Максимовская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана около 1299 года на основе видения святителя Максима, митрополита Киевского и всея Руси.
В 1299 году Митрополит Максим перешел на жительство в г. Владимир и перенес во Владимир митрополичью кафедру. Народ Владимирский вместе с Владыкой Симеоном и князем Андреем были весьма обрадованы прибытием Митрополита и встретили его с подобающей честью. Таким образом исполнилось давнишнее желание Владимирских князей, начиная с св. князя Андрея Боголюбского, иметь своего митрополита. В Лаврентьевской летописи сказано: «Митрополит Максим, не терпя татарского насилия, остави Митрополию и сбежа из Киева, и весь Киев разбежался, а Митрополит иде к Брянску, и потом иде в Суждальскую землю и со всем своим житьем». По переходе на жительство во Владимир, Митрополит Максим принял в непосредственное свое управление области, принадлежащие епископам Владимирским, Суздальским и Нижегородским, а Симеона, епископа Владимирского, назначил на Ростовскую кафедру.
Икона Божией Матери Максимовская написана по чудесному видению. Предание об этом видении говорит следующее. „Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807, по видению Максима Митрополита Владимирского и всея России Чудотворца, греченина родом. Егда ему пришедши от Киева — во Владимир от изгнания татарского и во Владимире от путного шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держаща на руку Предвечного Младенца, и глагола: рабе мой Максиме, добре пришел еси семо посетити град Мой и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием, возбудися от сна, и в келлии никого же виде, а омофор обретеся в руце его, и объят бысть страхом на мног час; абие поведа о сем великому князю Андрею, и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор. И прославися чудо сие по всей русской земле и в Палестине; и повелеша написати сей святый образ тем подобием, яко же виде Максим святый».
Услышав от митрополита Максима рассказ о явлении Божией Матери, великий князь Андрей приказал изготовить для обретенной святыни специальный золотой ковчег. В память о чудесном событии была написана икона, получившая название Максимовской.
Максимовская икона Божией Матери
Так при митрополите Максиме Владимирский край получил ещё одну великую святыню — чудотворный образ Максимовской иконы Божией Матери.
Чудесный омофор, который Царица Небесная благоволила вручить Митрополиту Максиму, продолжительное время оставался предметом благоговейного чествования и глубокого внимания всех православных. По преданию, омофор, полученный Максимом от Богородицы, хранился во Владимирском Успенском соборе в золотом ковчеге 112 лет. . 3-го июля 1412 г., Ордынский Царевич Талыч с многочисленною ратию напал на город Владимир, в котором тогда не было ни митрополита, ни городского наместника, овладел им, разграбил его посады, опустошил и сжег храмы, татары ворвались в соборный храм. В это время ключарь собора Патрикий явил в себе необыкновенную твердость в сохранении вверенных ему сокровищ. Запершись в соборной церкви, он успел скрыть драгоценные сосуды церковные и всю священную утварь, в том числе и чудесный омофор. Когда были выломаны двери, то нечестивые, ограбив святыя иконы, устремились на предстоящаго перед образом Пресвятыя Богородицы хранителя сокровище, требовали от него священных сосудов и казны церковной. А так как он отказался выдать им собраное сокровище, то татары предали его пыткам: палили огнем на разженой сковороде и забивали за ногти спицы, потом сдирали кожу и, пробив ноги, продели насквозь веревку и так влачили по городу, привязав к конскому хвосту. Но все сие с терпением переносил страдалец и умер, не открыв сокровищ.
Впоследствии во Владимире неоднократно пытались обнаружить место тайника, но все попытки не увенчались успехом. Древние церковные святыни, в том числе и омофор Богородицы, до сих пор таятся во владимирской земле.
Почитание Максимовской иконы началось практически сразу после написания, так как от неё начали проистекать чудеса исцелений. Широкую огласку получил случай полного исцеления безнадёжно больного сына владимирского чиновника после того, как образ привезли в дом чиновника и отслужили перед ним молебен.
Максимовская икона хранилась в Успенском соборе. Её поместили над гробницей святителя Максима. Из Владимира 5 сентября 1812 г. был отправлен в г. Вязники с архиерейской и церковной ризницей и драгоценностями ключарь местного Успенского собора священник Иоанна Доброхотов. «Сего дня отправлена из Владимира карета моя, две повозски с поклажею и одна Лукиановская. В карете Икона Максимовския Богоматери, которую оставте в том же Благовещенском монастыре, поместив в церкве в скромном месте. Карету же и лошадей всех отправте немедля во Флорищеву пустыню до времени…» (из письма епископа Владимирского, Ксенофонта к Доброхотову).
Максимовская икона Божией Матери, со времени написания ее Митрополитом Максимом, находилась во Владимирском кафедральном соборе и занимала место при входе в собор с правой стороны, в пристройке Всеволодовской. На иконе изображена Царица Небесная во весь рост в левой руке с Предвечным Младенцем и внизу изображен в небольшом виде Митрополит Максим, принимающий из руки Богоматери омофор. Длина иконы 2 ½ арш., ширина 15 верш. Она покрыта серебряно-вызолоченной ризой, венец которой украшен жемчугом и камнями. Риза устроена в 1790 году г. Безобразовой. Под иконой устроена деревянная ниша, а в нише гробница, в которой под спудом покоятся „мощи" Митрополита Максима; на лицевой стороне гробницы по медному вызолоченному листу написано сказание о явлении Царицы Небесной Митрополиту Максиму. В углублении над гробницей имеется надпись: „мощи Преосвященного Митрополита Максима; преставися лета 6813 месяца Декабря 6-го дня, положен на сем месте". Против Максимовской иконы Божией Матери, на другом столбе, находится икона Митрополита Максима. На ней Митрополит изображен во весь рост в строго молитвенном виде. Высота иконы 3 арш., ширина 1 арш. Под иконой надпись: „Святитель Христов Максим, родом грек, поставлен Митрополитом Киеву и всея России в 1283 г. в Царь-граде. Не терпя насилия от татар в Киеве, он в 1299 году месяца Апреля 18-го дня пересилился со всем своим клиром во Владимир, тогда бывший столичным городом России. Матерь Божия явилась ему во сне, одобрила сей поступок его. Максим Митрополит пас церковь Христову 22 года. Преставился в 1305 г. и погребен в сем соборном храме под чудотворною иконою Богоматери, названной от имени его Максимовскою» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1869 г.).
После закрытия Успенского собора икона поступила в музейное собрание. В 1920-е гг. была выполнена её реставрация под руководством искусствоведа А. Анисимова.
В настоящее время Максимовская икона находится в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Профессор В.Н. Лазарев характеризует состояние иконы как очень плохое и отмечает её грубую реставрацию. В 2010 г. в рамках проведения года России во Франции Максимовская икона была выставлена в Наполеоновских залах Лувра в рамках экспозиции «Святая Русь».
Максимовская икона Божией Матери
Максимовская икона относится к иконописному типу одигитрия. Размер иконы 165 на 66,3 см. Богородица изображена в полный рост с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Богородица подаёт омофор святителю Максиму, стоящему у её ног на небольшой башенке. Лик младенца Иисуса обращён к митрополиту Максиму.
Икона была украшена чеканным серебряным с позолотой окладом с жемчужным убрусом, снятым при реставрации.
Празднование
Празднование иконе совершается 18 апреля/1 мая.
Максимовская икона Божией Матери
Перед иконой Пресвятой Богородицы «Максимовская» молятся при различных жизненных невзгодах.
МОЛИТВА
Приими всеблагомощная, пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и пречистыя крове Его. Тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякого совета лукаваго и от всякого обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякого ядовитаго прилога диавольского. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Максимовская»
Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, Чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Владимир, радостно совершая, Владычице, праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго, о немже ныне воспоминающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему, да непоколебиму утвердит Церковь Православную, град наш Владимир и всю Русскую землю в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.
Кондак, глас 6
Призри на нас, Всепетая Богородице, возсияй просвещение сердцем помраченным и озари стадо Твое, Пречистая, елика бо хощеши и можеши, яко Мати сущи Зиждителя, и возопий молящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже возможет на вы.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже святитель Максим даде граду Владимиру в покров и всем верным во спасение.Митрополит Максим. Князь Андрей Александрович Городецкий. 1281-1283 гг. и 1294-1304 гг. - великий князь владимирский.