Литературно-вокально-инструментальный вечер во Владимирской семинарии 24 ноября 1913 г.
Музыкально-литературный вечер во Владимирской духовной семинарии 11-го ноября 1907 года
В последнее время и среди педагогов, и в обществе заметно стремление внести в жизнь школы новый элемент—элемент прекрасного. Большими средствами для развития художественного вкуса в учащихся современные учебные заведения, как известно, не располагают, поэтому единственной школой к воспитанию в детях эстетического чувства являются домашние спектакли, концерты и музыкально-литературные вечера, которые приучают молодежь чувствовать и любить искусство. Во Владимирской духовной семинарии лет уже 5—6 как устраиваются питомцами музыкально-литературные вечера и концерты. Они, так сказать, привились здесь. И нужно сказать, что они проходят с большим воодушевлением. Домашний музыкально-литературный вечер, устроенный воспитанниками семинарии 11 ноября сего года, по характеру своему ничем не отличался от подобных же вечеров предшествующих лет, разве только тем, что был более многолюден. Обширный семинарский зал едва вмещал публику. Конечно, предъявлять больших требований к подобным музыкально-литературным вечерам нельзя. К ним готовятся урывками, в свободное от занятий время, а такого времени у учащихся не много; но и при таких условиях воспитанники семинарии сумели выполнить программу концерта вполне удовлетворительно и во всяком случае не заставили скучать своих гостей. Особенно удались хоровые номера, которые были исполнены под управлением главного инициатора этого вечера воспитанника VI кл. Миловидова Н. Из сольных номеров весьма понравились публике: „Разстрел" Гейзера (Язвицкий VI кл.), трио: „На севере диком", в котором выделялись красивые голоса Вознесенского (4 кл.) и Булыгина (2 кл.), „Во Францию два гренадера" (Манов 5 кл.) и „Berceuse" (он же на скрипке). Оркестровый репертуар не имел характера серьезной музыки, но был прослушан не без удовольствия. С большим чувством были продекламированы Яковлевым (IV кл.): „Смешная фигура" Розенгейма, „Иуда" Надсона и др.; но к сожалению, голос чтеца совершенно не был слышен в задних рядах. По примеру прежних лет несколько романсов было исполнено В.В. Снегиревым с присущим ему уменьем. Акомпанировал солистам, разумеется прекрасно, бывший воспитанник семинарии, а ныне студент Московской консерватории П.А. Ставровский, специально приехавший на концерт из Москвы.
Нельзя не заметить было тяготения хора к народным мотивам. Из 3 хоровых пьес две принадлежат к разряду музыкальных произведений народного творчества в художественной обработке. При том загоне, в каком находилась наша народная песня до сего времени, отрадно видеть, что ее начинают ценить не только музыканты, но и учащееся юношество. При всей своей безыскусственной гармонии, вылившейся прямо из сердца русского человека, песня эта является живым и ярким выражением стремлений и чувств, пережитых и переживаемых народом, а беспредельная гибкость ее мотивов и свобода в музыкальных переходах придают ей особенную эстетическую прелесть. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 46-й. 1907).
Литературно-вокально-инструментальный вечер во Владимирской духовной семинарии 24 ноября 1913 года
Литературно-музыкальные вечера в учебных заведениях весьма и весьма скрашивают однообразную жизнь учащихся, особенно духовных воспитанников, живущих по преимуществу вдали от своих родителей. Разумно подобранное чтение стихотворений наших поэтов, хоровое пение творений родных композиторов, исполнение учащимися хотя бы и несложных пьес – являются лучшим и наиболее желательным видом заполнения часов досуга у учащихся. Подобные вечера дают юношеству источник таких радостей, какие помнят долго и не пропадают для жизни бесследно. Для учащихся они являются, сверх сего, необходимой передышкой во время самой тяжелой половины учебного года.
Несмотря на разнообразную программу, ежегодно меняемую, вечера эти почти, как две капли воды, похожи друг на друга. Но при всем том интерес к ним, как со стороны общества, так и воспитанников, не только не иссякает, но и с каждым годом растет.
Литературно-вокально-инструментальный вечер, бывший 24 ноября во Владимирской духовной семинарии, по давно установившемуся, доброму обычаю, открылся хоровым исполнение национально-русского гимна «Боже, Царя храни», который по просьбе публики, состоящей конечно главным образом из воспитанников, их гостей и преподавателей, был повторен. Затем следовал первый номер программы: великолепный «заздравный хор» из оперы Даргомыжского «Русалка».
Центральное место в программе вечера занимали, как и всегда, хоровые номера, из которых два представляли отрывки из известных опер: 1) вышеупомянутый хор из «Русалки» и 2) мужской хор: «Ноченька» из оперы Рубинштейна: «Демон». Все хоровые номера имели успех. Управлял хором восп. Н. Виноградов, которому, по-видимому, пришлось немало потрудиться над разучиванием исполненных хором пьес.
Сольные номера, обыкновенно, менее удаются на подобных вечерах. Часто и опытные исполнители не в состоянии преодолеть чувства смущения при выступлении перед многочисленной публикой. Естественная в этом случае робость и неуверенность, конечно, отражаются и на исполнении. Тем не менее и эти номера были прослушаны публикой не без удовольствия, особенно романс «Спите орлы боевые» муз. Корнилова (исп. К. Миртов) и «Осенняя песня» - дует муз Мендельсовна-Бартольди (исп. К. Миртов и П. Введенский). Солистами выступали: К. Миртов, П. Введенский, А. Обтемперанский, В. Капацинский и А. Веселовский.
Скрипачи, выступавшие на концерте, обнаружили довольно хорошую технику, особенно Н. Виноградов. Он мог бы иметь и больший успех, если бы взял для исполнения пьесу попроще. Выступление с слишком серьезной вещью, а тем более непосильной, очень рискованно; иногда оно производит действие, совершенно обратное тому, на какое рассчитывает исполнитель.
Удовлетворительно исполнен был и струнный квартет муз. Мазаса.
Оркестр мандолин, гитар и балалаек проявил достаточную сыгранность. Им дирижировал восп. В. Хлопков.
В качестве декламаторов с успехом выступили восп. А. Романовский и Н. Алякринский.
Хору и солистам прекрасно аккомпанировала В.Р. Ягеман.
На случай, если бы кто вздумал упрекнуть нас в излишней снисходительности к выступавшим на вечере 24 ноября в духовной семинарии, считаем необходимым заметить, что было бы грубой ошибкой с нашей стороны при оценке исполнения пользоваться тем же масштабом, который обыкновенно прилагается к платным и не ученическим концертам.
Вечер удостоили своим посещением: Владимирский Вице-Губернатор, камергер Н.В. Ненароков, управляющий казенной палатой А.А. Шипов и несколько других высокопоставленных лиц.
В заключении нельзя не отметить образцовый порядок во время вечера, поддерживаемый самими воспитанниками. Обращали на себя общее внимание предупредительность и внимательность их к своим гостям. Участие в вечере, его успехе, очевидно, принимали все; каждый заботился о том, чтобы обставить его содержательно и красиво. Начальство, преподаватели и воспитатели оказывали им полное содействие и шли навстречу всем их желаниям, поскольку они не противоречили целям воспитания, в твердой уверенности, что широкий доступ к благородным развлечениям, ничего, кроме хорошего, учащимся принести не может. «Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 49 (7 декабря 1913 год).
Физический кабинет Владимирской духовной семинарии. 1913 г.
Актовый зал Владимирской духовной семинарии. 1913 г.