Главная
Регистрация
Вход
Среда
23.08.2017
05:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 323

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [597]
Суздаль [228]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [169]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Деревня Зеленцино Александровского района

Деревня Зеленцино

Зеленцино – деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения.
Зеленцино находится в месте впадения реки Вздериножки в реку Серую. Серая затем впадает в Шерну.
Другие названия Вздериножки — Дериножка, Чёрная, Анютина..
В конце 2000-х — начале 2010-х годов рядом с деревней появился коттеджный посёлок бизнес-класса Зеленцино, по площади (47 гектаров) и количеству домовладений (214) сопоставимый с собственно деревней.
Численность населения: в 1859 г. – 298 чел.; в 2010 году – 32 муж. и 41 жен., всего 73 чел.

Это место обитаемо было с незапамятных времен. На склонах Ярильцевой - Лысой горы любознательные жители, затем археологи и краеведы находили предметы, датируемые каменным веком. Как рассказал местный житель С.С. Бардин, карабановский краевед Сокольский находил там наконечники каменных стрел и другие предметы жизни людей каменного века. Другой карабановский краевед-археолог А. Бакаев, также находил здесь материал эпохи мезолита.
Археологи Академии наук на берегах речки Дериножки (Черной, Вздериножки, Анютиной) и р. Серой около Зеленцыно находили курганы - насыпные могильники и следы бытовой культуры - керамику гончарную древнерусскую домонгольского времени (11-13 века).
Селище (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено ок. 0.3-0.5 км. к юго-востоку от деревни Зеленцино, правый берег р. Дериножка, левого притока р. Серая. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 90х30 м., высота над заболоченной поймой 3-4 м. Керамика гончарная древнерусская XII-XIII вв., позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная XIV-XV вв.
Курганный могильник 1 (Мостовой 1) расположен в 0.7 км. к югу от деревни Зеленцино, противоположный от нее правый берег р. Серая, ок. 1.6 км. к востоку от железнодорожного разъезда «126-й км», 0.12 км. к северу от железнодорожного моста, в сосновом лесу. 32 насыпи высотой 0.3-0.6 м., диаметр 3-7 м., с кольцевыми ровиками у основания, протянувшиеся цепочкой вдоль берега. Четыре кургана имеют следы грабительских ям. По внешним признакам памятник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
Курганный могильник 2 (Мостовой 2) расположен в 0.5 км. к югу от деревни Зеленцино, противоположный от не правый берег р. Серая, 0.3 км. к северу от железнодорожного моста, в сосновом лесу, 100 м. к северу от курганного могильника 1. 132 насыпи высотой 0.4-0.8 м., диаметром 3.5-9.0 м., с кольцевыми ровиками у основания. По внешним признакам памятник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
Славяне, вероятно, дали название Лысой горе, где они имели капище у священного источника. А селение близ горы стали именовать Зеленцыным, потому что в нем жили местные жрецы и целители волхвы - зелейники, изготовляющие снадобья из местных целебных трав. Позже их стали звать колдунами, что закрепилось в народной памяти - Зеленцыно - земля колдунов.

КОВЕДЯЕВСКАЯ дорога в Великой слободе, 2-1 № 110, от с. Коведяева к с. Зеленцину, недалеко от СЛОБОДСКОЙ дороги (комментарий И.А. Голубцова), она же часть Большой Московской или Старой Стромынской дороги.
СЛОБОДСКАЯ дорога в Великой слободе, в Кинеле – мимо с. Дерюзина, 2—1 №110, 354,407. Сообщение Москвы с северными землями осуществлялось по нескольким путям. К Архангельску дорога шла (отрезок пути от Москвы до Александровой слободы) до яма Уча, до городка Радонеж, до Троице-Сергиева монастыря, до яма Дубна, до Переславля Залесского и т.д. В Залесье этот путь разветвлялся от Троице-Сергиева монастыря на ям Стогово, на Александрову слободу. Это направление именовалось БОЛЬШОЙ СЛОБОДСКОЙ дорогой. Был еще средний путь от Троице-Сергиева монастыря через Глинково, Дерюзино, Слотино, Воскресенское (здесь дорога пересекалась с Хомутовской по версии интернет), Шаблыкино, Каринское на Александрову слободу. Четвертый старинный путь из Москвы к слободе шел через Киржач, Зеленцыно, Коведяево, Сорокино и назывался старой Стромынью (см. Древние дороги Александровской земли).
Современная деревня Зеленцыно находится немного в стороне от старого тракта, идущего с юга на север через Коведяево на Киржач и Александров. Но оба этих пункта - Зеленцыно и Коведяево, в старину были связаны также старинной дорогой, но идущей с запада на восток, из древней Радонежской земли, земли «белых богов», через Кинельскую волость в волость Великую Слободу и ее Коведяевский стан. По этому пути прошел великий избранник земли Русской преподобный Сергий Радонежский со своим другом Стефаном Махрищским.
Гора около Зеленцыно называлась в древних письменных источниках Ярильцевской (от древнеславянского бога Ярила) и Лысой Горой. Гора имеет еще одно название - Церковная. Так ее стали называть после освящения источника на склоне горы и сооружения над ним часовни. Источник стал знаменит тем, что возле него провели часы прощальной беседы два светлых праведника нашей земли прп. Сергий Радонежский и Стефан Махрищский. И еще, по народному преданию, прп. Сергий выпив воды из источника, почувствовал его чудодейственную силу. Он освятил воду источника своим крестом. С тех пор источник стал привлекать паломников - жителей окрестных мест, которые свято чтили прп. Сергия и его друга по вере прп. Стефана. Около источника после беседы и отдыха, прп. Сергий простился со Стефаном Махрищским, и со спутником, иноком Махрищской обители Симоном - знатоком здешних мест, через село Зеленцыно направились в сторону древней Стромынской дороги, ведущей на юг вдоль реки Киржача. Прощание около святого источника произошло до 1358 года, так как в этом году прп. Сергием и его сподвижниками на берегу р. Киржач была построена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Кому в эти годы принадлежали земли на берегах рр. Серой и Вздериножке (Черной)? По письменным документам соседние земли села Романовского принадлежали еще великому князю Симеону Гордому, затем митрополиту Московскому. А соседние земли в волости Великая Слобода принадлежали Ивану Кроткому-Красному, затем его сыну Дмитрию Ивановичу и его потомкам. Наша земля Александровская была свидетельницей и заложницей раздоров между сыном Василия I и его дядей Юрием, а более всего между внуками Дмитрия Донского.
В Махрищском монастыре хранился документ, свидетельствующий о передаче ему села Зеленцына с деревнями князем Александром Владимировичем Лыковым в 1433 году при великом князе Юрии Димитриевиче, князе Галичском и Звенигородском. После его смерти еще больше усилилась яростная борьба за великий стол между двоюродными братьями, которые, побеждая, захватывали земли у побежденных, и те совершали крестное целование и заключали договоры на крови не вступаться в борьбу за великое княжение. Договоры нарушались, борьба снова возобновлялась, прерываясь во время убийства или калечения ее участников, пока окончательно в 1453 году не победил Василий Васильевич Темный (в Новгороде был отравлен Дмитрий Шемяка). Уничтожив двоюродных братьев, Василий присвоил их земли, которые разделил между своими детьми, матерью и женой.
Сведениями о том, кто из них конкретно владел селами и деревнями, мы не располагаем. Вероятнее всего земли раздавались сторонникам великих князей, ближним служилым дворянам, каким был при Юрии Дмитриевиче боярин князь Александр Лыков.
В грамоте Лыкова впервые упомянут Махрищский монастырь. В данной с отводом грамоте 1433 года князь Александр Лыков дал игумену монастыря с братьями свою вотчину село Зеленцыно с деревнями и пустошами. На данную вотчину великий князь Юрий Дмитриевич выдал Махрищскому монастырю в 1434 году жалованную грамоту. Именно 1433-1434 годы были годами, когда дядя Юрий Дмитриевич сначала захватил, а потом отказался от великого стола в пользу племянника, а когда тот стал воевать с его сыновьями, послал свои полки им на помощь, тем самым нарушив крестное целование - не вступаться в борьбу с племянником. Трудно понять, на чьей стороне в итоге оказался князь Александр Владимирович, который именно в эти спорные усобные годы отдал богатую вотчину в небольшой Махрищский монастырь.
Можно предположить, что князь Александр Лыков и его сын Василий были участниками военной стычки Юрия Дмитриевича с племянником Василием в апреле 1433 года под Москвой на берегу р. Клязьмы. Не исключено, что именно при этом сражении погиб сын Лыкова Василий - 27 апреля, а безутешный отец отдал свою богатую вотчину на помин его души.
Что стало с князем в последующие годы, сведений не найдено. Вообще словари о фамилии князей Лыковых вносят много путаницы. То они относятся к роду князей Оболенских, то к Рязанским князьям. Но и те и другие вышли из черниговской ветви Рюриковичей. По версии интернета, Лыковы - старинный русский дворянский род. Боярин Семен Михайлович Лыков убит в Куликовской битве в 1380 году. Боярин Александр Владимирович Лыков был послом к великому князю литовскому Витовту в 1426 году (если речь идет о нашем вотчиннике, то в эти годы он был и владельцем села Зеленцына). Его потомки в 15 и 16 вв. были полковыми и городовыми воеводами. Михайло Матвеевич Лыков, окольничий, казнен Грозным в 1572 г. Как известно, по версии либретиста Мея, персонаж оперы «Царская невеста» боярин Лыков проживал именно в те годы в Александровой слободе.
Не лишним для земляков будет знакомство с уникальным документом князя Лыкова (опубликован в книге Л.С. Строганова «Великая Слобода»), благодаря которому мы узнаем об окрестностях села Зеленцына в те времена (1433 г.): «Се яз Олександра Володимирович, что есми дал живоначальной Троици в дом село свое Зеленцыно с деревнями, и с пустошми, и с дуги, что исстари лотягтю по купчей и по грешной души своей и по своему роду и по сыне своем Василие вотчину свою село Зеленцыно, да деревню Запрудное, и с пустошми на вечный поминок, панихиду и обедню служити игумен с собором апреля 27 день, на братию корм большой. А межа тое земли: что впал в Серу реку Лукьяновский враг и от врага через реку Серу к Высоковской земли к великому дубу, и от великого дуба по старой меже к Урывковской земли к реке Сере, да из реки и с Серы налево в Вязовитский враг, да врагом по водотечь вверх, - правая сторона земля Урывковская, а левая сторона земля Запрудная Зеленцынского села; да изо врага на сосну, да от сосны сугонием к лежачей осине, да от лежачей осины налево к путику, к ели толстой, - правая сторона земля Урывковская, а левая сторона Запрудная Ярильцевская Зеленцынского села; да с ели на две сосны по старой межи на березу, да с березы к Табловской земли во Мшаное болото, да из болота в Ногинской вражьи по водотече в реку Черную (теперь Вздериножку), да речкою вверх к Таблову по воду, а правую сторону Табловская земля, а с левую сторону земля Зеленцынская; да из речки налево в Снитной враг, да врагом по воду по осетищу по старой межи к воротцам к дорозе Коведяевской, что идет от Коведяева к Зеленцыну, да от воротец врагом вверх Снитным по водотеч по граном по старым, с правая сторона земля Табловская, а с левую Зепенцынская земля; да изо врага к дубу направо к горе на раменье, на сосну высоку, на старую грань, да с высокой сосны к путику, да через путик на две сосны по старым граним, да от дву сосен межищем к Шолоховскому врагу, с правую сторону земля и лес Коведяевский, а с левую сторону земля и лес Зеленцынский, да межищем в стрелицу к Смолинской земле, к виловатой сосне, к Лукьяновской межи, да не стрелицы к суховерхой сосне, к Слободской дорозе.
А на то послуси (свидетели): Ондрей Ондреевич, да Микита Федорович и Туриков Петр Иванович, да Василей Исьяславович, да Конак Башеев. А грамоту писал поп отец мой духовный Микифор пречистенский. А грамота без печати. Назади у данные руки ничьей нет».
Из более поздней грамоты Махрищскому монастырю времен Ивана Васильевича III узнаем, что владельцем здешних земель после смерти Василия Темного была его жена великая княгиня Мария, и монастырь межевал свои владения, в том числе и Зеленцынские, уже с ее волостелями и тиунами. Как говорили позже здешние жители, земля была «Великие Княгини бортная», а старожилы крестьяне при опросе вспоминали: «... мы, господине, жили в той деревне в Феденинской при Александре Володимировиче 10 лет...». Значит, князь Лыков владел селом Зеленцыно с деревнями не менее 10 лет. Судя по данной с отводом грамоте, он купил село с деревнями, а у кого - не известно.
На долгие годы история и жизнь крестьян села Зеленцыно была связана с Махрищским монастырем, что подтверждалось жалованными грамотами на владения монастыря от 1434, 1471,1506, 1535, 1543, 1571 годов.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Упомянутый князем Лыковым его духовник пречистинский поп Микифор служил в церкви Пречистой Богородицы села Зеленцына. Об этом свидетельствует сотная грамота владений Махрищского монастыря 7107 (1563) года: «...село Зеленцыно, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы стоит без пения, в селе же двор монастырский да крестьянских 16 дворов..., деревня Запрудная - 2 двора». Совсем запустела наша земля при нашествии польско-литовских лиходеев.
Дозорщику Ивану Воейкову, посланному а 1614 году по повелению цари Михаила Федоровича описывать села и станы смежных с Великой слободой земель, предстала страшная картина: разоренные сожженные села Зеленцыно, Неглово, Юрцово - с заброшенными обгорелыми избами, неубранными трупами. «А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей». Опустела земля.
Через 13-14 лет на месте пустоши появилось сельцо Зеленцыно на реке Сере, а в нем место церковное, двор монастырский, 4 двора детенышей монастырских, пашни паханой по 20 чет., запущенной по 20 чет. в поле по р. Мологче 100 кв. версты. По новой переписи монастырских владении в 1678 году Зеленцыно названо уже деревней, в ней «19 дворов жилых и 1 пустой, в нем живет захребетник».
Упоминавшаяся деревня Запрудная к этому времени запустела еще до морового поветрия 1654 года. В 1764 г. при упразднении монастырских вотчин все впадения Махрищского монастыря перешли в ведомство государственных имуществ и образовали самостоятельные приходы. Церковь в Зеленцыно не восстанавливалась.
Прихожанами какой церкви были жители Зеленцыно с 1764 до 1880 года - не известно, вероятнее всего Сергиевского храма Махрищского монастыря, как и жители Махрищской подмонастырской слободки.
С 1880 года жители деревни стали прихожанами вновь построенной церкви Св. Живоначальной Троицы села Карабанова.
В Зеленцыно на месте бывшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы была поставлена часовня, вероятно соименная. Часовня была разрушена и на месте бывшей часовни стоит дом. Рядом два колодца, над крышей одного поставлен крест. Видимо в память о часовне.


Часовня Троицы Живоначальной

В 2010 году в Зеленцине была сооружена небольшая деревянная часовня Троицы Живоначальной. Сначала она была окрашена снаружи в голубые (клеть) и синие (кровля) тона, затем была перекрашена соответственно в салатовые и изумрудно-зелёные тона. С восточной стороны часовни находится мемориал погибшим во Второй мировой войне зеленцинцам.
Как рассказал С.С. Бардин, остатки еще одной часовни и закопанный источник находятся на Лысой горе.
В. Боравская (2009 г.)
Александровская епархия

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (08.08.2017)
Просмотров: 21 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика