Главная
Регистрация
Вход
Суббота
21.01.2017
01:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220

Категории раздела
Святые [130]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [455]
Суздаль [178]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [121]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [31]
Юрьев [67]
Судогда [16]
Москва [41]
Покров [31]
Гусь [32]
Вязники [94]
Камешково [24]
Ковров [34]
Гороховец [15]
Александров [46]
Переславль [55]
Кольчугино [16]
История [13]
Киржач [19]
Шуя [24]
Религия [1]
Иваново [18]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [2]
Меленки [7]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 14
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Киржача

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Киржача

Главный храм, бывший первооснованным в Киржачской обители, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, по архитектуре сходный с Троицким храмом Сергиевой Лавры, построен из кирпича в XVI в. на месте старой деревянной. Благовещенская церковь упомянута в сотной выписи 1562 г., как каменная церковь.
В писцовых книгах 1627-1631 гг., записано: «в Киржачском монастыре церковь Благовещения Пречистыя Богородицы, да придел Царя Константина, да церковь Сергия Чудотворца с трапезою, обе каменные, да колокольница древяна, а в церквах Деисус и двери царские, и образа местные, и ризы. И книги, и колокола, и всякое строенье монастырское».
Из этой описи видно, что храмы монастырские и внутри украшены были благолепно и снабжены церковной утварью в достаточном количестве. Многие из святых икон в храмах были обложены серебром, венцы имели золоченые, а некоторые украшены были жемчугом и драгоценными каменьями. Самые иконостасы были с украшениями. Так царские двери, сень над ними и столбцы имели на себе литые, оловянные, золоченные изразцы на слюде. Из священных сосудов были сосуды серебряные, оловянные и деревянные; кресты на святых престолах, именуемые в описи воздвизальными, были резные из кости, серебряные и деревянные, обложенные серебром. Между крестами были достойны примечания: крест из сандального дерева, деревянный крест с раки Преподобного Сергия и деревянный, резной с обеих сторон,- резь греческая,- вклад Архимандрита Дионисия. Облачения священно-служительские были различные: бархатные, шелковые, крашенные, полотняные и миткалевые. Между пеленами иные шиты золотом и серебром: на одном черном атласном покрове был вышит образ св. Сергия с словами кругом вышитыми золотом, а на другом покрове из сукна, которым покрывали умерших братий, вышит был крест и кругом слова разными шелками. Из книг большей частью были письменные и скорописные.

1764 год стал для обители поистине трагическим – он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству.
Прежде бывший предел в честь царя Константина не упоминается в описи церкви, сделанной в 1764 г. В описи церкви 1764 г. иконостас показан пятиярусный, вверху его был образ Господа Вседержителя и Распятие И. Христа с предстоящими. О царских вратах сказано так: «врата царские, сень и столбцы деревянные, на них изразцы литые свинцовые позолочены сусальным золотом».
После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими. Большая часть монастырских угодий обращена была в казенное ведение, а имущество монастырское переправлено в Троицкую Лавру; братия монастыря переведена была частью в Троицкий монастырь, а частью перемещена по другим монастырям. Таким образом опустела обитель; на месте великого братства поставлен был один приходский иерей с причтом; громогласное благохваление церковное заменилось монотонной службой приходского клира. Остались на память о бывшем монастыре и св. храмы монастырские, которые впрочем, по малочисленности к ним прихожан, не могли уже быть поддерживаемы в прежнем благолепии, тем более, что служба церковная, при одном иерее, совершаема была не во все дни седмицы. Время разрушило в ограде обители и братские келии и все монастырские постройки.
В 1823 году при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память о нем в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I» и надписью по краям: «От Киржачскаго градскаго общества 1823 года», на котором киржачские граждане преподнесли ему хлеб и соль.
Стены этого храма со всех четырех сторон оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями, оконечности которых до самого цоколя на каждой стороне выложены по четыре полуколонны, из которых две по углам, а остальные по сторонам дверей храма. Престол один в честь Благовещения Пресв. Богородицы, над престолом устроена резная из дерева сень. В восточной стене храма сделаны три полукруглые выкладки для помещения в оных, по обычаю древности, среднего отделения алтаря, где св. престол, предложения и диаконика. Поверх купола устроен восьмигранник, на котором выложен круглый фонариум с восьмью узкими, продолговатыми, вверху полукруглыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками, а кругом таковыми же обводами; под украшениями, сделанными над окнами, произведены лепные, один решетчатый, а другой зубчатый карнизы. К последнему карнизу вплоть примыкает большая, устроенная из железа, и окрашенная масляною краской, глава, на вершине которой на утвержденном, вызолоченном яблоке, уставлен железный, окованный вызолоченною медью, крест, прикрепленный к главе четырьмя цепями. Под главою, по нижнему обрезу ее, приделан медный, позлащенный, узорчатый с прорезью, бордюр. Благовещенский храм покрыт железом, окрашенным масляной краской. В полукружиях, поднимающих свои верхи выше крыши, со всех четырех сторон живописные священные изображения. Высота храма от пола до карниза купола 28 аршин; высота купола 3 арш. и 1 вершок; высота фонариума 5 арш. и 8 вершк., а диаметр его 5 арш. 2 верш.; восьмигранная над куполом накладка высотой в 2 аршина. Размер храма от восточной стены до западной, включая сюда и пристроенную галерею, 11 ½ сажен; от южной стены до северной — 10 саж., а сама галерея шириной 2 саж. Св. храм устроен весьма прочно. Купол его упирается с одной стороны на два четырехугольные столпа, отделяющие храм от трапезы, а с другой — на кирпичную стену, отделяющую алтарь от храма, имеющую в себе три прохода: средний, где царские врата, и боковые — для северной и южной дверей. Пол храма, весь чугунный, положен на сводах, под коими устроены, параллельно устройству храма, помещения, где, по всему вероятию, был некогда придел св. Царя Константина и матери его св. Елены, и где, под правым отделением Благовещенского алтаря — диаконником — погребен Преподобный Роман (умер в 1392 г.), первый ученик Преподобного Сергия и преемник игуменства его в Киржачской обители. Над местом его погребения устроена деревянная с лицевой стороны обитая медью гробница с живописным изображением на верхней дске лика преподобного с чеканною надписью тропаря и кондака ему. Мощи почивают под спудом; местно преп. Роман чтится свитым и по усердию богомольцев в память его отправляются панихиды.
Три двери храма устроены из дерева и, обитые железными полосами, разделаны под бронзу. С трех сторон храма — западной, южной и северной — устроена из кирпича плотною прикладкою к стенам храма галерея, чрез которую, по приделанным к ней с северной и южной сторон крыльцам, входят в Благовещенский храм.
С 1844 года Александр Петрович Соловьев, обучившийся в Троицкой Лавре иконописи, стал старостой Благовещенской церкви.
Будучи всей душой предан Господу и любя всем сердцем св. церковь, этот благочестивый ктитор прилежное внимание и усердие свое обратил к св. храмам, которые вверены были его попечению. В течение 17 лет службы его церковным старостой, не щадя ни сил своих, ни состояния, как сам Благовещенский храм, так и все храмы, к нему принадлежащие, довел до благолепного украшения. Он с своим сыном Петром, обученным живописному искусству, своими руками украсил своды и стены храмов сплошными, живописными изображениями. Внутри весь Благовещенский собор и галерея его украшены живописью, которая в самом храме произведена была, в 1857 году, Александром Петровичем Соловьевым. Святой храм Божий для Александра Петровича был привлекательным пристанищем, где он, можно сказать, всю свою жизнь провел, или трудясь об украшении его, или неопустительно бывая за службами церковными.
В 1862 г. Александр Петрович скончался.
После смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды.
«Товарищ обер-прокуровра Святейшего Синода отношением от 20 октября за № 4817, уведомил Его Высокопреосвященство, что Государь Император церковному старосте Благовещенской г. Киржача церкви купцу Александру Соловьеву за пожертвование в оную церковь двух икон в память событий 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1867 г., Всемилостивейше соизволил повелеть объявить Высочайшую благодарность жертвователю».
В сентябре 1869 г. был определен второй священник к Благовещенскому приходу.
В 1871 г. А. А. Соловьев на свои средства, в черте церковной ограды, устроил огромный, в два этажа, каменный корпус под женское училище, которое и содержится всецело на его средства, стоя ему ежегодно свыше 2000 руб. В том же корпусе временно помещается и мужское училище, внизу.
В 1878 году была расписана галлерея живописцем Ильей Яковлевичем Яковлевым.
Иконостас в соборном храме устроен из дерева в три става, окрашен масляною краской светло-бирюзового цвета; в нижнем и втором ярусах украшен 12-ю позлащенными колоннами и весь — позлащенною резьбой. В иконостасе уставлено 47 икон, из коих две местные — Смоленской Божией Матери и храмовая Благовещения с дорогими серебряными ризами.
В усыпальнице, где блаженно почивает под спудом Преподобный Роман, по стенам уставлен резной из дерева с семью иконами иконостас, с резною же сенью над местом погребения Преподобного, под коею уставлено обложенное позлащенною медью надгробие с изображением на верхней дске Преподобного, а на передней в возглавии стороне с чеканною надписью тропаря и кондака Преподобному. Над гробом устроена особенная палатка, в которой, по усердию богомольцев, служат в память сего угодника, панихиды; на гробнице вычеканены на меди кондак и тропарь Преподобному. При входе в усыпальницу, в устроенном притворе, уставлена посеребрянная чаша с водою из колодца, ископанного Преподобным Сергием, в освящение с верою приходящих ко гробу Преподобного.
В 1874 г. он ходатайствует перед Епархиальным Начальством – об открытии Собора в Киржаче, на этот предмет жертвует 11 тыс. руб. Дело о переименовании Благовещенской церкви в соборную восходит на утверждение в Св. Синоде, и в октябре 1875 г. приходит разрешение, с тем чтобы полный состав причта был следующий: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. В октябре старший из священников Благовещенской церкви получает назначение на вакансию соборного протоиерея, а на его место назначается новый. Но торжественное открытие Собора отлагается до лета. Тем временем определяется и третий псаломщик. Наконец настает уроченный день.

Открытие собора в заштатном гор. Киржаче 22 июля 1876 г.

20-го июля Архипастырь прибыл в Киржач на празднество его. 21-го числа отслушал он Божественную Литургию и сделал необходимые распоряжения к следующему дню. На утро, в 9 часов, звон к поздней Литургии возвестил начало самого торжества. Божественную Литургию совершал Владыка в сослужении уездного г. Покрова протоиерея В.П. Александровского и троих местных священников. За часами совершено было посвящение одного из учителей Киржачского женского училища, А.В. Молчанова в стихарь. За Литургией же, во время малого входа, настоятель Собора, священник А. Белоцветов, удостоен возведения в сан протоиерея. В конце Литургии им же произнесено было слово о важном значении собора в Церкви. По окончании Литургии начался благодарственный молебен, с каноном Св. Марии Магдалине, на который, кроме совершавших Литургию, облачились еще 5 священников. По прочтении Евангелия, протодиаконом прочитан был указ Св. Синода о переименовании Благовещенской церкви в соборную. Затем, по окончании молебна, началось многолетствование. Почтен был таковым и главный виновник торжества, ктитор, Александр. Когда Владыка совсем уже приготовился к выходу из Собора и оставил алтарь, тогда, став на амвон, обратился он к виновнику торжества с следующей речью: «Возлюбленный о Господе, Александр Александрович! Думаю, что ты, водясь духом смирения, не ищешь славы от сынов века сего за твои благия деяния. Но святая Церковь, которую ты возлюбил паче всего и которая обязана воздавать всем должное, не может оставить эти деяния без внимания. Она знает, что никто более тебя не заботился о водворении здесь просвещения, никто более тебя не трудился в деле благоукрашения храмов Божиих и совершения в них благолепного Богослужения,- и она усердно бы желала воздать тебе за оныя. Но чем мы, смиренные служители Церкви, воздадим тебе за твои благия деяния? Почти ничем, кроме искренней, усердной молитвы о твоем спасении, здравии и долгоденствии. И мы молимся, и всегда будем молиться, да дарует тебе Господь вместо тленных – нетленная, вместо временных – вечная, да благословит Он все дела и начинания твои для блага ближних и твоего собственного. Знамением сих наших благожеланий да послужит эта святая икона Христа Спасителя с ликами на ней Святых, коих имена носили и теперь носят дорогие сердцу твоему лица». При чем Владыка благословил Александра Александровича иконой,- и тот со слезами умиления принял ее, как дар священнейший, из рук доброго Архипастыря.

На обеде, данном по этому случаю г. Соловьевым, с благословения Его Высокопреосвященства, предложена была подписка в пользу страждущих наших братьев Славян в Турции. Собрано и отправлено в Славянский Московский Комитет 347 руб. Кроме того г. Соловьевым пожертвовано 100 руб. на Владимирскую Епархиальную Библиотеку. Также и при Киржачском Благовещенском Соборе решено открыть церковно-публичную Библиотеку, в память этого дня.
Вечером город был иллюминован по случаю Высокоторжественного дня.
Но празднество этим днем не закончилось совсем. На утро Владыка снова прибыл к Литургии и, исполняя обычай древности, на юге России и доселе хранимый, совершил после Литургии соборную панихиду по родителях радушного хозяина и благотворителя.
В тот же день Владыка (Антоний) отправился в обратный путь, благословляемый гражданами города Киржача. И Киржачу нельзя не благословлять Архипастыря, принявшего личное и самое искреннее участие в нравственном благоустроении города.
Пр. А. Б-въ.

/Краткий очерк истории города Киржача и последнего празднества его по случаю открытия в нем Собора и слово при сем случае. Владимир. Печатня А.А. Александровского 1876./

Слово по случаю открытия Собора в заштатном гор. Киржаче, произнесенное 22 июля 1876 года протоиереем А. Белоцветовым

Открытие собора празднуем мы ныне, братия. Киржач наш, — некогда уединенная, затерявшаяся в непроходимых дебрях дремучих лесов пустынь, а затем — один из беднейших и многолюднейших городков, наконец достигает в меру возраста, достаточную для того, чтобы занимать не последнее место в числе городов русских — не только в материальном, а и в церковно—общественном отношении. Вот он имеет уже ныне и соборный храм и при нем полный, нарочитый собор пастырства церковного. И будут в сей, древнейшей из наших храмов, время от времени, стекаться на совокупную с нами молитву и из других соседних нам приходов — пастыри и их пасомые, подобно тому, как в древности стекались в него «собори монахов» — (да будет благословенна память их, — паче же память св. первооснователей и покровителей града нашего!). Город наш промысловый становится отныне и соборным, — центром церковно—общественной жизни здешней местности. Таковым по крайней мере должен он быть.
Но скажет кто, что же особенного в том, что один из храмов наших будет называться отныне соборным, и т. д.? — «Что особенного»? А хотя бы то — возможность участия для вас за соборным Богослужением. Вы ни во что это вменяете? — Между тем, значение Собора и этим далеко еще не ограничивается.
Соборное начало в Церкви — это, други мои, ей сила, краса, основа. Да! Возьмите Евангелие. Что оно гласит? «Истинно говорю вам, слышите вы голос Христов, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я по среди их». (Мф. 18, 19, 20). И — что всего важнее — как учил Иисус Христос, так — видим — сам же первый и творил. Он ли не был близок к Отцу небесному как от вечности, так и во дни земной жизни своей? И однако в более важные минуты своей земной жизни, на Фаворе, например или в саду Гефсиманском, — обратите внимание! — Он ищет и просит взаимодействия молитвенного у своих учеников, — молитву деет «соборне, поем» Петра и Иоанна и Иакова. И апостол Иаков даже прямо требует собора пресвитеров в известных случаях для успешности молитвы. «Болит ли кто в вас», читаем у него, да призовет «пресвитеры церковныя» — (не одного, а несколько) и да молитву сотворят над болящим, помазавшие его елеем во имя Господне (5, 14).
И в отношении ли только молитвы и священно действий такое завещание нам от первенствующей Церкви? Тоже начало соборности не лежит ли в основе и других отправлений Церковной жизни? Например, в случае грехопадений наших ближних заповедь Евангельская чего от нас требует? «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем... Аще тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает и их, по веждь Церкви, т. е. ея представителям», — поясняют Отцы Церкви (Злат., Феофил.). «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь» (Мф. 13, 15 — 17). Не ясно ли здесь начало соборности? — На дело проповеди идут апостолы опять, — посмотрите! — тоже соборне, попарно. И когда, по вознесении Иисуса Христа на небо, в церкви Христовой возникло было разномыслие по некоторым пунктам вероучения, апостолы как поступают? Составляют собор из себя и пресвитеров и поставляют решение во имя Св. Духа. «Изволися Святому Духу и нам» вещают они в слух всей Церкви. И, прошу заметить, Церковь, ничтоже сумняся, приемлет решение собора за голос Самого Бога и признает отселе соборное начало за одно из необходимейших условий своего благостояния. «Дважды в году да бывает собор епископов (в каждой области), и да разсуждают они о догматах благочестия, и да разрешают случающияся церковныя прекословия», — гласит апостольское правило (37 и 1 Всел. 5 пр.). Со временем соборное начало, видим, получает в Церкви и еще более широкое развитие и — становится силою, против которой не могут устоять ни внешние, ни внутренние враги ее, что и заставляет их всячески преследовать совещательные собрания христианских пастырей. Так читаем у одного из древнейших историков (Евсевия) о Ликиние, гонителе христиан: «не видя никакого благовидного повода к нападению на служителей Божиих, он издал закон, запрещавший везде и всякое взаимное общение их, путешествие каждого из них в пограничную церковь, составление соборов или советов и совещание о пользе христиан. Это служило ему поводом к нападению на нас: ибо если мы нарушим закон, то надобно будет подвергнуть нас наказанию; а когда захотим повиноваться указу, то ослабит постановления Церкви, ибо споры особенной важности не иначе могут быть примиряемы, как соборно». Не говорю уже о соборах вселенских, глубокое и многоплодное значение которых в Церкви кому более или менее не известно?
Но думаю, было бы с моей стороны непростительным упущением умолчать перед вами на сей раз о значении и обычности собора в нашей Русской древней церкви. Здесь на Руси собор с первых же дней Русской церкви принялся и как должно. Здесь, сколько известно, кроме соборов чрезвычайных и обычных — областных, епископских, были еще издревле в ходу а) соборы епархиальные, собираемые каждым епископом из местного епархиального духовенства, и за тем б) соборы собственно священнические — по «староствам», или, что тоже, по благочиниям. «И колико будет старост (поповских), толико и соборов», гласит одна из статей так называемого Стоглавого собора, бывшего при царе Иване Васильевиче Грозном. «И те свяшенницы и диаконы, которые в их соборе, всегда вкупе сходясь, свещаются пред ними и исправляют в церковных чинех и всяких духовных делах». Из старость поповских составлялись потом свои соборы, б. ч. при протопопиях. И наконец, «протопопы, поповские старосты и десятские священники, как видно из постановлений того же Стоглавого собора, в качестве выборных от священников известного округа, могли присутствовать в суде святительском (на соборах епархиальных), по делам священников своего округа, когда это находили нужным епископы. При чем, не излишне заметить, союзность духовенства была тогда так прочно организована, что всякий, ищущий священства, должен был сперва представить о себе, кроме свидетельства духовника, еще свидетельство семи соседних священников, согласно постановлению собора Владимирского (1274 г.). Чрез это свидетели принимали на себя нравственную ответственность за того, кто вступал в их круг. Почему святители и давали тогда священникам советы такого рода: «если один священник узнает о другом, что он служит недостойно, то должен братски сказать ему раз и другой: исправься, брат! — Если же не послушает тебя, поведай епископу; иначе будешь осужден вместе с виновным». (Вопрош. Кирик. XII в.). Совет — вполне Евангельский. И благодетельно же было для Церкви такое широкое развитие духа союзности в среде ее служителей. Известно, на какой низкой ступени образования стояло в древности наше русское духовенство, — едва грамотно было: и однако — что видим? — оно умело и насадить и поддержать в темных массах народа дух истинного благочестия, любовь к Церкви и т. д. И это среди ужасов татарского порабощения! — Как это сталось? Дух союзности, царивший в среде духовенства, тому причиной; его непрестанные соборы совещательные и особенно богослужебные.
Скажем слова два о последних.
Богослужебные соборы древности представляют, бр., одно из отраднейших явлений тогдашней церковно-общественной жизни. Вот, например, по случаю эпидемии, или ее прекращения, по случаю вселенских поминовений, нарочитых праздников и т, п., устрояется в известной местности соборное молебствие (вещь обычная у некоторых славянских племен и поныне). В нем, во первых, должны были принимать участие непременно все причты и приходы известной местности (а древние города, «известно, как богаты были храмами» в то же время многолюдны) и, во вторых, так как тогда приходы делились на десятки и староства, с десятскими священниками и старостами во главе, то каждый десяток приходов сперва должен был собираться, малыми крестными ходами из своих церквей, в свой соборный окружный храм; каковым обыкновенно считался тот храм, где священником был староста или десятский священник, и при котором, — вследствие этого, вообще бывали собрания пастыр. — совещательные. За тем эти десяти — приходные соборы тем же порядком, с разных концов города, стекались в главный соборный храм — кафедральный в тех городах, где был епископ, — и здесь отправлялось торжественное Богослужение, в храме, или же на стогнах городских. Таких соборных молебствий бывало в иных городах от 20 до 30 в год. Излишне, кажется, пояснять; как благотворно, без сомнения, должны были влиять подобные соборные молебствия на религиозное чувство масс народных.
Ныне обо всех этих торжественных молебствиях соборных, и соборах духовенства вообще, сохранилась почти одна память — в остатках крестных ходов из храма в храм по некоторым местам, и соборне совершаемых молебствиях по городам в высокоторжественные дни. Соборные храмы есть у нас; но соборное начало — в самом почти мертвенном состоянии. Не от того ли ныне в среде христиан и замечается повсюду дух какого-то совсем не христианского обособления? Значение соборных молебствий утратило цену в глазах народа. Забыты — слово евангельское, пример Спасителя и заповедь апостольская относительно соборной молитвы, ее превосходства пред единоличной. Между приходами тоже почти никакой общности. И даже духовенство не может похвалиться, что в нем прочно начало союзности!
Благодарение Богу, — знамения времени видимо дают надежды на лучшее. Соборные храмы, соборы священно-служащих при них, съезды духовенства, приходские попечительства, разных наименований общества и братства, год от году размножаются по лицу земли русской. Таким образом собор снова готов уже занять подобающее ему место в церковной жизни русского народа. И мы веруем, — это будет; и тогда собор снова сделается в Церкви «силой, охраняющей единство веры и жизни христианской, — богатящей и подвижущей преспеяние их в мире христианском». Снова сплотится во едино «собор мног зело» духовенства Православного. И тогда как дым, как прах, рассеются пред лицом его все это множество поклонников и проповедников лгущей учености, — все эти стада «недоносков просвящения», недоучек наших, что силятся, во что бы то ни стало, проникнуть в народ и восстановить его против Церкви, Царя и духовенства. И вождям раскола не устоять тогда пред союзностию духовенства. — Веруем: собор речет, и мощно будет слово его, так как оно — не его, а Божие. «Отче святый! сотвори убо, да будем все мы, и пастыри и пасомые, едино о Тебе — во Христе Иисусе Господе нашем»!..
Не забудем, братия, просить Господа, да не укоснит Он изрещи мир и утверждение на Церковь Свою, так сильно обуреваемую ныне со всех сторон тлетворным дыханием всевозможных богоборных учений, и да подает не оскудно верным Своим единение духа в союзе мира. К чему и сами будем всячески стремиться, дабы быть нам о Господе собором святых, — собором единонравным, единомысленным, — зная, что без единения духа и молитвы наши не в молитву, и добрые дела не во спасение, и собор ничтоже нам пользует.
Благославен Господь Бог Наш, сице благоволивый о нас; да будет благословен и раб Его верный, виновник настоящего торжества, открывший нам своими средствами доступ к участию в соборных молитвах. Всяцем благословением благословим, бр., и благостнейшего Архипастыря нашего, — много, много послужившего нашему городу Киржачу, как в сем деле, так и вообще в благоустроении церковной жизни по здешнему месту, — послужившего и своим сочувствием, и советом, и содействием. Ныне он явился милостивно, чтобы благословить нас на восприятие и развитие в своей церковной общине духа соборности и братства. Примем, возл., сие благословение его открытым сердцем! Аминь.

АДРЕС, поднесенный духовенством и прихожанами Благовещенского собора г. Киржача соборному церковному старосте, Потомственному Почетному Гражданину 1-й гильдии купцу и кавалеру А.А. Соловьеву, по поводу избрания его вновь на занимаемую им должность церковного старосты.

Baшe Высокородие,
Милостивый Государь,
Александр Александрович!
Мы, нижеподписавшиеся, в общем собрании, состоявшем по распоряжению отца благочинного, почтили Вас новым избранием в должность церковного старосты при соборе г. Киржача, — избрали Вас единогласно — единодушно. Вы изъявили свою готовность посвятить труды, при помощи Божией, интересам церкви. И при этом случае, считаем справедливым долгом выразить Вам наши общие чувства искренней, глубочайшей признательности за Ваше служение.
Двадцать почти лет, без перерывов, Вы несете обязанности ктитора. И полезная деятельность Ваша на виду. Храмы Божии (Благовещенский соборный, Всехсвятский и Сергиевский), благодаря Вашей ревности, приведены Вами в благоустроенный и благолепный вид, невольно возбуждающий в сердцах наших религиозное чувство; любуются и восхищаются благоукрашением их и посторонние посетители и богомольцы. Священная утварь и церковная ризница, при Вашем старании, значительно пополнены, и некоторые предметы их составляют ценное и редкое приобретение. Вы дали разумное направление ведению церковного хозяйства и прилагаете заботы о приумножении церковных доходов. Самая обстановка местности в церковной ограде на столько прелестна в летнее время, что душа радуется, когда идешь на молитву в храмы Божии по ее дорожкам, среди аллей и цветников, и говорит о Вашем чувстве красоты.
Но не здесь предел Вашей ревности по службе. Вот Вы, совместно с достопочтеннейшим братом Вашим, нашим согражданином, Петром Александровичем, на нераздельный капитал соорудили Всехсвятский храм с его величественною колокольнею, и устроили на ней прекрасный звон. Затем этот храм Вы великолепно украсили, снабдив его утварью и ризницею ценною, на средства, составляющие Вашу личную собственность. Пожертвования Ваши простираются еще далее. Так, Киржачская приходская Благовещенская церковь Высшим Духовным Правительством переименована в соборную, с образованием при ней причта в настоящем его составе; но, для осуществления столь важного для города факта, требовался взнос капитала на обеспечение содержания причта, и Вы, нимало не задумываясь, внесли на вечное время свой капитал, — что и дало возможность епархиальному начальству ходатайствовать об учреждении собора и соответственного при нем причта. Вы устроили и содержите на собственное иждивение хор певчих, участие коего при церковных Богослужениях, в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, возвышает еще более торжественность их. Вы, наконец, на избытки Богом благословенного достояния своего, воздвигаете еще каменный, трехпридельный храм, с колокольнею, на новом городском кладбище, чтобы и усопших, покоящихся на нем, окрилить отрадою чрез молитвы и принесение Святейшей бескровной жертвы о упокоении душ их в царстве славы.
Все сии приношения Ваши в благоприятную жертву Богу служат истинным свидетельством Вашего благочестного настроения; а для нас, детей и потомков наших, составляют драгоценные памятники.
Столь многими, видными, заслугами на пользу церкви (о том, что творит Ваша десница и чего, быть может, не знает и шуйца Ваша, мы не смеем говорить). Вы приобрели полное право на нашу благодарную признательность. Не одни мы, впрочем; ценим Ваши заслуги; Ваша многолетняя, ревностная и полезная служба в звании Ктитора всегда обращала на себя просвещенное внимание и досточтимых Архипастырей Владимирской паствы и, по ходатайству их, Вы удостоены Всемилостивейших Монарших наград.
Усерднейше просим Вас, А. А., принять от нас сей адрес, как знак выражения нашей искренней благодарности за Ваши труды, заботы и пожертвования. Благодарим Вас, благодарим! Спаси Вас Бог молитвами великого предстателя и молитвенника пред престолом Божиим, Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия Радонежского, положившего основание нашему граду!
(За тем на подлинном следуют поднписи духовенства и прихожан).
В подтверждение фактов, помещенных в Адресе, считаем не лишним сообщить цифровые данные, характеризующие деятельность и благотворительность А.А. Соловьева в течение его службы:
а) более 19 тысяч приобретено почтенным Ктитором от сторонних лиц на украшение храмов,
б) 40 тысяч стоило ему вместе с братом П. А. Соловьевым сооружение Всехсвятской церкви с колокольнею и приобретение колокола в 500 п.,
в) из своего личного капитала пожертвовал г. Соловьев в пользу церкви 15460 р. и причта — 11800 р., употребил на содержание певчих 8400 р. и на строение Кладбищенского храма до 40000 р.
Столь усердные благотворители и ревнители благолепия храмов Божиих достойны всякой похвалы. И дай Бог, чтобы они не оскудевали в нашем Отечестве.

Святые предметы, более достойные примечания в Киржачском Благовещенском соборе:
1) Игуменский деревянный посох с железным наконечником, оставшийся после настоятелей Киржачского монастыря.
2) Хоругвь, вышитая по малиновому бархату золотом и серебром, утвержденная в медном, позлащенном круге с сиянием. На этой хоругви с одной стороны вышито изображение Благовещений Пресвятой Деве и кругом вязью следующие слова: «Днесь спасению нашему начатки вечне тайне явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует, тем и мы с ним Богородице возопием: радуйся обрадованная, Господь с Тобою». С другой стороны вышито изображение Царя Константина и матери его Елены, а над изображением следующая надпись: «ИС. ХС. Царь Константин. Царица Елена»; кругом вышито: «Креста Твоего образ на небеси видев и я коже Павел звание не от человек приимь в царех апостол Твой, царствующи бо град вруце Твои предает, его же сохрани в мире всегда молитвами Богородицы едине человеколюбие». Под крестом вышито: «Лета 7144 октября в 1 день Спаса новаго монастыря архимандрит Иосиф дал вкладу в обитель к Пресвятой Богородицы Благовещенье на Киржач по родителех своих ввечной поминок».
3) Древний образ Преподобного Сергия Радонежского, с изображением по краям его чудес Преподобного, в окладе басменном, медном, позлащенном. Мерою этот образ в высоту 1 арш. и 13 вершк., а в ширину 1 арш. и 7 вершков.
4) Древняя икона Нерукотворенного образа Спасителя, украшенная окладом и венцем позлащенным; высота этой иконы 1 арш. 7 ¾ верш., а ширина 5 четвертей. Под нею на меди вычеканена надпись: «Лета 7057 поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре, от Рождества Христова 1549 года, при Царе Иоанне Васильевиче, при митрополите Филиппе».
5) Икона Господа Иисуса Христа, с поклоняющимися у Его подножия Сергием и Никоном. На этой иконе венец и цаты на изображении Спасителя, и два венца на изображениях Сергия и Никона; а также и оклад, серебряные, позлащенные. На этой иконе, на нижнем окладе, прикреплена серебряная, позлащенная пластинка с следующею на ней вязью надписью: «Лета 7167 июня писал образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков».
6) Древняя икона Спасителя, на ней венец и оклад серебрянные, позлащенные и цата золотая. По углам, на окладе укреплены гравированные па серебряных дробницах четыре Евангелиста; в венце 4 камня и 1 в цате. Икона уставлена в складнях, обитых малиновым бархатом и окованных по местам серебром; на створах складней имеются иконописные изображения Триединого Божества, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Преображения Господня, воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим; Распятия Господня, Снятия со креста, Положения во гроб, Сошествия Иисуса Христа во ад, Фомина уверения, Мироносиц у гроба, Воздвижения Креста Господня, Живоначальной Троицы и Преподобных Сергия и Романа.
7) Древняя икона Иисуса Христа. Изображение вышито по атласу. Венец и риза вышиты золотом и окаймлены жемчугом; в венце четыре камня, жемчугом же вышиты и слова: «Ис. Хс. Господь Вседержитель». По краям, вокруг изображения, вышит золотом вязью, тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий...»
8) Древняя икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Изображение вышито по малиновому атласу, лик и ручки шелками, а венец и риза золотом и серебром и окаймлены жемчугом; в венце три камня средней величины и пять мелких камешков. По краям, по желтому атласу, вышиты серебром вязью слова: «Владычице приими молитву раб своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше». Жемчугом вынизаны еще слова: МР. ФУ. ИС. ХС.
9) Икона Божией Матери, именуемая «Казанская»: на этой иконе венец медный, позлащенный, а оклад серебряный, позлащенный же. На обратной стороне этой иконы чернилами написано: «Образу сему Пречистое Богородице сын боярски Григорий Безтужев молится».
10) Икона Святых Праведных Иакима и Анны в окладе серебряном, басменном: на обратной ее стороне в подписи можно разобрать: Сему образу молится... Безтужева».
11) Икона Божией матери, именуемая Владимирская, с следующею надписью на обратной стороне: «1847 года Августа 3 дня сим образом, по освящении Сергиевскаго храма, благословил прихожан Преосвященный Парфений, Архиепископ Владимирский и Суздальский».
12) Храмовая икона Преподобного Сергия Радонежского, в серебряном, вызолоченном, басменном окладе; на нем вверху, в середине, в венцах и цатах Пресвятая Троица, а по полям, на сторонах, по три дробницы с разными изображениями Святых: на левой стороне — Иоанна Предтечи, Преподобного Никона и Преподобного Павла Обнорского, на правой стороне — Апостола Матфея, Преподобного Саввы Сторожевского и Преподобного Аврамия Чухломского. На изображении Преподобного Сергия венец и цаты серебряные, позлащенные; на цате в кругах «Дсисус». Преподобный Сергий изображен с свитком в левой руке, развернутом на словах: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». На окладе внизу вычеканено: «в лето 7141 сентября в 25 день сию чудотворную икону на местную поставил в дому Пречистыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Благовещения Киржачскаго монастыря строитель старец Малахия Ржевитин по себе и по своих родителех».
13) Художественная икона Рождества Христова, с подписью па оборотной стороне: «1848 года образ сей писан живописцем Александром Петровым Соловьевым за избавление его семейства от холеры».
14) Икона Свв. Петра митрополита и Благоверного Князя Александра Невского, с изображением над ними Пресвятой Троицы. Риза на этой иконе серебряная, позлащенная, с прикрепленной на ней, на финифте, надписью: «Сии икона сооружена усердием граждан города Киржача в знак благодарности за построение храма Святых и колокольни, на свое иждивение Гражданами Петром и Александром Александровичами братьями Соловьевыми в 1867 г. Июля 9 дня».
15) Икона Божией Матери, именуемая Иверская, величиной в высоту 1 арш. и 2 ½ вершк., с надписью на обратной стороне: «Святая икона сия писана и освящена на Св. Горе Афонской, посылается по усердию и просьбе боголюбиваго Александра Александровича Соловьева от Русскаго Пантелеймонова Монастыря в г. Киржач, Владимирской губернии, в Соборную церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, во благословение благочестивым прихожанам и всем с верою и усердием притекающим и просящим небесной помощи и заступлении к Покровительнице рода Христианскаго, 1871 года Июня 29 дня».
16) Икона Успения Божией Матери, в величину чудотворные иконы Киево-Печерской Лавры, украшенная серебряною, устроенною в виде сетки, ризою, с частицами Св. мощей в двух крестах, из которых в кипарисном — Св. мощи Преподобного и Богоносных Антония и Феодосия Печерских, великомученицы Варвары, Антипы Чудотворца, Иеремии Прозорливого, Иоанна многострадального, Исаакия Печерского и Нестора летописца; в серебряном — мученика Лукиана, Арсения епископа Тверского, Иоанна Предтечи, Евангелиста Марка, Преподобного Сергия Радонежского, архидиакона Стефана, Апостола Иакова Алфеева, Паисия, часть камня от Гроба Господня и часть Животворящего Древа Креста Господня.
17) Древние Царские врата с 14-ю на оных изображениями, покрытые слюдою; а сверх ее оловянными, позлащенными украшениями. В описи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей, 1642 года, так записано об этих вратах: «Двери Царские, сень и столбцы новые деревянные, и на них израсцы оловянные, литые на слюде, золочены. На дверях образ Благовещение Пречистые Богородицы, да 4 Евангелиста; а на столбцах, образ Спасов, да Пречистые Богородицы, посторон херувимы и святители».
18) Подобные вышеописанным по форме и величине Царские врата из прежнего иконостаса Сергиевской церкви, украшенные по голубому фону позлащенной резьбой.
19) Св. Евангелие, обложенное малинового цвета бархатом. Передняя доска этого Евангелии покрыта позлащенным чеканным серебром с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы, Херувимов, Воскресения Христова и 4-х Евангелистов. Печатано это Евангелие в Москве 1717 года. По листам его имеется следующая надпись: «При Высочайшем Самодержавнейшей власти Всепресветлейшаго Монарха, Благочестивейшаго, Всемилостивейшаго Государя нашего Петра Великаго, Императора и Самодержца Всероссийскаго, благословением Святейшаго Правительствующаго Синода, Советника школ и типографии протектора Святыя Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря, Господина Архимандрита Гавриила, при бытности в Троицком Киржачском монастыре строителя. Соборнаго старца Иосифа Колебякина, его тщанием сие Святое Евангелие сделало монастырскою казною и отдано в Киржачском монастыре во святую церковь вечно».
20) Напрестольный серебряный, вызолоченный Крест с св. мощами. На рукояти этого Креста вырезано: «Лета 7144 — 1636 сентября в 26 день сделал сей Крест в обитель Пречистыя Богородицы Спасо-Новаго монастыря архимандрит Иосиф об своем душевном спасении и об своих родителях в вечный поминок».
21) Потир, дискос, звездница, лжица и 2 блюдца серебряные, с гравированными на них изображениями, по устройству своему, полагать должно, очень древние. На лжице вырезана надпись: «Лжица Святых Тайн Пресвятыя Богородицы Киржачскаго монастыря»; а на блюдцах, по краям, сделана надпись, вязью, следующего содержания: «блюдо положил чернец Пантелеймон Благовещенскаго на Киржач, а в нем гривенка»:
22) Воздух из шелковой материи, обложенный по краям позументом. На нем в средине вышито шелками, золотом и серебром положение во гробе Спасителя, по углам четыре херувима, а по краям серебром: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обви». При сем воздухе покровы: первый, четвероугольный из шелковой материи, на коем вышиты в средине шелками, золотом и серебром Превечный Младенец под осенением Св. Духа, с колено-преклонными двумя ангелами; по углам четыре херувима, а по краям серебром слова: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира». Второй покровец крестообразный из шелковой же материи, на котором вышиты шелками, золотом и серебром: в средине Знамение Пресвятой Богородицы, а на четырех сторонах 4 Евангелиста. Воздух и покровы древние, по своему устроению.
23) Серебряное, позлащенное блюдо, с вензелем по средине «А. I.» и с надписью по краям: «От Киржачскаго Градскаго Общества, 1823 г.»; а на этом блюде поднесены были Киржачскими гражданами хлеб и соль Императору Александру I, при проезде Его через Киржач. Его Величество, приняв хлеб и соль, блюдо благоволил приложить в Благовещенскую Церковь.
24) Большой потребник, напечатанный при Царе и Вел. Князе Михаиле Феодоровиче и при Московском Патриархе Филарете. На этом требнике по листам имеется следующая надпись: «Лета 7147 году Ноября в 6 день Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Соборный старец Троечнаго Стромынскаго монастыря строитель Нифонт Гречанов положил сию книгу, глаголемую потребник, в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения в Киржачский монастырь, на память себе и родителей своих, — подписал сам своею многогрешною рукою».
25) Синодик Окольничева Ивана Андреевича Милославского, с особым предисловием.
26) Чинопоследование, каковым образом совершено августа 15 дня 1773 года сопричисление к нашей Православной Церкви святое миропомазание Ея Императорского Высочества, Благочестивейшей Государыни, Великой Княжны Наталии Алексеевны.
Кроме вышепоименованных предметов, в ризнице Благовещенского собора есть не мало достойных внимания Св. Евангелий, напрестольных Крестов, сосудов, Дарохранительниц, выносных бронзовых крестов и икон, облачений священнослужителей, по их ценности и изящному устроению. Особенно из этих вещей отличаются этими качествами вещи, принадлежащие Всехсвятской церкви, в разное время приложенные устроителями этого храма.

Иконостас устроен вновь 1895 г. вместо прежнего, устроенного в 1887 г. Храм украшен по стенам живописью. Из св. икон в иконостасе замечательны иконы Господа Вседержителя и Благовещения Пресв. Богородицы. Из прежнего иконостаса сохранились царские врата обложенные мелкий резьбой из свинца. Причта по штату с 1876 г. положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Содержание свое причт получал от служб и требоисправлений и от процентов с капитала, пожертвованного частью А. А. Соловьевым ври открытии собора (10000), частью другими благотворителями.
Причту принадлежит земля: пахотной 29 дес. 1894 кв. сажени и сенокосной 3 дес. 310 кв. саж., пахотная земля отдается в аренду, сенокосной же причт пользуется сам.
Церковных домов для причта нет.
Церкви принадлежит находящийся в ограде каменный двух-этажный дом, занятый церковно-приходскою библиотекой. Церковные документы хранятся в целости. Копии с метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1824 г.
В приходе имеется два двухклассных министерских училища — мужское и женское; первое содержится на средства города, а второе на проценты с капитала (24000 р.). пожертвованного в память 25-летия царствования Императора Александра II А.А. Соловьевым.
В приходе по клировым ведомостям числится 1345 душ муж. пола и 1513 женского, из них 1145 душ муж. пола и 1282 женского живут в городе, остальные же в деревнях: Костешеве (7 вер. от церкви. В сотной выписи 1562 г. в числе деревень Киржачского монастыря упомянута деревня Костяково (может быть, это и есть настоящее Костешево), в ней три двора. В грамоте царя Бориса Федоровича Киржачскому монастырю 106 (158 г.) названа треть деревни Костошевы. Таже деревня с именем Костюшевой упоминается в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского 115 (1607 г.); в переписных книгах 1678 г. прямо уже названа д. Костешево. По ревизии 1719 г в Костешеве значится 45 душ муж. пола, по ревизии же 1744 г. — 38 душ. В 1764 г. с каждой души сбиралось в пользу монастыря по 70 коп. В настоящее время в Костешеве — 59 душ.), Бехтереве (3 вер. В сотной выписи 1562 г упоминается деревня Бехтерниково, в ней 4 двора; та же деревня значится и в грамоте царя Бориса 106 (1598 г) и грамоте царя Василия Ивановича Шуйского. В переписных книгах 1678 г. значится уже деревня Бехтерево; по ревизии 1719 г. в этой деревне показано 34 души муж. пола, по ревизии 1744 г. - 41 душа. В 1764 г. в пользу монастыря с этой деревни взималось 28 р. 70 к. В 1897 г. в Бехтереве по клировым ведомостям числилось 82 души муж. пола.) и Турках (3 вер. Деревня Турки в первый раз упоминается в описи вотчин Киржачского монастыря, учиненной в 1764 г. По ревизии 1744 г. в этой деревне числилось 24 души муж. пола, а в 1897 г. время по клировым ведомостям значилось здесь 59 душ.) все прихожане православные.
/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 г./






Собор Благовещения Пресвятой Богородицы


Город Киржач
Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь
Церковь Успения Божией Матери в гор. Киржаче

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Киржач | Добавил: Jupiter (02.04.2016)
Просмотров: 294 | Теги: Киржач | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика