Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
10:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогодский район

Судогодский Свято Екатерининский собор

Судогодский Свято Екатерининский собор

Свято-Екатерининский собор - православный храм в городе Судогда. Главный храм Судогодского благочиния Владимиро-Суздальской епархии Русской православной церкви.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Великомученицы Екатерины Города Судогды Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 августа 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Морохин Юрий Николаевич. Священник Александр Пахомов, священник Лев Варламов.
Адрес: Судогодский район, город Судогда, улица Ленина, д. 30.

Когда в первый раз основана в Судогде церковь, неизвестно, но она была уже в нач. XVII века. В выписке из писцовых книг, данной дьяку Ив. Грязеву, отмечено, что в слободке Судогде церковь Николая Чудотворца с приделом св. Алексия, митрополита Московского, и другая церковь св. муч. Мины. Так как святитель Алексей причислен к лику Святых на Московском соборе 1549 г., то церковь его имени могла быть в Судогде основана только во второй половине XVI века. Может быть, упоминаемая здесь церковь и была первая в г. Судогде.
Дальнейшие сведения о церкви в Судогде довольно скудны. Впрочем, из отметок в патриарших окладных книгах видно, что церковь Николая Чудотворца существовала здесь непрерывно до 1746 года. Из тех же книг видно, что церковь во имя св. муч. Мины в 1723 г. сгорела и вместо нее в том же году построена была деревянная церковь того же именования.

Свято Екатерининский собор

С сооружением церкви связано предание: Судогдой проезжала Императрица Екатерина Великая, и на дороге, против того места, где теперь стоит дом культуры, завязла карета императрицы. Она повелела здесь поставить собор, который в разговорной речи и официальных документах назывался Екатерининским. В 1767 году Екатерина Великая путешествовала от Твери до Симбирска по Волге, а возвращалась в Москву путем, которым Иван Грозный шел со своим войском на Казань.


Екатерининский собор до революции

В 1778 г. по указу Екатерины II Судогда стала уездным городом Судогодского уезда. По переимновании слободки Судогды в город решено было построить здесь на казенные средства городской собор. Постройка была начата близ деревянной Николаевской церкви, шла весьма медленно.
В 1806 г. сильный пожар уничтожил почти все постройки в Судогде, в том числе сгорела деревянная церковь со всем имуществом, ризницей и утварью.
При новой распланировке города после пожара для городского собора отведено новое место; начатая постройка была разобрана и к 1814 году на новом месте был построен каменный Екатерининский собор. Казенных сумм на постройку было израсходовано 16000 руб., постройка колокольни, внутренние украшения собора и т.п. произведены были на частные средства.
Главный престол соборного храма освящен в честь св. великомученицы Екатерины (в память того, что Судогда переименована в город Императрицей Екатериной II), а приделы были освящены - в честь Николая Чудотворца и св. мученика Мины (в память прежних деревянных церквей).
С 30-го октября 1820 г. по 27 декабря 1847 г. настоятелем Судогодского собора был Протоиерей Иоанн Евфимович Савелов.
Второй крупный пожар, случившийся в 1838 г., вновь нанес сильный ущерб: собор обгорел снаружи и внутри, были спасены только некоторые св. иконы, утварь и ризница.
Храм после пожара отделывался в течение 10 лет, и богослужение свершалось в теплой его половине. В холодном храме было устроено три престола: главный во имя св. Великомученицы Екатерины, в приделах в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери.
На освободившееся протоиерейское место Свято-Екатерининского собора Владыка Парфений определил Андрея Павловича Казанского, посвятивши его в протоиерея 25 января 1848 года.
В 1853 г. теплая половина собора вследствие ее тесноты была разобрана и к 1855 г. построена вновь в больших размерах. Престолы и по перестройке остались здесь те же, что и прежде.

Слово Преосвященнейшего Феофана, Епископа Владимирского и Суздальского, произнесенное в Судогодском соборе 16 июни 1864 года.
В 1871 г. теплая половина собора была вновь перестроена: своды были разобраны, стены подняты выше, окна устроены в два света. В том же году работы были окончены и храм вновь освящен.

Торжество освящения Екатерининского собора в г. Судогде

14 ноября 1871 г. в городе Судогде совершилось торжество освящения обновленного Екатерининского Собора; освящены в обновленном теплом храме два придела, один - в честь Святителя и Чудотворца Николая, а другой - в честь Св. великомученика Мины. Жители города Судогды давно видели, как неудобно был устроен теплый их храм. Каменные столбы посреди храма искажали вид его: низкий пол, и вверху — каменный свод, придавали храму мрачный вид; от этого, и сырая сама по себе местность, на которой построен собор, разрушительно на него действовала; от ее влияния ни живопись, ни штукатурка не могли прочно держаться на стенах: воздух в храме даже при незначительном стечении молящихся был сырой, удушливый. Но теперь вся эта неблагоприятная обстановка храма, все неудобства его, не усыпными трудами и заботами многоуважаемого местного о. протоиерея Алексея И. Яновского совершенно устранены: они остались только в воспоминании у жителей города Судогды. Пол поднят на значительную высоту: стены храма подняты выше на целый ярус, который украшен новым рядом икон, с разноцветными стеклами: деревянный потолок, утвержденный на необыкновенно прочных балках, поддерживается по местам красивыми, приличными столбами: храм принял великолепный и величественный вид. Входя в собор, невольно поражаешься величием его.
На кануне 14-го дня для участия в торжестве собралось очень значительное число богомольцев и совершено было всенощное бдение. Стройное пение огласило храм: звуки этого пения, свободно переходя по пространству храма, поразительно действовали на молящихся. На другой день, после утреннего богослужения совершено было пред ранней Литургией освящение придела в честь Св. великомученика Мины о. благочинным села Мошка священником Василием Формаковским, с четырьмя священниками.
После Литургии очень назидательную проповедь говорил о. Александр Беляев. Перед поздней Литургией совершено было освящение другого придела в честь Святителя и Чудотворца Николая о. протоиереем Алексеем Яновским с шестью священниками при необыкновенном стечении народа.
После Литургии говорил проповедь, удачно приспособленную к случаю, о. Александр Богословский. Литургия окончилась благодарственным молебствием, на котором возглашено было многолетие Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, строителям храма и всем потрудившимся в этом деле. Торжество это кончилось скромною трапезою в доме купца Е.Л. Безпалова, за которою Судебный Следователь, В. Е. Розанов сказал очень оживленную речь: в ней между прочим г. Розанов говорил о том, как достоуважаемый о. Протоиерей наш умел преодолеть все препятствия при обновлении Собора, и как Господь помог ему так благоуспешно совершить это славное дело, — привести храм в такой вид, в каком многие и не думали видеть его и притом в такое короткое время. В заключение трапезы, по приглашению о. Протоиерея, всеми присутствовавшими пропета была благодарственная песнь Господу Богу: «Тебе Бога хвалим» и тем закончилось торжество. («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 24, 15 декабря 1871 года).

В 1872 г., во время пожара, бывшего в Судогде, сняты были народом с престолов теплого храма «срачицы и опоясания»; поэтому престолы эти были освящены вновь.
В 1875 году разобрана была до основания и холодная половина собора; каменная кладка была окончена к 1878 году; на соборе устроено 5 глав. В 1882 году собор вновь едва не пострадал от пожара, истребившего в Судогде до 150 дворов. на колокольне загорелся шпиль, который и упал на землю.
С 1878 по 1885 г. работы в холодном соборе были приостановлены вследствие появления трещин во внутренних столбах здания. в 1885-86 гг. собор был укреплен; с 1887 г. начались работы по внутренней отделке и украшениям собора. Работы были окончены и собор был освящен в 1891 году. Перестройка собора стоила до 60000 руб.
Огромный по размерам, он вмещал до 5 тысяч человек.
Престолов в нем пять: в холодном во имя св. в.-муч. Екатерины, Покрова Пресв. Богородицы и Казанской иконы Божией Матери, в теплом – во имя св. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Мины.
Утварью и ризницей собор в кон. XIX века снабжен богато. Благодаря неоднократным пожарам в храме не сохранилось почти ничего древнего. Из св. икон особенно была чтима прихожанами Казанская икона Пресв. Богородицы; время происхождения этой иконы не известно. Напрестольное Евангелие печати 1668 г. с подписью по листам: «лета 181 (1673) далъ сiю книгу Евангелiе напрестольное съ Евангелистами патрiаршаго соборнаго двора Феодосiй старецъ, а подалъ по душе и по родителяхъ во Владимiрскiй уездъ въ вотчину Симонова монастыря въ церковь великаго Чудотворца Николая въ слободку Судогду…»
Причт при соборе состоял из протоиерея, двух священников и трех псаломщиков. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала до 470 руб., от служб и требоисправлений до 4275 руб. и арендной платы за церковную землю 255 руб., а всего до 5000 руб. в год. Кроме того, от арендаторов земли получалось 15 четв. ржи и 25 четв. овса и с прихожан собиралось 15 четв. ржи и 16 ч. овса и сена до 20 возов. Церковных домов для причта нет.
Земли церковной имелось: пахатной в отхожих пустошах 116 десят 429 кв. саж., сенокосной 40 дес. 501 саж., под кустарниками и перелогами 149 дес. 1395 саж., а всего 309 д. 1172 саж.; план и межевые книги на землю имелись. Сенокосной землей причт владел сам, из пахатной земли, которая прилегала к г. Судогде, члены причта каждый свою часть отдавал в аренду за пятую часть урожая, а остальная отдавалась вообще за 255 руб. в год.
Приход состоял из города Судогда и деревень: Афонина (4 вер. от церкви), Берега (4 вер.), Хорышева (1 вер.), Загорья (4 вер.), Полхова (3 вер.), Башева (2 вер.), Крастелихи (7 вер.), Степачова (3 вер.), Костина (4 вер.), Рагозина (5 вер.), Демидова (6 вер.), Колодина (7 вер.), Дорофеева (9 вер.), Лаврова (3 вер.), Ушакова (4 вер.), Быкова (7 вер.) и Чубарова (6 вер.). Во всех этих поселениях, не исключая и города, по клировым ведомостям числится 2678 душ муж. пола и 2928 женского.

К собору были приписаны два других городских храма: кладбищенский - во имя обновления храма Воскресения Христова (не сохранился), храм при тюремном замке - во имя благоверного князя Александра Невского.

«Рапорт Благочинного протоиерея Судогодского собора Александра Богословского во Владимирскую духовную консисторию. Во исполнение указного предписания от 23 сего января за № 1590, имею честь донести духовной консистории, что крестьянина деревни Афонина Антония Петрова Ермакова привело к принятию православия составившееся у него, за последнее время, убеждение в неправом состоянии его в расколе. Начало к сомнению его в неправом удалении старообрядцев от церкви заронил в его сердце умерший лет пять назад наставник его по расколу — судогодский мещанин Игнатий Максимов. Пред смертью своею он говорил ему: „ты, Антоша, теперь в возрасте и грамотный, сам можешь понимать и видеть все, сам смотри, какое положение избрать тебе относительно верования. Об одном только тебя прошу: не оставайся в Федосеевском согласии, Федосеевцы ратоборствуют против благословения Божия, — раститеся и множитеся". Эти слова глубоко запали в его сердце. Оставшись без наставника, он стал больше прежнего читать, как старообрядческие, так противораскольнические книги. Брал он у меня сочинения Архимандрита Павла, Свет во тьме раскола, Миссионерское обозрение и некоторые другие книги. При посещениях своих прихожан деревни Афонина с Животворящим крестом случалось мне захаживать к нему в дом, и, если он был дома, толковал я с ним о разных предметах, доходили мы с ним до разногласий наших с ним о вере. Случалось также, что и он также иногда захаживал ко мне, толковали с ним между прочим о вечности церкви и священства на земли, что таинство тела и крови Христовой пребудет до второго пришествия, на все это он отвечал, что все это знает, но всего этого он не видит; разности в обрядах, непорядок в отправлении богослужения в храмах и не редкие примеры неодобрительного поведения священников и вообще духовенства держали его в отдалении от греко-российской церкви, и наши разговоры и беседы с ним кончались ничем. Заметно только было, что он вообще очень волновался и был непокоен душою. Года два назад он выпросил у меня почитать чин присоединения раскольников к православной церкви и, возвращая его мне, ничего не говорил. Будучи по ремеслу портным, он мало жил у себя дома, большею частью переходил из одного селения в другое, где в последние два года в праздники он ходил нередко к богослужению в наши храмы, ходил он также и но раскольническим молельням и при встрече со мною высказывал, что нигде в молельнях ничего хорошего не видал и не слыхал и ему больше нравится служба в наших храмах. Полгода назад он как то опять просил у меня почитать чин присоединения к православию, но что то помешало ему придти ко мне за книгой, и вот уже в начале января приходит он ко мне и говорит, что он в своем положении, в удалении от церкви, не имеет душевного покоя и просит меня присоединить его к церкви. Я с недоверием отнесся к его словам и убеждал его хорошенько обдумать свое положение, так как мать его состоит в расколе, брат и сестры от рождения тоже раскольники. Если он намерен, говорил я ему, присоединиться к церкви в расчетах вступить в брак чрез венчание в церкви, чтобы брак его был прочен, то ему ныне нет надобности этого делать: по нынешнему положению он может вступить в брак, не венчавшись в церкви, и брак его признается законным и дети, имеющие родиться у него, будут тоже признаваться законными. На все это он отвечал мне, мать не препятствует мне присоединиться к церкви, она говорит: воля твоя, как знаешь, так и делай, а брат и сестры тоже скоро присоединятся к церкви, знаю также, что теперь свободно можно вступать в брак, не венчавшись, правительство дало на это полную свободу, признавая браки без венчания и детей рождаемых от таких браков законными и раскольники теперь же сватают ему невесту раскольницу с хорошим приданым, но я этого не желаю, и если женюсь скоро, то возьму за себя девушку из православной семьи. После этого я дал ему согласие по недельном приготовлении присоединить его к православной церкви, что и совершено было мною 18 сего января. Января 31 дня 1906 года» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 8-й. 1906).
Пребывание Евгения, Епископа Муромского, в гор. Судогде 24—25 мая 1911 года.
«Священник Екатерининского собора о. Аркадий Иоаннович Колеров. Проситель ходатайствует о назначении сыну его Вячеславу, обучающемуся в Императорском Московском университете на 3-м курсе, стипендии. Семейство священника Колерова состоит из 5-ти человек детей, из которых обучаются, кроме вышеупомянутого сына Вячеслава, Борис в С.-Петербургском Горном институте, Сергей в Шуйской гимназии и дочь Людмила во Владимирской женской гимназии. Если свободных стипендий в Судогодском уезде не имеется, то священник Колеров просит возбудить ходатайство пред губернским земским собранием о назначении его сыну стипендии из другого какого-либо уезда. Право на получение стипендии имеется» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы очередному уездному земскому собранию 1912 года).
В Судогодском Екатерининском соборе 16 октября 1916 года присоединились к Православной Церкви из католичества чрез отречение от ересей 9 военнопленных чехов: 1. Прапорщик Иосиф Иосифович Зики с именем Анатолий; 2. Подпоручик Властимил Иосифович Бронс с именем Владимир; 3. Подпоручик Рудольф Иосифович Ганк с именем Георгий; 4. Поручик Антоний Антонович Бохинек с именем Владимир; 5. Штабс-капитан Драгомир Францевич Мюллер с именем Драгутин; 6. Прапорщик Вячеслав Вячеславович Фикерле с прежнем именем; 7. Прапорщик Карл Карлович Жак с именем Николай; 8. Кадет Франтишек Францевич Кустка с именем Артемий и 9. Кадет Рудольф Иосифович Ветек с именем Вячеслав. Все новопросвещенные в возрасте от 22 до 32 лет, образования не ниже среднего.


Екатерининский собор. Фотография кон. XIX в.

«На днях к нам в Судогду пришла целая ватага попов и монахов с боголюбовской иконой «божьей матери», как они ее величают.
Пришли, послужили, попели, а потом решили и отдохнуть от «трудов праведных».
Закусили изрядно, попили чайку, а на загладочку самогоночки достали.
Сидят, распивают. Речи гуторят.
Вдруг откуда ни возьмись вкатывается начальник угрозыска. И наткнулся он на «святителей», распивающих самогонку.
Святители так и ахнули—знают, что большевики не церемонятся с самогонщиками.
Н-к проверять документы, а у батей их не оказалось. Обыскали. Нашли 17 миллиардов (?!) денег, по их рассказам 6 миллиардов принадлежит иконе, а 11 миллиардов им.
Отобрали, а потом... святителей повели и в ардом.
Ни за кого бати так не боялись, как за верующих: два часа назад они питали к ним благоговейное чувство, а теперь отвернулись с презрением.
Словом, нечего сказать, здорово подкузьмила «святителей» самогоночка» (И. Иванов. Газета «Призыв», 3 июня 1923 года).
«Завед. детдомом бывший дьякон (г, Судогда). Судогодское УОНО произвело чистку среди работников школ и детдомов. Чистке подверглись исключительно дети священно-служителей.
Но вот похвалить за то, что заведующий детдомом имени Ленина—бывший дьякон, так и остался завом,— не приходится.
Почему это случилось так? Протекция или что-нибудь другое тут?!..» («Призыв», 20 июля 1924).
«Мирно и домовито живут здесь три священника: Чернобровцев, Виноградов и Невский. Служат обедни и всенощные, замаливают грехи судогодцев. И вдруг неожиданно, как снег на голову, несчастье. Три обыска. Какой-то человек, не иначе, как «тайный агент», приходит, составляет протокол, отбирает залог и предлагает перепуганным служителям священного культа явиться через три часа в уголрозыск.
Ровно через три часа. Не раньше. Вероятно, эти часы были часами прощания с жизнью, мучений и тревог. Назначенный срок пришел. Двери уголовного розыска – перед глазами «батюшек». Но что же оказалось. Уголовный розыск никаких обысков не производил. Обман, мошенничество! А на следующий день во Владимире губрозыском был задержан страховой агент Виноградов, который и оказался тем самым «тайным агентом», производившим обыск» («Призыв», 31 дек. 1925).
В 1930 г. собор «по просьбе рабочих» закрыли, устроив в нем зерносклад.


Начало разрушения собора, 1959 год.

Колокола сброшены, 1959 год.

В 1959 г. основная часть храма была взорвана и разобрана, а оставшаяся теплая часть храма переделана под «Дом культуры».
В 1990 г. была зарегистрирована православная церковная община в честь Великомученицы Екатерины, но здание «дома культуры» с отстающей штукатуркой и протекающей крышей был возвращен церкви только через четыре года.
По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в западной части собора был установлен временный алтарь. Из-за нехватки средств пришлось сперва восстанавливать меньший по размеру храм во имя благоверного князя Александра Невского, где и приводились первоначально богослужения.
В ноября 1999 г. началась подготовка и проведению капитальных реставрационных работ по восстановлению Свято-Екатерининского собора в сохранившихся объемах с восстановлением утраченных архитектурных элементов.
18 октября 2001 г. установили и освятили первую главку с крестом над южным приделом.
28 декабря 2003 г. был освящен придел в честь святого мученика Мины Александрийского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения.
В последующие годы были проведены работы по восстановлению крыши, ремонту внутренних помещений, установлению газового отопления.
В 2010-2011 гг. возле храма вновь возведена кирпичная ограда с входной часовней в псевдорусском стиле.


Часовня ограды. Освящена в честь: Екатерины великомученицы.

В апреле 2012 г. над был установлен крест центрального купола собора.
В 2013 г. к храму была пристроена алтарная часть, внутри храма проведен значительный объем работ: оштукатурены стены, пол выложен плиткой, установлен каменный престол, проведено отопление с электричеством, написаны иконы для иконостаса, установлен резной иконостас и многое другое. 7 декабря митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий освятил отреставрированный центральный придел в честь святой великомученицы Екатерины.




Екатерининский собор. Фото 2014 г.

Южный придел в честь святого мученика Мина Александрийского.

Звонница Екатерининского собора

Престольные праздники:
2 марта, 23 декабря - святого мученика Мины.
7 декабря - святой великомученицы Екатерины.
Проводятся внебогослужебные собеседования для взрослых.

В 2014 году была организована Свято-Екатерининская православная школа города Судогда по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия.

Приписные храмы:
г. Судогда, храм святого великого благоверного князя Александра Невского;
Спасо-Преображенский храм д. Гладышево;
Свято-Троицкий храм д. Вольная Артемовка.

Кладбищенская церковь во имя обновления храма Воскресения Христова

К городскому собору в г. Судогде была приписана Кладбищенская церковь.
Отдельная церковь на городском кладбище построена, вероятно, вскоре после переименования слободки Судогды в город. антиминс здесь освящен в 1791 г. Виктором, епископом Владимирским. В 1853 году деревянная кладбищенская церковь была ремонтирована и распространена и с того времени существовала без изменений.
Престол в ней один во имя обновления храма Воскресения Христова.
Особой утвари и ризницы при церкви не имелось; при богослужении и то и другое приносилось из собора. Богослужение совершалось соборным причтом.
Город Судогда.
Судогодский район.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Судогодский район | Добавил: Николай (24.05.2016)
Просмотров: 3831 | Теги: Храм, Судогда | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru