Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
16:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [135]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Архимандрит Филарет

Филарет - архимандрит Владимирского Богородице-Рождественского монастыря

А.В. Торопов «Архимандрит Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Филарет в церковной и политической жизни Руси середины XVII в.

XVI в. завершил собой героическую эпоху древней Руси: как ни значительны были ее свершения в духовной и политической областях, как ни высок был авторитет этих событий и их главных действующих лиц в сознании народа, время уже неумолимо отсчитывало последние десятилетия эпохи «Домостроя» и «Стоглава», монахов-отшельников и мудрых князей. Закат этой эры не был стихийным бедствием, неожиданно обрушившимся на страну, но был предрешен огромными изменениями, происшедшими в течение столетий в мировоззрении людей. Религиозно-нравственные заветы предков к началу XVII в. перестали восприниматься русским обществом как непреложные истины, и расплатой за это отступничество стали кровавые потрясения Смутного времени. Ценой неимоверного напряжения духовных сил опасность потери Русью собственной независимости в церковном и государственном плане, а, следовательно, и собственного исторического лица, была преодолена, и страна вошла в длившийся несколько десятилетий период благоденствия и процветания. Он наглядно показал, что народ не выдержал искушения спокойствием, которое вскоре обернулось новыми смутами церковного раскола. Все эти потрясения стали грозной увертюрой петровских времен, суровым предостережением для всего русского народа.
Но в середине XVII в. назревавший перелом нельзя было остановить, тем более, повернуть ход событий вспять новые, проникавшие из-за границы веяния все больше и больше укоренялись в умах и душах людей. Отчасти процесс такого проникновения происходил, благодаря заграничным по происхождению, но необходимым и для Руси нововведениям, подобным печатному станку, отчасти - благодаря гонке русской аристократии за модой, проявившейся в массовом увлечении немецким театром на Яузе и воспитании юношества иноземными гувернерами. Конец прежней эпохи был предрешен, но какая-то невидимая сила в последнее допетровское столетие словно пыталась удержать страну от радикальной и бездумной ломки прежнего уклада, который кому-то уже казался устаревшим. Ключевая роль в событиях XVII в., как и прежде в самые непростые времена, была отведена одному из форпостов древней, великокняжеской Руси - Владимирскому краю. Иногда здешние города становились местом действия для наиболее значительных событий своей эпохи, как это было в Смутное время, но чаще ответственнейшая миссия ложилась на плечи людей, рожденных на Владимирской земле.
И особое место в череде выходцев из Владимирского края, ставших главными действующими лицами отечественной истории XVII в., состоявшей, в частности, из трех патриархов Московских и всея Руси, а также ряда других церковных деятелей высокого ранга, принадлежит и архимандриту Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Филарету.
Биографических сведений о нем сохранилось немного, но тот факт, что этот человек в столь сложную эпоху возглавлял одну из древнейших русских обителей, свидетельствует о том, что он обладал немалым авторитетом.
В 1656 году архимандрит Иосиф был на соборе об исправлении книг церковных.
Филарет - наместник Владимирского Богородице-Рождественского монастыря, несомненно, с момента своего назначения тесно соприкасался с былой славой обители и великим наследием своих предшественников. Среди них были основоположники владимиро-суздальской книжности епископы Симон и Серапион, почитаемые народом иерархи епископы Митрофан, Иоанн, Кирилл, Павел и Геннадий, видные церковные и общественные деятели митрополиты Иона (Думин) и Варлаам (Poгов); последний из перечисленных был хорошо известен также как автор православных духовных песнопений. Известности Богородице-Рождественского монастыря в немалой степени способствовало то, что в 1263 г. он стал последним пристанищем Александра Невского. Благодаря этому, в свою очередь, в стенах обители развивалась самобытная книжная школа, главной идеей которой было обращение к нравственному опыту предшествующих веков, важным элементом которого были деяния «солнца земли Суздальской», как именовался в обращенных к нему церковных песнопениях святой благоверный великий князь Александр Невский.
Наиболее значительными именами в истории этой книжной школы были имена иноков-летописцев Лаврентия и Михаила. Но не только славной историей был известен Богородице-Рождественский монастырь - исторический опыт преломлялся в настоящем и составлял основу для будущего, как это случилось во времена пребывания здесь юного послушника Пахомия, впоследствии - одного из наиболее почитаемых святых Костромской епархии. Непросто было принимать должность архимандриту Филарету - это означало принятие на себя ответственности за приумножение славных традиции. Но новый наместник с честью справился со своей задачей, что наглядно подтвердили происшедшие вскоре события.
Мирное время, наступившее после победы над Смутой, закончилось жестокими столкновениями «никониан» и старообрядцев. Коса нашла на камень - фантастическое упорство фанатиков, готовых бороться за каждую обрядовую мелочь и возведших в ранг догмата явные, зачастую имевшие языческое происхождение суеверия, вполне стоили амбиций патриарха Никона, стремившегося прибавить к титулу патриарха Московского и всея Руси титул патриарха Вселенского, а Русь сделать в прямом смысле «третьим Римом», т.е. едва ли не раем на Земле. В трагическом противостоянии, приведшем к кровопролитию, несомненно, были виноваты обе стороны, но взвесить вину каждой из них и вынести по поводу сложившейся ситуации обязательное для неукоснительного выполнения определение мог только церковный Собор.
Чтобы это авторитетное предприятие было подлинно каноничным, для участия в нем на Русь были приглашены первоиерархи поместных православных церквей Востока - патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий. Путь их в Москву в 1658 году пролегал через Муром и Владимир, что, конечно же, было обусловлено не только географическими обстоятельствами - это было явным обращением к духовному авторитету древней столицы, необходимому для преодоления церковной смуты. Обязанности организации этого визита в Москву двух патриархов легли на двух архимандритов — Филapeта и Павла, возглавлявшего в то время Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале - впоследствии митрополита Тобольского. Архимандрит Павел встречал кортеж двух патриархов в лесу близ Арзамаса, в нижегородских землях, и сопровождал почетных гостей через Муром до Владимира. Здесь предстоятели Восточных православных церквей поклонились древним святыням и отправились дальше - у с. Рогожи (ныне – г. Ногинск Московской области) их встречало столичное духовенство. Возглавлял торжество архимандрит Филарет - именно он сопровождал двух первоиерархов на заключительном этапе их длительного путешествия.
По прибытии в Москву, с соизволения Царя Алексея Михайловича и по совету Московского Патриарха Иоасафа, пожаловали Архимандриту Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох Архиерейский, на что дали и грамоту, и с этого времени Архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.
На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Воскресенского монастыря в Москву.
1 декабря 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона, в числе преподобнейших.
Необычная награда была дана архимандриту Филарету позже - она также стала своеобразным утешением за несостоявшееся избрание его патриархом вместо смененного с престола Никона. Ситуация на выборах патриарха в ходе Московского Собора 1666-1667 гг. выглядела необычно: реальным кандидатом на патриаршество многие видели Питирима, уроженца Суздаля, выдвинувшегося при Никоне и даже временно заменявшего его после самовольного оставления кафедры в должности патриаршего местоблюстителя, но у Питирима было гораздо больше противников, чем сторонников. Он еще был полон сил и достаточно самостоятелен, а придворное окружение крайне боялось появления на Патриаршем престоле второго Никона. Находясь ближе всего к патриаршеству, Питирим как потенциальный предстоятель Русской церкви тогда был отвергнут, и это обернулось для него огромной житейской трагедией: Патриарший престол он смог занять лишь на следующих выборах патриарха, будучи старым и больным - Церковью ему довелось управлять лишь в течение десяти месяцев. Но и в числе оставшихся кандидатов на патриаршество не было недостатка в выходцах с Владимирской земли - среди них выделялись два наместника Владимирского Богородице-Рождественского монастыря: бывший, Иоасаф, возглавлявший в то время Троице-Сергиев монастырь, и действующий, Филарет. Симпатии участников Собора склонялись в сторону Иоасафа, хотя тот отказывался от патриаршества, ссылаясь на преклонный возраст. Но это обстоятельство в глазах и других иерархов, и светской власти выглядело, скорее, достоинством, чем недостатком: почти у всех были еще свежи воспоминания об излишней импульсивности и эмоциональности Никона, самого молодого из патриархов Московских и всея Руси.
В итогe после Никона патриархом был избран Иоасаф. Это был второй патриарх с таким именем - его тезка Иоасаф I сменил в начале XVII в. на Патриаршем престоле Филарета (Романова) и был предшественником на патриаршестве Иосифа, владимирца по рождению. Иоасафа II никак нельзя было назвать подставной и легко управляемой фигурой на Патриаршем престоле - его авторитет был достаточно велик, и проводимый им курс был весьма осторожным. Патриарх Иоасаф II подтвердил клятвы, наложенные на старообрядцев Никоном, но не решал проблемы раскола столь радикально, как предшественник - ставка делалась на методы переубеждения. Патриарх Иоасаф II правил пять лет... Несостоявшийся патриарх Филарет так и остался до конца своих дней во Владимире, не став в итоге даже епископом. Редкая награда, полученная из рук восточных патриархов, стала самой высокой оценкой его заслуг, среди которых, помимо организации путешествия по Руси двух патриархов, были еще и увенчавшиеся удачей уговоры не переходить в раскол смещенного с должности и находившегося под стражей во Владимире архимандрита Спасского монастыря в Муроме Антония, и попытки призвать его покаяться и примириться с Церковью. Это было, несомненно, важным событием: позиция архимандрита Антония в отношении церковного раскола была двойственной, и эта двойственность представлялась наиболее опасной. С одной стороны, архимандрит Антоний не хотел покидать «никонианскую» Церковь и переходить в раскол, с другой стороны, весьма ревностно отстаивал истинность «старых» обрядов и пагубность никоновских реформ. Тем самым он, несомненно, способствовал распространению раскола, давая его сторонникам грамотное обоснование их идей, которого они по своему невежеству, как правило, сформулировать не могли.
Но после Собора 1666-1667 гг. заслуги архимандрита Филарета постепенно стали лишь достоянием истории.
На Владимирской земле он тихо и незаметно дожил свой век, странным образом соседствовавший с одними из самых бурных событий в отечественной истории. Его жизненный путь стал ярким свидетельством особой роли Владимирскою края в судьбах Отечества. В свою очередь, едва ли не самым важным центром влияния Владимира на общественную жизнь страны стал Богородице-Рождественский монастырь.
На выборах первого патриарха Московского и всея Руси одним из кандидатов на патриаршество выдвинули бывшего наместника этого монастыря митрополита Варлаама (Рогова), но он уступил первенство победившему на тех выборах патриарху Иову. В следующем XVII в., представители Владимирского края если не избирались на Патриарший престол, то, по крайней мере часто рассматривались как реальные кандидаты на него. Помимо уроженца Владимира патриарха Иосифа уроженца Суздаля патриарха Питирима и бывшего наместника Владимирского Богородице- Рождественского монастыря патриарха Иоасафа II, патриархами Московскими и всея Руси могли стать архиепископ Суздальский Серапион, бывший соперником нашего Иосифа на выборах, и митрополит Казанский Маркелл, некоторое время в конце XVII в. возглавлявший Суздальскую епархию. Последний из перечисленных иерархов мог занять патриаршую кафедру в крайне сложной для России ситуации - на рубеже XVII-XVIII вв., избежав ненужной конфронтации со светской властью и рокового для Русской церкви упразднения патриаршества. И этот трагический эпизод наглядно показал особую роль Владимирского края в судьбах Отечества: его представитель стал одной из последних нитей, оборвав которую, Русь навсегда попрощалась с семью веками своей истории. Процесс прощания проходил весьма бурно, но в запутанных перипетиях той переломной эпохи не смогли затеряться многие имена живших тогда и игравших в происходивших событиях не последнюю роль выходцев с Владимирской земли. И одним из этих имен, несомненно, является имя наместника Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Филарета, когда-то получившего необычную награду из рук почетных гостей с Востока, посетивших Владимир по пути в Москву.
Богородице-Рождественский монастырь
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Владимир | Добавил: Николай (07.10.2017)
Просмотров: 1224 | Теги: Владимир, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru