Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Киржача Главный храм, бывший первооснованным в Киржачской обители, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, по архитектуре сходный с Троицким храмом Сергиевой Лавры, построен из кирпича в XVI в. на месте старой деревянной. Благовещенская церковь упомянута в сотной выписи 1562 г., как каменная церковь. В писцовых книгах 1627-1631 гг., записано: «в Киржачском монастыре церковь Благовещения Пречистыя Богородицы, да придел Царя Константина, да церковь Сергия Чудотворца с трапезою, обе каменные, да колокольница древяна, а в церквах Деисус и двери царские, и образа местные, и ризы. И книги, и колокола, и всякое строенье монастырское». Из этой описи видно, что храмы монастырские и внутри украшены были благолепно и снабжены церковной утварью в достаточном количестве. Многие из святых икон в храмах были обложены серебром, венцы имели золоченые, а некоторые украшены были жемчугом и драгоценными каменьями. Самые иконостасы были с украшениями. Так царские двери, сень над ними и столбцы имели на себе литые, оловянные, золоченные изразцы на слюде. Из священных сосудов были сосуды серебряные, оловянные и деревянные; кресты на святых престолах, именуемые в описи воздвизальными, были резные из кости, серебряные и деревянные, обложенные серебром. Между крестами были достойны примечания: крест из сандального дерева, деревянный крест с раки Преподобного Сергия и деревянный, резной с обеих сторон,- резь греческая,- вклад Архимандрита Дионисия. Облачения священно-служительские были различные: бархатные, шелковые, крашенные, полотняные и миткалевые. Между пеленами иные шиты золотом и серебром: на одном черном атласном покрове был вышит образ св. Сергия с словами кругом вышитыми золотом, а на другом покрове из сукна, которым покрывали умерших братий, вышит был крест и кругом слова разными шелками. Из книг большей частью были письменные и скорописные.
1764 год стал для обители поистине трагическим – он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству. Прежде бывший предел в честь царя Константина не упоминается в описи церкви, сделанной в 1764 г. В описи церкви 1764 г. иконостас показан пятиярусный, вверху его был образ Господа Вседержителя и Распятие И. Христа с предстоящими. О царских вратах сказано так: «врата царские, сень и столбцы деревянные, на них изразцы литые свинцовые позолочены сусальным золотом». После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими. Большая часть монастырских угодий обращена была в казенное ведение, а имущество монастырское переправлено в Троицкую Лавру; братия монастыря переведена была частью в Троицкий монастырь, а частью перемещена по другим монастырям. Таким образом опустела обитель; на месте великого братства поставлен был один приходский иерей с причтом; громогласное благохваление церковное заменилось монотонной службой приходского клира. Остались на память о бывшем монастыре и св. храмы монастырские, которые впрочем, по малочисленности к ним прихожан, не могли уже быть поддерживаемы в прежнем благолепии, тем более, что служба церковная, при одном иерее, совершаема была не во все дни седмицы. Время разрушило в ограде обители и братские келии и все монастырские постройки. В 1823 году при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память о нем в ризнице Благовещенского храма хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I» и надписью по краям: «От Киржачскаго градскаго общества 1823 года», на котором киржачские граждане преподнесли ему хлеб и соль. Стены этого храма со всех четырех сторон оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями, оконечности которых до самого цоколя на каждой стороне выложены по четыре полуколонны, из которых две по углам, а остальные по сторонам дверей храма. Престол один в честь Благовещения Пресв. Богородицы, над престолом устроена резная из дерева сень. В восточной стене храма сделаны три полукруглые выкладки для помещения в оных, по обычаю древности, среднего отделения алтаря, где св. престол, предложения и диаконика. Поверх купола устроен восьмигранник, на котором выложен круглый фонариум с восьмью узкими, продолговатыми, вверху полукруглыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками, а кругом таковыми же обводами; под украшениями, сделанными над окнами, произведены лепные, один решетчатый, а другой зубчатый карнизы. К последнему карнизу вплоть примыкает большая, устроенная из железа, и окрашенная масляною краской, глава, на вершине которой на утвержденном, вызолоченном яблоке, уставлен железный, окованный вызолоченною медью, крест, прикрепленный к главе четырьмя цепями. Под главою, по нижнему обрезу ее, приделан медный, позлащенный, узорчатый с прорезью, бордюр. Благовещенский храм покрыт железом, окрашенным масляной краской. В полукружиях, поднимающих свои верхи выше крыши, со всех четырех сторон живописные священные изображения. Высота храма от пола до карниза купола 28 аршин; высота купола 3 арш. и 1 вершок; высота фонариума 5 арш. и 8 вершк., а диаметр его 5 арш. 2 верш.; восьмигранная над куполом накладка высотой в 2 аршина. Размер храма от восточной стены до западной, включая сюда и пристроенную галерею, 11 ½ сажен; от южной стены до северной — 10 саж., а сама галерея шириной 2 саж. Св. храм устроен весьма прочно. Купол его упирается с одной стороны на два четырехугольные столпа, отделяющие храм от трапезы, а с другой — на кирпичную стену, отделяющую алтарь от храма, имеющую в себе три прохода: средний, где царские врата, и боковые — для северной и южной дверей. Пол храма, весь чугунный, положен на сводах, под коими устроены, параллельно устройству храма, помещения, где, по всему вероятию, был некогда придел св. Царя Константина и матери его св. Елены, и где, под правым отделением Благовещенского алтаря — диаконником — погребен Преподобный Роман (умер в 1392 г.), первый ученик Преподобного Сергия и преемник игуменства его в Киржачской обители. Над местом его погребения устроена деревянная с лицевой стороны обитая медью гробница с живописным изображением на верхней дске лика преподобного с чеканною надписью тропаря и кондака ему. Мощи почивают под спудом; местно преп. Роман чтится свитым и по усердию богомольцев в память его отправляются панихиды. Три двери храма устроены из дерева и, обитые железными полосами, разделаны под бронзу. С трех сторон храма — западной, южной и северной — устроена из кирпича плотною прикладкою к стенам храма галерея, чрез которую, по приделанным к ней с северной и южной сторон крыльцам, входят в Благовещенский храм. В 1844 года Александр Петрович Соловьев, обучившийся в Троицкой Лавре иконописи, стал старостой Благовещенской церкви. Будучи всей душой предан Господу и любя всем сердцем св. церковь, этот благочестивый ктитор прилежное внимание и усердие свое обратил к св. храмам, которые вверены были его попечению. В течение 17 лет службы его церковным старостой, не щадя ни сил своих, ни состояния, как сам Благовещенский храм, так и все храмы, к нему принадлежащие, довел до благолепного украшения. Он с своим сыном Петром, обученным живописному искусству, своими руками украсил своды и стены храмов сплошными, живописными изображениями. Внутри весь Благовещенский храм и галерея его украшены живописью, которая в самом храме произведена была, в 1857 году, Александром Петровичем Соловьевым. Святой храм Божий для Александра Петровича был привлекательным пристанищем, где он, можно сказать, всю свою жизнь провел, или трудясь об украшении его, или неопустительно бывая за службами церковными. В 1862 г. Александр Петрович скончался. После смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского храма был избран Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды.
«Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода отношением от 20 октября за № 4817, уведомил Его Высокопреосвященство, что Государь Император церковному старосте Благовещенской г. Киржача церкви купцу Александру Соловьеву за пожертвование в оную церковь двух икон в память событий 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1867 г., Всемилостивейше соизволил повелеть объявить Высочайшую благодарность жертвователю».
В сентябре 1869 г. был определен второй священник к Благовещенскому приходу. В Августе 1871 года скончался в г. Киржаче священник Благовещенской церкви о. Василий Александрович Лебедев. В 1871 г. А. А. Соловьев на свои средства, в черте церковной ограды, устроил огромный, в два этажа, каменный корпус под женское училище, которое и содержится всецело на его средства, стоя ему ежегодно свыше 2000 руб. В том же корпусе временно помещается и мужское училище, внизу. В 1875 г. была открыта при соборе Общественная Публичная библиотека-читальня имени члена-учредителя Петра Петровича Соловьева.
В 1874 г. А. А. Соловьев ходатайствует перед Епархиальным Начальством – об открытии Собора в Киржаче, на этот предмет жертвует 11 тыс. руб. Дело о переименовании Благовещенской церкви в соборную восходит на утверждение в Св. Синоде, и в октябре 1875 г. приходит разрешение, с тем чтобы полный состав причта был следующий: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. В октябре старший из священников Благовещенской церкви получает назначение на вакансию соборного протоиерея, а на его место назначается новый. Но торжественное открытие Собора отлагается до лета. Тем временем определяется и третий псаломщик. Наконец настает уроченный день.
Открытие собора в заштатном гор. Киржаче 22 июля 1876 г. См. Открытие собора в заштатном гор. Киржаче 22 июля 1876 г.
В 1876 г. Киржачской потомств. почетн. Гражданке Елизавете Васильевне Соловьевой, объявлена благодарность Его Высокопреосвященства за пожертвование в пользу причта Киржачского Благовещенского Собора двух 5% билетов по 100 руб. В г. Киржач на место умершего протоиерея А. Белоцветова определен 18-го декабря 1876 г. бывший законоучитель Учительской Семинарии, священник Александр Виноградов и произведен в сан протоиерея, 26 декабря. «В 1876 г. в г. Киржаче скончался протоиерей известный проповедник о. Алексей Белоцветов. После его кончины явилась ко мне депутация от города просить меня в Киржачский собор, бывший некогда главным храмом в обители преподобного Сергия. Эта депутация ходатайствовала и перед Высокопреосвященнейшим владыкой о назначении меня в Киржач. Когда, потребованный к владыке, изъявил я ему свое согласие на перемещение, он сказал мне: „жаль мне Вас отпустить из Владимира, но идите, послужите с пользою для осиротевшей паствы и на земле, освященной подвигами и молитвами преподобного Сергия". 26 декабря 1876 года посвящен я был в кафедральном соборе в сан протоиерейский, а к 1-му января 1877 года прибыл и в гор. Киржач, где радостно был встречен его гражданами. Усердие и благочестие граждан и дивное благоукрашение св. храмов в бывшей обители преподобного Сергия радовало мое сердце. Введя здесь чин и порядок, подобный порядку Богослужения в кафедральном соборе, не оставлял я следования примеру своего предшественника о. Алексея Белоцветова и в назидании спасительным словом вверенной мне Господом паствы. Продолжал и законоучительские обязанности в городских училищах, за исполнение которых и здесь удостоился получить благодарно-одобрительный отзыв от самого попечителя округа князя Николая Петровича Мещерского, посещавшего Киржачские училища и бывшего, как и во Владимире, на моих уроках по закону Божию. Кроме обязанностей по приходу и по училищам возложена была здесь на меня обязанность благочинного на большом пространстве в уезде округа. Весьма доволен был я духовенством всего своего округа, так что в годовых отчетах, представляемых преосвященному, приходилось писать о всех только самые одобрительные отзывы. Если и случались у причтов какие-либо недоразумения между собою, то всегда они оканчиваемы были миром и соглашением в моей квартире, куда недовольные друг другом прибывали ко мне по моему приглашению. В материальных средствах, проживая в Киржаче, не имел я нужды. Обучавшиеся во Владимире дети жили в нашем собственном доме, а для жительства наличного моего в Киржаче семейства предоставлен был мне соборным старостою Александром Александровичем Соловьевым, принадлежавший ему особый дом. Староста этот, достоподражаемый радетель о церкви Божией, во всем помогал мне и в отношении благолепия церковного Богослужения, а при шествии крестных ходов, со множеством сияющих хоругвей, он, несмотря на свое высокое в городе положение, поистине можно сказать, исполнял должность ключаря. При его влиятельности в городе и в окрестностях, и по вниманию к его щедрой благотворительности на построение и благоукрашение храмов Божиих и на милостыню множеству нуждающихся, всякий благосклонно и беспрекословно исполнял приглашения его к порядку и благочинию. Замечательный введен был им порядок и к постановлению свеч перед св. иконами. Никто из приходящих в храм не получал от него в свои руки свечки для поставления, а все это исполняли обученные им из его служащих. Усердствующий только вручал деньги ему, а как поставить свечи, это было делом самого опытного ктитора. Свечи были у него на подбор одних размеров и мелких свеч употребляемо не было. Помощник его по церкви обыкновенно еще до начала службы расставлял много свеч на всех лампадах и подсвечниках, которые и зажигаемы были пред началом богослужения. Свечи эти поставляемы были в счет имеющих быть подаяний на свечи, во время же богослужения поставляемы были свечи размеров по расчету с размером горевших, так что везде горел огонь с соблюдением полной симметрии и для входящего в храм такое освещение представлялось какой-то боголепной иллюминацией. Ревность его о благолепии службы Божией неописуема. Сам он всегда являлся к самому началу богослужения, хотя бы оно начиналось в 4, 3, 2 и в час за полночь, и уходил из церкви по выходе всех богомольцев. Почтение к церковному причту, даже к низшим церковным служителям имел смиренно христианское. Точно в дни князя Андрея Боголюбского служит бывало нам, когда приходили к нему в дни семейных его праздников. А с какой ревностью отнесся он к началу введения, по воззванию преосвященного владыки Феогноста, вне богослужебных чтений и собеседований! Как только сообщил я ему о желании архипастыря, без малейшего промедления приспособил и отделал он обширное помещение для ведения чтений и собеседований, а содержимому им певческому хору вменил в обязанность участвовать в распевах, назначаемых программой. С таким ктитором отрадно было мне служить на ниве, освященной пребыванием великого Аввы Сергия и Романа, первого ученика его. Не забуду я того случая, когда нужно мне было, по обязанности благочинного, вводить во всех приходах округа внебогослужебные собеседования и когда я обратился к нему с просьбою о снабжении бедных церквей нужными для ведения собеседований книгами. С какою радостью и одушевлением принял он от меня список нужных книг. Тотчас же распорядился, чтобы книги эти были доставлены из Москвы. В самом скором времени они и получены были во всех церквах, для которых были предназначаемы. Имел я с ним еще рассуждение о пособии бедным духовного звания. По закону учрежденная кружка на бедных духовного звания должна быть обносима в церкви за каждым отправляемым богослужением вслед за церковным кошельком. Ни в одной церкви епархии не исполнялся этот закон и сбор на их бедных записывался произвольно в книгах в самом ничтожном количестве. Из года в год так и представлялись эти лепты в Епархиальное Попечительство. От Киржачского собора отсылаемо было в это попечительство не много более 10 руб. в год. О законном значении кружки на бедных духовного звания и повел я речь с Александром Александровичем, и в заключение позволил себе сказать, какой великий грех от неисполнения закона о ежедневном ношении этой кружки, пожертвования из которой обращаются в пособие престарелому духовенству и сиротам из этого звания. Другой, пожалуй, вспылил бы и обиделся на такую речь, но Александр Александрович, по своей богобоязненности, только ужаснулся за прошлые упущения и на другой же день сделал распоряжение, чтобы по законному указанию постоянно обносима была кружка на бедных духовного звания. Какие же были от сего последствия? Более 200 р. в год начало поступать подаяний на духовных бедствующих. Наша братия не хотят разуметь пользы от законного сбора. А если бы уразумели и пользовались предоставленным законом правом, то никогда не нужно бы было учреждать ни эмеритальных касс, ни общества взаимопомощи. Со времени графа Михаила Михаиловича Сперанского, по инициативе которого законно учреждена была кружка на бедных духовного звания, многие миллионы были бы в Епархиальном Попечительстве. И все эти средства получались бы без всякого понуждения и стеснения. Кому Господь внушит, тот и положит в кружку свою ленточку. Но время служения моего в Киржаче, по моим грехам, Господь посетил меня продолжительною болезнью. Было это в 1880 году. Заболеть мне приключилось от незначительной причины. 8 мая ездил я в тарантасе на другую половину города — называемую Селиванову Гору. При возвращении оттуда, намереваясь сесть в тарантас, поставил я правую ногу на железную ступеньку экипажа, лошадь, испугавшись чего-то, вдруг дернула, и я сорвавшейся со ступеньки ногой, сильно ударился ступенью о землю, от чего в ту же минуту сделалась столь сильная боль, что я не мог уже сам держаться на ногах, и меня подняли и посадили в тарантас. По приезде в квартиру, оказалось, что поражено колено, около которого образовался уже большой отек. Позван был местный врач, который и начал пользовать пораженную часть новыми медицинскими приемами, в конце которых положил на ногу гипсовую повязку. Хотя никакой боли не чувствовал я в ноге, пока находился в неподвижном состоянии, но должен был оставаться вне всякой деятельности, так что и для исправления благочиннической должности назначен был ведомственный депутат. Так как гипсовая повязка наложена была на значительно продолжительное время, то я и употребил это время на посильный, возложенный на себя труд. Обложив кровать свою источниками, составил и написал я историю Киржача, которая потом и напечатана была в Епархиальных ведомостях и отдельно в значительном числе экземпляров. Находился я еще с гипсовой повязкой. Вдруг в это время получается мною совершенно неожиданно письмо от Кафедрального о. протоиерея М. И. Жудро. О. протоиерей, объясняя необходимость, просил меня согласиться на занятие должности ключаря в Кафедральном соборе. Почти четыре года прослужил я в городе Киржаче и в это время при моем руководстве и наблюдении обновлено было благоукрашение во всех местных храмах и установлен полный порядок при отправлении Богослужении. Для упрочения этого порядка мною употреблен был следующий способ: во всех церквах епархии имеется, так называемый, служебный журнал, в котором записывается, кто в какой день отправлял Богослужение и кто не был за богослужением. В этом журнале я собственноручно писал, как отправляема была служба, особенно в праздничные и торжественные дни. Здесь указывалось в подробности, как следует соблюдать стройность и благовидность во всех случаях во время исправляемых богослужений. Массивная книга исписана была о богослужебных порядках, какие приличествуют соборной церкви. Эта книга могла уже служить напоминанием каждому члену причта, когда и как чему быть. При законченности церковных дел можно было мне изъявить согласие свое потрудиться и для Кафедрального собора в должности ключаря, но болезнь ноги задерживала меня. Местные врачи, и по снятии гипсовой повязки, не нашли никакого улучшения в приключившейся болезни. Опухоль в коленном суставе не опала, и мне пришлось отправиться в Москву, где я в Ново-Екатерининской больнице пролежал целый месяц опять с гипсовой повязкой. Но не принесло пользы и лечение в больнице. Выписали меня оттуда, стянув колено гутаперчевым наколенником, в котором я мог, при помощи палки, и с ощущением весьма чувствительной боли делать несколько шагов. Решено было возвратиться в Киржач. На пути пожелалось мне заехать в Троицкую Лавру. Здесь, помолившись и приложившись к святым мощам угодника Божия Сергия, направился я в коляске к пещерному храму Черниговской Божией Матери, чтобы затем побывать и у известного весьма многим о. Варнавы. Когда подъехал я к его келье, о. Варнава, к удивлению моему, встречает меня в рясе и черной скуфейке на своем крылечке, и, никогда не видавши меня, говорит мне: „пожалуйте о. протоиерей, пожалуйте, я вас 27 лет дожидался", потом взял меня под руку и, введя в свою келью, усадил на диван, и начал говорить мне: „у вас нога болит? Напрасно вы лечитесь медикаментами. Болезнь ваша от врага. Ему не хочется, чтобы вас перевели в собор, но вас переведут непременно, вы там нужны. Болезнь ваша скоро пройдет, помажьте вашу ногу только маслицем". Благословил меня о. Варнава иконой, и опять под руку довел меня до коляски. Одушевленный, не без надежды, поехал я в Киржач. Привезен был я домой 30 июля. Тотчас, по моем возвращении, посетил меня местный врач и, осмотревши ногу, нашел, что опухоль в колене в прежнем виде, с такою же колеблющеюся под опухолью жидкостью. Совет его был опять загипсовать всю ногу и оставаться, как и прежде, в неподвижном положении. Наступило 1 августа. Жена моя пошла к ранней литургии и слезно молилась в утоление своей скорби. Тронутая ее горькими слезами, подходит к ней пожилых лет крестьянка и спрашивает, о чем она так неутешно плачет. Когда поведала ей скорбящая о причине своего плача, старушка эта и говорит ей: «Покажите мне вашего больного батюшку, я в таких болезнях помогаю, мне Господь открыл это». После обедни входит ко мне жена и, сказывая, что привела женщину, которая желает посмотреть больную мою ногу, со слезами просит, чтобы я показал ей больное место. Хотя и не желательно было и как-бы легкомысленно, после университетских врачей, вверить распознавание болезни крестьянке, но в виду неотступности жены согласился я допустить простушку до экспертизы. И вот вошла к моей постели, кривая на один глаз, весьма пожилая, но бодрая крестьянка. Имя ее было Мелания, а местожительство ее в деревне Савинской, недалеко от Киржача. Помолясь и благословись от меня, приступила она к осмотру и ощупыванию больной ноги. Осмотрев и с улыбкой покачав головой, сказала: «Батюшка! болезнь то твоя стоит только три копейки. От крепкого стягивания кровь в жилах скипелась и затвердела. Разомну и разотру я ногу маслицем и ты будешь сейчас ходить, и чем больше будешь ходить, тем скорее пройдет болезнь».—«Мне, бабушка», говорю я ей, «строго воспрещено движение». „Полно", говорит, „поверь мне, что в этой болезни, чем больше будешь ходить, тем лучше". Припомнив, что и о. Варнава сказал мне, что болезнь пройдет от натирания маслом, я решился дозволить бабушке-крестьянке растирать ногу. Принесла она в чашке теплой воды, влила в нее деревянного масла, засучила рукава своей рубашки, перекрестилась, и начала крепко от самых пальцев поднимать к верху кровь по жилам, постоянно приговаривая: „вишь как замуровали кровь-то, точно палки какие в жилах вставлены". Особенно крепко терла она в лодыжке, около округления кости. Чрез четверть часа простая массажистка приказывает мне встать и пройтись по комнате. Встаю и к моему удивлению никакой боли не чувствую. Отвыкши ходить, робко иду по комнате и опять без боли. „Вот так и ходи больше, а я еще поправлю разка два, три", сказала мне старушка. Ясно видя пользу от ее посещения, я упросил ее остаться в моей квартире, так что она первого же числа еще два раза растирала или вернее сказать раздавливала своими чуткими пальцами ногу. После третьего приема и опухоль в колене исчезла и я ходил уже гораздо смелее, 2-го числа моя целительница настойчиво выслала меня гулять по городу, а 5-го всенощную я без затруднения мог уже служить в соборе. Во время прогулок моих по городу произошла не безынтересная сцена. Встретились со мною на улице пользовавший меня местный врач с прибывшим в Киржач, знакомым мне, инспектором Губернского врачебного отделения. Должно быть наш врач передал уже своему инспектору о всем происходившем со мною. Заключаю так потому, что приезжий доктор при встрече спросил меня: „неужели вы, о. Александр, думаете, что вылечила вас Меланья? Полноте, вас вылечила Екатерининская больница. Вы нас обижаете". —„Не думаю я, а убежден", - отвечаю я моему знакомцу, что толчок к моему поправлению дан старушкой Меланьей. Вот наш доктор видел, в каком положении возвратился я из больницы, и он готов был снова заарестовать меня гипсовой повязкой". С 5 августа я служил уже свободно все службы по собору и исправлял всякие по приходу требы, а по городу до сытости не мог находиться после трехмесячного лежанья. И чем больше ходил, тем больше нога моя укреплялась и хождение делалось смелее. 27 ноября 1880 г., без подачи от меня прошения, состоялось распоряжение о назначении меня ключарем Кафедрального собора. Для граждан гор. Киржача это распоряжение было, неожиданным, и мне пришлось при разлуке с ними увидеть, как и малые труды пастырства и сердечное отношение к пастве ценит наш православный народ. При служении мною последней литургии собралась в храм, можно без преувеличения сказать, пучина народа. Когда после отпуска начали подходить ко кресту, благоговейный ктитор Александр Александрович Соловьев, приложись ко кресту и поцеловав меня, повергся к ногам моим и в слезах долгое время оставался в таком положении, так что, при помощи других можно, было поднять и отвести его, чтобы дать возможность другим подходить для целования св. креста. Каждый из подходящих почтил меня грешника земным поклоном. Но этим не ограничилось еще теплое признательное чувство добрых христиан. После еще несколько дней все граждане, многие и с детьми своими, приходили в мою квартиру проститься со мною и с моим семейством и еще принять от меня благословение. Не осталось кажется никого, кто бы в эти дни не посетил нас. 12 декабря, в самый день поворота солнца на тепло, выехали мы из Киржача…» (см. Протоиерей А.И. Виноградов).
В 1878 году была расписана галерея живописцем Ильей Яковлевичем Яковлевым. Член от духовенства и председатель училищного Совета священник Дмитрий Покровский 18-го декабря 1880 года переведен Епархиальным Преосвященным в г. Киржач настоятелем Собора. Священник Благовещенского собора Дмитрий Аменицкий 30 марта 1884 г. умер, на его место 3 апреля перемещен священник села Черницкого, Александровского уезда, Алексей Молчанов. Иконостас в соборном храме устроен из дерева в три става, окрашен масляною краской светло-бирюзового цвета; в нижнем и втором ярусах украшен 12-ю позлащенными колоннами и весь — позлащенною резьбой. В иконостасе уставлено 47 икон, из коих две местные — Смоленской Божией Матери и храмовая Благовещения с дорогими серебряными ризами. В усыпальнице, где блаженно почивает под спудом Преподобный Роман, по стенам уставлен резной из дерева с семью иконами иконостас, с резною же сенью над местом погребения Преподобного, под коею уставлено обложенное позлащенною медью надгробие с изображением на верхней дске Преподобного, а на передней в возглавии стороне с чеканною надписью тропаря и кондака Преподобному. Над гробом устроена особенная палатка, в которой, по усердию богомольцев, служат в память сего угодника, панихиды; на гробнице вычеканены на меди кондак и тропарь Преподобному. При входе в усыпальницу, в устроенном притворе, уставлена посеребренная чаша с водою из колодца, ископанного Преподобным Сергием, в освящение с верою приходящих ко гробу Преподобного.
Святые предметы, более достойные примечания в Киржачском Благовещенском соборе: 1) Игуменский деревянный посох с железным наконечником, оставшийся после настоятелей Киржачского монастыря. 2) Хоругвь, вышитая по малиновому бархату золотом и серебром, утвержденная в медном, позлащенном круге с сиянием. На этой хоругви с одной стороны вышито изображение Благовещений Пресвятой Деве и кругом вязью следующие слова: «Днесь спасению нашему начатки вечне тайне явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует, тем и мы с ним Богородице возопием: радуйся обрадованная, Господь с Тобою». С другой стороны вышито изображение Царя Константина и матери его Елены, а над изображением следующая надпись: «ИС. ХС. Царь Константин. Царица Елена»; кругом вышито: «Креста Твоего образ на небеси видев и я коже Павел звание не от человек приимь в царех апостол Твой, царствующи бо град вруце Твои предает, его же сохрани в мире всегда молитвами Богородицы едине человеколюбие». Под крестом вышито: «Лета 7144 октября в 1 день Спаса новаго монастыря архимандрит Иосиф дал вкладу в обитель к Пресвятой Богородицы Благовещенье на Киржач по родителех своих ввечной поминок». 3) Древний образ Преподобного Сергия Радонежского, с изображением по краям его чудес Преподобного, в окладе басменном, медном, позлащенном. Мерою этот образ в высоту 1 арш. и 13 вершк., а в ширину 1 арш. и 7 вершков. 4) Древняя икона Нерукотворенного образа Спасителя, украшенная окладом и венцем позлащенным; высота этой иконы 1 арш. 7 ¾ верш., а ширина 5 четвертей. Под нею на меди вычеканена надпись: «Лета 7057 поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре, от Рождества Христова 1549 года, при Царе Иоанне Васильевиче, при митрополите Филиппе». 5) Икона Господа Иисуса Христа, с поклоняющимися у Его подножия Сергием и Никоном. На этой иконе венец и цаты на изображении Спасителя, и два венца на изображениях Сергия и Никона; а также и оклад, серебряные, позлащенные. На этой иконе, на нижнем окладе, прикреплена серебряная, позлащенная пластинка с следующею на ней вязью надписью: «Лета 7167 июня писал образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков». 6) Древняя икона Спасителя, на ней венец и оклад серебренные, позлащенные и цата золотая. По углам, на окладе укреплены гравированные па серебряных дробницах четыре Евангелиста; в венце 4 камня и 1 в цате. Икона уставлена в складнях, обитых малиновым бархатом и окованных по местам серебром; на створах складней имеются иконописные изображения Триединого Божества, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Преображения Господня, воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим; Распятия Господня, Снятия со креста, Положения во гроб, Сошествия Иисуса Христа во ад, Фомина уверения, Мироносиц у гроба, Воздвижения Креста Господня, Живоначальной Троицы и Преподобных Сергия и Романа. 7) Древняя икона Иисуса Христа. Изображение вышито по атласу. Венец и риза вышиты золотом и окаймлены жемчугом; в венце четыре камня, жемчугом же вышиты и слова: «Ис. Хс. Господь Вседержитель». По краям, вокруг изображения, вышит золотом вязью, тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий...» 8) Древняя икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Изображение вышито по малиновому атласу, лик и ручки шелками, а венец и риза золотом и серебром и окаймлены жемчугом; в венце три камня средней величины и пять мелких камешков. По краям, по желтому атласу, вышиты серебром вязью слова: «Владычице приими молитву раб своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше». Жемчугом вынизаны еще слова: МР. ФУ. ИС. ХС. 9) Икона Божией Матери, именуемая «Казанская»: на этой иконе венец медный, позлащенный, а оклад серебряный, позлащенный же. На обратной стороне этой иконы чернилами написано: «Образу сему Пречистое Богородице сын боярски Григорий Безтужев молится». 10) Икона Святых Праведных Иакима и Анны в окладе серебряном, басменном: на обратной ее стороне в подписи можно разобрать: Сему образу молится... Безтужева». 11) Икона Божией матери, именуемая Владимирская, с следующею надписью на обратной стороне: «1847 года Августа 3 дня сим образом, по освящении Сергиевскаго храма, благословил прихожан Преосвященный Парфений, Архиепископ Владимирский и Суздальский». 12) Храмовая икона Преподобного Сергия Радонежского, в серебряном, вызолоченном, басменном окладе; на нем вверху, в середине, в венцах и цатах Пресвятая Троица, а по полям, на сторонах, по три дробницы с разными изображениями Святых: на левой стороне — Иоанна Предтечи, Преподобного Никона и Преподобного Павла Обнорского, на правой стороне — Апостола Матфея, Преподобного Саввы Сторожевского и Преподобного Аврамия Чухломского. На изображении Преподобного Сергия венец и цаты серебряные, позлащенные; на цате в кругах «Дсисус». Преподобный Сергий изображен с свитком в левой руке, развернутом на словах: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». На окладе внизу вычеканено: «в лето 7141 сентября в 25 день сию чудотворную икону на местную поставил в дому Пречистыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Благовещения Киржачскаго монастыря строитель старец Малахия Ржевитин по себе и по своих родителех». 13) Художественная икона Рождества Христова, с подписью па оборотной стороне: «1848 года образ сей писан живописцем Александром Петровым Соловьевым за избавление его семейства от холеры». 14) Икона Свв. Петра митрополита и Благоверного Князя Александра Невского, с изображением над ними Пресвятой Троицы. Риза на этой иконе серебряная, позлащенная, с прикрепленной на ней, на финифте, надписью: «Сии икона сооружена усердием граждан города Киржача в знак благодарности за построение храма Святых и колокольни, на свое иждивение Гражданами Петром и Александром Александровичами братьями Соловьевыми в 1867 г. Июля 9 дня». 15) Икона Божией Матери, именуемая Иверская, величиной в высоту 1 арш. и 2 ½ вершк., с надписью на обратной стороне: «Святая икона сия писана и освящена на Св. Горе Афонской, посылается по усердию и просьбе боголюбиваго Александра Александровича Соловьева от Русскаго Пантелеймонова Монастыря в г. Киржач, Владимирской губернии, в Соборную церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, во благословение благочестивым прихожанам и всем с верою и усердием притекающим и просящим небесной помощи и заступлении к Покровительнице рода Христианскаго, 1871 года Июня 29 дня». 16) Икона Успения Божией Матери, в величину чудотворные иконы Киево-Печерской Лавры, украшенная серебряною, устроенною в виде сетки, ризою, с частицами Св. мощей в двух крестах, из которых в кипарисном — Св. мощи Преподобного и Богоносных Антония и Феодосия Печерских, великомученицы Варвары, Антипы Чудотворца, Иеремии Прозорливого, Иоанна многострадального, Исаакия Печерского и Нестора летописца; в серебряном — мученика Лукиана, Арсения епископа Тверского, Иоанна Предтечи, Евангелиста Марка, Преподобного Сергия Радонежского, архидиакона Стефана, Апостола Иакова Алфеева, Паисия, часть камня от Гроба Господня и часть Животворящего Древа Креста Господня. 17) Древние Царские врата с 14-ю на оных изображениями, покрытые слюдою; а сверх ее оловянными, позлащенными украшениями. В описи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей, 1642 года, так записано об этих вратах: «Двери Царские, сень и столбцы новые деревянные, и на них израсцы оловянные, литые на слюде, золочены. На дверях образ Благовещение Пречистые Богородицы, да 4 Евангелиста; а на столбцах, образ Спасов, да Пречистые Богородицы, посторон херувимы и святители». 18) Подобные вышеописанным по форме и величине Царские врата из прежнего иконостаса Сергиевской церкви, украшенные по голубому фону позлащенной резьбой. 19) Св. Евангелие, обложенное малинового цвета бархатом. Передняя доска этого Евангелии покрыта позлащенным чеканным серебром с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы, Херувимов, Воскресения Христова и 4-х Евангелистов. Печатано это Евангелие в Москве 1717 года. По листам его имеется следующая надпись: «При Высочайшем Самодержавнейшей власти Всепресветлейшаго Монарха, Благочестивейшаго, Всемилостивейшаго Государя нашего Петра Великаго, Императора и Самодержца Всероссийскаго, благословением Святейшаго Правительствующаго Синода, Советника школ и типографии протектора Святыя Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря, Господина Архимандрита Гавриила, при бытности в Троицком Киржачском монастыре строителя. Соборнаго старца Иосифа Колебякина, его тщанием сие Святое Евангелие сделало монастырскою казною и отдано в Киржачском монастыре во святую церковь вечно». 20) Напрестольный серебряный, вызолоченный Крест с св. мощами. На рукояти этого Креста вырезано: «Лета 7144 — 1636 сентября в 26 день сделал сей Крест в обитель Пречистыя Богородицы Спасо-Новаго монастыря архимандрит Иосиф об своем душевном спасении и об своих родителях в вечный поминок». 21) Потир, дискос, звездница, лжица и 2 блюдца серебряные, с гравированными на них изображениями, по устройству своему, полагать должно, очень древние. На лжице вырезана надпись: «Лжица Святых Тайн Пресвятыя Богородицы Киржачскаго монастыря»; а на блюдцах, по краям, сделана надпись, вязью, следующего содержания: «блюдо положил чернец Пантелеймон Благовещенскаго на Киржач, а в нем гривенка»: 22) Воздух из шелковой материи, обложенный по краям позументом. На нем в средине вышито шелками, золотом и серебром положение во гробе Спасителя, по углам четыре херувима, а по краям серебром: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обви». При сем воздухе покровы: первый, четвероугольный из шелковой материи, на коем вышиты в средине шелками, золотом и серебром Превечный Младенец под осенением Св. Духа, с колено-преклонными двумя ангелами; по углам четыре херувима, а по краям серебром слова: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира». Второй покровец крестообразный из шелковой же материи, на котором вышиты шелками, золотом и серебром: в средине Знамение Пресвятой Богородицы, а на четырех сторонах 4 Евангелиста. Воздух и покровы древние, по своему устроению. 23) Серебряное, позлащенное блюдо, с вензелем по средине «А. I.» и с надписью по краям: «От Киржачскаго Градскаго Общества, 1823 г.»; а на этом блюде поднесены были Киржачскими гражданами хлеб и соль Императору Александру I, при проезде Его через Киржач. Его Величество, приняв хлеб и соль, блюдо благоволил приложить в Благовещенскую Церковь. 24) Большой потребник, напечатанный при Царе и Вел. Князе Михаиле Феодоровиче и при Московском Патриархе Филарете. На этом требнике по листам имеется следующая надпись: «Лета 7147 году Ноября в 6 день Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Соборный старец Троечнаго Стромынскаго монастыря строитель Нифонт Гречанов положил сию книгу, глаголемую потребник, в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения в Киржачский монастырь, на память себе и родителей своих, — подписал сам своею многогрешною рукою». 25) Синодик Окольничева Ивана Андреевича Милославского, с особым предисловием. 26) Чинопоследование, каковым образом совершено августа 15 дня 1773 года сопричисление к нашей Православной Церкви святое миропомазание Ее Императорского Высочества, Благочестивейшей Государыни, Великой Княжны Наталии Алексеевны. Иконостас устроен вновь 1895 г. вместо прежнего, устроенного в 1887 г. Храм украшен по стенам живописью. Из св. икон в иконостасе замечательны иконы Господа Вседержителя и Благовещения Пресв. Богородицы. Из прежнего иконостаса сохранились царские врата обложенные мелкий резьбой из свинца. Причта по штату с 1876 г. положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Содержание свое причт получал от служб и требоисправлений и от процентов с капитала, пожертвованного частью А.А. Соловьевым при открытии собора (10000), частью другими благотворителями. Причту принадлежала земля: пахотной 29 дес. 1894 кв. сажени и сенокосной 3 дес. 310 кв. саж., пахотная земля отдавалась в аренду, сенокосной же причт пользовался сам. Церкви принадлежал находящийся в ограде каменный двух-этажный дом, занятый церковно-приходской библиотекой. В приходе по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 1345 душ муж. пола и 1513 женского, из них 1145 душ муж. пола и 1282 женского живут в городе, остальные же в деревнях: Костешеве (7 вер. от церкви. В сотной выписи 1562 г. в числе деревень Киржачского монастыря упомянута деревня Костяково (может быть, это и есть настоящее Костешево), в ней три двора. В грамоте царя Бориса Федоровича Киржачскому монастырю 106 (158 г.) названа треть деревни Костошевы. Таже деревня с именем Костюшевой упоминается в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского 115 (1607 г.); в переписных книгах 1678 г. прямо уже названа д. Костешево. По ревизии 1719 г. в Костешеве значится 45 душ муж. пола, по ревизии же 1744 г. — 38 душ. В 1764 г. с каждой души сбиралось в пользу монастыря по 70 коп. В настоящее время в Костешеве — 59 душ.), Бехтереве (3 вер. В сотной выписи 1562 г упоминается деревня Бехтерниково, в ней 4 двора; та же деревня значится и в грамоте царя Бориса 106 (1598 г) и грамоте царя Василия Ивановича Шуйского. В переписных книгах 1678 г. значится уже деревня Бехтерево; по ревизии 1719 г. в этой деревне показано 34 души муж. пола, по ревизии 1744 г. - 41 душа. В 1764 г. в пользу монастыря с этой деревни взималось 28 р. 70 к. В 1897 г. в Бехтереве по клировым ведомостям числилось 82 души муж. пола.) и Турках (3 вер. Деревня Турки в первый раз упоминается в описи вотчин Киржачского монастыря, учиненной в 1764 г. По ревизии 1744 г. в этой деревне числилось 24 души муж. пола, а в 1897 г. время по клировым ведомостям значилось здесь 59 душ.); все прихожане православные. /Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 г./
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы В 1913 г. священник Киржачского собора Павел Лепорский пожертвовал 2 руб. 30 к. Владимирскому Отделу Императорского Православного Палестинского Общества. 11 февраля 1914 г. на должность председателя духовенства Владимирского духовно-училищного округа избран протоиерей Павел Лепорский. К Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Алексию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, от Благочинного 2-го округа Покровского уезда Протоиерея Павла Лепорского поступил репорт от 3-го сентября 1914 г. за № 363, следующего содержания: «Духовенство и церковные старосты приходов округа, собравшись 1-го сентября на благочиннический съезд в гор. Киржаче для обсуждения вопросов помощи от приходов больным и раненым воинам и семьям призванных в войска, выразили прежде всего горячее желание помолиться Господу о ниспослании помощи Божией Российскому воинству и войскам союзников наших с благодарением за дарованные в последние дни победы на полях Галиции. Уведомленное о желании съезда городское управление прислало от себя просьбу совершить это молебствие пред собором на городской площади, что и было исполнено. Крестный ход, многочисленность духовенства в священных облачениях, ясное пение умилительных песнопений и внятное чтение прошений вызвали в собравшихся слезы умиления. По окончании молебствия приступлено было к решению вышеозначенных вопросов. Так как церкви округа удалены от линий железных дорог и при них нет подходящих для лазаретов свободных домов, собравшиеся решили присоединиться своими пожертвованиями к устройству и содержанию епархиального лазарета, предположенного съездом в гор. Владимире. Единовременно отделено на это дело с доходов церковных 255 рублей, с доходов причтовых 102 рубля, которые имеют быть представлены в сентябре месяце; ежемесячно от церкви и причта положено отчислять по 3 % с общедоходного рубля, из коих одна половина оставляется в помощь семьям призванных в войска. Приходские попечительные комитеты частью уже открыты, например: в приходах Благовещенского собора и Николаевской церкви города Киржача, сел Филипповского и Заречья, погостов Новосергиевского и Борисоглебского; частью будут открыты в скором времени. Подписные листы Главного Управления Российского Общества Красного Креста охотно приняли церковные старосты для записи пожертвований лиц состоятельных». «Благочинный 2 окр., Покровского уезда, протоиерей П. Лепорский доносит Его Высокопреосвященству: Гор. Киржача протоиерей Н. Предтеченский представил в склад Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны пожертвованные для воинов вещи, на сумму около 50 рублей и 3 декабря 1914 года удостоился получить от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны телеграмму: «Осведомившись о Вашем пожертвовании в пользу наших дорогих воинов, душевно благодарю Вас за Ваше доброе дело. ЕЛИСАВЕТА».
5 июня 1915 г. при соборе открыт кружок ревнителей православия, под покровительством преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. В члены его, кроме причта и старосты собора, вступили причт и староста Успенской церкви-кладбищенской и 12 прихожан, из коих 9 чел. мужчин и 3 женщины. Ежегодные членские взносы определились от 50 коп. до 10 руб. Назначено устройство библиотеки кружка и устройство при соборе лавки для продажи книжек религиозно-нравственного содержания, святых икон и картин, а также письменных принадлежностей. В 1915 г. Всемилостивейше пожалован серебряной медалью – на Станиславской ленте для ношения на груди староста Благовещен. с. Александр Наумов. 1 ноября 1916 г. умер диакон Киржачского с. Николай Соловьев. 18 ноября 1916 г. диакон-псаломщик Киржачского собора Василий Молчанов определен на штатное диаконское место к собору.
Крестные ходы: 2-го февраля в соборе; 23 апреля из собора по просьбе прихожан и из Никольской ц. в д. Храпки; 20-го июля из собора по просьбе прихожан; 29-го июля праздник в соборе в память прп. Романа, киржачского чудотворца; 25-го сентября из собора в память 500-летия со дня кончины преподобного Сергия; 1-го октября праздник в соборе в память преп. Романа, Киржачского чудотворца; в праздник Входа Господня в Иерусалим из собора; во второй день св. Пасхи при соборе; в 11-ю пятницу по Пасхе из собора вокруг города по случаю бывшего в 60-х годах XIX ст. падежа скота.
Город Киржач Свято-Благовещенский женский монастырь Церковь Успения Божией МатериCopyright © 2017 Любовь безусловная |