Религиозная Организация "Никольский Женский Монастырь Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 31 декабря 1999 г.
Игумения Афонина Ольга Сергеевна. Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Гагарина, д. 39.
Монастырь предположительно основан в 1348 г. Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского, как мужской.
ДМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ
Димитрий с житием (икона работы Дионисия)
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в начале XIV века в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском. Родители с раннего детства укреплявшие в нем благочестивую христианскую настроенность. Когда мальчик достиг школьного возраста они начали его учение; по обычаю времени, оно заключалось в усвоении церковной грамоты, а затем в чтении книг богослужебных и Священного Писания, по преимуществу Псалтири.
Семя слова Божия, западая в чистую душу ребенка, начало приносить свой плод: отрок выделился среди своих сверстников умом и смирением, он удалялся от шумных детских игр, избегал услуг и почета, какими окружала его домашняя челядь. Чем дальше шло время, тем более и более прилежал он чтению Священных книг и богомыслию, возгревая в сердце любовь к Богу. Его мало занимали торговые дела отца — не о богатствах скоропреходящих он думал и не об утехах здешней жизни: душа его стремилась у небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и самых близких по крови: иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Все более и более созревала его мысль о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Юный Димитрий покидает дом отца и принимает пострижение в Успенском Горицком монастыре. Его пострижение было действительным отвержением своей воли, мирских соблазнов и забот для беспрепятственного сосредоточения душевных сил на достижение одной цели — спасения во Христе. Следуя по стопам Его, юный постриженник повинуется во смирении братии и поучается день и ночь в молитве. Терпение, смиренномудрие и незлобие его были столь велики, что возбуждали невольное удивление братии. За такую добродетельную жизнь преподобный был удостоен священства. Облеченный высоким званием совершителя Таин Божиих, он усилил подвиги, «как верный раб мног прикуп творя без лености Господу, от Которого получил он столь великий дар». Неизвестно, сколько времени преподобный подвизался на месте своего пострижения — в Горицком монастыре. Потом он задумал создать свой монастырь со строгим общежительным уставом и исполнил свою мысль. Он переселился из Горицкой обители на болото; так называлось на западной окраине Переяславля сырое болотистое место в одной версте от Плещеева озера; на месте нового поселения преподобный Димитрий поставил храм во имя святителя Николая, а при нем устроил Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом. Расположенная в низменной и сырой местности, не имевшая ни сел, ни угодий, убогая обитель преподобного привлекала, однако, многих славой имени своего основателя; желая подвизаться под руководством преподобного Димитрия, к нему приходили как миряне, ищущие пострижения, так и иноки из других монастырей. Преподобный, как отец чадолюбивый, всех принимал с любовью. В сане игумена он с кротостью правил новособранным стадом словесных овец, поучая их, главным образом, примером собственной добродетельной жизни. Братия смотрели на него «как на Ангела Божия» и повиновались ему с сыновним расположением. Особенные случаи проявления благодати Божией над преподобным еще более усиливали уважение к нему братии и мирян. Преподобный Димитрий был одарен редкой красотой, и так как он вел «жестокое житие», измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшей людей. Поэтому во избежание соблазна и искушения, преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами — посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания. Так как обитель преподобного находилась в городе, то в воскресные и праздничные дни сюда приходило к богослужению много горожан. Среди этих обычных посетителей монастырского храма была одна знатная женщина. Она часто слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия и ей очень хотелось взглянуть на его лицо. Долгое время старания ее были безуспешны. Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, женщина решилась на следующее: раз перед обедней она подкралась к келлии преподобного и в окно взглянула на игумена. Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризной посмотрел на нее. Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келлии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся. Видя искреннее раскаяние плачущей женщины, преподобный кротко упрекнул ее: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?» К этому подвижник присоединил наставление о том, что в храм Божий должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души целомудренной, сосредоточенной молитвой и милостыней. Благословив затем женщину, преподобный Димитрий даровал ей прощение; женщина тотчас исцелилась от внезапного недуга и пошла домой, благодаря Бога и преподобного.
В 1354 г. Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы. Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия дошла до великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который и вызвал к себе в Москву старца. Преподобный Димитрий произвел сильное впечатление на великого князя, который проникся к нему глубоким уважением: почитая переяславского подвижника так же, как и преподобного Сергия, он просил его быть восприемником при крещении одного из своих детей. Затем великий князь с честью отпустил смиренного игумена бедной обители, богато одарив его.
Но мирская слава для истинного инока — тяжелое бремя и опасное препятствие на смиренном пути подвижничества; она то же для монаха, что «сеть для птицы и тенета для серны». Преподобный Димитрий хорошо сознавал это. Избегая людской славы, он решил оставить родной город и свою обитель. См. Дмитрий Прилуцкий.
В 1382 г., когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на Переславские земли, Никольский монастырь был разорён, как и весь город. Восстановили монастырь в XV в. До времён Смутного времени монастырь переживал расцвет, получал богатые пожертвования, но поляки и литовцы снова разорили обитель.
ДИОНИСИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ
В 1613 г. в монастырь пришёл старец Дионисий, впоследствии схимник и затворник, начавший новое возрождение монастыря и монастырской общины. Дионисий происходил из армян, до принятия монашества относился к купеческому сословию. Существует легенда, согласно которой, еще будучи мирянином, Дионисий видел сон, в котором ему явился святитель Николай и потребовал восстановить обитель. Что тот и сделал. При Дионисии были восстановлены деревянные храмы монастыря; при нем же в пользу обители московскими государями были отписаны земельные угодия, дарованы многие льготы. Все это способствовало скорому восстановлению монастыря. При Дионисии в обитель попала одна из главных его ценностей – «Корсунский крест». Считается, что святыня была принесена из Суздаля раскольниками, получавшими при старце Дионисии приют в монастыре. «Корсунский» значит - из Херсонеса Таврического, что в Крыму, который также называли Корсунью. Согласно легенде, именно там в 988 г. князь Владимир встретился с греческими священниками, после чего принял православие; из Херсонеса же Владимир перенес в Киев десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. В настоящее время крест находится в Благовещенской церкви монастыря. См. Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском
Патриарх у Корсунского Креста - древней святыни монастыря в Благовещенской церкви
Память Дионисия Переяславского осуществляется - 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и в Соборе Ярославских святых.
Питирим Нижегородский, родившись в пределах Нижегородских, в крестьянской семье, от родителей – раскольников и воспитавшись в духе раскола, Питирим (мирское имя его неизвестно), придя в возраст, пожелал посвятить себя иноческой жизни и для того удалился на польскую границу в Стародубскую область, где на Ветке, сделавшейся притоном бежавших из России раскольников, пострижен был раскольниками в монашество и потом, возвратившись на родину, в лесах Керженских и Чернораменских явился главным вождем раскольников. Но это продолжалось не долго. Чем более Питирим изучал для целей раскола соборные постановления и историю церкви, тем более он убеждался в неправоте раскола. Наконец, с чувством преданности, он перешел в недра православной церкви. Большое воздействие на него в этом случае оказал св. Дмитрий митрополит Ростовский. Питирим, чтобы ближе быть к последнему, поселился в Никольском монастыре г. Переславля, и здесь поставлен был строителем. Император Петр I (1682-1725), бывая часто в Переславле, на Плещеевом озере, обратил свое внимание на строителя Никольского монастыря, отличавшегося строгостью жизни, опытностью и сведениями в делах веры. Он поручил ему противораскольническую миссию в Нижегородской епархии, повелел возвести его в сан игумена Переславского Никольского монастыря, а потом перевел его архимандритом в Успенский Нижегородской губернии Кержебельмашский монастырь и наконец за энергичную и успешную противораскольническую миссию, в 1719 г. повелел хиротонисать его в епископа Нижегородского.
Никольский монастырь. Фото нач. ХХ века
В XVIII в. монастырь заново полностью обстраивался зданиями из камня. Очень долго строился главный храм Николая Угодника (1680-1721 гг.); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проёмы.
Никольский собор
Переславским архитектором В.Н. Ижиковым был составлен проект нового крестово-купольного храма - в стиле московского зодчества ХV-ХVI вв., напоминающий архитектуру соборов Московского Кремля. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий одобрил и подписал проект 14 декабря 1998 г. В 2003 г. закончено возведение нового Никольского собора и колокольни.
Никольский собор
Главки Никольского собора
Иконостас Никольского собора
Иконостас Никольского собора
Колокольня Никольского монастыря
Колокольня Никольского монастыря
В 1693 г. построили соборную шатровую колокольню.
Надвратная церковь Петра и Павла
Надвратная церковь Петра и Павла
Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол. Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.
С 1 сентября 1905 года открыта одноклассная церковно-приходская женская школа при Переславском Никольском женском монастыре. Покончивши благоустройство монастыря, игумения Антония решила устроить при нем и церковную школу. Для школы устроено помещение рядом с храмом над св. воротами. Помещение очень чистое, теплое и светлое, размером 6х8 аршин при высоте 4 ½ аршина. В настоящее время в школе обучаются 40 девочек. На случай увеличения числа учащихся имеется таких же размеров запасная комната, в которой пока помещается библиотека. — С января 1907 года в школе будет начато систематическое обучение рукоделию. (В. Е. В. № 47-й. 1906 г.).
Благовещенская церковь
Благовещенская церковь
Внутреннее убранство Благовещенской церкви
Иконостас Благовещенской церкви
Роспись Благовещенской церкви
Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой. По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.
Звонница Никольского собора
Монастырское озеро
Келейный корпус
Монастырская ограда
Монастырский огород
Монастырь неоднократно подвергался разрушениям. В 1923 г. власти закрыли монастырь; главный же собор и колокольню взорвали.
Долгое время в обители находилась животноводческая база.
С 1994 года обитель возрождается.
В храмах обители покоятся мощи двух Переславских святых - благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.
Мощи благоверного князя Андрея Смоленского в Благовещенской церкви
Преподобный Корнилий Молчальник
22 июля/4 августа - память преподобного Корнилия Переяславского (+ 1693).
Прп. Корнилий Молчальник. Фрагмент иконы сестер Переславль-Залесского Никольского монастыря, 2000 г.
В миру Конон, родился около 1635 г. в семье рязанского купца. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом.
Приняв на себя обет молчания, юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Здесь он проходил самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. По преданию, духовником его был настоятель соседней Никольской обители игумен Варлаам.
Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги.
Испросив у игумена разрешение жить в затворе, преподобный Корнилий затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве. Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией.
Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец. Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Имел дар прозорливости и исцелений.
Мирно скончался 22 июля 1693 г. Перед кончиною преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял великую схиму. Преподобный был погребен в часовне.
Мощи и почитание
В 1701 г. во время пристройки каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповрежденным. В 1705 г. при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом, под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак. Над гробом находилась вызолоченная рака. В 1930-е гг. церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды.
Мощи преподобного Корнилия Переяславского
С 1994 г. мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 г., 4 августа - в день памяти преподобного, - было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского монастыря в Никольскую обитель. Попечением ктитора обители Виктора Ивановича Тырышкина, в память о его родителях Иоанне и Клавдии, была изготовлена золоченая раки для мощей.
Тропарь преподобному Корнилию Переяславскому
Тропарь, глас 8:
Новоявленнаго угодника Божия почтим, Корнилия преподобнаго, крест на рамо вземшаго, иго Христово усердно понесшаго, иже на невидимыя враги мужественно подвизався и козни их поправ, яко добр воин, Владыце Христу предста и молится о душах наших.
Кондак, глас 2:
Вышняя получити желая, в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне, да наследиши Горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив, не видети суеты, но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная, обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. Не умолчи убо и ныне, о нас моляся, Корнилие преподобне.
Величание Ублажаем тя, преподобне отче Корнилие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.