Открытие собора в заштатном гор. Киржаче 22 июля 1876 г.
20-го июля 1876 г. Архипастырь прибыл в Киржач на празднество его. 21-го числа отслушал он Божественную Литургию и сделал необходимые распоряжения к следующему дню. На утро, в 9 часов, звон к поздней Литургии возвестил начало самого торжества. Божественную Литургию совершал Владыка в сослужении уездного г. Покрова протоиерея В.П. Александровского и троих местных священников. За часами совершено было посвящение одного из учителей Киржачского женского училища, А.В. Молчанова в стихарь. За Литургией же, во время малого входа, настоятель Собора, священник А. Белоцветов, удостоен возведения в сан протоиерея. В конце Литургии им же произнесено было слово о важном значении собора в Церкви. По окончании Литургии начался благодарственный молебен, с каноном Св. Марии Магдалине, на который, кроме совершавших Литургию, облачились еще 5 священников. По прочтении Евангелия, протодиаконом прочитан был указ Св. Синода о переименовании Благовещенской церкви в соборную. Затем, по окончании молебна, началось многолетствование. Почтен был таковым и главный виновник торжества, ктитор, Александр. Когда Владыка совсем уже приготовился к выходу из Собора и оставил алтарь, тогда, став на амвон, обратился он к виновнику торжества с следующей речью: «Возлюбленный о Господе, Александр Александрович! Думаю, что ты, водясь духом смирения, не ищешь славы от сынов века сего за твои благия деяния. Но святая Церковь, которую ты возлюбил паче всего и которая обязана воздавать всем должное, не может оставить эти деяния без внимания. Она знает, что никто более тебя не заботился о водворении здесь просвещения, никто более тебя не трудился в деле благоукрашения храмов Божиих и совершения в них благолепного Богослужения,- и она усердно бы желала воздать тебе за оныя. Но чем мы, смиренные служители Церкви, воздадим тебе за твои благия деяния? Почти ничем, кроме искренней, усердной молитвы о твоем спасении, здравии и долгоденствии. И мы молимся, и всегда будем молиться, да дарует тебе Господь вместо тленных – нетленная, вместо временных – вечная, да благословит Он все дела и начинания твои для блага ближних и твоего собственного. Знамением сих наших благожеланий да послужит эта святая икона Христа Спасителя с ликами на ней Святых, коих имена носили и теперь носят дорогие сердцу твоему лица». При чем Владыка благословил Александра Александровича иконой,- и тот со слезами умиления принял ее, как дар священнейший, из рук доброго Архипастыря.
На обеде, данном по этому случаю г. А.А. Соловьевым, с благословения Его Высокопреосвященства, предложена была подписка в пользу страждущих наших братьев Славян в Турции. Собрано и отправлено в Славянский Московский Комитет 347 руб. Кроме того г. Соловьевым пожертвовано 100 руб. на Владимирскую Епархиальную Библиотеку. Также и при Киржачском Благовещенском Соборе решено открыть церковно-публичную Библиотеку, в память этого дня. Вечером город был иллюминован по случаю Высокоторжественного дня. Но празднество этим днем не закончилось совсем. На утро Владыка снова прибыл к Литургии и, исполняя обычай древности, на юге России и доселе хранимый, совершил после Литургии соборную панихиду по родителях радушного хозяина и благотворителя. В тот же день Владыка (Антоний) отправился в обратный путь, благословляемый гражданами города Киржача. И Киржачу нельзя не благословлять Архипастыря, принявшего личное и самое искреннее участие в нравственном благоустроении города. Пр. А. Б-въ.
/Краткий очерк истории города Киржача и последнего празднества его по случаю открытия в нем Собора и слово при сем случае. Владимир. Печатня А.А. Александровского 1876./Слово по случаю открытия Собора в заштатном гор. Киржаче, произнесенное 22 июля 1876 года протоиереем А. Белоцветовым Открытие собора празднуем мы ныне, братия. Киржач наш, — некогда уединенная, затерявшаяся в непроходимых дебрях дремучих лесов пустынь, а затем — один из беднейших и многолюднейших городков, наконец достигает в меру возраста, достаточную для того, чтобы занимать не последнее место в числе городов русских — не только в материальном, а и в церковно—общественном отношении. Вот он имеет уже ныне и соборный храм и при нем полный, нарочитый собор пастырства церковного. И будут в сей, древнейшей из наших храмов, время от времени, стекаться на совокупную с нами молитву и из других соседних нам приходов — пастыри и их пасомые, подобно тому, как в древности стекались в него «собори монахов» — (да будет благословенна память их, — паче же память св. первооснователей и покровителей града нашего!). Город наш промысловый становится отныне и соборным, — центром церковно—общественной жизни здешней местности. Таковым по крайней мере должен он быть. Но скажет кто, что же особенного в том, что один из храмов наших будет называться отныне соборным, и т. д.? — «Что особенного»? А хотя бы то — возможность участия для вас за соборным Богослужением. Вы ни во что это вменяете? — Между тем, значение Собора и этим далеко еще не ограничивается. Соборное начало в Церкви — это, други мои, ей сила, краса, основа. Да! Возьмите Евангелие. Что оно гласит? «Истинно говорю вам, слышите вы голос Христов, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я по среди их». (Мф. 18, 19, 20). И — что всего важнее — как учил Иисус Христос, так — видим — сам же первый и творил. Он ли не был близок к Отцу небесному как от вечности, так и во дни земной жизни своей? И однако в более важные минуты своей земной жизни, на Фаворе, например или в саду Гефсиманском, — обратите внимание! — Он ищет и просит взаимодействия молитвенного у своих учеников, — молитву деет «соборне, поем» Петра и Иоанна и Иакова. И апостол Иаков даже прямо требует собора пресвитеров в известных случаях для успешности молитвы. «Болит ли кто в вас», читаем у него, да призовет «пресвитеры церковныя» — (не одного, а несколько) и да молитву сотворят над болящим, помазавшие его елеем во имя Господне (5, 14). И в отношении ли только молитвы и священно действий такое завещание нам от первенствующей Церкви? Тоже начало соборности не лежит ли в основе и других отправлений Церковной жизни? Например, в случае грехопадений наших ближних заповедь Евангельская чего от нас требует? «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем... Аще тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает и их, по веждь Церкви, т. е. ея представителям», — поясняют Отцы Церкви (Злат., Феофил.). «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь» (Мф. 13, 15 — 17). Не ясно ли здесь начало соборности? — На дело проповеди идут апостолы опять, — посмотрите! — тоже соборне, попарно. И когда, по вознесении Иисуса Христа на небо, в церкви Христовой возникло было разномыслие по некоторым пунктам вероучения, апостолы как поступают? Составляют собор из себя и пресвитеров и поставляют решение во имя Св. Духа. «Изволися Святому Духу и нам» вещают они в слух всей Церкви. И, прошу заметить, Церковь, ничтоже сумняся, приемлет решение собора за голос Самого Бога и признает отселе соборное начало за одно из необходимейших условий своего благостояния. «Дважды в году да бывает собор епископов (в каждой области), и да разсуждают они о догматах благочестия, и да разрешают случающияся церковныя прекословия», — гласит апостольское правило (37 и 1 Всел. 5 пр.). Со временем соборное начало, видим, получает в Церкви и еще более широкое развитие и — становится силою, против которой не могут устоять ни внешние, ни внутренние враги ее, что и заставляет их всячески преследовать совещательные собрания христианских пастырей. Так читаем у одного из древнейших историков (Евсевия) о Ликиние, гонителе христиан: «не видя никакого благовидного повода к нападению на служителей Божиих, он издал закон, запрещавший везде и всякое взаимное общение их, путешествие каждого из них в пограничную церковь, составление соборов или советов и совещание о пользе христиан. Это служило ему поводом к нападению на нас: ибо если мы нарушим закон, то надобно будет подвергнуть нас наказанию; а когда захотим повиноваться указу, то ослабит постановления Церкви, ибо споры особенной важности не иначе могут быть примиряемы, как соборно». Не говорю уже о соборах вселенских, глубокое и многоплодное значение которых в Церкви кому более или менее не известно? Но думаю, было бы с моей стороны непростительным упущением умолчать перед вами на сей раз о значении и обычности собора в нашей Русской древней церкви. Здесь на Руси собор с первых же дней Русской церкви принялся и как должно. Здесь, сколько известно, кроме соборов чрезвычайных и обычных — областных, епископских, были еще издревле в ходу а) соборы епархиальные, собираемые каждым епископом из местного епархиального духовенства, и за тем б) соборы собственно священнические — по «староствам», или, что тоже, по благочиниям. «И колико будет старост (поповских), толико и соборов», гласит одна из статей так называемого Стоглавого собора, бывшего при царе Иване Васильевиче Грозном. «И те свяшенницы и диаконы, которые в их соборе, всегда вкупе сходясь, свещаются пред ними и исправляют в церковных чинех и всяких духовных делах». Из старость поповских составлялись потом свои соборы, б. ч. при протопопиях. И наконец, «протопопы, поповские старосты и десятские священники, как видно из постановлений того же Стоглавого собора, в качестве выборных от священников известного округа, могли присутствовать в суде святительском (на соборах епархиальных), по делам священников своего округа, когда это находили нужным епископы. При чем, не излишне заметить, союзность духовенства была тогда так прочно организована, что всякий, ищущий священства, должен был сперва представить о себе, кроме свидетельства духовника, еще свидетельство семи соседних священников, согласно постановлению собора Владимирского (1274 г.). Чрез это свидетели принимали на себя нравственную ответственность за того, кто вступал в их круг. Почему святители и давали тогда священникам советы такого рода: «если один священник узнает о другом, что он служит недостойно, то должен братски сказать ему раз и другой: исправься, брат! — Если же не послушает тебя, поведай епископу; иначе будешь осужден вместе с виновным». (Вопрош. Кирик. XII в.). Совет — вполне Евангельский. И благодетельно же было для Церкви такое широкое развитие духа союзности в среде ее служителей. Известно, на какой низкой ступени образования стояло в древности наше русское духовенство, — едва грамотно было: и однако — что видим? — оно умело и насадить и поддержать в темных массах народа дух истинного благочестия, любовь к Церкви и т. д. И это среди ужасов татарского порабощения! — Как это сталось? Дух союзности, царивший в среде духовенства, тому причиной; его непрестанные соборы совещательные и особенно богослужебные. Скажем слова два о последних. Богослужебные соборы древности представляют, бр., одно из отраднейших явлений тогдашней церковно-общественной жизни. Вот, например, по случаю эпидемии, или ее прекращения, по случаю вселенских поминовений, нарочитых праздников и т, п., устрояется в известной местности соборное молебствие (вещь обычная у некоторых славянских племен и поныне). В нем, во первых, должны были принимать участие непременно все причты и приходы известной местности (а древние города, «известно, как богаты были храмами» в то же время многолюдны) и, во вторых, так как тогда приходы делились на десятки и староства, с десятскими священниками и старостами во главе, то каждый десяток приходов сперва должен был собираться, малыми крестными ходами из своих церквей, в свой соборный окружный храм; каковым обыкновенно считался тот храм, где священником был староста или десятский священник, и при котором, — вследствие этого, вообще бывали собрания пастыр. — совещательные. За тем эти десяти — приходные соборы тем же порядком, с разных концов города, стекались в главный соборный храм — кафедральный в тех городах, где был епископ, — и здесь отправлялось торжественное Богослужение, в храме, или же на стогнах городских. Таких соборных молебствий бывало в иных городах от 20 до 30 в год. Излишне, кажется, пояснять; как благотворно, без сомнения, должны были влиять подобные соборные молебствия на религиозное чувство масс народных. Ныне обо всех этих торжественных молебствиях соборных, и соборах духовенства вообще, сохранилась почти одна память — в остатках крестных ходов из храма в храм по некоторым местам, и соборне совершаемых молебствиях по городам в высокоторжественные дни. Соборные храмы есть у нас; но соборное начало — в самом почти мертвенном состоянии. Не от того ли ныне в среде христиан и замечается повсюду дух какого-то совсем не христианского обособления? Значение соборных молебствий утратило цену в глазах народа. Забыты — слово евангельское, пример Спасителя и заповедь апостольская относительно соборной молитвы, ее превосходства пред единоличной. Между приходами тоже почти никакой общности. И даже духовенство не может похвалиться, что в нем прочно начало союзности! Благодарение Богу, — знамения времени видимо дают надежды на лучшее. Соборные храмы, соборы священно-служащих при них, съезды духовенства, приходские попечительства, разных наименований общества и братства, год от году размножаются по лицу земли русской. Таким образом собор снова готов уже занять подобающее ему место в церковной жизни русского народа. И мы веруем, — это будет; и тогда собор снова сделается в Церкви «силой, охраняющей единство веры и жизни христианской, — богатящей и подвижущей преспеяние их в мире христианском». Снова сплотится во едино «собор мног зело» духовенства Православного. И тогда как дым, как прах, рассеются пред лицом его все это множество поклонников и проповедников лгущей учености, — все эти стада «недоносков просвящения», недоучек наших, что силятся, во что бы то ни стало, проникнуть в народ и восстановить его против Церкви, Царя и духовенства. И вождям раскола не устоять тогда пред союзностию духовенства. — Веруем: собор речет, и мощно будет слово его, так как оно — не его, а Божие. «Отче святый! сотвори убо, да будем все мы, и пастыри и пасомые, едино о Тебе — во Христе Иисусе Господе нашем»!.. Не забудем, братия, просить Господа, да не укоснит Он изрещи мир и утверждение на Церковь Свою, так сильно обуреваемую ныне со всех сторон тлетворным дыханием всевозможных богоборных учений, и да подает не оскудно верным Своим единение духа в союзе мира. К чему и сами будем всячески стремиться, дабы быть нам о Господе собором святых, — собором единонравным, единомысленным, — зная, что без единения духа и молитвы наши не в молитву, и добрые дела не во спасение, и собор ничтоже нам пользует. Благославен Господь Бог Наш, сице благоволивый о нас; да будет благословен и раб Его верный, виновник настоящего торжества, открывший нам своими средствами доступ к участию в соборных молитвах. Всяцем благословением благословим, бр., и благостнейшего Архипастыря нашего, — много, много послужившего нашему городу Киржачу, как в сем деле, так и вообще в благоустроении церковной жизни по здешнему месту, — послужившего и своим сочувствием, и советом, и содействием. Ныне он явился милостивно, чтобы благословить нас на восприятие и развитие в своей церковной общине духа соборности и братства. Примем, возл., сие благословение его открытым сердцем! Аминь.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Киржача
Город Киржач Свято-Благовещенский женский монастырь
Церковь Успения Божией МатериCopyright © 2017 Любовь безусловная |