Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Перевозка Переславских колоколов в Петербургский Петропавловский собор в 1790 году

Перевозка Переславских колоколов в Петербургский Петропавловский собор

- Сильвестр Страгородский - 1761 – 1768 гг. Епископ Переславский.
Епархиальное управление и Духовная консистория Переславской епархии с 1761 по 1768 гг.
Введение штатов, Архиерейское подворье, Богадельни Переславской епархии с 1761 по 1768 гг.
Духовенство Переславской Епархии с 1761 по 1768 гг.
Общие трапезы в монастырях Переславской епархии

В 1788 году последовало закрытие Переславской епархии и перенесение кафедры в город Суздаль. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью Преосвященному Платону, митрополиту Московскому, и здесь приняты для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря.
Но как видно из одного архивного дела, утварью упраздненного Переславского кафедрального архиерейского дома обогатился не один только Чудов монастырь. Некоторые священные предметы Переславского Успенского собора попали и в Петербург в Петропавловский собор, — это именно колокола Переславского кафедрального собора.
Дело, которое сообщает нам об этом эпизоде, начинается Высочайшим указом, присланным на имя Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, 12 июня 1789 года.
«По указу Ее Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав доношение синодального члена Преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, которым с поданного ему Санкт-Петербургского Петропавловского собора от протопопа Василья Алексеева доношения представил, что при оном соборе состоит больших и малых колоколов прописанного в том доношении весу только пять, но из них меньшие два разбиты, а затем в употреблении остаются только три; а как де по знатности сего в резиденции и крепости, состоящего кафедрального и первопрестольного собора, колокольной для городу звон нужно умножить, для того он, Преосвященный, просил, не соблаговолено ли будет в помянутой Петропавловской собор больших и малых колоколов пристойное число отпустить из упраздненных в епархии монастырей, при чем он же, синодальный член Преосвященный Новгородский, словесно предложил, что на перевоз тех колоколов в Санкт-Петербург, сколько их к помянутому собору назначится, имеет быть употреблен кошт из епархии Санкт-Петербургской, — и по учиненной справке приказали: как из присланной Святейшему Синоду от Преосвященного Феофилакта, епископа бывшего Переславского, а потом Коломенского, при репорте июня от 6-го дня 788 году копии с ведомости об оставшемся в упраздненном по силе именного Ее Императорского Величества Высочайшего указа, данного Синоду того 788 г. майя в 6-й день, Переславском архиерейском доме движимом и недвижимом имении Святейшим Синодом усмотрено, что в сем доме, обращенном ныне в градский тамошний собор, находится колоколов различного весу пятнадцать, а таковое количество при соборе уездного города есть ненужное, для того из них к помянутому Санкт-Петербургскому собору во уважении того, что оной состоит в столичном городе, а колоколами оскудел, назначить колокола, показанные в той копии с ведомости под следующими номерами: первой под № 1-м в двести девятнадцать пуд, второй под № 3-м в шестьдесят один пуд двадцать семь фунтов, третий под № 7-м в двадцать пять пуд, четвертый под № 8-м в шесть пуд двадцать фунтов, пятый под № 11-м в два пуда тридцать фунтов, шестой под № 14-м в один пуд шесть фунтов и седьмой под № 15-м в двадцать девять фунтов, которые с тамошней Переславской колокольни снять, в Санкт-Петербург привезти, а потом на колокольню Петропавловского собора поднять коштом от Санкт-Петербургской епархии, и когда кто от синодального члена Преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского, для взятия сих колоколов с письменным доверием прислан будет, тому бы оные по снятии с колокольни и отпущены были с распиской, а по отпуске и Святейшему Синоду репортовать; к помянутому ж синодальному члену Преосвященному Новгородскому указ послан».
Итак, «для увеличения колокольного звона в Петропавловском соборе» решено было снять с Переславской соборной колокольни колокола, признанные излишними в Переславле, в виду превращения его из кафедрального города в обыкновенный уездный с духовным правлением, и перевезти их в Петербург.
Вместе с указом епископ Виктор получил и письмо от митрополита Гавриила, в котором даны были некоторые частные разъяснения, касающиеся предполагаемой перевозки колоколов в Петербург.
«При Петропавловском соборе, писал митрополит Гавриил, ныне осталось только три колокола; Святейший Синод определил меньшую часть взять из Переславского архиерейского дома колоколов, составляющую 316 пуд, оставив там большую часть колоколов весом. Прошу предписать Сергиевской церкви священнику и закащику Марку Васильеву и Козминской церкви священнику Козме Петрову, когда они и по Вашему усмотрению надежны, подрядить снять с колокольни колокола и привезть их в Петербург, только б снятие колоколов и привоз в Петропавловский собор не больше стоил четырехсот рублей, ежели можно и меньше. Какое по Вашему предписанию сделано будет распоряжение, прошу немедленно меня уведомить, дабы колокола по зимнему первому пути доставлены были в Петербург»...
Священники, на которых остановился выбор митрополита, оказались достойными того доверия, которое им было оказано, и данное поручение выполнили скоро и сравнительно на сходных для заказчиков условиях. Снять колокола с соборной Переславской колокольни подрядился крестьянин с. Нилы с товарищами за 60 руб. Он же обязался доставить и все необходимые материалы для снятия, кроме канатов, которых не могли найти в Переславле и порешили попросить у властей Свято-Троицкой лавры. Перевозку колоколов в Петербург взяли на себя ямщики Ямской слободы г. Переславля, ценою с каждого пуда меди по одному рублю (316 руб. 80 коп.), с тем, чтобы им выдан был задаток при отправлении в 200 руб. В счет той же условленной суммы они обязались доставить в Петербург колокольные языки, не требуя за перевозку их особой дополнительной платы.
Но несмотря на то, что ямщики и работники подряжены были очень скоро, перевозка колоколов встретила большие препятствия и могла состояться только к началу 1790 года. Дело в том, что из Петербурга не присылали тех 200 руб., которые, согласно контракту, нужно было заплатить ямщикам еще в Переславле, хотя раньше и было обещано, что все расходы по перевозке брала на себя Петербургская епархия. По этому поводу началась переписка между епископом Виктором и митрополитом Гавриилом. Митрополит Гавриил винил Виктора в медлительности, еп. Виктор «объяснялся, что к отправлению колоколов остается только препятствием неполучение на дачу в задаток подрядившимся извощикам денег». Кончилась переписка тем, что епископ Виктор выдал из своих средств 200 руб. Деньги эти митрополит Гавриил обещал ему возвратить по привозе колоколов в Петербург.
26-го января 1790 года Переславские колокола были привезены в Петербург и подняты на колокольню Петропавловского собора.
Из взятых в Петербург колоколов самый больший, записанный под № 1-м, в 219 пуд, не был, впрочем, собственностью Переславского архиерейского дома и попал туда отчасти так же, как попали в Петербург Переславские колокола.
В 1776 году Преосвященный Феофилакт, епископ Переславский и Дмитровский, сделал распоряжение представить ему подробные сведения об имеющихся в архиерейском доме колоколах, некоторые из которых не висели даже на колокольне, а лежали без всякого употребления. Епископ Феофилакт имел в виду при этом ненужные колокола променять или продать, с тем, чтобы приобрести в архиерейский дом один большой колокол, весом в триста пуд. По описи «в излишестве» оказались: один большой колокол в 139 пудов 6 фунтов и пять малых весом в 25 пудов 6 фунтов. Кроме сего «празднолежащими» в архиерейском доме найдено 16 колоколов, весом 49 пудов 28 фунтов, да в загородном доме четыре колокола в 8 пудов.
По составлении описи, консистория разослала в духовные правления и благочинным особые оповещения, в которых предлагала, «не пожелает ли кто к приходским церквам разобрать означенные излишние колокола за выгодную цену». Но на призыв консистории откликнулись только прихожане с. Рюминского, принадлежащего ныне к Александровскому уезду, от которых и получено было за отпущенный в с. Рюминское колокол 107 руб. 26 ¼ коп.
Пришлось изыскивать другие средства к покупке нужного колокола. Тогда консистория вошла к Преосвященному Феофилакту с пространным докладом, в котором рекомендовала Владыке такой способ приобретения в архиерейский дом большого колокола, при котором не требовалось почти никаких затрат.
«Дмитровской Николаевской Песношской монастырь (Находился в Московской губернии Дмитровского уезда, в 25 верстах от Дмитрова, на правом берегу реки Яхромы. Основан в 1361 г. учеником Преп. Сергия Мефодием. С 1700 по 1764 гг. состоял в ведомстве Троицкой Лавры; в 1764 г. обращен в приходскую церковь, в 1766 г. снова восстановлен.), писала консистория, до состояния штатов был вотчиной, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а по состоянии штатов, за не положением оного в штат, упраздняем был в приходскую церковь, а потом, по силе особливого учреждения, остался на своем содержании и состоит в пустом месте, а в нем имеется колокол свыше двухсот пудов, в котором монастыре и монашествующих положено с начальником семь человек, от коего малого числа и благовестить в такой большой колокол доставать может некому да и не для кого. А потому Вашему Преосвященству Переславская духовная консистория в рассуждении первого архиереопрестольного града Переславля и вышеевствующаго к славословиям Божиим распорядка, благопочтеннеше представляет, не повелено ль будет означенной из Песношского монастыря безнужной там быть в нештатном монастыре колокол перевезть в катедру к собору Вашего Преосвященства, а в тот монастырь отсюда отдать на промен колокол во сто тридцать пуд, а для провозу как оного из Песношского монастыря, так и для взятия отсюда на промен колокола послать к строителю иеромонаху Иринею с братиею указ, а для кошту в снятии и провозу на наем людей и подвод отправить консисторского присутствующего Лукиановой пустыни строителя иеромонаха Филарета, дав ему из вышенаписанных денег пятьдесят три рубля девяносто одну коп. с четвертью, которые деньги в расход держать им обоим строителям при перевозке первого и при взятье на промен другого с запискою»...
Доклад консистории был утвержден, и строителю Песношского монастыря иеромонаху Иринею был послан соответствующий указ.
Но произвести скоро задуманный обмен колоколов оказалось делом не так легким. 17 марта 1777 года от строителя Иринея и консисторского стряпчего Андре Верещагина подан был в Переславскую консисторию репорт, из которого видно, что попытка увезти колокол из Песношского монастыря вызвала сильное противодействие со стороны местных крестьян, не пожелавших отдавать из своего монастыря большой колокол.
«Во исполнение присланного Ее Императорского Величества из оной консистории ко мне строителю указа, а мне Верещагину данной инструкции во оном Николаевском монастыре испрошенными из Свято-Троицкой лавры канатами большой колокол отправленными работниками сего марта 11-го с колокольни благополучно спущен, который и стоит на земле, понеже еще никто о том из окольных крестьян не знал. А 12-го по утру во оной монастырь экономического ведомства бывые того монастыря крестьяне с. Говенова староста Василей Иванов да крестьянин Самойла Дмитриев и с ними человек до ста и более оныя монастырския входныя в монастырь двери, что к Лесноше реке, отломали и от дверей железныя петли, отобрав, унесли и, взошед в монастырь, требовали с большим озорническим криком от меня строителя, по какому указному повелению тот большой колокол в дом архиерейской берется; кое видя их старосты со крестьяны озорничество, я строитель с стряпчим присланной указ, боясь побой, прочел, которой, выслушав оный староста со крестьяиы, объявили, что того колокола верно в Переславль никак из монастыря не дадим, угрожая побоями, да домогались и тех бить, кто колокол спускал. По коему их старосты со крестьяны озорничеству мы, опасаясь у того колокола побоев, 13-го к экономическому казначею подпоручику Хвостову, случившемуся в селе Рогачеве, ездили и во отпуске означенного колокола просили о защищения от помянутого старосты со крестьяны, по коей нашей просьбе оной казначей нам объявил, ежели подводы есть, то везти без опасности ни от кого от крестьян препятствия не будет. Того ж 13-го по приезде нашем от показанного казначея в монастырь, помянутой же Гавеновский староста Василей Иванов и Самойла Дмитриев и с Гавеновскими волостными крестьяны, человек более пятидесяти, пришед в монастырь, кричали с великим ругательством, колокола де не дадим и на архиерейской и казначейской приказ не смотрим, и продолжали ругательной крик свой часа до третьего ночи, не допуская монастырских запереть ворот; потом, вышед из монастыря, стерегли они чрез всю ночь. А сего 14-го числа оные крестьяне, пришед к монастырю с посторонним сотским вотчины майора Якова Петрова Ртищева деревни Панькова Александром Григорьевым и с ними человек до двадцати и другие к Песноше реке к рыбачей келье, двери разломав, в монастырь ворвались, а ворвавшись, домогались перековать подрядчиков и отвести в Дмитровскую воеводскую канцелярию, которых мы едва от того скрыть могли в строительской келье, со отказом лучше меня строителя куйте, нежели их, с чем и вышли из монастыря. А вышед, оные крестьяне около монастыря стерегут денно и нощно неотступно, при том и по всем дорогам сторожа от них с подводами, чего и протчих вотчин крестьяне, также и города Дмитрова жители, опасаясь, колокол везти не наймываются. О чем Переславской духовной консистории по сущей справедливости на рассмотрение покорнейше и репортуем».
На докладе консистории о всех этих обстоятельствах епископ Феофилакт написал: «Изготовить сообщение к президенту, а в коллегию доношение, в котором, прописав все мужиков озорничества, требовать удовольствия за обиду, учиненную от них как собственно мне самому, так и моей консистории, и чтобы с ними поступлено было по указам, а убытки нам причиненные возвратили бы поставкой колокола в катедральный дом».
В силу приведенной резолюции Преосвящ. Феофилакта, иеромонах Ириней снабжен был деньгами и отправлен в Москву для ведения процесса против крестьян в государственной коллегия экономии.
На суде крестьяне не признали себя виновными, а завинили во всем строителя Иринея, который будто бы «доставлением того колокола сам умешкал и ту остановку слагает на них». Доставить колокол в Переславль они наотрез отказались, как за «вышеобъявленными обстоятельствами» (невиновность), «так и за неимением к отвозке оного колокола, по великости оного, надежных подвод».
Государственная коллегия экономия, хотя и сочла это показание крестьян «сумнительным», тем не менее не нашла возможным возложить на них все издержки, причиненные архиерейскому дому, как писал епископ Феофилакт, и только накрепко подтвердила, «чтобы в доставке колокола отнюдь никакого препятствия и противностей не чинили и яко в не подлежащее до их звания дело не вступали». Самое же дело об их озорничестве велено было вновь привести в лучшее изыскание, по самой справедливости, казначею Хвостову.
После этого колокол Песношеского монастыря был беспрепятственно перевезен в город Переславль и поднят на колокольню архиерейского дома. Издержки по перевозке принял на себя архиерейский дом и покрыл эти издержки из суммы, вырученной от продажи лишних колоколов и «празднолежащей» меди.
Перевозить другой колокол в обмен из Переславля в Песношскую обитель, как предполагалось раньше, не пришлось. Строитель Ириней с братией в особом доношении просили уволить их «от взятия из лишнего колокола».
«Из вышеписанного монастыря, писали в декабре 1777 года строитель Песношской обители с братиею, взят большой колокол в Переелавский архиерейский дом, а вместо его дается из Переславского Преображенского собора в оный Песношский монастырь другой колокол. Но как в оном монастыре колокольня приходит в обветшание и належит напредь оную в следующее лето вычинить, а потом к перевезению того колокола ни лошадей, ни кошту нет, да и в великом колоколе при тамошнем монастыре за малолюдством и что сверх взятого есть другие исправные колокола надобности не имеется, того ради Переславскую духовную консисторию, сим благопочтеннейше представляя, покорно просим от взятия излишнего колокола уволить».
Очевидно, архиерейский дом отказался от своего первоначального намерения перевезти колокол в Песношскую обитель на свои средства, а Песношская обитель была так бедна, что нести расходы по перевозке колокола из Переславля оказалось для нее не по силам.
Такова история самого большого колокола, который взят был в 1789 году из упраздненного Переславского архиерейского дома в Петропавловский Петербургский собор.

/Из прошлого Владимирской Епархии. Выпуск Второй. К. Малицкий. 1907 г./
Город Переславль-Залесский
Горицкий Успенский собор.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (19.12.2016)
Просмотров: 1646 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru