Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь — женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии РПЦ на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
Стефан Махрищский Стефан Махрищский О детстве и юности будущего подвижника известно очень немного. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан. Преподобный Стефан был хорошо образован и начитан. Подвизаясь в монастыре под руководством опытных старцев, он приучился к духовному житию, воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни всей братии. Современниками преподобного Стефана были многие, прославленные в лике святых, преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них – преп. Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий…
Возможно, из-за притеснения униатов, начавшихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, а может быть, по причине общего неустройства южнорусской церкви, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и уйти в Московскую землю. Произошло это, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359 гг.) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте. Встреча преподобного Стефана Махрищского с великим князем Иоанном Иоанновичем Кротким. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в. Подвижник отправился на северо-восток и, после долгих поисков, избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке, именуемой Махрище. Преподобный Стефан воздвигает крест на месте основания монастыря. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в. Здесь около 1353 г. он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю, а вскоре стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. Приход к преподобному Стефану первых насельников. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в. Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во Имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря. «Преподобный Стефан встречает преподобного Сергия». Гравюра Л. Шелковникова. 1851 г. Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской, преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где провел несколько дней. В ожидании его махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий, как гость, благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет. Встреча преподобных Стефана и Сергия Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещаниям преподобного, они грозили убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада, - смиренно ответил святой, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, в 1370 г. основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первые насельники Авнежского монастыря – Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в Северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря. Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, повелевшего преподобному Стефану явиться в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера.
Беседа преподобного Стефана с великим князем московским Димитрием Донским Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова - Косьмы – тайно постриг его в рясофор с именем Кирилл, провидя в нем будущего Белоезерского подвижника. По ходатайству прп. Стефана инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом коего был архимандрит Феодор – племянник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество.
Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять своей обители, преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца жизни. Жил же он, по свидетельству древнего жития, "подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради." Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14/27 июля 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Честные останки его погребли у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.
Память - 14/27 июля - память преподобного Стефана Махрищского. - 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых
Рака над мощами преподобного Стефана Махрищского
Тропарь преподобного Стефана Махрищского, глас 8 Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.Кондак преподобного Стефана Махрищского, глас 8 Чистотою душевною божественно вооружився, блаженную жизнь совершил еси, в пустыню, яко во град, вселився, благодать приял еси от Бога исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце и всех возвышати к Божественней высоте, темже, имея дерзновение ко Святей Троице, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.
После преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала самые разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана. Первые преемники святого Стефана – игумены Илия и Николай – строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой. Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, а почитание памяти первоначальника обители было уже не столь ревностным.
Троица Ветхозаветная. (кон. XV в.) — древний храмовый образ Махрищского монастыря. Ныне хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева В кон. XV в. в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. На пепелище остались лишь несколько иноков, которые не сохраняли общежительный устав. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который спустя время был возведен на этом месте.
Образ Богоматери с преподобным Сергием и Архангелом Гавриилом. Икона XV в. из Махрищского монастыря. Ныне хранится в Государственном Историческом музее В 1525 году игуменом становится старец Иона, управлявший обителью 32 года в царствование государя Ивана Васильевича Грозного. Согласно записям монастырской вкладной книги, при Ионе монастырю были пожалованы многие земельные вотчины, обитель понемногу благоукрашается, трудами настоятеля в монастыре были поставлены часы с самобоем, а на колокольне повешены новые колокола... К этому же времени относится предание о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Арсений Сахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.
В 1557 г. игуменом монастыря становится Варлаам, будущий святитель Суздальский и Тарусский (Варлаам I, 1571—1585 гг.). Его прадед, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. С юных лет подвизаясь в святой обители, Варлаам имел огромную веру в молитвенное предстательство преподобного Стефана, а, став игуменом, не раз получал помощь в затруднительных обстоятельствах, с горячей молитвой обращаясь к преподобному. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек. С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который оставил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария — Великие Макариевские Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его “желателем добрых дел и любви”. По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей. При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления. По благословению священноначалия мощи преподобного были оставлены под спудом (в могиле). Над мощами прп. Стефана вскоре была сооружен каменная церковь (в честь преподобного), ставшая северным приделом нового Троицкого храма (строительство Троицкой соборной церкви продолжалось еще около десяти лет). Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Ивана Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Сам царь неоднократно посещал Махрищскую обитель во время своих богомольных поездок, делая крупные денежные вклады и жалуя земли. По благословению святителя Макария игумен Варлаам участвовал в восстановлении разоренной Авнежской пустыни, основанной некогда преподобным Стефаном и его учеником Григорием. Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские были убиты при набеге вятчан и казанских татар в 1392 году. Память их совершается 15/28 июня. В кон. 1560-х гг. был построен Троицкий собор. Это был четырсхстолпный на подклети одноглавый храм с каменными галереями с запада и юга и вторым (помимо Стефановской) приделом в честь Владимирской иконы Богоматери, расположенным в дьяконнике алтаря Троицкой церкви. В 1571 г. игумен Варлаам был возведен в сан епископа Суздальского и Тарусского. Возглавляя Суздальскую кафедру, святитель много потрудился для прославления преподобной Евфросинии, княжны Суздальской, житие которой ему посчастливилось найти в книгохранилище Махрищского монастыря. Слава о преподобной княжне распространилась далеко за пределы древнего града, когда святитель представил все собранные материалы на суд Московского митрополита. Святая Евфросиния была канонизирована в 1698 году, при патриархе Адриане, с почитанием ее памяти 25 сентября в день блаженной кончины преподобной. В 1583 г. святитель вернулся на покой в Махрищский монастырь, где и провел последние годы до дня своей праведной кончины 21 августа 1585 года. Покидая Суздальскую кафедру, святитель Варлаам взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, прославившийся затем в обители многими чудотворениями. Позднее при перестройке Троицкого собора при митрополите Московском Платоне могила святителя находилась в нижнем храме в особой палатке с северной стороны. На гробнице темно-серого мрамора было высечено две надписи: "Святый Варлаам здесь телом почивает, Но духом в небесах он с Богом обитает. Благий рабе и верный вниди в радость Господа Твоего!" Ныне мощи святителя Варлаама, обретенные в 1998 году при раскопках, покоятся в восстановленном храме Пресвятой Троицы.
Во второй половине XVI века Махрищский монастырь становится крупным церковным землевладельцем. Вкладная книга монастыря упоминает многих именитых землевладельцев, пострадавших в годы опричной политики Ивана Грозного. Среди них – Кротковы, Клобуковы, Макаровы, Таратины, Обуховы, Баскаковы… Разоряясь, такие вотчинники жертвовали свои земли соседнему монастырю, некоторые из них вступали в его братство. Так, представители старинного рода вотчинников Кинельского стана сыновья Петра Зубова – Гавриил и Филипп (в иночестве – Герасим и Филофей) стали впоследствии старцами Махрищского монастыря, а в 1580 году, во время междуигуменства, управляли обителью.
Иоанн Предтеча. Икона XVI в. из иконостаса Троицкого храма Махрищского монастыря. Ныне хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства, имени Андрея Рублева Смутное время – междоусобия и междуцарствия – Махрищский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен польскими интервентами. “...от войны литовских людей и от русских воров тот монастырь разорен до основания...”, — так написано в грамоте царя Михаила Феодоровича в 1615 году. В 1613 году все Залесье представляло собой пустыню. Дозорщику Ивану Воейкову, посланному в 1614 году по повелению царя Михаила Федоровича описывать села и станы смежных с Великой (Александровской) слободой земель, предстала страшная картина: разоренные сожженные села – Зеленцино, Неглово, Юрцово – с заброшенными избами и неубранными трупами ("А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей"). Десятки монастырей навсегда исчезли с лица земли. В Махрищской обители уцелели лишь остовы каменных стен церквей. В народе долго сохранялся рассказ о том, как злодейские руки, дерзнувшие прикоснуться к гробнице преподобного Стефана, были попалены огнем, и как враги Церкви Божией, устрашенные этим чудом, разбежались, оставив святую обитель. На разоренный монастырь обратили внимание Троицкие старцы. Братия с архимандритом Дионисием били челом царю и государю Михаилу Федоровичу и просили разрешить переписать обитель и земли на их имя. В августе 15 дня 1615 года (на Успение Пресвятой Богородицы) архимандрит Дионисий и келарь Авраамий были пожалованы государевой грамотой, согласно которой обитель преподобного Стефана была приписана к Троице-Сергиевому монастырю. Старцы "сыскали" утраченные жалованные грамоты на села и деревни монастыря, а дозорщики, посланные царем, произвели опись и межевание земель. Лаврский архимандрит Дионисий Зобниновский и келарь Авраамий Палицын вошли в историю как истинные патриоты, много сил приложившие к освобождению Москвы от польских захватчиков и умиротворению России в период Смуты. Незаурядные политические деятели и ученые книжники – оба они в разные годы подверглись опале и мужественно претерпели клевету и гонения, вернувшись впоследствии оправданными в Троице-Сергиеву Лавру. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой Лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. Потерявшая свою самостоятельность с этого времени она подчинялась управлению "учрежденного собора", т.е. архимандритов Троице-Сергиевой Лавры. Именно они определяли в Махрищский монастырь строителей – руководителей братии. Преподобный Стефам Махрищский с житием. Икона ХѴІI в. Ныне хранится в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Александрова Слобода
Преподобный Стефан Махрищский с житием. Фрагмент иконы XVII в. Ныне хранится в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике Александрова Слобода Но перемена статуса, видимо, не скоро сказалась на благосостоянии монастыря. По описи 1642 года, помимо Троицкого храма с приделами преподобного Стефана и Владимирской иконы Богоматери, упоминаются три деревянных жилых корпуса: властные хоромы для приезда священноначалия, строительские келии, где проживали присланные из Троице-Сергиева монастыря иеромонахи, и братский корпус, в котором жили 10 человек братии. В одной из трех келий братского корпуса находилась и трапезная. Хозяйственных построек в то время в монастыре не было. Несмотря на столь скудное положение, Махрищский монастырь по распоряжению Петра I должен был выслать из принадлежавших ему деревень по соответствующему числу душ молодых здоровых рабочих с топорами, вилами и заступами для построения нового града Петербурга. Не забывали о древней обители русские государи, присылая сюда деньги и дары. Во вкладной книге монастыря есть записи о вкладах на поминовение рода царей Бориса Годунова и Алексея Михайловича, тщанием которого были устроены резные решетки у гробниц чудотворцев Махрищских Стефана и святителя Варлаама, украшены храмовые иконы. Есть в книге и запись о том, что в том же 1670 году января 12-го дня государь Алексей Михайлович прислал пять рублей на молебен и "братии на милостыню, да пять осетров, пять белуг, да два пуда зернистой икры". Нередко встречается во вкладной книге и имя императрицы Анны Иоанновны. Кадило из Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Серебро, 1680 г. Фото нач. XX в. До 1764 года монастырь владел многими землями. По писцовым книгам 1627-1629 гг. за ним числилось четыре сельца, восемь деревень, 44 пустоши, немало строевого лесу и 760 душ крестьян. Кроме того, по указу 1765 года обители принадлежало право рыбной ловли в реках Молокче и Шерне на протяжении 30 верст. Митрополит Платон (Левшин) Новый расцвет обители связан с именем митрополита Платона (Левшина). Переведенный в Москву на архиепископскую кафедру указом императрицы Екатерины второй в 1775 году митрополит Платон оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры и не оставлял своим вниманием подведомственные Лавре монастыри. Случалось, летом Владыка иногда помногу недель проводил в обители преподобного Стефана, отдыхая здесь от многочисленных трудов по управлению епархией. В монастыре были устроены для него особые покои, позднее обращенные в монастырскую гостиницу. По воспоминаниям современников, во время пребывания в Махре митрополит вел себя на удивление просто. В одном простеньком подряснике он совершал прогулки по окрестным лесам и лугам, подходил к работавшим в поле крестьянам, преподавал им святительское благословение, входил в их заботы, часто помогая деньгами нуждающимся.
Новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731— 1812), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовной Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда с четырьмя башнями по углам (1791—1792), над восточными воротами — церковь Преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными вратами — каменная церковь Первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса. К 1807 году главный собор обители – Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, который был освящен 23 августа 1808 года, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов – будущий святитель Филарет, митрополит Московский. В самой планировке комплекса и, главным образом, в формах Троицкого собора сказалось влияние архитектурного ансамбля Спасо-Вифанского монастыря. Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Вифанского Преображенского храма. Собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем – во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах. Храм Живоначальной Троицы. Реконструкция по материалам исследований С. Демидова Не только внешнее благоустройство беспокоило митрополита Платона. В разные годы обитель приходила в совершенный упадок. Так к 1787 году (при строителях Досифее и Иакове) братии в монастыре оставалось несколько человек, в связи с чем Духовный собор Лавры рекомендует новому строителю "по благословению митрополита Платона завести братство…, подобно Берлюковой пустыни, для чего велено туда съездить, побыть в ней неделю, поговоря и посоветуясь с той пустыни строителем, который из ничего устроил монастырь и содержит хорошо".
Тринадцать лет управлявший монастырем иеромонах Астион (1787-1800 гг., † 1801) сумел поднять обитель на прежнюю высоту. Посетивший в 1789 году обитель Высокопреосвященнейший митрополит Платон, остался весьма доволен тем, что "братия в послушании трудятся, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению".
За полвека с 1802 года в Махрищской обители сменилось тринадцать настоятелей, среди которых были строители Паисий (июнь 1824 – 1825 гг.), Геннадий (август 1830 г. – февраль 1833) и Парфений (февраль 1833 – 1839 гг.) - ученики старцев Николо-Пешношского монастыря Макария и Максима, известных своей высокой подвижнической жизнью. При них неукоснительно исполнялся издавна введенный устав церковного богослужения и сохранялось столповое пение. Стихарь. 1-я пол. XIX в. Фото нач. XX в. Фелонь. 1-я пол. XIX в. Фото нач. XX в. Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель высшего красноречия и риторики Московской Духовной Семинарии Василий Дроздов — будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (канонизован Русской Православной Церковью в 1992), часто бывавший в монастыре вместе со своим учителем и старшим товарищем митрополитом Платоном. В проповеди он, в частности, сказал: “...Вчера беспокровный странник остановился почить в пустыне и, взяв от камений места того, положил в возглавие себе: ныне, открыв очи, он видит, что страшно место сие, что это не простое место, но дом Божий и врага небесныя!.. Суетность устроила бы жилище утех; гордость воздвигала бы капище самой себе; благочестие созидает храм благочестия и дом Божий... Не все те, которые в стенах сих находятся, находятся в доме Божием. Дом Божий составляет снисхождение не только Бога к человеку, но и взаимное приближение человека к Богу. Молитва толцет в двери Его; вера допускает внутрь; любовь обитает в нем неисходно”. В Троицком храме, прообразом которого послужил возведенный владыкой Платоном в 1763 году храм Преображения Спасо-Вифанского монастыря, было два престола: иконостасы стояли друг над другом. Внизу помещался престол в честь Иоанна Златоуста, а над ним — в честь Святой Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой пристенные галереи на колоннах. Через сорок лет после завершения строительства предполагалось перестроить собор, однако святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) указал, что “...все переиначивать нельзя, не оставить ли из уважения к трудам старца святителя Платона внутреннее расположение, как оно им устроено, престолы при устройстве полов не переиначивать”. К западному фасаду при этом ремонте была приложена двухэтажная пристройка со сводами, в которой размещались ризница и библиотека, а с севера часовня над могилой местночтимого епископа Варлаама. Могила Епископа Варлаама. Фото нач. ХХ в.
Храм Живоначальной Троицы (на заднем плане разрушенная колокольня). Фото нач. ХХ в.
Интерьер храма Живоначальной Троицы. Фото нач. ХХ в.
Храм Преподобного Стефана в Махрищском монастыре. Фото нач. ХХ века (после 1912)
Интерьер храма Преподобного Стефана. Фото нач. ХХ в.
Рака с мощами преподобного Стефана. Фото нач. ХХ в. В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться: строятся новые здания, возводится конный и скотные дворы, оранжерея. В 1887—1890 годах по проекту “неклассного художника архитектуры” А.П. Белоярцева к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего монастырского ансамбля. Братия Троицкого Стефано-Махрищского монастыря во главе с иеромонахом Алипием. Фото нач. XX в. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа.
При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями: “Русский паломник”, “Кормчий”, “Церковные душеполезные чтения” и другими. 1904-05 гг. перестройка храма Преподобного Стефана. В 1906 году торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Стефана. «Заявление казначея Махринского монастыря Иеромонаха Сергия очередному уездному земскому собранию 1913 года. В виду необходимости ремонта монастырского здания, сдаваемого под земскую амбулаторию, мною еще летом заявлено было об этом в управе. Командированный управою техник вместе с членом управы произвели детальный осмотр названного здания и смета предполагаемого расхода на ремонт выразилась в сумме около 400 р. Принимая во внимание очень невысокую плату за арендуемое управой помещение, которой едва хватает на покрытие расходов по отоплению, я считаю таковой ремонт обременительным для монастыря. И тогда же вместе с заявлением о продолжении контракта я просил управу принять на себя половину расходов на ремонт. Вопрос этот однако тогда решен не был и остался открытым до земского собрания. Считая этот ремонт крайне необходимым, так как, не смотря на громадную трату дров зимой, вследствие отсутствия наката и отсутствия обшивки тесом, наблюдается в доме очень низкая температура — от 6° и ниже, я прошу земское собрание о следующем: 1. Ассигновать половину суммы, указанной техником в смете, т.е. 200 руб., а половину обяжется дать монастырь. 2. Продолжить контракт по поводу снимаемого здания на тот срок, какой земское собрание признает нужным. О последующем меня прошу уведомить в самом непродолжительном времени, чтобы иметь возможность приступить к ремонту еще до начала холодов. Казначей Махринского монастыря иеромонах Сергий. Заключение управы: ремонт дома, снимаемого у Махринского монастыря под земскую амбулаторию и квартиру фельдшера Махринского фельдшерского участка, управа полагала бы произвести за счет монастыря, зачислив израсходованную сумму в счет уплаты аренды за квартиру, возобновив условие на соответствующий срок. Техником смета на ремонт здания составлена на 331 р. 93 к. Условие с монастырем кончилось в 1912 г. и вновь не заключено: плата была 180 руб. в год». В центре монастыря возвышались два храма — Стефановский и близ него, с юга — Троицкий. В первом под спудом почивали мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И.Ф. Мейснера был увенчан шатром. Последний настоятель Махрищской обители игумен Евгений (в миру Ефрем Лукьянов) положил начало иноческой жизни в Гефсиманском скиту, где подвизался почти тридцать лет, проходя послушания пономаря, ризничего, чредного священнослужителя. 6 апреля 1916 года иеромонах Евгений был назначен строителем Махрищского монастыря, а 8 мая (нового стиля) 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан игумена в Троицком соборе Лавры. Веками складывавшейся красоте и мерному строю монашеской жизни, внешнему благолепию и той духовной высоте, на которую поднялась обитель в начале ХХ века, оставалось цвести совсем недолго. Шесть тревожных лет до закрытия обители не прекращается монашеская жизнь, совершаются постриги, не угасает монашеская молитва. Но сухие строки архивных документов доносят до нас отголоски страшных революционных событий: обыски, погромы, арест монахов, сопровождавших во время крестного хода чудотворную Тихвинскую икону, изъятие церковных ценностей. По последним послужным спискам перед закрытием монастыря в обители оставалось не более тридцати насельников, из них больше половины уже немолодые монахи. Все они встретили 1922 год и стали свидетелями закрытия и разорения родной обители. Народный дом. 1905–1918 гг. Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-1924 гг. в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа, в 1924 храм преподобного Стефана был передан в ведение Главмузея, а остальные постройки – Александровского уездного исполкома, часть построек сдавалась в аренду Карабановской ткацкой фабрике, часть – была отдана детскому дому беспризорных детей. Стефано-Махрищский монастырь, трапезная. 1873–1905 гг.
Дом отдыха на территории Стефано-Махрищского монастыря, трапезная. В 1925 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах – склады. В 1943 году взорвали Стефановскую и Троицкую церкви, колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В послевоенные годы в уцелевших зданиях размещались детский дом, дом отдыха Академии наук, а с 1989 года – пионерский лагерь Мурманского отдела народного образования. Монастырь все больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но нет невозможного у Бога.
В 1993 году архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму Святых апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Возобновление обители как скита Успенского женского монастыря в г. Александрове. Не мало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в Петропавловскои храме.
В 1995 г. предоставление монастырю статуса самостоятельного. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Саровского, освященной в начале XX века на мощах этого угодника. Чудесное изображение миром лика преподобного Серафима Саровского на стекле киота иконы. 1997 г. Чудом нашлись и благотворители монастырю. Неоценимую помощь ему оказывали государственный концерн “Росэнергоатом” и его президент Эраст Николаевич Поздышев со своими сотрудниками. Несмотря на экономические трудности в стране в те времена, они делали все возможное для возрождения этой древней святой обители. Постепенно восставали из руин жилые корпуса, старинная трапезная. Котельная была выстроена заново. Проложены коммуникации. Организовано подсобное хозяйство. Построена новая общеобразовательная школа в селе.
Игумения Троицкого Стефано-Махрищского монастыря Елисавета, сестры и духовник игумен Порфирий обсуждают с бригадиром вопросы восстановления обители
Раскопки основания церкви Преподобного Стефана
Молебен 14 ноября 1996 года и закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма Преподобного Стефана с участием архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и представителей концерна "Росэнергоатом" во главе с президентом Э. Н. Поздышевым 14 ноября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма Преподобного Стефана. Постепенно восстанавливаются из руин монастырские постройки. При постоянной заботе правящего архиерея — архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, сестры монастыря во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира. В 1997 г. в монастыре проживало 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания — чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные. Служащим священником и настоятелем храма Святых апостолов Петра и Павла был — игумен Порфирий — в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры, где в течение 20 лет нес монашеское послушание. Духовником монастыря был — насельник Лавры Преподобного Сергия, архимандрит Варфоломей. Храм Преподобного Стефана в процессе восстановления (июль 1997)
Храм Стефана Махрищского.
Служба в монастыре в Петропавловском храме. Фото 1997 г.
Сестры Троицкого Стефано-Махрищского монастыря за послушанием. Фото 1997 г.
Храм Петра и Павла. 1806 г.
Временная звонница монастыря и храм Святых апостолов Петра и Павла. 1997 г.
Икона преподобного Сергия. Мастерская О.С. Чирикова. 1903 г. Подарок Махрищскому монастырю.
Надвратный храм Сергия Радонежского
Монастырская трапезная
Звонница
Святой источник Сергия Радонежского
Махринский приход «Слобода Махра находится в 130-ти верстах от губернского города, в 10-ти от уездного и вблизи Махрищского монастыря». [1] Название свое она получила от монастыря, основанного преподобным Стефаном, мощи коего почивают здесь… Нынешняя слободка Махра образовалась из прежней подмонастырской слободки – а приход, из селений, прежде принадлежавших Махринскому монастырю». Сам монастырь с 1615 года по повелению царя Михаила Феодоровича находился в ведении Троице-Сергиевой лавры и не был подчинен Владимирскому епархиальному начальству, а Махринский приход числился во Владимирской епархии. В сотной грамоте владений Махрищского монастыря 1563 г. перечислены следующие селения: «село Зеленцыно, а в нем церковь Пречистой Богородицы стоит пуста, без пения, в селе двор монастырский да крестьянских 16 дворов; село Неглово на реке Молохче, а в селе церковь Никола Чудотворец стоит пуста, без пения, в селе двор монастырский, 6 крестьянских дворов и 4 пустых; сельцо Ярцово, в нем двор монастырский и 12 дв. крестьянских, сельцо Полосино, в нем двор монастырский и 12 дв. крестьянских и 7 пустых, сельцо Конково – 7 дворов и 4 пустых, деревня Запрудное – 2 двора, Лукьяново – 3 двора, Высокое на реке Сере 3 двора, Захаровское – 3 двора, Красное – 4 двора, Онисимово – 2 двора, Данилково – 13 дворов и 1 пустой, Попово – 8 дворов и 3 пустых, Площицыно – 1 двор, Малиново – 7 дворов, Глинково – 3 дв. и 2 пустых и 2 деревни запустелых». В этом перечне подмонастырская слободка не упоминается; очевидно, она в то время еще не сформировалась. Сведения о ней встречаются уже в переписных книгах 1678 года, в которых о владениях Махрищского монастыря сказано следующее: «Троицкаго Махрищскаго Монастыря подмонастырская слободка, а в ней живут служебники – 2 двора да бобылей 4 двора да детенышей – 4 двора, 1 двор бобыльский, а в нем живет белый дьякон, 1 двор монастырской, а в нем дворник, двор конюшенной, двор скотской, двор кузнецов, двор служебник, а всего в слободке – 3 двора служебных, людей в них 13, 4 двора детенышей, в них 9 человек, 1 двор конюхов – 3 человека, 3 двора бобыльских – 10 человек, 1 двор кузнецов – 4 человека». «Махрищскаго монастыря деревни: 1) Ярцово – 21 двор, 2) Зеленцыно – 19 дворов жилых и 1 пустой, в нем живет захребетник; 3) Рыкулино – 6 дворов; 4) Малиново – 12 дворов; 5) Афанасово – 4 двора; 6) Полосино – 6 дворов; 7) Данилково – 9 дворов; 8) Неглово 14 дворов, а в прежних переписных книгах за Махрищским монастырем записана деревня Запрудная, но она запустела до морового поветрия, а всего в деревнях крестьянских 94 двора, бобыльских 3, людей в них 313 человек». В 1764 г. при упразднении монастырских вотчин, все владения Махрищского монастыря перешли в ведомство государственных имуществ и образовали самостоятельный приход. Но этот самостоятельный приход не имел своего храма: приходское духовенство и прихожане пользовались монастырским храмом. Митрополит Платон в 1788 году распорядился устроить над монастырскими восточными воротами особую церковь с особым входом для прихожан; средства на постройку церкви даны были отчасти и прихожанами. В 1791 г. Церковь была освящена во имя Преподобного Сергия. Эта церковь и стала приходской. Она была холодной и прихожане в зимнее время предпочитали ходить на богослужение в теплый монастырский храм, что вызывало взаимное недовольство между приходским духовенством и монастырем. В 1821 г. строитель монастыря донес лаврскому учрежденному собору о крайней ветхости церкви во имя Преп. Сергия и учрежденный собор распорядился ее запечатать. Таким образом приход вновь остался без своей церкви; в этом затруднительном положении местный причт обратился за советом и указаниями к Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. Владыка уже знал ненормальные условия Махринского прихода, т.к. на пути во Владимир он останавливался в Махре и ночевал в доме священника. Он посоветовал прихожанам купить деревянную церковь в селе Ям, оказавшуюся лишней после постройки каменной церкви, и сам написал об этом помещику села Ям Яковлеву письмо. После этого помещик уступил деревянную церковь с иконами и иконостасом Махринскому приходу за 300 руб. В 1824 г. церковь была перевезена и с того времени приход имел свою церковь. В 1857 г. в слободке была выстроена на средства прихожан каменная церковь с такой же колокольней. В 1889 г. умер священник Махринской Подмонастырной слободы Иоанн Егорович Соловьев.
Село Махра, храм Прп. Сергия Радонежского
Село Махра, храм Прп. Сергия Радонежского Престолов в церкви три: в холодной во имя преподобного Сергия Радонежского, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедные росписи с 1824 года. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получалось: а) от земли пахотной и сенокосной до 210 руб.; б) процентов с причтового капитала (386 руб.) – 15 руб.; в) от хлебного сбора 60 руб.; г) от служб и требоисправлений до 500 руб., а всего до 785 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 18 дес. и сенокосной 11 десятин. Приход состоял из Махринской слободы и деревень: Юрцева (1 вер. от церкви), Кошмилова (2 вер.), Рыкулина (2 вер.), Афанасова (1 вер.), Малинова (3 вер.), Полосина (5 вер. Сельцо Полосино куплено Махрищским монастырем у некоего Шарана Гаврилова в 7040 году (1532).), Данилова (2 вер.) и Неглова (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 836 душ муж. пола и 966 женского; все православные». [1]
В губернской управе, 12-го ноября 1890 года, получено было отношение Александровской уездной управы, от 8 ноября того же года за № 4,087, следующего содержания: «Очередному уездному земскому собранию уездная управа представляла доклад о сложении земских сборов с арендатора фабрики Махринского монастыря, Серпуховского мещанина Карла Яковлевича Рейнер, и вместе с тем присовокупила, во 1-х, что арендуемая г. Рейнер фабрика, по последней ее оценке, произведенной техником губернской управы г. Свирским, занесена по окладу управы на 1889 г. в той же самой цифре стоимости, в какой была занесена и в 1888 г., а именно в 19 685 р., с обложением земскими сборами: уездным 98 р. 42 к. и губернским 90 р. 55 к.; во 2-х, в виду представленного членом управы Дмитриевым дознания, что арендуемая Рейнер фабрика действительно прекратила свои действия с 1-го апреля 1889 года, по случаю окончания срока условия, заключенного с монастырем, и в настоящее время находится без действия, так как все машины, принадлежащие Рейнер, им увезены, почему управа полагала бы справедливым в виду расстроенных дел и понесенного Рейнер убытка, во время половодья, от которого совершенно была разрушена плотина, не только начисленные сборы за 1888 и 1889 гг., и за последний в особенности, не должен подлежать к обложению, так как арендуемая фабрика Рейнер в 1889 году имела действие не более двух или трех месяцев и то, по всей вероятности, как при окончании своих работ в самом ограниченном производстве; но не менее того полагала бы справедливым и насчитанный на фабрику уездный земский сбор за три года 1883, 1884 и 1885 гг. с возвышенной оценки (11 575 р.) сложить, основываясь как на том обстоятельстве, что губернский земский сбор, по ходатайству Рейнер, был сложен губернским земским собранием 15-го марта 1888 года с той же самой возвышенной ценности (11 575), и за то же самое время за 1883, 1884 и 1885 гг. …» 4-го марта 1908 г. скончался о. диакон Махринской Подмонастырной слободы, Ф.Н. Садиков, прослуживший в этой слободе 30 лет, сначала учителем, а затем диаконом. Ф.Н. стяжал уважение своих прихожан своим незлобием, простотой обращения и исправностью по службе. Заупокойное богослужение и чин погребения над усопшим был совершен 8 марта в Махринском приходском храме тремя священниками и двумя иеромонахами Махринского монастыря. Перед отпеванием надгробное слово произнес священник села Скомова Н. Оранский, после отпевания — о. настоятель местного храма К. Троицкий. На могиле сказал речь-экспромт сын почившего о. диакона, воспитанник 4 кл. Влад. духовной семинарии Н. Садиков. Этот последний прощальный привет от любящего и убитого горем сына произвел сильное впечатление и исторг слезы у многих, пришедших отдать последний христианский долг усопшему о. диакону. Диакон села Вески, Юрьев. у., Георгий Сперанский 5 апреля перемещен в Махринскую слободу. «Приговор Махринского и Юрцовского сельских сходов. 1913 г. июня 21 дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне, бывшие государственные, Владимирской губ., Александровского уезда, Махринской волости, Махринского и Юрцовского сельских обществ, с. Махры и Юрцова, состоящих всего из ревизских, наличных душ мужского пола и домохозяев, имеющих по 57 ст. и прим. к ней общ. полож. о крест., изд. 1908 г., право голоса на сходе, собрались сего числа на сход по распоряжению сельского старосты нашего Степана Мошкова и Степана Куренышева в количестве наличных крестьян-домохозяев. На сходе этом избрали из среды себя уполномоченных: Махринского сельского старосту Степана Глебова Мошкова и Юрцовского — Степана Филипова Куренышева ходатайствовать перед Александровским уездным очередным земским собранием о принятии моста через реку «Молокшу» на счет земства, в виду его капитального ремонта, в чем и составили сей приговор, к которому и подписуемся» (Докл. Александр. у. з. упр. За 1913 г.).
Махринское училище, Махрииской волости, в селе Махре, основано потомственным почетным гражданином Иоасафом Ивановичем Барановым в 1873 г.
Махринская сельско-хозяйственная школа открыта в 1912 году в селе Махра.
В 1931 г. был растрелян Игнатий Марков (мученик), прихожанин Богородице-Рождественского храма в с. Махра.
Сайт Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря - http://www.stefmon.ru/letopis.htm
Подворье в селе Талицы Монастырю принадлежит подворье в Московской области в селе Талицы около Софрино. На подворье несколько храмов и часовень в том числе восстановленный пещерный храм.
Источники: Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 2]. Переславский и Александровский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Добронравов]. - 1895. - 520, VI с.
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина Упраздненные монастыри Александровского уезда. МОНАСТЫРИ Владимирской области |