то во век будешь в расслаблении. Проговорив эти слова, девица показала ей подобие монастыря и Казанские иконы».
Очнувшись от этого сновидения, продолжала рассказывать инокам Гринева, я объявила о всем виденном домашним, а также своему духовному отцу.
Выслушав рассказ А. Гриневой, иноки Борисоглебского монастыря ответили, что в монастыре имеется образ Казанской Божией Матери и указали ей на икону над входными церковными дверями. Но Гринева не признала в ней того образа, о котором ей в сонном видении говорила девица.
Пришли к воротам с башнею, вверху которых действительно находилась икона, но во имя какого святого, с земли признать было невозможно «за многою пылью и за ветхостию». Принесли лестницу, сняли образ и отдали помещице Гриневой. Приняв его на руки, она оттерла пыль, со слезами облобызала и объявила всем присутствующим, что это действительно есть образ Казанской Божией Матери, о котором ей было сонное видение. Выпросив затем на время святую икону у братии монастыря, А. Гринева отдала ее живописцу Данилова монастыря Дмитрию Иванову для обновления живописи. По возобновлении икона доставлена была обратно в монастырь.
По возвращении из Осиповой пустыни, пишет далее в донесении настоятель Алипий, узнав о происшедшем, я поставил возобновленную икону в церкви Борисоглебского монастыря за левым клиросом в новосделанном иконостасе. С того времени много людей разного звания приходили в монастырь для молебствия, при чем некоторые получили исцеление от болезней. Настоятель Алипий указывает, как на особенно явные, следующие три случая.
Иван Говоров, купец Рыбной слободы, впал в тяжкую болезнь и был при смерти. По особому видению, бывшему ему во сне, он отправился в Борисоглебский монастырь, отслужил водосвятный молебен у колодца, находящегося с правой стороны против св. врат, окатился водой из колодца и получил исцеление от болезни. Об исцелении этого больного объявила жена его 30 марта 1764 года.
13 мая того же года пришел в монастырь крестьянин дер. Подраменья Иван Михайлов и передал новый случай благодатной помощи. По его словам, он впал в жестокую болезнь, проявившуюся онемением правой половины всего тела. В этой болезни он пролежал трое суток, без всякой памяти и не двигаясь с места. По истечении трех суток вечером явилась ему Богоматерь Казанская, а в каком месте не упомнит. Увидев тот образ, он пришел в трепет и вскричал: «помилуй, Казанская Божия Матерь». После этого видения он почувствовал облегчение болезни, перекрестился пораженной раньше правой рукой и вскоре получил полное исцеление.
Третий случай произошел в июле 1764 года. Июля 29 дня поручица с. Ильинского Акилина Подлескова пребыла в монастырь для молебствия со своею двенадцатилетнею дочерью, у которой был в голове великий жар и лом в течение 12 дней. В этот же день больная получила исцеление, о чем мать больной засвидетельствовала письменно.
О всех этих случаях чудесных исцелений настоятель Борисоглебского, что на Песках, монастыря, в докладе сообщил еп. Сильвестру, присоединив к этому, что в настоящее время «показанная икона от подаяний приходящими к молению ризою серебряною вызолоченною, с убрусом жемчужным и камешками, украшена». (Впоследствии иеромонах Алипий об украшении иконы ризою писал так. Многие приходящие для молебствия людей разное подаяние,- иные деньгами, а другие серебряными вещами и жемчугом чинили. По собрании довольного числа таких подаяний, он, Алипий, с согласия братии, отослал все пожертвованное к Московским купцам Щелигиным для отдачи серебряных дел мастеру. Щелагины, присоединив с своей стороны значительное подаяние, устроили венец и ризу для образа и прислали в Борисоглебский монастырь. Только после этого устроен был для иконы киот с иконостасом, и она, по перенесении в соборную церковь, поставлена была за левым клиросом.)
В Духовном Регламенте предписывалось епископам и священникам обратить самое строгое внимание на чествование и объявление чудотворных икон во избежание оглашения каких-нибудь ложных чудес и суеверных религиозных обычаев. На основании такого рода предписаний преосв. Сильвестр, епископ Переславский и Дмитровский, приказал произвести самое строгое следствие и о результатах донести ему.
Следствие велось путем тщательного допроса всех лиц, о которых упоминал в докладе настоятель Борисоглебского монастыря Алипий. Добытые следствием результаты значительно расходились с сведениями, сообщенными в докладе Алипия, и не оправдывали образа его действий.
Прежде всего помещица А. Гранена имела сонное видение в декабре 1762 г., а в монастырь явилась лишь в июне 1763 г., из чего можно было заключать, что и сама она придавала мало значения своему сновидению. Но и на этот раз в Переславль она прибыла не исключительно поклониться образу, а по случаю,- повидаться с братом. Из расспросов, которые она вела в монастыре, видно, что ей совершенно было неизвестно, где находится та икона, в которой она признала образ, явленный в сновидении.
Другие чудесные случаи, рассказанные Алипием, признаны были тоже недостаточно обоснованными. Двенадцатилетняя дочь помещицы Акилины Подлесковой оказалась, напр., лишь пятимесячной девочкой.
В виду всего этого образ Казанской Божией Матери был перенесен еще в начале следствия из монастырской церкви в Архиерейский Успенский собор «впредь до обстоятельного разсмотрения». Издавая такое распоряжение о перенесении иконы в собор, высшая епархиальная власть выполняла ближайшим образом существовавшие на этот счет указы, но при этом она воспользовалась, как мотивом, скоро последовавшим упразднением Борисоглебского монастыря, благодаря чему предотвращались нежелательные праздные толки. Иеромонах Алипий и все прикосновенные к делу лица обязаны были подписками не разглашать впредь никаких объявлений о чудесах, недостаточно проверенных. Сверх сего Алипий, переведенный, за упразднением монастыря, в число братии Архиерейского дома, оставлен был и после на иеромонашеской вакансии и, по распоряжению владыки, его не представляли к замещению высших начальственных мест.
Соборному причту приказано было во всех случаях нарочитого обращения богомольцев к образу, перенесенному из монастыря, доносить в консисторию.
В сентябре 1765 годи кафедральный ключарь священник Андрей Киприанов сообщал, что 13 сентября после литургии к нему обратился дворовый человек сельца Семендяйки Василий Иванов отслужить молебен явленному образу Казанской Богородицы. На вопрос, почему он этот образ считает явленным, Василий Иванов рассказал, будто бы его жене, одержимой болезнью, вследствие которой она бывает вне ума, виделась во сне старуха; старуха приказала ей идти в Горицкий монастырь и отслужить молебен явленной иконе Богородицы Казанской. Молебен согласно просьбе Иванова был отслужен.
Консистория, заслушав доклад, распорядилась послать пристава в с. Семендяйку, сыскать там дворовую больную женку и представить к допросу в консисторию. Пристав застал жену Иванова весьма больной и представить в консисторию не мог.
На этом известии и заканчивается дело об иконе Казанской Божией Матери. Дальнейших сведений в деле архива о ней не имеется.
Является вопрос, какова была дальнейшая история Борисоглебской Казанской иконы? Какая участь постигла ее со времени закрытия кафедры в г. Переславле и последовавшего затем периода разрушения и запустения Горицкого монастыря с его храмами?
На основании новейшей описи старинных церковных предметов и икон Переславского Успенского собора можно видеть, что в Богоявленской церкви Горицкого монастыря по левой стороне иконостаса находится старинная икона Казанской Божией Матеря. Она обложена басемным серебром, позолочена; на затворах ее праздники Господни и многие святые, обложенные серебром и поволоченные. Из Историко- статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии известно, что икона эта пользуется особенным уважением в народе.
Естественно возникает мысль, что эта старинная уважаемая икона и есть икона упраздненного Борисоглебского монастыря, о которой была речь выше.— Но к такому отождествлению имеются серьезные препятствия.
В исследовании прот. А. Свирелина «Переславский Горицкий, ныне упраздненный монастырь», 1902 г. Владимир» при описании иконы Kазанской Божией Матери Горицкого монастыря сделано замечание: «Это вклад Печерского архимандрита Рафаила в 1641 г.» На основании частного сообщения достопочтенного исследователя Переславских церковных древностей мне известно, что замечание это им взято буквально из второго синодика Горицкого монастыря, и оно, таким образом, положительно говорит против отождествления нынешней Казанской иконы Божией Матери с иконою Борисоглебского упраздненного монастыря.
Правда, некоторая неопределенность приведенного свидетельства синодика, позволяющая отнести его и к другой какой-нибудь иконе, в значительной степени ослабляет его доказательную силу. Но кроме его есть еще и другие данные, заставляющие предполагать, что Борисоглебской Казанской иконы в настоящее время в Горицком соборе нет.
В 1788 году, как известно, последовало закрытие Переславской епархии. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью преосв. Платону, Митрополиту Московскому. Копию этой описи в местных архивах мне найти не удалось, хотя в некоторых делах, имеющихся у меня под рукою, отсутствие ее представляется даже несколько непонятным. Но за то сохранился другой документ, имеющий первостепенное значение в решении нашего вопроса,— именно «Реестр ризничным Переславским вещам, кои при приеме (в Москве) оказались неявившимися, також сомнительными и с описью неходными». В этом реестре в отделе «Ризницы Борисоглебского монастыря, что на Песках» стоит: «Вместо образа № 2—Пресвятыя Богородицы Смоленския оказался образ Казанския Пресвятыя Богородицы, токмо венец и такой же, что и оклад басебной,— а не гладкой чеканой».
Из этих слов реестра можно видеть, что икона Казанской Божией Матери, взятая из Борисоглебского монастыря, в 1788 г. вместе с другими священными предметами была передана в Москву и принята для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря. При сдаче ее в описи замечена была ошибка, которую и отметили в особом реестре.

Источник: Малицкий Н. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1. 1904 г.

Переславль-Залесский

Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Владимирская епархия.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (01.07.2015)
Просмотров: 3226 | Теги: церковь, Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru