Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
11:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Краткий очерк истории города Киржача

Краткий очерк истории города Киржача

Местность, занимаемая ныне г. Киржачем, покрыта была дремучим лесом в древности. Первый, кто поселился здесь,- это препод. Сергий, удалившийся на берега Киржача с Радонежа вследствие недовольства им братии. Правда преподобный не долго жил на новом месте; тем не менее успел он и здесь собрать вокруг себя целое братство и положить основание храму в честь Благовещения Пресв. Богородицы. при чем он молился так: «Господи, Боже сил! Приими молитву мою и благослови место сие, где благословил создаться храму во славу Твою, и в похвалу и честь Пречистыя Матери Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения». По возвращении препод. Сергия на Радонеж, строителем монастыря Киржачского остался ученик Сергия – препод. Роман, память которого свято чтится окрестным населением и доныне. Но самостоятельным монастырь этот никогда не был: он принадлежал монастырю Свято-Троицкому, что в последствии Лавра Троицкая,- хотя был и далеко не из бедных. Так во второй пол. XVI века имел он под собой «село, да восемь селец, да три погоста, да сто тринадцать деревень с полдеревней, да деревня пуста, да четыре пустоши» (Сотн. Грам. 1562 г.). В 1562 г. в нем было уже два каменных храма: во имя Благовещения Пресв. Богородицы и препод. Сергия; а в 1656 г. боярином Иваном Андреевичем Милославским построена здесь и третья еще каменная церковь во имя «Милостивого Спаса» над родовой их усыпальницей, и с колокольней (шатровой) над ней.

При учреждении духовных штатов в XVIII веке монастырь Киржачский был упразднен и церкви его обращены в приходские; а когда в 1778 г. образовано было Владимирское наместничество, Киржач был объявлен одним из 14 уездных городов Владимирского наместничества.
Подмонастырская слободка в это время состояла всего из 12 дворов стрельцов, «да 4 двора детеныши живут, да в той же слободке бобылей пять человек». На Селивановой горе, что ныне вторая половина г. Киржача (через реку), было в XVII веке 31 домовладельцев и 7 бобылей. С упразднением монастыря число жителей Киржача конечно увеличилось через приписку к нему разного рода служек монастырских, да и со сторон могло быть очень много охотников – воспользоваться наследием преподобных. Киржач имеет земли 2326 дес. 1903 саж. и все больше под лесом и лугами. К тому же, с провозглашением Киржача уездным городом, он получил целый штат чинов уездного управления,- целую слободу обывателей «благородных», по-немецки образованных. Откуда и название этой слободе «Кокуй» (Кокуй – немецкая слобода в Москве при Петре I). Тем не менее причт Благовещенской церкви состоял всего лишь из одного протоиерея, диакона, дьячка и пономаря. Селиванова гора составляла отдельный приход. Тот же состав причта – священник, диакон и два причетника – оставался при Благовещенской церкви и в последствии, даже до 1869 года,- что и не удивительно.
В 1796 г. Сова (герб г. Киржача), расправя свои крылья, вспорхнула и оставила Киржач,- и Киржач, увы, остался заштатным городом, Кокуй опустел.

Около 40-х годов XIX века, двое братьев Соловьевых,- из которых один был иконописцем, а второй – торговал в лавке,- чуть не единовременно затевают совершенно новые для них дела. Иконописец, Петр Александрович, берется за шелковое дело; младший, Александр Александрович, открывает бумаго-красильное заведение.
В каких-нибудь 10-15 лет фирма братьев Соловьевых по тому и другому производству получает известность; они делают солиднейшими капиталистами; окрестное население, сидящее на песчаном грунте, нашло себе кусок хлеба.
За шелковое производство, когда народ привык к разработке шелка, вслед за Соловьевыми стали приниматься и другие,- и в Киржач потянулся промысловый люд не на заработки только, а и на оседлое жительство с разных сторон.

Киржач, в самом непродолжительном времени, так разросся, что кто в 40-х годах жил на Всполье, те в 60-х годах очутились чуть не в центре города. Явилась потребность в новой теплой церкви и нужда во втором священнике. Братья Соловьевы, отвечая, с одной стороны, общей потребности города и прихода, а с другой – и собственному чувству благодарения перед благодеющим им Господом, на собственные средства сооружают такой храм и при нем величественную колокольню.
«Товарищ обер-прокуровра Святейшего Синода отношением от 20 октября за №4817, уведомил Его Высокопреосвященство, что Государь Император церковному старосте Благовещенской г. Киржача церкви купцу Александру Соловьеву за пожертвование в оную церковь двух икон в память событий 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1867 г., Всемилостивейше соизволил повелеть объявить Высочайшую благодарность жертвователю».

В 1869 г. новая церковь Высокопреосвященнейшим Архипастырем была освящена, и в сентябре того же года определен второй священник к Благовещенскому приходу. Но младший из братьев Соловьевых и этой жертвой не ограничился: что ни год, то новые и новые жертвы потекли от него на дело Божие. Новый храм им расписан в самом лучшем виде; иконостас покрыт сплошной, лучшей позолотой; в черте церковной ограды устроен им огромный, в два этажа, каменный корпус под женское училище, которое и содержится всецело на его средства, стоя ему ежегодно свыше 2.000 руб. В том же корпусе временно помещается и мужское училище, внизу.

В 1874 г. он же хлопочет на губернском земском собрании о привлечении Учительской Семинарии в Киржач, и на этот предмет жертвует до 30 тыс. деньгами и 40 десятин земли,- и ходатайствует перед Епархиальным Начальством – об открытии Собора в Киржаче, на этот предмет жертвует 11 тыс. руб. Дело о переименовании Благовещенской церкви в соборную восходит на утверждение в Св. Синоде, и в октябре 1875 г. приходит разрешение, с тем чтобы полный состав причта был следующий: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. В октябре старший из священников Благовещенской церкви получает назначение на вакансию соборного протоиерея, а на его место назначается новый. Но торжественное открытие Собора отлагается до лета. Тем временем определяется и третий псаломщик. Наконец настает уроченный день.

20-го июля Архипастырь прибыл в Киржач на празднество его. 21-го числа отслушал он Божественную Литургию и сделал необходимые распоряжения к следующему дню. На утро, в 9 часов, звон к поздней Литургии возвестил начало самого торжества. Божественную Литургию совершал Владыка в сослужении уездного г. Покрова протоиерея В.П. Александровского и троих местных священников. За часами совершено было посвящение одного из учителей Киржачского женского училища, А.В. Молчанова в стихарь. За Литургией же, во время малого входа, настоятель Собора, священник А. Белоцветов, удостоен возведения в сан протоиерея. В конце Литургии им же произнесено было слово о важном значении собора в Церкви. По окончании Литургии начался благодарственный молебен, с каноном Св. Марии Магдалине, на который, кроме совершавших Литургию, облачились еще 5 священников. По прочтении Евангелия, протодиаконом прочитан был указ Св. Синода о переименовании Благовещенской церкви в соборную. Затем, по окончании молебна, началось многолетствование. Почтен был таковым и главный виновник торжества, ктитор, Александр. Когда Владыка совсем уже приготовился к выходу из Собора и оставил алтарь, тогда, став на амвон, обратился он к виновнику торжества с следующей речью: «Возлюбленный о Господе, Александр Александрович! Думаю, что ты, водясь духом смирения, не ищешь славы от сынов века сего за твои благия деяния. Но святая Церковь, которую ты возлюбил паче всего и которая обязана воздавать всем должное, не может оставить эти деяния без внимания. Она знает, что никто более тебя не заботился о водворении здесь просвещения, никто более тебя не трудился в деле благоукрашения храмов Божиих и совершения в них благолепного Богослужения,- и она усердно бы желала воздать тебе за оныя. Но чем мы, смиренные служители Церкви, воздадим тебе за твои благия деяния? Почти ничем, кроме искренней, усердной молитвы о твоем спасении, здравии и долгоденствии. И мы молимся, и всегда будем молиться, да дарует тебе Господь вместо тленных – нетленная, вместо временных – вечная, да благословит Он все дела и начинания твои для блага ближних и твоего собственного. Знамением сих наших благожеланий да послужит эта святая икона Христа Спасителя с ликами на ней Святых, коих имена носили и теперь носят дорогие сердцу твоему лица». При чем Владыка благословил Александра Александровича иконой,- и тот со слезами умиления принял ее, как дар священнейший, из рук доброго Архипастыря.

На обеде, данном по этому случаю г. Соловьевым, с благословения Его Высокопреосвященства, предложена была подписка в пользу страждущих наших братьев Славян в Турции. Собрано и отправлено в Славянский Московский Комитет 347 руб. Кроме того г. Соловьевым пожертвовано 100 руб. на Владимирскую Епархиальную Библиотеку. Также и при Киржачском Благовещенском Соборе решено открыть церковно-публичную Библиотеку, в память этого дня.
Вечером город был иллюминован по случаю Высокоторжественного дня.
Но празднество этим днем не закончилось совсем. На утро Владыка снова прибыл к Литургии и, исполняя обычай древности, на юге России и доселе хранимый, совершил после Литургии соборную панихиду по родителях радушного хозяина и благотворителя.
В тот же день Владыка (Антоний) отправился в обратный путь, благословляемый гражданами города Киржача. И Киржачу нельзя не благословлять Архипастыря, принявшего личное и самое искреннее участие в нравственном благоустроении города.
Пр. А. Б-въ.

/Краткий очерк истории города Киржача и последнего празднества его по случаю открытия в нем Собора и слово при сем случае. Владимир. Печатня А.А. Александровского 1876./
Владимирской губернии
Город Киржач

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Киржач | Добавил: Jupiter (02.04.2016)
Просмотров: 228 | Теги: Киржач | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика