Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском

Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском


Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском

Крест этот находится в гор. Переславле-Залесском, в Николаевском женском монастыре.
Он четырехконечный, деревянный, обложен медными позолоченными листами, длиной 3 арш. 7 вершк., а шириной 1 арш. 14 вершк. Как на лицевой, так и на задней стороне креста все четыре конца его и средина украшены металлическими круглыми клеймами, на которых изображены праздники Господни. От этих клейм, по линиям креста, идут серебряные ковчежцы с царскими коронами; на ковчежцах находятся изображения святых угодников Божиих, а в ковчежцах части мощей сих святых угодников. Кроме того на лицевой стороне креста помещены небольшие крестики из камней разных цветов, а с обеих сторон крестиков вставлены разноцветные камешки и хрусталики. Вся лицевая сторона креста вокруг обнизана жемчугом, вперемежку с синеватыми хрусталиками.
Все означенные украшения креста расположены в следующем порядке:

Лицевая сторона — по прямой продольной линии.
1. Верхнее круглое серебряное клеймо с изображением Вознесения Господня (Под ним должны быть или звездочки, или разноцветные 2 камешка; а их нет).
2. Под клеймом крестик сердоликовый, — под крестиком, в металлических гнездах, с одной стороны камешек зеленого цвета, с другой — топаз.
3. Ковчежец с изображением на крышке его св. Иоанна Предтечи; по сторонам его топазы дымчаты.
4. Крестик из яшмы бледно-желтой, под ним камешки темно-синие.
5. Ковчежец с изображением и мощами св. Василия Амасийского; под ним два места (пустые теперь) для камней.
6. Крестик из камня голубого цвета (Под ним должны быть 2 камешка разноцв.).
7. Круглое клеймо (в средине креста) с изображением Распятия Господня с предстоящими — Божией Матерью и св. Ап. Иоанном Богословом; под ним камешки зеленоватого цвета.
8. Ковчежец с изображением и мощами св. Ѳеодора Тирона; под ним 2 топаза зеленоватые.
9. Крестик сердоликовый, — под ним камешек голубой (другого камешка нет).
10. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Виктора (под ним 2 камней нет).
11. Крестик из камня шоколадного цвета (под ним 2 камней нет).
12. Ковчежец с изображением и мощами св. Ѳеодора Стратилата; (под ним 2 камней нет).
13. Крестик из камня сероватого цвета (под ним 2 камней нет).
14. Серебряный крест (неизящной работы) с мощами св. Ѳеодора Смоленского и чад его Давида и Константина (под ним должны быть 2 камня).
15. Круглое клеймо с изображением на нем сошествия Господа во ад.

Поперечная линия креста — на лицевой стороне.
1. Круглое клеймо (от левой стороны наблюдателя) с изображением Рождества Христова под ним камешек красный и 2 пустых места для звездочек или камней.
2. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Димитрия (под ним должна быть звездочка и камешек).
3. Крестик из камня молочного цвета; под ним 2 хрусталика (и 2 пустых места для камней или хрусталиков).
4. Ковчежец с изображением Еванг. Иоанна (под ним должен быть крестик и 2 камня).
5. (По другую сторону средины креста). Ковчежец с изображением св. Ап. Павла (под ним. 2 пустых места для камней).
6. Крестик из камня молочного цвета; под, ним 2 аквамарина.
7. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Георгия, под ним 2 пустых гнезда для камней (Под ковчежцем же должен быть крестик, а под крестиком 2 места для камней).
8. Круглое клеймо с изображением Положения Господа во гроб.
Примечание. В поперечной линии креста на лицевой стороне не достает 2 крестиков и 14 камней разноцветных.

Задняя сторона креста—по прямой продольной линии.
1. Место для круглого клейма — без образа праздника.
2. Ковчежец с изображением и мощами св. Василия Анкирского.
3. Каменный шейный крестик с металлическим на нем Распятием и буквами.
4. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Агаѳоника.
5. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Меркурия.
6. В средине креста — круглое клеймо с образом Воскресения Христова.
7. Ковчежец с изображением и мощами св. Игнатия Ростовского (над ковчежцем короны недостает).
8. Ковчежец с изображением и мощами св. Исаии Ростовского.
9. Ковчежец с изображением и мощами св. князя Василия Ярославского.
10. Круглое клеймо, а на нем Сретение Господне.
Примечание. Таким образом на прямой продольной линии нет круглого клейма с изображением праздника и корон на нескольких (на 3) ковчежцах.

На поперечной линии креста.
1. (Слева). Круглое клеймо; на нем Вход Господен во Иерусалим.
2. Ковчежец с изображением и мощами св. мученицы Христины.
3. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Евстратия.
4. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Ореста.
5. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Марины.
6. Место (пустое) для круглого клейма.
Примечание. На поперечной линии не достает круглого клейма с изображением праздника.

К какому типу принадлежит Переславский крест

Наводил я усиленные справки о замечательных животворящих крестах, находящихся в г. Дмитрове и Москве — в Успенском соборе, чтобы найти в них сходное с Переславским крестом. При этом оказалось, что Дмитровский крест не сходен с Переславским ни по мере, ни по виду Дмитровский крест формой семиконечный с изображением на нем Распятого Господа имеет длины 3 арш. 12 вершк., ширины 2 арш. 10 вершк. и обложен, кроме тела Спасителя, серебром без всяких других украшений. В Московском Успенском соборе три запрестольных, так называемых Корсунских креста: два из них хрустальные, небольшого размера, на длинных древках, несходные с Переславским крестом; третий же крест совершенно сходен с ним как по мере в долготу — 3 арш. 7 вершк. и широту в 1 арш. 14 вершк. так и по круглым на концах креста клеймам с изображением на них праздников Господних. Некоторые из праздников занимают в клеймах совершенно одинаковые места, как и в Переславском кресте. Кроме круглых клейм с праздниками, в Московском кресте, на лицевой стороне имеется 12-ть клейм с чеканными изображениями 12-ти Апостолов, а около них помещены граненые хрустали разной величины в металлических гнездах. В Переславском кресте вместо изображений 12-ти Апостолов находятся 10 серебряных ковчежцев с коронами, изображениями и мощами св. угодников,— а под ковчежцами крестики из разноцветных камней; около же ковчежцев и крестиков помещены камешки и хрусталики тоже разных цветов. Кроме того вся лицевая сторона Переславского креста обложена по краям жемчугом с синеватыми хрусталиками. На задней стороне Московского креста находятся (по краям и средине) пять круглых золоченых изображений праздников (без финифти), а от них по линиям — продольной и поперечной идут 12-ть звезд из хрусталей в металлических гнездах (8 на продольной линии и 4 на поперечной). В Переславском кресте, на задней стороне его, тоже находятся пять круглых клейм с изображениями праздников; но вместо звезд имеются 10 ковчежцев с изображениями и мощами св. угодников. Итак, Переславский животворящий крест совершенно сходен с Московским как по длине и широте, так и по круглым клеймам (на лицевой и задней стороне креста) с изображениями праздников. Отличается он от Московского обилием святынь, заключающихся в частицах мощей св. угодников и разнообранием украшений, находящихся на нем. Но эти украшения не могут противоречить сходству одного креста с другим, потому что делались в последствии времени и представляют плоды усердия русских благотворителей. Если Московский крест считается Корсунским крестом, то и Переславский крест должен быть отнесен к типу Корсунских крестов.

Откуда появился Корсунский крест в Переславле и когда сделаны украшения на нем

Положительных ответов на эти вопросы, за неимением ясных свидетельств, дать не можем. Но есть исторические данные, которые могут, если не решить предложенные вопросы, то, по крайней мере, приблизить к истине решение их. Можно с вероятностью полагать, что как Московский крест, так и Переславский принадлежат к тем крестам, которые принес св. князь Владимир из Корсуни в Киев. Из Киева, по его распоряжению, кресты могли быть принесены в Ростово-Суздальскую землю или первым епископом города Ростова Ѳеодором (в 991 г.), посланным св. Владимиром для просвещения ее св. христианскою верою, или преемниками Ѳеодора, святителями Леонтием (с 1054 по 1077 г.) и Исаиею (1078—1090 г.), постриженниками Киево-Печерского монастыря. Мысль эта может иметь подкрепление себе в том, во 1-х, что Ростов был отдан во владение более всех любимому св. Владимиром сыну св. Борису, а во 2-х в том, что епископ Ѳеодор построил в Ростове великолепный храм во имя Успения Божией Матери, который простоял до 1160 года и следовательно стоял при жизни в Ростове святителей Леонтия и Исаии. Храм этот было очень прилично святителям украсить Корсунскими крестами.
Некоторые почтенные археологи выражали мне предположения, что Переславский крест устроен каким либо знатным и богатым ревнителем благочестия на подобие Корсунского в Московском Успенском соборе. Но этому предположению не благоволит история. При начале просвещения северной России христианскою, верою Москва даже не упоминается. Главным городом северной России был Ростов Великий, имевший особого князя в лице Сына св. Владимира Бориса. Во владении Ростова был и Переславль. После мученической кончины Бориса, Ростов долгое время составлял часть удела Переславского, а потом Суздальского и Владимирского при великом князе Андрее Боголюбском (1169—1174 г.). Москва же упоминается в летописи не ранее 1147 года, а самостоятельное значение ее, как княжества, началось с 1271 года при десятилетнем князе Данииле. При великом князе Иоанне Даниловиче Калите и его преемниках Московское княжество более и более усиливалось и присоединяло к себе удельные города. Так в 1302 году, по завещанию Переславского князя Иоанна Дмитриевича, Переславль был отказан Московскому князю; а в 1474 году, при великом князе Иоанне III-м и Ростов присоединился к Москве. В 1579 году был вновь построен и освящен знаменитый, доселе существующий, Московский Успенский собор.
В этот вновь построенный и освященный Московский собор стали собирать важнейшие святыни из других городов России или в подлинниках, или в точных копиях. Так были принесены из Новгорода — Корсунская икона Всемилостивого Спаса, из Владимира — Владимирская икона Богоматери, из Пскова — Псково-Покровская икона Богоматери, из Устюга (1567) — образ Благовещения Пресв. Деве Марии. Можно с вероятностью полагать, что и Московский Корсунский крест принесен был из Киева сперва в. Ростов или Суздаль, а потом уже и в Москву, напр. на освящение Успенского собора в 1479 году. Влияние Ростовских святынь сказывается на стенной живописи Московского Успенского собора; напр., над северными дверями (снаружи) изображены Ростовские иерархи.
Имел ли Переславский Корсунский крест какие украшения на себе при перенесении его из Киева — не известно. Но то несомненно, что нынешние украшения креста, состоящие в ковчежцах с мощами св. угодников и разноцветных крестиках, из камней, сделаны усердием благоверных князей и княгинь северной России. Об этом свидетельствуют, во 1-х, царские короны на ковчежцах с мощами и русские надписи над изображениями праздников и св. угодников, во 2-х, ковчежцы с мощами русских святых Ростовской земли. Что же касается времени, когда сделаны украшения креста, то, принимая во внимание, что в кресте, нет ковчежцев с изображениями и мощами святителей Московских — Петра (ум. 1320) J), Алексия (1354—1378), Ионы (1449—1471), Филиппа (1566 —1569) и св. Сергия Радонежского чудотворца (1391) ); а есть ковчежцы с изображениями и мощами св. князей Ѳеодора Смоленского (коего мощи открыты в 1463 году) и Василия Ярославского (мощи открыты в 1501 году) и, останавливаясь на том, что ковчежцы с мощами русских святых стоят на линии креста последними, а ковчежец в форме креста с мощами св. князя Ѳеодора Смоленского не походит на другие изящные ковчежцы, нельзя не прийти к заключению, что ковчежцы с мощами греческих святых и разноцветные крестики были устроены ранее ковчежцев с мощами русских святых, именно до 1472 года — до открытия мощей святителя Московского Ионы, и что полное завершение украшений креста с ковчежцами мощей русских святых последовало не позднее времен царствования Иоанна Грозного (1533 —1584 г.).
Кому же из русских князей и княгинь принадлежит честь украшений св. креста, об этом, можно делать тоже одни предположения, на основании, впрочем, исторических данных.
В Переславский период времени, т.е. когда Переславль имел своих удельных князей (1152— 1302) трудно и предполагать, чтобы можно было князьям и княгиням спокойно заняться украшениями св. креста. Это был период раздробления России на мелкие области, период (с 1238 года) порабощения России татарами и распрей князей между собою, когда ни один князь русский не был твердо уверен в том, что его княжество удержится за ним, когда города переходили от одного властителя к другому по праву сильного. В этом периоде князей можно бы остановиться на сыне Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, о котором в летописи замечено: „Князь Юрий Долгорукий построил (1152 г.) в Переславле соборную церковь во имя Преображения Господня, которая была украшена св. иконами и всяким благолепием"; но Юрий Долгорукий в 1155 году сделался великим князем Киевским, скончался в Киеве и погребен в церкви Спаса на Берестове, Пересматривая летописи князей Московского периода, с царствования великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328—1340), первее всего останавливаешься на благочестии великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363 — 1389) и супруги его Евдокии (1367—1407). Оба они отличались ревностью к устроению и украшению храмов Божиих и жили во время святительства митрополита Алексия, который, конечно, имел большое влияние на благочестивое развитие княжеской четы. К тому же во время княжения Димитрия Донского были частые пришествия священных лиц из Палестины в Москву для сбора милостыни; а патриархи посылали чрез них в благословение великому князю и княгине св. иконы и мощи святых. Переславль составлял особую вотчину Димитрия Донского. Так по случаю нашествия на Москву Тохтамыша в 1382 году в летописи замечено: «Поеде (Димитрий) во град свой Переславль». Супруга его Евдокия тоже, как видно, любила Переславль и по долгу живала в нем. Второй сын ее Юрий родился у нее в Переславле. По смерти своего супруга в 1389 году, получив богатые вотчины, она особенно стала щедро жертвовать на украшение и устроение храмов Божиих и монастырей. В Переславле она построила Горицкий монастырь в память избавления своего и своих детей в 1382 году от преследования татар, которые едва не захватили их в плен. Есть посему большая вероятность полагать, что великий князь Димитрий Донской, а особенно его супруга Евдокия принимали живое, участие в украшении животворящего креста, который мог быть сперва и помещен в устроенном ею Горицком монастыре.
Из последующих после Донского князей особенное усердие к устроению и украшению Переславских монастырей имели: великий князь Василий Иоаннович III и царь Иоанн Васильевич Грозный — с супругами. Великий князь Василий Иоаннович с супругою четыре раза был в Переславле (в 1510, 1523, 1525 и 1526 годах) и имел особое внимание и расположение к Переславскому чудотворцу, преподобному Даниилу и устроенному им (Даниилом) монастырю. Царь Иоанн Васильевич Грозный неоднократно был с своими супругами на богомолье в Переславле и имел особенное усердие к преподобному Никите Столпнику и Никитскому монастырю. Он построил соборный храм в монастыре во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты Столпника, а супруга его Анастасия Романовна пожертвовала своих трудов шитый образ чудотворцев и покров на раку его, и ризы, и поясы. В 1557 году в память рождения сына Ѳеодора он же построил соборный храм во имя св. великомученика Ѳеодора Стратилата в нынешнем Ѳедоровском женском монастыре. После царя Иоанна Грозного, в Московских государях, по летописям, не видно особенного участия в устроении п украшении Переславских церквей и монастырей. Таким образом украшение Переславского креста из царственных особ может относиться к усердию великого князя Димитрия Донского и супруги его Евдокии, а полное завершение украшения креста ковчежцами с мощами русских святых и к усердию царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны.

Труднее всего решить вопрос, каким образом такой замечательный животворящий крест оказался в Переславском Никольском (на болоте) монастыре. Монастырь этот всегда был незначительным монастырем среди других Переславских монастырей. В нем, кроме старинной иконы Святителя Николая и других старинных вещей утвари церковной и хозяйства церковного, нет святынь, напр. св. мощей св. угодников, особенно привлекающих усердие богомольцев. Не видно также, чтобы кто-нибудь из знаменитых лиц жил в нем ради cпaceния своей души, а равно и того, чтобы кто-нибудь из благоверных князей и княгинь посещал его и жертвовал в него. История монастыря очень несложная.
Основан он св. Димитрием Прилуцким около 1350 года. В житии св. Димитрия, сост. архиеп. Филаретом, говорится, что св. Димитрий был восприемником детей великого князя Димитрия Донского и получал от него для своей обители щедрые дары. Можно бы полагать, что св. Димитрий получил от великого князя Донского в дар для обители и животворящий крест Корсунский. Но восприемничество св. Димитрием детей великого князя не подтверждается историей. Великий князь Димитрий Донской сочетался браком с дочерью Суздальского князя Константина — Евдокиею в 1167 году, а св. Димитрий в 1368 году ушел из Переславля в пределы Вологодские, и здесь, сперва близ Авнежского селения построил храм во имя Воскресения Христова, а потом в 1371 году в 3-х верстах от Вологды, при луке, образуемой коленом р. Вологды, построил общежительный монастырь с храмом во имя происхождения честных древ Спаса Христа. В 1371 году родился у великого князя Донского первый сын Василий; но в этом году св. Димитрий был в Вологде. Второй сын у Донского Юрий родился в Переславле в 1374 году ноября 26-го; но крестил его игумен Сергий при князе Димитрие Константиновиче Суздальском, его братьях, супруге и детях, а также других князьях и многих боярах.
О св. Димитрие Прилуцком и помину нет. В 1382 году родился у Донского сын Андрей, но крестил его игумен Симонова монастыря Ѳеодор. В 1395 году родился сын Петр, а крестил его игумен Сергий. После св. Димитрия о Никольском монастыре известно только, что в нашествие на Переславль Эдигея в 1408 году он был разграблен татарами, а в 1609 году опустошен поляками и литовцами — и стоял опустошенным до Дионисия Затворника (ум. 1645 г. апр. 15-го). Дионисий возобновил Никольский монастырь, построил в нем церковь, кельи и ограду вокруг монастыря — деревянные. С тех пор существует этот монастырь, не выходя из своей бедности. В 1754 году за ним состояло крестьян только 276 душ. С 1767 года числится заштатным монастырем. Таким образом не оказывается никаких сведений на то, чтобы животворящий крест Корсунский был пожертвован великими князьями и княгинями в Никольский монастырь. Несомненно он поступил в этот монастырь из другого города. Но из какого города, кем и когда был принесен сюда?
Определенного ответа на этот вопрос дать нельзя за неимением прямых свидетельств о том; можно делать только предположения и догадки. История жизни Никольского монастыря, очень правильно распадается на два периода: первый от основания монастыря св. Димитрием Прилуцким — от 1350 года по 1610 год до польского разорения его; второй — от восстановления его из развалин Дионисием затворником в 1613 году (ум. 1644) года до настоящего времени. В 1-м периоде животворящий крест Корсунский, как мы видели, не мог быть пожертвован в Никольский монастырь. Второй период существования монастыря с Дионисия (с 1613—1644) и далее до конца XVII века, и начала XVIII представляет время беспокойное, время смут и нестроений от раскольников, имевших близкое отношение к Переславлю вообще, и в частности к Никольскому монастырю. Неизвестно точно, держался ли сам Дионисий старообрядчества; но несомненно, что он по ведению или по неведению широко отворял двери монастыря коноводам старообрядчества. К нему приходил, еще будучи белым из священников села Павловского (ок. Суздаля) Ѳеодор, который потом в 1665 году принял в том монастыре иноческое пострижение с именем Ѳеоктиста и некоторое время жил в нем. Сей Ѳеоктист был из самых видных лиц, действовавших в пользу раскола, был единомышленник и ученик завзятого раскольника Григорья Неронова, написавший и житие его. Сам Иван Неронов, с именем Григорья, принял иноческое пострижение в Переславле от Даниловского Архимандрита Тихона (1050 г. Дек. 25) и некоторое время тоже жил в Переславле в Горицком монастыре. Без всякого сомнения в Переславль приезжал навещать своих единомышленников и свирепый раскольник из Суздаля соборной церкви Рождества Прсев. Богородицы поп Никита Константинович. С 1665 года является в Никольском монастыре еще раскольник Питирим, который был с 1704 г. строителем монастыря, а с 1713 г. игуменом. Таким образом Никольский монастырь, можно сказать, был восстановлен из развалин на старообрядческой почве и был пристанищем для старообрядцев с 1613 года до 1719 года, в котором Питирим, уже борец с расколом, был Имп. Петром 1 поставлен в епископа Нижегородского. Сопоставляя с нравственным состоянием Никольского монастыря выше приведенное свидетельство Суздальского соборного протопопа Иоанна Виноградова, проживавшего до 1741 года, что из Суздальского собора увезен в Москву в Успенский Собор животворящий Корсунский крест Господень „пребогато украшенный камением и жемчугом драгоценным, котораго теперь в Москве нет и по описям Успенскаго Моск. собора XVII в. по 1701 г. не значилось, невольно приходишь к тому заключению, что животворящий крест, „пребогато украшенный жемчугом и каменьями, попал вместо Москвы в Переславль, вместо Успенского Собора в Никольский монастырь. Когда же? Если протопоп Иоанн Виноградов свидетельствует, что животворящий крест увезен из Суздаля, то свидетельствует о событии, не очень отдаленном, еще не вышедшим из памяти; если к тому же предположить, что о. Иоанн прожил более. 80 лет, то событие увезения креста из Суздаля с большею вероятностью может пасть на время шатания раскольнического в половине XVII века. Очень может быть, что попы суздальцы — Ѳеоктист и Никита привезли животворящий крест вместо Москвы, в которой раскольников очень не жаловали, в благосклонный для них Переславский Никольский монастырь. Мысль эта утверждается еще тем, что в Никольском монастыре, кроме замечательного животворящего креста, есть и другие замечательные предметы, принесенные тоже вероятно, почитателями старины.
Что же изо всего вышесказанного следует?
Из всего вышеизложенного более достоверного оказывается то во 1-х, что животворящий крест, находящийся в Переславском Никольском монастыре, есть Корсунский, принесенный из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или в начале XI века;. во 2-х, что и московский Корсунский крест принесен в Москву из Ростова во 2-й половине XV века; в 3-х, украшение на переславском Корсунском кресте сделаны в северной Руси попечением В. Кн. Димитрия Донского и супруги его Евдокии (1367—1407) и царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны (1533— 1584 г.); в 4-х — принесен переславский Корсунский крест в Николаевский монастырь из Суздаля во второй половине XVII века почитателями старины.

Протоиерей Александр Свирелин.
/Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 2. - 1900./
Свято-Никольский женский монастырь

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (21.11.2016)
Просмотров: 3373 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru