Главная
Регистрация
Вход
Суббота
03.12.2016
09:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [392]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [27]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [33]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [3]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь — женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии РПЦ на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области.


Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Стефан Махрищский


Стефан Махрищский

О детстве и юности будущего подвижника известно очень немного. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан. Преподобный Стефан был хорошо образован и начитан. Подвизаясь в монастыре под руководством опытных старцев, он приучился к духовному житию, воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни всей братии. Современниками преподобного Стефана были многие, прославленные в лике святых, преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них – преп. Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий…

Возможно, из-за притеснения униатов, начавшихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, а может быть, по причине общего неустройства южнорусской церкви, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и уйти в Московскую землю. Произошло это, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359 гг.) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте.

Подвижник отправился на северо-восток и, после долгих поисков, избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке, именуемой Махрище. Здесь около 1353 г. он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю, а вскоре стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во Имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской, преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где провел несколько дней. В ожидании его махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий, как гость, благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет.


Встреча преподобных Стефана и Сергия

Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещаниям преподобного, они грозили убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада, - смиренно ответил святой, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, в 1370 г. основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первые насельники Авнежского монастыря – Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в Северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.
Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, повелевшего преподобному Стефану явиться в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера.


Беседа преподобного Стефана с великим князем московским Димитрием Донским

Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова - Косьмы – тайно постриг его в рясофор с именем Кирилл, провидя в нем будущего Белоезерского подвижника. По ходатайству прп. Стефана инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом коего был архимандрит Феодор – племянник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество.

Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять своей обители, преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца жизни. Жил же он, по свидетельству древнего жития, "подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради." Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14/27 июля 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Честные останки его погребли у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.

Память

- 14/27 июля - память преподобного Стефана Махрищского.
- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых


Рака над мощами преподобного Стефана Махрищского

Тропарь преподобного Стефана Махрищского, глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Стефана Махрищского, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився, блаженную жизнь совершил еси, в пустыню, яко во град, вселився, благодать приял еси от Бога исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце и всех возвышати к Божественней высоте, темже, имея дерзновение ко Святей Троице, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

После преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала самые разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана. Первые преемники святого Стефана – игумены Илия и Николай – строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой. Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, а почитание памяти первоначальника обители было уже не столь ревностным.

В кон. XV в. в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. На пепелище остались лишь несколько иноков, которые не сохраняли общежительный устав. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который спустя время был возведен на этом месте.

В 1525 году игуменом становится старец Иона, управлявший обителью 32 года в царствование государя Ивана Васильевича Грозного. Согласно записям монастырской вкладной книги, при Ионе монастырю были пожалованы многие земельные вотчины, обитель понемногу благоукрашается, трудами настоятеля в монастыре были поставлены часы с самобоем, а на колокольне повешены новые колокола...
К этому же времени относится предание о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Арсений Сахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

В 1557 г. игумен монастыря становится Варлаам, будущий святитель Суздальский и Тарусский. С юных лет подвизаясь в святой обители, Варлаам имел огромную веру в молитвенное предстательство преподобного Стефана, а, став игуменом, не раз получал помощь в затруднительных обстоятельствах, с горячей молитвой обращаясь к преподобному. Будучи свидетелем многих чудесных исцелений, происходивших у гроба преподобного Стефана, игумен Варлаам с особым усердием собрал все сведения о жизни святого и преподнес свой труд митрополиту московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иван Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобный которому носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный крест, от которого многие стали получать исцеления.

Над мощами прп. Стефана вскоре была сооружена каменная церковь (в честь преподобного), ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Ивана Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Сам царь неоднократно посещал Махрищскую обитель во время своих богомольных поездок, делая крупные денежные вклады и жалуя земли. Братии в эти годы в обители было более 60 человек. По благословению святителя Макария игумен Варлаам участвовал в восстановлении разоренной Авнежской пустыни, основанной некогда преподобным Стефаном и его учеником Григорием. Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские были убиты при набеге вятчан и казанских татар в 1392 году. Память их совершается 15/28 июня.

В 1570 г. игумен Варлаам был возведен в сан епископа Суздальского и Тарусского. Возглавляя Суздальскую кафедру, святитель много потрудился для прославления преподобной Евфросинии, княжны Суздальской, житие которой ему посчастливилось найти в книгохранилище Махрищского монастыря. Слава о преподобной княжне распространилась далеко за пределы древнего града, когда святитель представил все собранные материалы на суд Московского митрополита. Святая Евфросиния была канонизирована в 1698 году, при патриархе Адриане, с почитанием ее памяти 25 сентября в день блаженной кончины преподобной.

После 13-летнего управления кафедрой святитель вернулся на покой в Махрищский монастырь, где и провел последние годы до дня своей праведной кончины 21 августа 1585 года. Покидая Суздальскую кафедру, святитель Варлаам взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, прославившийся затем в обители многими чудотворениями. Позднее при перестройке Троицкого собора при митрополите Московском Платоне могила святителя находилась в нижнем храме в особой палатке с северной стороны. На гробнице темно-серого мрамора было высечено две надписи:
"Святый Варлаам здесь телом почивает,
Но духом в небесах он с Богом обитает.
Благий рабе и верный вниди в радость Господа Твоего!"

Ныне мощи святителя Варлаама, обретенные в 1998 году при раскопках, покоятся в восстановленном храме Пресвятой Троицы.

Во второй половине XVI века Махрищский монастырь становится крупным церковным землевладельцем. Вкладная книга монастыря упоминает многих именитых землевладельцев, пострадавших в годы опричной политики Ивана Грозного. Среди них – Кротковы, Клобуковы, Макаровы, Таратины, Обуховы, Баскаковы… Разоряясь, такие вотчинники жертвовали свои земли соседнему монастырю, некоторые из них вступали в его братство. Так, представители старинного рода вотчинников Кинельского стана сыновья Петра Зубова – Гавриил и Филипп (в иночестве – Герасим и Филофей) стали впоследствии старцами Махрищского монастыря, а в 1580 году, во время междуигуменства, управляли обителью.

Смутное время – междоусобия и междуцарствия – Махрищский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен польскими интервентами. В 1613 году все Залесье представляло собой пустыню. Дозорщику Ивану Воейкову, посланному в 1614 году по повелению царя Михаила Федоровича описывать села и станы смежных с Великой (Александровской) слободой земель, предстала страшная картина: разоренные сожженные села – Зеленцино, Неглово, Юрцово – с заброшенными избами и неубранными трупами ("А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей"). Десятки монастырей навсегда исчезли с лица земли. В Махрищской обители уцелели лишь остовы каменных стен церквей. В народе долго сохранялся рассказ о том, как злодейские руки, дерзнувшие прикоснуться к гробнице преподобного Стефана, были попалены огнем, и как враги Церкви Божией, устрашенные этим чудом, разбежались, оставив святую обитель.

На разоренный монастырь обратили внимание Троицкие старцы. Братия с архимандритом Дионисием били челом царю и государю Михаилу Федоровичу и просили разрешить переписать обитель и земли на их имя. В августе 15 дня 1615 года (на Успение Пресвятой Богородицы) архимандрит Дионисий и келарь Авраамий были пожалованы государевой грамотой, согласно которой обитель преподобного Стефана была приписана к Троице-Сергиевому монастырю. Старцы "сыскали" утраченные жалованные грамоты на села и деревни монастыря, а дозорщики, посланные царем, произвели опись и межевание земель.

Лаврский архимандрит Дионисий Зобниновский и келарь Авраамий Палицын вошли в историю как истинные патриоты, много сил приложившие к освобождению Москвы от польских захватчиков и умиротворению России в период Смуты. Незаурядные политические деятели и ученые книжники – оба они в разные годы подверглись опале и мужественно претерпели клевету и гонения, вернувшись впоследствии оправданными в Троице-Сергиеву Лавру. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой Лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. Потерявшая свою самостоятельность с этого времени она подчинялась управлению "учрежденного собора", т.е. архимандритов Троице-Сергиевой Лавры. Именно они определяли в Махрищский монастырь строителей – руководителей братии.

Не забывали о древней обители русские государи, присылая сюда деньги и дары. Во вкладной книге монастыря есть записи о вкладах на поминовение рода царей Бориса Годунова и Алексея Михайловича, тщанием которого были устроены резные решетки у гробниц чудотворцев Махрищских Стефана и святителя Варлаама, украшены храмовые иконы. Есть в книге и запись о том, что в том же 1670 году января 12-го дня государь Алексей Михайлович прислал пять рублей на молебен и "братии на милостыню, да пять осетров, пять белуг, да два пуда зернистой икры". Нередко встречается во вкладной книге и имя императрицы Анны Иоанновны.

До 1764 года монастырь владел многими землями. По писцовым книгам 1627-1629 гг. за ним числилось четыре сельца, восемь деревень, 44 пустоши, немало строевого лесу и 760 душ крестьян. Кроме того, по указу 1765 года обители принадлежало право рыбной ловли в реках Молокче и Шерне на протяжении 30 верст. Новый расцвет обители связан с именем митрополита Платона (Левшина). Переведенный в Москву на архиепископскую кафедру указом императрицы Екатерины второй в 1775 году митрополит Платон оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры и не оставлял своим вниманием подведомственные Лавре монастыри. Случалось, летом Владыка иногда помногу недель проводил в обители преподобного Стефана, отдыхая здесь от многочисленных трудов по управлению епархией. В монастыре были устроены для него особые покои, позднее обращенные в монастырскую гостиницу. По воспоминаниям современников, во время пребывания в Махре митрополит вел себя на удивление просто. В одном простеньком подряснике он совершал прогулки по окрестным лесам и лугам, подходил к работавшим в поле крестьянам, преподавал им святительское благословение, входил в их заботы, часто помогая деньгами нуждающимся.

С кон. XVIII в. начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщанием митрополита Платона в 1791-1792 гг. над восточными вратами обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в эти же годы обитель была обведена новой каменной оградой, с четырьмя башнями по углам. В 1806 году над северными вратами построили каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

К 1807 году главный собор обители – Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, который был освящен 23 августа 1808 года, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов – будущий святитель Филарет, митрополит Московский.

В самой планировке комплекса и, главным образом, в формах Троицкого собора сказалось влияние архитектурного ансамбля Спасо-Вифанского монастыря. Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Вифанского Преображенского храма. Собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем – во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах.

Не только внешнее благоустройство беспокоило митрополита Платона. В разные годы обитель приходила в совершенный упадок. Так к 1787 году (при строителях Досифее и Иакове) братии в монастыре оставалось несколько человек, в связи с чем Духовный собор Лавры рекомендует новому строителю "по благословению митрополита Платона завести братство…, подобно Берлюковой пустыни, для чего велено туда съездить, побыть в ней неделю, поговоря и посоветуясь с той пустыни строителем, который из ничего устроил монастырь и содержит хорошо".

Тринадцать лет управлявший монастырем иеромонах Астион (1787-1800 гг., † 1801 г.) сумел поднять обитель на прежнюю высоту. Посетивший в 1789 году обитель Высокопреосвященнейший митрополит Платон, остался весьма доволен тем, что "братия в послушании трудятся, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению".

За полвека с 1802 года в Махрищской обители сменилось тринадцать настоятелей, среди которых были строители Паисий (июнь 1824 – 1825 гг.), Геннадий (август 1830 г. – февраль 1833 г.) и Парфений (февраль 1833 – 1839 гг.) - ученики старцев Николо-Пешношского монастыря Макария и Максима, известных своей высокой подвижнической жизнью. При них неукоснительно исполнялся издавна введенный устав церковного богослужения и сохранялось столповое пение.






Последний настоятель Махрищской обители игумен Евгений (в миру Ефрем Лукьянов) положил начало иноческой жизни в Гефсиманском скиту, где подвизался почти тридцать лет, проходя послушания пономаря, ризничего, чредного священнослужителя. 6 апреля 1916 года иеромонах Евгений был назначен строителем Махрищского монастыря, а 8 мая (нового стиля) 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан игумена в Троицком соборе Лавры. еками складывавшейся красоте и мерному строю монашеской жизни, внешнему благолепию и той духовной высоте, на которую поднялась обитель в начале 20 века, оставалось цвести совсем недолго. Шесть тревожных лет до закрытия обители не прекращается монашеская жизнь, совершаются постриги, не угасает монашеская молитва. Но сухие строки архивных документов доносят до нас отголоски страшных революционных событий: обыски, погромы, арест монахов, сопровождавших во время крестного хода чудотворную Тихвинскую икону, изъятие церковных ценностей. По последним послужным спискам перед закрытием монастыря в обители оставалось не более тридцати насельников, из них больше половины уже немолодые монахи. Все они встретили 1922 год и стали свидетелями закрытия и разорения родной обители. Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-1924 гг. в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа, в 1924 храм преподобного Стефана был передан в ведение Главмузея, а остальные постройки – Александровского уездного исполкома, часть построек сдавалась в аренду Карабановской ткацкой фабрике, часть – была отдана детскому дому беспризорных детей. В 1925 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах – склады. В 1942 году взорвали Стефановскую и Троицкую церкви, колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В послевоенные годы в уцелевших зданиях размещались детский дом, дом отдыха Академии наук, а с 1989 года – пионерский лагерь Мурманского отдела народного образования. Монастырь все больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но нет невозможного у Бога.

В 1993 году архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму Святых апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Не мало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в Петропавловскои храме.

Чудом нашлись и благотворители. В 1995 году сестры обратились за помощью к Президенту концерна «Росэнергоатом» Поздышеву Эрасту Николаевичу. С тех пор на протяжении более пятнадцати лет Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают все возможное для возрождения этой древней обители. Они не только восстанавливают монастырь, но и участвуют в церковной жизни обители, в богослужениях, приезжают на праздники.
Постепенно восставали из руин жилые корпуса, старинная трапезная. Котельная была выстроена заново. Проложены коммуникации. Организовано подсобное хозяйство. Построена новая общеобразовательная школа в селе.










Храм Стефана Махрищского. 1997 г.



Храм Петра и Павла. 1806 г.




Надвратный храм Сергия Радонежского


Монастырская трапезная








Звонница

Святой источник Сергия Радонежского





Рядом с монастырём стоит церковь Троицы Живоначальной (Сергия Радонежского). 1857 г.


Махринский приход

«Слобода Махра находится въ 130-ти верстахъ отъ губернскаго города, въ 10-ти отъ уезднаго и вблизи Махрищскаго монастыря. Название свое она получила отъ монастыря, основаннаго преподобнымъ Стефаномъ, мощи коего почиваютъ здесь…Нынешняя слободка Махра образовалась изъ прежней подмонастырской слободки – а приходъ, изъ селений, прежде принадлежавшихъ Махринскому монастырю». Сам монастырь с 1615 года по повелению царя Михаила Феодоровича находился в ведении Троице-Сергиевой лавры и не был подчинен Владимирскому епархиальному начальству, а Махринский приход числился во Владимирской епархии.
В сотной грамоте владений Махрищского монастыря 1563 г. перечислены следующие селения: «село Зеленцыно, а въ немъ церковь Пречистыя Богородицы стоитъ пуста, безъ пения, въ селе дворъ монастырский да крестьянскихъ 16 дворовъ; село Неглово на реке Молохче, а въ селе церковь Никола Чудотворецъ стоитъ пуста, безъ пения, въ селе дворъ монастырский, 6 крестьянскихъ дворовъ и 4 пустыхъ; сельцо Ярцово, въ немъ дворъ монастырский и 12 дв. крестьянскихъ, сельцо Полосино, въ немъ дворъ монастырский и 12 дв. крестьянскихъ и 7 пустыхъ, сельцо Конково – 7 дворовъ и 4 пустыхъ, деревня Запрудное – 2 двора, Лукьяново – 3 двора, Высокое на реке Сере 3 двора, Захаровское – 3 двора, Красное – 4 двора, Онисимово – 2 двора, Данилково – 13 дворовъ и 1 пустой, Попово – 8 дворовъ и 3 пустыхъ, Площицыно – 1 дворъ, Малиново – 7 дворовъ, Глинково – 3 дв. и 2 пустыхъ и 2 деревни запустелыхъ». В этом перечне подмонастырская слободка не упоминается; очевидно, она в то время еще не сформировалась.
Сведения о ней встречаются уже в переписных книгах 1678 года, в которых о владениях Махрищского монастыря сказано следующее: «Троицкаго Махрищскаго Монастыря подмонастырская слободка, а въ ней живутъ служебники – 2 двора да бобылей 4 двора да детенышей – 4 двора, 1 дворъ бобыльский, а въ немъ живетъ белый дьяконъ, 1 дворъ монастырской, а въ немъ дворникъ, дворъ конюшенной, дворъ скотской, дворъ кузнецовъ, дворъ служебникъ, а всего въ слободке – 3 двора служебныхъ, людей въ нихъ 13, 4 двора детенышей, въ нихъ 9 человекъ, 1 дворъ конюховъ – 3 человека, 3 двора бобыльскихъ – 10 человекъ, 1 дворъ кузнецовъ – 4 человека».
«Махрищскаго монастыря деревни: 1) Ярцово – 21 дворъ, 2) Зеленцыно – 19 дворовъ жилыхъ и 1 пустой, въ немъ живетъ захребетникъ; 3) Рыкулино – 6 дворовъ; 4) Малиново – 12 дворовъ; 5) Афанасово – 4 двора; 6) Полосино – 6 дворовъ; 7) Данилково – 9 дворовъ; 8) Неглово 14 дворовъ, а въ прежнихъ переписныхъ книгахъ за Махрищскимъ монастыремъ записана деревня Запрудная, но она запустела до морового поветрия, а всего въ деревняхъ крестьянскихъ 94 двора, бобыльскихъ 3, людей въ нихъ 313 человекъ».
В 1764 г. при упразднении монастырских вотчин, все владения Махрищского монастыря перешли в ведомство государственных имуществ и образовали самостоятельный приход. Но этот самостоятельный приход не имел своего храма: приходское духовенство и прихожане пользовались монастырским храмом. Митрополит Платон в 1788 году распорядился устроить над монастырскими восточными воротами особую церковь с особым входом для прихожан; средства на постройку церкви даны были отчасти и прихожанами. В 1791 г. Церковь была освящена во имя Преподобного Сергия. Эта церковь и стала приходской. Она была холодной и прихожане в зимнее время предпочитали ходить на богослужение в теплый монастырский храм, что вызывало взаимное недовольство между приходским духовенством и монастырем. В 1821 г. строитель монастыря донес лаврскому учрежденному собору о крайней ветхости церкви во имя Преп. Сергия и учрежденный собор распорядился ее запечатать.
Таким образом приход вновь остался без своей церкви; в этом затруднительном положении местный причт обратился за советом и указаниями к Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. Владыка уже знал ненормальные условия Махринского прихода, т.к. на пути во Владимир он останавливался в Махре и ночевал в доме священника. Он посоветовал прихожанам купить деревянную церковь в селе Ям, оказавшуюся лишней после постройки каменной церкви, и сам написал об этом помещику села Ям Яковлеву письмо. После этого помещик уступил деревянную церковь с иконами и иконостасом Махринскому приходу за 300 руб. В 1824 г. церковь была перевезена и с того времени приход имел свою церковь.
В 1857 г. в слободке была выстроена на средства прихожан каменная церковь с такой же колокольней.
Престолов в ней три: в холодной во имя преподобного Сергия Радонежского, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
«Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранятся въ целости: копии съ метрическихъ книгъ съ 1802 года, исповедныя росписи съ 1824 года.
Причта по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание его получается: а) отъ земли пахатной и сенокосной до 210 руб.; б) процентовъ съ причтоваго капитала (386 руб.) – 15 руб.; в) отъ хлебнаго сбора 60 руб.; г) отъ службъ и требоисправлений до 500 руб., а всего до 785 руб. въ годъ. Дома у причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахатной 18 дес. и сенокосной 11 десятинъ; плана и межевой книги на землю не имеется.
Приходъ состоитъ изъ Махринской слободы и деревень: Юрцева (1 вер. отъ церкви), Кошмилова (2 вер.), Рыкулина (2 вер.), Афанасова (1 вер.), Малинова (3 вер.), Полосина (5 вер. Сельцо Полосино куплено Махрищскимъ монастыремъ у некоего Шарана Гаврилова въ 7040 году (1532).), Данилова (2 вер.) и Неглова (2 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 836 душъ муж. пола и 966 женскаго; все православные.
Въ Махринской слободе имеется земская народная школа; учащихся въ 1892-93 учебн. Году было 62».
/Березин, В.М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии/.

Подворье в селе Талицы

Монастырю принадлежит подворье в Московской области в селе Талицы около Софрино. На подворье несколько храмов и часовень в том числе восстановленный пещерный храм.





Сайт Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря - http://www.stefmon.ru/letopis.htm
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина
Упразднённые монастыри Александровского уезда.
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Город Александров.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (23.06.2015)
Просмотров: 954 | Теги: монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика