Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.06.2017
08:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 305

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [551]
Суздаль [214]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [160]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [39]
Юрьев [83]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [34]
Шуя [59]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Церковь Святой Троицы в Карабанове

Храм Святой Троицы в Карабанове

Храм Святой Троицы — православный храм Александровской епархии Русской православной церкви в городе Карабанове Александровского района Владимирской области.

«Село Карабаново находится в 127-ми верстах от губернского города и в 8-ми от уездного».
В 1846 г. открыта бумаго-прядильная фабрика с ткацким отделом Троицко-Александровской мануфактуры товарищества на паях мануфактур Барановых, в с. Карабанове. Строительство Троицкой церкви в Карабанове было начато в 1875 году местным фабрикантом Иваном Фёдоровичем Барановым. До построения храма сельцо Карабаново с фабрикой входили в состав прихода Сергиевской церкви Махринской слободы.

Закладка Троицкого храма в Карабанове

Многолюдное население большой ситце-красильной и ткацкой Троице-Александровской мануфактуры гг. Барановых, соединенной с г. Александровым десятиверстовой Александрово-Карабановской железной дорогой, отпраздновало, 20 июля 1875 года, совершенную с особой торжественность закладку предположенного к постройке храма во имя св. Троицы.
При значительном числе проживающих на этой мануфактуре с их семействами, постройка для них церкви представлялась крайне необходимой по отдаленности от фабрики приходских церквей и малопоместительности их. Ввиду этого неудобства, владельцы мануфактуры, Александр и Иоасаф Ивановичи Барановы, желая доставить живущим у них рабочим возможность в воскресные и праздничные дни бывать у Божественной службы, а также облегчить как им, так и жителям ближайших к фабрике деревень, исполнение христианских обязанностей и обрядов, просили духовное начальство разрешить им построить при фабрике церковь с образованием при ней самостоятельного прихода, в состав которого вошли бы и некоторые ближайшие деревни. Хотя в этой местности Александровского уезда уже последовало и было утверждено распределением приходов по новому положению, но по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Антония просьба строителей была принята в уважение, и желаемое разрешение ими получено.
Место для постройки выбрано весьма удачно, как по его возвышенному положению, так и по качеству грунта; при том для сообщения от фабрики до церкви будет служить, готовое уже, хорошо устроенное шоссе.
В июне было приступлено к работам по устройству под церковь бута, а ко времени, назначенному для закладки церкви, он был доведен до поверхности земли для удобства при совершении установленного обряда.
Досточтимый Архипастырь, сочувствуя высоконравственному значению предпринятого строителями дела, по просьбе их, изъявил свое согласие лично совершить Богослужение на месте закладки храма и положить первый камень в его основание.
Преосвященный, обозревши в то время церкви западной части своей епархии, предположил быть в Александрове 19 июля; потому и было днем закладки церкви назначено 20 число. В этот самый день Преосвященный, отслужив Божественную литургию в Александровском соборе, отправился на особом поезде, в сопровождении строителей и приглашенных ими лиц, на место постройки церкви. Для совершения молебствия на месте будущей церкви, была устроена обширная, украшенная зеленью и коврами палатка, в которой находились иконы и хоругви, принесенные с крестным ходом из села Махры; необходимая же для служения утварь и подсвечники были приготовлены строителями. Здесь, в сослужении городского и сельского духовенства, Преосвященный совершил положенное по уставу церковному молебствие. При этом под восточную стену церкви, в оконечности алтаря, была положена бронзовая доска с вырезанной на ней в память события надписью.
Замечательно, что ливший в предшествовавшие дни и утром 20, почти непрерывно, дождь, часа за 3 до молебствия, прекратился и небо прояснилось, как бы благоприятствуя усердию собравшихся в огромном количестве будущих прихожан сооружаемой церкви и других окрестных жителей.
Несмотря на большое стечение народа, молебствие, совершенное с невиданной для большинства присутствовавших торжественностью, было всеми выслушано с благоговением и в совершенной тишине. Многие, по существующему обычаю, желая участвовать в святом деле посильными жертвами, клали на столики деньги, холст и даже хлебы.
Желательно, чтобы добрый пример гг. Барановых нашел себе подражателей и в других тесно населенных местностях нашей губернии, жители которых поставлены в такие же неблагоприятные, в духовном отношении, условия, от каких только что освободилась община будущего Троицко-Карабановского прихода.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 16 (15 августа 1875 года)./

После смерти Ивана Фёдоровича Баранова строительство храма продолжено его вдовой Елизаветой Александровной Барановой и окончено управляющим мануфактурой Алексеем Михайловичем Первушиным в 1880 году. Храм строился по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена.
13 июля 1880 году храм был торжественно освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом во имя св. Живоначальной Троицы.
В 1889 г. при храме устроены были два придела и каменная колокольня, по проекту архитектора Р.И. Клейна. Престолов в церкви стало три: в настоящей в честь св. Живоначальной Троицы и в приделах во имя св. благоверного князя Александра Невского и в честь «Знамения» Пресвятой Богородицы.
Причт сначала состоял из священника и псаломщика, в 1880 году по прошению директоров Карабановской фабрики к церкви был также определён диакон для служения только по праздничным дням.
С 1883 года в церкви служил отец Александр Иванович Сокольский, вскоре переведённый в Струнино, где он служил 30 лет.

В кон. XIX века «Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1878 года, исповедные росписи с 1877 года.
Причта имеется: священник, диакон и псаломщик, но диакон не штатный, он определен по просьбе администрации фабрики для служения только по воскресным и праздничным дням, за что он получает из конторы фабрики 150 рублей и не касается братской кружки.
Дом для священника и псаломщика построен хозяином фабрики на его земле. Земли при церкви ни усадебной, ни сенокосной, ни пахатной не имеется.
Содержание причта получается: а) от хлебного сбора до 20 руб.; б) от служб и требоисправлений до 1800 руб.; в) поручного дохода до 200 руб. и процентов с причтового капитала (2350) – 95 руб., а всего до 2100 руб. в год.
Приход состоит из села Карабанова и деревень: Степкова (1 вер. от церкви. Сельцо Степково до 1764 г. принадлежало Троице-Сергиевой лавре; в ведомости о лаврских вотчинах 1761 года о нем сказано: «душ в нем 141, земли 412 четвертей в поле, сена 963 копны, лесу пашенного 48 дес., непашенного 74 дес., рощи на 4 вер. в длину и 3 ½ в ширину; крестьяне пашут на лавру 87 ½ дес. Окладных сборов: оброку 43 руб. 41 ½ коп., за землю 16 руб. 38 коп.; неокладных: на покупку монахам на свиты холста 2 руб. 48 коп., за землю сверх тягла 3 руб. 90 коп.; оброчного хлеба: ржи 5 четв., ярицы 2 четв. 6 чк., овса 11 четв., ячменя 2 четв. 6 чк., пшеницы 1 четв., конопли 2 четв., крупы 4 чк.; приплодного хлеба: ржи 12 четв., овса 50 четв., с мельницы на реке Сере оброку 39 руб.) и Зеленцына (4 вер. от церкви. Село Зеленцыно в 1517 г. пожаловано князем Юрием Дмитриевичем Углицким Махрищскому монастырю. В сотной книге вотчин Махрищского монастыря, составленной в 1563 году, значится: «село Зеленцыно, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы стоит без пения, в селе же двор монастырский да крестьянских 16 дворов». По переписным книгам 1678 г. Зеленцино значится деревней, в коей 19 дворов жилых и 1 пустой, а в нем живет захребетник.); в коих по клировым ведомостям числится 437 душ. Муж. пола и 526 жен. Но кроме этих постоянных прихожан все православное население фабрики, которого по переписи 1892 г. оказалось 6348 душ обоего пола, с церковными требованиями обращается к местному священнику. В 1892 году таких иноприходных лиц было на исповеди 1388 мужчин, 1842 женщины; в метрических книгах записано рождений 476, браков 40, умерших 320. Таким образом благодаря соседству фабрики Карабановский приход является одним из многолюднейших приходов в епархии.
В приходе есть две часовни: одна каменная на кладбище, построена в 1880 году, другая в приходской деревне Зеленцыне, построена на месте бывшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

При фабрике с 1870 года существует одноклассное народное училище; в котором учащихся в 1892-93 уч. году было 250». /Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Публичные чтения в Карабанове, на фабрике гг. Барановых в Александровском уезде

Правление Товарищества фабрики еще в начале 1882 года предложило, состоящему при местном храме отцу диакону Сокольскому организовать народные чтения и предоставило в его распоряжение просторное помещение. Были сделаны все нужные приготовления и расходы; куплены фонарь и картины, но пред самым приступлением к чтениям, от бывшего на фабрике пожара, сгорело помещение предлагавшееся для чтений. Обстоятельство это было причиною, что чтения были открыты лишь при начале Великого поста и то в помещении далеко не соответствовавшем потребности. Пришлось делать по два чтения сряду; одно для мужчин, а другое для женщин. Для детей чтения особо повторялись учительницею Титовой.
Мужчинам читали до вечерни с 2 часов до 4, а женщинам после церковной службы с 5 ½ до 7 ½ часов.
Счет посетителям не вели, но однажды 7 марта было сосчитано мужчин 220 человек, а женщин 150, число это можно почитать за среднее, так как бывало и более; случалось что в помещении где производились чтения происходила буквально давка и духота, так что необходимо было сокращать продолжительность чтений.
Всех чтений, если их считать по дням (14, 21 и 28-го февраля и в марте 2, 7, 14 и 21-го), было семь; если же считать отделено чтения мужчинам от чтений женщинам, которые были повторением первых, то четырнадцать. Одобренная председателем Братства Преосвященнейшим Феогностом программа чтений делится на три отдела: I, объяснение дневного чтения из Евангелия, II, объяснение богослужения и III, начальные события из священной истории; программа эта выполнена лишь в первых двух отделах.
Тотчас, по прочтении молитвы, объявлялось содержание дневного Евангельского чтения, затем читалось оное по Славянскому тексту; перед чтением и после чтения все присутствующие осеняли себя крестным знамением. Вслед за чтением предлагалось объяснение и, наконец, делались выводы и уроки. Руководством при объяснении Евангельских чтений кроме «изъяснения воскресных и праздничных Евангелий прот. А. Свирелина» служили: а) «Толковое Евангелие» Епископа Михаила, б) «собеседовательное богословие» особенно III том Толмачева, в) поучения разных авторов, изъясняющие тот или другой текст дневного Евангелия. Евангелие крестопоклонной недели, напр., изъяснено преимущественно по руководству слова арх. Иннокентия (Вел. пост. Харьков, 116 стр.). Для более наглядного выяснения известной истины при объяснений Евангелия прибегалось к извлечениям из житий Святых. Так 7-го марта при объяснении Евангелия прочитана статья «непоколебимость в вере» из книги Учил. Благоч. т. 1 стр. 137. Евангелие 5-й недели поста осталось необъясненным, так как тогда необходимо было возможно более остановиться на объяснении Литургии. Объяснение богослужения точно выполнено по одобренной Преосвященнейшим Феогностом программе. После рассуждений о храме, его принадлежностях и благоговении в храме, объяснены всенощное бдение и литургия Златоуста. Руководством при этих объяснениях служили: а) поучения о богослужении — прот. Владиславлева, в 2 частях; б) письма о богослужении — Беллюстива; в) поучения свящ. Стратилатова; г) письма о богослужении — Муравьева.
Для большей наглядности не редко вставлялись в объяснения рассказы из священной истории о событиях, воспоминаемых в то или другое время богослужения, рассказы из житий Святых и общественной жизни. Так, говоря о пользе молитвы за церковными службами, был рассказан пример из Пролога 30-го апреля. Для предостережения слушателей от рассеянности в храме, была прочитана статья из «Душеполезного Чтения», 1863 г. № 1, 22 стр., при рассуждении о чуде претворения св. Даров за литургией, рассказаны некоторые, относящиеся сюда, события из жизни св. Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова и Арсения Великого. Надобно отметить, что народ весьма охотно слушает объяснение богослужения, особенно когда говорится, как надобно держать себя в то или другое время службы, то и дело слышишь вопросы: «Надо ли креститься? Надо ли наклониться?».
По рекомендации Братства Александра Невского отец Сокольский получал туманные картины из комиссии по устройству чтений для народа в Москве. С туманными картинами им прочитаны брошюры: о Царевиче Димитрие (с 9 картинами), о самозванщине (11 кар.), о 1812 годе два чтения (9+8 кар.), о Куликовской битве (12 кар.) и о начале Руси (15 кар.). Нужно отдать полную справедливость посетителям в том, что они не заставляли дожидаться себя, а аккуратно все являлись к назначенному времени и уже после ни входили, ни выходили, а в совершенной тишине выстаивали все время чтений. С своей стороны, пишет о. Сокольский, и я никогда не задерживал народ и не делал больших антрактов, переходя от одного отдела программы к другому. Трудно сказать, что выслушивалось посетителями с большим интересом, кажется, едва ли не с одинаковым удовольствием все три отдела. Если при объяснениях Евангелия и богослужения внимание слушателей привлекала высота и важность самых предметов, излагаемых в простой беседe; за то чтения исторического рассказа много поддерживалось внимание их картинами. Что чтения вообще производили доброе впечатление на слушателей, об этом свидетельствует не уменьшавшееся число посетителей. Говорить о пользе чтений для народа, значит буквально повторять то, что уже часто говорилось о них в печати и говорится. Чтения окончены мною при горячем моем желании продолжать это святое дело, при выражениях искреннего сочувствия к нему в среде простого народа и при немалом огорчении людей более привилегированного класса, что не имели возможности быть в числе слушателей. Будь просторное помещение, тогда с полной уверенностью можно сказать, кроме 350 слушателей, было бы еще столько же из простого народа, да явились бы многие из конторщиков, прикащиков, смотрителей, подрядчиков и проч.
/Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22 (15 ноября)./

17 ноября 1893 г. открытие железнодорожной ветви Московско-Ярославской железной дороги от ст. Карабаново до г. Киржача.

Диакон-псаломщик Феодор Алексеевич Мелехин, низшего образования, из торговцев, по просьбе священников в 1928 г. отстранен от служения в Троицкой церкви с. Карабанова.
Диакон-псаломщик Сергей Васильевич Тихомиров 1902 г.р., урож. с. Опарино Александровского у., среднего образования. Март 1928 – 1929 гг. – диакон Троицкой церкви с. Карабаново.
В 1937 году храм был взорван, оставшийся бутовой камень фундамента был разобран на другие постройки. На месте разрушенной церкви несколько десятилетий был пустырь.

В конце 1980-х годов, во время перестройки, руководство Карабановской текстильной фабрики решило восстановить храм и заказало проект строительному отделу Владимирской и Суздальской епархии. В 1991 году архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил закладной камень. В фундамент храма легли мощи святой великомученицы Варвары. Разрушение в 1990-х годах бывшей советской экономики и последующее банкротство градообразующей текстильной фабрики не позволили продолжить строительство церкви дальше котлована.
В 2008 году мэр Карабанова Александр Исаков возобновил строительство церкви за счёт привлечения средств карабановского уроженца, в то время министра правительства Москвы, Владимира Малышкова и других спонсоров. В восстановлении церкви своим трудом также приняли участие жители Карабанова. После восстановления стен в храме начали проводиться богослужения. Для внутреннего устройства храма Александр Исаков на собственные средства приобрёл икону Александра Невского.
По свидетельству местных средств массовой информации, около десяти строителей церкви бросили курить, а одному из них во сне явилась пресвятая Богородица и спрашивала, построил ли он храм в Карабанове.


Храм Святой Троицы в Карабанове

В 2011 году храм Святой Троицы был освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием и открыт для прихожан. За участие в восстановлении храма Евлогий наградил медалями святого благоверного князя Андрея Боголюбского II степени членов попечительского совета храма — Владимира Малышкова, Александра Исакова, директора ЗАО «Луч» Владимира Ловчева, директора ООО «Энергетик» Василия Окунева и начальника управления образования Александровского района Ирину Сергееву.

Город Александров.

Александровское вооруженное восстание 1905 года

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (18.11.2016)
Просмотров: 484 | Теги: Александровский район, Карабаново | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика