Пребывание Евгения, Епископа Муромского, в гор. Судогде в 1911 году
Пребывание Евгения, Епископа Муромского, в гор. Судогде 24—25 мая 1911 года
25 мая, в табельный день рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны, Преосвященный Евгений назначил в г. Судогде совершение Божественной литургии.
Возможность помолиться за Архиерейским Богослужением, так сказать, „у себя дома" несказанно обрадовала Судогодских граждан и они с большим одушевлением начали готовиться ко встрече дорогого гостя (Последний раз Архиерейское богослужение совершалось в гор. Судогде 25 — 26 августа 1906 года Преосвященным Александром, ныне Епископом Юрьевским, когда он приглашен был на погребение местного фабриканта Потомств. Почет. Гражданина Косьмы Львовича Голубева.). 24 мая день был ясный и теплый. Около 5 час. вечера раздался звон „ко встрече" и народ, разодетый по праздничному, отовсюду стал собираться к собору, а также и по пути следования Владыки.
В этот день Преосвященный Евгений, не щадя своего здоровья (Владыка в этот день обозрел церкви: села Сарников, пог. Тимофеевского, с. Заястребья и с. Новониколаевского, Судогодского уезда.), торопился поспеть в гор. Судогду ко всенощному бдению и прибыл благополучно в 5 ½ часов вечера в сопровождении епархиального миссионера о. А. Акципетрова, диакона Вознесенской гор. Мурома церкви И. Погостовского и иеродиакона Ефрема. Свято Екатерининский собор, весьма обширный, моментально наполнился народом. Встреченный „по чину" местным духовенством на площадке, Владыка, приложившись ко кресту и окропив себя св. водою, направился в собор. Едва только он вошел, соборный свящ. В. Виноградов обратился к Нему с приветственною речью:
„Преосвященнейший Владыко, дорогой наш гость! Сердечно приветствуем Тебя с счастливым совершением далекого пути и благополучным прибытием в наш богоспасаемый город. Господь да управит стопы Твоя! Гряди во имя Господне! Вниди в дом Бога Живаго и поклонися ко храму святому Его. Посещение Твое исполняет сердца наши великой радости. День сей, его же сотвори Господь, выходит у нас из ряда дней обыкновенных и становится для нас радостным праздником. „Возведи очи Твои и виждь: се бо приидоша к Тебе чада Твоя. Се мы оставихом все житейския суеты и пришли, дабы принять Твое Архипастырское благословение и помолиться вместе с Тобой и за Тебя. На долю нашу редко выпадает счастие лицезреть своих Архипастырей, этих непосредственных носителей власти Пастыреначальника нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов. Неудивительно, поэтому, что настоящее общение с Тобой доставляет нам истинное удовольствие, подобное тому, какое испытали апостолы Христовы на горе Фаворе, когда они увидали преобразившегося пред ними во славе Господа своего. „Учитель! Хорошо нам зде быти“ — „воскликнули они в восторге устами ап. Петра (Map. IX, V). „Хорошо, скажем мы, и нам с Тобой быти, Владыко святый, так хорошо, что мы желали бы, чтобы пребывание это продолжилось елико возможно дольше, если не навсегда. Но при всем нашем желании сомневаемся мы, однакож, что и Тебе у нас будет также хорошо. Наш соборный храм не имеет за собой седой старины. Он построен на сем месте всего лишь во второй половине прошлого столетия, а потому не найдешь Ты здесь никаких археологических редкостей и достопримечательностей. Таковые, по свидетельству соборной летописи, некогда и были, но все уничтожены страшным пожаром 6-го августа 1806 года вместе с тогдашним храмом. Воззри разве вот на пречистый лик Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы в честном Ея Казанском образе, издавна чтимом местными жителями, на лик Заступницы Усердной всего рода христианского и нашей скорой помощницы в напастех, скорбех и болезнех.
Итак, Преосвященнейший Владыко, в мире и единомыслии помолись с нами Господу Богу нашему о покровении святого храма сего и служащих в нем, помолись о милости, жизни, здравии и спасении всех предстоящих и молящихся в нем, о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, помолись и о еже сохранитися граду сему от труса, смертоносные язвы, особенно же огня и междоусобные брани. О Господе только да возрадуется душа Твоя у нас. Он „облече бо Тя в ризу спасения и одеждею веселия одея Тя". Верим, Владыко святый, что много может Твоя усердная молитва!
Да просветится свет Твой пред человеки, яко да видят добрая Твоя дела и прославят Отца нашего, иже на небесех.
Земной поклон Тебе, грядущему во имя Господне".
Владыка внимательно выслушал речь, и, не смотря на утомление, благодарил за приветствие и выразил, что любовь к себе, как Архипастырю, со стороны во множестве собравшегося народа, он предвидел, так как встречал ее и везде при обозрении церквей, и глубоко ценит; эта только любовь и побудила его совершить в Судогде не одну литургию — завтра, но и всенощное бдение — сегодня, хотя это и стоило ему усиленных трудов. Затем, при пении задостойника праздника Вознесения Господня Владыка проследовал в Екатерининский алтарь. Началось обычное молебствие, закончившееся многолетием Царствующему Дому, Свят. Прав. Синоду, Архиепископу Николаю, Епископу Евгению и пр. Особенно трогательно было возглашение самим Владыкой: „прихожанам храма сего с их пастырями и гражданам гор. Судогды подаждь Господи мир, тишину, изобилие плодов земных и многая лета".
Пред окончанием краткого молебствия Преосвященный Евгений, не взирая на свое утомление, обратился к собравшемуся народу с задушевным словом. „Иисус Христос, положив основание церкви Своей на земле“, приблизительно так начал Владыка, поручил дальнейшее Ея устройство и распространение Своим ученикам. Апостолы Христовы с усердием начали это дело, повсеместно стали устроить христианские общины и церкви, которые сначала были небольшие, по времени же число как этих общин, так и членов их стало увеличиваться более и более. Основанные общины апостолы часто посещали для предохранения от разных заблуждений и для большого утверждения в вере Христовой. Так и в настоящее время, продолжал Владыка, по примеру апостолов, преемники их, епископы время от времени посещают христиан в разных местах, чтобы знать об их житии и уповании и преподать им свое наставление и утешение. Особенно посещения эти необходимы в последнее время, когда много стало появляться всюду всяких лжеучителей и Неверов, которые всячески стараются расшатать веру Христову. С 1905 — 1906 гг. непризванные народные радетели и лжеучители, эти волки в овечьей одежде, и словесно, и путем литературы настойчиво стали проповедывать, что Бога нет, что Христос — не Бог и Он не воскрес, что не нужно властей и церквей". Допуская, что от современных веяний не свободны, может быть, и некоторые из его слушателей, что и до них, вероятно, доходят всякого рода безбожные листки, книжки и брошюры, Владыка в коротких словах, путем примеров и сравнений, указывал на нелепость отрицания бытия Божия, воскресения Христова и бессмертия души. „Нет, говорят, Бога? Но как же тогда могла возникнуть у людей самая мысль, идея, о Боге? Ведь в нашем сознании может быть только то, что есть в действительности, в опыте. Отсюда, если бы не было Бога, то не было бы и самой идеи, мысли о Боге, которая, однакоже, существует со времени появления человека". Нет Бога? „Но кто же сотворил этот видимый мир? Вот, наприм., сей величественный храм, мог ли явиться он сам собою? Конечно нет. Для сего нужен был архитектор, нужен был материал, необходимы были рабочие. И весь прекрасный мир со всеми светилами небесными мог ли явиться без Бога, сам собою? Могло ли неразумное, косное вещество создать разумные, свободные существа людей? „Христос, говорят, не воскрес". А как же видели Его апостолы? Ведь они видели Иисуса Христа в течение целых 40 дней до самого Его вознесения на небо, неоднократно беседовали с Ним и даже осязали Его. Это и дало им веру в Воскресшего, т.е. непосредственный опыт и непосредственное убеждение. Можно ли после того сомневаться в этом? „Нет, говорят, души, не будет и воскресения". Но чем бы тогда человек отличался от животных? Человек ведь сотворен по образу и по подобию Божию. В нем самой природой вложено высшее стремление к истине, добру и красоте, к личному развитию, усовершенствованию и пр. Как быть с этим? Говорят еще „не нужно властей". Но пока будет разнообразие в силах и способностях людей, нужда в помощи других, до тех пор будет общество, будет и власть. В заключение Владыка предостерегал слушателей от увлечения всяким ветром учения и увещевал твердо стоять в вере по примеру первых христиан, которые за веру Христову жертвовали не только имуществом своим, или почестями, а даже и самою жизнию"...
По окончании слова, которое выслушано было предстоящими с напряженным вниманием и произвело сильное впечатление, Преосвященный Евгений принял приглашение соборного старосты П.К. Голубева посетить его дом, хотя для небольшого отдыха, а тем временем сделал распоряжение начать звон ко всенощному бдению. Не прошло и получаса, как Владыка снова прибыл в собор. Всенощное бдение совершал священник Вл. Виноградов с диаконом И. Погостовским, диаконом М. Арсеньевым и диаконом-псаломщиком В. Взоровым при пении соборных певчих. На литию же и величание выходил сам Преосвященный совместно с протоиереем А. Богословским, священниками: А. Акципетровым, А. Колеровым и иеродиаконом Ефремом. После величания Владыка остался на кафедре и всех до единого помазал освященным елеем. Бдение кончилось в 9 ½ час., и Преосвященный Евгений отбыл в дом соборного старосты, где ему был предложен ужин и ночлег.
На другой день 25 мая звон к литургии начат был по обычаю в 8 ½ час. утра, а ровно в 9 ч. прибыл и Владыка. Во время звона была совершена священником Вл. Виноградовым проскомидия. В совершении литургии со Владыкой принимали участие вышепоименованные священнослужители, кроме священника А. Колерова, который литургию совершал в тюремной церкви, а в соборе вместо причастного стиха говорил назначенную ему на этот день по расписанию проповедь. По окончании литургии совершен был положенный благодарственный молебен, на который, кроме служащих со Владыкой, выходили еще священники: соборный А. Колеров и прибывший из соседнего погоста Спас-Бесед о. Вл. Орлов. Пред многолетием неутомимый Владыка счел нужным еще раз сказать народу с своей кафедры несколько прощальных слов, направленных против анархистов. Объяснив, в чем состоит теория анархизма и чего анархисты добиваются, Преосвященный Евгений опять путем примеров доказывал необходимость власти вообще и особенно власти Государя. Указав на примеры разных насекомых и животных: на пчел, у которых есть матка, руководящая целым ульем, на муравьев, у которых есть свое начальство, распоряжающееся работами всего муравейника, на стада животных в степи, где также бывают особые вожаки стада, Владыка затем выяснил, почему нужна власть в каждой семье в лице главы семейства, в каждом даже малом обществе в лице начальника, а в таком великом обществе, как Государство, в лице Государя Императора. Посему-то апостол и умоляет нас, говорил Владыка, „творить моления за Царя и за всех, иже во власти суть", так как „сущий власти от Бога учинены суть" и только при полном подчинении властям возможно „тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте". Затем Владыка доказал, что полное равенство людей на земле не достижимо и, напомнив о кровавых событиях 1905 — 1906 гг., как плодах атеистических и анархических идей, увещевал, в заключение, слушателей не увлекаться этими тенденциями и быть верными Государю. После слова Владыки произнесено было многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Окончилась литургия в начале первого часа по полудни.
По окончании литургии Преосвященный Евгений направился в сопровождении протоиерея А. Богословского в трапезную церковь, осмотрел здесь антиминсы на престолах во имя Святителя Николая и во имя Великомученика Мины, осматривал запасные Дары и св. Миро, интересовался состоянием соборной библиотеки, а затем возвратился в главный Екатерининский собор, где Его Преосвященство дожидались ученики городского 4-х классного училища, а также городских приходских — одноклассного мужского и двухклассного женского во главе со своими законоучителями, учителями и учительницами. Владыка испытывал учащихся в знании Закона Божия и ласково беседовал с ними и с учащими. Почти уже в 2 часа Владыка отбыл, преподав каждому подходящему к нему свое благословение, из собора в дом старосты П.К. Голубева, где радушным хозяином был ему предложен чай и завтрак. Наскоро подкрепившись и без всякого отдыха, Преосвященный Евгений направился в тюремную церковь во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского, по осмотре которой посетил и тюрьму, где обошел все камеры, милостиво с каждым заключенным разговаривал, а в общих камерах заставлял узников петь молитву за Царя. Отсюда Владыка отправился в кладбищенскую церковь во имя Воскресения Христова. Осмотрев все храмы, имеющиеся в городе, Владыка нашел нужным посетить, хотя на короткое время, дома протоиерея и священников, чтобы преподать их семьям свое Архипастырское благословение.
В 4 часа Преосвященный Евгений отбыл из города Судогды в сельцо Муромцево, имение Губернского Предводителя Дворянства В.С. Храповицкого, находящееся в 2-х вер. от города, для осмотра тамошней церкви (Церковь эта приписана к Судогодскому Екатерининскому собору, хотя сельцо Муромцево состоит в приходе села Новониколаевского.). Его сопровождали: протоиерей А. Богословский, о. миссионер А. Акципетров, диакон И. Погостовский и иеродиакон Ефрем. В храме сопровождавшими лицами с присоединением и местного священника И. Невского Владыка был встречен с крестом и св. водой. Здесь Он совершил, по обычной встрече с поименованными священнослужителями молебен св. мученице царице Александре, имени коей посвящен храм. Молебен закончился многолетием, после которого Преосвященный Евгений также не оставил молящихся без назидательного поучения. Из храма управляющий имением И.П. Свавицкий (он же и церковный староста) пригласил Владыку посетить дом его хозяина В.С. Храповицкого (которого самого в это время не было дома), где был предложен чай и обед. В 8 час. вечера Владыка возвратился в г. Судогду в дом П.К. Голубева. До отхода ко сну здесь он занялся осмотром разного рода причтовых книг и документов.
Таким образом табельный день 25 мая в 1911 году сделался для Судогодских жителей сугубо высокоторжественным. Многие даже крестьяне из окружающих деревень, обычно работающие по царским дням, теперь оставляли работы и приходили помолиться за Архиерейским богослужением.
В 6 часов утра 26 мая Его Преосвященство, весьма душевно распростившись с гостеприимными хозяевами, а также и с собравшимися его проводить членами причта и преподав всем последнее Архипастырское благословение, с миром отбыл из гор. Судогды для дальнейшего следования по направлению к селу Ликину, оставив по себе у всех память «неутомимаго труженика». Священник Владимир Виноградов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 27-й. 1911 г.).
Владимиро-Суздальская епархия.