Слово Преосвященнейшего Феофана, Епископа Владимирского и Суздальского
Произнесено 16 июни 1864 года, во вторник недели всех святых, в Судогодском соборе, при обозрении Его Преосвященством Епархии.
Господь и Спаситель наш в нынешнем Евангелии предостерегает верующих от лжеучителей, говоря: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7, 15.), т.е. смотрите, не доверяйтесь этим смиренникам, кои лестью будут уловлять души ваши в пагубу, не принося к вам здравого учения, — а глаголюще всегда развращенная, чтоб отторгать людей от единостии веры в след себе. Провидел Господь, что в среду чад Его Церкви внидут волцы тяжции и нещадящии стада, потому возбуждает зоркую бдительность: смотрите, неувлекайтесь! И вы знаете сколько было этих волков. Одни хотели повредить Христианство примесью Иудейства, как Иудействующие еретики; другие покушались заразить его мечтами языческих мудрований — (гностики); иные извращали учение о православной Троице, как Павел Самосатский; те отвергали Божество Иисуса Христа, как Арий, — а эти — не чествовали в учении о Пресвятом Духе, как Македоний. За ними восставали монофизиты, монофелиты, иконоборцы; далее паписты и лютеране со всеми своими порождениями. И у нас в России, вскоре по принятии Св. Веры Христовой явился Мартин армянин, похожий на нынешних раскольников, потом стригольники, жидовствующие, молоканы, хлысты, и раскольники со всеми их несогласными согласиями и бестолковыми толками.
Святые Апостолы и их преемники, исполняя предостерегательное слово Господа, строго смотрели за всеми сими уклонениями от истинного учения Христова и тотчас, за появлением их, обличали их и частно и паче на соборах, и всех верующих оглашали: смотрите... тут и тут лож, не следуйте тому. Так обличены и отвергнуты древние еретики: Арий, Македоний, Несторий, Евтихий, Иконоборцы, — так — паписты и лютеране. Так обличены и отвергнуты и наши раскольники.
Здравое учение Господа и Спасителя нашего от Него Самого принятое и св. Апостолами и их преемниками всюду распространенное утверждено и ограждено, и в своей неповрежденной целости хранится св. православною Церковью. Цело и не повреждено оно и к нам дошло и составляет драгоценное достояние наше. Возблагодарим Господа о сем неисповедимом Его даре!
Миром наслаждается ныне св. Церковь, нет гонений, невидно и каких либо влиятельных лжеучителей! Смиренные чада Церкви, с покорною верою внимая святому ее ученью и оснащаясь божественными ее таинствами, — всякой по силе своей содевает свое спасение, чая получить вечное блаженство по скончании живота своего.
Но ложь не мирна и лживые пророки покоя себе не имеют. — И вот, врагом всякой истины возбуждаемые, они восстают на Господа и Христа Его и своими криво толкованиями хотят затмить светлое учение Христово и развратить умы простосердечно верующих и честно живущих по законам св. Веры. В большей или меньшей мере сии лжеучения конечно доходят и до нашего слуха. Почему долг мой исполняя, и первый мой сей приезд к вам, не неприличным нахожу обратиться к вам словами нынешнего Евангелия: внемлите от лживых пророк... остерегайтесь распространителей лживых учений. Говоря сие, я разумею и всякую вообще лож каких много ходит ныне в писаниях и речах человеческих, но паче лож, раскольническую. — Всякая другая лож тотчас видна. Она противна символу Веры нашей и проповедуется во имя разума, для коего верующие не суть ученики, а учители. А лож раскольническая может обольстить, ибо проповедуется от имени Апостолов и св. Церкви, будьте древле—отеческое какое учение. Расколоучители ложно прикрывают себя сим титлом. Апостолам сказал Господ: «се посылаю вас, как агнцев посреди волков», и расколоучители, прикрываясь именем апостольского учения, являются в агнчей одежде: но как проповедуют лож, то и суть воистину волки в сей овчей одежде. Внемлите же от сих хищных волков... Смиренно они прокрадываются в домы и как некогда змий Еву прельстил лукавством, так и они развращают разумы не утвержденных. Они все твердят, что их толки суть древле-отеческое предание. Какое древле-отеческое?! Все это новые выдумки. Древле-отеческое предание содержится православною Церковью. Мы заимствовали св. учение от св. Православной греческой Церкви и все священные книги от ней к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные их начали портить, и в продолжение сего времени все портили и портили, и наконец до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было... Эти порчи, внесенные в книги все без изъятия были новины... Когда потом их отменили и книги поставили в тот вид, как было издревле, разве это значило, что новину внесли в книги? Не новину внесли, а возвратили на старое. В наших книгах теперь все так, как в греческих и как в наших древних, после равноапостольного Князя Владимира. Поди кто хочет, посмотри в Патриаршей Библиотеке в Москве старые книги и сам уверишься... Стало старые книги у нас, а не у них, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины: книги новы, и предание ново... Поясню вам это примером: Софийский собор в Киеве, древнейший, был расписан из начала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись, и по новой штукатурке снова расписали храм. Старое осталось под низом. А вот в недавнее время эту новую штукатурку и с расписанием отбили и восстановили то расписание, которое было под нею — древнейшее... Что это новину они внесли в Софийский храм, или поставили его в древний вид?! Конечно в древний вид поставили. Теперь Софийский храм находится, как был в древности, а не то, что был лет за 20. Вот так и с книгами было. Когда выбросили из них все вновь внесенное, не поновили их, а на древнее возвратили, наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические, испорченные.
Так и отражайте, когда кто из раскольников начнет толковать вам, что у них древние книги. Их книгам не больше 2-х много 3-х сот лет, а
нашим 1000 есть и более. А когда станут они уверять, что у них древлеотеческое предание, — спросите их: где у вас древлеотеческое предание? У поповцев или беспоповцев, у филиповцев или федосиевцев? У спасова согласия или у перекрещенцев или у новых австрийских проходимцев? Разве древлеотеческих преданий десять? Ведь оно одно... Когда у них оно не одно — стало, оно не есть древлеотеческое, а все человеческая выдумка. У нас оно одно, — и совершенно согласно с древнейшим преданием нашим, — согласно с греками и всеми православными христианами на всей земле существующими. У нас всюду согласие, а у них всюду разногласие. В иной деревне толка три четыре, а то — и в одном доме тоже случается, и друг с другом не сообщаются. Где же тут единая Церковь Христова? Какое же это тело Церкви, когда все члены распались и разошлись в разные стороны. Где же это едино стадо? И как можно сказать, что единый истинный Господь, истинный есть их Пастырь?
Судя посему ясно, как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви; а когда нет Церкви, нет и спасения, ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом. Церковь Христова имеет Священство. У них нет священников, стало нет и Церкви. Церковь Христова имеет таинства. У них некому совершать таинств, следовательно у них и Церкви нет. Как они это дерзают еще отверзать уста свои и приступать к православным и совращать их? Спасать, говорят, хотим. Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут, и других ведут в пагубу, а не спасают... Заметьте себе: спасение без благодати невозможно, благодать не дается без таинств, — таинства не совершаются без священства, нет священства, нет таинств; нет таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения. Иные из них говорят, вот мы нашли теперь священство, или завели корень священства... Завели корень, да гнилой, бесплодный. Сами посудите: Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением, связан законной властью. Сей законной власти обетовал Господь: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех». Стало быть и Амвросий тот был связан на небе. Если он связан на небе, то как он, связанный на небе, мог сообщать небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить, и не сообщал, и все которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают и священниками и епископами. Это одни имена, как когда дети, играя, дают себе разные титла: полковника, генерала, главнокомандующего. Пусть, говорят, запрещен был. Его разрешили старцы. Дивное дело! Простые миряне разрешают епископа и возвращают ему власть епископствовать. Разве не знаете, что разрешать может только тот, кто имеет власть и рукополагать. Старики же и дьячковского посвящения поимели. Как же могли они возвратить епископу епископскую силу, когда это тоже есть что и рукоположить? Не возвратили; и Амвросий остался запрещенным, несмотря на смешные над ним обряды. Если запрещен, то благодать в нем пресечена, если пресечена, то не могла изливаться и на других. Когда, например, вода идет по желобу, то от него она переливается и на другие желоба и сосуды, а когда желоб запереть, вода не потечет по нему; не потечет, — не перельется и в другие места и вещи. Так и Амвросий, пока не был запрещен, был подобен желобу, переливающему воду, а когда подпал под запрещение, стал тоже, что желоб сухой, запертый и не мог уже другим сообщать воду благодатную, которой сам не имел. Так напрасно обманывают себя некоторые из раскольников думая, что достали священство. Имена завели, — а дела нет. Так-то, православные Христиане, и не слушайте этих льстивых словес. Нет в них истины, а одна лож, и обман. Сами себя обманывают и других ввергают в тот же обман. Истина Божия ясна. Она не прячется, а идет открыто, и предъявляет все свидетельства своей истинности. Мы стоим на твердом камени — «наздани на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу». Сие ведяще мужественно стойте в вере, и с дерзновением свидетельствуйте истину ее, — и не только не поддавайтесь раскольникам, а напротив их старайтесь привлечь на свою сторону, искренно убеждая, что они впали в лож заблуждение, и стоят на пути погибельном, держась новин, которые по обману считают стариною. Аминь.
Феофан (Затворник) Свято-Екатерининский собор г. Судогды.Copyright © 2016 Любовь безусловная |