Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.07.2020
12:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1277]
Суздаль [392]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [108]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [129]
Гусь [150]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [118]
Александров [244]
Переславль [108]
Кольчугино [73]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [99]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [107]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Проповедничество в дореформенной Владимирской духовной семинарии

Проповедничество в дореформенной Владимирской духовной семинарии

Проповедание Слова Божия в храмах кафедрального города вменялось в нашей дореформенной семинарии в непременную обязанность учеников богословского класса. Ученики читали составленные поучения и слова не только в семинарском храме, но и в приходских и далее за богослужением, совершаемым Владыкою. В тех случаях, когда богословский класс еще не был открыт или по каким-нибудь причинам закрывался, проповедание Слова Божия лежало на обязанности философов, а в некоторых случаях и риторов. Так, в календаре М.М. Сперанского, хранящемся в Императорской публичной библиотеке, под 6-м июня 1787 года читаем: «Говорил проповедь в церкви Илии пророка в присутствии Его Преосвященства»; под 22 августа: «Сказывал проповедь о том, что для чего смерть еще в мире владычествует, когда Христос ее уже победил? Для того, чтобы мы, бояся смерти, удалялися от греха»...; под 26 сентября: «Говорил проповедь в Рождественском монастыре в присутствии Его Преосвященства о богословии»; под 12-м декабря: «Говорил вместо Баг...нского (Багрянского, в то время учителя инфимы и аналогии) проповедь в Рождественском монастыре».
В 1787 году богословский класс во Владимирской семинарии не существовал. М. Сперанский, таким образом, произносил свои проповеди, будучи студентом философии, говорил, очевидно, не потому, что выделялся своими способностями и дарованиями из среды других, а в известном порядке, чередуясь с прочими товарищами. Что это действительно было так, видно из доклада архимандрита Евгения, с которым познакомимся ниже.
Особенное внимание на подготовку семинаристов к проповеданию Слова Божия и приобретение ими соответствующего навыка в этом отношении обращал Преосвященный Виктор, правивший Владимирскою епархией в конце ХѴIII века. Он не только следил за проповедничеством юных студентов, но и делал серьезные внушения наставникам семинарии в тех случаях, когда по их нерадению или невниманию семинаристы не выступали за богослужением с проповедями. Один раз из-за несоблюдения его распоряжений касательно проповедания в храмах учеников богословия епископ Виктор сделал настолько суровое внушение ректору семинарии Евгению, что возник было даже вопрос о лишении Евгения ректуры.
Именно, 1-го ноября 1789 года еп. Виктором сделано было в консисторию строгое распоряжение, которое свидетельствовало о его неблаговолительном настроении к тогдашнему ректору семинарии архимандриту Евгению, настроении, возникшем в связи с вопросом о проповедничестве семинаристов.
«В бытность мою 7-го числа сего месяца в Спасском монастыре у архимандрита Мисаила, говорилось в указе, по учиненному мною здешней семинарии префекту архимандриту Евгению, для чего из учеников не сказывают по воскресным дням проповедей и ныне, т. е. в показанное 7 число, не было, за нехотением ли его поправлять их речей, или за их леностью и неспособностью, — вопросу, между разговорами — на мое, что посему хлеб яст втуне, объяснение, он сказал, что прежде времени тем словом оштрафован и более учить класса богословского не желает. А как и 28-го числа сегож месяца в воскресный день проповедания Слова Божия не было, то архимандриту Евгению объявить в консистории, что ежели впредь от учеников богословии к народу предлагаемого поучения в воскресные и праздничные дни не будет, тогда замечено будет нерадение, а затем истребован, или здешней епархии другой на его место определен быть имеет».
Из консистории указ сообщен был архимандриту Евгению, и от него потребовали объяснений. Репорт, поданный Евгением в Суздальскую консисторию, заключает ценные данные для подтверждения мысли, высказанной выше, т. е. что учеников приучали к публичному произношению поучений еще с риторики. Приводим ту часть репорта, которая непосредственно касается рассматриваемого вопроса.
«Во исполнение указа духовной консистории благопочтенно репортую: что Его Преосвященство 7-го сего числа октября во время обедни присылал ко мне философии учителя Петра Лебедева с грубым выговором, что я тунеядец и что жалованье мне от семинарии производимо не будет, для того, что в означенное число проповеди не было. Но причины для чего проповеди не было, чрез того учителя от меня не требовал. А в тот же день Его Преосвященство, будучи у архимандрита Мисаила, повторял неоднократно мне тела чрез учителя Лебедева сказанные слова и другие, к поношению моему служащие, не спрося причины означенного опущения. Истинная же причина такового опущения была неисправность ученика. Я будучи смущен таковыми выговорами, изъяснялся подлинно Его Преосвященству, что я тем без причины и без суда оштрафован, а теперь и паче себя таковым почитаю, — слов же - более класса богословского учить не желаю, я не говаривал. А говорил Его Преосвященству, что он меня без справки чинимыми выговорами принудить, по-видимому, желает, чтобы я просил от семинарии увольнения. После сих моих слов Его Преосвященство с видом удовольствия многократно и приказывал, чтобы я подавал ему о том прошение и притом заутра. 28-го ж числа октября за болезнию ученика, готовившегося к тому дню, не было проповеди, о чем Его Преосвященство во время обедни от других учеников был и уведомлен, как мне известно. Следовательно из сего заметить нерадения моего не можно, как и никогда еще не замечено, ибо мои ученики во Владимире, обучаясь еще риторике, публично начали говорить проповеди, а потом, продолжая учение философии и богословии, продолжают сие обыкновение и впредь продолжать будут, кроме того времени, в которое на праздники в домы Его Преосвященством увольняемы, или болезнию одержимы, или по случаю неисправны бывают. Что принадлежит до праздников высокоторжественных, господских и богородичных, то по причине малого учеников моих числа и что в высокоторжественные и в некоторые господские по расписанию обыкновенно говорят проповеди учители, в храмовые же при соборе Кафедральном протоиерей оного, а при монастырях и приходских церквах священники и диаконы, обучавшиеся в семинарии, в оныя к приуготовлению на проповеди учеников моих обязаться не могу»...
Репорт этот, рассмотренный консисторией, представлен был Преосв. Виктору только 24 декабря, вследствие чего Виктор ограничился резолюцией: «За поздним внесением и наступающими праздниками рассматривать времени не было, — по прошествии праздников представить к рассмотрению».
По прошествии праздников гнев епископа Виктора, вызванный неисправностями ректора Суздальской семинарии Евгения, несколько остыл. Объяснения архимандрита Евгения были признаны удовлетворительными. Можно думать, что и неисправности учеников, на которые ссылался ректор Евгений, сделались с того времени явлением, не так часто повторяющимся, как это было в октябре 1789 года...
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 36-й. 1907 г.).

Проповеднический кружок, организовавшийся при Владимирской духовной семинарии из воспитанников семинарии, в настоящее время (1907 год) заключает в себе до 30 человек. Кроме двух Владимирских соборов и Рождественского монастыря, воспитанники семинарии проповедывают в следующих церквах города Владимира: Сергиевской, Ризположенской, Спасской, Михайло-архангельской, Николо-кремлевской, и Борисоглебской. В Сергиевской и Ризположенской воспитанники семинарии читают поучения за всенощным бдением и литургией. (В. Е. В. № 49-й. 1907 г.).

Миссионерская группа при Владимирской духовной семинарии

Последним педагогическим собранием Правления Владимирской семинарии 11-го марта 1910 г. рассмотрен и Его Высокопреосвященством утвержден проект правил Миссионерской группы при Владимирской семинарии. Группа учреждается с целью дать возможность более обстоятельного изучения истории и полемики старообрядчества и сектантства, преимущественно местной епархии, тем из воспитанников семинарии, которые в своих занятиях по этим предметам не хотят ограничиваться объемом программных и классных уроков. Для расширения своих познаний по старообрядчеству и сектантству и приобретения практического навыка в полемике с ними, лица, записавшиеся на миссионерскую группу, под руководством преподавателя раскола С.А. Троицкого следят за текущей литературой предмета по богословским и специальным миссионерским журналам, делая из читаемых статей краткие экстракты, которые и сообщаются ими в классе в свободное от урока время; по указанию же преподавателя ими прочитываются специальные сочинения по вопросам предмета и также дается письменный и устный отчет в прочитанном. Наконец, такие лица совершают миссионерские поездки с местными епархиальными миссионерами, по возможности принимают активное участие в собеседованиях, по приезде дают преподавателю отчет в беседе и, если того заслуживает предмет и содержание беседы, излагают ее письменно для напечатания в местном епархиальном органе. У себя на родине, во время пребывания на каникулах, такие лица должны быть ближайшими помощниками местного приходского пастыря в его борьбе против заблуждающих. Для этого они ближе знакомятся с местным старообрядчеством и сектантством.
С 1911 года деятельность группы предполагается расширить введением примерных собеседований между ними под руководством преподавателя и поручением им специальных работ из области истории или полемики. Такие работы, в виде реферата, могут быть докладываемы в здании семинарии в праздничные дни. Пока намечены беседы только на уроках. В 1910 году на Миссионерскую группу записались до 50-ти человек воспитанников 5-го и 6-го классов семинарии. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 1910 г.).
Владимирская духовная семинария

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (23.06.2020)
Просмотров: 22 | Теги: учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика