Церковь Успения Божией Матери в гор. Киржаче
До 1876 г. прихожане соборной г. Киржача церкви были погребаемы внутри церковной ограды своей церкви. В 1883 году в июле месяце происходило в городе Киржаче освящение Успенского храма, построенного почтеннейшим киржачанином Александром Александровичем Соловьевым на новом городском кладбище. Новое кладбище в гор. Киржаче занимает лучшую местность, а поэтому и построенный в центре его храм представляет собою прекрасный вид, особенно при въезде в город из города Покрова, откуда этот храм является в полной своей архитектурной красоте. И Киржачское кладбище по своему благоустроению и содержанию в отличном порядке и чистоте, весьма гармонирует с высящимся посредине его благолепным храмом. Кладбище это расположено на совершенно ровной местности и обнесено со всех сторон каменной оградой с четырьмя по углам башнями и с архитектурными с одной стороны широкими вратами. Вокруг ограды с наружной стороны обсажено по прямым линиям деревьями, а внутри разбито на участки, расположенные параллельно один другому. Между всеми участками проходят тополевые и березовые аллеи, а в самых участках предназначены места для могил, отмеченные номерами на выставленных против каждой линии невысоких столбах. Вот среди такого образцового кладбища и построен А.А. Соловьевым храм.
Александр Александрович Соловьёв «стал думать о сооружении на кладбище каменного храма в честь Успения Богоматери, своего ангела Александра Невского и праведной Елизаветы - ангела своей супруги. Ему не давала покоя мысль, как это православные усопшие братья будут лежать в сырой земле вдали от святых храмов Божиих. И вот в 1879 г. он представил в Городскую Думу своё заявление: «В 1875 г., согласно постановлению Киржачской Городской Думы от 4 октября 1874 г. учреждено второе для города кладбище. Это кладбище обнесено каменной оградой, и на нём уже погребено до 200 умерших. Новое кладбище, имея свои удобства — прекрасный сухой грунт земли, совершенно ровную местность, разделенную по правильным линиям на участки и обсаженную в порядок разного произрастания деревьями, не имеет, по моему убеждению, самой главной своей необходимости — в среде себя св. храма, где бы приносима была великая бескровная жертва об упокоении погребенных на новом месте упокоения; а по любви нашей к усопшим приятнее приносить за них молитву вблизи самых могил, да и вообще приятно и отрадно для верующего сердца видеть место упокоения усопших близко и как-бы под сению св. храма, где бы удрученные скорбию разлуки с близкими своими могли утешить и подкрепить себя сладостию церковной молитвы. Считая крайней необходимостью для городского кладбища сооружение на нём святого храма и побуждаемый любовью к граду Киржачу - месту дорогой моей родины, я возымел намерение построить на кладбище во славу Божию каменный, по имеющемуся у меня плану и фасаду, храм на своё иждивение, о чём, заявляя Городской Думе, имею честь просить сделать постановление, в котором выразить мнение, не найдёт ли она со своей стороны препятствий к осуществлению моего намерения о построении на кладбище святого храма». Проект кладбищенского храма был выполнен епархиальным и губернским архитектором Н.А. Артлебеном.
Руководясь благочестивыми побуждениями А.А. Соловьев в обилии расходовал своими средствами на благолепное устроение и украшение христианского святилища. Очень много употреблено им и на весьма ценную утварь церковную и ризницу. Иконостас устроен отличного искусства и иконы в нем все написаны художником Николаем Герасимовичем Степановым. При входе в новоустроенный храм нельзя не испытать самого отрадного чувства, исполненного глубокого благоговения, увидев благолепную красоту церковную. Около трех лет строился и благоукрашался храм кладбищенский. Это время было интересным временем для граждан города Киржача. В это время, особенно в дни праздничные, граждане любили ходить на кладбище посмотреть на воздвигаемый там храм Божий. Весною текущего года закончено было его благоукрашение, а 26 июля предположено было освятить новый храм. Будничный день избран был для освящения храма; но этот день обратился для Киржача в великий праздник, тем более, что для освящения нового храма имел прибыть в Киржач сам высокопреосвященнейший Архиепископ Феогност. Еще накануне освящения, когда утром прибыл в Киржач кафедральный Ключарь, привезший святые мощи для св. престола и антиминса, в городе началось какое-то нетерпеливое ожидание прибытия Высокопреосвященнейшего Владыки; а вечером, с четырех часов, народ начал уже большими толпами собираться к соборной церкви. В шесть часов с четвертью благовест соборного колокола возвестил о близком к городу следовании Архипастыря. В это время представители городских сословий были уже за городом для встречи Высокопреосвященного, а массы народа наполняли все большое пространство между оградою и собором; ученики же и ученицы всех городских училищ выстроились шпалерою по обеим сторонам от св. ворот до самой соборной паперти, с букетами отлично подобранных цветов. Когда Архипастырь достиг св. ворот, где встречало его, в дорогих парчовых облачениях, соборное духовенство, народ крестился, и весьма многие плакали от сердечного умиления, узрев кроткое и любвеобильное лице святителя. При шествии Владыки от св. ворот до собора, под сению рядами растущих тополей, при ярком сиянии солнца, сретаемого множеством благочестивого народа и детьми, бросающими под стопы святителя букеты цветов, было потрясающее видение. Владыка в соборе выслушав краткое молебствие, и благословив народ, тотчас же отправился в новый кладбищенский храм для слушания всенощной службы. 26 числа благовест на кладбищенской колокольне начался в 8 часов, а к 9-ти прибыл уже Высокопреосвященнейший к освящению. В числе сослужащих со Владыкою были и кафедральный о. Протоиерей с о. Ректором духовной семинарии. Как освящение храма, так и совершение после оного божественной литургии было исполнено весьма торжественно. Особенное же благолепие открылось при шествии вокруг церкви крестного хода, когда Владыка на голове своей нес святые мощи. На далекое расстояние в правильном, наперед расписанном, порядке, в предшествии Кафедрального ключаря, растянулась священная процессия. Несколько пар хоругвей, запрестольные кресты и иконы, вызолоченные через огонь, при ярком сиянии солнца, блестели сами как солнце; облачения на священно-служащих, только что сшитые, были одно другого лучше. Все соответствовало великому церковному торжеству. К довершению порядка и благолепия храмоздателем, для следования крестного хода, устроен был возвышенный из досок помост, обитай весь зеленым сук ном. Пред окончанием литургии, самим Высокопреосвященнейшим Архиепископом Феогностом произнесено было слово, своею назидательностью и теплотой глубоко тронувшее всех присутствовавших в храме. Особенно же заметно было глубокое умиление на лице храмоздателя, христолюбивого раба Божия Александра, исполненного смиренной благодарности пред Господом Богом, благословивший его третий уже храм Господу Богу воздвигнуть в гор. Киржаче. По совершенном отпуске литургии, Владыка, исходя из св. алтаря, благословил храмоздателя иконою Богоматери, освященною па святых мощах благоверных Великих Князей Георгия, Андрея и Глеба, Владимирских Чудотворцев; а в доме храмоздателя, куда собралось к нему торжествовать множество его родных и знакомых, поднесено было ему еще несколько св. икон от городских сословий и от частных лиц, в знак искренней благодарности за заботы и попечения его о граде Киржаче.
Церковь Успения Божией Матери в гор. Киржаче
Слово при освящении церкви на кладбище города Киржача, произнесенное Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским 26 июля 1883 года.
Храм устроен иждивением Потом. Почет. Гражданина А.А. Соловьева. Истинная любовь к Богу и ближним есть великая сила. Ею совершаются изумительные дела. Доказательство этого — пред нашими глазами. Любовь к Богу, соединенная с ревностию о славе Его и с любовью к ближним, не только живущим, но и отшедшим в вечность, воспламенила в благочестивом рабе Божием святое желание создать храм на месте покоя прежде отшедших отцов и братий наших. Расширив сердце его, она — святая любовь — разверзла и щедрую руку его. Он не остановился ни перед какими издержками для осуществления своего святого желания. И вот среди могил возвышается величественный и благоукрашенный храм Божий. Он уже освящен благодатиею Божиею. Мы стоим и молимся в нем. Слава и благодарение Богу — Источнику любви! Да будет имя храмоздателя благословенно в роды родов! Да напишется оно там — на небе в книге живота! Да воздаст ему Господь великими и богатыми своими милостями! Да соединятся сердца всех обитателей града сего в искренней благодарности ему! Обратимся к самому делу построения храма на кладбище. Вникнув в пего, мы поймем, как оно благопотребно, важно и благотворно. Приписывая христианам высокое достоинство чад Божиих, наследников Богу и наследников Христу, слово Божие именует самые тела их храмами святого Духа. «Ужели вы не знаете» взывает, например, Св. Апостол Павел к христианам, «что тела ваши суть храмы живущаго в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6, 19). Тела христиан называются храмами Духа Святого потому, что Он — Утешитель Благий — исполняет их и обитает в них с первых дней их жизни. Он снисходить на них в таинстве Крещения, вселяется в них в таинстве Миропомазания, очищает их от грехов в таинстве Покаяния, и по молитве их всегда дарует им силы, «яже к животу и благочестию». После этого понятно, что место покоя христианских тел, которая, в соединении с душами, бывают храмами Духа Святого, и из которых некоторые, и по разделении с душей, быть может, сохраняют благоухание благодати Его, само по себе свято и достойно особенного уважения и почитания. Чем же ознаменовать это? Чем отличить место покоя христианских тел, как не устройством на нем видимого храма Божия? Да, достойно и праведно, чтобы место покоя христианских тел, которые сам Господь именует храмами своими, украшалось и применялось святынею видимого храма, служащего местом особенного присутствия Духи Божия, особенного действия Его благодати. Отшедшие в вечность отцы и братия наши не имеют уже тех нужд, которые так волнуют нас. Одно им нужно — милосердие Божие, прощающее грехи, совершенные ими во время земной жизни на земле, и дарующее им причастие вечных и неизреченных благ. Но первый и главный залог милосердия Божия к усопшим — это бескровная Жертва, приносимая за них н служащая повторением той великой и беспримерной жертвы, в которую принес Себя на Голгофе Богу Отцу Единародный Сын Божий — Господь наш Иисус Христос. Как ради страдании и смерти Иисуса Христа Бог-Отец примирился с человечеством, простил ему грехи, налил на него все дары Своей благодати, так и ради бескровной жертвы, приносимой за усопших, Господь умилостивляется к ним, прощает им грехи, изводит их из места мучений в место блаженства, из ада в рай. Для принесения столь спасительной жертвы за покоящихся здесь отцов и братий наших и создан сей храм Божий. Можете после сего представить, как благотворно устройство его для усопших, сколько отрады принесет им бескровная жертва, которая отныне будет приноситься за них здесь. Да, они будут, так сказать, вкушать благоухание бескровной жертвы, имеющей приноситься за них в сем храме, и чувствовать неизреченное утешение от ней. Окончившие земную жизнь отцы и братия наши разлучились с нами, но чрез это не прекратились наши обязанности к ним. Первая и главная из этих обязанностей наших, — это молитва за них. Вспоминая об усопших, мы нередко сокрушаемся о них, воздыхаем, проливаем слезы; но ничего подобного не требуют от нас усопшие, им нужна только молитва за них. Везде и во всех храмах можно молиться как за себя, так и за ближних, отшедших ко Господу. Но сердце верующего христианина стремится излить молитвенные чувства свои за усопших своих родителей и родственников преимущественно на самом кладбище, на самом месте покоя их. И вот, чтобы молитва христиан, приносимая за усопших на самом месте покоя их, была сильнее, и действительнее, устрояется здесь храм Божий. Приходи же с усердием в этот храм Божий всякий, желающий помолиться об усопших родителях н родственниках. Здесь молитвенное ваше расположение будет постоянно питаться и поддерживаться святынею храма и трогательными церковными песнопениями и молитвословиями. Здесь молитва ваша очистится и освятится благодатию Святого Духа. Здесь она соединится с бескровною жертвою — всесильною и спасительною, и благоухание ее вознесется на небо к Богу; Он — Всеблагий — услышит ее и помилует вас и всех, за кого вы будете молиться. Так благопотребно и спасительно устроение св. храма на месте покоя отшедших в вечность отцов и братий наших! Да утвердит же Господь новосозданный храм до века! До века да возносятся в нем бескровная жертва и молитва за усопших! Да возрадуются все обитатели града сего о новом, созданном для них, храме! Да собираются в него с благоговейным усердием, чтобы в нем едиными устами и единым сердцем возносить свои молитвы за отшедших в вечность родителей, родственников и близких к ним людей! Аминь.
Могила Александра Александровича Соловьёва (ум. 1895) находилась внутри храма. Престолов в храме три: главный в честь Успения Пресв. Богородицы, в приделах во имя св. благоверн. Александра Невского и праведной Елизаветы и св. Марии Магдалины. [1] Тем же храмоздателем церковь снабжена утварью, св. иконами, ризницей и богослужебными книгами весьма богато. Из святых икон заслуживает особого внимания икона Успения Божией Матери, помещенная над царскими вратами, в ней несколько частиц св. мощей. Св. мощи есть и в небольшом кресте. Из напрестольных евангелий одно сравнительно древнее: печатано при Имп. Петре I-м. Кладбищенская церковь имела отдельный причт, который состоял из священника и псаломщика. На содержание причта имелся капитал 11400 р. (из них 10000 внесено храмоздателем А.А. Соловьевым), кроме того от служб и требоисиравлений получалось до 880 р. в год. [1] Для причта устроены церковные дома тем же храмоздателем; на ремонт их внесено 8000 р. Священно-служители пользовались усадебной землей в размере 750 кв. саж., пахотной же и сенокосной земли нет. [1] В 1895 г. на ремонт и благоукрашение церкви внесен наследницей храмоздателя капитал в 5000 р.; церковь может расходовать только % с этого капитала. Особого прихода при кладбищенской церкви не было; с 1891 г причт исправлял требы на соседнем медно-латунном заведении, почему церкви выданы в 1890 г. метрические и обыскные книги. [1]
Крестный ход 6-го августа из Успенской церкви на медно-латунное заведение Шапошникова, ход установлен в 1871 году по случаю избавления от холеры.
22 марта 1907 г. в Москве, в хирургической клинике скончался на 48 году жизни о. Иоанн Петрович Цветков, священник Успенской кладбищенской гор. Киржача церкви. Иоанн Петрович Цветков, уроженец Владимирского уезда, в 1882 году, вскоре после окончания курса семинарии — был назначен вторым учителем в Александровское Киржачской 2-х-классное женское училище. Истинный педагог в душе, работящий, скромный, кроткий и любящий учитель Иван Петрович быстро приобрел любовь всех его знавших, как детей — учениц, так и всех окружавших; таким-же он остался до конца недолгой своей жизни. Приняв священнический сан в 1889 г., он был первоначально определен к Киржачскому Благовещенскому собору, откуда через 2 ½ года перемещен настоятелем к Успенской церкви местного кладбища, где и служил усердно и благоговейно, пока его не сломила болезнь. После 2-х-летнего перерыва он вновь стремится к педагогической деятельности и с прежнею энергией и любовью к делу и к детям несет обязанности законоучителя в 3-х-классном городском, в приходском и в земском начальном училищах. Гуманный и чуткий ко всему окружающему, он не был безучастен и к общественной жизни; он охотно отдавал свои досуги местному о-ву трезвости, где был членом совета, и воскресным народным чтениям, которые велись при обществе и на соседней фабрике; живо интересовался вопросами современности. Тело его перевезено для погребения в тот город, где протекла вся его деятельность, и 25 марта, в сопровождении всего местного духовенства, провожаемое толпою его учеников, духовных детей и друзой, при отличной, солнечной погоде перенесено с вокзала в Успенскую церковь на кладбище, где 26-го числа совершено отпевание и погребение («Владимирец», № 69).
Студент семинарии Сергий Орлов, 12 апреля 1907 г., определен на священническое место к Кладбищенской церкви гор. Киржача.
В советское время Успенский храм взорван, кладбище при нём уничтожено. Вначале территория бывшего кладбища была превращена в увеселительный парк.
Сейчас на этом месте (ул. Морозовская, 93) расположен детский сад.
Источники:
1. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 г.
Город Киржач
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Киржача
Copyright © 2017 Любовь безусловная |